Жанровое своеобразие пьесы утиная охота

Анализ пьесы Вампилова «Утиная охота»

Учебная дисциплина: Литература.

Учебная группа: Все группы 2 курса.

Преподаватель: Тихомирова Н.Ф.

ТЕМА: Александр Валентинович Вампилов. Драматургия.

1. Обзор жизни и творчества А.В. Вампилова.

2. Своеобразие драмы «Утиная охота».

3. Композиция драмы.

4. Система персонажей, особенности художественного конфликта.

5. Мотив игры в пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота».

Родился 19 августа 1937 года в старинном сибирском селе Кутулик (Иркутская область, РСФСР, СССР) в семье учителя, яркой и незаурядной личности, трагически рано ушедшего из жизни (был репрессирован), оставившего четверых детей. Детские и юношеские годы прошли в родном доме.
Окончив среднюю школу, Вампилов поступает на филологический факультет Иркутского университета, где начинает серьёзно думать о литературном творчестве. В 1958 году в университетской газете под псевдонимом А.Санин был впервые опубликован рассказ «Стечение обстоятельств» (позднее давший название и его первому сборнику рассказов, вышедшему в Иркутске в 1961 году). После окончания университета работал в иркутской газете «Советская молодёжь» (был принят на должность стенографиста) корреспондентом (по заданию редакции писал очерки). Здесь публиковал свои рассказы.

В 1963-1965 годах Вампилов учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Горького. Сблизился со многими московскими литераторами и режиссёрами (А.Т. Твардовским и В.С. Розовым и др., О.Н. Ефремовым и Г.А. Товстоноговым и др.).

После возвращения в Иркутск в альманахах «Ангара» и «Сибирь» увидели свет все его драматургические произведения («Прощание в июне», 1964; «Старший сын», 1965; «Утиная охота», 1968; «Прошлым летом в Чулимске», 1971; одноактные пьесы «Двадцать минут с ангелом», 1962, и «История с метранпажем», 1971, позже объединённые под общим названием «Провинциальные анекдоты»).

Все пьесы Вампилова были поставлены и не сходят со сцены до сих пор.
17 августа 1972 года Александр Вампилов трагически погиб, утонув в озере Байкал (перевернулась моторная лодка).

Лауреат премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне» (1972 — посмертно).

Анализ пьесы Вампилова «Утиная охота»

Пьеса «Утиная охота» создавалась А.В. Вампиловым с 1965 года. Завершена она была в 1967 году, а впервые опубликована в 1970 году альманахом «Ангара». «Утиная охота» на сцене была поставлена лишь в 1975 году, в то же время пьеса вышла в составе сборника А.В. Вампилова «Избранное».
В пьесе соединились черты и драмы, и лирики: драматические признаки проявились в форме произведения, в его внешней структуре, а лирические – в конфликте пьесы, в передаче чувств главного героя.

«Утиную охоту» можно назвать пьесой в форме воспоминаний. Такая манера написания была довольно популярна во времена создания произведения. Отрывочные воспоминания Зилова, лежащие в основе пьесы, создают цельную картину жизни главного героя, передают основной конфликт произведения.

Форма воспоминаний тесно связана с исповедальным характером. Поэтому «Утиную охоту» можно назвать еще и пьесой-исповедью. В данном толковании важным в произведении является не внешний конфликт Зилова с окружающим миром, а внутренний, связанный с нравственными началами главного героя.

Вся пьеса А.В. Вампилова построена как ожидание Зиловым утиной охоты.
А.В. Вампилов показывает в пьесе картину мира. Равнодушный ко всему Зилов живет в таком же равнодушном мире. Люди не замечают ничтожность своего существования, они довольны тем, что у них есть. Поэтому поведение главного героя для них непонятно. Окружающему миру все равно на мироощущение Зилова, который понимает пустоту своей жизни.
Такому неидеальному миру противопоставлен мир охоты. Тема охоты, поднимаемая автором, воплощает идеи противоположности бездушной обыденности.

Пьеса «Утиная охота» вбирает в себя несколько сюжетных линий. Первая повествует о любовном треугольнике Зилова, его жены и любовницы. Вторая сюжетная линия повествует о карьерной службе центрального персонажа. Третья и основная сюжетная линия связана с раздумьями Зилова о том, как окружающие воспримут его смерть. Особое внимание в сюжете здесь уделяется воспоминаниям главного героя.

Центральным персонажем в системе образов является Виктор Зилов. Он вобрал в себя черты целой эпохи – «эпохи застоя». Главному герою 30 лет, у него есть все, о чем мечтают многие люди. Однако его ничего не интересует. Зилов не живет, а лишь существует. Он будто плывет по течению. С окружающими людьми у героя отношения складываются напряженно. Зилов постоянно врет и обманывает людей, ссорится с ними. Центральному персонажу уже не приносит счастья его жизнь, однако он ничего не делает, чтобы ее изменить. Зилов не хочет воспринимать свою жизнь всерьез.
Пьеса «Утиная охота» включает в себя три действия. Построение в форме воспоминаний позволяет говорить о нескольких временных пластах в произведении: это настоящее, прошлое, а также своеобразный пласт видений героя.
Финал пьесы А.В. Вампилов оставляет открытым. Что произойдет с дальнейшей судьбой Зилова, должны решать сами читатели. Фраза «Плакал он или смеялся – по его лицу мы так и не поймем» говорит о том, что главный герой может пойти двумя путями: жить прежней жизнью и духовно погибнуть или возродиться и изменить свое отношение ко всему происходящему. Пути, по которым пойдет Зилом, каждый читатель выбирает сам.
Помимо открытого финала и своеобразия жанра, в произведении необычно бытописание, включающее большое количество художественных деталей. Так, плюшевый кот – это символ неудачных отношений между Зиловым и Галиной. Весь беспорядок, царствующий в доме к главного героя, говорит и о беспорядке в духовном мире Зилова. А.В. Вампиловым в произведении подчеркивается типичность быта. Условия, в которых проживает свою жизнь Зилов, обычны.

