Значение охоты для людей

Содержание
  1. Взгляд на охоту и на важное значение ее для людей
  2. Зачем современный человек, увлекается охотой
  3. Для чего мужчине охота?
  4. Мужчина – добытчик
  5. Как появилась охота?
  6. Видовая пища
  7. Человек от природы хищник?!
  8. Мясо не является видовой пищей человека
  9. Охота – способ выживания человека
  10. Для чего нужна охота современному человеку?
  11. Охота – умение выжить в чрезвычайной ситуации
  12. Владение оружием – ответственность
  13. Навыки обращения с оружием, стрельба
  14. Убийство добычи – тренировка перед боем
  15. Разделывание добычи – борьба с брезгливостью
  16. Выход из зоны комфорта
  17. Ориентирование на местности
  18. Активный отдых
  19. Охота в нравственном и правовом поле
  20. Двойные стандарты мясоедов или псевдогуманизм
  21. Охота и сохранение экобаланса
  22. Законодательство об охоте
  23. Другие аргументы против охоты
  24. Этический кодекс охотника
  25. Для чего мужчине охота? Выводы

Взгляд на охоту и на важное значение ее для людей

(из собрания Павла Гусева)

Вряд ли мелкий владетельный князь Германии мог выставить такую пышность в охоте, какую представлял князь Ромодановский. Более в осеннее время объезжал он окрестности Москвы, прилежащие к селам Измайловскому и Коломенскому, — он в особенности любил соколиную охоту. Тогда именитые и богатые господа, кроме своих слуг, содержали на жалованьи бедных дворян; в день, назначенный для выезда князя на охоту, собиралось множество охотников верхом на горских лошадях, в зеленых чекменях с золотыми нашивками, в красных шароварах и в желтых сапогах, в длинных по локоть лосиных рукавицах и в горностаевых шапках с перевязями через плечо, на которых висели бархатная лядунка и серебряный рог. Все ожидали повелений князя-кесаря. При появлении его раздавался звук рога, и процессия двигалась; одни из охотников вели за собою на смычках собак, другие держали сибирских кречетов с привешенными к их шейкам бубенчиками, под бархатными клобучками, расшитыми золотом, серебром или разноцветными шелками. Князю сопутствовали многие приглашенные им вельможи; сам он выезжал на кровном арабском жеребце, свита его простиралась до пятисот человек. Охота его, разумеется, обильная всевозможными яствами и питием, продолжалась недели, а иногда месяцы.

Читайте также:  Охотники за сокровищами дисней

В конце прошедшего столетия и в начале нынешнего, когда век Екатерины сливался с веком Александра I, шумная, разгульная и многолюдная псовая охота еще продолжалась. Наставало первое сентября — Семен-день, Семенины, день Симеона-летопроводца, когда церковь наша молится о новом лете Господнем. Начинались своего рода одушевленные забавы: осенние хороводы, праздники и посиделки.

В полях и лесах являются в это время, особенно при благоприятной погоде (когда настанут дни светлые, но беззнойные), меланхолические, но прекрасные поэтические картины природы… Сжатые поля свидетельствуют о благости природы, молодые всходы озимого хлеба колосятся, как оазисы, веселой зеленью. По ним ныряют еще резвые стрижи. По дорогам скрипят тяжелые телеги, нагруженные золотистыми снопами ржи. Лес со своими пожелтевшими листьями издали кажется высеченным из бронзы, кое-где алеют гроздья русского винограда — рябины, по небу тянутся журавли, прощаясь унылым говором своим с летним приютом. В селеньях околомосковских поселяне тушили под Семен-день огни, кроме лампадных, а с восхождением солнца вздували новый огонь. В некоторых местах деревенские девушки в это время хоронили мух и тараканов в морковных и свекловичных гробах (остатки язычества), поселяне праздновали «обжинки»: первый и последний сноп одевали они в сарафан и в кокошник, называя их именинниками, приносили на барский двор, где их угощали брагою.

