LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- ЖЗЛ (1320)
- Россия (182)
- Франция (159)
- Италия (122)
- Англия (110)
- США (98)
- Германия (74)
- Нидерланды (67)
- Дания (48)
- Польша (44)
- Украина (38)
- Швеция (37)
- Испания (37)
- Другие (33)
- Австрия (29)
- Бельгия (26)
- Финляндия (26)
- Венгрия (25)
- Австралия (18)
- Чехия (15)
- Япония (15)
- Норвегия (14)
- Прибалтика (13)
- Мексика (11)
- Греция (10)
- Канада (10)
- Швейцария (10)
- Литва (9)
- Грузия (8)
- Ирландия (4)
- Сербия (4)
- Шотландия (3)
- Куба (2)
- Тематические подборки живописи (989)
- Война (78)
- Сбор урожая (47)
- Курение (39)
- Виноград (38)
- Школа (28)
- Чулки (26)
- Велосипед (23)
- Качели-карусели (22)
- Газета (22)
- Арбуз (21)
- Письмо (20)
- Красный зонт (20)
- Свидание (18)
- Коляска (17)
- Камин (17)
- Колодец (17)
- Любви все возрасты покорны (16)
- Зеркало (15)
- Пляж (15)
- Стог сена (15)
- Грибы (15)
- Спорт (15)
- Мороженое (12)
- Красота и здоровье (11)
- Поцелуй (11)
- Смех (11)
- Абсент (10)
- Пасека (10)
- Сенокос, жатва (9)
- Венок (9)
- Часы (9)
- Свеча (9)
- Коромысло (9)
- Ванна (8)
- Баня (8)
- День космонавтики (7)
- Очки (7)
- Радуга (7)
- Зонт (7)
- Бабушкин сундук (5)
- Пожар (4)
- Рыбный день (3)
- Духи (3)
- Фонарь (3)
- Печи и печки (1)
- Живопись о живописи (471)
- Мастерская художника (309)
- Женщина за мольбертом (49)
- Юные художники (48)
- Музеи и выставки (38)
- Автопортрет за работой (11)
- Памятники (3)
- Женщины-художницы (323)
- Автопортрет (220)
- Праздники и традиции (203)
- Рождество и святки (54)
- Масленица (33)
- Карнавал (28)
- Пасха (19)
- Ивана Купала (12)
- День рождения (10)
- Вербное воскресенье (10)
- Кино (202)
- Фильмы о художниках (79)
- Бюро пропаганды киноискусства (68)
- Артисты-художники (17)
- Фильмы о войне (8)
- Все профессии важны (198)
- Пряха, швея, ткачиха (27)
- Цветочница (18)
- Прачка (13)
- Учитель (12)
- Почтальон (11)
- Продавец (10)
- Врач (9)
- Парикмахер (9)
- Пекарь (8)
- Фотограф (8)
- Сапожник (5)
- Дворник (5)
- Трубочист (5)
- Шахтер (4)
- Портной (4)
- Разносчик газет (3)
- Зубной врач (стоматолог) (3)
- Молочница (3)
- Кузнец (3)
- Гончар (2)
- Повар (2)
- Легенды и мифы (174)
- Саломея (24)
- Юдифь и Олоферн (15)
- Русалка (13)
- Клеопатра (10)
- Иосиф и жена Потифара (6)
- Самсон и Далила (6)
- Иаиль и Сисара (5)
- Нарцисс (4)
- Икар (3)
- Даная (3)
- Музы (2)
- Музыкальные инструменты (170)
- Гитара (27)
- Скрипка (17)
- Гармонь, баян, аккордеон (14)
- Арфа и лира (11)
- Пианино, рояль, клавесин и орган (10)
- Восточные инструменты (10)
- Виолончель (9)
- Лютня (8)
- Флейта (8)
- Волынка (8)
- Бубен, тамбурин (7)
- Кобза, бандура (6)
- Шарманка (6)
- Колесная лира (5)
- Балалайка (5)
- Саксофон (3)
- Мандолина (3)
- Гусли (2)
- Банджо (2)
- Леди в . (167)
- Танец в живописи (147)
- Балет (53)
- Танцы народов мира (41)
- Танец ХХ века (19)
- Историко-бытовой танец (17)
- О танце (15)
- Выставка одной картины (145)
- Тематические циклы (45)
- Картины-двойники (137)
- Времена года (130)
