- В) Первые литературные произведения. Сотрудничество в журнале «Современник». Издание рассказов из «Записок охотника».
- Сборник рассказов «Записки охотника» Ивана Тургенева — новая страница русской литературы
- Исторический контекст
- Взгляды Тургенева
- История создания сборника «Записки охотника»
- Заголовок
- Цензура
- Цикл «Записки охотника» — состав сборника
- Влияние на литературу и историю
- Природа и язык
- История создания сборника «Записки охотника» И.С. Тургенева
В) Первые литературные произведения. Сотрудничество в журнале «Современник». Издание рассказов из «Записок охотника».
В 1841 году Тургенев приехал из Европы. Он вернулся на родину нарядным и блестящим юношей. Любил франтить, поболтать, пустить пыль в глаза…
Летом Тургенев жил в Спасском, зимой в Москве с матерью. Часто появлялся в московских салонах, там, где можно было встретить Гоголя, Аксакова, Чаадаева. Думал сдать магистерский экзамен, получить кафедру философии. Ничего из этого не вышло.
С матерью уживался очень прилично…
В Берлине писал стихи, продолжал писать и в России.
В 1834 г. он написал поэму «Параша», первую вещь, обратившую на него внимание. В 1842-1846 годах были написаны и опубликованы повести «Андрей Колосов», «Бретер», «Три портрета». Эти произведения ознаменовали отход молодого писателя от романтизма, утверждение в его творчестве новых реалистических принципов.
С 1847 года Н. А. Некрасов вместе с И. И. Панаевым, при руководящем участии В. Г. Белинского начал издавать журнал «Современник». К постоянному сотрудничеству в нем были привлечены Гончаров, Герцен, Достоевский, позже Л. Толстой.
В первой же книжке журнала был напечатан рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» (из «Записок охотника»). За ним последовали рассказы «Ермолай и мельничиха», «Однодворец Овсяников», «Бурмистр», «Контора»… Всего за три года был опубликован 21 рассказ. А в 1852 году было осуществлено отдельное издание «Записок охотника», которое сразу поставило Тургенева в первые ряды русских писателей. К «Запискам охотника» примыкает по содержанию и форме написанный позже и опубликованный отдельно рассказ «Муму».
В своих рассказах Тургенев правдиво и выразительно показал звериный облик крепостника-помещика, раскрыл душу народа, нарисовал прекрасные картины русской природы.
Резко антикрепостнический характер «Записок охотника» пришелся не по вкусу царским чиновникам. Многие страницы были не пропущены или искажены цензурой.
Все передовые силы России встретили книгу Тургенева восторженно. «Записками охотника» Тургенев завоевал широкое признание, подлинную славу и у себя на родине, и за границей.
В январе 1847 года, когда вышел том «Современника» с первым рассказом из «Записок охотника», Тургенев уехал за границу. За три года, проведенные им в Германии и Франции, были написаны почти все рассказы из «Записок охотника» и несколько драматических произведений: «Нахлебник», «Холостяк», «Где тонко, там и рвется», «Месяц в деревне» и др.
Все эти пьесы назывались комедиями. Но это не были пустые развлекательные фарсы. В своих драматических произведениях писатель обличал крепостнические нравы, показывал борьбу старого и нового в русском обществе.
Большинство пьес Тургенева было запрещено цензурой и попало на сцену много лет спустя.
Г).Полина Виардо.
Полина Виардо была дочерью знаменитого испанского тенора Мануэля Гарсиа. Мать ее тоже пела, как и сестра Мария…
Полина с детства знала театр, слушала оперы, росла среди артистов.
Она рано начала выступать. Впервые — в Брюсселе в 1837 году, шестнадцати лет. Затем в Лондоне и Париже. Ее пригласили в Итальянскую оперу. В 1841 году она вышла замуж за директора этой оперы Луи Виардо – вряд ли по любви, скорее для жизненного укрепления. Виардо был на 20 лет старше ее, человек смирный, просвещенный, малозаметный – муж знаменитости…
Красотою Виардо не славилась. Выступающие вперед губы, большой рот, но замечательные черные глаза – пламенные и выразительные. Волосы тоже как смоль. В разговоре жива, блестяща, смела. Характер имела властный.
