Зимний пейзаж с охотником

Содержание
  1. Брейгель «охотники на снегу» описание картины, анализ, сочинение
  2. Питер Брейгель. Охотники на снегу
  3. Охотники на снегу — портрет мира глазами Питера Брейгеля
  4. История картины
  5. Передний план
  6. Дальний план
  7. Символизм деталей
  8. Время года
  9. Ландшафт
  10. Настроение
  11. Художественные приемы
  12. Описание картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу» — Колючка — КОНТ
  13. Описание картины Охотники на снегу – Питер Брейгель
  14. Брейгель Питер Пауль Старший Охотники на снегу. Картина Питера Брейгеля Старшего. Написана маслом по дереву в1565году. Является частью цикла из шести. — презентация
  15. Художник питер брейгель картина охотники на снегу — философия
  16. Описание картины Охотники на снегу художника П. Брейгеля
  17. Смотреть на видео про картину Охотники на снегу художника П. Брейгель
  18. Питер Брейгель Старший. «Охотники на снегу»
  19. Картина «Охотники на снегу»
  20. Охотники на снегу
  21. Композиция
  22. Детали
  23. Смысл

Брейгель «охотники на снегу» описание картины, анализ, сочинение

Читая живопись # Питер Брейгель ст. «Охотники на снегу»mamlas wrote in yarodomJuly 16th, 2018Ещё художники и ещё секреты живописи

Оригинал взят у cheger

Рассматриваем Брейгеля: Охотники на снегуЖивопись для чайников и специалистов

Сегодня я предлагаю к рассмотрению, пожалуй, самому знаменитую картину Питера Брейгеля Старшего — «Охотники на снегу». Для её анализа я воспользуюсь замечательным анализом картины, который уже провела для журнала «Вокруг света» Наталия Овчинникова.

Ещё тайны картин

___

До наших дней из цикла «Месяцы» («Времена года») Питера Брейгеля сохранились пять картин. Серия продолжает популярную в средневековом искусстве тему круговорота сезонов.

Изначально картин в цикле Брейгеля, скорее всего, было шесть, и «Охотники на снегу» соответствуют декабрю и январю, то есть эта работа задумывалась как пятая, предпоследняя: год в Нидерландах тогда отсчитывали с Пасхи.Друг живописца Абрахам Ортелий отмечал: «Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено».

На картине есть далекие горы и морская гавань с лодками, река и пруд, город, замок и деревенские хижины, рощи и холмы.

Со средневековой страстью к спискам Брейгель визуально перечисляет зверей, птиц, человека, а также занятия поселян и их жизненные перипетии: возвращение с охоты, игры на льду, сезонный и повседневный труд, тушение пожара… Но все эти звери, люди и их виды деятельности уже не просто знаки календарного быта — художник XVI века вкладывает в этот гармоничный универсум новый, ренессансный смысл.

Брейгель вписал людей с их бытом в обобщенный образ прекрасного мира как важную и неотделимую его составляющую. Искусствовед Отто Бенеш считал, что так отразились в искусстве Северного Возрождения пантеистические идеи ренессансных философов: Бог не смотрит на землю с далеких небес, а пребывает в каждой частице единого вселенского механизма.

  • Дальний план
  • ___
  • ___
  • ___
  • ___
  • ___

1. Замерзший залив2. Горы. Нехарактерную для Нидерландов деталь ландшафта Брейгель, судя по всему, взял из альпийского пейзажа. В начале 1550-х он проходил через Альпы, зарисовывал их. Биограф Брейгеля Карел ван Мандер восхищался точностью воспроизведения: «Говорили про него, что, когда он был в Альпах, он проглотил все горы и ущелья и, приехав домой, выплюнул их обратно на свои полотна…»3. Кто-то спешит помочь соседям потушить пожар4. Хутор5. Сборщик хвороста с повозкойСреднйи план 6. Деревни. Такие дома и церкви с колокольнями характерны для любого селения ренессансных Нидерландов, и местность, с которой Брейгель писал виды, не установлена. Скорее всего, это обобщенный образ сельской округи.

  1. ___
  2. ___
  3. ___
  4. ___
  5. ___
  6. ___
  7. ___
  8. ___
  9. ___

7. Игра с мячом и клюшками. Предтеча хоккея с мячом бытовала в разных странах средневековой Европы как в зимнем, так и в летнем варианте. Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской игрой кольв. Ее принцип был в том, чтобы, толкая клюшкой мяч из дерева или кожи, попасть им по цели8. Коньки. Популярное развлечение в Нидерландах эпохи Ренессанса. В средневековой Европе делались в основном из костей животных. Голландцам приписывают усовершенствование коньков: в XIV веке к деревянным брускам, привязывавшимся к башмакам кожаными ремнями, стали приделывать снизу полосу металла, чтобы лучше скользили. К 1500 году она превратилась в острое металлическое лезвие — так возник прообраз современной конструкции конька.9. Айсшток. Картины Брейгеля на зимнюю тему считаются первыми известными изображениями этой похожей на керлинг игры. Она до сих пор популярна в Австрии и Германии. Дети рядом играют в волчок, который у нас более известен как кубарь10. Женщина несет хворост11. Мужчина ломает хворост, а женщина тянет подругу на санках12. Ловушка для птиц13. Сорока. Её, кстати, часто принимают за орла. В европейской традиции эта птица считается болтливой и вороватой. Завещая жене свою последнюю картину «Сорока на виселице», Брейгель неслучайно намекал на неких «сплетников» (возможно, доносчиков), которые ему некогда навредили. Но в «Охотниках…», лишенных сатирического подтекста, сорока, как и вороны на дереве, скорее всего, просто виды птиц, зимующих в Нидерландах.14. Вывеска. Гостиница называется Dit is inden Hert («У оленя»). На вывеске нарисовано это животное и святой, стоящий перед ним на коленях, вероятно, великомученик Евстафий Плакида или святой Губерт, покровители охотников. По преданию, Евстафий был римским военачальником. Однажды на охоте он преследовал оленя, но вдруг увидел между рогами животного сияющий крест с распятием. Охотник пал на колени и обратился в христианскую веру. То же видение посетило и Губерта. Он, будучи епископом, охотился в Страстную пятницу: видение вразумило грешника, и он, раскаявшись в легкомыслии, с того дня стал образцовым христианином.Передний план 15. Костер. Крестьяне разожгли его, чтобы коптить на огне свиную тушу. Это занятие в иллюстрациях часословов традиционно соответствовало декабрю. В ноябре свиней откармливают, а в декабре режут и заготавливают мясо.