- Лето (16)
- Весна (12)
- Семьи художников (122)
- Зима (118)
- Новый год (56)
- Коньки (19)
- Снеговик (15)
- Санки (9)
- Лыжи (3)
- Цветы (118)
- Маки (43)
- Подснежник (7)
- Ромашка (6)
- Одуванчик (5)
- Клоун (118)
- Игрушки (111)
- Куклы (43)
- Кораблик (21)
- Деревянная лошадка (21)
- Войнушка (8)
- Мыльные пузыри (7)
- Литература и живопись (110)
- Памятники Пушкину (17)
- Театр (110)
- Кукольники (24)
- Зрители (24)
- Комедия дель арте (21)
- Закулисье (20)
- Сара Бернар (6)
- Окна, двери и балконы (103)
- Романовы (81)
- Петр Первый (17)
- Екатерина II (3)
- Допетровская эпоха (1)
- Животные (74)
- Художники (65)
- Лодки (61)
- Лодка в живописи (19)
- Дама в лодке (17)
- Рыбалка (14)
- Гондола (7)
- Дети-рыбаки (3)
- Спортивная лодка (1)
- Гардероб (58)
- Народный костюм (24)
- Серьги (12)
- Соломенная шляпка (6)
- Матросский костюм (5)
- Шляпки (4)
- Музыка (55)
- Женские образы (55)
- Женщина и газета (4)
- Игры (52)
- Детские игры (19)
- Жмурки (9)
- Шахматы, шашки, нарды (9)
- Бильярд (6)
- Прятки (5)
- Личное (52)
- Стена позора (6)
- Свадьба (48)
- Дети (41)
- Помню и люблю (38)
- История (35)
- Политические убийства (8)
- Чудеса света (4)
- Шекспир (33)
- Одна картина (31)
- Охота (29)
- Разное (28)
- Самовар (26)
- Шинуазри (25)
- Фонарики (7)
- Японский зонтик (6)
- Дуэль (25)
- Дуэль в живописи (16)
- Дуэль в литературе (9)
- Транспорт (23)
- Вокзал (9)
- Паровоз (9)
- Возвращение Исаака Аскназия (7)
- Музеи (6)
- Мужское ню (5)
- Юрий (Иегуда) Пэн (3)
—ТоррНАДО — торрент-трекер для блогов
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ОХОТА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 5 — ПСОВАЯ ОХОТА)
Отъeзжиe поля, звуки охотничьих рогов, грациозные своры борзых, стаи чепрачных, багряных, чёрнопегих гончих, парчёвые кафтаны, алые куртки – всё это было давно, бесконечно давно, и та охотничья жизнь наших предков, в том их первозданном виде, увы, никогда уже не вернётся. Они были удивительно красивы и порой угрюмы и молчаливы – все эти ловчие, доезжачие, стремянные, выжлятники, псари, кричане. Они относились к охоте и ко всему, что окружало её, с великой любовью.
Старинная русская охота воплощала их мечту о воле и свободе. Красота их была в кровном родстве с природой: с хлеборобными полями, с перелесками, одетыми в золото осени, с тихими заводями, с закатными далями и плывущими в небесной выси облаками. Красота самого действа заключалась ещё и в том, что всё это была родная Русь.
А.С.Степанов. Охота. 1885. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко, Кисловодск
П.И.Чайковский — Времена года — Охота (сентябрь) 2:44 мин, 1.88 Мб.
Граф Нулин (фрагмент)
Пора, пора! рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.
Выходит барин на крыльцо,
Всё, подбочась, обозревает;
Его довольное лицо
Приятной важностью сияет.
Чекмень затянутый на нём,
Турецкой нож за кушаком,
За пазухой во фляжке ром,
И рог на бронзовой цепочке.
В ночном чепце, в одном платочке,
Глазами сонными жена
Сердито смотрит из окна
На сбор, на псарную тревогу.
