Зоологические познания охотников Франко-Калабрийской зоны
Стоит отметить, сколь велики были зоологические познания охотников Франко-Калабрийской зоны. Они не только дают нам точные представления о таких видоспецифичных признаках, как, например, наличие горба у мамонта. По форме рогов можно точно определить, изображал ли художник северного или европейского благородного оленя. По рисункам верхнепалеолитических художников легко определить, что 15—17 тысяч лет назад в Европе жили именно европейские благородные олени (Cervus elaphus alaphus), а не благородные олени типа марала (С. е. sibiri-cus). Более того, по рисунку древнего человека в пещере. Комбарель удается восстановить, какой из подвидов горного козла — козерога, ныне исчезнувшего на юге Франции, — жил там в ту пору — альпийский или пиренейский. По рисункам древнего человека удалось восстановить факт существования значительного полового диморфизма в окраске окончательно истребленного в начале XVII в. дикого быка—тура, и лишь затем анализ средневековых письменных источников подтвердил точность и достоверность верхнепалеолитических изображений.
Можно говорить о синхронном существовании к этому времени разных культур, разных традиций в отдельных областях. Так, если на западе Европы преобладали графика, гравировка и живопись, то в Центральной, Восточной Европе и Азии большее распространение получила скульптура15. На территории бывшего СССР великолепные образцы верхнепалеолитической скульптуры найдены в Ко-стенках и в Мезине на Украине, в Мальте и в Бурети на Ангаре (рис. 17—20), тогда как в Каповой пещере на юге Урала зоологом А. В. Рюминым были открыты и археологами под руководством О. Н. Бадера исследованы первые полихромные изображения эпохи верхнего палеолита на территории нашей страны.
Введение. по дисциплине «История и методология биологии»
Доклад
по дисциплине «История и методология биологии»
Знания первобытного человека о природе
ОГУ 020209.65.6013.087 O
доцент, канд. биол. наук,
________ Е.А. Дроздова
«__»____________ 2013 г.
студент группы 10 МБ
Содержание
1. Предыстория. Представления и знания о природе в раннем и среднем палеолите……………………………………………………………..4
2. Знания в позднем палеолите……………………………………………….7
2. 1 Зоологические познания охотников Франко-Калабрийской зоны…… 7
2. 2 Экологические последствия деятельности палеолитического человека…9
3. Развитие знаний о природе в мезолите. Мезолитические наскальные изображения испанского Леванта……………………………………………..13
3.1 Появление синантропной фауны…………………………………………13
4.1 Переход к земледелию и животноводству. Одомашнивание животных и введение в культуру растений.
4.2 Первые опыты применения искусственного отбора……………………………………………………………………………..
4.3 Экологические последствия «неолитической революции»……………………………………………………………….
Введение
Палеоли́т (греч. παλαιός — древний и греч. λίθος — камень) (древнекаменный век) — первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2,5 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. Палеолит — эпоха существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных.
В эпоху палеолита климат Земли, её растительный и животный мир значительно отличались от современных. Люди эпохи палеолита занимались охотой и собиранием растительной пищи. Рыболовство только начинало возникать, а земледелие и скотоводство не были известны.
Начало палеолита (2,5 млн лет назад) совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей, архантропов типа олдувайского Homo habilis. В конце палеолита эволюция гоминид завершается появлением современного вида людей (Homo sapiens). В самом конце палеолита люди начали создавать древнейшие произведения искусства, и появились признаки существования религиозных культов, такие как ритуалы и погребения.
Конец палеолита датируется примерно 12—10 тыс. лет назад. Это время перехода к мезолиту — промежуточной эпохе между палеолитом и неолитом.
Датировка мезолита весьма варьирует в зависимости от региона. На Ближнем Востоке он начался раньше всего, около 15 тыс. лет до н. э., и уже около 10 тыс. л. до н. э. сменяется докерамическим неолитом. На большей части Европы мезолит был сменён неолитом около 6—5 тыс. лет до н. э., дольше всего он сохранялся в районе Балтийского моря и Финского залива
Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства, а окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века. Поскольку некоторые культуры Америки и Океании до сих пор не вполне перешли из каменного века в железный, неолит не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.