1. Расскажите об исследовании проблемы деградации, распада личности в пьесе «Утиная охота».

2. Почему пьеса с трудом пробивала себе дорогу и стала известна читателю и зрителю лишь в 70-е годы?

3. Что значит для Зилова понятие дружба?

4. Чем для Зилова является утиная охота?

5. Какой смысл заключен в вопросе Димы к Зилову: «Почему ты не стрелял?»

Прочитать пьесу «Утиная охота».

А.В.Вампилов «Утиная охота».

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум:

учеб.пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

Статья «Жанровые особенности пьес А. Вампилова «Старший сын» и «Утиная охота»

Жанровые особенности пьес А. Вампилова

«Старший сын» и «Утиная охота»

Творчество А.В. Вампилова занимает достойное место в истории русской литературы. Пьесы А.В. Вампилова образуют самобытное, многогранное и яркое художественное явление, по праву названное исследователями «Театр Вампилова».

Представленный пьесами разных жанров, начиная от лирической комедии и заканчивая психологической драмой, «театр Вампилова» оказывает глубочайшее психологическое воздействие, заставляет зрителей и читателей переосмыслить собственное бытие и философские основы жизни.

Александр Валентинович Вампилов рано ушел из жизни. Почти не замеченный при жизни, захваленный после смерти, А. Вампилов стал одной из загадочных фигур в истории советской и русской драматургии. Он оказал существенное влияние на развитие современной драмы.

«Театр Александра Вампилова» рассматривается как развивающееся художественное явление, в котором социальные и нравственные проблемы своего времени переходят в план общечеловеческих «вечных вопросов» духовного бытия. Следует отметить тот факт, что большинство исследователей драматургии А.В. Вампилова затрудняются точно определить жанр его пьес, говоря только об их жанровом своеобразии и выделяя у него наличие различных жанровых форм, что приводит, в свою очередь, к появлению таких терминов, как «полижанровость», «жанровый синтез», «жанровый полифонизм», «жанровый синкретизм».

А.В. Вампилов уже в ранних своих пьесах-рассказах конца 50-х – начала 60-х годов проявляет жанровое своеобразие своей драматургии, экспериментируя с драматическими жанрами и создавая новаторскую пьесу, опирающуюся на традиции лирической драмы И.С. Тургенева, сатирической комедии Н.В. Гоголя и психологической драматургии А.П. Чехова, выстраивая действие как психологический эксперимент.

Своей реальной театральной славой драматург обязан, главным образом, пьесе «Старший сын», которая в течение нескольких лет занимала ведущее место в его репертуаре.

Свобода художественного вымысла и поэтики отличают пьесу «Старший сын», пьеса тяготеет к небытовым, фантасмагорическим, притчевым формам, выводящим их за рамки бытового анекдота. Пьеса «Старший сын» несет в себе вполне конкретные и узнаваемые мотивы эпохи. Распространенная в мировой драматургии тема внезапного или ложного обретения родных также получает в эти годы свою исторически обусловленную популярность.

С одной стороны, комедия отличается откровенной веселостью. А. Вампилов использует такие известные комедийные приемы развития сюжета, как подслушивание, выдача одного действующего лица за другое, самозванство, искренняя вера в розыгрыш. Вампилов мастерски владеет приемами создания комических положений и характеров. Он умеет ввести своего своеобразного, не лишенного комических черт героя в нелепейшие ситуации.

С другой стороны, пьеса «Старший сын» воспроизводит атмосферу неустроенного быта, распадающихся семейных связей настолько психологически точно и верно, как это было свойственно психологической драме 60-х годов XX века.

Благодаря тому, что в комедии задано одновременно несколько нравственно-эстетических ракурсов изображения действительности, «Старший сын» приобретает черты трагикомедии, что усложняет жанр лирической комедии.

Пьеса умещена молодым драматургом в классическое триединство. И вместе с тем в ней не ощущается никакой драматургической предопределенности. Напротив, ей свойственна абсолютная спонтанность, непреднамеренность происходящего: Бусыгин и Сильва фактически знакомятся на наших глазах, не говоря уже о семействе Сарафановых, с которым и зритель, и герои знакомятся одновременно.

Комедия «Старший сын» построена на жестком парадоксальном сломе, парадоксальном превращении событий, возникающем от «неправильной», неканонической реакции героев на обстоятельства.

За пьесой же «Утиная охота» с самого начала закрепилась репутация самой загадочной и сложной пьесы А.В. Вампилова, в том числе на уровне определения жанра произведения. В «Утиной охоте», тональность повествования и в целом звучание пьесы серьезны. «Утиная охота» построена как цепь воспоминаний Зилова.

Последовательно поставленные, но разрозненные памятные эпизоды из прошлой жизни героя представляют не только читателю и зрителю, но и самому Зилову историю его нравственного падения. Благодаря этому уже с самого первого эпизода пьесы перед нами разворачивается настоящая драма человеческой жизни, построенной на обмане. Драма жизни Зилова постепенно переходит в трагедию одиночества: равнодушие или притворное участие приятелей, утрата чувства сыновней привязанности, опошление искреннего чувства влюбленной в него девушки, уход жены… Очевидны приметы трагикомедии в пьесе (разговор Зилова с Галиной в момент ее ухода; публичное обличение Зиловым пороков друзей; подготовка Зилова к самоубийству).