Вот мужу подвели коня;
Он холку хвать и в стремя ногу,
Кричит жене: не жди меня!
И выезжает на дорогу.
В последних числах сентября
(Презренной прозой говоря)
В деревне скучно: грязь, ненастье,
Осенний ветер, мелкий снег
Да вой волков. Но то-то счастье
Охотнику! Не зная нег,
В отъезжем поле он гарцует,
Везде находит свой ночлег,
Бранится, мокнет и пирует
Опустошительный набег.
История русской псовой охоты, и в первую очередь с борзыми и гончими, – одна из важнейших страниц прошлого нашего Отечества, неотделимого от культуры, традиций, обычаев и нравов русского общества. В самом названии «русская псовая борзая» звучит широта и приволье российских просторов, звучит древность этой уникальной породы: «псовая» – псовина (устар.) шерсть; «борзая» – резвая, то есть быстробегущая. Псовая охота, с её многовековыми традициями, представляет собой целый пласт не только русской – мировой истории и культуры.
Благодаря художественным произведениям Пушкина, Толстого, Дриянского, Мачеварианова, научным трудам Губина, Розена, Сабанеева, Реута, Кишенского и других сохранились живописные и подробные картины старых национальных охот, написанные самобытным языком, живо передающим все страсти, которые кипели когда-то при травле зверя грациозными борзыми, стремительными гончими, лихими грейхаундами.
Ещё в древнейших русских источниках мы встречаем слово «лов». В «Начальной летописи», датированной 1071 годом сказано, что князь Всеволод под Вышгородом в лесах «деял звериные ловы, заметал тенета». В поучении Владимира Мономаха говорится, что всю жизнь он трудился «ловы дея», «сам содержал ловчий наряд», т. е. охоту – конюшню ястребов и соколов. В летописях есть указания на то, что уже в ХII веке при Владимире Мономахе «зверей травили псами».
Первыми европейцами, увидевшими диковинных русских охотничьих собак, стали французы, привёзшие в XI веке в Париж не только новую невесту своего короля Генриха I – Анну Ярославну, дочь киевского Великого князя, но и трёх псовых борзых.
Страстным псовым охотником был Василий III, ходивший с собаками на зайца. Когда охота складывалась не совсем удачно, он отводил душу садками (по подсадному зайцу). В таких садках принимало участие до 300 всадников. В 1509 году Василий III сформировал при дворе особый Ловчий приказ, в ведении которого состояли «всякие потешные собаки, борзые, гончие» и из которого в дар датскому королю Христиану II отправил несколько своих борзых.
Сын Василия III – Иван Грозный, как и его отец, любил псовую охоту и соблюдал ту же людность и пышность в её организации.
После окончания Смуты новый царь Михаил Фёдорович столкнулся с неожиданной проблемой – в его Ловчем приказе не оказалось ни одной собаки. Часть погибла во время оккупации Москвы поляками, другая была увезена отступающими шляхтичами. Пришлось в 1619 году посылать «двух охотников и трёх конных псарей» в земли под Новгородом и Вологдой. Через пару лет жизнь на псарнях Ловчего приказа закипела с новой силой.
Сменивший на русском престоле Михаила Фёдоровича Алексей Михайлович тоже увлекался охотой. Любивший во всём стройный порядок, гармонию и «чин», Тишайший самолично написал в 1656 году подробное наставление для своих сокольников – «Урядник или Новое Уложение и устроение чина Сокольничьи пути».
К периоду его царствования относится и появление на свет первой книги, посвящённой комплектной охоте – «Охотничий регул, принадлежащий до псовой охоты» (около 1635 года), написанной неким Христианом фон Лесиным.
Пётр Великий охотой не увлекался. Он вводил для дворянства иные, европейские забавы – ассамблеи с танцами и издал указ: «Около Москвы в ближних местах с людьми своими по полям и в них с псовой охотой чтоб не ездили».
Зато страстно болели и всецело посвящали себя псовой охоте Елизавета и Пётр II, уделяя ей немало времени и средств. При Петре II Императорская псарня состояла из 420 борзых, 200 гончих, а при собаках имелось 70 человек прислуги.
