- «Звезда пленительного счастья». Больше 40 лет на экране
- Фильм Звезда пленительного счастья смотреть онлайн
- Фильм Звезда пленительного счастья смотреть онлайн
- Звезда пленительного счастья
- Содержание
- Сюжет
- LiveInternetLiveInternet
- —Видео
- —Музыка
- —Метки
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- История создания фильма «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»
«Звезда пленительного счастья». Больше 40 лет на экране
«Понравился ли фильм? Три раза слеза набегала…» — резюмировалось в одной из первых рецензий на фильм режиссера Владимира Мотыля. В 1975 году в журнале «Советский экран» о картине говорили и историк Натан Эйдельман, и литературовед Лев Аннинский. Ни одного уважаемого критика «Звезда пленительного счастья» равнодушным не оставила.
Владимир Мотыль признавался, что сюжет о декабристах и их женах перекликается с судьбой его семьи. В Сибирь к мужу-арестанту когда-то отправилась мать режиссера — Берта Антоновна Левина.
Снимать картину не разрешали много лет. Темой заинтересовались в канун 150-летия восстания на Сенатской площади. Владимир Мотыль написал заявку на фильм «Комета — судьба моя», основанную на мемуарах Полины Гёбль (в замужестве Прасковьи Анненковой), но получил отказ, так как главной героиней была француженка. Так появился известный зрителю сюжет.
«Это был единственный случай, когда я прислушался к указанию редакторов и свел в один поток три истории: Екатерины Трубецкой, Марии Волконской и Прасковьи Анненковой», — рассказывал режиссер.
Несмотря на новое прочтение, на «Мосфильме» сценарий не приняли, и Владимир Мотыль предложил картину студии «Ленфильм». Однако финансирование картины было урезано вдвое, и от заявленных трех миллионов рублей группа получила всего полтора. Картину помогли снять ленинградцы.
«Жители города, — вспоминал режиссер впоследствии, — свою тему приняли близко к сердцу и, несмотря на запреты чиновников пускать нас в музеи, давать нам подлинный реквизит, нас пускали везде».
Для съемочной группы «Звезды пленительного счастья» были открыты не только двери дворца в Петергофе, но и Зимний дворец, куда попасть было особенно тяжело.
Священной память о декабристах оказалась и для сибиряков. Актеры массовки отказывались от денег за работу. Благодаря местному правительству, острог, в котором находились каторжники после работы, был построен из фондового дерева в натуральную величину. Эскизом для декорации послужили рисунки декабриста Николая Бестужева.
Владимир Мотыль нетерпимо относился к любым историческим неточностям. Однажды заставил полностью переснять сцену с Раевским, когда увидел, что на кителе героя неправильно расположены ордена. Именно по просьбе режиссера библиотеки выдавали участникам съемок книги из закрытых отделов хранения. Так изучала биографию своей героини звезда Малого театра актриса Татьяна Панкова, сыгравшая мать Ивана Анненкова.
Сегодня картина «Звезда пленительного счастья» в первую очередь знаменита звездным актерским составом, но в начале съемок за утверждение малоизвестных актеров пришлось побороться. Режиссер отвоевывал и Ирину Купченко, сыгравшую роль Екатерины Трубецкой, и Наталью Бондарчук, воплотившую на экране образ Марии Волконской.
Самым сложным оказалось уговорить руководство Госкино утвердить на роль молодого Игоря Костолевского. Чтобы добиться своего, режиссер пошел на хитрость:
«Я не снимал его несколько месяцев, чтобы не раздражать Госкино, но дал Игорю поручение пойти в конноспортивную школу. Группа не верила в то, что он может играть эту роль. И вот под Псковом, когда снимали летние сцены, я подстроил встречу с Костолевским. Группа увидела, что вдалеке в мундире кавалергарда скачет всадник, переходит в галоп, подскакивает ко мне и сходу спрыгивает с коня. Это был Игорь».
Позже дуэт Игоря Костолевского и Эвы Шикульской назовут одним из самых удачных в картине. «Без Анненкова и его прелестной Полины фильм был бы, пожалуй, недостаточно молод», — отметил Натан Эйдельман.
Совсем другой картина была бы и без романса Исаака Шварца и Булата Окуджавы.
Фильм Звезда пленительного счастья смотреть онлайн
«Звезда пленительного счастья» режиссера Владимира Мотыля во многом перекликается с поэмой Некрасова «Русские женщины» и книгой Гессена «Во глубине сибирских руд». Смотреть онлайн тонкую, душевную историю, названием которой послужила строка пушкинского «К Чаадаеву» можно в нашем интернет-кинотеатре прямо сейчас. Фильм рассказывает о восстании на Сенатской площади и о том, что было после того, как разбились романтические мечты молодых революционеров. Исторический контекст в картине слегка изменен ради создания целостных образов героев, но в основе своей она вполне достоверно и невероятно лирично повествует о трагических событиях почти двухвековой давности. В фильме уделено достаточное внимание и самому восстанию, и следствию по делу мятежников, и казни пятерых декабристов, и долгому путешествию самоотверженных жен, добровольно последовавших в сибирскую ссылку за своими мужьями. Основную сюжетную канву составляют судьбы трех супружеских пар: Трубецких Сергея и Екатерины, Волконских Сергея и Марии и Анненковых Ивана и Прасковьи.