16. Замерзшие собаки17. Сами охотники18. Охотничий инвентарь — силки и капканы19. Лиса. С собаками и пиками могли охотиться не только на мелкую дичь, но и на оленя, кабана или медведя, однако в этот раз у ловцов скудная добыча. Охоту в средневековом изобразительном искусстве нередко связывали с декабрем и январемСовершенно психоделический и наиподробнейший разбор этого произведения на 200 страницах можно почитать или скачать тут и тут

Питер Брейгель. Охотники на снегу

Вновь холодно. Земля твердеет, подмерзая. Роясь пушинками, вновь первый снег идет И по навесам крыш соломенных кладет Свои подушечки, свисающие с края.

(Эмиль Верхарн. «Зимой»).

Ни одна другая картина не вызывает у меня такое острое ощущение зимы, как эта очень знаменитая работа нидерландского художника эпохи Возрождения Питера Брейгеля Старшего (1520-1569). И не важно что время и место другое, очень от нас удаленное. Но ощущение холодного зимнего пасмурного дня остается неизменным.

Свинцовое зеленовато-серое небо и белый снег, который кажется ослепительно ярким из-за темных силуэтов фигур охотников, собак и деревьев, изображенных на его фоне. Устало бредут охотники, плетутся за ними собаки. Вдалеке виднеются неуклюжие фигурки катающихся на коньках по замерзшей глади реки. Все утопает в снегу. Пейзаж кажется спокойным и уютным.

Природа как будто замерла, застыла в неподвижности, а люди погружены в свои повседневные заботы…

Картина «Охотники на снегу» («Январь») написана маслом по дереву в 1565 году. Она является частью цикла из шести картин серии «Месяцы», изображавших времена года (пять из них, включая, «Охотников на снегу», сохранились). Картина находится в собрании Музея истории искусств в Вене.

Цикл картин был выполнен Брейгелем, вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка.»Идея такого цикла восходит к календарям готических часословов, времена года символизируют вечный жизненный круговорот.

В картинах Брейгеля человек представлен в природном окружении не одним лишь своим присутствием, но связан с ним деятельным единством своих трудов и дней, единством судьбы — жизни и смерти.» (Сайт Малая Бухта)

Композиционно картина построена так: на переднем плане, в левом нижнем углу, мы видим невысокий холм, на нем — несколько крупных фигур. Дальше расстилается долина с деревеньками, полями, перелесками, реками, а замыкают перспективу горы.

Скучноватым равнинам родных Нидерландов художник предпочел гораздо более выразительные альпийские панорамы (известно, что едва ли не самым ярким впечатлением Брейгеля от путешествия в Италию было знакомство с Альпами). В картине присутствует ощущение безграничного простора как части бесконечного целого. Фрагмент картины «Охотники на снегу»

Нетрудно заметить, что зритель, вслед за художником, смотрит на землю с большой высоты: так видит мир парящая в поднебесье птица или человек, поднявшийся на высочайшую вершину. В то же время очевидно, что художник помещает зрителя за спиной у охотников, то есть на небольшой возвышенности, спускающейся к запруде. Увидеть отсюда всю долину, конечно, невозможно, но в мире Брейгеля властвуют свои законы. Фрагмент картины Художник плавно совмещает ближний и дальний планы, поэтому у нас и возникает ощущение всеохватного простора. Новые сюрпризы преподнесет картина, если мы проанализируем ее композицию с точки зрения перспективы. Вы не найдете в «Охотниках» безупречно правильных перспективных построений! Посмотрите на заснеженные крыши, проглядывающие за древесными стволами: здесь нет ни одной прямой линии, крыши слегка вогнуты, как вогнуто и все пространство картины.Тщательный анализ убедил историков искусства в том, что брейгелевский пейзаж едва заметно деформирован, как будто написан на внутренней поверхности огромной чаши, поэтому он магнетически «втягивает» взгляд зрителя, поэтому и возникает волшебный эффект нашего участия в происходящем. Вся сложнейшая композиция картины подчинена общей цели – увести нас за край земли, за горизонт. Охотники и собаки словно «вступают» в картину слева и идут по свежему снегу вперед.Фрагмент картиныКак это характерно для Брейгеля, «Охотники» — очень «густонаселенная» картина. Немало времени надо провести перед ней, чтобы рассмотреть не только охотников с собаками и группу крестьян у костра, но и все прочее, что происходит в деревне этим зимним днем. Фрагмент картины По дороге, утопая в снегу, тащится запряженная в телегу лошадь, заполнены людьми катки, через мост идет человек с вязанкой хвороста. Нельзя не удивляться тому, с какой точностью передает художник движения и позы ближних и даже самых отдаленных фигур. Мы чувствуем, как ступают по глубокому снегу усталые охотники, можем судить о том, насколько уверенно или, напротив, неуклюже, держатся на льду конькобежцы, ощущаем, как преодолевает сопротивление воздуха взлетевшая птица. Фрагмент картины Сдержанный фон — белый снег и зеленовато-серый лед – подчеркивает силуэты фигур, не дает упустить ни одной выразительной черточки. В сравнении с необъятной долиной и неприступными горами люди кажутся крошечными, художник намеренно подчеркивает этот контраст. И тем не менее, пространство брейгелевской картины соразмерно человеку.» (Марина Аграновская).Кроме «Охотников» цикл «Месяцы» или «Времена года» включает картины – «Пасмурный день», «Жатва», «Возвращение стада» и «Сенокос». Это выдающиеся образцы Северного Возрождения, среди которых «Охотникам на снегу» выпала честь стать самым прославленным произведением.»Хмурый день (Февраль)»»Жатва (Август)»»Возвращение стад (Ноябрь)»»Сенокос (Июль)»Картина «Охотники на снегу», показаная в одном из эпизодов фильма Андрея Тарковского «Солярис», стала визуальной основой одного из эпизодов его же фильма «Зеркало» (60-е минуты фильма).Картина показана также в одном из эпизодов фильма Ларса фон Триера «Меланхолия».Возможно, многим памятна сцена из фильма Андрея Тарковского «Солярис» (1973 г.). В кают-компании космического корабля висит репродукция картины Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу». Ее внимательно рассматривает героиня фильма, внешне — прекрасная девушка, по сути – фантом, порождение планеты Солярис. Камера подолгу задерживается на деталях картины, и кажется, что зимний пейзаж вот-вот оживет: зазвучат голоса конькобежцев, хрустнет снег под ногой охотника, залает собака…