Россия находилась далеко, но слава ее шла на восток. Виардо приехала в Петербург. Здесь она открыла гастроли «Севильским цирюльником» и успех имела потрясающий.
Среди зрителей оказался и один молодой человек, очень образованный и речистый , красивый, элегантный, будущий владелец пяти тысяч «рабов» — Иван Тургенев. В литературе к тому времени за ним числилось несколько стихотворений да поэма «Параша». В жизни – два – три неопределенных романа и кое – какие влюбленности.
Тургеневу только что исполнилось 25. Полине шел двадцать третий. Началось знакомство. Он стал посещать их. Началось время, для него и сладостное, и нелегкое. Сладостное заключалось в том, что он полюбил. Трудность его положения заключалась в неравенстве сил.
Он влюблен – она «позволяет себя любить». Для нее он один из многих, ею восхищавшихся.
Так или иначе, Тургенев сблизился с Виардо. Она его выделила его из «молодых людей». Когда весной уехала, он уже писал ей.
Зиму 44-45 г. г. Виардо вновь пела в Петербурге, вновь виделась и «дружила» с Тургеневым. Летом он ухитрился уехать за границу, разумеется, в Париж — и, разумеется, из – за нее.
Любила ли она его? В изяществе, уме, красоте молодого Тургенева было много привлекательного. Конечно, ей это нравилось. Еще нравилось – его любовь к ней. Но она не болела им. Он не имел над ней власти. Она не мучилась по нем, не страдала.
Сборник рассказов «Записки охотника» Ивана Тургенева — новая страница русской литературы
Рассказы сборника «Записки охотника» Тургенева были написаны в период с 1847 по 1851 гг. и печатались по очереди в журнале «Современник». Единым сборником «Записки охотника» вышли в 1852 году.
Исторический контекст
Середина XIX века – время назревания в российском обществе значительных перемен. И одновременно время реакции властей на эти приближающиеся перемены, судорожные попытки цензуры запретить и спрятать от людских глаз и умов любые намеки на удручающее положение вещей в России.
Крепостное право, как социальное явление, разделило российское общество того времени на два лагеря: одни считали его обыденным и естественным явлением, другие же не могли мириться с тем, что человек угнетает человека. И особенно удивительным было то, что за судьбу крепостных вступались люди состоятельные, имевшие дворянское звание, во владении которых была не одна сотня крестьян. Иван Тургенев был одним из таких людей.
Взгляды Тургенева
Иван Сергеевич родился и провел ранние годы жизни в родовом имении Спасское-Лутовино в Орловской губернии. Во владении его матери Варвары Петровны было более 5000 душ крепостных крестьян, и Иван с самого детства был тесно связан с жизнью простого народа. Он много общался с дворовыми людьми, многих из них полюбил всей душой и видел немало сложных и даже откровенно поломанных судеб среди крестьян. Кроме того, его матушка Варвара Петровна отличалась властным характером и самоуправством, и Иван Сергеевич не раз мог наблюдать, что ей просто нравилось «вершить судьбы» крестьян: наказывать и миловать, по своему хотению выдавать замуж и женить, переселять на другое место жительства, не говоря уж о насмешках и словесных издевательствах.
Все это вызывало отвращение и протест Тургенева, который выдел, что крепостные – такие люди, как и их хозяева, а зачастую даже более добрые, умные и чуткие. Писатель понимал, что не может в одночасье изменить существующее положение вещей, но и молчать не мог. Именно поэтому он писал свои произведения в надежде, что сможет достучаться до людских сердец и умов и открыть глаза на противоестественность крепостного права.