Отдавая дань моде, охота в России всё больше и больше становилась основным развлечением дворян и помещиков. К концу XVIII века появляются огромные псарни, в которых насчитывалось тысячи собак. Л. П. Сабанеев об этом пишет: «В те времена почти каждый самостоятельный помещик, подмосковных губерний в особенности, вменял себе в обязанность держать борзых и гончих, иногда в значительном количестве – сотнями».
В екатерининские времена известны и знатны были владельцы больших псарен, такие как князь Г. Ф. Барятинский – хозяин знаменитого тогда густопсового кобеля «Зверя», который в одиночку, без своры, брал матёрого волка, граф Алексей Орлов-Чесменский – обладатель борзых всех пород. Орлову-Чесменскому, тому самому, который вывел орловскую породу лошадей, принадлежал и почин устройства в Москве садок (на волка, зайца), на которые заблаговременно рассылались приглашения по всей России.
Значимость охот тогда была велика и с политической точки зрения. Во время них решались многие важные государственные и межгосударственные дела. С этой целью на звук охотничьего рога нередко приглашались иностранные послы, крупные дипломаты. От удачной охоты порой зависела судьба целого государства.
Весь ХVIII век шёл обмен кровными борзыми с польскими и курляндскими дворянами. А в ХIХ столетии наших борзых начинают покупать аристократы из Западной Европы. Тогда же создаются и первые клубы любителей русских борзых в Англии и Германии. Со второй половины XIX века русские борзые уже широко распространились во всей Европе и Америке.
«Золотой век» отечественных псовых охот заканчивается с отменой в России крепостного права в 1861 году. Владельцы крупных псарен лишились крепостных псарей и количество псарен резко сократилось. Сохранились они в то время лишь у истинных любителей русской псовой охоты.
Позднее в 1873 году было создано «Императорское общество размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты», которое начало организовывать выставки, показывать работы собак на резвость и злобу с вручением призов и поощрений.
Во второй половине XIX века в селе Першино Тульской губернии была создана Першинская псовая охота Его Императорского Высочества Великого князя Н. Н. Романова. Современники отмечали, что Першинская охота – единственная в то время псовая охота в России в таком крупном масштабе, с такими породистыми собаками, с такими знающими охотниками и с таким устройством ведения собак.
Першинская охота состояла из 365 собак, в числе которых 125 русских псовых борзых, 15 английских борзых – грейхаундов и две стаи гончих по 45 собак в каждой: одна стая окрасом багряной русской крови, другая – солово-пегая (белая с отметинами).
Эта охота была известна не только в России, но и далеко за её пределами. Сюда, приобрести элитных охотничьих собак Першинского типа, поучаствовать в охоте приезжали из Германии, Бельгии, Швейцарии, Франции, Англии, США…
Тип русской псовой борзой – это спокойная уравновешенная собака, истинный характер которой просыпается только при виде поднимающегося перед ней зверя.
Першинские борзые отличались особым благородством облика, мощными ладами, изысканной формы головами, уборной псовиной и обладали исключительной резвостью. Были среди них и так называемые злобачи, яростно работавшие по волку.
Настоящая старинная псовая охота всегда была «комплектной»: состояла из комплекта, включавшего в себя 5-12 свор борзых (20-36 собак), стаю гончих (18-40 собак), а также целый штат обслуживавший охоту и состоявший из старшего в охоте – ловчего, борзятников (с борзыми), выжлятников (с гончими), заездного (старшего над борзятниками), доезжачего (старшего над выжлятниками), стремянного (отвечающего за борзых своры хозяина охоты), нескольких чернорабочих-псарей, специального обоза для «отъезжих полей», т. е. для выездов на охоту вдали от дома, верховых и упряжных лошадей.
Карл Мария фон Вебер — Хор охотников из оперы Волшебный стрелок 2:42 мин, 1.87 Мб.
В «комплект» Першинской охоты, кроме борзых, входила славившаяся на всю Россию багряная стая гончих. По экстерьеру это были очень рослые, мощные, с прекрасным костяком гончие, достаточно сухие, очень хорошо одетые, с густым подшерстком. Собаки этой стаи отличались злобой и прекрасно работали по волкам. Многие из них обладали голосами с заливом. Здесь же работала стая солово-пегих гончих фоксхаудов – преимущественно лисогонных собак.
