Зимняя удочка смазка катушки
Если вы спиннингист до мозга костей или собираетесь таковым стать, поэтому не намерены зачехлять снасти на зимний период, то вам наверняка не лишним будет знать о некоторых моментах, касающихся выбора катушки.
Перед тем, как сделать выбор
Правило тут одно – сразу же нужно отбросить иллюзию, что удастся обойтись малыми деньгами.
Дешевые катушки нам не подойдут, даже если они красивые и блестящие, да к тому ж напичканные десятком подшипников и всяческими «бесконечными винтами». Дело в том, что чудес в области катушкостроения не бывает — и низкая цена сразу же должна вас насторожить.
Стараясь придерживаться модных веяний в сфере механики, некоторые производители удешевляют свою продукцию за счет низкого качества используемых материалов.
Прежде всего, это относится к корпусу. Все негативные моменты от использования плохого материала проявляются в полной мере как раз на морозе: под воздействием отрицательных температур дешевенький пластик становится хрупким и вполне может развалиться на части. Кроме того, могут отлететь ножка или ручка.
Главная передача, изготовленная из недорогих материалов, также может пострадать от отрицательных температур в сочетании с большими нагрузками. На моей памяти случались моменты зимой, когда при вываживании крупной рыбы из силуминовой шестерни вылетали зубья — и катушку попросту клинило.
Не лезь в механизм — и он тебя не подведет
Данное выражение вполне справедливо для всех катушек, используемых в самых разных условиях: без серьезных причин нет смысла залезать внутрь катушки.
Но зимой это вдвойне актуально, поскольку не все смазки одинаково хорошо ведут себя в условиях отрицательных температур.
Лезть в катушку стоит только в крайнем случае — например, когда катушка упала в воду. Тогда работу с ней нужно немедленно прекратить — до момента полной просушки и смазки. И ни в коем случае ее нельзя крутить.
Возможные неисправности
Наиболее часто в безынерционных катушках, используемых зимой, страдает ролик лесоукладывателя. Он попросту засоряется. Зимой это происходит часто, т.к. этот механизм практически всегда находится в обледеневшем состоянии.
В большинстве случаев ролик смазывается и начинает работать, как и раньше.
Два варианта смазки.
1. Простое нанесение жидкой смазки для катушек. И в ситуации с ухоженными катушками, как правило, это помогает.
2. Если загрязнение ролика достаточно серьезное, то подшипник необходимо сначала почистить.
Во втором случае я беру два баллончика шимановской смазки (жидкую и густую), чайную ложку и сам подшипник (фото 1).
Далее помещаю в ложку подшипник и добавляю в ложку равные доли обеих смазок, чтобы общее их количество закрывало подшипник (фото 2).
Перемешиваю их до получения однородной массы — и приступаю к самой ответственной процедуре.
Для воплощения в жизнь задуманного нам понадобится еще и зажигалка. С ее помощью на очень медленном огне я нагреваю содержимое ложки (фото 3). Это нужно делать в хорошо проветриваемом помещении и очень аккуратно, ибо смазка при нагревании дымит, а то и может загореться.
Необходимо помешивать подшипник в смазке, тогда грязь из него будет выходить быстрее (фото 4).
По окончанию такой промывки смазываем подшипник заново и ставим ролик на место.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются спиннингисты — это отказ механизма моментального стопора обратного хода. Связано это опять-таки с воздействием отрицательных температур. Некоторые катушки оснащены так называемой обгонной муфтой, из-за плохой работы которой и происходит отказ вышеозвученного механизма.
Если смотреть в корень проблемы, то можно смело сказать: основные неприятности кроются в смазке. Некоторые катушки изначально смазаны продуктом, который на морозе теряет свои свойства. А некоторые — перестают нормально работать по несколько иной причине. И она заключается в том, что в обгонную муфту попадает более густая смазка с рабочей пары.
Что делать?
