- Презентация к уроку внекласного чтения на тему: «Словесные и живописные портреты русских крестьян по рассказам из цикла «Записки охотника»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Паспорт проекта по литературе на тему «Словесные и живописные портреты русских крестьян в «Записках охотника» и живописных полотнах русских художников на примере рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Проект ««Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника» И. С.Тургенева)
Презентация к уроку внекласного чтения на тему: «Словесные и живописные портреты русских крестьян по рассказам из цикла «Записки охотника»
Описание презентации по отдельным слайдам:
СЛОВЕСНЫЕ И ЖИВОПИСНЫЕ ПОРТРЕТЫ РУССКИХ КРЕСТЬЯН по рассказам из цикла «Записки охотника» Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ №8 Г.о. Подольск Шаталова Галина Сергеевна
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений.
Тургенев, выросший в деревне, в средней полосе России, увлекавшийся охотой и потому обошедший с ружьем несколько губерний, Тургенев не мог не сжиться с русской природой, не мог не полюбить ее. Любовь Тургенева к природе ясно сказывается в тех рассказах, которые впоследствии были объединены под общим заглавием «Записки охотника». Так же впроизведениях показано, что большинство крестьян середины XIХ века относились к воровству, как к чему-то обыденному: «Вязанки хворосту не даст из леса утащить», – говорил мужик, будто у него было полное право красть из леса хворост. Конечно, главную роль в становлении такого мировоззрения сыграли некоторые социальные проблемы: необеспеченность крестьян, необразованность и безнравственность.
ХОРЬ И КАЛИНЫЧ Хорь Он человек разумный, говорит мало, но обдуманно, с чувством собственного достоинства, интересуется делами государственными как в России, так и заграницей. Калиныч Калиныч символизирует поэтическую сторону русского национального характера. Внешне, это высокий, худощавый мужик, со смуглым, добродушным и располагающим к себе лицом. Отличительные черты этого героя мечтательность и романтичность. Он умеет и любит петь песни, от души любуется природой .
ЕРМОЛАЙ И МЕЛЬНИЧИХА Ермолай Ермолаю 45 лет. Он худой и высокий, нос длинный и тонкий, лоб узкий, глазки серые, волосы взъерошенные, губы широкие насмешливые. Мельничиха Она чем-то похожа на Валетку, которому, по словам рассказчика, свойственно «непостижимое равнодушие ко всему на свете» и даже разочарованность.
БИРЮК В Орловской губернии Бирюком называли человека одинокого и угрюмого. На самом деле героя зовут Фома Кузьмич и он является незаменимым лесником в округе. Внешне это высокий, плечистый, хорошо сложенный мужчина с густыми бровями, бородой и небольшими карими глазами. По натуре он личность цельная, справедливая, по-своему трагичная. .
ПЕВЦЫ Николай Иванович некогда стройный, кудрявый и румяный парень, теперь же необычайно толстый, уже поседевший мужчина с заплывшим лицом, хитро-добродушными глазками и жирным лбом, перетянутым морщинами, словно нитками Рядчик Он невысокого роста с «живыми» карими глазками и жидкой бородкой. Лицо у него рябое, волосы курчавые. .
Как точно заметил Л. Н. Толстой, существенное значение и достоинство “Записок охотника” прежде всего в том, что Тургенев “сумел в эпоху крепостничества осветить крестьянскую жизнь и оттенить ее поэтические стороны”, в том, что он находил в русском народе “больше доброго, чем дурного”. Да, Тургенев умел видеть красоту души мужика, и именно эта красота была главным аргументом писателя против безобразия крепостничества. Тургенев не поэтизировал мужика, не приукрашивал его жизнь, он писал правду о нем.
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Номер материала: ДБ-1005879
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Паспорт проекта по литературе на тему «Словесные и живописные портреты русских крестьян в «Записках охотника» и живописных полотнах русских художников на примере рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»
ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС
«СЛОВЕСНЫЕ И ЖИВОПИСНЫЕ ПОРТРЕТЫ РУССКИХ КРЕСТЬЯН В «ЗАПИСКАХ ОХОТНИКА» И ЖИВОПИСНЫХ ПОЛОТНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»
показать роль портрета и пейзажа в раскрытии основного замысла Рассказа «Беж луг»; учить обучающихся «всматриваться» в картину, «читать» ее, определяя место действия, характеры героев; учить логике в рассуждениях, точному и выразительному изложению мыслей, развивать воображение.