Читайте также:  Все охот хозяйства тюменской области

А в странном создании, не ведающем, что такое Земля и населяющие ее люди, пробудятся в ответ человеческие чувства. Тарковский сделал символом нашей цивилизации картину с обыденным, ничем не примечательным сюжетом — зимний день, деревня, охотники возвращаются домой, — и завороженный зритель безоговорочно ощущает точность режиссерского выбора.(Марина Аграновская. Источник: сайт online Маранат проект).

Охотники на снегу — портрет мира глазами Питера Брейгеля

«Охотники на снегу» — одна из картин Питера Брейгеля, вошедших в цикл «Времена года». Это произведение не просто пейзаж, но попытка показать одновременно красоту и зимнего ландшафта, и быта людей. Художник создал абстрактную картину целого мира, изобразив на полотне единение человека с природой, гармоничность их сосуществования.

История картины

Питер Брейгель старший (художника называли так, чтобы отличить от сына, тоже живописца) написал цикл о временах года по заказу коллекционера Николаса Йонгелинка. Зимний пейзаж — пятая картина из цикла, отражающего великолепие окружающего мира.

Финансист Йонгелинк не смог выкупить произведения, передав их под крупный залог городской казне Антверпена. Там они пролежали закрытыми несколько десятков лет. В наше время известно лишь о пяти сохранившихся из них.

Сейчас картина «Охотники на снегу», написанная в 1565 году, находится в собрании венского Музея истории искусств.

Передний план

Композиция построена таким образом, что взгляд зрителя плавно скользит по диагонали, от охотников, находящихся в нижнем левом углу, к цепи заснеженных гор справа наверху. Трое людей на переднем плане устало идут к поселку, сопровождаемые сворой продрогших собак.

Компания понуро повесила головы, их охота была неудачной, а добыча слишком мала — одна небольшая лиса. За фигурами уходящих от зрителя охотников открывается вид на долину с деревенькой и горами на горизонте.

Немного левее группы людей внимательный взгляд обнаружит гостиницу, на вывеске которой можно разобрать название. Прямо у входа хозяева таверны развели большой костёр, в который усердно подкидывают солому, поддерживая жаркое пламя.

Совсем рядом с огнём устанавливают стол — скорее всего для того, чтобы закоптить забитую свинью.

Дальний план

Местность вдали прописана художником не менее тщательно, чем детали переднего плана. Можно ясно различить фигуру женщины с огромной вязанкой хвороста, бредущей через сельский мостик. По дороге, идущей вдоль водоема, человек сопровождает повозку с волами — животные с трудом тянут наполненную дровами огромную телегу.

Где-то совсем вдали люди пытаются потушить пожар. К дому, на крыше которого видны языки огня, со всех ног бегут соседи, а хозяин поливает водой очаг пожара, забравшись наверх. Много внимания автор уделил развлечениям людей. На расчищенном от снега участке заледеневшей реки множество детей и взрослых.

Кто-то весело скользит на коньках, кто-то устроился с удочкой возле лунки, предвкушая азартную рыбалку после тяжёлого рабочего дня. Компания с клюшками в руках развлекается, гоняя по льду маленький мяч — вероятно, именно эта забава позднее переродилась в хоккей.

Ещё одна зимняя игра, похожая на современный кёрлинг, мастерски показана в сюжете картины.

Символизм деталей

Все приметы, характерные для зимы, встречаются на полотне: много снега на земле и крышах, замерзшая река, деревья в инее, тепло одетые люди. Несмотря на мороз, жизнь идёт своим чередом — об этом говорят образы трудящихся крестьян, летающих и сидящих на ветвях птиц, возвращающихся вместе с хозяевами охотничьих собак.

Время года

Добытая лиса, подготовка к копчению свиной туши — это явные признаки того, что на холсте изображен декабрь. Именно в этот зимний месяц начинали охотиться, заготавливать провизию, собирать хворост. В цикле Брейгеля «Времена года» эта картина была, вероятно, предпоследней, поскольку в то время отсчет года начинали с Пасхи.

Ландшафт

Произведение скрывает намного больше, чем открывается взгляду. Если речка, пруд, деревенька, морская гавань и роща с холмами — это характерный пейзаж для родных мест художника, то горы могли появиться только из его воображения.

Скалистые ущелья и острые каменистые вершины автор видел во время путешествия в Альпы. Строгие очертания гористой местности навсегда остались в его памяти.

