Древний хитрый способ добычи рыбы у народов Севера – ханты называют его “ботать”
Рыбалка для многих народов Севера один из главных способов добычи себе на пропитание. Часто заготавливают впрок.
А некоторые добывают рыбу в промысловых масштабах и сдают её за деньги или бартером – на другие нужные вещи. Опять же на снаряжение для рыбалки и охоты.
Что такое “ботать” на рыбалке?
Одним из древних хитрых способов рыболовства у хантов является метод “ботать”. Таким же образом ловят рыбу и в других регионах страны. Но только на Севере это не считается браконьерством, а скажем на Волге – это огромный штраф – запрещённый загонный способ.
Как работает рыбацкий способ “ботать”?
Выбирают лесные небольшие речушки и пробивают лёд пешнёй и другими самодельными приспособами. Майна достаточных размеров, чтобы поставить сеть.
Перекрывают этой сетью русло реки. Затем пара человек уходит вверх по течению и начинают работать специальными палками-шестами с металлическими наконечниками на конце. Название этих “палочек” множество: “ботражка”, “ботало”, “хрокало”, “ботаг”, “бот”.
Они пробивают лёд или делают заранее лунки и начинают “ботать” палками – таким образом они пугают рыбу, чтобы она направлялась прямиком в сети.
Пока один в одном месте ботает – другой переходит ниже и начинает пугать в другом месте. И так до самой заграды.
В финале нужно как можно быстрее вытащить невод с рыбой на берег. Можете посмотреть, как это делают ханты:
Рыбы получилось наловить таким древним способом много. Пусть она небольшого размера, но и речушка-то также мала. Для народов Севера это выживание, пропитание и быт.
Всем НХНЧ (Ни хвоста, ни чешуи)! Следите за моими новыми публикациями — дальше ещё интереснее будет!
Главный приз чемпионата по зимней рыбалке достался школьнику из Катравожа
Фото ИА «Север-Пресс»
В субботу, 3 апреля, на реке Собь возле села Катравож прошел XV открытый Чемпионат по зимней рыбалке. В этот раз на соревнования заявилось рекордное число участников. По официальным данным, которые озвучили в АНО «Ямал-Медиа», на подледную ловлю зарегистрировались 540 рыболовов-любителей.
Состязания по традиции прошли в двум номинациях: в личном и командном зачете. В последнем в борьбу включилась и команда салехардской городской администрации «Черный лис» во главе с мэром Алексеем Титовским.
В нынешнем чемпионате, по словам главного судьи Дениса Новикова, многое произошло впервые.
«Предварительные замеры показали, что толщина льда минимум полтора метра. Такого за время проведения турнира еще не было. А все из-за малоснежной, но морозной зимы», – сообщил Денис Новиков.
Не припоминают организаторы и такого наплыва желающих порыбачить. На рыбную ловлю было отведено ровно два часа.
Итоги соревнований удивили многих. В личном зачете первое место занял 12-летний школьник из Катравожа Михаил Беляев, ему и достался главный приз номинации – моторная лодка. За два часа он надергал ершей общим весом 4390 граммов!
В командном зачете отличился «Черный лис», улов салехардских чиновников потянул на 5850 граммов. Кстати, один «лисов» преуспел еще в одной номинации – «За самую крупную рыбу». Депутату гордумы Денису Теленкову повезло поймать почти килограммовую щуку.
Пока рыболовы колдовали над лунками, на праздничной поляне шла борьба по приготовлению ухи. Здесь лучшими стали салехардские медики из команды «Скорые, на помощь!». Именно у них, по мнению судейства, все было прекрасно: и презентация, и сервировка стола, а главное – уха не оставила никого равнодушным.
Рыболовство на Севере
Рыболовство на Севере. Рыболовство занимает важное место в традиционном хозяйстве большинства народов Севера. Специализированной отраслью оно стало еще в неолите (в пятом — третьем тысячелетии до н.э.). В бассейнах Амура и Оби, Камчатско-Охотском регионе и на о-ве Сахалин рыболовство в значительной степени определяло материальную культуру коренных жителей. Рыба была основной пищей и кормом для упряжных собак, из рыбьей кожи шили одежду и обувь. Народы, занимавшиеся рыболовством, вели оседлый или полуоседлый образ жизни, совершая переселения на места летнего промысла. Рыбу, добываемую во время сезонного лова (особенно проходную), заготавливали на зиму в виде юколы, отходы шли на корм собакам.