Посмотреть онлайн Фильма Звезда пленительного счастья вы можете совершенно бесплатно в хорошем HD качестве в нашем онлайн-кинотеатре. Приятного просмотра!
Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей устройства и ограничений правообладателя
Фильм Звезда пленительного счастья смотреть онлайн
«Звезда пленительного счастья» режиссера Владимира Мотыля во многом перекликается с поэмой Некрасова «Русские женщины» и книгой Гессена «Во глубине сибирских руд». Смотреть онлайн тонкую, душевную историю, названием которой послужила строка пушкинского «К Чаадаеву» можно в нашем интернет-кинотеатре прямо сейчас. Фильм рассказывает о восстании на Сенатской площади и о том, что было после того, как разбились романтические мечты молодых революционеров. Исторический контекст в картине слегка изменен ради создания целостных образов героев, но в основе своей она вполне достоверно и невероятно лирично повествует о трагических событиях почти двухвековой давности. В фильме уделено достаточное внимание и самому восстанию, и следствию по делу мятежников, и казни пятерых декабристов, и долгому путешествию самоотверженных жен, добровольно последовавших в сибирскую ссылку за своими мужьями. Основную сюжетную канву составляют судьбы трех супружеских пар: Трубецких Сергея и Екатерины, Волконских Сергея и Марии и Анненковых Ивана и Прасковьи.
Приглашаем посмотреть фильм «Звезда пленительного счастья» в нашем онлайн-кинотеатре совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!
Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей устройства и ограничений правообладателя
Звезда пленительного счастья
Звезда пленительного счастья | |
Режиссёр | |
---|---|
«Звезда пленительного счастья» — художественный фильм Владимира Мотыля о судьбе декабристов и их жён, снятый в 1975 году. В основу сюжетной линии положены судьбы декабристов: князя Трубецкого Сергея Петровича, его жены Трубецкой Екатерины Ивановны (урождённой Катрин Лаваль), князя Волконского Сергея Григорьевича и его жены Волконской Марии Николаевны (урождённой Раевской), а также поручика Ивана Анненкова и его жены Прасковьи Анненковой (урождённой Полины Гёбль).
В качестве названия фильма взята строка из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву».
Содержание
Сюжет
В большей своей части фильм посвящен подвигу жён декабристов, последовавших в ссылку за своими мужьями.
Сюжет во многом следует за книгой Арнольда Гессена «Во глубине сибирских руд», иногда перекликаясь с поэмой Н. А. Некрасова «Русские женщины». В центре повествования — судьба декабриста Анненкова, роль которого блестяще исполнил Игорь Костолевский (это его первая практически главная роль). Наравне с Анненковым в центре сюжета находятся Екатерина Трубецкая (Ирина Купченко) и Мария Волконская (Наталья Бондарчук), и их борьба за право ехать к своим мужьям в Сибирь.
Сцены восстания декабристов, следствия по их делу, казни пятерых декабристов занимают значительную часть фильма. О некоторых историях из жизни главных героев и героинь, фильм рассказывает лирическими воспоминаниями, которые весьма впечатляющи. Отвлечений от основной сюжетной линии нет, и это позволило режиссёру создать целостную картину и восстания, и следствия, и путешествия декабристок.
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Метки
—Рубрики
- видео (6734)
- Гении и злодеи (163)
- Документальное расследование. (111)
- Хроники московского быта (83)
- Сделано в СССР (77)
- НЕФАКТ (57)
- Тайны разведки с Екатериной Шерговой. (55)
- сказки с оркестром (51)
- Совершенно секретно. (45)
- ПАРФЕНОН (45)
- Тайны века (35)
- «Борджиа» (32)
- Из истории театра и кино. Великие актрисы (24)
- Диссидентское движение в рассказах участников (22)
- КАК ЭТО СДЕЛАНО (19)
- «Хождение по мукам» (13)
- Династия Романовых (12)
- Острые козырьки (12)
- Отчаянные дегустаторы отправляются. (11)
- Легенды СССР (11)
- «Благочестивые стервы» (10)
- «Крик совы» (10)
- «Белая королева» (10)
- «Четыре танкиста и собака» (9)
- «Бриджертоны» (8)
- Алла Демидова — театральное зазеркалье (8)
- «Пётр Лещенко. Все,что было» (8)
- «Ход королевы» (7)
- НЕ ЖАЛЕЙТЕ ЗАВАРКИ & КИНО (7)
- кашемировая мафия (7)
- Гордость и предубеждение (6)
- «Миллениум» (6)
- «Гордость и предубеждение» (5)
- Багровый лепесток и белый (4)
- «Крошка Доррит» (4)
- История в кадре (4)
- «Милдред Пирс» (4)
- «Дес» (3)
- «Мастер побега» (3)
- «Жизнь Берлиоза» (3)
- Конец парада (3)
- «Отчаянные домохозяйки» (3)
- «Сказки и истории» (2)
- «Антропология» (2)
- Наша марка (1)
- искусство (2794)
- живопись (2111)
- Любимые артисты нашей юности (96)
- графика (38)
- лики танца (24)
- лики танца (12)
- ЛИКБЕЗ В ЖИВОПИСИ (5)
- Японский антиквариат и искусство (5)
- история (1443)
- История моды (28)
- Женщины в XX веке (10)
- ТОП 5 – Diletant.Media (9)
- музыка (1198)
- музыка на ночь (274)
- Лучшие песни 30-х, 40-х, 50-х, 60-х, 70-х, 80-х, 9 (60)
- музыкальная ретро-пауза (37)
- ансамбль моей юности (18)
- 20 ЗАБЫТЫХ РОССИЙСКИХ ЗВЕЗД 90-Х (17)
- РОССИЙСКИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦЫ 60-Х -90-х (9)
- 100 ЛУЧШИХ ГОЛОСОВ В ИСТОРИИ МУЗЫКИ (5)
- Новые клипы в музыкальной паузе (5)
- АВТОРСКИЕ ПЕСНИ (1)
- разное (1185)
- кулинария (943)
- кулинарный атлас мира (24)
- Кулинарный комментарий (5)
- новости (888)
- интересно (860)
- юмор (629)
- фотоподборки (459)
- жзл (375)
- Знаменитые женщины (227)
- великие композиторы (18)
- здоровье (351)
- ВРЕД И ПОЛЬЗА ПРОДУКТОВ (36)
- биографии и интервью (339)
- Портрет на двоих (82)
- интересные факты (328)
- ИЗ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕСА (14)
- креатив (258)
- пролог к празднику (207)
- поэзия (167)
- странные люди (157)
- ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ (153)
- интересные мысли (148)
- познавательное (140)
- Люди и судьбы (135)
- музыкальный ликбез (66)
- нарочно не придумаешь (66)
- Гебрариум (словарь еврейских штучек) (64)
- спорт (60)
- история секса (44)
- цитатник (42)
- «Не жалейте заварки» с Романом Гершуни (28)
- ссылки (23)
- МУЗЫКА (АУДИО) (15)
- Звёзды советской эстрады 60-70- 80-х годов (14)
- Перпетуум-Шмобиле (13)
- приколы (12)
- Секс-символы XX века (9)
- мой город (7)
- САМЫЕ ОПАСНЫЕ ГОРОДА МИРА (6)
- аудио (4)
- синдромы (3)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
История создания фильма «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»
Владимир Яковлевич Мотыль снимал этот фильм, когда любое собственное видение мира и искусства в этом мире в СССР было запрещено. В сегодняшней России возможно ставить фильмы почти на любые темы. Можно найти денег у деловых людей. А наше кино почему-то смотреть неинтересно. Отдельные «душевные» картины… Но прежние мудрая глубина, размах, идущий изнутри — исчезли куда? Нет ответа. Может быть, в суровые времена испытаний дается свыше благодать на создание шедевров, в качестве компенсации за боль и страдания. Может быть, в советское время не был еще до конца вырван дореволюционный благородный дух. Но и до революции совсем не райский сад располагался в России. Рабство было отменено только в 1861-м
На съёмках фильма «Звезда пленительного счастья»
Владимир Мотыль: «Я никогда не снимал так называемых фильмов на современную тему. Исключение разве что картина «Несут меня кони». Но и она сделана по идее Чехова. Начинал я с театров и привык иметь дело с классикой, с великолепными драматургами. Это привело к потребности познавать историю человечества и моей страны. Потребность была настолько сильная, к тому же мое историческое невежество было помехой. Все это привело меня на исторический факультет университета. Вот там я впервые по-настоящему «встретился» с декабристами.
Подходы были идеологическими, и сквозь них проглядывало серьезное противоречие между ленинским тезисом о трех этапах революции, где предтечей большевизма он выставлял декабристов. Лукавая формула! Между декабристами и большевиками на самом деле никакого сходства. Я открыл подлинные мемуары декабристов, эпоха завораживала какой-то иной системой нравственного отсчета, понятиями чести, во многом утраченными в тогдашнем обществе, да и в нынешнем»
На съёмках фильма «Звезда пленительного счастья»
Фильм Владимира Мотыля — не только о декабристах, об отважных женах декабристов. Мотыль проводит параллель с историей своей семьи. Он — сын репрессированного польского политэмигранта, сгинувшего в Соловках. Отца арестовали, когда Владимиру было три года. Мать с маленьким сыном помчалась в Медвежьегорск — пересылочный пункт для заключенных.
Надеялась встретиться там с мужем. События стали прообразом несостоявшегося свидания Полины Гебль, в будущем Прасковьи Егоровны Анненковой (Эва Шикульска), с Иваном Александровичем Анненковым (Игорь Костолевский), поручиком лейб-гвардии Кавалергардского полка перед его отправкой на каторгу. Отец Мотыля вскоре погиб на каторге. А его маму отправили в сссылку на Северный Урал.
Здесь она работала воспитательницей в колонии для малолетних преступников, а Володя как раз тогда увлекся кино, потому что других развлечений, кроме передвижных кинотеатров, в тех краях не было. Мотыль полюбил кино и путешествия, снял фильм о кочующих «мучениках истины» и объездил мир.
«После «Белого солнца пустыни» я пробивался к «Звезде пленительного счастья» почти пять лет» /Вл. Мотыль/
Из к/ф «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ».Владимир Качан(за кадром) — Песня кавалергарда
Он писал сценарии о декабристах, цензура не принимала, видела в них борьбу интеллигенции с властью. В 70-ые годы в СССР боролись с диссидентами. Мотыль мечтал провести сокровенные параллели революционного, но не советского толка. Он посвятил свой фильм не идеям декабристов, а женам декабристов, громче — женщинам России, сознательно превратив картину в романтическую мелодраму, великолепную, возвышенную, по причине качества работы и в силу её посвящения жертвенному подвигу. Мелодраму, не драму, не трагедию. Картина вышла на экраны и самым большим обвинением стало её уличение в излишнем мелодраматизме.
