Звуки рога для охоты

Призывные звуки рога А. Зейдер

В октябре начинается охота с гончими, которую трудно себе представить без охотничьего рога. Но где же взять этот необходимый для охотника предмет снаряжения! В московские магазины поступают охотничьи рога из латуни; в других же местах достать их трудно. Редакция получает немало писем читателей с жалобами на невозможность купить рог. Так, охотник А. К. Карпов из г. Кропоткина (Краснодарский край] пишет: «В нашем обществе охотников за последние пять лет получила большое распространение охота на лисиц с гончими. Но красота и моральная удовлетворенность охотой омрачаются тем, что никто из наших владельцев гончих собак не имеет охотничьего рога, и собак снимать с полаза приходится криком, свистом, а это получается несолидно, да и собаки крик и свист на большом расстоянии плохо слышат. Я был во многих городах и нигде не мог приобрести охотничий рог».

В октябре начинается охота с гончими, которую трудно себе представить без охотничьего рога. Но где же взять этот необходимый для охотника предмет снаряжения! В московские магазины поступают охотничьи рога из латуни; в других же местах достать их трудно. Редакция получает немало писем читателей с жалобами на невозможность купить рог. Так, охотник А. К. Карпов из г. Кропоткина (Краснодарский край] пишет: «В нашем обществе охотников за последние пять лет получила большое распространение охота на лисиц с гончими. Но красота и моральная удовлетворенность охотой омрачаются тем, что никто из наших владельцев гончих собак не имеет охотничьего рога, и собак снимать с полаза приходится криком, свистом, а это получается несолидно, да и собаки крик и свист на большом расстоянии плохо слышат. Я был во многих городах и нигде не мог приобрести охотничий рог».

Читайте также:  Охотник повелитель зверей шадоу лендс

Количество таких писем возросло после появления статьи М. Сергеева «Охотничий рог» (см, «Охота и охотничье хозяйство», 1977, N4 9). Многие читатели, отчаявшись приобрести рог в магазине, просили рассказать, как самому его изготовить. Идя навстречу этим пожеланиям, мы поместили заметку Ю. Герасимова «Самодельный охотничий рог» (там же, 1977, № 10).

Редакция считает, что необходимо наладить снабжение охотников охотничьими горнами в тех городах и районах, где в них ощущается необходимость. Учитывая значение этого вопроса и большой интерес к нему читателей, мы публикуем в этом номере статьи, знакомящие с пра­вильным применением рога и с его использованием охотниками ГДР. В этом же номере напечатана статья А. Ливеровского об охоте с гончими, на которой широко используется охотничий рог.

Последняя честь взятому зверю.
А. Зейдер

Прочитав в журнале «Охота и охотничье хозяйство» (1977, № 9) статью М. Сергеева «Охотничий рог», мне захотелось более подробно остановиться на проблеме, которая теснейшим образом связана с охотничьей культурой: ведь охотничий рог, безусловно,— один из важнейших элементов охотничьей культуры.

Свежее, радостное звучание рога открывает день охоты, волнующий своими переживаниями, интересный неповторимыми, неожиданными происшествиями, богатый событиями. Широкий и красивый звук рога сливается с красотой природы: охотничий рог отдает последнюю честь взятому зверю. И как сладко начинает биться сердце охотника, когда звучит сигнал «Начало охоты» или «Зверь взят».

К сожалению, в магазинах охотничий рог бывает редко, и большинство охотников вынуждены пользоваться либо сигнальным железнодорожным рожком с медным язычком и резким звуком, либо стволом ружья, либо другими сигнальными приспособлениями—вплоть до простого свистка. Слыша эти противоречащие охотничьей культуре звуки, пропадает вся прелесть, вся красоте, вся радость охоты.

Читайте также:  Карабин для охоты 308 калибр рейтинг

Употребляемые в настоящее время охотничьи рожки типа «валторны» в два кольца (рис, 2) имеют общую длину 1300 мм. Охотничьи рога такой формы и длины имеют настрой in В, то есть си бемоль. На таком натуральном (без винтилей) роге можно извлекать семь звуков разной высоты (рис. 3). Те из охотников, которые могут на роге извлечь два последних звука — си бемоль и до, считаются мастерами своего дела.

Чтобы звук был сочнее, обычно витки рога покрывают либо сукном, либо кожей. Рог снабжают мундштуком от обычной оркестровой трубы, желательно с более глубокой чашечкой. С боку прикреплен узенький ремешок из кожи, чтобы носить рог через плечо. Диаметр чашечки мундштука может быть 16— 17 мм, патрубок — 3,7—4 мм. Приведенные размеры, по-моему, подходят каждому, кто хочет пользоваться рогом, хотя все зависит от строения губ и техники дыхания.