Первым делом мы снимаем ротор, чтобы получить свободный доступ к обгонной муфте (фото 5). Далее можно пойти нескольким путями — все зависит от того, располагаете вы хорошей смазкой или нет. Лучшая, по-моему, на сегодняшний день смазка из тех, что представлены на нашем рынке, это смазка от Shimano (фото 6). Я пробовал большое количество различных смазок и пришел к выводу, что меньше всего от отрицательных температур страдает именно она.
Если у вас есть такая смазка, то разбирать дальше ничего не придется, достаточно просто промазать механизм из баллончика — и все (фото 7). Если же подходящей смазки у вас нет, то придется продолжить разборку — вытаскивать муфту и насухо ее вытирать. Эта процедура должна помочь.
Но у последнего способа есть недостатки:
во-первых, это дополнительные сложности с разборкой–сборкой, а,
во-вторых, отсутствие смазки негативно сказывается на мягкости и бесшумности хода.
Так что лучше купить хорошую смазку.
Не лишним будет знать
Ловля на спиннинг в зимнее время заставляет рыболовов пристальнее следить за ровностью намотки «плетенки» на шпулю катушки. Как ни смазывай шнур, а он все равно в той или иной степени обмерзает, особенно в сильный мороз. Плетеный шнур становится жестким, как проволока, а намерзающие на нем кристаллики льда способствуют образованию петель и «бород». И чем лучше катушка мотает леску, тем меньше вероятность того, что эта леска запутается.
Выровнять леску можно различными способами, но основной — это добавление на главный шток или, наоборот, удаление оттуда регулировочных шайб, которые идут в комплекте с катушками серьезных производителей.
С помощью данных шайбочек можно не только добиться качественной намотки, но и придать намотке различную форму. А если у вас есть какая-нибудь старая шпуля большего диаметра, то катушку можно слегка модернизировать, добившись дополнительного места под шнур. Это не помешает, ведь зимой леска обмерзает и становится больше в диаметре. И если намотать ее под завязку, как летом, то «бород» не избежать.
На фото 8 можно видеть, насколько новый бортик увеличил диаметр шпули по сравнению со старым.
Чтобы заменить бортик нужно отвернуть верхнюю защитную шайбу (фото 8).
Затем — собственно сам бортик (фото 9). В результате мы получим голую шпулю (фото 10).
Теперь осталось только поставить новый бортик и повторить процедуры – только в обратном порядке.
Далеко не факт, что подобранный вами бортик сразу же подойдет. Скорее всего, придется расточить некоторые отверстия, чтобы все встало на свои места. Конечно, можно всего этого не делать, а просто иметь несколько катушек с различными шпулями. Но, когда лишних денег нет, а есть время порукодельничать – то почему бы и нет?
Из статьи Капитанова О. »Катушки для зимнего применения»(«Спортивное рыболовство» №2 2008)
Чем и как смазать рыболовную катушку?
Рыбная ловля – одно из наиболее популярных занятий людей из разных стран мира, которое позволяет не только улучшить финансовое положение, но и получить моральное удовлетворение. Покой, тишина и единство с природой позволяют восстановить жизненные силы и стабилизировать эмоциональное состояние. Чтобы процесс рыбалки ничем не был омрачен, специалисты рекомендуют тщательно к нему готовиться. Подготовительный процесс состоит не только из приобретения всех необходимых снастей, но и из проведения профилактических мероприятий, которые состоят из ремонта и устранения повреждений, а также смазки всех подвижных элементов. Особое внимание необходимо уделить рыболовецкой катушки, от работы которой напрямую зависит количество пойманного улова. В данной статье рассмотрим подробнее, чем и как смазать рыболовную катушку.
Зачем это нужно?
Рыболовная катушка для спиннинга – сложное приспособление, которое состоит из большого количества подвижных элементов и подшипников. Постоянный контакт с жидкостью, рыхлыми осадочными горными породами, растительностью и другими засоряющими элементами может спровоцировать выход устройства из строя. Чтобы минимизировать финансовые затраты на ремонт, специалисты рекомендуют регулярно проводить профилактические осмотры прибора и смазывать его.
