ВПР по литературному чтению 2 класс 2020 Крылова Вариант 5
Всероссийская проверочная работа по литературному чтению за 2 класс, О.Н. Крылова, 2020 года, вариант 5
При написании данной работы были использованы задания из учебного пособия «Всероссийская проверочная работа: литературное чтение. 2 класс. Типовые тестовые задания. ФГОС. О.Н. Крылова. 2020 год.»
Живые удочки.
Обитатели в море встречаются удивительные. Один раз мы вытащили на палубу небольшую тёмную рыбу. У неё была страшная зубастая пасть, а из головы росла… удочка. Удочка казалась длиннее самой хозяйки.
Эта хищная рыба-удильщик. живёт в глубинах и ловится редко. Там, где она живёт, никогда не бывает светло. Солнечные лучи не могу пробиться сквозь морскую толщу.
На конце своей удочки раыба-удильщик зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. И глупые маленькие рыбёшки плывут посмотреть: что там такое светится? И конечно, попадают прямо в открытую пасть коварной 1 рыбы.
Ещё мы вытаскивали электрических скатов. Они плоские, как лепёшки, и с хвостом вроде шила. Как-то Коля Бойцов неосторожно схватил ската, и рыба ударила его током. После этого Коля несколько дней не мог пошевелить правой рукой.
А на одном скате мы увидели рыбу-прилипалу. Прилипала очень любит кататься.
На темени 2 у неё во всю голову есть особая присоска. Этой присоской рыба прилипает к акулам, к китам и «ездит бесплатно» по всему свету.
Однако со скатом бедняге не повезло. Он убил её электрическим разрядом. Но даже дохлую рыбу трудно было отцепить.
На тропических островах рыбаки знают про это и ловят прилипалой морских черепах. Они к прилипале привязывают верёвку.и пускают в море. Прилипала сразу ищет, на ком бы прокатиться Когда она присосётся к черепахе, рыбаки осторожно подтягивают к лодке «живую снасть» вместе с добычей. И рыба ни за что не отпустит черепаху — вот какая сильныя к неё присоска.
Предисловие. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 2-го класса
1 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие. 4 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 2-го класса. 4 Структура тестов. 6 Оценивание тестов. 6 Как выполнять тест. 7 Образец выполнения тестовой работы. 8 Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант Вариант
2 Предисловие Предлагаемые тесты по литературному чтению позволяют выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся 2-х классов на конец учебного года соответствуют основным программным требованиям, и как учащиеся умеют пользоваться знаниями, полученными в период обучения во 2-м классе, умениями и навыками при выполнении тестовой работы. Содержание заданий тестов соответствует блокам изучения курса по литературному чтению. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности учебных умений воспринимать и выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания. На выполнение тестовой работы отводится один урок. 4 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 2-го класса Учащиеся должны уметь применять знания, полученные в период второго года обучения, в том числе: знать: о таких выразительных средствах художественной речи, как рифма, звукопись, звукоподражание, повтор, олицетворение, эпитет, сравнение; уметь находить их в произведениях; не менее двенадцати стихотворений наизусть; о функциях таких элементов книги, как обложка, ил люстрации, предисловие, титульный лист, оглавление. уметь: отвечать своими словами и словами текста на вопросы по содержанию (выборочное чтение); выявлять в тексте непонятные слова, выражения и пользо ваться сносками и школьным толковым словарём для выяснения их значений; выделять ключевые слова в небольшом тексте; определять и формулировать тему и главную мысль неболь шого текста;
3 выявлять элементарный смысловой и эмоциональный под текст произведения; плавно воспроизводить написанное без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами со скоростью слов в минуту; соблюдать паузы, выбирать темп и громкость чтения в зави симости от особенностей произведения; повышать и понижать голос в соответствии со знаками пре пинания и характером содержания произведения; голосом выделять логические ударения и передавать специ фику текста; определять и интонационно передавать характер и настрое ние персонажа, эмоциональный тон произведения; озаглавливать небольшой доступный по содержанию текст; выделять эпизод из текста; соотносить эпизоды произведения с картинным планом; делать подробный и частичный пересказ; прогнозировать характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) перед чтением по обложке, заглавию, рисункам, преди словию, титульному листу, оглавлению; ориентироваться в одной книге и в небольшой (из пяти-шести) группе книг; эмоционально и адекватно воспринимать на слух, а при самостоятельном чтении как вслух, так и про себя художественные и познавательные тексты; определять, от какого лица ведётся повествование (от лица автора или персонажа); характеризовать персонажей, опираясь на текст; определять мотивы поведения персонажей (выбор правиль ного ответа из ряда предложенных); уметь заучивать наизусть стихотворные тексты; уметь читать по ролям небольшие произведения с участием двухтрёх персонажей; интонировать высказывание в соответствии с его смыслом: повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, выражать эмоциональные нюансы; графически иллюстрировать прочитанное; словесно «рисовать» сюжетный фрагмент из эпического произведения; создавать собственные высказывания на заданную тему. 5
4 Структура тестов Тест содержит 12 заданий, разделённых на три части. Часть 1 задания 1 6, они предусматривают выбор единственно правильного ответа из трёх предложенных. Часть 2 задания 7 11, они требуют записи краткого ответа. Часть 3 задание 12 это задание творческого характера, здесь требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из двухтрёх предложений. Оценивание тестов Для обработки тестов учитель может пользоваться пятибалльной системой оценки. За правильное выполнение всех заданий (с 1 по 11) ставится отметка «5», за правильное выполнение девяти-десяти заданий ставится отметка «4», за правильное выполнение шести восьми заданий ставится отметка «3», Задание 12 оценивается отдельно, и только за правильное выполнение задания ставится отметка «5». Исправления, сделанные ребёнком, ошибкой не считаются. Особенностью проведения тестовых работ является полная самостоятельность учащихся. Учитель не должен помогать учащимся выполнять тестовые задания. Если учитель видит, что ученик затрудняется в выполнении какого-либо задания, нужно предложить ему перейти к следующему заданию.