В зимнее время металлический мундштук советуем заменить пластмассовым. Как те, так и другие время от времени поступают в продажу в магазины музыкальных инструментов.

Как же следует обращаться с охотничьим рогом? Берем его в правую руку, чтобы раструб был направлен кверху с небольшим отклонением вправо (рис. 1), а если рог в левой руке, то соответственно наклонение должно быть в левую сторону. Локоть руки, держащий рог, должен быть отставлен от туловища примерно на 20—30 см, чтобы свободно дышалось. В таком положении мы прикладываем мундштук рога к губам так, чтобы верхняя губа прикрывала 2/5 части чашечки, а нижняя — 3/5.

До того как набрать воздух в легкие и начать дуть, советуем несколько смочить губы языком, чтобы они были более чувствительными и эластичными при извлечении звука. Губы должны быть несколько напряжены, но ни в коем случае не перенапряжены.

Воздух следует набирать в то время, когда мундштук прижат к губам. Набирать воздух следует углами рта, закрытыми мундштуком. Количество вобранного воздуха должно быть достаточным для того, чтобы исполнить фразу средней длины. Перед тем как начать дуть, язык должен находиться за верхними зубами, а долю секунды спустя после того, как начнем выдувать воздух, его следует слегка оттолкнуть назад, к гортани.

Чтобы было ясно, как образуется звук, предлагаю упражнение без мундштука и рога. Подготовка та же, то есть нужно смочить языком губы, набрать необходимое количество воздуха и расположить язык за верхними зубами. Теперь прежде чем начнете выдыхать, откройте слегка напряженные губы так, как если бы вы выпускали дым при курении. Дальше, при помощи смоченных губ и подавая воздух, оттолкните язык к гортани и начните издавать звук, похожий на жужжание пчелы. Это и есть тот «материал», на котором рождается звук из рога. Когда это упражнение будет вами освоено, попробуйте повторить его с мундштуком, а затем с мундштуком и рогом. Так вы научитесь извлекать правильный звук из охотничьего рога.
А теперь нужно освоить приведенный звукоряд (рис. 3). Чтобы исполнять охотничьи сигналы, прежде всего следует выучить мелодию каждого сигнала. Это избавит вас от механического поиска отдельных звуков.

Для того чтобы переходить от одного звука к другому, следует напрягать слегка губы (как для улыбки). Таким образом, вы легко сможете подыматься по звукоряду, а чтобы возвращаться вниз, надо постепенно снимать напряжение губ.

Советуем для упражнения пользоваться приведенным звукорядом, не касаясь первоначально верхних си бемоль второй октавы и до третьей октавы. Следите за тем, чтобы толчки языком были правильными, издаваемый звук — чистым, широким и прямым, чтобы звук не был понижен или завышен.

Пользуясь случаем, хочу рассказать о некоторых достижениях в развитии охотничьей культуры в среде эстонских охотников.

С развитием спортивной охоты в Эстонской ССР постепенно повышаются и требования в этой области. Охотничий рог, как уже было сказано, является одним из важнейших компонентов охотничьей культуры и, кстати говоря, пока что единственным средством связи между участниками охоты.

Сам я по специальности музыкант (трубач) и более двадцати лет играю в оркестре Эстонского телевидения и радио. Многие годы увлекаюсь охотой и являюсь членом Эстонского охотничьего общества. И вот правление общества предложило мне написать для наших охотников охотничьи сигналы. В 1973 г. я их написал, постаравшись ввести в них элементы народной музыки, придать им колорит народных напевов.

Эти сигналы мы записали на пленку и разослали для ознакомления во все республиканские охотничьи клубы.

На наших республиканских и районных слетах охотников один из обязательных видов соревнований — исполнение охотничьих сигналов на охотничьем рожке. Тут выявляются лучшие в индивидуальном и групповом исполнении. Эти соревнования показали, что наши охотники хорошо освоили новые сигналы и теперь пользуются ими на охоте.

Но мой первый опыт ограничился лишь сигналами: «Начало охоты», «Конец охоты», «Сбор» и «Зверь взят» (рис. 4), которые на охоте можно исполнять одно-, двух-, а также трехголосо, соответственно на одном, двух и трех охотничьих рогах (рис. 5, 6, 7). Сигналы эти задуманы для коллективной охоты на лося, косулю, кабана. Теперь у меня в плане сочинить специальные сигналы для охоты на лисицу, волка и некоторых других зверей.

А. ЗЕЙДЕР, заслуженный артист Эстонской ССР, охотник-любитель
«Охота и охотничье хозяйство №10»
1978 г.