С первого сентября и охотники выезжали на охоту. У крестьян и охотников существуют приметы, что если в бабье лето луга опутаны тенетником, гуси гуляют стадами и скворцы долго не отлетают, то осень будет продолжительная и ведряная, можно долго будет по черностопу (чернотропу) ездить на охоту. Старики помнят еще, с каким нетерпением ожидали охотники этого времени, какие приготовления делали они к нему: точили ножи на наборных костях, чистили стволы ружей и пистолетов черкесских, крутили своры, откармливали лошадей и недокармливали собак, чтобы они охотнее рыскали. За несколько недель до вожделенного времени начинаются между охотниками разные условия, споры и заклады на скачку и угонки собак; и бессловесные животные как будто чуют приближение этого времени: лошади ржут, гончие воют, борзые прыгают, гремя своими ошейниками, и радостно вьются кольцом около хозяев. Сами охотники встают еще до зари; умоются росой, вычистятся, выхолятся, наденут «боевые» костюмы: ловчие — алые куртки или казакины и синие шаровары с широкими лампасами, выжлятники — голубые кафтаны, обложенные серебряной бязью, борзятники облекаются в какой-нибудь другой изысканный костюм, а стремянные господ надевают казакины, обложенные золотым позументом; за плечами у охотников блестят и сверкают полумесяцем вызолоченные рога на цветной гарусной тесьме, на головах у одних надвинуты папахи, а у других накинуты красивые бескозырные шапочки. Из союзных дворян-охотников выбирался начальник не по летам и званию, но по опытности, сметливости, зоркости и ловкости. Он распоряжался охотою и вправе был делать резкие выговоры провинившимся в какой-нибудь оплошности, и виноватые беспрекословно слушались его.

Читайте также:  Тип пуль для охоты

И вот двигался кортеж в отъезжее поле. Если отправлялись далеко, то возили собак в фурах. За охотниками следовал обоз, содержавший в себе палатки и войлоки для них, разные, даже прихотливые яства: кулебяки величиною с чемодан, дорогие вина и прочее. При первом, положим, хоть затравленном или застреленном зайце охотники друг друга поздравляли «с полем». Надо было «отпазанчить», то есть отрезать задние лапки зверя для собак и, кстати, самим «замочить лапки», то есть раскинуть салфетку-хлебосолку. И вот наскоро устраивали из жердей и сучьев шалаши и, если времени доставало, врывали в землю котлы для кипячения воды, вынимали чарочку-непролейку (круглую, которую нельзя было поставить, недопивши вино), чарочку-каток (это название сохранилось и в старинной песне: «Ах ты, чарочка-каток, покатись ко мне в роток!»), и тут-то шли новые предположения, распоряжения и суждения. Возвращались охотники домой, обремененные добычею, весело и самодовольно, трубачи вперед — певцы молодые, голоса заливные дружно запевали песню хором.

В это время и в театре играли пьесы, содержанием которых была охота — например, оперу «Дианино дерево», декорация к которой представляла дикое место, поросшее густым лесом, а по сцене бегали живые олени и зайцы. В то время была в большом употреблении охотничья ария из оперы «Розана и Любим», особенно между охотниками. Ее и певали они, выезжая на охоту или возвращаясь домой:

С 1812 года сделались изменения в охоте. Несколько лет тому назад охота вступила в новый фазис — она не так рельефна, как была прежде, зато более систематична, более осмысленна и требовательна в отношении к искусству охотников. Оружия, употребляемые для нее, усовершенствованы. В недавнее время у нас в Москве организовалось Общество охоты.

Читайте также:  С новым годом охота рыбалка

Показав значение охоты и несомненную ее пользу для людей, остается только воскликнуть: «Да здравствует охота и все сподвижники ее!»

Зачем современный человек, увлекается охотой

Ответить на этот вопрос сейчас пытаются многие. Конечно, в данное время человеку не надо заботиться о пропитании самого и его семьи. Для этого достаточно сходить в продовольственный магазин и купить необходимые продукты и приготовить них пищу.

Да охота стала сейчас, как одно из развлечений современного человека. Она подчеркивает статус охотника, является показателем его успехов в этой жизни. Но правильно ли это характеризует человека? Как можно, не имея жалости, убивать животных, которые так доверительно смотрят охотнику в его глаза. Неужели в его сердце не дрогнет ни один мускул, и он пожалеет это животное?