5 КАК ВЫПОЛНЯТЬ ТЕСТ (Инструкция для учащихся по выполнению тестовой работы) Перед тобой задания по литературному чтению. Для работы тебе нужно иметь ручку и лист для черновых записей. Внимательно читай каждое задание и ответы к нему. Выбери правильный ответ. Пожалуйста, обрати внимание на то, что правильный ответ только один. Поэтому ты можешь выбрать только один вариант ответа. Если ты отметишь два ответа, задание будет считаться невыполненным. Номер правильного ответа в заданиях 1 6 зачеркни, в заданиях 7 11 нужно записать ответ в прямоугольник, в задании 12 требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из двух-трёх предложений. Если ошибся, то зачеркни ошибку и выбери другой ответ. Не надо долго размышлять над заданием. Если не удаётся его выполнить за две или три минуты, то переходи к следующему заданию. Если останется время, ты сможешь вернуться к заданию, вызвавшему затруднение. Когда выполнишь все задания теста, проверь работу. Запомни! Зачёркивать номера ответов нужно только ручкой. Пользуйся черновиком. 7
6 ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВОЙ РАБОТЫ 8 Прочитай текст. На веранде было душно. Солнце безжалостно палило с безоблачного неба. Бабочка-крапивница огненным пятнышком мелькнула над столом из окна и порхнула к потолку. Бабочка прицепилась вверх ногами к потолку веранды 1 в самом тёмном углу. Ещё несколько таких же бабочек сидели там, свесив вниз сложенные крылья. Все они были неподвижны. Было непонятно, почему бабочки в такой яркий, солнечный день ведут себя так, словно наступила ночь. Прошло несколько часов, солнце скрылось в облаках, жара спала, деревья в саду шумели от ветра. Вдали слышались раскаты грома. Они делались всё громче и ближе. Быстро надвигалась летняя гроза. Бабочки-крапивницы, как сухие листочки, висели под потолком. За два часа до наступления грозы бабочки спрятались в надёжное укрытие. Прошёл год. Учёный стоял на веранде и, заложив руки за спину, смотрел, как в саду беснуется ливень. Гром то и дело сотрясал воздух. Учёный вспомнил про бабочек и посмотрел на потолок. На том же месте, где и в прошлом году, висели вниз крылышками несколько бабочек-крапивниц. 1 Веранда застеклённая пристройка к дому.
7 Грозу быстро пронесло. Между облаками показалось солнце. Мокрые листья на деревьях засверкали, как отполированные 1. Но бабочки под потолком продолжали висеть. Недолго в это утро сияло солнце. Не прошло и двух часов, как оно опять скрылось в облаках, и вскоре хлынул ливень. Только во второй половине дня прекратился дождь. Небо ещё было затянуто облаками. Вдруг над столом одна за другой стали пролетать бабочки в открытое окно. Под потолком не осталось ни одной. Вскоре засверкало солнце, и надолго установилась ясная погода. Эти крылатые синоптики 2 были совершенно точны в своих прогнозах погоды. По М. Звереву (244 слова) Часть 1 При выполнении заданий этой части зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой ответу. 1. Определи стиль текста. 1) художественный 2) научный 3) публицистический Отполированные с зеркально гладкой поверхностью. 2 Синоптик специалист по прогнозу погоды. 9
8 В какое время года происходят события, описанные в тексте? 1) весной 2) летом 3) осенью Где прятались бабочки перед наступлением грозы? 1) на потолке веранды в тёмном углу 2) под сухими листьями большого дерева 3) на открытом окне в доме За сколько времени почувствовали бабочки приближающуюся грозу? 1) за двое суток 2) за две недели 3) за два часа С чем сравнивает автор бабочек-крапивниц? 1) с лучиками солнышка 2) с капельками дождя 3) с сухими листочками Укажи название, которое раскрывает смысл текста. 1) Учёный на веранде. 2) Бабочки-синоптики. 3) Начало грозы.
9 Часть 2 При выполнении заданий этой части (7 11) запиши ответ в прямоугольнике. 7. Определи последовательность событий. А) Внезапное изменение погоды. Б) Бабочки покидают своё убежище. В) Бабочки спрятались от грозы. Г) Вновь выглянуло солнышко. Ответ: ВАГБ Объясни, как ты понимаешь выражение «раскаты грома». 2.8 Ответ: Это прерывистые и громкие звуки, похожие на грохот. 9. Выпиши вопросительное предложение. 2.9 Ответ: Было непонятно, почему бабочки в такой яркий, солнечный день ведут себя так, словно наступила ночь? 10. Используя текст произведения, восстанови предложение Ответ: Гром то и дело сотрясал воздух. Учёный вспомнил про бабочек и посмотрел на потолок. На том же месте, где и в прошлом году, висели вниз крылышками несколько бабочек-крапивниц. 11
10 Почему бабочки не покинули своего укрытия сразу после грозы? Ответ: Бабочки чувствовали, что скоро снова будет дождь. Часть 3 Сформулируй и запиши полный ответ Какую новую информацию ты получил (получила) при чтении данного текста? Ответ: Я узнал, что бабочки-крапивницы настоящие синоптики. Если они прячутся в укромные места, значит, через час-другой пойдёт дождь. Если дождь уже затих, а бабочки не покидают своих укрытий, значит, ненастье повторится. Но если бабочки вылетели из своих укрытий, когда небо ещё не покинули последние тучи, можно быть уверенным наступит ясная погода. 12
11 ВАРИАНТ 1 Образец Прочитай текст. Что сказали медузы. Под вечер море заговорило по-другому. Его грозный голос первыми услышали медузы. Совсем недавно они плавали у берега, как прозрачные абажуры 1 с шёлковой бахромой. И вдруг их не стало. Будет шторм, сказал мне Сергей Дорофеевич. Медузы уплыли от берега, пошли на дно. И верно, через полчаса наш радист Коля Бойцов, приняв сигнал радиозонда, подтвердил слова Сергея Дорофеевича. С метеостанции 2 передали всем судам: «Надвигается шторм! Будьте осторожны!» На каждой такой станции есть особое устройство. Называется оно радиозонд. Радиозонд похож на надутый газом резиновый шар. К шару привязан прибор с радиопередатчиком. Как только море подаёт сердитый голос, прибор начинает посылать сигналы. Их принимают метеостанции. И тогда корабли 1 Абажур часть светильника, обычно в виде колпака, предназначенная для отражения света и защиты глаз от его воздействия. 2 Метеостанция метеорологическая станция учреждение, которое проводит регулярные наблюдения за состоянием атмосферы. 13