Зоологические познания охотников франко калабрийской зоны
Для нас существенно отметить, сколь велики были зоологические познания охотников Франко-Калабрийской зоны. Они не только дают нам точные представления о таких видоспецифичных признаках, как, например, наличие горба у мамонта (рис. 9—11, 13). По форме рогов мы можем точно определить, изображал ли художник северного или европейского благородного оленя. По рисункам верхнепалеолитических художников легко определить, что 15—17 тысяч лет назад в Европе жили именно европейские благородные олени (Сervus elaphus daphus), а не благородные олени типа марала (С. е. sibiricus). Более того, по рисунку древнего человека в пещере Комбарель удается восстановить, какой из подвидов горного козла — козерога, ныне исчезнувшего на юге Франции, — жил там в ту пору — альпийский или пиренейский[14]. По рисункам древнего человека удалось восстановить факт существования значительного полового диморфизма в окраске окончательно истребленного в начале XVII в. дикого быка-тура, и лишь затем анализ средневековых письменных источников подтвердил точность и достоверность верхнепалеолитических изображений.
Рис. 9. Раннеориньякские изображения мамонтов из пещеры Фон де Гом (Франция).
Из Н. Н. Воронцова (1964).
Рис. 10. Изображение мамонта из пещеры Барнифаль (Франция). Ранний Ориньяк.
Из Н. Н. Воронцова.
Рис. 11. Выгравированное на пластине из бивня мамонта изображение мамонта со стоянки Мальта на Ангаре в 85 км от Иркутска (Россия).
Из З. А. Абрамовой (1962).
Рис. 12. Для позднеориньякских рисунков характерно стилизованное изображение отдельных сценок: раненый зубр, поверженный охотник и птица. Пещера Ласко (Франция).
Из Н. Н. Воронцова (1964).
Рис. 13. Полон силы и экспрессии мамонт, выгравированный на пластине из бивня мамонта, найденной в пещере Ле Мадлен (Франция). Мадленская эпоха верхнего палеолита.
Из Н. Н. Воронцова (1964).
Рис. 14. Выразительны гравюры с изображениями силуэтов зубров, тарпана, оленя и человека в звериной маске из пещеры Трех Братьев (близ Арьежа, Франция).
Рис. 15. Скупыми штрихами точно передан силуэт самца европейского благородного оленя (Cervus elaphus elaphus). Пещера Альтамира (Испания).
Из М. Garcia (1979).
Рис. 16. Гравированные изображения тарпана (вверху, длина 62 см), мамонта (?) и зубра Bison bonasus (внизу, длина 55 см) и горного козла (в середине). Пещера Альтамира (Испания).
Из M. Garcia (1979).
Рис. 17. Женские статуэтки из верхнего палеолита. Костенки I (Украина).
Из З. А. Абрамовой (1962).
Рис. 18. Статуэтка мамонта из верхнего палеолита, Авдеев О.
Из З. А. Абрамовой (1962).
Можно говорить о синхронном существовании к этому времени разных культур, разных традиций в отдельных областях. Так, если на западе Европы преобладали графика, гравировка и живопись, то в Центральной, Восточной Европе и Азии большее распространение получила скульптура[15]. На территории бывшего СССР великолепные образцы верхнепалеолитической скульптуры найдены в Костенках и в Мезине на Украине, в Мальте и в Бурети на Ангаре (рис. 17—20), тогда как в Каповой пещере на юге Урала зоологом А. В. Рюминым были открыты и археологами под руководством О. Н. Бадера исследованы первые полихромные изображения эпохи верхнего палеолита на территории нашей страны.
Рис. 19. Голова пещерного льва (Panthera spelaea) из верхнего палеолита, Костенки I.