Впечатления проявились на полотне Брейгеля, объединившись в величественный пейзаж, портрет мира.

Настроение

Труд и развлечения людей, разнообразие ландшафта и животного мира — все это гармонично переплелось в один прекрасный образ, где каждая деталь важна и хорошо сочетается с другими. Здесь явно ощущается влияние идей философов эпохи Ренессанса — они считали, что Бог не смотрит на Землю свысока, а находится в каждой частице обычных материальных вещей.

Художественные приемы

Цветовая гамма полотна — льдисто-зеленая, холодная. Низкое небо без солнца говорит о том, что на картине ранний вечер. Фигуры людей и дома выполнены в коричневых тонах, они контрастируют с белизной снежных сугробов, привлекая внимание. Переход от тёмных оттенков переднего плана к светлым, преобладающим на заднем плане, помогает создать эффект огромного простора, глубины.

Описание картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу» — Колючка — КОНТ

Подобно многим художникам своего времени знаменитый живописец Питер Брейгель создал серию картин под названием «Времена года». Лучшим творением из этого цикла и одновременно одной из лучших работ художника является полотно «Охотники на снегу».

На картине изображена альпийская деревушка зимним днем. Главные герои – охотники – вместе со своими верными псами возвращаются домой. Мужчины устало бредут по глубокому снегу. Перед ними взмывают ввысь темные стройные стволы деревьев.

С высокого обрыва мы наблюдаем развернувшиеся дали: устланную девственно чистым снегом долину, деревеньки, поля и реки, а задним фоном ко всему этому служат величественные заснеженные горы.

Внизу обрыва раскинулась живописная деревушка с нарядными домиками, а позади нее – на замерзших прудах-катках резвится множество людей.

Мы видим различных людей, которые заняты своими повседневными делами. Фигур на картине достаточно много и нужно потратить время, чтобы разглядеть каждую из них. После охотников первым делом в глаза бросается группа крестьян, которые развели огонь. Также на полотне можно увидеть идущего через мост человека, который несет большую вязанку хвороста.

Под обрывом затаился еще один охотник, целящийся в птиц. Вдали на дороге видна тянущая телегу лошадь. По левую сторону от дороги за церковью люди пытаются потушить горящий дом. В правом верхнем углу мы видим парящих в воздухе птиц. Создается ощущение, что этот вид мы созерцаем как раз таки с высоты птичьего полета.

А полет этот совершается под бездонным небом зеленовато-бирюзового оттенка.

Брейгель сумел удивительным образом передать на своем полотне движение всего живого. Все люди, несмотря на то, что мы не видим их лиц, кажутся вполне реальными. Создается впечатление, что мир, созданный кистью художника, существует на самом деле. И мы не только видим, но будто бы и слышим его: хруст снега под ногами людей, лай собак, веселые возгласы конькобежцев, треск костра.

Художник создал на холсте небывалое ощущение простора. Для этого Брейгель играет с контрастом ближнего и дальнего планов. А своего рода скрепой между двумя планами являются центральные фигуры картины – охотники. Все это способствует раскрытию главного мотива картины – единения человека с природой.

Местоположение определить трудно. Брабантская долина плохо сочетается с альпийскими утёсами и немецким замком у их подножия. Скорее всего – это плод фантазии художника.

Является частью цикла из шести картин, изображавших времена года (пять из них, включая, «Охотников на снегу», сохранились). В цикле времен года картина соответствует декабрю-январю. Картина находится в собрании Музея истории искусств в Вене.

Отсылки в культуре:

1. Картина показана в одном из эпизодов фильма Андрея Тарковского «Солярис», стала визуальной основой одного из эпизодов его же фильма «Зеркало» (60-е минуты фильма).

2.Картина показана в одном из эпизодов фильма Ларса фон Триера «Меланхолия».

3.Картина обыграна в анимационном фильме «Пишто уезжает» реж. Сони Кендель (2011)

4.Картина повлияла на выбор названия фильма «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии», вдохновив его создателей.

  • Источники:
  • http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pitera-brejgelya-oxotniki-na-snegu/
  • Википедия

Описание картины Охотники на снегу – Питер Брейгель

Это лучшая картина из цикла “Времена года”, написанная маслом на деревянной доске – лирическое произведение, тонкое, проникновенное.

Перед нами – просторный, ослепительно прекрасный пейзаж.

До самого далекого горизонта местность утопает в глубоких мягких сугробах, прорезанных зеркалом льда. По заснеженному холму шагают охотники со сворой собак, они возвращаются с охоты домой, в деревню. Охотники несут острые пики и ягдташи.

За спиной у одного из них – убитая лиса. Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже. Их крупные фигуры облачены в грубые темные зеленые и красно-коричневые одежды, которые на фоне белого снега обретают необычайно четкие контуры и становятся величественными.

Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы.

Слева – трактир “У пастуха”. На вывеске изображен покровитель охотников святой Губерт. Здесь же группа людей занята важным делом: женщина ворошит костер и сгребает золу, крестьянин подбрасывает в огонь охапку соломы.

Рядом стоит ребенок, смотрит на огонь и греется. Только что здесь коптили тушу кабана.

Над холмом и деревьями, над домами и равниной, над людьми и горами – ровное светлое зимнее небо. Воздух кажется неподвижным, как будто хрустальным.

В морозном воздухе застыли обнаженные деревья, их темные стволы стоят стройной чередой. На голых ветках сидят вороны. Черная птица кажется застывшей на лету.

Словно черный крест, она отмечает то место в картине, где сходятся горы и небо.

Глядя с холма, видим: там – деревня, а вдали, у подножия гор, замок. Белый снежный покров не спрятал, не укрыл многообразие элементов в пейзаже. Равнина прорезана рекой так, что отчетливо видны ее резкие изгибы.