12 спешат укрыться в гавани или уходят в открытое море. Медузы уходят раньше. У каждой из них есть собственный «радиозонд». Они слышат удары штормовых волн и торопятся на дно моря, чтобы их не выбросило на берег и не разбило о скалы. Вот они-то и подсказали учёному, что скоро нагрянет шторм. Ю. Качаев. Что сказали медузы (159 слов) Часть 1 При выполнении заданий этой части зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой ответу Определи жанр произведения. 1) стихотворение 2) рассказ 3) былина Где происходят события, описанные в тесте? 1) на озере 2) в океане 3) в море В какое время суток происходили описанные в произведении события? 1) утром 2) днём 3) вечером
13 4. С чем автор сравнивает медуз? 1) с прозрачными абажурами с шёлковой бахромой 2) с надвигающимся штормом 3) с бурлящим морем перед штормом 5. Как звали радиста? 1) Сергей Фёдорович 2) Коля Бойцов 3) Юрий Качаев 6. Через сколько времени после исчезновения медуз радист сообщил о надвигающемся шторме? 1) через полчаса 2) через час 3) через полдня Часть 2 При выполнении заданий этой части (7 11) запиши ответ в прямоугольнике. 7. Восстанови последовательность событий текста. А) Предупреждение о шторме подтвердилось. Б) Исчезновение медуз. В) Сообщение с метеостанции. Г) Предположение Сергея Фёдоровича о шторме
14 Какими словами люди с метеостанции предупредили о приближении шторма? 9. Какое поведение медуз указывает на приближение шторма? 10. Как выглядит радиозонд? Выпиши предложения из текста. 11. Используя текст произведения, восстанови предложение. Ответ: Они слышат штормовых и торопятся на моря, чтобы их не выбросило на и не разбило о. Часть 3 Сформулируй и запиши полный ответ Почему текст так назван?
15 ВАРИАНТ 2 Образец Прочитай текст. Всё лето прожила Дюймовочка однаодинёшенька в лесу. Она сплела себе из травы колыбельку и повесила эту колыбельку под большой лист лопуха, чтобы её не замочил дождик. Она ела сладкий цветочный мёд и пила росу, которую каждое утро находила на листьях. Так прошло лето, прошла и осень. Приближалась длинная холодная зима. Все птички улетели, цветы завяли, а большой лопух, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, засох и свернулся в трубочку. Дюймовочка дрожала от холода: платье её всё разорвалось, а она была такая маленькая, нежная как ей не мёрзнуть! Пошёл снег, и каждая снежинка была для Дюймовочки то же, что для нас целая лопата снегу. Мы ведь большие, а она была всего-то с дюйм 1 ростом. Она завернулась было в сухой лист, но он совсем не грел, и Дюймовочка сама дрожала, как осенний лист. Наконец Дюймовочка решила уйти из лесу и поискать себе где-нибудь приют 2 на зиму. 1 Дюйм старая русская мера, единица длины. 2 Приют благотворительное учреждение для одиноких, сирот, для бездомных; место, где можно спастись или отдохнуть. 17
16 18 За лесом, в котором жила Дюймовочка, было большое поле. Хлеб с поля уже давно убрали, и только короткие сухие стебельки торчали из мёрзлой земли. В поле было ещё холоднее, чем в лесу, и бедняжка совсем замёрзла. И вот Дюймовочка пришла к норке полевой мыши; вход в норку был прикрыт сухими стебельками и былинками. Полевая мышь жила в тепле и довольстве: кухня и кладовая у неё были битком набиты хлебными зёрнами. Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и попросила подать ей кусочек ячменного зёрнышка она два дня ничего не ела. Ах ты бедняжка! сказала полевая мышь (она была, в сущности, добрая старуха). Ну, иди сюда, погрейся да поешь со мной! И Дюймовочка спустилась в норку, обогрелась и поела. Старухе девочка очень понравилась, и она сказала ей: Оставайся у меня на зиму. Я буду кормить тебя, а ты убирай хорошенько мой дом да рассказывай мне сказки я очень люблю сказки. Г.-Х. Андерсен. Дюймовочка (297 слов)
17 Часть 1 При выполнении заданий этой части зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой ответу. 1. Определи жанр произведения. 1) сказка 2) повесть 3) рассказ Где жила Дюймовочка всё лето и осень? 1) в поле 2) в лесу 3) в норке у полевой мыши Что произошло поздней осенью с лопухом, под которым жила Дюймовочка? 1) стал маленьким 2) сломался 3) пожелтел, засох и свернулся в трубочку Укажи выражение, близкое по значению выражению «дрожала, как осенний лист». 1) дёргалась, как осенний лист 2) пожелтела, как осенний лист 3) тряслась, как осенний лист
18 Укажи предложение, которое не является побудительным. 1) Ах ты бедняжка! 2) Ну, иди сюда, погрейся да поешь со мной! 3) Оставайся у меня на зиму. 6. За что получила Дюймовочка своё имя? 1) за свою красоту 2) за то, что мало ела 3) за свой рост Часть 2 При выполнении заданий этой части (7 11) запиши ответ в прямоугольнике Восстанови последовательность событий. А) Наступление холодов. Б) Жизнь Дюймовочки в лесу. В) Приют у полевой мыши. Г) В поисках приюта на зиму Что должна была выполнять Дюймовочка взамен на приют и еду в норке мыши?
19 9. Чем казалась для Дюймовочки каждая снежинка? 10. Используя текст произведения, допиши к прилагательным полевая, цветочный, мёрзлая имена существительные. 11. Используя текст произведения, восстанови предложение. Ответ: стала у порога, как, и попросила подать ей ячменного она два дня ничего не ела Часть 3 Сформулируй и запиши полный ответ. 12. Какие чувства вызывает у тебя ситуация, в которой оказалась Дюймовочка?