Рыболовные орудия — костяные крючки, наконечники гарпунов — известны на Севере с палеолита (20—25 тыс. лет назад). Они подразделяются на простейшие (остроги, сачки, силки и т.п.), крючковые, сетные и запорные.
Острога — ударное или метательное орудие с втульчатым наконечником, имеющим от одного до шести концов с зазубринами. Преобладали остроги с тремя концами. Они были двух типов: метательные — с соскакивающим наконечником и ударные — с наконечником, наглухо прикрепленным к древку. Острогу с соскакивающим наконечником насаживали втулкой на древко. Ремень (или бечеву) от наконечника прикрепляли к колечку на противоположной части древка. Острогу бросали на 5—8 м. Попадая в рыбу, наконечник соскакивал с древка, которое становилось поплавком. Рыбак подтягивал рыбу и добивал ее специальной колотушкой. Острогой с глухим креплением наконечника били мелкую частиковую рыбу. Однозубая острога имела зазубрины, удерживающие добычу. Ею пользовались и тогда, когда надо было добить крупную рыбу, попавшую в сети. Двузубой острогой орочи кололи кету, тайменя.
Было распространено лучение — ночной лов рыбы с помощью факела и остроги. На нос лодки, плывущей в темноте вниз по течению реки, прикрепляли горящий пучок бересты или лучин. Свет привлекал рыбу, и ее били острогой. Таким же образом добывали рыбу и зимой в проруби, куда она подходила подышать.
Около заездка рыбу доставали баграми — длинными шестами с несколькими крючками.
Эвенки, нанайцы, ульчи, нивхи и др. с лодки или берега ловили мариком — крюком, привязанным или вложенным в специальный желобок на длинном (до 6 м) шесте. От пяты крюка шел ремень, также привязанный к древку. Попав в рыбу, крюк выскакивал из древка и повисал вместе с добычей на ремне. У эвенков известен марик с неподвижным крюком.
Самостоятельную роль играли и сачки: чукчи с их помощью с байдар добывали навагу, нивхи, негидальцы и ульчи — корюшку.
Чукчи, шорцы пользовались силками. Лесные ненцы, ханты, манси, селькупы, эвенки били рыбу из лука. Ханты имели специальные стрелы для щук с вильчатыми костяными, а позже — железными наконечниками.
Крючковая снасть — удочка — состоит из одного или нескольких крючков, привязанных к леске, присоединенной к длинному шесту-удилищу. Нганасаны, долганы для крупной рыбы в качестве крючка использовали заостренную с концов костяную спицу с отверстием посередине. Ниже крючка к леске привязывали грузило, выше — поплавок. Его можно было перемещать по леске и таким образом регулировать глубину лова. На Амуре были распространены примитивные удочки-махалки с крючком, насаженным на грузило, и коротким удилищем. При ловле удилище подергивали вверх-вниз. Коряки пользовались удочкой без поплавка. На одном конце удилища находился костяной наконечник, на другом — изогнутая деревянная или костяная рукоять. Леску с крючком и грузилом продевали через отверстие в наконечнике, свободный ее конец наматывали на рукоять. Иногда удилище заменяла дощечка с выемками на концах. Сходное строение имела крючковая снасть кетов, леску которой наматывали на подобную дощечку. Рыбу ловили с лодки. При движении забрасывали леску с кормы и при необходимости разматывали ее. Крючок имел два или три зуба. К нему привязывали приманку — клочок светлой оленьей шерсти или красный лоскуток.
Распространен был зимний подледный лов с удочкой. Часто над прорубью рыбак устанавливал укрытие.
К крючковым снастям относятся самоловные орудия — переметы и самоловы, заимствованные у русских: несколько десятков крючков привязывали на «поводках» к длинной веревке-«хребтине», протянутой по воде или под водой. Иногда «хребтина» удерживалась грузилами на дне, а крючки висели в воде благодаря поплавкам. Саамы укрепляли леску с крючком к шесту, вбитому в дно реки или озера (алувн). Обычно рядом ставили несколько таких шестов. Ими пользовались и при подледном лове. Народы Амура крупную рыбу добывали крючковыми ловушками: большой крючок вбивали основанием в брусок длиной до 0,5 м; иногда с магической целью бруску придавали форму рыбы. Основание крючка могло иметь на конце петлю, в которую вставляли поплавок. Крюк с поплавком привязывали к якорю из жердей с камнем-грузилом.