Однако ведущими приемами построения пьесы, создающими жанровую направленность произведения, являются приемы психологической драмы. Например, герой А.В. Вампилова показан в момент острого душевного кризиса, показан изнутри, со всеми его переживаниями и проблемами, практически безжалостно вывернут наизнанку, психологически обнажен. В центре внимания драматурга оказывается содержание нравственного мира его современника, при этом нет определения героя как плохого или хорошего, он внутренне сложен, неоднозначен. Усложнен финал «Утиной охоты»: пьеса могла бы быть закончена до основного финала дважды: когда Зилов приставил к груди ружье или делил имущество с Саяпиным (тогда бы это больше соответствовало канонам трагикомедии). Основной же финал пьесы носит открытый характер и решен в традициях психологической драмы.

Пьесу А.В. Вампилова «Утиная охота» принято рассматривать как социально-психологическую драму (реже как трагикомедию с элементами производственного конфликта, фарсовыми и мелодраматическими вставками), в которой драматург подвергает пересмотру проблематику своих ранних произведений.

Читайте также:  Сумеречные охотники описание героев

В критике 70 – 90-х гг. сложилась тенденция трактовать «Утиную охоту» прежде всего как драму потерь, поскольку в пьесе последовательно обнажаются ценностные ряды: герой осознает, или делает видимым для осознания то, что могло бы стать твердой опорой в его жизни, но уже не стало. И все же «Утиная охота», в первую очередь, трагикомедия существования и самоценного осознания: ее конфликт рождается там, где действительность, принимая форму беспощадно объективного зеркала, предоставляет герою возможность посмотреть на себя со стороны.

При постоянном тяготении драматурга к жанру комедии на всем протяжении его творческой жизни жанровой доминантой его творчества все же стала трагикомедия.

Особенности драматургии А. В. Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения (По пьесе «Утиная охота»)

Пьеса A.B. Вампилова «Утиная охота», написанная в 1970 году, воплотила судьбу поколения «эпохи застоя». Уже в ре­марках подчеркивается типический характер изображаемых со­бытий: типовая городская квартира, обыкновенная мебель, бы­товой беспорядок, свидетельствующий о неустроенности в душевной жизни Виктора Зилова, главного героя произведения.

Довольно молодой и физически здоровый человек (по сю­жету ему около тридцати лет) чувствует глубокую усталость от жизни. Для него не существует никаких ценностей. Из пер­вого же разговора Зилова с приятелем выясняется, что вчера он устроил какой-то скандал, суть которого он уже и не пом­нит. Оказывается, он обидел кого-то. Но его это не очень вол­нует. «Переживут, верно?» — говорит он приятелю Диме.

Неожиданно Зилову приносят похоронный венок с лен­точкой, на которой написаны трогательные поминальные сло­ва: «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей».

Первоначально это событие кажется неудачной шуткой, но в процессе дальнейшего развития событий читатель пони­мает, что Зилов действительно похоронил себя заживо: он пьет, скандалит и делает все, чтобы вызвать к себе отвраще­ние людей, которым еще недавно был близок и дорог.

В интерьере комнаты Зилова есть одна важная художест­венная деталь — большой плюшевый кот с бантом на шее, по­дарок Веры. Это своеобразный символ нереализованных на­дежд. Ведь у Зилова с Галиной могла бы быть счастливая семья с детьми и уютным налаженным бытом. Не случайно после новоселья Галина предлагает Зилову завести ребенка, хотя понимает, что он ему не нужен.

Основной принцип отношений с людьми для Зилова — безудержное вранье, целью которого является стремление обелить себя и очернить других. Так, например, приглашая на новоселье своего начальника Кушака, который вообще снача­ла не хочет идти в гости без жены, Зилов сообщает Галине, что для него приглашена Вера, в которую тот якобы влюблен. На самом деле Вера — любовница самого Зилова. В свою оче­редь, Виктор подталкивает Кушака к ухаживаниям за Верой: «Ерунда. Действуйте смело, не церемоньтесь. Это все делается с ходу. Хватайте быка за рога».

Выразителен в пьесе образ жены Саяпина Валерии, идеал которой — мещанское счастье. Семейные узы она отождеств­ляет с материальными благами. «Толечка, если через полгода мы не въедем в такую квартиру, я от тебя сбегу, я тебе кля­нусь» — заявляет она мужу на новоселье у Зиловых.

Метко обрисован A.B. Вампиловым и другой выразитель­ный женский образ пьесы — образ Веры, которая тоже, в сущности, несчастна. Она давно разуверилась в возможности найти себе надежного спутника жизни и всех мужчин называ­ет одинаково (Аликами). На новоселье Верочка постоянно шокирует всех своей бестактностью и попыткой сплясать у Зилова на столе. Женщина старается казаться грубее и развяз­нее, чем есть на самом деле. Очевидно, это помогает ей за­глушить тоску по настоящему человеческому счастью. Лучше всех это понимает Кузаков, который говорит Зилову: «Да, Ви­тя, мне кажется, она совсем не та, за кого себя выдает».

В сцене новоселья используется важный композиционный ход. Все гости дарят Зиловым подарки. Валерия долго мучает хозяина дома, прежде чем сделать подарок, и спрашивает, что тот любит больше всего. Эта сцена играет большую роль для раскрытия образа Зилова. Галина в ней сознается в том, что давно уже не чувствует любви мужа. У него к ней потреби­тельское отношение.