История создания сборника «Записки охотника»
Лето и начало осени 1846 года Иван Тургенев, которому тогда было 29 лет, провел в имении своей матери Спасское-Лутовиново. Он почти не брался за перо в эти дни, зато много охотился. С ранней юности Иван Сергеевич пристрастился к охоте и старался каждый год уделить любимому занятию время. В тот год его постоянным спутником на охоте был егерь Афанасий Алифанов. Тургенев объезжал большие расстояния во время охоты, часто ночевал в близлежащих деревнях и лесных сторожках, и во время этих отлучек много общался с местными жителями. Лето и осень 1846 года оказались богатыми на знакомства: в течение последующих пяти лет автор напишет 25 рассказов на основе впечатлений этого времени.
Титульный лист первого издания. 1852
В октябре 1846 года Иван Сергеевич вернулся в Петербург и тут узнал, что журнал «Современник» возглавили его товарищи по литературному цеху Николай Некрасов и Иван Панаев. Редакция обратилась с просьбой к Тургеневу прислать новые сочинения для наполнения первого номера обновленного журнала.
Тогда и появился рассказ «Хорь и Калиныч», который был опубликован в «Современнике» в январе 1847 года. Рассказ вызвал столь большой резонанс и так полюбился читателям, что эта реакция заставила Ивана Тургенева продолжить поднятую им тему. Летом 1847 года Тургенев в компании своего друга Виссариона Белинского уехал в город Зальцбрунн, где писатель и продолжил сочинять новые рассказы будущего сборника.
Пётр Петрович Соколов. Иллюстрация 1890-х к рассказу «Пётр Петрович Каратаев».
Заголовок
Интересно, что название сборника появилось почти случайно. Когда Иван Панаев готовил первый рассказ «Хорь и Калиныч» к печати, он дал ему подзаголовок «Из записок охотника», чтобы уже в заглавии ввести читателя в курс дела и дать настрой на все произведение. В итоге, когда Тургенев написал остальные рассказы и решил объединить их в единую книгу, он остановился на названии «Записки охотника».
Собственноручный рисунок Тургенева к рассказу «Гамлет Щигровского уезда»
Цензура
Когда рассказы выходили по отдельности в течение нескольких лет в разных номерах журнала «Современник», особых препятствий со стороны Цензурного комитета они не встречали. Однако, когда в 1852 году рассказы вышли единым сборником, чиновник цензурного ведомства Владимир Львов, которые дал разрешение на его публикацию, лишился должности. А его коллеги получили строжайшее распоряжение впредь читать произведение целиком до печати, так как даже если статьи не кажутся предосудительными в разрозненном состоянии, то собранные воедино могут представать в невыгодном государю свете. Стало очевидно, что основная тема этих рассказов – не только и не столько охотничьи заметки, сколько описание тяжелой жизни крепостных крестьян и просто народа в целом.
Цикл «Записки охотника» — состав сборника
Сборник состоит из 25 рассказов. «Хорь и Калиныч», «Ермолай и Мельничиха», «Малиновая вода», «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсяников», «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «Бурмистр», «Контора», «Бирюк», «Два помещика», «Лебедянь», «Татьяна Борисовна и ее племянник», «Смерть», «Певцы», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит», «Лес и степь».
«Хорь и Калиныч». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883
Влияние на литературу и историю
По единодушному мнению многих литературоведов «Записки охотника» Ивана Тургенева открыли новую страницу русской литературы. До выхода этих рассказов никто так откровенно, ярко и просто не описывал быт простого народа. Иван Сергеевич приоткрыл для светского общества ту сторону жизни, которую сам он знал с самого детства, но о которой как-то не принято было говорить в высшем обществе. Здесь же писатель вывел обычного земледельца, крестьянина, бедняка в главные герои. И, описывая случаи из их жизни, исподволь подводил читателя к однозначному выводу: жизнь русского народа в том виде, какая она сейчас есть – недопустимое явление, которое нужно искоренять.
Последующее развитие истории показало, что Ивану Сергеевичу удалось оказать нужное воздействие на умы соотечественников. В 1861 году в Российской империи был выпущен указ об отмене крепостного права. Император Александр II, который и подписал этот указ, просил передать Ивану Сергеевичу Тургеневу, что его «Записки охотника» сыграли большую роль при принятии решения об освобождении крестьян.