Из З. А. Абрамовой (1962).
Экологические последствия деятельности палеолитического человека
На протяжении плиоцена и, в особенности, в плейстоцене древние охотники оказывали существенное давление на природу. Представление о том, что вымирание мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя, пещерного льва связано с потеплением и концом ледникового периода, впервые было подвергнуто сомнению украинским палеонтологом И. Г. Пидопличко[16] еще в конце 40 — начале 50-х гг. XX века. Необоснованно выступив против самого факта существования ледниковых периодов, Пидопличко вместе с тем высказал казавшуюся тогда крамольной гипотезу, что в вымирании мамонта был повинен человек. Множество фактов о роли верхнепалеолитических охотников в истреблении многих видов крупных млекопитающих на Кавказе собрал ленинградский зоолог и палеонтолог Н. К. Верещагин[17]. Позднейшие открытия подтвердили справедливость последней идеи И. Г. Пидоплички.
Воронцов Н. Н. Первым художником был охотник // Охота и охотничье хозяйство, 1964, №9, с. 25—26. Он же. Первым художником был охотник // Наука и жизнь, 1964, №9, с. 146—148.
Формозов АЛ. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния эпохи камня и бронзы на территории СССР. М.: Наука, 1969.
Пидопличко И. Г. О ледниковом периоде. Киев: Изд-во АН УССР. Т. 1, 1946; т. 2, 1951, 264 с.; т. З, 1954, 220 с.; т. 4, 1956, 335 с.
Верещагин Н. К, Млекопитающие Кавказа. История формирования фауны. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1959, 704 с.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История и методология биологии» (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
Тема 8. Создание концепции эволюции органического мира. Переход к идее исторического развития видов. Гипотеза эволюции Ламарка и принципы, на которых она базировалась. Развитие от простого к сложному и градация форм по Ламарку. Идея биологической эволюции в катастрофизме (Ж. Кювье, Л. Агассис, д’Орбиньи, А. Седжвик). Униформизм и актуалистический метод. «Революция» Ч. Дарвина. Кризис дарвинизма в конце XIX века. Становление учения о наследственности (генетики). Методологические установки классической биологии (ХVII-ХХ вв.)
Тема 9. Новейшие направления биологических исследований. Молекулярная биология и генетика. Установление генетической роли нуклеиновых кислот. Современное состояние биофизики. Зарождение вирусологии Развитие фитовирусологии. Изучение вирусов животных и человека. Проблемы биологии развития. Факторы дифференцировки. Изучение биосферы и вопросы воспроизводства и охраны растительного и животного мира. Нарушение биотического равновесия под влиянием деятельности человека. Ноогенез и ноогеника. Космическая биология. Экология замкнутых систем. Экзобиология. Социальная история отечественной биологии.
Тема 1: Биология в Древней Греции, в эпоху эллинизма и в Древнем Риме.
1. Биологические знания в Древней Греции до начала V века до н. э.: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит.
2. Медицинские знания Алкмеона Кротонского.
3. Биологические воззрения греческих философов-натуралистов V века до н. э.: Анаксагора, Эмпедокла, Демокрита.
4. Гиппократ и его школа. Учение Гиппократа о четырех жидкостях тела.
5. Гиппократов сборник.
6. Биологические воззрения Платона и Теофраста.
7. Аристотель и его биологические трактаты.
8. Классификация животных по Аристотелю.
9. Развитие биологических знаний в период эллинизма и в Древнем Риме со II века до н. э. по II век н. э.: Лукреций, Плиний, Гален.
Объем в часах -1
Тема 2: Развитие ботанических и зоологических исследований в XV-XVIII вв.
1. Попытки классификации растений и животных в XVI веке.
2. Описания растений И. Бока и Л. Фукса.
3. Классификации растений К. Клаузиуса и М. Лобеллия.
4. Появление бинарной номенклатуры в классификации К. Баугина.
5. «История животных» К. Геснера.
6. Классификация животных Дж. Рея.