В замерзшей реке, ручьях и прудах отражается небо. Между прудами лежит убегающая вдаль дорога. Слева, у горизонта, замерзшее море, на его берегу – город с высокой башней церкви и занесенными снегом крышами.

Читайте также:  Охотники за троллями trolljegeren 2010

У берега – вмерзшие в лед лодки и корабли.

На прудах, скованных зеленоватым льдом, играют дети. Пасмурное небо тоже кажется серовато-зеленым.

Картина вызывает у зрителя ощущение свежего зимнего морозного воздуха, ощущение бодрости, свежести и радости.

(1 votes, average: 5.00

Брейгель Питер Пауль Старший Охотники на снегу. Картина Питера Брейгеля Старшего. Написана маслом по дереву в1565году. Является частью цикла из шести. — презентация

1 Брейгель Питер Пауль Старший Охотники на снегу

2 Картина Питера Брейгеля Старшего. Написана маслом по дереву в 1565 году. Является частью цикла из шести картин, изображавших времена года (пять из них, включая, «Охотников на снегу», сохранились).

Картина находится в собрании Музея истории изобразительных искусств в Вене Картина Питера Брейгеля Старшего. Написана маслом по дереву в 1565 году. Является частью цикла из шести картин, изображавших времена года (пять из них, включая, «Охотников на снегу», сохранились).

Картина находится в собрании Музея истории изобразительных искусств в Вене Художник располагается как бы на пригорке у куста (где и стоит подпись Брейгеля: BRVEGEL. M.D.LXV), поэтому долина видна как на ладони.

Художник располагается как бы на пригорке у куста (где и стоит подпись Брейгеля: BRVEGEL. M.D.LXV), поэтому долина видна как на ладони.

4 Взгляд зрителя неизбежно скользит по диагоналям. Мы смотрим на охотников и их собак.,на линии деревьев,дороги на угол, где вдалеке видны утёсы. Другая диагональ задана краем пригорка и скатами. Да и копья охотников направлены так же.

Взгляд зрителя неизбежно скользит по диагоналям. Мы смотрим на охотников и их собак.,на линии деревьев,дороги на угол, где вдалеке видны утёсы. Другая диагональ задана краем пригорка и скатами. Да и копья охотников направлены так же.

5 На переднем плане слева изображены три уставших и понурых охотника, возвращающиеся с охоты без особых трофеев – лишь одна худая лиса за плечами одного из них. В центре у куста – ловушка для птиц.

На переднем плане слева изображены три уставших и понурых охотника, возвращающиеся с охоты без особых трофеев – лишь одна худая лиса за плечами одного из них. В центре у куста – ловушка для птиц.

8 Слева гостиница, на ней вывеска с надписью «Dit is inden Hert» («У оленя») с изображением святого, стоящего на коленях перед оленем. Возможно, это великомученик Ефстафий, покровитель охотников. Перед гостиницей семья, включая ребёнка, разжигает огонь, чтобы подпалить свинью.

Слева гостиница, на ней вывеска с надписью «Dit is inden Hert» («У оленя») с изображением святого, стоящего на коленях перед оленем. Возможно, это великомученик Ефстафий, покровитель охотников. Перед гостиницей семья, включая ребёнка, разжигает огонь, чтобы подпалить свинью.

11 . Лежащая внизу долина заполнена замерзшей рекой и искусственным прудом, видны деревеньки с остроконечными церквями, мельница с обледенелым колесом. Несмотря на зимний и хмурый день, долина заполнена людьми. Кое-кто занимается хозяйственными делами, возит на телеге или носит хворост.

У моста из трубы дома валит огонь, один человек уже забрался на крышу тушить пожар, другие спешат с лестницами на помощь. А в это время остальные развлекаются на пруду, катаясь на коньках и санках, или играют в аналоги гольфа и кёрлинга.

Лежащая внизу долина заполнена замерзшей рекой и искусственным прудом, видны деревеньки с остроконечными церквями, мельница с обледенелым колесом. Несмотря на зимний и хмурый день, долина заполнена людьми. Кое-кто занимается хозяйственными делами, возит на телеге или носит хворост.

У моста из трубы дома валит огонь, один человек уже забрался на крышу тушить пожар, другие спешат с лестницами на помощь. А в это время остальные развлекаются на пруду, катаясь на коньках и санках, или играют в аналоги гольфа и кёрлинга.

гольфа кёрлинга гольфа кёрлинга

Художник питер брейгель картина охотники на снегу — философия

С первого взгляда, совершенно обыкновенная картина средневекового нидерландского художника П. Брейгеля Охотники, при рассмотрении оказывается замечательным образцом типичной живописи позднего периода.

Преодолев период подражания Босху, живописец писал, в основном, картины на библейские темы или жанровые сценки на фоне городского или деревенского пейзажа, в символике которых сказывалось влияние современности в условиях испанского террора и власти инквизиции.

И вот, следуя моде на календари, мастер кисти в духе жанровой сценки создает иллюстрации для времен года, где каждому месяцу соответствует определенное состояние природы, а люди и животные являются частицей этой природы. Картина Брейгеля — Охотники на снегу. Зима – одна из пяти сохранившихся, написанных в 1565 году, картин.

Описание картины Охотники на снегу художника П. Брейгеля

«Входя» в картину Охотники на снегу, вслед за утомленными охотниками, мы оказываемся в самой верхней точке и, как в панораме, можем обозревать с холма как привычную жизнь небольшого селения, так и далеко виднеющиеся в перспективе горы, деревья, реки, городок и гавань.

Картина Брейгеля Охотники на снегу, дышит гармонией, миром и спокойствием. Снежным уютным покрывалом укрыты земля и деревья, маленькие домишки и высокие крутые горы.

Кстати, горы нехарактерны для рельефа Нидерландов, и он ввел их в картину для усиления впечатления панорамности – кажется, будто картина написана на вогнутых внутренних стенках чаши и имеет продолжение за обрамляющей ее рамой.