Вера, с усмешкой спрашивая про любовницу, тоже пони­мает, что Виктор к ней равнодушен и ее визит не доставляет ему особого удовольствия. В ходе разговора выясняется, что и свою работу инженера Зилов не жалует, хотя он еще может поправить свою деловую репутацию. Об этом свидетельствует реплика Кушака: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень…». Саяпины дарят Зилову сна­ряжение для охоты, о котором так мечтает герой. Образ ути­ной охоты в произведении, несомненно, носит символический характер. Его можно рассматривать как мечту о стоящем деле, на которое Зилов как раз оказывается неспособным. Неслу­чайно Галина, которая знает его характер глубже остальных, замечает, что для него главное — сборы и разговоры.

Своеобразным испытанием для Зилова оказывается пись­мо от отца, который просит его приехать к нему, чтобы пови­даться. Выясняется, что Виктор уже давно не был у родителей и весьма цинично относится к слезным письмам старика-отца: «Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Родня, дура, наезжает, ох, ах, а он и доволен. Полежит, поле­жит, потом, глядишь, поднялся, — жив, здоров и водочку принимает». При этом сын даже точно не знает, сколько отцу лет (помнит, что за семьдесят). У Зилова есть выбор: поехать в сентябре в отпуск к отцу или реализовать давнюю мечту об утиной охоте. Он выбирает второе. В результате несчастный старик так и умрет, не увидев сына.

На наших глазах Зилов разрушает последние надежды Га­лины на личное счастье. Он безучастно относится к ее бере­менности, и женщина, видя это, избавляется от ребенка. Устав от бесконечной лжи, она уходит от мужа к другу детства, ко­торый до сих пор любит ее.

Сгущаются неприятности и на работе: Зилов сдал началь­нику статью с ложными сведениями, причем еще заставил и своего друга Саяпина ее подписать. Герою грозит увольнение. Но тот не очень и переживает об этом.

В кафе с сентиментальным названием «Незабудка» Зилов частенько появляется с новыми женщинами. Именно туда он приглашает молоденькую Ирину, которая искренне влюбляет­ся в него. В кафе его с девушкой застает жена.

Узнав о желании Галины уйти от него, Зилов пытается ее удержать и даже обещает взять с собой на охоту, но, увидев, что к нему пришла Ирина, быстро переключается. Однако и другие женщины, которых он когда-то привлек к себе лживы­ми обещаниями, в итоге покидают его. Вера собирается замуж за Кузакова, который относится к ней серьезно. Неслучайно она начинает называть его по имени, а не Аликом, как осталь­ных мужчин.

Только в конце пьесы зритель узнает, что за скандал уст­роил Зилов в «Незабудке»: он собрал там своих друзей, при­гласил Ирину и начал оскорблять всех по очереди, грубо на­рушая правила приличия.

В конце концов он обижает и ни в чем неповинную Ирину. А когда официант Дима, с которым герой и собирается на дол­гожданную утиную охоту, вступается за девушку, он оскорб­ляет и его, называя лакеем.

После всей этой отвратительной истории Зилов в действи­тельности пытается покончить с собой. Его спасают Кузаков и Саяпин. Хозяйственный Саяпин, мечтающий о своей кварти­ре, пытается хоть чем-то отвлечь Зилова. Он говорит, что пора ремонтировать полы. Виктор в ответ отдает ему ключи от квартиры. Официант Дима, несмотря на обиду, приглашает его ехать на утиную охоту. Тот разрешает ему взять лодку. Потом он прогоняет людей, которые хоть как-то пытаются бо­роться за его жизнь. В финале пьесы Зилов бросается на кро­вать и то ли плачет, то ли смеется. А скорее всего и плачет, и смеется над собой. Потом он все-таки успокаивается и звонит Диме, соглашаясь поехать с ним на охоту.

Какова же дальнейшая судьба героя? Совершенно очевид­но, что ему нужно переосмыслить свое отношение к жизни в целом, к людям, с которыми он связан общением. Возможно, Зилов еще сможет преодолеть душевный кризис и вернуться к нормальной жизни. Но скорее всего герой обречен в скорости найти свою гибель, так как не может преодолеть собственный эгоизм и не видит цели, ради которой стоит продолжать жизнь. Утрата духовных и нравственных опор — типическая черта поколения периода застоя. Веками жизнь людей была подчинена нормам религиозной нравственности. В начале XX века общественной мыслью двигала идея создания светлого будущего, социально справедливого государственного уст­ройства. В годы Великой Отечественной войны основной за­дачей была защита родной земли от захватчиков, потом — по­слевоенное строительство. В шестидесятые — семидесятые годы общественно-политических проблем такого масштаба не стояло. Возможно, поэтому сформировалось поколение лю­дей, для которых характерна утрата родственных связей и смысла дружеских отношений. Влияние церкви на духовную жизнь человека к этому времени было утрачено. Нормы рели­гиозной морали не соблюдались. А в идею построения светло­го будущего уже мало кто верил. Причиной духовного кризи­са Зилова является осознание никчемности своей жизни, отсутствие реальной цели, так как так называемая утиная охо­та, о которой он постоянно мечтает, это скорее попытка бегст­ва от жизненных проблем, чем реальное дело, ради которого можно поступиться всем остальным.