По принципу действия сетные орудия делятся на объячеивающие (сети) и отцеживающие (невода). В качестве приманки насаживали целую рыбу — кету или горбушу.
Объячеивающие сети опутывали рыбу. Их плели из очень тонких нитей — волокон крапивы и конопли, сухожилий оленя, у якутов, нганасан, долган, колымских эвенов — из конского волоса с помощью деревянной или костяной иглы. Требуемую величину ячеи отмеряли пальцами или меркой — четырехугольной дощечкой. Размер ячеи (от 1—1,5 до 30 см) зависел от размера рыбы, для которой предназначалась сеть. У нанайцев и ульчей сеть для ловли крупной рыбы с ячеями до 50 см достигала 50 м; поплавками ей служили бревна длиной 1,5 м.
По способу лова сети делятся на ставные и плавные, по форме — на четырехугольные и мешкообразные. На верх четырехугольной сети плотно насаживали веревку-подбор с поплавками, на низ — с грузилами. Мешкообразные сети (мережи) могли быть посажены на обручи.
Ставные сети использовали в открытой воде и подо льдом — с помощью длинного шеста. Амурские народы для подледного лова применяли мешкообразную сеть (анга), которую устанавливали специальным орудием в виде длинного крюка. От сети отходил контрольный шнур к гибкому прутику, воткнутому в снег, по колебанию которого рыбак узнавал о пойманной рыбе и выбирал ее из сети. Разновидность сети анга — хэру, длиной около 6 м, нанайцы и ульчи применяли для ловли касаток.
Плавные сети сплавляли разными способами: один рыбак в лодке, два рыбака в двух лодках («поездами») или один плывет в лодке, а другой идет с сетью по берегу. У нанайцев один конец сети держал рыбак, а к противоположному концу привязывали поплавок, обычно берестяную коробку, в которую наливали воду: чем больше в ней воды, тем медленнее сплавляется по реке сеть.
Мешкообразная сеть коряков (койнынген), или черепашка, имела рукоятку, прикрепленную к ее устью. Стоя по колено в воде, рыбак держал сеть за рукоятку и, пуская по течению, вычерпывал рыбу. Мешкообразные сети более сложной конструкции образовывали особый класс сетных рыболовных ловушек (калдан, сырп, важан — у хантов).
Отцеживающие сетные орудия или невода были заимствованы у русских. У них же покупали неводное полотно, или дель, из толстых нитей. Размер ячей около 1—1,5 см. Невод состоял из центрального, большого мешка (мотни), сшитого из мелкой дели, и крыльев из дели с несколько более крупными ячеями. К верхнему краю невода пришивали поплавки, к нижнему — грузила. Обычно одно крыло — «речное» — рыбаки держали в лодке, другое — «береговое» — на берегу. Рыбаки постепенно сходились, загоняя в мотню попавшую в невод рыбу.
Ханты, манси, лесные ненцы, селькупы, все народы Дальнего Востока широко применяли заездок, или запор, — сооружение в виде изгороди или плетня из тальника с «воротами», в которые ставили плетеные ловушки (морды, верши, гимги) или мешкообразные сети. Запоры устанавливали на небольших реках (их русла перегораживали целиком), а также на озерах, в заливах. На широких реках перегораживали часть русла. Заездки имели Г-образную форму. Для Амура характерны были зимние заездки на небольших протоках, их мешкообразные сети проверяли раз в несколько дней. У края зимнего заездка нередко рыбачили с удочками-махалками.
статья из энциклопедии
«Арктика – мой дом»
Туры на снегоходах по Уралу от туроператора
Этнографическое снегоходное путешествие: «В гостях у Манси Северного Урала. Рыбалка. Пещеры».
Полное название маршрута: Манси. Затерянные в тайге. В гостях у малых народностей Северного Урала. Рыбалка в северных реках. Дикие подземные ледяные пещеры».
Программа проведения снегоходного путешествия рассчитана на 4 дня поездок на снегоходах по северу Урала в мансийские стойбища к представителям народов севера — Манси, а также предусматривает подлёдную рыбалку на дикую речную рыбу северных рек. Кроме этого, группа посетит неизведанные подземные ледяные пещеры, расположенные в скалах по берегам таёжных рек Северного Урала. Передвижение группы осуществляется на снегоходах. Команду сопровождают квалифицированные специалисты: Гид-проводник (механик) и профессиональный шеф-повар. По желанию группы возможно предоставление дополнительного проводника — представителя коренных малых народностей — настоящего манси. Основное питание осуществляется по предлагаемому специально разработанному бренд-шеф-поваром меню. Сроки проведения путешествия согласовываются заранее (указываются в графике клубных снегоходных экспедиций).