«Бурмистр». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883
Природа и язык
Нельзя не отметить и высокую художественную ценность рассказов и очерков Тургенева. Его произведения полны прекрасных пейзажных зарисовок русской природы. Автор через эти зарисовки показывает читателю, как сильно можно любить родную природу и людей, живущих на ней. Тургенев, близко общавшийся с крестьянами, хорошо знал их язык и многие говоры разных местностей, поэтому персонажи его рассказов имеют колоритную речь и образный народный язык.
«Записки охотника» были переведены на всей европейские языки.
История создания сборника «Записки охотника» И.С. Тургенева
Сборник рассказов под названием «Записки охотника» И.С. Тургенева был опубликован единым изданием в 1852 году. Спустя продолжительное время писатель дополнил книгу еще тремя произведениями. Сборник вызывает много споров среди литературоведов относительно жанра опубликованных работ. Некоторые критики придерживаются мнения, что творения Ивана Сергеевича относятся к очеркам. Другие утверждают, что все произведения написаны в жанре рассказа.
В 1846 году все лето и несколько недель осени Иван Сергеевич находился в Спасском-Лутовинове. Автор на время отошел от писательской работы. Все дни он проводил в наблюдениях. При любом удобном случае И.С. Тургенев отправлялся на охоту. Но он ходил не один. Компанию ему составлял местный егерь Афанасий Алифанов. В середине осени писатель был вынужден вернуться в Петербург. До автора дошла информация, что у журнала «Современник» новые владельцы. Руководящий пост поделили Некрасов и Иван Панаев. Обновленный редакторский состав попросил И.С. Тургенева внести изменения в произведения.
В первом номере «Современника» был опубликован рассказ «Хорь и Калиныч». Это произошло в январе 1847 года. Произведение имело подзаголовок «Из записок охотника». Вариант был предложен Иваном Панаевым. Именно это название и стало впоследствии заглавием всего цикла рассказов.
И.С. Тургенев изначально не представлял, какую книгу он хочет создать. Он долгое время обдумывал детали, сопоставлял факты, анализировал будущую композицию. Процесс шел постепенно, без особых взлетов и писательских простоев. Находясь в деревне, Иван Сергеевич собрал достаточно информации, которую он мечтал использовать в своем произведении. Наблюдений было так много, что они могли бы послужить основной для нескольких интересных книг и сборников. Своим творением «Записки охотника» Иван Сергеевич положил начало новому направлению в русской литературе.
В 1847 году летом И.С. Тургенев вместе с Белинским посетил Зальцбрунн. Во время поездки автор не переставал работать над своим сборником. Писатель делился своими наработками со своими друзьями и товарищами. После прочтения рассказа «Бурмистр» у собравшихся была неоднозначная реакция. Белинский крайне эмоционально высказался о герое, описанном в книге. Под рассказом «Бурмистр» писатель оставил несколько строк, содержащих информацию о месте и времени написания. Больше этих данных он не указывал ни в одном произведении.
Иван Сергеевич несколько лет работал над своей книгой «Записки охотника». В 1852 году она была издана отдельным сборником. С этим событием связаны небольшие разбирательства. Разрешение на печать работы И.С. Тургенева было выдано чиновником Владимиром Львовым. Для служащего цензурного ведомства все закончилась печально. Он был уволен. Коллеги Владимира Львова получили предупреждение о недопущении публикации подобных материалов.
Писатель стремился внести в свое творение местные наречия, деревенский стиль высказываний. Однако этот прием понравился не всем критикам. Белинский и Аксаков протестовали против употребления в произведении диалектизмов и просторечных слов. Однако И.С. Тургенев был не согласен с их точкой зрения. Местный говор был необходим автору для передачи настроения деревенских жителей, описания их жизненного уклада и быта. Иван Сергеевич стремился передать царившую в деревне неповторимую атмосферу. Ему важно было показать, чем живет простой народ. В сборнике «Записки охотника» читатель словно следует за И.С. Тургеневым на его прогулке, видит своими глазами все происходящее вокруг.