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….

Очевидно, художник П. Брейгель на картине Охотники на снегу, изобразил декабрь или январь.

На это указывают и охота, которая начиналась после окончания сельскохозяйственных работ, да и лиса уже поменяла шкурку; и костер, разведенный перед трактиром для копчения свиньи, откормленную за осень.

На переднем высоком плане картины медленно ступают по мягкому снегу, оставляя глубокие следы, охотники, и в том же ритме будто вышагивают большие заиндевевшие деревья, продолжая движение к горизонту и уменьшаясь до еле виднеющихся точек.

Связь изменений в природе с непрерывностью бытия подтверждается на втором плане картины непрерывным движением многочисленных деревенских жителей.

Безликие, похожие на черные иероглифы, люди на картине художника Брейгеля Охотники, развлекаются или заняты своими важными делами: дети и взрослые катаются на коньках по гладкому замерзшему пруду; кто-то играет в гольф – гоняют клюшкой по льду деревянный или кожаный мяч, а кто-то – в айсшток, похожую на современный керлинг игру; возчик ведет в поводу лошадь, которая с трудом тащит по глубокому снегу груженую повозку; согнувшийся человек несет тяжелую вязанку хвороста. Все они как бы застыли на мгновение, и сейчас двинутся дальше. Белизна снега противопоставляется холодным зеленоватым тонам прудов, рек и опрокинутого неба, замыкающего панораму. Чернеющие деревья, взлетевшая в воздух сорока и несколько теплых коричневатых пятен придают пейзажу большую выразительность.

Люди и природа объединены великим художником Питером Брейгелем на картине Охотники на снегу в единое целое, как бы ни был мал человек в своей суетной жизни перед лицом вечной природы.

Смотреть на видео про картину Охотники на снегу художника П. Брейгель

Питер Брейгель Старший. «Охотники на снегу»

Питер Брейгель Старший. «Охотники на снегу»1565 г. Дерево, масло, 117х162 см.Художественно-исторический музей, Вена

Вновь холодно. Земля твердеет, подмерзая.Роясь пушинками, вновь первый снег идетИ по навесам крыш соломенных кладетСвои подушечки, свисающие с края.

Эмиль Верхарн. «Зимой».

Надеюсь, многим памятна сцена из фильма Андрея Тарковского «Солярис» (1973 г.). В кают-компании космического корабля висит репродукция картины Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу». Ее внимательно рассматривает героиня фильма, внешне — прекрасная девушка, по сути – фантом, порождение планеты Солярис.

Камера подолгу задерживается на деталях картины, и кажется, что зимний пейзаж вот-вот оживет: зазвучат голоса конькобежцев, хрустнет снег под ногой охотника, залает собака… А в странном создании, не ведающем, что такое Земля и населяющие ее люди, пробудятся в ответ человеческие чувства.

Тарковский сделал символом нашей цивилизации картину с обыденным, ничем не примечательным сюжетом — зимний день, деревня, охотники возвращаются домой, — и завороженный зритель безоговорочно ощущает точность режиссерского выбора.

Как же добивается Брейгель того, что из мелких деталей быта складывается всеобъемлющая картина Бытия, что уголок заснеженной земли превращается в планету Земля и, словно капля воды, отражающая небосвод, вмещает в себя весь мир.

Картина «Охотники на снегу» входит в цикл «Времена года» или «Месяцы». Брейгель работал над ним в 1565 году по заказу Николаса Ионгелинка, финансиста и коллекционера живописи из Антверпена. Картины цикла, скорее всего, первоначально предназначались для украшения дома, но заказчик распорядился ими иначе. Цикл еще не был завершен, а Ионгелинк уже передал всю свою коллекцию работ Брейгеля (по документам 16 произведений!) городской казне Антверпена под залог крупного займа, а потом так и не выкупил. Ни сам художник, ни его современники больше не увидели этих картин. Несколько десятилетий они были заперты в городском казнохранилище, а когда «Времена года» снова стали доступны публике, загадкам не было конца. Из всего цикла уцелело пять картин: «Охотники на снегу», «Пасмурный день», «Возвращение стада» (все – Художественно-исторический музей, Вена), «Сенокос» (Национальная галерея, Прага) и «Жатва» (музей Метрополитен, Нью-Йорк). Сколько же всего картин написал Брейгель: шесть — на каждые два месяца по картине — или двенадцать? И соответственно, сколько работ утрачено: одна или (невыносимая мысль!) целых семь? А возможно, цикл и вовсе не был завершен? Ведь создать всего за год двенадцать сложнейших для исполнения крупноформатных картин — задача почти непосильная даже для такого мастера, как Брейгель!

Не одно поколение историков искусства пыталось реконструировать брейгелевский замысел, вглядываясь в каждую деталь пяти оставшихся картин.

Подсказок более чем достаточно, ведь цикл Брейгеля продолжает средневековую традицию иллюстрированных календарей, в которых каждому месяцу года соответствует миниатюра с изображением характерных для этого времени занятий.

Так, например, фигура косца обозначает июнь, жнеца – август, возвращающееся с дальних пастбищ стадо – ноябрь, сцена пира или охоты – январь. Кажется, что, сопоставляя сюжеты брейгелевских картин с миниатюрами из календарей, мы с легкостью проникнем в замысел художника. Но это далеко не так.

Три картины – «Сенокос», «Жатва» и «Возвращение стада» — несомненно, соотносятся с месяцами июнем, августом и ноябрем. Это аргумент в пользу того, что картин было двенадцать. С «Пасмурным днем» все не так просто: мы видим здесь и сценку праздника масленицы (февраль) и людей, подрезающих деревья (традиционно – март).