Звуки рога для охоты

Минувшие дни. То опавшими листьями
Недвижно лежите, укрыты порошами.

Русские роговые охотничьи сигналы. Звуки охотничьего рога.

Мастерская охотничьих роговЪ представляет русские традиционные роговые охотничьи сигналы, применявшиеся на комплектных псовых охотах, в настоящее время применяются при ружейной охоте с гончими, по Губину и Сабанееву. Сигналы исполнены на большом охотничьем роге доезжачего «Башуръ», записаны на студии звукозаписи «Мелодия», исполнитель В.Головешко.

Исполнены на охотничьем роге коленом доезжачего «БашурЪ» «Козья нога». По данным Губина, Сабанеева. hornmaster.ru.

размещено на http://hornmaster.ru [ 5 Июля 2010 г. ]

. Если охота предполагается на чуткого красного зверя, то лазы следует занимать, соблюдая тишину. Вдоль опушки ходить в таком случае не годится: зверь, в особенности шумовой, который идет часто очень тихо, может зачуять след и свиться с лаза; гораздо лучше идти на лаз подальше от опушки и становиться на место, подходя под прямым углом или вообще так, чтобы собственным следом не отшибить зверя. Без сомнения, лучшими лазами надо считать те, которые находятся по ветру из острова; . .. Далее.

«Мастерская охотничьих роговЪ»
В. Головешко и П. Чукавина

Все права защищены. Санкт-Петербург. 2010 год

Роговой оркестр

Роговой оркестр родился как издевательство над людьми.

Охотничьи рога — инструмент больше сигнальный, чем музыкальный. Как и следует из названия, они нужны для того, чтобы перекликаться во время охоты. Каждый рог может издать три-четыре ноты, причём три из них — в октаву. То есть фактически нот у рога две.

Но звук хорошего рога очень красив.

И в середине восемнадцатого века в России родилась идея создать роговой оркестр.

Для этого нужно было изготовить множество рогов разного размера и собрать множество людей, чтобы на них играть.

В обычном оркестре каждый музыкант ведёт свою партию — играет свою музыку. У первых скрипок музыка поинтереснее, у тубы — поскучнее, но всё же это музыка. А в роговом оркестре каждый играет единственную ноту. Две ноты, если повезёт. Чтобы сыграть даже самую простую музыкальную фразу, нужно несколько человек и очень много тренировок, чтобы исполнители вовремя “перехватывали” друг у друга мелодию.

Неудивительно, что в роговых оркестрах играли крепостные. И солдаты, которые в то время мало отличались от крепостных. Муштровали их очень жестоко. Тренированный оркестр звучал великолепно, но то, что делали исполнители, не было искусством — это была человеческая машина. Бедные рожечники теряли собственные имена, их называли “до второй октавы” или “ля-бемоль”. Они могли даже не знать нот; зачем, если нота в их жизни всего одна.

Иностранцы поражались удивительной точности игры — и прибавляли, что такое возможно лишь в стране, где существует рабство.

Роговая музыка была популярна во времена Елизаветы и Екатерины II. Оркестры заводили в гвардейских полках, был оркестр при дворе. Богатые аристократы следовали моде и собирали оркестры в своих имениях. Горькая судьба рожечников никого не волновала. Сам Ломоносов написал оду «На изобретение роговой музыки».

. Охотник в рог ревет, пастух свистит в свирель.
Тревожит оной Нимф; приятна тиха трель.
Там шумный песий рев, а здесь у тихой речки
Молоденьки блеют по матери овечки.
Здесь нежность и покой, здесь царствует любовь;
Охотнический шум, как Марсов, движет кровь.
Но ныне к обо и м вы, Нимфы, собирайтесь
И равно обо е й муз ы кой услаждайтесь:
Что было грубости в охотничьих трубах,
Нарышкин умягчил при наших берегах;
Чего и дикие животны убегали,
В том слухи нежные приятности сыскали.

При чём здесь Нарышкин?

Оркестр принадлежал ему.

И, собственно, на этом его вклад исчерпан, потому что доработкой инструментов, адаптацией музыкальных пьес и обучением рожечников занимался его капельмейстер Иоган Антон Мареш. Но слава досталась Нарышкину. В те времена это было обычным положением дел.

К середине XIX века популярность рогов сошла на нет.

Нравы смягчались. Мучить крепостных, чтобы показать гостям эффектный аттракцион, уже не казалось дворянам хорошей идеей. Так музыка роговых оркестров забылась.

Но охота пуще неволи!

В XXI веке роговой оркестр появился снова. Теперь в нём играют музыканты-профессионалы, и всё иначе — и подход, и понимание.

Оцените статью