Команде предоставляются клубные снегоходы. Возможен вариант участия в путешествии на собственном снегоходе.
Используемая для передвижения техника: снегоходы POLARIS WIDE TRACK LX, снегоходы YAMAHA VIKING 540 III.
Регион проведения экспедиции: Северный Урал.
Уровень сложности предлагаемого маршрута – комфортный экстрим.
Цель путешествия: Знакомство с культурой и бытом коренных малочисленных народов Севера, позволяющее приобщить современного человека к истокам и традициям древней культуры. Расширение представлений о материальной и духовной культуре народов, проживающих на территории Северного Урала.
Активная часть путешествия — зимняя рыбалка на рыбу северных рек, составляющую основной рацион питания манси: щуку, хариуса и тайменя, посещение диких, никем не исследованных подземных пещер, образованных в скальных отрогах горных хребтов по берегам рек Лозьва и Вижай.
Путешествие на снегоходах происходит в красивейших и абсолютно глухих местах Северного Урала — на территориях родовых угодий манси, в условиях низких зимних температур. Группа движется по спланированному заранее маршруту. Путь проходит по скованным льдами руслам рек, ручьям и болотам, через крепи северной снежной тайги, по снегоходным тропам, ведущей в мансийские избы и посёлки.
Территория Северного Урала огромна — это один из самых глухих и труднодоступных районов Урала. Край густых таёжных лесов. Севернее Ивделя, посёлков Вижая и Бурмантово — сплошная тайга: нет ни населённых пунктов, ни дорог, кроме старинных мансийских изб, юрт и становищ. К горам подступают непроходимые летом тайга и болота. Всюду северный лес без конца и края — мохнатые ели, мощные кедры, сибирские сосны. Край таёжных охотников манси.
Проходя по разработанному нами маршруту, путешественники совершат путешествие в жилые мансийские поселки Ушма и Тресколье, расположенные вдали от цивилизации, в которых живут представители таёжного народа — манси. Побывают в условиях абсолютно дикой природы, где могут встретиться с местными лесными обитателями зимней тайги: волками, куницами, лосями, росомахами, рысью и северными оленями. Добраться до мансийских посёлков — настоящее приключение — более сотни километров по таёжным тропам.
В этом снегоходном путешествии, для комфортного отдыха и размещения участников, мы предлагаем воспользоваться услугами таёжной туристической базы, расположенной в кедровом бору, насладиться великолепной девственной природой Северного Урала, а также испытать на себе все тонкости и прелести зимней рыбалки на горной северной реке — Лозьве и в её притоках — в местах, где рыбачат рыбаки-манси.
Уникальная и величественная природа, крепкие морозы и снежные насыпи, обилие озер и рек, кишащих разнообразной рыбой, — все это создает оптимальные условия для путешествия на рыбалку в холодное время года. С приходом зимних морозов особенно ценятся здешние места среди рыбаков, которые регулярно наведываются на Северный Урал, на излюбленные и недоступные летом озёра и реки — за трофейной рыбой и приключениями.
На протяжении всего путешествия команду туристов-снегоходчиков будут сопровождать квалифицированные специалисты: руководитель группы и профессиональный гид — Бренд-шеф-повар. По желанию участников экспедиции возможно включение в состав группы местного проводника — настоящего манси, который проведёт команду по маршруту в своих угодьях, расскажет о древних преданиях и легендах манси, покажет скрытые от постороннего взгляда мансийские тайники, урочища и святыни.
Организация путешествия предусматривается по клубным условиям. Каждый участник получает в собственность личную карту участника клуба, дающую право на бесплатное пользование в экспедиции всем клубным оборудованием и снаряжением: шлемы, генераторы, спутниковые телефоны, навигаторы, рации, бензопилы, шатры, палатки, спальники, сани-волокуши и всё прочее необходимое оборудование, в том числе полевая кухня с посудой и всеми её принадлежностями — вся эта амуниция находится в собственности клуба и предоставляется участникам экспедиции на время её проведения абсолютно безвозмездно. Для команды мы создаём очень комфортные и безопасные условия, которые обеспечиваются, в первую очередь, знанием маршрута и местности, в которой проходит путешествие.