Некоторые категории охотников ведут охоту согласно их специальностей. Они выполняют план по добыче, например, ценных мехов. Егерю также приходиться охотиться на животных, чтобы выжить в Тайге. Но зачем же, заниматься охотой современному человеку ?

Убивать животный мир ради развлечения и забавы, а затем из приобретенных таким путем трофеев делать чучела и вешать эти трупы животных на стены ради красоты и уюта. Что же это неоправданная жестокость или глупая гордыня, которую он всегда оправдывает тем, что является венцом творения и всегда выше остальных живых существ на Земле.

Встает вопрос: можно ли мужчину охотника считать нормальным с точки зрения психики? Разве психически нормальный человек будет совершать убийство ради искрометного удовольствия. Конечно, же, нет последует ответ. Тогда непонятно зачем нужна такая охота. Существуют же другие виды охоты, например, фотоохота. Она совершенно бескровна, а приносит столько же удовольствия.

Охота порой бывает настолько жестока, что просто не престаешь удивляться. Все эти ловушки, капканы, в которые попадают дикие животные, а иногда и домашние животные, ужасны по своему замыслу, так как, попадая в них, животное очень мучается и умирает, корчась от боли. Где же здесь гуманность и сострадание.

Возьмите волков, их еще называют санитарами леса. Да они тоже убивают животных, но они это делают, чтобы прокормить свою стаю своих малых детенышей, Они убивают еще и больных животных, которые могут заразить и здоровых особей.

Но многие так не считают, как сказано выше в этой статье. Истинный охотник это не браконьер. Он не устраивает браконьерские облавы на животных, которые приводят к исчезновению целых популяций видов некоторых животных. Он охотиться по разработанным правилам и, не принося природе никакого урона.

Подписаться на канал « Оружейник со стажем », что бы быть в курсе всех современных тенденций охоты и все что с ней связано.

Для чего мужчине охота?

Охота, с моей точки зрения, одно из важных мужских занятий. В то же время, она вызывает множество вопросов и споров – как в плане целесообразности, так и в плане нравственности. В этой статье я хочу поделиться своими соображениями на этот счет, объяснить, зачем охота нужна современному мужчине, и ответить на типовые возражения общественности.

Мужчина – добытчик

Вообще, ни для кого не секрет, что одна из функций мужчины в семье – добывать ресурсы, необходимые для выживания и комфортного существования семьи. Если это вам не очевидно, аргументацию вы можете найти в основополагающих статьях этого блога: «Мэ и Жо: туалет типа сортира или наше предназначение?» и «Что такое Энергия человека? Часть 4. Мужская и женская энергии».

Добыча пищи – один из примеров таких необходимых ресурсов. Иными словами, мужчина от природы – добытчик. Ну а женщина, как водится, хранительница очага.

Дальше логика проста: если еда есть по умолчанию, никакая охота не нужна. В традиционные времена это могли быть плоды из сада, с грядок, куры, яйца, домашний скот, молоко, а сегодня – то же самое, но с полок супермаркета. Кстати, отсюда немедленно вытекает, что доставка продуктов из супермаркета/рынка домой – сугубо мужская ответственность и обязанность.

Если же с едой или, по крайней мере, с мясом напряженка, мужчины отправлялись за его добычей – на рыбалку, на охоту.

Как появилась охота?

Чтобы понять, зачем нужна охота сегодня, давайте подумаем, как она вообще появилась среди представителей человечества.

Во многих учебниках по биологии, справочниках по охоте и других источниках можно встретить идею о том, что охота – двигатель эволюции. Типа, тупенькая обезьяна взяла камень, сделала нож/топор/копье, что уже само по себе дико продвинуло ее мозг в сторону современного человека. Потом она стала получившимся оружием добывать мясо других животных. И вот, мега-пища нового поколения, содержащая в себе турбо-белок неведомого доселе животного происхождения, наконец-то отделила обезьяну от травоядных и воздвигла ее на недосягаемый ранее гипер-уровень развития человека разумного. Кстати, настолько разумного, что еще немного и этот разум уничтожит планету, на которой сам же и живет. Честно, читаю, что написал, и самому смешно. Либо я чего-то не понимаю, либо Чарльз Дарвин всех нас лихо развёл, а мы повелись, как школьники.