В Першине старых собак не уничтожали. Они находились на содержании до смерти. А когда собака пала, ей полагалась отдельная могила и чугунная плита с указанием: когда родилась, когда пала, кто её родители. Велись строгий племенной учёт, родословные книги. Кроме местных крестьян, здесь работали 78 бывших солдат лейб-гвардии императорского гусарского полка, шефом которого был Великий князь Н. Н. Романов.
В окрестностях усадьбы были устроены волчатник площадью 10 гектаров, с тремя прудами, зайчатник площадью около 30 гектаров и фазанник, расположенный на площади более 50 гектаров.
Ф.Лист — Трансцендентный этюд № 8 — Дикая охота 4:28 мин, 1.8 Мб.
А какие охоты описывал сам Вальцов! Сердце замирает, когда читаешь: «…желтоватый цвет его шерсти и высоко поднятая голова доказывали, что ко мне жалует матёрик. Зная за собою близко опушку, я боялся очень напустить зверя и, двинувшись к нему навстречу, указал его собакам. У меня были три кобеля Собственной своры и в числе их красавец Армавир. Заметив спеющих собак, волк отвернул влево, и им пришлось доставать его в хорошую меру по очень глубокому снегу. Дружно поспевали к нему все три кобеля вместе и где догнали, тут и положили, но я не успел подъехать, волк сорвался и только бросился к опушке, как его накрыли три собаки Головина, спешившего мне на помощь; шесть собак втиснули волка в снег, образуя звезду, я уже был в трёх шагах от них, как непонятным для меня образом волк снизу вывернулся из-под кучи собак и, пока они справились и бросились за ним, отдалел шагов на 30 и во все ноги заложился к опушке.
Я много раз видел травли злобнейшими собаками кровей назимовских и новиковских, и всегда в таких условиях матёрые волки уходили; сорвавшись после двух приёмов при недалёкой опушке, матёрик уже не давал себя доставать, особенно по тяжелому полю, и тут моё сердце дрогнуло: «Уйдёт!». Но резвость першинских собак опять выручила: красная сука из своры Головина вылетела из кучи собак, страшным броском достала волка и повисла у него на загривке, кобели накрыли и подняли его на воздух в ногах у Головина, соскочившего с саней…»
Первая мировая война, революция и последовавшая за ними гражданская война стали печальной вехой в истории отечественной псовой охоты и развитии охотничьих пород собак.
Но всё в мире, когда-то возвращается «на кругия своя». Ныне проводятся активные разработки проекта воссоздания Першинской псовой охоты.
Закончить этот рассказ хочется словами охотника, талантливого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева:
«Ограничусь теперь желанием, чтобы охота, эта забава, которая сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к хладнокровию перед опасностью, придает телу нашему здоровье и силу, духу бодрость и свежесть. – долго бы ещё процветала в нашей Родине!»
Курбе Гюстав. Добыча (псовая охота)
Последний сноп свезен с нагих полей,
По стоптанным гуляет жнивьям стадо,
И тянется станица журавлей
Над липником замолкнувшего сада.
Вчера зарей впервые у крыльца
Вечерний дождь звездами начал стынуть.
Пора седлать проворного донца
И звонкий рог за плечи перекинуть!
В поля! В поля! Там с зелени бугров
Охотников внимательные взоры
Натешатся на острова лесов
И пестрые лесные косогоры.
Уже давно, осыпавшись с вершин,
Осинников редеет глубь густая
Над гулкими извивами долин
И ждет рогов да заливного лая.
Семьи волков притон вчера открыт,
Удастся ли сегодня травля наша?
Но вот русак сверкнул из-под копыт,
Всё сорвалось — и заварилась каша:
«Отбей собак! Скачи наперерез!»
И красный верх папахи вдаль помчался;
Но уж давно весь голосистый лес
На злобный лай стократно отозвался.
Зандрарт Иоахим фон. Ноябрь