7. Систематика и морфология растений в XVII веке.
8. нга и Ж. Турнефора.
9. Развитие микроскопической анатомии растений в XVII веке.
10. ука, М. Мальпиги и Н. Грю.
11. Зоологические исследования в XVIII веке.
13. Попытки создания естественных систем в XVIII веке.
14. «Естественная история» Ж. Бюффона.
15. Труды , Р. Реомюра, Ш. Бонне, А. Трамбле.
16. Зарождение физиологии растений.
17. Развитие теорий питания растений.
18. С. Гейлс – как основоположник физиологии растений.
19. Развитие учения о поле и физиологии размножения растений.
Изучение ископаемых организмов.
Объем в часах -1
Тема 3: Создание концепции эволюции органического мира.
1. Переход к идее исторического развития видов.
2. Гипотеза эволюции Ламарка и принципы, на которых она базировалась.
3. Развитие от простого к сложному и градация форм по Ламарку.
4. Идея биологической эволюции в катастрофизме (Ж. Кювье, Л. Агассис, д’Орбиньи, А. Седжвик).
5. Униформизм и актуалистический метод.
6. «Революция» Ч. Дарвина.
7. Кризис дарвинизма в конце XIX века.
8. Становление учения о наследственности (генетики).
9. Методологические установки классической биологии (ХVII-ХХ вв.)
Объем в часах -1
Тема 4: Новейшие направления биологических исследований.
1. Молекулярная биология и генетика.
2. Установление генетической роли нуклеиновых кислот.
3. Современное состояние биофизики.
4. Зарождение вирусологии Развитие фитовирусологии.
5. Изучение вирусов животных и человека.
6. Проблемы биологии развития. Факторы дифференцировки.
7. Изучение биосферы и вопросы воспроизводства и охраны растительного и животного мира.
8. Нарушение биотического равновесия под влиянием деятельности человека.
9. Ноогенез и ноогеника.
10. Космическая биология.
11. Экология замкнутых систем.
13. Социальная история отечественной биологии.
Объем в часах -1
Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению Развитие систематики в трудах Ламарка, Сент-Илера и Кювье. Бэр и разработка теоретических проблем систематики. Натурфилософские системы животного мира Окена и др. Эмбриологическое направление в систематике. ибольда Системы Лейкарта и Фрея. Система Мильн-Эдвардса. Система Каруса. Натурфилософские системы животного мира Окена и др. Эмбриологическое направление в систематике. ибольда Системы Лейкарта и Фрея. Система Мильн-Эдвардса. Система Каруса
1.8. Примерные темы рефератов:
1. История развития экологии.
2. Развитие органографии и теории цветка.
3. Развитие экологии животных в XX веке.
4. Некоторые перспективы развития цитологии.
5. Выдающиеся русские физиологи.
6. Биофизические исследования в биологии XX века.
7. Современный синтез знаний о причинах эволюции на основе дарвинизма.
8. Развитие представлений о возникновении жизни на Земле.
9. Зарождение хромосомной теории наследственности.
10. и борьба за автономию науки.
11. и учение о ноосфере.
12. История развития этологии.
13. Идеалистические концепции эволюции.
14. авуазье по физиологии дыхания.
15. Выяснение сущности оплодотворения у растений.
16. Механицизм XVII—XVIII веков.
17. Особенности микробиологии в XX веке.
18. Основные направления и тенденции развития физиологии животных и человека.
19. Изучение биологически активных соединений.
20. Проблемы современной гидробиологии.
2. План самостоятельных занятий
Тема: Предыстория. Знания первобытного человека о природе.
1. Представления и знания о природе в раннем и среднем палеолите.
2. Знания о природе в позднем палеолите.
3. Зоологические познания охотников Франко-Калабрийской зоны.
4. Экологические последствия деятельности палеолитического человека.
5. Развитие знаний о природе в мезолите. Мезолитические наскальные изображения испанского Леванта.
6. Появление синантропной фауны.