Краткая биография Вампилова

Александр Валентинович Вампилов

Александр Валентинович Вампилов — прозаик и драматург, чьи произведения переведены на разные языки. При жизни его творчество не оценили по достоинству и лишь после смерти мнение современников изменилось. Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в городе Черемхово в Иркутской области. Его отец был педагогом, а мать — учителем математики. Отца будущего драматурга расстреляли по приговору «тройки», а затем реабилитировали. После окончания школы Александр хотел поступить в Иркутский государственный университет. Попытка не удалась, поэтому юноша на протяжении года работал в Доме культуры. Он был инструктором струнного кружка. В следующем году юноша снова сдал экзамены и стал студентом ИГУ. Он проучился на филологическом факультете пять лет. В 1959 году юноша одновременно с учебой начал работать. Он был литсотрудником в издании «Советская молодежь». В газете Вампилов проработал до 1964 года. В дальнейшем он сотрудничал с газетой и часто ездил в командировки по заданию редактора. Александр Вампилов был дважды женат. Его первая супруга — Людмила Добрачева. С ней он вместе учился в университете. Через три года супруги развелись. Вторая жена Вампилова — Ольга Ивановская. В семье появилась дочь Елена. Первый рассказ «Персидская сирень» начинающий автор написал в студенческие годы. Его опубликовали в издании «Иркутский университет». Затем Вампилов создал произведение «Стечение обстоятельств». Рассказ напечатали в газете и в альманахе «Ангара». В 1964 году Вампилов написал пьесу-комедию «Прощание в июне». Он несколько раз переписывал произведение. Автор хотел, чтобы пьеса была поставлена в театре. В 1966 году Вампилову улыбнулась удача. Сначала пьесу увидели зрители в Клайпедском драматическом театре, а потом она появилась в других театрах страны. В 1965 году Александр Валентинович создал комедию «Старший сын», а через три года — пьесу «Утиная охота». В 1971 году автор закончил работу над драмой «Валентина». Это название несколько раз менялось. После смерти Вампилова за пьесой закрепилось название «Прошлым летом в Чулимске». К произведениям драматурга относятся одноактные пьесы «Дом окнами в поле», «Воронья роща», «Провинциальные анекдоты». По произведениям Вампилова созданы фильмы «Отпуск в сентябре», «Райские кущи», «Эндшпиль». К неоконченной работе относится водевиль «Несравненный Наконечников». Александр Валентинович Вампилов умер 17 августа 1972 года. Он не дожил до 35-летия всего два дня. С Вампиловым случилась трагедия. Он плавал на лодке по озеру Байкал. Лодка перевернулась. Александр хотел доплыть до берега, но ничего не вышло. Он умер от переохлаждения. Вампилова похоронили на Радищевском кладбище в Иркутске. Позже на могиле установили памятник в виде камня с автографом. У места гибели талантливого драматурга, у истока реки Ангара, размещен памятный знак. В честь драматурга назван астероид и теплоход на Байкале. С 1987 года организовываются театральные фестивали, которые изначально назывались «Вампиловскими днями». Через десять лет им присвоили звание Всероссийских. В 2020 году зрители увидели художественный фильм, посвященный Александру Валентиновичу. В драматическом фильме «Облепиховое лето» главная роль досталась Андрею Мерзликину.

Читайте также:  Охот собаки имена для них

госы_1 / готов.госник / 57. Драматургия Вампилова. Идейно-художественное своеобразие

Алекса́ндр Валенти́нович Вампи́лов

(19 августа 1937, Кутулик, Иркутская область — 17 августа 1972, Порт Байкал) — советский драматург.

За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов. В 1962 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле». В 1964 году во время учебы написана первая большая пьеса — комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). В 1965 году А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В начале 1971 года А. Вампилов завершает работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина»).

«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека», — эту мысль Вампилов развил в своих пьесах. А. Вампилова глубоко волновали проблемы нравственности.

Его произведения написаны на жизненном материале. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия — вот основные
мотивы
его пьес.

Тип героя времени –

чудаки, странные люди, странные женщины, несущие праздник (Валентина в пьесе «Прошлым летом в Чулимске».

Звук. Музыкальных рядов нет – есть интересная речь персонажей. Важен случай – случайное обстоятельство эпизодов, случай является испытанием для героев. Личность героя проявляется через эпизоды драматически и трагические.

Во время учебы написал комедию Ярмарка (др. название Прощание в июне, 1964

), которая получила высокую оценку драматургов А.Арбузова и В.Розова. Собственная тема Вампилова слышна как предвестие. Она еще не набрала силы, только прорезывается сквозь сюжет “студенческой комедии”, то слишком замысловатой, то чересчур простенькой, в стиле факультетского капустника. Тут еще много эффектных положений, они набросаны щедро и неразборчиво. Расстроившаяся свадьба, несостоявшаяся дуэль, герой, отбывающий пятнадцать суток на принудительных работах… Автор еще не вполне верит, что может удержать наше внимание очерком характера. А характер уже представлен, своя тема заявлена судьбой молодого Колесова.

Золотуев будто бы совсем вводное комическое лицо, но в замысле пьесы важнейшее. Нарушая все законы жанра, он произносит монолог на три страницы. Монолог этот — о беде старого взяточника, нарвавшегося на честного человека. Он все никак поверить не может, чтобы тот взяток не брал, — все берут, важно не промахнуться в предложенной цене. Золотуев обижается, негодует на его показную честность и, даже отсидев положенный срок, уверен, что сидел понапрасну: значит, мало давал.

Но при чем тут пенсионер Золотуев, когда нас интересует залихватски смелый, честный и обаятельный парень Колосов? В Колесове кипение сил молодых, неопасное озорство, но вообще-то он отличный малый и, когда его вышибают из института, большинство ребят на его стороне.

Беда приходит к молодому герою с другого бока: когда надо делать первый нешуточный жизненный выбор. Тут уж не кровушка по жилкам переливается, дело серьезное: институт или любовь?

Посмеявшись над Золотуевым, Колесов сам не замечает, как переходит в его веру: все продается и покупается, важна цена и цель. Бросить любимую девушку, как требует ее отец, и тяжело и подловато. Но если диплом горит? Если судьба на кону? Колесову было присуще все, что свойственно хорошему, честному юноше: рядом с восторженностью и поперек ей — скептическая поза, рядом с романтикой души недоверие к фразе, воспитательному нажиму, нравственным прописям, которыми вечно надоедают старшие. Отсюда, наверное, озорство, молодечество. Отсюда и демонстративная практичность, показной рационализм, немного смешной и еще безвинный в юном возрасте, но незаметно, как у Колесова, оправдывающий первые сделки с совестью.