Опытные рыбаки стараются устранять неполадки после каждой рыбалки, но в случае невозможности уделять большое количество времени данному мероприятию, профессионалы советуют смазывать устройства не реже 2–3 раз в год.
Несмотря на установленные нормативы, существуют следующие случаи, когда замена масла в устройстве не требует промедления:
- непосредственный контакт с водой;
- появление посторонних звуков;
- изменение процесса работы;
- внутреннее загрязнение песком, землей или другими засоряющими частицами;
- длительное нахождение на сохранении;
- регулярное применение разных режимов.
Чем смазать?
Смазка подвижных элементов рыболовной катушки является простой манипуляцией и не вызовет затруднен даже у начинающих рыболовов. Производители выпускают широкий ассортимент средств как для инерционных, бесшумных мультипликаторных, так и для безынерционных рыболовных катушек. Специалисты рекомендуют обратить внимание на следующие виды смазок:
- густая (силиконовая) – для шестерней и для главной пары подшипников, расфасовка – шприцы по 2 мл, первоначальный цвет – белый, после применения – прозрачный; на каждой емкости производитель указывает температурный индекс и показатель густоты;
- жидкая – для ротора и вала, расфасовка – масленки объемов 10 мл и 20 мл; индекс температурного диапазона и вязкости от 100 до 200;
- универсальная – для всех элементов катушки.
Важно! Для правильного выбора типа смазки специалисты рекомендуют внимательно прочитать инструкцию к инструменту, в которой большинство производителей указывают наиболее подходящий тип смазочного раствора.
В случае невозможности приобретения специальных смазок специалисты рекомендуют использовать обычное машинное масло или солидол. Особое внимание необходимо уделить подбору смазки для мультипликаторной катушки, которая в связи с конструктивными особенностями менее защищена от проникновения внутрь влаги и загрязняющих элементов. Специалисты выделяют следующие требования к смазочному материалу для мультипликаторных катушек:
- максимально длительный срок эксплуатации;
- создание тонкого и прочного защитного слоя;
- повышенный уровень влагостойкости.
Производители
В специализированных магазинах можно увидеть широкий ассортимент смазок как российского производства, так и зарубежного. Если необходимо приобрести густой состав, то лучше всего обратить внимание на следующие торговые марки:
- Rel Graso silicone;
- Okuma;
- Abu Garci Precisin Grease;
- Shimano DG 01.
Среди лучших изготовителей жидких смазок необходимо выделить следующие бренды:
- Hedgehog Studio Alchemy Oil Medium Light;
- Abu Garca Reel Oil;
- Daiwa Reel Oil2.
Производители универсальных составов:
Бюджетные варианты – Yamaha, Shimano, Abu Garcia, Daiwa, Penn, Efele,
Наиболее популярные производители смазок для мультипликаторных катушек:
Практическая инструкция
Чтобы правильно провести профилактические работы рыболовного инструмента в домашних условиях, необходимо знать тип устройства и точный алгоритм действий.
Подготовка
Перед тем как приступить к разборке оборудования, необходимо тщательно подготовить рабочее место, на котором должны быть удобно расположены все необходимые инструменты и вспомогательные детали. Начинающим рыболовам обязательно надо проконсультироваться с опытными специалистами и приобрести обязательный набор инструментов, который должен состоять из следующих элементов:
- набор крестовых и плоских отверток;
- щипчики или пинцет;
- щетка или кисть для очистки рабочей поверхности;
- набор гаечных ключей;
- небольшой кусок ткани;
- растворитель;
- настольная лампа;
- зубочистки или спички.
Обязательное условие – максимальный уровень освещенности рабочего места, которое должно иметь светлые оттенки. Именно данные два условия позволят максимально точно выполнить все манипуляции и рассмотреть даже самые мелкие детали.