Предлагаемый маршрут будет интересен путешественникам ввиду недоступности местности, которая крайне редко посещается туристами, рыбаками и охотниками из-за отсутствия автомобильных дорог. Это абсолютно дикая местность, для которой характерно полное отсутствие цивилизации, манси живут в дальних урманах в полной автономии, в таёжных диких условиях, также как и многие века назад.
Питание команды осуществляется по предлагаемому шеф-поваром меню. В полевых условиях предоставляется ресторанные блюда на выбор: северная кухня манси, ненцев, либо блюда русской охотничьей и рыболовной кухни, или же по предпочтению команды: итальянская, французская, восточная и европейская кухни. Шеф-повар-профессионал, имеющий опыт более уже 15 лет, приготовит самые изысканные блюда и удивит манерой подачи блюд и сервировкой стола даже самых требовательных гурманов-едоков.
Сроки проведения путешествия согласовываются заранее — даты выездов указываются в графике клубных снегоходных туров — экспедиций. Оптимальная численность группы 6-12 человек, поскольку вместимость таёжной туристической базы, в расположении которой остаются путешественники на ночь, ограничена. В случае необходимости, состав группы может быть увеличен — на ночёвки снегоходчики могут располагаться в клубных экспедиционных мобильных шатрах.
Для жителей Свердловской области и Екатеринбурга, Пермского края и Перми, Челябинской, Тюменской, Курганской, Омской областей, а также Ижевска, Самары, Казани и Уфы — самостоятельное движение на личных автомобилях до таёжного посёлка Вижай (либо пос. Хорпия, Бурмантово, в зависимости от выбранного маршрута). Прекрасная автодорога, проходящая транзитом через весь север Свердловской области, позволяет доехать до места старта экспедиции на автомобилях. В случае обильных снегопадов состояние грунтовой дороги (г. Ивдель — пос. Вижай) уточняется накануне экспедиции. Время в пути составит 8-10 часов езды (для жителей Екатеринбурга). Расстояние от г. Екатеринбург до пос. Вижай — 630км. Также возможно добраться железнодорожным транспортом: проходящим поездом до станции Ивдель.
ВАЖНО : Для гостей г. Москвы, Московской области, а также Санкт-Петербурга существует возможность долететь до федерального аэропорта г. Екатеринбурга рейсовыми самолётами.
В аэропорту (или на вокзале) гидами-проводниками клуба «Дикий Север» организуется встреча, и команда в полном составе выезжает в направлении пос. Вижай на клубных автомобилях. Федеральная трасса проходит транзитом через города: г. Екатеринбург — г. Невьянск — г. Нижний Тагил — г. Кушва — г. Качканар — г. Верхотурье — г. Краснотурьинск — г. Серов — г. Волчанск — г. Карпинск — г. Североуральск — г. Ивдель — пос. Вижай. При достаточном запасе времени, в экскурсионных целях — для осмотра архитектурных памятников и достопримечательностей группа может остановиться в любом из вышеуказанных городов.
Маршрут передвижения, по прибытию путешественников в точку старта, включает в себя следующие этапы:
ДЕНЬ 1 |
Услуги по размещению команды на базе «Вижай» и предоставлению бани являются услугами сторонних организаций и оплачиваются отдельно — исходя из предлагаемых на базе тарифов. СПРАВКА: Вижай — самый крайний посёлок на севере Свердловской области, до которого можно доехать на автомобилях. Дальше дорог нет — только направления и вездеходные технологические просеки. В 1930—1980 годах Вижай был населён главным образом сотрудниками ИвдельЛАГа. Посёлок Вижай находится на слиянии двух рек: Вижай и Лозьва, поселок построен в 20-30 годы ХХ века как колония-поселение. Из-за своего географического расположения поселок имел большое значение не только для туристов и путешественников, отправляющихся на север, но и для народа манси, представители которого использовали его как перевалочный пункт при поездках в больницу, в школу с детьми, в магазины на «большую землю» — в г. Ивдель. От посёлка Вижай начинаются маршруты до популярных туристических объектов: перевал Дятлова, Мань-Пупу-Нёр (плато мансийских каменных идолов), хребет Молебный Камень, хребет Чистоп и других. К 2010 году посёлок Вижай пришёл в запустение, население сократилось до 16 дворов. Общее расстояние движения по трассе от Екатеринбурга: 620км. Все фотографии сделаны участниками путешествия при прохождении данного маршрута и являются собственностью участников клуба. На сайте нет фотографий, отснятых не нами.
|