В Колесове Просвечивает то негативное, что составит суть Виктора в «Утиной охоте». Превращение Колесова – колесо, предает девушку ради диплома, научной работы. Может покатиться и туда и туда. Зилов в «Утиной охоте» — грузовик Зил, идет по судьбам. Между этими героями 20 лет, победитель студент стал эгоистом и негодяем. 3 сюжета в «прощании в июне» — колесов и таня, студенческая свадьба и моно драма – человек, который все меряет за деньги.

В 1967 Вампилов написал пьесы Старший сын и Утиная охота

, в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии Старший сын, в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.

На первый план не любовные истории, а взаимоотношения отца и сына, хотя они не кровные родственники. Вспоминается возвращение блудного сына из библии. Тема сходить с ума или не сходить

– они все сходят с ума от чувств. Все это перерастает в любовные взаимоотношения.

Фабула пьесы «Старший сын» несложна. Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как ее главный герой — Володя Бусыгин — вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью. Во всем проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину. Неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, тогда как другие сломались. В отличие от соседа, отказавшего в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю со «старшим сыном». Но самое главное — Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же по отношению к отцу черствы.

Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывал Володе о том, как отец «напутствовал» его: «На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел». Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва — веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо открывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист. Жених Нины — Михаил Кудимов — человек непробиваемый. Такие люди встречаются и в жизни, но их не сразу поймешь. «Улыбается. Он и далее много улыбается. Добродушен», — говорит о нем Вампилов. На самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Этот персонаж занимает в пьесе незначительное место, однако представляет собой ярко выраженный тип «правильных» людей, которые создают вокруг себя удушающую атмосферу. Вовлеченная в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Вампилов глубоко раскрывает в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до отчаяния. В образе соседа Сарафановых выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится («разглядывает их с опаской, подозрением», «удаляется молча и боязливо») и ни во что не вмешивается. Проблематика и главная идея пьесы заявлены в самом названии драматического произведения

. Автор не случайно заменил первона чальное название «Предместье» на «Старший сын». Главное — не то, где происходят события, а то,
кто участвует в них
. Уметь думать, понимать друг друга, поддерживать в трудные минуты, проявлять милосердие — вот главная идея пьесы Александра Вампилова.
Автор не определяет жанр пьесы.
Наряду с комическим в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний Сарафанова, Сильвы, Макарской.

Пьеса «Утиная охота»

написана Вампиловым в 1968 году. Исследователи о . Как указывают критики, Александру Вампилову «удалось чутко уловить и передать утрату в будничной суете чувства доброты, доверия, взаимопонимания, духовного родства». «Писать надо о том, от чего не спится по ночам» , — утверждал Вампилов. «Утиная охота» — лично пережитое, прочувствованное, вымолченное. Действие пьесы «Утиная охота» происходит в конце 60-х гг. Перед глазами читателя – городская квартира главного действующего лица, Зилова. На протяжении пьесы воспоминания героя рисуют нам отдельные эпизоды его жизни. Зилову «около тридцати лет», как отмечает в ремарке автор. Несмотря на молодой возраст героя, ощутим его духовный упадок, отсутствие нравственных и сердечных сил. Вампилов указывает, что «и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие неуверенность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». По ходу пьесы читатель узнает, что внешнее благополучие и физическое здоровье Зилова – видимость. Героя что-то разрушает изнутри. Какая-то сила, взявшая над ним верх. Эта сила – сама жизнь, с которой Зилов не желает бороться. Он не живет – изживает себя. В какой-то момент судьба поглотила Зилова, обыденность и рутина жизни стали нормой, более того – привычкой, второй натурой.
Тема «изживания себя», духовного упадка лейтмотивом проходит через все действие пьесы.
Траурная музыка, похоронный венок, фраза «жизнь, в сущности, проиграна» — характерные детали, сопровождающие развитие действия. Самое страшное то, что Зилов давно уже смирился со своим падением. «Брось, старик, — говорит он Саяпину, — ничего из нас уже не будет… Впрочем, я-то еще мог бы чем-нибудь заняться. Но я не хочу. Желания не имею». Эта фраза – «желания не имею» — олицетворение всей внутренней и внешней жизни героя: его отношений с женой, женщинами, друзьями, коллегами, самим собой. Зилов добровольно сдается. Он вступает в порочный круг, где единственным действием оказывается бегство от самого себя. Зилова окружают люди, с которыми он может общаться без какого-либо усилия – сердечного ли, умственного ли. Вероятно, к такому существованию герой пришел после страшного потрясения. Исследователи о. Он превращается в циника, пережив внутреннюю катастрофу. Страданию противопоставляет равнодушие и отрицание. «Цинизм от страдания?… Думали ли вы когда-нибудь об этом?» . Однако именно цинизм позволяет Зилову сознавать, разуметь, определять. Все-таки он не живет в мире иллюзий. Как отмечал современник Александра Вампилова писатель Сергей Довлатов, «цинизм предполагает наличие общих идеалов» . Безусловно, идеалы у Зилова были. Но они не выдержали грубого прикосновения реальности, когда «бурная жизнь превратилась в скупую прозу». Сам
образ вожделенной утиной охоты
лишен романтической, идиллической окрашенности. Для Зилова утиная охота – небытие, тишина на охоте – «беззвучие вечного забвения, немота почти потустороннего мира» : «Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет». Чтобы вырваться из мрачного круга необходимо действие. Не декорации, не приготовления к действию, но – действие. В духовном отчаянии Зилов пытается покончить жизнь самоубийством. Но этот его поступок – игра с самим собой, мрачная ирония, издевка: «Уселся на стул, ружье поставил на пол, навалился грудью на стволы. Примерился к курку одной рукой, примерился другой. Поставил стул, уселся, ружье устроил так, что стволами оно уперлось в грудь, прикладом в стол. Отставил ружье, стянул с правой ноги сапог, снял носок, снова устроил ружье между грудью и столом. Большим пальцем ноги нащупал курок…». На наш взгляд,
проблематику пьесы «Утиная охота»
можно определить словами одного из современников Александра Вампилова – писателя Валентина Распутина: «Главный вопрос, который постоянно задет Вампилов: останешься ли ты человеком, человек? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе …» . «Утиная охота» — трагическая кульминация основной темы театра Александра Вампилова: «поборет ли живая душа рутину жизни?» . И, может быть, для Зилова не все еще потеряно. Может быть, у героя откроется второе дыхание и он увидит, что «дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем». Может быть, слова Зилова «Я готов. Да, сейчас выхожу» — настоящее действие, начало новой жизни. Вне всякого сомнения, Александр Вампилов обладал редким даром – даром драматического писателя. Его творчество – живое; чувство меры, талант, немалая доля гениальности – отличительные признаки драматургии Вампилова. В пьесе «Утиная охота» нет места неправде. Именно поэтому читается она свободно и в то же время обращает мысль в глубины человеческого бытия. Автору удалось превратить диалогическую речь действующих лиц в «сверкающий, напористый поток» . Правдивость и дар человеческой чуткости – вот что обеспечивает творчеству Александра Вампилова ни с чем не сравнимую притягательность.