Вообще, я склонен считать, что Дарвин создал свою теорию эволюции, как и Эйнштейн теорию относительности, кстати, по заказу отдельных личностей (масонский заговор или вроде того :)). Есть основания полагать, что иудеи с помощью Эйнштейна стерли из истории достижения Николы Теслы и понятие эфира, из которого он добывал электроэнергию, а с помощью Дарвина избавились от тотального контроля церкви. Честно говоря, до недавнего времени это были просто мои субъективные измышления, а сегодня наткнулся на статью «Чудовищный обман Чарльза Дарвина«, в которой автор не только прочитал мои мысли, но и расписал историю создания и пиара теории эволюции с именами и датами. Кому интересно — читайте, но сейчас не об этом, двигаемся дальше.

Видовая пища

Мой взгляд на ситуацию несколько иной и базируется на осознании того, что Природа – сбалансированная самоорганизующаяся система, исправно и разумно работающий механизм. Все в природе имеет своё назначение, свою причину и свое следствие. Если что-то происходит, значит, это произошло почему-то и для чего-то.

Из озвученной идеи следует, что если Природа создает новый биологический вид, значит, она уже создала все необходимые условия для успешного существования этого вида. Представьте себе, что на рынок выходит новая модель автомобиля, или, в принципе, появился автомобиль впервые в истории. Очевидно, что для него уже создано топливо, которое продается, есть шины необходимого размера, запчасти, сервис. С трудом можно представить, что Мерседес изобрел автомобиль на бензине, выпустил его в продажу, но никто на планете пока не начал бензин производить и, тем более, продавать. Надеюсь, мои измышления кажутся вам логичными.

Возникает вопрос: а почему в природе должно быть иначе? Биологический вид есть, а жрать ему нечего? Странно, не так ли?

Поэтому, примем к размышлению следующее: Природа назначила каждому биологическому виду в пищу ровно то, что этот вид способен добыть, располагая данными ему от природы возможностями. Именно эта пища (так называемая видовая пища) идеально усваивается и максимально полезна. Соответственно, то, что представитель вида добыть не способен, в пищу не предназначено и не полезно.

Человек от природы хищник?!

Идем дальше. А причем тут охота?

Все просто. Человек – от природы невооруженный биологический вид и не имеет возможности быть охотником. Просто потому, что у человека нет острых когтей, как у хищников, нет огромной физической силы, позволяющей завалить кабана, нет ловкости, прыгучести, способности быстро бегать, чтобы догнать дичь, нет способности видеть в темноте, чтобы охотиться ночью. И вопреки распространенным утверждениям, у человека нет хищных клыков, как, например, у тигра, да и вообще, зубы выглядят совершенно по-разному, что говорит о принципиально их разном предназначении. Если сомневаетесь – взгляните на эту картинку, и все станет ясно:

Стало быть, утверждение вроде «человек от природы – хищник и должен питаться мясом», мягко говоря, необоснованно. Даже несмотря на известные страшилки врачей про незаменимые аминокислоты и витамин В12, которые, якобы, есть только в животной пище. Человеку свойственно питаться тем, что он способен добыть, то есть растительной пищей. И правда, яблоко падает на голову само, его даже добывать не надо.

Мясо не является видовой пищей человека

Что ж, получился неплохой задел для статьи о правильном и здоровом питании человека 🙂 Свои соображения на эту тему я обязательно изложу в отдельной статье, а сейчас – об охоте.

Итак, первозданная планета была зеленой и сбалансированной. На ней не было пустынь, высохших водоемов, озоновых дыр и кислотных дождей. Растительная пища существовала в избытке и экологической чистоте. Человек не имел проблем с питанием, как и другие населяющие планету существа, и ему не приходило в голову питаться мясом. Сами посудите, яблоко подобрал – съел. Травку сорвал – съел. А дичь нужно найти, выследить, догнать, поймать, убить (а значит – потратить кучу времени до этого, чтобы придумать и соорудить оружие), доставить до жилья, разделать, приготовить. Колоссальные трудозатраты, чтобы обеспечить едой свою стаю всего на несколько дней или, в лучшем случае, недель!