20 Образец ВАРИАНТ 3 Прочитай текст. Подорожник. Когда испанский король послал своих солдат покорять 1 американских индейцев, он и не предполагал, что направляет туда ещё одного завоевателя. Этим завоевателем оказался подорожник. Благодаря своей напористости европейский пришелец отвоевал у местных растений значительную территорию. Вот как это случилось. В сырую погоду семена подорожника становились липкими как клеем приклеивались к подошвам солдатских сапог. Вместе с ними переплыли в Америку и пошли бродить по новой стране. Где проходили солдаты, там вырастал и подорожник. «След белого человека» назвали его краснокожие индейцы 2. В Америке подорожник прижился по дорогам. И у нас растёт вдоль дорог. Дорога место беспокойное. Прошёл человек наступил на растение. Промчалась машина переехала его колесом. Многие растения не выносят вытаптывания, уходят от дороги подальше. А подорожник остаётся. Выжить ему помогают упругие листья и стебли. Придавил их ногой пригну Покорять подчинить, овладеть, заставить повиноваться. 2 Краснокожие индейцы индейцы с тёмно-жёлтой, красноватой окраской кожи.
21 лись. Отошёл выпрямились, как пружины. Листья подорожника не только очень выносливы, но и полезны. Если в пути натрёшь ногу беда поправима. Сорви лист подорожника, разомни и приложи к ранке. От клейкого сока боль уймётся. Можно снова шагать по дорожке. По Н. Осипову (173 слова) Часть 1 При выполнении заданий этой части зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой ответу. 1. Определи жанр произведения. 1) сказка 2) повесть 3) рассказ 2. Кого или что называет автор «европейским пришельцем»? 1) подорожник 2) солдатские сапоги 3) солдат 3. С чем сравнивает автор листья и стебли подорожника? 1) с липким клеем 2) с пружинами 3) с колесом машины
22 Как семена подорожника оказались в Америке? 1) семена перенеслись порывами сильного ветра 2) семена завезли учёные 3) семена приклеивались к подошвам солдатских сапог Укажи верное объяснение слова напористость. 1) настойчивость, энергичность 2) имеющий поры, отверстия 3) имеющий опору (предмет), на которую можно опереться Как изменяются семена подорожника в сырую погоду? 1) увеличиваются в размере 2) становятся мокрыми 3) становятся липкими Часть 2 При выполнении заданий этой части (7 11) запиши ответ в прямоугольнике Как назвали подорожник краснокожие индейцы?
23 8. Восстанови последовательность событий текста. А) Семена подорожника бродят по новой земле. Б) Напористость европейского пришельца. В) Подорожник прижился на дороге. Г) Целебные свойства подорожника Что помогает выжить на дорогах подорожнику? Кто отправил солдат покорять американских индейцев? Используя текст произведения, восстанови предложения. Ответ: лист подорожника, и к ранке. От клейкого сока боль
24 Часть 3 Сформулируй и запиши полный ответ Какую новую информацию ты получил (получила) при чтении данного текста? 26
25 ВАРИАНТ 4 Образец Прочитай текст. Наконец настал день, когда Кошкин и собака Алый попрощались со школой собачьих инструкторов. Они поехали служить на границу. Начальник заставы сказал: А, ёлки-палки, Кошкин. Так точно! гаркнул Кошкин так громко, что у начальника заставы чуть револьвер не выстрелил. Вижу, вижу, сказал начальник, вижу, что ты научился отвечать как следует. Только попрошу так сильно не орать, а то у меня чуть револьвер не выстрелил. Потом командир спросил: Как же зовут собаку? Алый, товарищ капитан. Алый? удивился начальник заставы. Почему Алый? А вы погодите, товарищ капитан, ответил Кошкин, вот он высунет язык, и вы сразу поймёте, почему он Алый. А застава, куда приехали Кошкин и Алый, была в горах. Кругом-кругом, куда ни погляди, всё горы, горы. Все они лесом заросли: ёлками, дикими яблонями. Взбираются деревья вверх, налезают на скалы. А из-под корней вываливаются круглые камни да острые камешки. Видишь, Алый, говорит Кошкин, вот они, горы. Это тебе не школа собачьих инструкторов. 27
26 Алый глядел на горы и думал: «Просто странно, отчего это земля так вздыбилась, к небу колесом пошла. Быть бы ей ровной. » Трудное дело охранять границу. Днём и ночью ходили Кошкин и Алый по инструкторской тропе. Тропа эта особая. Никому по ней нельзя ходить, кроме инструктора с собакой, чтобы не было постороннего запаха. Рядом с инструкторской тропой идёт широкая вспаханная полоса. Кто бы ни пошёл через границу, обязательно оставит след на вспаханной полосе. Ю. Ковыль. Алый (238 слов) Часть 1 При выполнении заданий этой части зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой ответу Определи стиль текста. 1) научный 2) художественный 3) публицистический За что получил свою кличку пёс Алый? 1) кличка понравилась Кошкину 2) по приказу начальника заставы 3) за алый цвет языка
27 3. Где предстояло служить Кошкину и его собаке? 1) на границе 2) на призывном пункте 3) в школе собачьих инструкторов 4. Где располагалась застава, куда приехали служить Кошкин и Алый? 1) в лесу 2) в горах 3) на равнинной местности 5. Укажи верное объяснение слова вздыбилась. 1) бушует 2) встаёт рядом с дубом 3) встаёт дыбом 6. С какой целью на границе рядом с инструкторской полосой есть и широкая вспаханная полоса? 1) с целью расширения линии границы 2) виден след нарушителя 3) для лучшего обзора границы Часть 2 При выполнении заданий этой части (7 11) запиши ответ в прямоугольнике. 7. Объясни значение слова гаркнул
28 Восстанови последовательность событий. А) Охрана границы трудное дело. Б) Разговор с начальником заставы. В) Место расположения пограничной заставы. Г) Прощание со школой собачьих инструкторов Что значит «инструкторская тропа»? Подтверди ответ словами из текста Используя текст произведения, допиши словосочетания. яблони (какие?) камешки (какие?) камни (какие?) Что думал Алый, глядя на горы? Подтверди ответ словами из текста. 30
29 Часть 3 Сформулируй и запиши полный ответ. 12. Какую новую информацию ты получил (получила) при чтении данного текста?