Читайте также:  Олень спрятался от охотников разобрать как часть речи

В драме Прошлым летом в Чулимске

(1972) Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди.

Почти все герои Вампилова

молоды и беспечны. Они легко идут по жизни, совершая свои прекрасные глупости. Но наступает день, когда становится ясно, что беспечность, — это всего лишь игра, щит, прикрывающий ранимую сердцевину души. Наступает день, когда они должны проявить свое истинное «я», сделать выбор, от которого будет во многом зависеть их дальнейшая судьба. Говорят, что все мы живем для какого-то самого главного момента жизни, когда и придется высыпать из мешка своей жизни все, что мы в него положили, чтобы выбрать что-то самое главное, — то, что поможет нам в трудной ситуации не сломаться, но стать сильнее. Впрочем, для автора героем является не тот, кто не спотыкается, а тот, кто находит силы подняться и идти дальше.

Вообще особенность пьес Вампилова в том, что он не выносит своим героям последнего приговора.

Автор предпочитает ставить многоточие. Такой финал мы видим и в последней пьесе автора «Прошлым летом в Чулимске». Эту пьесу по праву называют самой «чеховской» пьесой автора, из которой нельзя убрать даже запятой. Образ-символ этой пьесы — забор палисадника — является для героев пьесы индикатором на человечность. Большинство из них непрерывно разрушают калитку, искренне не понимая, зачем Валентина упорно продолжает ее чинить («Ходит народ поперек и будет ходить»).

Рецензия на пьесу А. В. Вампилова «Прощание в июне»

Дар драматического писателя — из самых редких в литературном ремесле. Форма драмы ставит немало стеснительных условий. Надобны особый драматический слух, подобный музыкальному, и чутье, чтобы не просто переводить литературную речь в диалоги, но чтобы она лилась сверкающим, напористым потоком. Да еще необходимо уметь привести на сцену героя, столкнуть его с другими и вовремя увести, чтобы актер не переминался праздно на подмостках, — иначе заскучает зрительный зал.

И мало ли еще что надо! Но главное, чтобы пьеса дышала жизнью — подлинной,

узнаваемой. Всеми этими дарами «милостью Божьей» был награжден замечательный драматург А. Вампилов. Уже в первой большой пьесе «Прощание в июне» собственная тема Вампилова слышна как предвестие.

Она еще не набрала силы, только прорезывается сквозь сюжет «студенческой комедии», то слишком замысловатой, то чересчур простенькой, в стиле факультетского капустника. Тут еще много эффектных положений, они набросаны щедро и неразборчиво. Расстроившаяся свадьба, несостоявшаяся дуэль, герой, отбывающий пятнадцать суток на принудительных работах… Автор еще не вполне верит, что может удержать наше

внимание очерком характера. А характер уже представлен, своя тема заявлена судьбой молодого Колесова.

Талантливый студент — любимец курса, дерзкий и находчивый с девушками, бесшабашный озорник, д’Артаньян, сорвиголова… Не лезет в карман за словом, очаровывает на ходу случайную незнакомку на автобусной остановке, является на свадьбу друзей через окно и не теряется, когда его гонят из института: пристраивается садовником на даче у гражданина Золотуева. Этот Золотуев будто бы совсем вводное комическое лицо, но в замысле пьесы важнейшее. Нарушая все законы жанра, он произносит монолог на три страницы, не перебиваемый хотя бы ради сценического правдоподобия репликами собеседника вроде: «Ну а дальше?», «Вот так история!», «Ну и ну!» Монолог этот — о беде старого взяточника, нарвавшегося на честного человека. Он все никак поверить не может, чтобы тот взяток не брал, — все берут, важно не промахнуться в предложенной цене.

Золотуев обижается, негодует на его показную честность и, даже отсидев положенный срок, уверен, что сидел понапрасну: значит, мало давал. Но при чем тут пенсионер Золотуев, когда нас интересует залихватски смелый, честный и обаятельный парень Колосов? В Колесове кипение сил молодых, неопасное озорство, но вообще-то он отличный малый и, когда его вышибают из института, большинство ребят на его стороне. Беда приходит к молодому герою с другого бока: когда надо делать первый нешуточный жизненный выбор.