Учитывая, что все живые организмы, включая ленивого человека, действуют по принципу наименьшего сопротивления, сложно представить, что человек начал охотиться и питаться мясом от хорошей жизни. И что именно весь этот непонятный геморрой с добычей мяса превратил бывшую обезьяну в человека :))

Охота – способ выживания человека

Что же вынудило человека отказаться от легкодоступной и предназначенной для него полезной растительной пищи и перейти на недоступное, без искусственных подручных средств, и не столь полезное мясо?

Полагаю, что планетарные катаклизмы. Скажем, ледниковый период, в который начались конкретные напряги с растительной пищей, и кроме как мясо и рыбу есть стало нечего. Ну и стало сложно находиться в тепле без огня и шкур животных.

И именно по этой причине человек был вынужден ради выживания приспособиться к новым условиям существования и экологической нише, научиться делать оружие и охотиться.

Возможно, сразу же, а возможно, позже, люди научились животноводству и употреблять мясо домашнего скота. Но в любом случае, сама идея начала употребления мяса человеком берет свое начало в ухудшении изначально благоприятных условий существования и невозможности прокормиться растительной пищей, ввиду ее недостаточного количества.

Очевидно, что первобытная охота – тяжелый и изнурительный труд, который стал атрибутом именно мужской половины населения. Известное выражение «мужчина – добытчик» – как раз из этой оперы. Итак, друзья,

ОХОТА – МУЖСКОЕ ЗАНЯТИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ДОБЫЧУ МЯСА И ШКУР ЖИВОТНЫХ С ЦЕЛЬЮ ВЫЖИВАНИЯ.

Для чего нужна охота современному человеку?

Вы можете спросить: а зачем современному мужчине охотиться и вообще уметь это делать, если на полках магазинов полным-полно разного мяса? И тем более, если взять на вооружение идею о природном вегетарианстве человека – зачем?

Приехал я как-то к другу в гости в загородный дом в Подмосковье и увидел, как тот вскапывает землю под картошку. Спрашиваю его, мол, зачем тратить время и силы на посадку картошки, если ее можно купить в любом магазине или на базаре? А он отвечает: «Можно… пока поставки есть».

Правильно рассуждает! Друзья я рекомендую вам помнить одну простую и ценную мысль:

Чем более цивилизованным становится человек, тем меньше он способен адаптироваться к изменениям окружающей среды и тем более он беззащитен и уязвим.

Охота – умение выжить в чрезвычайной ситуации

Цивилизованный образ жизни с единственным навыком «выживания» – навыком зарабатывания денег, на которые можно купить все, что необходимо, хорош только при одном условии – условии стабильности работы систем жизнеобеспечения (электричества, тепло- и водоснабжения, регулярных поставок продуктов в достаточном для всех жителей города, региона, страны, планеты количестве).

А кто нам может дать гарантии, что эти системы будут работать стабильно и вечно? КТО? Вот и я думаю, что никто. Следовательно, человеку, а именно – мужчине, стоит быть готовым к сбоям в системах жизнеобеспечения и иметь, хотя бы, базовые навыки по обеспечению выживания, в случае сбоя одной или нескольких из этих систем. Один из таких навыков – охота.

Но это не все, что дает мужчине охота. Она связана с оружием, убийством, разделкой туши, с нахождением мужчины в некомфортных условиях леса, с поиском добычи, ориентированием на местности, следопытством. Конечно, сегодня существуют и комфортные варианты охоты, напоминающие рыбалку Семён-Семеныча из «Бриллиантовой руки», когда ему Лёлик подсаживал на крючок рыбу, а тому оставалось лишь вытягивать ее на берег )))

Но я не об этом, я о классической охоте. Все перечисленные позиции, так или иначе, влияют на развитие мужских качеств. Разберу их подробнее.

Владение оружием – ответственность

С чем связано владение оружием?

Уже сам факт нахождения охотничьего ружья дома создает дополнительную опасность для владельца и окружающих людей. Не говоря уже о его использовании на охоте. А значит, наличие оружия требует от мужчины повышенной ответственности и его способности побеспокоиться о возможных рисках и обеспечить безопасность.

Как мы уже знаем, ответственность – ключевое качество настоящего мужчины.