изучить теоретические вопросы темы;
найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков;
показать, как автор относится к своим героям;
выяснить, как рассказы характеризуют детей-рассказчиков;
развивать умение ориентироваться в прочитанном произведении и искать необходимую информацию для выполнения работы;
развивать творческие способности, речь, память, мышление;
формирование навыков самостоятельной творческой работы на предметном содержании литературы;
создать коллективную презентацию на заданную тему.
Ожидаемые конечные результаты и эффекты реализации проекта
Обучающиеся научатся создавать презентации и как результат своей работы проведут урок по теме в качестве учителя.
Данная тема проекта выбрана неслучайно. Прочитав рассказ «Бежин луг», ребята нашли много общего с главными персонажами рассказа, и им захотелось окунуться в атмосферу Бежина луга. Т.к. на уроках ИЗО ребята касаются темы пейзаж и портрет, то им будет интересно узнать, как данные темы раскрываются в мире литературы с помощью художественного слова и уж тем более им будет интересно создать самим презентацию по данной теме и выступить в роли учителя.
Сроки и этапы реализации проекта, основные мероприятия
Этап 1. Предпроектная подготовка.
Для решения возникшей проблемы, был разработан следующий план мероприятий:
Обозначить актуальность проблемы.
Поставить цели и задачи.
Оформлять полученные результаты в специально-отведённом месте.
Для создания электронного альбома по теме обучающиеся выбрали коллективную форму работы и распределили роли:
• изучение теории (все участники);
• подбор иллюстраций в сети интернет (Александр, Леонид);
• подбор информации о мальчиках (Даниил);
• подготовка презентации проекта (все вместе совместно с учителем);
• защита проекта (Леонид);
• самооценка и оценка процесса и результата работы над проектом
Этап 3. Практическая реализация проекта.
На данном этапе обучающиеся работают с информацией (либо с помощью учителя, либо самостоятельно), изучают, выделяют важное из всего, отбирают необходимый материал и записывают его в «копилку».
Этап 4. Результаты и выводы .
По завершению работы, ребята делятся впечатлениями, выражают свое мнение о полученных результатах.
Создание электронного альбома; показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев
Предполагаемый продукт проекта
Создание электронного альбома и проведение урока литературы.
достигнуть конечного результата;
принимать активное участие;
обучающиеся и учитель получат удовольствие от своей деятельности.
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Номер материала: ДБ-1081696
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект ««Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника» И. С.Тургенева)
ПРОЕКТ по литературе:
Составление электронного альбома
«Словесные и живописные портреты русских крестьян»
(по рассказам из цикла «Записки охотника» И. С.Тургенева)
2015-2016 учебный год
Иван Сергеевич Тургенев с детства любил природу родного края. Часто убегал он с одним из дворовых в глушь сада, который был для будущего писателя совершенно особым миром. «Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняли нас от всего остального мира», — писал он. Местные лесники и охотники рассказывали мальчику о жизни и повадках птиц, брали его с собой на охоту. Эта страсть и привела его в последующем к написанию знаменитых «Записок охотника», где Тургенев выступил как первоклассный художник-реалист.
В «Записках охотника» Тургенева — не только картины русской природы. Непритязательная обстановка крестьянской избы, хозяйственный двор у помещика, куры, копающиеся в навозе, лошади, обмахивающиеся хвостами, картинка конской ярмарки — вся эта проза обыденной жизни превращается у писателя в поэзию. Тургенев характеризует человека через окружающие его вещи, через обстановку домашнего быта, через описания природы.
В рассказе «Бирюк» автор описывает небольшую бедную избушку, в одном окошечке которой тускло светит огонек. А вот и описание самого дома: «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки». Общее впечатление о скромной жизни крестьянина усиливается стоящей на столе лучиной, которая едва горит, «печально вспыхивая и погасая». Девочка лет двенадцати сидит на крошечной скамейке, одной рукой качая люльку, привязанную к концу длинного шеста на самой середине комнаты, другой рукой поправляя гаснущую лучину. Сердце героя заныло, когда увидел он эту невеселую картину.