Разбор катушки
Алгоритм разборки рыболовной катушки напрямую зависит от ее типа. Этапы работы с безынерционным оборудованием выглядят следующим образом:
- освобождение шпули и откручивание ручки;
- проведение демонтажа втулки вместе с регулировочными шайбами и подшипниками;
- демонтаж фиксирующих болтов;
- снятие крышки обгонной муфты;
- извлечение муфты и ее тщательная очистка от грязи и старой смазки;
- демонтаж пыльников и снятие крышки;
- разборка стоп-коробки;
- демонтаж стопора и каретки;
- извлечение основной оси;
- снятие второй шестерни.
Для упрощения процедуры сборки начинающие рыболовы должны обязательно все демонтированные элементы выкладывать на столе строго в той последовательности, в которой они были сняты. Если есть возможность, то все этапы работы лучше всего фиксировать с помощью фотоаппарата.
Нанесение смазки
Перед нанесением нового смазочного раствора надо обязательно удалить старую смазку. Для упрощения процесса специалисты рекомендуют все демонтированные элементы поместить в емкость с растворителем или бензином, а для очистки основных деталей корпуса необходимо использовать заранее подготовленные щетки, зубочистки и куски материала. После тщательной очистки всех деталей, их обязательно необходимо просушить. Все очистительные работы должны проводиться максимально осторожно и не причинить вред конструкции.
Процесс смазки элементов проводится одновременно со сборкой катушки, которая в обратной последовательности повторяет процесс разборки. Нужно выполнить следующие основные этапы монтажа очищенных элементов:
- установка сердцевины;
- монтаж шестерни обратной пары;
- установка оси и каретки;
- монтаж стопора;
- закрепление скобами.
При смазке шестерни необходимо вручную производить ее движение. Данная манипуляция позволит составу равномерно распределиться по поверхности элемента. Особое внимание необходимо уделить шестерне ролика подшипника лесоукладывателя. Даже малейшее несоответствие в сборке может спровоцировать нарушение работы всей системы. Заключительный этап смазочных работ – смазка узла принудительного закрытия дужки и шарнир.
Меры профилактики
Для продления службы рыболовного приспособления специалисты рекомендуют сразу после проведения профилактических работ проверить плавность хода, который покажет профессиональный уровень мастера и отсутствие погрешностей во время выполнения работ. Отличительные параметры плавного хода – плавный поворот ручки, отсутствие посторонних звуков, легкий и мягкий ход. Если в процессе эксплуатации внутрь изделия попала вода или грязь, необходимо немедленно провести все очистительные и смазочные работы. Специалисты рекомендуют приобретать только качественные смазочные материалы от известных производителей.
Использование смазки низкого качества не только не улучшить работу устройства, но и может привести к его поломке.
Очень часто начинающие рыбаки не хотят для смазывания деталей проводить разборку катушки, приобретая при этом специальные аэрозоли. Данный метод не является полноценной заменой смазочной процедуры и дает только краткосрочный эффект. Если для проведения полной профилактики устройства нет опыта или возможности, то лучше катушку отдать для смазки в специализированные сервисные центры, специалисты которых осуществят весь комплекс профилактических работ. Опытные рыболовы рекомендуют хранить прибор и транспортировать только в специальном защитном чехле, который предупредит появление механических повреждений. Перед тем как убрать катушку на длительное хранение, обязательно надо провести все профилактические мероприятия и исправить все неполадки.
Рыболовные снасти – обязательный атрибут любой рыбной ловли, который помогает упростить процесс рыбалки и получить от него удовольствие. В арсенале рыбаков можно увидеть широкий ассортимент приспособлений, но ни одна рыбная ловля не обходится без катушки для спиннинга. Несмотря на то что данный механизм отличается простотой конструкции, он также нуждается в уходе. Для продления срока службы специалисты рекомендуют не только бережно относиться к прибору, но и проводить регулярную профилактическую смазку специальными смазочными материалами. Только используя данные рекомендации, катушка без поломки может прослужить ни один год. Данные работы можно проводить как самостоятельно, так и в специальных сервисных центрах.
О том, как смазать рыболовную катушку, показано в следующем видео.