Далее, от ружья есть толк, когда оно используется по назначению, а не только пылится в сейфе. Значит, оно требует от владельца навыков стрельбы, которые необходимо поддерживать. Правда, стрелять из ружья можно не только на охоте, но и в тире, и на стенде по тарелкам, чем и занимаются спортсмены.

Тем самым, и стрелок-охотник, и стрелок-спортсмен развивают в себе еще одно мужское качество – качество воина – умение обращаться с оружием и стрелять.

Убийство добычи – тренировка перед боем

Как я уже писал выше, человек от природы не является хищником, и ему не свойственно убийство в принципе. Заповедь «Не убий» как раз напоминает об этом тем, кто забыл. Но… жизнь внесла свои коррективы, и уже много тысячелетий нам приходится убивать как дичь, так и себе подобных, и последнее также необходимо для выживания.

С одной стороны, навык убийства необходим на случай войны и/или голода, с другой – этот навык противоречит нашей природе, инстинктам. Получается, навык убивать человеку нужно специально вырабатывать, переступая через себя. По идее, любой мужчина к совершеннолетию должен уметь это делать, что, частично, прослеживается в армейской подготовке как раз в 18 лет. Правда, там солдаты учатся убивать понарошку, и эта искусственность может подвести в нужный момент. Вот пример, как это бывает – отрывок из культового фильма о мужестве «Последний самурай»:

Поэтому, чтобы снизить вероятность облажаться в реальном бою с врагом, чтобы в нужный момент не дрогнула рука, полезно тренироваться «на кошках», то есть на охоте.

Разделывание добычи – борьба с брезгливостью

Еще один феномен современного социума – необъяснимая нежность и брезгливость мужчин.

Сдаем анализы крови – и падаем в обморок. На роды к жёнам, в большинстве, не ходим – боимся ранить свою изнеженную психику, увидев там (о, ужас!) кровь, плаценту и испачканного новорожденного ребенка. Либо ходим, но падаем в обморок.

К зубному ходить боимся, потому что боимся боли. Сырое мясо в руки брать брезгуем, разделать тушу добычи – тоже. Да и не знаем, с какой стороны к ней подойти. Воспитание, видите ли… Ручки ухоженные, воротнички белые. Мужики, мля, нах.

Вот, демонстрирующий это, отрывок из не менее культового фильма «Особенности национальной охоты»:

Так вот, друзья, вся перечисленная выше дурь – нежность и брезгливость – выбрасывается из мужских мозгов достаточно быстро, путем практики разделывания добычи на охоте. Заодно, это позволяет освоить навыки работы еще с одним важным для мужчины инструментом – ножом.

Выход из зоны комфорта

Еще один момент – нелюбовь городских мужчин к негородским условиям жизни.

В походы мы ходить не любим – нет душа, туалета и еды из ресторана, зато есть комарики. С землей мы соприкасаться не хотим – испачкаем ручки. Спать на земле мы не хотим – холодно и твердо, и подушечки нет. И так далее. Прямо как тургеневские барышни.

Эта дурь – нелюбовь к физическому дискомфорту лечится просто – регулярными вылазками на природу, один из вариантов – охота.

Ориентирование на местности

Пока охотник ищет и выслеживает добычу, он нарабатывает навыки ориентирования на местности, преодоления пересеченной местности, следопытства и т.п. Неплохая тренировка воинских качеств и навыков в мирное время…

Активный отдых

Любительская охота, помимо всего перечисленного, еще и представляет собой разновидность активного отдыха. На охоте мужчина может восстановить эмоциональное и психологическое равновесие, набраться сил, что в целом улучшает здоровье и трудоспособность.

Охота в нравственном и правовом поле

Двойные стандарты мясоедов или псевдогуманизм

Очень часто я встречаю негативную реакцию людей на охоту. Одни говорят, что жалко животных, другие – охота приводит к исчезновению видов, нарушению экологического баланса природы и так далее.

Самое удивительное, что среди противников охоты я пока не встречал вегетарианцев :)) Что ж, налицо двойной стандарт: противники охоты жалеют убитых охотниками животных, но употребляют мясо, которое тоже кто-то когда-то убил. Не говоря уже об использовании кожаных и меховых изделий. Сами они в двойных стандартах не признаются, а некоторые отмазываются тем, что на фермах животных разводят специально (для убийства! – жалко им животных, ага), а в дикой природе охотники портят природный баланс.