На съёмках фильма «Звезда пленительного счастья»
Но для того, чтобы мелодрама граничила с драмой и трагедией, Мотылю был необходим пессимистический конец. И режиссер сумел его провести. Получив отказ на сценарий в Москве, он приехал в Ленинград, где всегда любили декабристов. «Ленфильм» был напрямую связан со Смольным.
«Я отправился «в логово». И здесь мне крупно повезло: заведующий отделом кино в Смольном был Евгений Афанасьевич Лешко, человек высокой культуры, поклонник моих картин, а самое главное, он, как и я, закончил истфак. И вот он-то взялся протащить сценарий через цензуру Смольного, подсунул его секретарю обкома Кругловой в удачное время. Она прочла. «Ленфильм» принял сценарий к постановке. …У Госкино как всегда были поползновения кое-что вырезать.
Тут огромную помощь оказала Милица Васильевна Нечкина, член ЦК КПСС, преподаватель ВПШ, где учились многие партруководители, в частности, Министр кинематографии. Ее записка с одобрением фильма возымела действие. Сложность осталась с финалом. Нечкина боролась с установкой на оптимистическое звучание, которого требовало руководство. Как же! По определению Ленина, декабристы разбудили Герцена (вообще-то Герцен никогда не был засоней). По Ленину, декабристы были предтечей великого счастья, принесенного Октябрем, чему и должен был служить «жандарм» в финале.
На съёмках фильма «Звезда пленительного счастья»
Жены стоят у частокола, за которым после работы исчезали их мужья. Горький финал я спас благодаря профессиональной уловке. Когда комиссия Госкино принимала окончательную редакцию, я нарушил просмотр финала. В финальный момент я распахнул дверь и возмутился, почему меня не пригласили, почему смотрят без меня. А в это время на экране шел пессимистический финал. Они все отвернулись от экрана. Так и остались в фильме глухая стена и солдат на ее фоне. Акт был подписан» /Вл. Мотыль/.
Фильм снимали быстро, на небольшие деньги и с огромным энтузиазмом. Ленинградцы, работники музеев, позволили производить съемку в Зимнем, в интерьерах Петродворца. Очень долго ждали снега для съемок восстания 14 декабря 1925 года. Погода была теплой и пасмурной. Пожарная пена оказалась непригодной: она ко всему прилипала. Уже решили отсылать кавалерию, и, за два дня до конца съемок пошел снег.
В бешеном темпе с радостью приступили к картине восстания. Все работали очень хорошо. Помогла операторская работа Дмитрия Давыдовича Месхиева — знаменитого ДД («Дама с собачкой», «Полосатый рейс», «Долгая счастливая жизнь», «Игрок», «Труффальдино из Бергамо»). Помогла великая музыка Исаака Шварца, создала настроение идеальной романтики и поражения. Консультировал постановщиков последний хранитель обычаев старины Леонид Леонидович Оболенский.
На съёмках фильма «Звезда пленительного счастья»
А сибиряки в сценах ссылки снимались бесплатно, толпами приходили смотреть любимых декабристов, построили для киношников острог из дорогого дерева в натуральную величину.
Некоторых из исполнителей в «Звезду» назначило руководство. А Игоря Костолевского Мотыль «протащил» сам и никогда об этом не пожалел, хотя пройти пришлось через многое.
Он увидел 27-летнего Костолевского в театре Маяковского и сразу решил, что лучше актера для исполнения роли красавца-кавалергарда найти невозможно. Мотыль пригласил новичка для предварительной беседы к себе домой. Костолевский ужасно смущался, что-то пролил, что-то опрокинул, запутался в каком-то проводе и решил, что теперь о роли Анненкова ему можно забыть.
Но его пригласили , не смотря на утверждения чиновников, что декабрист из Костолевского никогда не получится. Потом, увидев конечный результат, цензоры кандидатуру приняли без слов. Основные трудности возникли в самой работе. Костолевский хорошо играл только на репитициях. А во время съемок не выходило ни играть, ни скакать. Вся съёмочная группа плакала и смеялась и просила заменить этого актера. Режиссер сослал Костолевского на два месяца на ипподром, а за это время снял две трети фильма, про две другие пары. Остались сцены с Анненковым.
На съёмках фильма «Звезда пленительного счастья»
«И вот, наконец, мы начали работу над эпизодом конной прогулки Ивана Анненкова с Полиной Гебль, ее играла польская актриса Эва Шикульска. Помните, как он осыпает ее цветами? И вот все готово, съемочная группа настроилась на веселье, памятуя о том, как запарывал дубли этот увалень. И вдруг. Все буквально онемели… Вчерашний «растяпа» и «недотепа» так красиво и уверенно держался в седле! Так лихо проделывал прямо-таки цирковые номера, что… ему аплодировали даже вчерашние недруги! А киноначальство? Сделало вид, что никакого запрета на съемки Костолевского и не было. » /Вл. Мотыль/.
Трудностей было много. Костолевский вспоминает: «Меня должны были снимать в одной из камер Петропавловской крепости. Все было по-настоящему: надели кандалы и приковали к стене. Потом установили осветительные приборы и… забыли обо мне. Целых четыре часа пришлось дрожать от холода в этом жутком каземате. Но я не роптал: думал, что так и надо. Но наконец обо мне вспомнили.