То же и с «Охотниками»! Обратите внимание на группу слева: крестьяне развели огонь, чтобы освежевать тушу свиньи. Подобный сюжет соответствует в календарях декабрю. Но главная сцена — зимняя охота — свидетельствует о том, что картина посвящена январю.

Читайте также:  Метка охотника укус змеи макрос

Итак, каждая из этих картин, похоже, соответствует двум месяцам, а значит, правы историки искусства, убеждающие нас в том, что картин было лишь шесть. Точка в этом споре вряд ли будет поставлена, поэтому не удивляйтесь, когда один искусствовед будет уверенно называть картину «Охотники на снегу» открывающей цикл (январь), другой, не менее уверенно, – завершающей (декабрь), а третий – «открывающе-завершающей» (декабрь-январь).

Пасмурный день

Композиционно картины построены сходно: на переднем плане, в левом или правом нижнем углу, мы видим невысокий холм, на нем — несколько крупных фигур. Дальше расстилается долина с деревеньками, полями, перелесками, реками, а замыкают перспективу горы.

Скучноватым равнинам родных Нидерландов художник предпочел гораздо более выразительные альпийские панорамы (известно, что едва ли не самым ярким впечатлением Брейгеля от путешествия в Италию было знакомство с Альпами).

Каждый из этих пейзажей хорош по-своему, но все же «Охотники» — наиболее значительное среди известных нам произведений цикла.

Ощущение безграничного простора, которое присутствует во всех пяти работах, в «Охотниках» особенно сильно: пространство, открывающееся нам в этой картине, явственно ощущается как часть бесконечного целого.

Нетрудно заметить, что зритель, вслед за художником, смотрит на землю с большой высоты: так видит мир парящая в поднебесье птица или человек, поднявшийся на высочайшую вершину. В то же время очевидно, что художник помещает зрителя за спиной у охотников, то есть на небольшой возвышенности, спускающейся к запруде. Увидеть отсюда всю долину, конечно, невозможно, но в мире Брейгеля властвуют свои законы. Художник плавно совмещает ближний и дальний планы, поэтому у нас и возникает ощущение всеохватного простора.

Новые сюрпризы преподнесет картина, если мы проанализируем ее композицию с точки зрения перспективы. Вы не найдете в «Охотниках» безупречно правильных перспективных построений! Посмотрите на заснеженные крыши, проглядывающие за древесными стволами: здесь нет ни одной прямой линии, крыши слегка вогнуты, как вогнуто и все пространство картины.

Тщательный анализ убедил историков искусства в том, что брейгелевский пейзаж едва заметно деформирован, как будто написан на внутренней поверхности огромной чаши, поэтому он магнетически «втягивает» взгляд зрителя, поэтому и возникает волшебный эффект нашего участия в происходящем

СенокосВся сложнейшая композиция картины подчинена общей цели – увести нас за край земли, за горизонт. Охотники и собаки словно «вступают» в картину слева и идут по свежему снегу вперед. Их движению в глубь картины вторит ритм чередования древесных стволов (здесь, кстати, тоже все не так просто с перспективой – деревья расположены довольно близко друг от друга, но перспективные сокращения очень резкие, как если бы между деревьями были гораздо большие расстояния). Линию деревьев продолжает дорога, манящая взор еще дальше – к альпийским пикам. Эту пересекающую картину слева направо основную диагональ поддерживает множество других линий: контуры заснеженных островерхих крыш, очертания пологих холмов и крутых горных склонов. Особенно важна перекличка «крыши – горы», связующая большой мир природы с малым миром людей.

Как это характерно для Брейгеля, «Охотники» — очень «густонаселенная» картина. Немало времени надо провести перед ней, чтобы рассмотреть не только охотников с собаками и группу крестьян у костра, но и все прочее, что происходит в деревне этим зимним днем.

По дороге, утопая в снегу, тащится запряженная в телегу лошадь, заполнены людьми катки, через мост идет человек с вязанкой хвороста, внизу справа притаился охотник на птиц, а слева от дороги, за церковью, тушат горящий дом. Нельзя не удивляться тому, с какой точностью передает художник движения и позы даже самых отдаленных фигур.

Мы чувствуем, как ступают по глубокому снегу усталые охотники, угадываем повадку и характер каждой из собак, можем судить о том, насколько уверенно или, напротив, неуклюже, держатся на льду конькобежцы, ощущаем, как преодолевает сопротивление воздуха взлетевшая птица.

Сдержанный фон — белый снег и зеленовато-серый лед – подчеркивает силуэты фигур, не дает упустить ни одной выразительной черточки.

В сравнении с необъятной долиной и неприступными горами люди кажутся крошечными, художник намеренно подчеркивает этот контраст. И тем не менее, пространство брейгелевской картины соразмерно человеку.

Он мал, но ни в коем случае не мизерен, не ничтожен — ведь его повседневные заботы и радости сопряжены с величественной жизнью природы, с вековечной сменой времен года. Брейгель продолжает традиции средневековых календарей не только формально, но и в более глубоком смысле.

В своем ставшем уже классическим труде «Категории средневековой культуры» Арон Гуревич описывает иллюстрированный календарь как «новый по своему смыслу жанр — земная деятельность человека совершается перед лицом небесного мира и как бы включается в единый гармонический ритм природы».

Называя такое календарное восприятие времени «сельским» или «природным», Гуревич поясняет: «Человек эпохи Средневековья относился к природе как к продолжению себя самого, и, хотя он и не сливался полностью с природой, но и не противопоставлял себя ей».