Я могу одно сказать: противники охоты просто не знают, каким образом убивают животных на фермах и никогда не видели этого. Уверен, что если взять всех этих защитников природы и привести на экскурсию на скотобойню, 99% из них перестанут употреблять мясо вообще, а увиденное превратится для них в настоящий ночной кошмар. Или они будут есть только дичь, добытую на охоте. Потому что добыча дичи по всем правилам охоты – самое гуманное убийство из всего имеющегося арсенала.

Подчеркиваю – по правилам охоты, то есть я не рассматриваю живодеров и браконьеров.

Поэтому мое мнение такое: либо мы осуждаем охоту, не едим мясо и не носим кожу и шкуры животных, а заодно отрицаем все животноводство, либо признаем, что охота – просто разновидность животноводства и сельского хозяйства, чем она является и де-факто, и де-юре. Но об этом – ниже.

Охота и сохранение экобаланса

Еще один аргумент против охоты, который звучит весьма логично, следующий:

Охота явилась и продолжает являться одной из основных причин полного истребления, а также выставления на грань исчезновения и занесения в Красную книгу многих видов животных.

Полностью согласен с «охота явилась…», поскольку в России первый документ, накладывающий ограничение на охоту, был издан только в 1763 году Екатериной II. Соответственно, до этого времени зверей убивал, кто хотел, сколько хотел и когда хотел. Спору нет, это не пошло на пользу экологии.

В то же время, вызывает сомнение фраза «охота продолжает являться…», поскольку сегодня охота жестко регулируется законодательством, которое направлено как раз на поддержание экологического баланса. В этом участвуют Министерство природных ресурсов и экологии РФ, а также Министерство сельского хозяйства РФ.

Современное законодательство об охоте цивилизованных стран преследует следующие цели: нормирование добычи полезной дичи в интересах её сохранения, «контроль за популяцией» (истребление) хищных животных и птиц, обеспечение общественной безопасности и право частных собственников. А иногда, также, извлечение финансовой выгоды.

С позиции государства, современная охота – это регулирование численности фауны, обитающей в том или ином лесном хозяйстве. Основной задачей лесного хозяйства является воспроизводство, увеличение и эксплуатация охотничьего фонда на научно-биологической основе и доведение численности животных до оптимальной.

Исходя из плотности фауны и площади угодий, вычисляют оптимальную численность их поголовья в хозяйстве, и выделяются четкие квоты на отстрел «лишних» особей.

Законодательство об охоте

Первый их пункт гласит:

«Правила охоты (далее — Правила) устанавливают требования к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов (далее — охотничьи животные) на всей территории Российской Федерации.»

В них четко прописан каждый вздох и чих охотника. В местах, где разрешена охота, каждый зверь на учете. И на каждую местность в каждый сезон отведены строгие квоты на каждый вид зверя. Более того, чтобы получить право охоты, нужно купить лицензию на охоту на конкретный вид зверя и КОНКРЕТНОЕ ЧИСЛО зверей. Причем лицензии порой стоят немалых денег, часть которых идет на разведение следующих поколений.

Например, один кабан стоит порядка 10 тыс. руб., лось – 50-80 тыс. руб., олень 100-150 тыс. руб. Если охотник, имея лицензию на 1 лося, добыл по ходу дела и кабана, он по окончании охоты обязан купить лицензию и на кабана.

На охоту отводится строго определенный срок в сезон, на каждый вид животного свой. Так, охота на бурундука разрешена с третьей субботы августа по 31 октября, на взрослого лося – с 1 сентября по 30 сентября.

Как видите, если охотиться в рамках законодательства, охота сводится не к истреблению природы, а к поддержанию ее в экологическом балансе.

Другие аргументы против охоты

В статье об охоте в Википедии встретил такое высказывание:

Законодательную охоту нередко сопровождает браконьерство и истребление, наряду с разрешёнными, редких видов. Особенно часто такие потворства нарушениям закона и сами нарушения непосредственно происходят со стороны крупных чиновников.