Все прибежали. Начинаем снимать эпизод, где Полина предлагает Анненкову бежать, а он отказывается: не может бросить своих друзей. И вот Эва Шикульска мне говорит свой текст, а я настолько задубел, что языком не могу повернуть. От бессилия слезы вдруг сами брызнули из глаз. Все, — подумал я, — завалил съемку. А после оказалось, что эпизод — один из лучших в фильме…».
На съёмках фильма «Звезда пленительного счастья»
Для Игоря Костолевского роль поручика Ивана Анненкова (1802-1878) стала путевкой в кинематограф. Сам актер очень любит этот выстраданный им образ, правда, считает самой первой-значительной эпизодическую роль в «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого. Он сыграл там очкарика-студента, ушедшего добровольцем на фронт.
В фильме «Звезда пленительного счастья» красавец Костолевский сыграл с красавицей Шикульска. Польская актриса Эва Шикульска с удивительными голубыми глазами (говорят, самыми красивыми в Европе), изящная и отчаянная, составила великолепный дуэт с кавалергардом-Костолевским. Самовлюблённый барчук в стенах Петропавловской крепости хотел наложить на себя руки. Полина спасла его.
Владимир Мотыль сначала ознакомился со сценарием, в котором главное место отводилось декабристу Петру Григорьевичу Каховскому, 1797/9-13.07.1826, (в фильме его образ создаст Виктор Костецкий, и так, что сам заслуженный оператор Месхиев после сцены повешения пожмет ему руку). Но режиссер посчитал, что декабрист Каховский привносил в свою деятельность слишком много личного — был одинок и озлоблен, мечтал стать «русским Брутом».
На съёмках фильма «Звезда пленительного счастья»
Потом Мотыль решил сделать фильм по мотивам воспоминаний француженки Полины Гебль-Анненковой (1800-1876) «Моя жизнь — комета» (цитата из «Воспоминаний»). Но советская цензура возмутилась. Как можно ставить француженку во главе наших славных дел? Сама Шикульска всегда любила и любит Россию, русский язык. «Когда я снималась в «Звезде пленительного счастья» в роли красавицы-француженки, мне надо было как-то лопотать по-французски.
Специально для меня пригласили прекрасную учительницу, свободно говорящую по-французски. Но этот язык, увы, не стал моим. Зато по-русски я не только говорила свободно, но даже думать на нем начала. Это помогало понять своих партнеров и героинь русских фильмов» /Эва Шикульска/. «Кто знает: не в этих ли местах покоится прах моего дядюшки, самого веселого человека на земле?» /»Звезда пленительного счастья»/.
Полина Гебль родилась во Франции в аристократической, но обедневшей (в ходе революции) семье. Отец ее дествительно погиб в Испании. А дядюшка участвовал в войне 1812 года. Прощаясь с родными, он говорил, что вряд ли вернется, потому что русские — прекрасные воины, которые никогда не отступают. Погиб в Бородинской битве (7 сентября/26 августа 1812). Однажды Полина болтала с подругами и почему-то сказала, что выйдет замуж только за русского. Может быть, ей нравились русские офицеры. Но это символически прозвучало 14 декабря.
На съёмках фильма «Звезда пленительного счастья»
Во Франции было не на что жить, и в 1823 году Полина едет в Россию на заработки. Здесь она устраивается продавщицей в московский модный дом. Этот дом «Дюманси» находился рядом с имением Анны Ивановны Анненковой, очень богатой помещицы, вдовы, дочери наместника Сибири Якоби. У нее был суровый характер, похожий на отцовский. Но детей своих любила, денег на них не жалела, а в память о муже построила храм в Симбирской губернии, где у нее были владения.
Анненкова обожала делать покупки и часто обращалась в «Дюманси». Ее сын Иван сопровождал мать. Он с детства мечтал стать офицером, не закончил московский университет, сдал экзамены при главном штабе и поступил юнкером в кавалергардский полк. Блестящий кавалергард стал часто наведываться в салон «Дюманси» к Полине. Анненков был высокий, голубоглазый, добрый, но избалованный дворянский сынок.
Француженка — красивой брюнеткой, очень веселой и живой. Анненский несколько раз предлагал ей тайно обвенчаться, но Полина не собиралась выходить «за мешок с деньгами» и не хотела идти против воли матери Анненкова, которая естественно была бы против брака с французской модисткой.
Лето 1825 года Иван с Полиной провели в имении Анненковых в селе Пятина Симбирской губернии, а в декабре произошло восстание декабристов. Анненкова приговорили по второму разряду к 20 годам каторги, потом сократили до 15-ти. На следствии он действительно сказал, что нечестно доносить на своих товарищей. Поручика отправили в Петропавловскую крепость.
На съёмках фильма «Звезда пленительного счастья»
Эта сцена из фильма, когда Полину лодочник перевозит через расколотые невские льдины на свидание с Анненковым, действительно происходила на самом деле. Все было гораздо жестче. Из крепости Иван Анненков передает Полине Гебль записку: » «Где ты? Что с тобой? Боже мой, нет даже иголки, чтобы положить конец страданиям». Он думал, что Полина его бросила и хотел покончить жизнь самоубийством.