30 Образец ВАРИАНТ 5 Прочитай текст. Обитатели в море встречаются удивительные. Один раз мы вытащили на палубу небольшую тёмную рыбу. У неё была страшная зубастая пасть, а из головы росла. удочка. Удочка казалась длиннее самой хозяйки. Эта хищная рыба-удильщик живёт в глубинах и ловится редко. Там, где она живёт, никогда не бывает светло. Солнечные лучи не могут пробиться сквозь морскую толщу. На конце своей удочки рыба-удильщик зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. И глупые маленькие рыбёшки плывут посмотреть: что это там такое светится? И конечно, попадают прямо в открытую пасть коварной 1 рыбы. Ещё мы вытаскивали электрических скатов. Они плоские, как лепёшки, и с хвостом вроде шила. Как-то Коля Бойцов неосторожно схватил ската, и рыба ударила его током. После этого Коля несколько дней не мог пошевелить правой рукой. А на одном скате мы увидели рыбу-прилипалу. Прилипала очень любит кататься. На темени 2 у неё во всю голову есть особая присоска. Этой присоской рыба при Коварная хитрая, скрытная и злобная, замышляющая зло. 2 Темя макушка, верх головы.
31 липает к акулам, к китам и ездит «бесплатно» по всему свету. Однако со скатом бедняге не повезло. Он убил её электрическим разрядом. Но даже дохлую её трудно было отцепить. На тропических островах рыбаки знают про это и ловят прилипалой морских черепах. Они к прилипале привязывают верёвку и пускают в море. Прилипала сразу ищет, на ком бы прокатиться. Когда она присосётся к черепахе, рыбаки осторожно подтягивают к лодке «живую снасть» вместе с добычей. И рыба ни за что не отпустит черепаху вот какая сильная у неё присоска. Ю. Качаев. Живые удочки (234 слова) Часть 1 При выполнении заданий этой части зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой ответу. 1. Определи тип речи. 1) рассуждение 2) описание 3) повествование 2. Где происходят события, описанные в тексте? 1) в реке 2) в океане 3) в море
32 Что позволяет рыбе-прилипале удерживаться длительное время на теле акул, китов? 1) голова 2) присоска 3) удочка 4. С чем сравнивает автор электрического ската? 1) с лепёшкой 2) со светлячком 3) с электрической лампочкой 5. Какую рыбу используют рыбаки в качестве «живой снасти» при ловле морских черепах? 1) рыбу-удильщика 2) электрического ската 3) рыбу-прилипалу 6. Какая рыба зажигает фонарик, который горит во мраке, как ночной светлячок? 1) рыба-удильщик 2) электрический скат 3) рыба-прилипала Часть 2 При выполнении заданий этой части (7 11) запиши ответ в прямоугольнике Выпиши из текста вопросительное предложение.
33 8. Восстанови последовательность событий. А) «Бесплатное» катание рыбы-прилипалы. Б) Последствия неосторожного обращения с электрическим скатом. В) Хищная рыба-удильщик. Г) «Живая снасть» для ловли морских черепах. 9. Подтверди словами текста, что электрический скат действительно может ударить током. 10. Закончи предложения. Хвост вроде шила у. На темени особая присоска у. Страшная зубастая пасть и из головы растёт удочка у. 11. Используя текст произведения, восстанови предложения. Ответ: Эта рыбаудильщик живёт в глубинах и ловится редко. лучи не могут пробиться сквозь толщу
34 Часть 3 Сформулируй и запиши полный ответ Какую новую информацию ты получил (получила) при чтении данного текста? 36
35 ВАРИАНТ 6 Образец Прочитай текст. Ямал земля такая белая. ямал край земли, издавна говорили люди, которые жили на полуострове. Они ловили рыбу, охотились, разводили северных оленей. Изредка здесь можно встретить изогнутый, приникший 1 к земле ствол карликовой берёзки, остроконечную 2 пирамидку лиственницы. Только людям, которые издавна жили на Ямале, всё это было нипочём. Ни морозы, ни бураны, ни ветры, что с ледяного моря прилетают. Поэтому и называли себя жители полуострова ненцами 3, что означает настоящие люди. И всё же не маленький Ямал, а большой, огромный даже. А вот Илко 4, сын оленевода, что в тундре живёт, маленький. Куст багульника 5 ему лесом кажется, ручей речкой, ствол лиственницы де- 1 Приникший пригнувшийся, наклонившийся, прижавшийся к чему-либо. 2 Остроконечная с острым концом; заканчивающийся острием. 3 Ненцы народ, относящийся к коренному населению Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Таймырского округов. 4 Илко мужское имя. 5 Багульник (здесь) вечнозелёный кустарник с дурманящим запахом, растущий на торфяных болотах. 37
36 ревом огромным, а тундра. тундра такая необозримая 1. Вот как. И хотя называют Ямал краем земли, так переводится это слово с ненецкого языка, но ещё не совсем край. В Ледовитом океане, возле северного края Ямала, ещё земля есть. Долгая зима в краю северном, лютая. Вьюги и бураны над Ямалом и Белым островом долгих девять месяцев носятся, спорят между собой, кто сильнее, танцы дикие время от времени затевают. А все к тому, чтобы снега побольше намести, каждый кустик и деревце, что и так к земле приникли, снегом припорошить. Белая тундра зимой, и все, кто в тундре живёт, белые. Куропатка и песец, горностаи и зайцы, и ветер. Только облака, что над землёй нависают, серые. И даже Солнце не может плотный слой облаков пробить своими острыми лучами. Долго с силами собирается, долго ищет место, где облако потоньше. По Е. Лебедеву (261 слово) 38 1 Необозримая (тундра) пространство, необъемлемое, необъятное, которое нельзя окинуть взглядом, взором.