Все верно. Поэтому стоит отличать охоту от браконьерства, называть вещи своими именами и признать, что именно браконьерство является причиной истребления многих видов животных.

Еще встречал такое возражение, мол, на охоте бывают несчастные случаи, от которых страдают и сами охотники, и животные, и посторонние люди. Согласен, конечно, бывает. Но опять же, охота сама по себе, как в этом виновата?

Несчастные случаи создают люди, нарушающие правила безопасного обращения с оружием. Их не нужно выдумывать или искать, они прописаны законодательно в виде так называемого «охотминимума», который должен знать назубок каждый охотник: Приказ Минприроды РФ от 30.06.2011 N 568 «Об утверждении Требований охотничьего минимума».

Поэтому нужно не выступать против охоты, а учить людей обращаться с оружием и прививать им чувство ответственности. В самом деле, не запрещать же автомобили и дорожное движение в связи с тем, что ежегодно на дорогах гибнут десятки тысяч человек…

Еще один серьезный аргумент против охоты: охоту нередко сопровождает оставление подранков, которых охотник не в состоянии добить, вследствие чего они вынуждены умирать медленной смертью или оставаться инвалидами… Но здесь дело, опять же, не в охоте, а в отношении и уровне ответственности человека, который занимается той или иной деятельностью. Существуют определенные принципы стрельбы, снижающие вероятность оставить подранка: например, не стрелять дробью на дистанции более 50 м, и т.п.

Учиться нужно охотничьему и стрелковому мастерству… Вот что говорится в п. 9 Статьи 2 Требований охотничьего минимума:

Охотник должен стремиться к совершенствованию и расширению своих знаний безопасности при осуществлении охоты, в том числе навыков безопасного обращения с охотничьим оружием, передвижения, ориентирования, устройства мест отдыха в охотничьих угодьях, имея в виду, что от его личных знаний, умений и опыта зависит жизнь и здоровье как его самого, так и окружающих его людей.

Этический кодекс охотника

В заключение темы нравственности охоты добавлю, что среди охотников, как и среди представителей многих других видов деятельности, существует неписанный этический кодекс охотника. Что-то вроде клятвы Гиппократа у врачей.

Это свод правил, который условно можно разделить на две части: уважение к коллегам-охотникам и сохранение природы:

Охотничья этика включает в себя весь неписанный кодекс норм поведения, моральных обязанностей охотника по отношению к другим охотникам, к диким животным, к природе в целом. Она должна быть внутренним убеждением охотника, соблюдаться не из страха наказания, а по совести. Обязательным правилом для настоящего охотника является бережное отношение к природе и уважение к труду и правам других охотников; он никогда не присвоит чужой добычи.

Кодекс охотника я пока нигде не встретил в систематизированном и «каноническом» виде, похоже, он до сих пор кочует из уст в уста. Вот пара ссылок на понравившиеся мне «редакции» этого «документа»:

Прочтите, и поймете, что охотник – истинный джентльмен. Если вам интересна эта тема и вы хотите изучить эти правила в большем объеме, погуглите.

В заключение приведу цитату из Международной конвенции о биоразнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.):

Охота – это составная часть охраны природы.

Для чего мужчине охота? Выводы

  1. Человек, от природы, не является вооруженным биологическим видом – хищником и не способен охотиться. Охота появилась вследствие необходимости выживания человека во время планетарных катаклизмов.
  2. Охота в современном мире имеет все тот же смысл – умение выживать, что составляет один из важнейших мужских навыков.
  3. Охота, как регулярное занятие, способствует выработке у мужчины мужских качеств и навыков: ответственность, хладнокровие и решительность, отсутствие брезгливости, умение обращаться с оружием и стрелять, ориентироваться на местности, находиться вне комфортных условий.
  4. Охота является разновидностью сельского хозяйства, контролируется Министерствами природных ресурсов и сельского хозяйства и регулируется законодательством Российской Федерации.
  5. Как законодательство, так и этический кодекс охотника, направлены на сохранение окружающей среды, животных и их полноценное воспроизводство. Ущерб природе и экологии наносила нерегулируемая охота до 18 века, а также, по сей день, если она — браконьерство.

Александр Каминский,
ведущий блога
«Путь настоящего мужчины»

Оцените статью