А Полина была беременна, находилась в Москве, потом примчалась в Петербург, заплатила лодочнику, добралась до крепости, передала Ивану медальон с запиской: «Я поеду с тобой в Сибирь» . Офицера в крепости играет по-вселенски грустный Олег Даль. Добиться свидания с заговорщиками можно было только у императора и только родственникам. А Гебль не была женой Анненкова. Но ее энергии удалось пробить сопротивление дежурного офицера. Анненский действительно был в жутком смятении.
Полина просит у матери Ивана денег для организации побега.
На съёмках фильма «Звезда пленительного счастья»
АННЕНКОВА:
— Мой сын — беглец?! Этому не бывать!
ГЕБЛЬ:
— Ваш ответ достоин римлян, сударыня. Но их времена миновали.
Эта беседа имела место. Анна Ивановна финансировать побег сына отказалась, но дала Полине очень много денег, чтобы добраться до Сибири.
Француженка пишет письмо Николаю Первому, в котором просит «как милости разрешения разделить ссылку её гражданского супруга». В мае 1827 года император был на военных маневрах в Вязьме. Полине удалось его увидеть:
НИКОЛАЙ:
— Мадемуазель, но это не Ваша родина!
ГЕБЛЬ:
— Я откажусь от родины, Ваше величество!
НИКОЛАЙ:
— Кто Вы? Его жена?
ГЕБЛЬ:
-Нет. Но я мать его ребёнка.
На съёмках фильма «Звезда пленительного счастья»
Полина на коленях перед Николаем говорит, что его считают в Европе просвещенным правителем. Царь принял ее прошение, приказал выдать пособие на дорогу, приготовить для нее в Сибири жилье, возвратить конфискованные при аресте Ивана деньги, организовать венчание. У Полины уже родилась дочка Маша. Взять ее в Сибирь не разрешили. Маша остается у бабушки Анны Ивановны Анненковой. Полина домчалась в Сибирь быстрее срочных курьеров и всю жизнь верой и правдой служила мужу. По словам декабриста Якушкина, без нее Анненков бы «совершенно погиб».
Полина была очень веселой и энергичной, к ней любили приходить в гости все жены декабристов. «Надо сказать, что много было поэзии в нашей жизни. Если много было лишений, труда и великого горя, зато много было и отрадного. Всё было общее — печали и радости, всё разделялось, во всём друг другу сочувствовали. Всех связывала тесная дружба, а дружба помогала переносить неприятности и помогала забывать многое» /Из «Воспоминаний» Прасковьи Егоровны Анненковой/.
На съёмках фильма «Звезда пленительного счастья»
Величественная Ирина Купченко (родилась в Вене) сыграла княгиню Екатерину Ивановну Трубецкую (21.10.1800-14.10.1854), дочь французского эмигранта Лаваля (Владислав Игнатьевич Стржельчик). В Париже она познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким и вышла за него замуж. Она была не очень красивой,маленького роста, полной, но подвижной. Купченко создает другой образ — красивой и нежной героини пушкинских времён. Разве мог кто-нибудь другой так протянуть руки и сказать: «Несите кандалы»! Даже именитый Иннокентий Смоктуновский, сыгравший в паре с Купченко, мудрого губернатора Цейдлера, мог снять шляпу перед молодой актрисой.
Князя Сергея Трубецкого (1790-1860) сыграл Алексей Владимирович Баталов. Баталов не раз говорил, что может сниматься только у друзей — у тех, кто его понимает — потому что каждой
роли отдает все. Любовь и преданность Баталов и Купченко передают тонко и легко.
Игорь Борисович Дмитриев сыграл посла, родственника Трубецких. Благородного Дмитриева приглашали на второстепенные роли, видимо, по причине благородства.
На съёмках фильма «Звезда пленительного счастья»
Наталья Бондарчук и Олег Стриженов — Мария Николаевна Раевская-Волконская (1806-1863) и Сергей Григорьевич Волконский (1788-1865). Мария Раевская вышла замуж за Волконского, потому что так хотел ее отец. А потом даже обрадовалась, что может принести себя в жертву мужу: «Теперь я буду ему нужна». Позднее Наталья Сергеевна Бондарчук, дочь знаменитого режиссера и Инны Владимировны Макаровой (Любка Шевцова из «Молодой гвардии»), еще раз сыграет Марию Волконскую в своем фильме о Пушкине. Помните, в начале «Звезда пленительного счастья» князь Волконский сжигает бумаги и передает своей жене Мари письма Пушкина.
Постановщики хотели вставить в фильм сцену, как Пушкин провожает Марию Волконскую в Сибирь, но цензоры запретили, мотивируя тем, что великий русский поэт не должен являться только в эпизоде. Название фильма — строки Александра Сергеевича Пушкина: «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья! Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!». Судьба Волконской трагична.
Особо нужно отметить Льва Васильевича Иванова, сыгравшего отца Марии Волконской генерала Раевского (1771-1829), ветерана войны 1812 года.
ВОЛКОНСКИЙ:
— А если бы мое участие в делах Общества оказалось бы помехой семейному счастию, то я, хотя и скрипя сердце, лучше бы отказался от счастья, чем изменил бы моим убеждениям и долгу.
РАЕВСКИЙ:
— Господь Всемилостивый! Да как же ты венчался-то с грехом этаким?