Хозяин хибарки, лесник Фома, по прозвищу Бирюк, исправно трудится на своей должности, стараясь честно заработать жалкие гроши, которых и хватает-то лишь на кусок хлеба. Бирюка за честность боялись все мужики в округе: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок, как бес. И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет ».
Хозяин и рад бы чем-нибудь попотчевать гостя «Самовар бы я вам поставил, — говорит лесник, — да чаю у меня нету. » Снова осмотревшись вокруг, гость испытал еще более удручающее чувство. « Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание», — рассказывает нам попавший в избу лесника барин. Девочка продолжала качать люльку, понурив свое печальное личико. Хозяйки у Бирюка не было: оставив ему маленького ребенка, она «с прохожим мещанином сбежала».
В рассказе «Бирюк» писатель затрагивает экономическую основу классовых отношений помещиков и крестьян. Однако главное зло он видит в рабском, бесправном положении крепостного крестьянина, в его личной зависимости от помещика. Крепостной гнет, насилие и издевательства рождали возмущение и протест в народной среде, мимо чего не мог пройти писатель-реалист Тургенев.
Голод и нищета толкают крестьян на воровство и различные ухищрения. Делал это и мужик, которого Бирюк поймал на рубке дерева. У него было «испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены. ». Мокрый, в лохмотьях, с растрепанной бородой, «с голодухи» вышел он в эту дождливую ночь в лес. Крайнее уныние звучит в голосе крестьянина, когда тот просит отпустить его: «Ей- богу, с голодухи. детки пищат, сам знаешь.
Разорены. Круто, во как приходится. Нужда, Фома Кузьмич, нужда как есть. » Затем, понимая безвыходность своего положения, бедняк уже в отчаянии говорит: «Все едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай все: жена, дети — околевай все. »
Конечно, Бирюк отпустил мужика. Как же ему не понять его? Ведь его собственная жизнь не намного лучше.
«Бежин луг»- рассказ из цикла «Записки охотника».
Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей. Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать. Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел — немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи. А у Илюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это — развлечение, детские забавы. Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.
В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета. Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство художника.
Рассказ И. С. Тургенева «Муму» знакомит нас со временем крепостничества, раскрывает всю жестокость и несправедливость отношения господ к крепостным.
Герасим — главный герой рассказа, простой дворник, но единственный из всех героев, кто вызывает в нашем сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение.
С первых страниц рассказа мы узнаем, что Герасим «славный был мужик» , трудолюбивый, сильный, могучий. Богатырской была не только внешность Герасима, но и его душа, и именно это отличало его от окружающих. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным.
Одинокое сердце Герасима было способно на трепетные и нежные чувства. Трогательно ухаживание этого работящего гиганта за робкой прачкой Татьяной, его нехитрые подарки ей. Стойко выносит он и понимание невозможности жениться на любимой девушке, потому что своенравная барыня выдает ее замуж за горького пьяницу. Так необходимые Герасиму любовь, верность, преданность он находит лишь в спасенной им от верной смерти собаке — Муму.
Как рад Герасим, что рядом с ним живет искренний и преданный друг!
Всю свою нежность и ласку отдает он собачке, платящей ему за хорошее отношение радостью и любовью. Но еще один удар постигает несчастного дворника: барыня велит избавиться от собаки. Верный своему долгу, Герасим сам берется выполнить настойчивое повеление барыни.
Но после смерти Муму его уже ничто не может удержать в господском доме. Никому не сказав ни слова, возвращается Герасим в родные места, к полям, сенокосу, незатейливой крестьянской жизни. Даже в тяжелых условиях своей подневольной жизни он сумел сохранить гордость и собственное достоинство, служа капризной и вздорной барыне, но не прислуживая ей.
Герасим протестует против одиночества, которое навязывала ему барыня, отняв у него любимую Татьяну и собачку Муму. После всех лишений он понял, что нужно бороться за своё счастье, за свою свободу.