37 Часть 1 При выполнении заданий этой части зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой ответу. 1. Определи жанр произведения. 1) рассказ 2) былина 3) сказка 2. Что в переводе с ненецкого языка означает слово Ямал? 1) снежный край 2) необозримые просторы 3) край земли 3. Сколько времени длится зима на Ямале? 1) полгода 2) девять месяцев 3) три месяца 4. Что, по словам автора, затевают между собой вьюги и бураны? 1) дикие танцы 2) разговоры 3) весёлые песни 5. Что кажется маленькому сыну оленевода огромным деревом? 1) багульник 2) ствол лиственницы 3) карликовая берёзка
38 Что автор называет «необозримой»? 1) землю 2) тундру 3) зиму Часть 2 При выполнении заданий этой части (7 11) запиши ответ в прямоугольнике Определи порядок пунктов плана. А) Белая тундра. Б) Сын оленевода Илко. В) Жители полуострова Ямал. Г) Долгая северная зима. 8. Выпиши из текста предложения, которые раскрывают смысл названия текста. 9. Используя текст произведения, восстанови предложения. Ответ: Только облака, что над землей нависают,. И даже Солнце не может слой облаков пробить своими лучами. 40
39 10. Как звали маленького сына оленевода, который живёт в тундре? 11. Что означает в переводе слово ненцы? Часть 3 Сформулируй и запиши полный ответ. 12. Понравился ли тебе данный текст и чем?
40 Образец ВАРИАНТ 7 Прочитай текст. Яблоня. Яблоня стоит посреди огорода. На ней едва проклюнулись 1 маленькие сморщенные листочки. Зато раскидистые коричневые ветви дерева сплошь покрыты бело-розовыми цветами. Васе кажется, что во двор опустилось с неба белое облачко. Опустилось и запуталось в яблоневых ветвях. Сейчас мы её побелим, говорит дедушка. Он насыпал в ведёрко извести 2, налил туда воды и размешал. Потом макнул щётку в ведёрко, провёл ею по стволу яблони. А знаешь, зачем мы белим яблоню известью? спросил дедушка. Знаю, сказал Вася, чтоб красивая была. Вся белая! Ну что ж, может, и так. дедушка помолчал. Но главное, чтобы вредители, всякие там жучки-червячки, не точили 3 дерево. Вася тянет руку к щётке. Вверх вниз, вверх вниз. Васе кажется, что щёткой он гладит шершавую кору дерева. Мальчик любит яблоню. Она 42 1 Проклюнулись вышли наружу. 2 Известь вещество белого цвета. Используют для побелки. 3 Точить (дерево) (здесь) делать в дереве дыры.
41 такая большая, сильная! Вася помнит, что первая проталина в снегу появилась весной возле ствола яблони. Дерево и солнце стали бороться с зимой и победили её. Вася услышал тяжёлое гудение. Пчела, как маленький вертолёт, повисла над цветком. На задних ножках у неё были странные жёлтые шарики. Дедушка, смотри, какие толстые ножки у этой пчелы! Дедушка тоже глядит на пчелу: Ишь как нагрузилась еле летит! У неё на задних ножках есть углубления корзинками их называют. В эти корзинки пчела и собирает с цветов пыльцу. Ту, что остаётся у тебя на носу, когда цветок нюхаешь. А пыльца это пчелиный хлеб. Ай да яблонька-заботница, добрая работница! Только сама ожила и сразу же пчёлок кормить! По Е. Олейникову (245 слов) Часть 1 При выполнении заданий этой части зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой ответу. 1. Определи жанр произведения. 1) рассказ 2) сказка 3) басня
42 Где происходят события, описанные в тексте? 1) в саду 2) в лесу 3) в огороде Что сделали дедушка с внуком, чтобы спасти яблоню от вредителей? 1) окопали яблоню 2) побелили яблоню 3) помыли яблоню С чем сравнивает автор цветение яблони? 1) с проталиной 2) с известью 3) с белым облаком О каком насекомом дедушка рассказал внуку? 1) о жуке 2) о пчеле 3) о жучке-червячке В какое время года происходят события, описанные в тексте? 1) весной 2) летом 3) осенью 44
43 Часть 2 При выполнении заданий этой части (7 11) запиши ответ в прямоугольнике. 7. Определи порядок пунктов плана. А) Белое облачко в яблоневых ветвях. Б) Яблонька кормит пчёл. В) Прилёт пчелы к яблоне. Г) Побелка яблони Подтверди словами текста, что яблонька действительно является доброй работницей С чем сравнивает автор пчелу? Используя текст произведения, допиши словосочетания. маленькие сморщенные бело-розовые раскидистые коричневые
44 Выпиши из текста вопросительное предложение. Часть 3 Сформулируй и запиши полный ответ Какую новую информацию ты получил (получила) при чтении данного текста? 46
45 ВАРИАНТ 8 Образец Прочитай текст. Вы сидите за уроками в тёплой комнате осенью и замечаете, что запотели стёкла в окнах. Что же случилось? Тёплый воздух комнаты коснулся охлаждённого стекла, водяные пары сгустились и превратились в крохотные капельки воды. Так бывает не только в комнате, но и на улице, в лесу, над рекой, над лугами и полями, когда охлаждаются пары. Вот закончился тёплый летний день. Село солнце, и над рекой или болотом начал стелиться густой белый туман. Откуда взялся этот туман? Земля нагрелась за день, а к вечеру стала охлаждаться. Влажный воздух над рекой сделался холоднее и уже не может впитывать водяные пары. Они сгустились и стали видимыми. Как и на охлаждённом стекле в тёплой комнате, они кажутся белыми. Туман это сгустившиеся 1 водяные пары. Туманы бывают не только весной, летом и осенью их можно наблюдать и зимой, когда дуют слабые тёплые ветры. Часто образуются они над незамёрзшей рекой, прорубью. 1 Сгуститься стать густым, более плотным. 47
46 Ранние весенние туманы защищают посевы от холодов. По В. Архангельскому (153 слова) Часть 1 При выполнении заданий этой части зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой ответу Определи стиль речи. 1) художественный 2) научный 3) публицистический Что в тексте происходит сначала, а что потом? А) водяные пары сгрудились Б) водяные пары превратились в капельки воды В) тёплый воздух касается охлаждённого стекла 1) В Б А 2) Б А В 3) В А Б В какое время года бывают туманы? 1) во все времена года 2) только летом и осенью 3) только весной, летом и осенью
47 4. При каком условии зимой бывает туман? 1) когда температура воздуха очень низкая 2) когда светит яркое солнце 3) когда дуют слабые тёплые ветры Укажи слово, противоположное по смыслу слову охлаждается. 1) холодает 2) нагревается 3) потеет Укажи, какое объяснение правильно раскрывает смысл слова сгрудились. 1) собрались в тесную группу, в кучу 2) встали грудью вперёд 3) стали грустными 1.6 Часть 2 При выполнении заданий этой части (7 11) запиши ответ в прямоугольнике. 7. Какую пользу приносят ранние весенние туманы? Выпиши ответ из текста
48 Определи порядок пунктов плана. А) Как появляется туман над рекой и болотом? Б) Что такое туман? В) Почему запотевают окна? Г) Чем полезен ранний весенний туман для молодых посевов? Сформулируй тему произведения вопросительным предложением Используя текст произведения, допиши словосочетания. стекло (какое?) капельки (какие?) пары (какие?) Используя текст произведения, восстанови предложения. Ответ: Земля за день, а к вечеру стала. Влажный воздух над рекой холоднее и уже водяные пары. 50
49 Часть 3 Сформулируй и запиши полный ответ. 12. Какую новую информацию ты получил (получила) при чтении данного текста?