На съёмках фильма «Звезда пленительного счастья»
Василий Борисович Ливанов всеми силами старался передать двуличие государя и его страх перед русским бунтом. Ему удалось. Николай I (1796-1855, император — 1825-1855) был прежде всего жестоким человеком. В детстве он любил бить палкой своих друзей, став императором, ввел жестокие наказания шпицрутенами. В армии его не любили, прозвали Николаем Палкиным. «Когда в Сибири поймали шайку разбойников, долго наводившую ужас на целую губернию, губернатор предложил их казнить. Николай Первый написал на донесении губернатора: «В России, слава Богу, нет смертной казни и не мне ее восстанавливать, а дать каждому из разбойников по двенадцати тысяч палок». Здесь все было ложью.
Во-первых, смертная казнь в России по-приговору военных, чрезвычайных и тому подобных судов существовала, и Николай Первый начал свое царствование с подписания смертного приговора пяти вождям декабристов, а, во-вторых, больше трех тысяч палок никто, даже самый здоровый человек, выдержать не мог. Таким образом, 12 тысяч палок означало верную смерть задолго до окончания наказания (в этом случае на тележке возили и били уже труп)» /Юрий Серебренников «Железные маски России»/.
В фильме Мотыля показано, как государь прячется за гардиной, подсматривает за заговорщиком-декабристом и вдруг выскакивает, чтобы ошарашить человека и заставить во всем сознаться. Николай Первый самолично проводил следствие, запугивал, но чаще старался расположить к себе, а наказание следовало довольно серьезное. Существует версия, что было две казни пятерых декабристов — одна ложная, через повешение и другая, настоящая — четвертованием.
Кондратия Рылеева, Павла Пестеля, Петра Каховского, Сергея Муравьева-Апостола и Михаила Бестужева-Рюмина пытали, на раны лили горячую смолу, потом четвертовали, а тела зарыли Бог знает где. Такую уже чудовищную для того времени казнь Николай скрыл от общества. Он всячески старался слыть в глазах Европы просвещенным государем, но страстно хотел, с одной стороны, отомстить за убийство дворянами своих отца, Павла Первого (12 марта 1801) и деда, Петра Третьего (6 июля 1762), а, с другой, расправиться с заговорщиками по методу Екатерины Второй. Императрица четвертовала Пугачева и четверых его соратников (10 января 1775). И Николай Первый выбрал именно пять человек для казни. Он панически боялся перемены строя в России по западному образцу.
Так или иначе, но пятерых декабристов казнили 13 (25) июля 1826 года. И, возможно, Сергей Иванович Муравьев-Апостол (в фильме Муравьева играет прекрасный актер Александринского театра Юрий Сергеевич Родионов (профессор Аранакс в «Капитан Немо»)) тогда произнес: «Проклятая земля, где не умеют ни составить заговоры, ни судить, ни вешать» или «Боже, спаси Россию и царя!».
Сегодня можно по-разному судить об истинных целях декабристов, возводить памятник Милорадовичу, причислять Рылеева и кого-то еще к американскому акционерному обществу. Большинство декабристов были искренне преданы Отечеству и Истине, надеялись только на ДОБРУЮ ПАМЯТЬ ПОТОМКОВ. Они отлично понимали, что при существующем режиме в случае поражения (восстание было плохо подготовлено) не отделаются штрафами и взысканиями по службе. В то время градации проступали резче: балы и покровительство государя или хлеб и квас, вечная каторга
ТРУБЕЦКОЙ Северное общество (Баталов):
— Военная храбрость и политическое безрассудство — не одно и то же! В наших обстоятельствах восстание — гибель.
РЫЛЕЕВ (Янковский):
— Да, мы погибнем… Но пример… останется.
Интересно и романтично в удобном кресле рассуждать о борьбе за власть. А кто сегодня ради нищих откажется от всех привилегий? В истории можно видеть государей разного толка. Возможно, России монарх необходим. Но никто не отменял понятия «тирания», «невежество», «рабство».
Письмо Анненкова жене: Госпоже П
Ангел, которого я обожал всю мою жизнь! Я не смею больше словами выражать все чувства, которые ты мне внушаешь. С того времени как я знаю, что ты настаиваешь на выполнении обещанной жертвы, молчаливое восхищение — вот единственное чувство, дозволенное человеку, который недостоин тебя ни в каком отношении. Итак, ты неизменна, божественная женщина! Итак, не напрасно я восхищался этой твердостью характера, этой самоотверженностью, которые являются уделом только высших существ. Ах, дорогой друг, как я недостоин тебя, и какие блага на этой земле могли бы отплатить тебе за такое героическое самоотвержение. Только бы ты никогда не пожалела о том, что ты делаешь для человека, который, вероятно, никогда не будет в состоянии вознаградить тебя. Поспеши, дорогой ангел, приехать, потому что, признаюсь тебе, у меня нет достаточно власти над самим собою, чтобы даже ждать тебя терпеливо.
жедневное ожидание тебя гложет меня, и ты знаешь, как оно жестоко. Я прошу маменьку предоставить тебе все средства, и я уверен, что она не откажет мне в этом. Не трогайся в путь без хорошего экипажа и без слуги; возьми предпочтительно того, кто выразит сам желание следовать за тобою; и если бы это мог быть повар, то было бы очень хорошо. Петр — может быть, но не нужно, чтобы это было насильно. Женщину же везде можно найти, и не обременяй себя какой-нибудь принцессой, которой нигде не будет достаточно хорошо. Захвати с собою все, что только ты сможешь взять, мои вещи также, если только они еще целы, помни, что я ничего не дарил моему дядюшке, не забудь мои книги.