Но позвольте, справедливо заметит читатель, ведь картина написана во второй половине 16-го века! Характерное для Средневековья единение человека и природы, малого и великого миров, подчиняющихся общим законам, воплотил в своей картине художник позднего Возрождения – эпохи, когда индивидуализм уже в полной мере выступил как великое созидательное начало. Ренессансный человек, осознавший свою самодостаточность, ощущал себя уже не частицей, а центром мироздания, и за это обретение собственного «я» расплачивался неминуемой утратой прежней гармонии. Естественное единение с природой сменилось активным, творческим к ней отношением: ее познают, изучают, раскрывают ее тайны, с ней соревнуются, наконец – ее преобразуют. Конечно, мы должны иметь в виду, что в Северной Европе, в том числе и в Нидерландах, культура Ренессанса сохраняла многое от Средневековья, но все же, как сочетаются в «Охотниках» следование средневековой традиции и ренессансное мировосприятие? В чем проявляется ренессансный дух картины?

Ответ – в присутствии авторского «я», в том особом взгляде, который отличает этого и только этого художника, в его отношении к изображаемому. Мы уже видели, как решительно Брейгель преобразует реальность в композиционном построении картины.

Добавим к этому, что Брейгель, которого по праву считают одним из основателей пейзажного жанра в европейской живописи, смело осваивает новые для своего времени мотивы. Он открывает зрителю праздничную белизну свежего снега, дает почувствовать скромную прелесть северной зимы.

Всем очевидна красота цветущего луга или усыпанного розами куста, но красоту тонких ветвей на фоне сумрачно-серого неба, готового обрушиться новым снегопадом, впервые запечатлел Брейгель. А кустик на переднем плане – в нем нет совершенно ничего примечательного, но художник превратил эти невзрачные древесные побеги в изысканный узор.

Наконец, увидев четкий силуэт человека или собаки на чистом снегу, мы и сегодня восклицаем – да это же настоящий Брейгель!Для того чтобы понять, как далеко ушел Брейгель от своих предшественников, еще раз сравним его «Времена года» с традиционными календарными миниатюрами.

Обычно календарь входил в состав Часослова (богато иллюстрированного сборника молитв, приуроченных к определенным церковным службам) и имел ясное практическое назначение. В календаре указывались церковные праздники, сообщались сведения по астрономии и астрологии, а кроме того, счастливый владелец Часослова каждый месяц рассматривал новую «картинку».

В брейгелевском цикле, каким он был задуман, все месяцы являются зрителю одновременно; картины складываются в грандиозную панораму вечно меняющегося ландшафта. Живописным календарем Брейгеля нельзя пользоваться, по нему нельзя сверять время, но, глядя на него, можно бесконечно размышлять о глубинных связях человека с природой.

Средневековый иллюстратор ощущал свою причастность к тому миру, где жить в согласии с природой было так же естественно, как дышать, где даже не возникала мысль о том, что может быть иначе. Брейгель — уже не просто искусный мастер, а художник – видит этот мир со стороны, сквозь призму своих чувств.

Он любуется им, изображает его идиллически светлым и гармоничным, но уже не принадлежит ему. Он — сын иной эпохи, когда представления о месте человека на земле были уже вовсе не так очевидны, когда были поставлены многие мучительные вопросы, на которые мы ищем ответы до сих пор. И картина «Охотники на снегу» вселяет в нас надежду на то, что счастливое единение человека со всем сущим все-таки достижимо.

Картина «Охотники на снегу»

Дата создания: 1565 год.
Местонахождение: Художественно-исторический музей Вены.

Труд «Охотники на снегу» (другое название — «Возвращение охотников») — один из самых известных пейзажей Северного Возрождения. Прославленная работа, выполненная по заказу банкира Никласа Йонгелинка, первоначально являлась частью серии из двенадцати картин, демонстрирующих все месяцы календарного года. Это полотно, вероятно, служит для символического изображения января.

Охотники на снегу

Композиция

Картина, написанная маслом, развивает популярную и распространенную в рождественских открытках тематику: демонстрирует суровую и холодную зиму. Передний план показывает трех уставших охотников, возвращающихся домой со скудными трофеями — всего лишь одной лисой.

Окружающее их пространство — это речитативное перечисление традиционных для нидерландской деревни занятий и бытовых подробностей жизни: группа крестьян опаливают только что заколотую свинью, по замерзшей глади пруда на коньках катаются многочисленные обитатели деревни.

Пейзаж при всей своей конкретности — символичен и условен: он запечатлевает нехарактерный для низменной Голландии холмистый рельеф, окаймленный горами и зубчатыми пиками, которые созданы на основе эскизов художника во время поездки в Альпы в 1552–1553 годах.

Долина простирается до самого горизонта и включает в себя небольшие населенные пункты и заснеженные равнины. Мельничное колесо остановилось во льду и покрылось сосульками. Деревья с голыми ветвями заполняют пустое пространство и дополняют пейзаж.

Вся сцена изображена в холодных тонах. Небо и лед изображены в перекликающемся бледно-зеленом цвете, а при прорисовке деревьев, собак, людей используются темно-коричневые тона. Приглушенная цветовая палитра подчеркивает зимнее сонное оцепенение природы, создает атмосферу холодного времени и подчеркивает бесплодность земли в это время года.

Глубину и объем картине придают структурирование линиями. Вся картина строится вокруг двух главных диагоналей, образованных:

  • Линией, по которой следуют охотники (с переднего плана и вдоль деревьев, ведущих в долину);
  • Деревьями и зарослями, тянущимися вдоль подножия холмов и пиков.

Детали

В свойственной Брейгелю манере работа наполнена многими мелкими деталями: замерзшая водяная мельница, горящий дымоход, церковь, обеспечивающая ориентир на дальнем расстоянии, и ряд других фрагментов.

Смысл

Основной посыл «Охотников на снегу» состоит в зависимости человека от власти природных сезонов и ритмов года, и только вера в Господа может привести все в порядок. Этот сдержанный пример религиозного искусства создан в традициях работ Босха.

Фото картины в музее

Данный труд в настоящее время признан одним из самых величайших картин эпохи Возрождения.

Оцените статью
Adblock
detector