50 Образец ВАРИАНТ 9 Прочитай текст. Когда я была маленькой, у нас дома появилась черепаха. Она любила, когда ей чесали шею, и поражала тем, что не хотела спать зимой. Это вызывало дополнительные трудности надо было выращивать для неё салат. Однажды на Новый год я скормила ей три свежих огурца из пяти, преподнесённых нам как редкое в то время угощение. Потом мы узнали, что причинами бессонницы черепахи были хорошее питание и тёплая батарея, под которой мы её поселили. Вслед за черепахой появился у нас лисёнок по кличке Лизка. Была Лизка воровата, любила стращать 1 на даче соседских кур и кроликов. Поразительно умела прикидываться умершей: обмякала, закатывала глаза, и её можно было поднимать вверх за лапы голова и хвост бессильно свисали. Что с ней ни делай, всё бесполезно только решив, что достаточно нас напугала, она оживала и принималась носиться по комнате. Осенью, когда Лизка выросла в настоящего зверя, мы унесли её подальше в лес и отпустили, не зная, что поступать так нельзя. Пожив в обществе человека, дикие животные теряют способность приспосабливаться к жизни, естественной для соро Стращать пугать.
51 дичей 1, и быстро погибают. Именно поэтому знатоки природы настоятельно рекомендуют не вмешиваться, если вы вдруг увидите в лесу птенца, выпавшего из гнезда, зайчонка, который, как вам кажется, остался без мамы. Без вашего вмешательства у животного больше шансов выжить, нежели после того, как вы подержите его у себя дома и потом отпустите. Е. Петушкова. Люблю животных (217 слов) Часть 1 При выполнении заданий этой части зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой ответу. 1. Определи жанр произведения. 1) сказка 2) былина 3) рассказ 2. От чьего имени ведётся повествование? 1) от имени автора 2) от имени черепахи 3) от имени Лизки 3. В какое время года лисицу выпустили на волю? 1) весной 2) летом 3) осенью Сородичи родственники. 53
52 Какие дополнительные трудности создавала черепаха своим хозяевам? 1) надо было чесать ей шею 2) надо было выращивать для неё салат 3) игры черепахи с лисёнком 5. Какое животное появилось в доме раньше? 1) черепаха 2) лисёнок 3) одновременно 6. Что в действиях лисицы Лизки поражало её хозяев? 1) кража соседских кур и кроликов 2) умение быстро носиться по комнате 3) умение прикидываться умершей Часть 2 При выполнении заданий этой части (7 11) запиши ответ в прямоугольнике Каковы причины бессонницы черепахи? Какое лакомство получила черепаха от своей хозяйки под Новый год?
53 9. Определи порядок пунктов плана. А) Вороватая Лизка. Б) Ошибка, которую мы допустили. В) Появление в доме черепахи. Г) Лизка на свободе. 10. Что происходит с дикими животными, которые длительное время прожили в обществе человека? 11. Используя текст произведения, восстанови предложение. Ответ: Без вашего у животного больше шансов, нежели после того, как вы его у себя дома и потом Часть 3 Сформулируй и запиши полный ответ. 12. Чему учит данное произведение читателей?
54 Образец ВАРИАНТ 10 Прочитай текст. Лет пять назад, когда Митя ещё только поступал в школу, его отец, капитан дальнего плавания, привёз из Африки странное яйцо, похожее на фарфоровое. Никто, даже сам папа, не знал, чьё это яйцо и живое ли оно. Но на всякий случай папа с Митей положили яйцо в коробку с ватой и поставили возле парового отопления 1. Долго оно там лежало, и нянька Аннушка не раз собиралась его выбросить. Но однажды Митя, войдя в комнату, увидел в коробке пустую скорлупу, а в тёмном уголке под батареей странное маленькое существо, похожее сразу и на ящерицу, и на сказочного дракона. Это был крокодилёнок. Митя стал самым знаменитым первоклассником в школе. Не только его товарищи, но даже взрослые люди из седьмых и восьмых классов прибегали взглянуть на домашнего крокодила. В газете была статья «Гость, из Африки» и фотография: Митя с крокодилёнком. Мама долго носила в сумочке эту газету и показывала её всем знакомым. Один мальчик предложил Мите за крокодила фотоаппарат и собрание сочинений Чуковского. Но Митя отказался Паровое отопление одна из разновидностей систем отопления зданий.