Осыпь поцелуями мою дочку за меня. Я прошу мою матушку обеспечить ее судьбу; присоедини твои просьбы к моим. Ах, моя дочь! — она не выходит у меня из головы! Позаботься о ней хорошенько. Когда она окрепнет, ты сможешь иметь ее около себя. Ее будущее меня мучает; маменька тебе скажет, можно ли ее узаконить; посмотри, что маменька скажет по этому поводу; я не смею надеяться, но как бы я был счастлив! Это, однако, сделали для Давыдова, который находится с нами. У меня нет больше бумаги, нужно кончать. Итак, прощай, дорогой ангел, пусть это будет «до свидания». Осыпаю тебя поцелуями, так же как и мою дочь. Приезжай, ради Бога и пиши мне, ты можешь это делать. Пришли мне твой портрет и портрет моей дочери, если я не увижу тебя скоро.
Но нет сомнений, что, все таки, и в наше время есть такие женщины, которые смогли бы следовать за мужем иль возлюбленным по этапу, стойко снося все лишения и тягости дороги и проживания в глухой Сибири подобно героиням этого потрясающего кино. Вне временных рамок множество препятствий корит судьба и общество, и вопреки всему и всем современные Волконская, Трубецкая, Анненкова всё же следуют по зову сердца вслед за супругами и милыми.
Нужно сказать спасибо великому режиссеру, создателе данного шедевра. Владимир Мотыль безупречно воплотил в жизнь образы того времени буйного, он сумел передать все тончайшие веянья душ своих героев, сумел оттенить эмоции каждого персонажа, каждого мало-мальски задействованного в кадре лица. Вспомним хотя бы казнь через повешанье заговорщиков: как шарахаются люди, как крестятся, как жестоко и бездушно звучат приказы, совершенно контрастируя с ужасом происходящего.
Думаю, его заслугой является и прекрасный подбор актеров на роли декабристов (Алексей Баталов — князь Трубецкой, Олег Стриженов — князь Волконский, Игорь Костолевский — Иван Анненский, Олег Янковский — Рылеев, Александр Пороховщиков — Пестель, Лев Иванов — Раевский) и их жен (Ирина Купченко — княгиня Трубецкая, Наталья Бондарчук — княгиня Волконская, Раиса Куркина — Раевская, Татьяна Федорова — Рылеева) и возлюбленных (Эва Шикульска — Полина Гебль, декабристка Анненкова), да и общего состава актеров. Отдельных оваций требует актриса, сыгравшая мать Ивана Анненкова — Татьяна Панкова, так отразить боль матери не смог бы больше никто. Старшая Анненкова стала воплощением всех матерей декабристов, их боли, их слез, их скорби.
Совершенно отдельное спасибо Исааку Шварцу, композитору картины, за потрясающее музыкальное сопровождение фильма, за пробуждающие душу мотивы. Спасибо всем-всем создателям данного шедевра! Спасибо большое, за подаренные минуты искренней радости и слез.
Девочки, девушки, женщины, не будем же позорить память великих жен-декабристок! Будем же любить искренне, без фальши, без лжи, будем же с любимыми рядом, будем же заботиться о них и подчиняться им в радости и в горе, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит нас с ними.
Действительно это фильм пленяет. Пленяет своей достоверностью, трагизмом судеб, стойкостью духа героев. Смотришь кино и сожалеешь о том, что сейчас гораздо реже встречаются люди, готовые так самоотверженно положить свою судьбу во благо Родины, декабристы опередили свой век и поплатились за это искалеченной жизнью… своей жизнью и жизнью своих близких. Но с каким достоинством они прошли все жизненные испытания!
Поразительны главные героини, какими решительными они оказались и это в первой то половине 19 века, когда женщина занимала отнюдь не равное положение с мужчинами.
Конечно, многие судьбы оказались не показанными в данной картине, но это и не возможно бы было б.
«Звезда пленительного счастья»
Навряд ли сейчас смогут снять такой же фильм, ведь в нем нет ни одного элемента компьютерной графики, нет дешевых декораций, а есть замечательная, трогающая до глубины души игра актеров и проработанность самых малейших деталей.
Лично я начала плакать с момента, когда показали Полин, едущей в коляске по полю, и Анненкова, забрасывающего ее цветами и продолжала плакать почти весь фильм, потому что знала что ждет героев. Да и они наверно догадывались что их ждет неудача, но несмотря на это мужественно шли вперед, за что и заслужили память потомков, как высшую награду.
Так почему же сейчас упоминание о подвиге декабристок всё чаще в людях вызывает недоверчивую усмешку, это в лучшем случае, а в худшем- совсем нездоровый скепсис и издевательства на заданную тему?
Неужели мы все стали такими отъявленными циниками. Не хочу и не могу поверить в то, что большинство людей- такие! Не хочу и не могу поверить в то, что люди, хоть раз в жизни посмотревшие этот фильм, не были потрясены этой великой драматической историей, включающей в себя и историю исканий и любви князя Трубецкого и его супруги; и пронзительную чистую историю любви Анненкова и Полины Гебль; и трагическую историю князя и Марии Волконских, потерявших сына; и истории сотен благородных и красивых людей…
Ваши имена на века выбиты золотыми буквами в мировой истории. Вас именуют ДЕКАБРИСТАМИ и ДЕКАБРИСТКАМИ. И мы Вас помним!