7. Эксперименты новосибирских генетиков по изучению влияния отбора на приручаемость и изменчивость лис.
8. «Неолитическая революция». Переход к земледелию и животноводству. Одомашнивание животных и введение в культуру растений.
9. Первые опыты применения искусственного отбора.
10. Экологические последствия «неолитической революции».
Тема: Развитие исследований по анатомии и физиологии животных в XV-XVIII вв.
1. Анатомия животных и человека в XVI-XVII вв.
2. «Семь книг о строении человека» А. Везалия.
3. Выдающиеся анатомы XVI-XVII вв.: Г. Фаллопий, В. Евстахий, Д. Фабриций и др.
4. В. Гарвей и становление физиологии.
5. Дж. Борелли – как основоположник биомеханики.
6. Микроскопическая анатомия и изучение простейших.
7. евенгука и Я. Сваммердама.
8. Физиология в XVIII веке. аллера и И. Прохазки.
9. Эмбриология животных.
10. Преформизм и эпигенез.
Тема: Развитие систематики животных.
1. Развитие систематики в трудах Ламарка, Сент-Илера и Кювье.
2. Бэр и разработка теоретических проблем систематики.
3. Натурфилософские системы животного мира Окена и др.
4. Эмбриологическое направление в систематике.
6. Системы Лейкарта и Фрея.
7. Система Мильн-Эдвардса.
8. Система Каруса.
Тема: Систематика растений и формирование основных проблем физиологии растений.
1. Принципы естественной систематики.
2. «Сродство» и «родство».
3. Система Декандоля и другие системы растений в первой половине XIX века.
4. Вопросы воздушного и почвенного питания растений в трудах Н. Соссюра.
5. Гумусовая теория питания.
6. Значение работ Ю. Либиха и его последователей для развития теории минерального питания.
7. Начало изучения дыхания растений
Написание реферата по истории и методологии биологии
Глоссарий по дисциплине
АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н. э.) — древнегреческий философ и ученый-энциклопедист; В своих сочинениях привел множество разнообразных сведений о животном мире Греции и близких к ней областей Малой Азии. Развил теорию, согласно которой растения и животные, постепенно изменяясь, поднимались вверх по “лестнице природы”, побуждаемые внутренним стремлением к более сложной и более совершенной организации.
БЕРНАР Клод (1813—1878) — французский физиолог и патолог, один из основоположников экспериментальной медицины и эндокринологии. Открыл образование гликогена в печени. Ввел понятие о внутренней среде организма.
БРЕМ Альфред Эдмунд (1829—1884) — немецкий зоолог, просветитель. Автор “Жизни животных”, ставшей для многих поколений лучшим популярным руководством по зоологии.
БРОУН Роберт (1773—1858) — английский ботаник. Описал ядро растительной клетки и строение семяпочки. Установил основные различия между голосеменными и покрытосеменными растениями, открыл броуновское движение.
БЭР Карл (1792—1876) — естествоиспытатель, основатель эмбриологии (родился в Эстляндии, работал в Австрии, Германии и России). Открыл яйцеклетку у млекопитающих, описал стадию бластулы; изучил эмбриогенез цыпленка. Установил сходство эмбрионов высших и низших животных, последовательное появление в эмбриогенезе признаков типа, класса, отряда и т. д.; описал развитие всех основных органов позвоночных.
БЮФФОН Жорж Луи Леклерк (1707—1788) — французский естествоиспытатель. Высказал представления о единстве плана строения органического мира. В противоположность Линнею отстаивал идею об изменяемости видов под влиянием условий среды. ВИРХОВ Рудольф (1821—1902) — немецкий патолог. Выдвинул теорию целлюлярной патологии, согласно которой патологический процесс — сумма нарушений жизнедеятельности отдельных клеток. ВОЛЬФ Каспар Фридрих (1734—1794) — один из основоположников эмбриологии. Заложил основы учения об индивидуальном развитии организмов — онтогенезе.