55 Маме тоже нравился крокодилёнок и особенно то, что все ему удивлялись. Показывая крокодила, она говорила: Пусть живёт. Всё-таки своя амфибия в доме. Не нравился крокодил только Аннушке. Она почему-то боялась его даже больше, чем мышей, и говорила, что он похож на нечистую силу. А когда Митя спрашивал её, как же выглядит нечистая сила 1, она отвечала: А вот так и выглядит, как эта гадина. Постепенно к крокодилу привыкли, и любопытные перестали приходить. Крокодил жил в доме как обыкновенное домашнее животное, ползал, где хотел, плавал сперва 2 в корыте, а потом в ванне. Н. Гернет, Г. Ягдфельд Катя и крокодил (254 слова) Часть 1 При выполнении заданий этой части зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой ответу. 1. Определи жанр произведения. 1) сказка 2) рассказ 3) басня Нечистая сила по суеверным представлениям: дьявол, сатана, чёрт и т.п. 2 Сперва сначала. 57
56 Что привёз капитан дальнего плавания из Африки? 1) ящерицу 2) скорлупу 3) яйцо Чем прославился в школе первоклассник Митя? 1) появлением в своём доме крокодила 2) отличной учёбой по всем предметам 3) своим папой капитаном дальнего плавания С кем сравнивает автор маленькое существо, которое появилось из яйца? 1) с волшебным животным 2) со сказочным драконом 3) с маленьким крокодилом Где лежало яйцо? 1) в корыте 2) в корзине 3) в коробке Укажи порядок действий, которые выполнял крокодилёнок. А) плавал в корыте Б) ползал по дому В) плавал в ванной Г) появился из скорлупы 1) ГБАВ 2) ГАБВ 3) ГВБА
57 Часть 2 При выполнении заданий этой части (7 11) запиши ответ в прямоугольнике. 7. Определи последовательность пунктов плана. А) Крокодил остался в доме. Б) Появление «сказочного дракона». В) Странное яйцо. Г) Знаменитый первоклассник На кого, по словам няньки Аннушки, был похож крокодилёнок? От чего отказался Митя в обмен на крокодила? Используя текст произведения, запиши словосочетания. первоклассник (какой?) отопление (какое?) яйцо (какое?)
58 Используя текст произведения, восстанови предложения. Ответ: Маме тоже крокодилёнок и особенно то, что все ему. Показывая крокодила, она говорила: Пусть. Всё-таки своя амфибия в доме. крокодил только Аннушке. Часть 3 Сформулируй и запиши полный ответ Понравился ли тебе данный текст и чем?
59 ОТВЕТЫ Часть 1 Вариант Задание Часть 2 Вариант 1 Задание 7 БГВА 8 Надвигается шторм! Будьте осторожны! 9 Медузы уплыли от берега, пошли на дно. 10 Радиозонд похож на надутый газом резиновый шар. К шару привязан прибор с радиопередатчиком. 11 Они слышат удары штормовых волн и торопятся на дно моря, чтобы их не выбросило на берег и не разбило о скалы. Вариант 2 Задание 7 БАГВ 8 Хорошенько убирать дом мыши и рассказывать ей сказки. 9 целой лопатой снега
60 10 полевая мышь, цветочный мёд, мёрзлая земля 11 Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и попросила подать ей кусочек ячменного зёрнышка она два дня ничего не ела. Вариант 3 Задание 7 «След белого человека» 8 БАВГ 9 Выжить подорожнику помогают упругие листья и стебли. 10 испанский король 11 Сорви лист подорожника, разомни и приложи к ранке. От клейкого сока боль уймётся. Вариант 4 Задание 7 Гаркнуть значит громко окликнуть, закричать. 8 ГБВА 9 Тропа эта особая. Никому по ней нельзя ходить, кроме инструктора с собакой, чтобы не было постороннего запаха. 10 яблони (какие?) дикие камешки (какие?) острые камни (какие?) круглые 11 «Просто странно, отчего это земля так вздыбилась, к небу колесом пошла. Быть бы ей ровной. » Вариант 5 Задание 7 И глупые маленькие рыбёшки плывут посмотреть: что это там такое светится? 8 ВБАГ 9 Как-то Коля Бойцов неосторожно схватил ската, и рыба ударила его током.
61 10 Хвост вроде шила у электрического ската. На темени особая присоска у рыбы-прилипалы. Страшная зубастая пасть и из головы растёт удочка у рыбы-удильщика. 11 Эта хищная рыба-удильщик живёт в глубинах и ловится редко. Солнечные лучи не могут пробиться сквозь морскую толщу. Вариант 6 Задание 7 ВБГА 8 Белая тундра зимой, и все, кто в тундре живёт, белые. Куропатка и песец, горностаи и зайцы, и ветер. 9 Только облака, что над землёй нависают, серые. И даже Солнце не может плотный слой облаков пробить своими острыми лучами. 10 Илко 11 настоящие люди Вариант 7 Задание 7 АГВБ 8 Только сама ожила и сразу же пчёлок кормить! 9 с маленьким вертолётом 10 маленькие сморщенные листочки, бело-розовые цветы, раскидистые коричневые ветви 11 А знаешь, зачем мы белим яблоню известью? Вариант 8 Задание 7 Ранние весенние туманы защищают посевы от холодов. 8 ВАБГ 9 Как возникают туманы?
62 10 стекло (какое?) охлаждённое, капельки (какие?) крохотные, пары (какие?) водяные 11 Земля нагрелась за день, а к вечеру стала охлаждаться. Влажный воздух над рекой сделался холоднее и уже не может впитывать водяные пары. Вариант 9 Задание 7 Причинами бессонницы черепахи были хорошее питание и тёплая батарея, под которой мы её поселили. 8 три свежих огурца 9 ВАГБ 10 Дикие животные теряют способность приспосабливаться к жизни, естественной для сородичей, и быстро погибают. 11 Без вашего вмешательства у животного больше шансов выжить, нежели после того, как вы подержите его у себя дома и потом отпустите. Вариант 10 Задание 7 ВБГА 8 похож на нечистую силу 9 Митя отказался от фотоаппарата и собрания сочинений Чуковского. 10 первоклассник (какой?) знаменитый, отопление (какое?) паровое, яйцо (какое?) странное 11 Маме тоже нравился крокодилёнок и особенно то, что все ему удивлялись. Показывая крокодила, она говорила: Пусть живёт. Всё-таки своя амфибия в доме. Не нравился крокодил только Аннушке.