Тут уж не кровушка по жилкам переливается, дело серьезное: институт или любовь? Так случилось, что герой Вампилова покорил сердце Тани, дочери ректора института, а это совсем не по душе ее отцу. Вот когда мораль Золотуева, с презрением и насмешкой отвергнутая, оказывается все же проблемой. А что, ведь и правда, с жизнью не поспоришь.

Это в книжках хорошо читать и в кино видеть. А тут сам реши, и для каждого этот однажды возникший перед ним выбор во сто крат труднее, чем кажется в теории и издали. Посмеявшись над Золотуевым, Колесов сам не замечает, как переходит в его веру: все продается и покупается, важна цена и цель. Бросить любимую девушку, как требует ее отец, и тяжело и подловато.

Но если диплом горит? Если судьба на кону? Колесову было присуще все, что свойственно хорошему, честному юноше: рядом с восторженностью и поперек ей — скептическая поза, рядом с романтикой души недоверие к фразе, воспитательному нажиму, нравственным прописям, которыми вечно надоедают старшие. Отсюда, наверное, озорство, молодечество. Отсюда и демонстративная практичность, показной рационализм, немного смешной и еще безвинный в юном возрасте, но незаметно, как у Колесова, оправдывающий первые сделки с совестью.

Для любого из нас настает момент, когда из тихой гавани семьи, дома, школы ты выплываешь в открытое море жизни и где-то встречает тебя неизбежно первое испытание совести, первый рубеж, перейдя который ты, случается, уже другой человек. Эта минута, этот критический миг и интересует более всего Вампилова. Проблемы же, поднятые драматургом в пьесе, и сейчас, более чем через двадцать лет, к сожалению, актуальны.

Нравственная проблематика пьесы А. Вампилова «Свидание»

«Зритель, приходя в театр Вампилова, невольно попадает под нелегкое нравственное испытание, сво­его рода исповедь» — утверждал В. Г. Распутин.

Пьеса Вампилова «Свидание» невелика по объему, но за внешней простотой в ней скрывается глубокий смысл. Драматург говорит о том, что бесхитростные, на первый взгляд, поступки могут иметь важное зна­чение. Сущность человека, по Вампилову, как раз и проявляется в малом. Малейшие движения человека часто становятся для окружающих мерилом его нравственности. Драматург говорит о том, что человек должен быть порядочен во всем и всегда, со всеми ок­ружающими людьми, независимо от из возраста, со­циального положения, родства и т. д.

Пьеса «Свидание» сразу завладевает интересом чи­тателя, потому что она очень жизненна, она словно кадр кинопленки, только что отснятой на улице само­го обыкновенного города. Ее герои также знакомы исем и каждому, а иные читатели легко увидят в них самих себя. И не случайно Вампилов не дает имен сво­им героям.

Вампилов назвал свою пьесу сценкой из нерыцар­ских времен, потому что в ней всячески попирается так называемое рыцарство и благородство. «Оттого что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен ус­тупать во всем каждой женщине»,— цинично заяв­ляет ее герой.

В начале пьесы студент противостоит старику-сапожнику. Студент настойчив, ироничен, находчив, и он побеждает в поединке, посвященном стоимости по­чинки ботинок. «Я воспитан по-старому»,— сдава­ясь, говорит сапожник и соглашается ремонтировать башмаки не за тридцать, а за двадцать рублей. Сапож­ник воспитан по старому, а что можно сказать в этом отношении о студенте? Ответ на этот вопрос дает его стычка с девушкой. Героиня умоляет студента усту­пить ей первое место в починке обуви, но тот непреклонен: он тоже торопится. Девушка пытается заговорить со студентом о благородстве, вежливости, по­рядочности. Но он отвечает ей довольно резко: «Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь». Эта реплика вызывает у девушки бурю эмоций, но она же заставляет ее саму смягчить тон, перенести требование в плоскость просьбы. Ведь девушка, настаивая на вежливости, сама ни разу не сказала слова «пожалуйста».

Однако студент непреклонен. Видно, его циничную натуру и искренняя просьба не способна тронуть. Бу­квально в следующей реплике он оскорбляет девуш­ку: «Другое дело, если б вы мне понравились…».

Когда девушка сообщает, что решается ее судьба, что от нескольких минут зависит ее счастье, выясня­ется, что студенту свойственно не только хамство, но и жестокосердие — он снова отказывает даме. Прояв­ление внимания к женщине, уступка ей — для студен­та «предрассудок и заблуждение».

Финал пьесы превращает ее в настоящую интригу. Нахальный студент оказывается тем самым челове­ком, к которому спешила девушка, а дама — той, из-за которой студент не хотел идти на уступки. Буду­чи до свидания только заочно знакомыми, при встре­че герои испытывают полное разочарование друг в друге. Девушка — отнюдь не та гордая и таинствен­ная особа с нежным голосом, какой она представля­лась студенту, а он вовсе не рыцарь, о котором она гре­зила.

«Поведение — это зеркало, в котором каждый по­казывает свой лик» — некогда справедливо сказал В. Гете. Этот лик оказывается неприемлемым ни для студента, ни для девушки.

Театр Вампилова — неповторимо яркое явление. Его пьесы — это социально-нравственное исследова­ние жизни с высоко гуманных позиций. Многие вам-пиловские пьесы, в том числе и пьеса «Свидание», во­девильны, их отличает неожиданный поворот сюже­та. За внешним фарсом таких пьес таится глубокий нравственный смысл.

Оцените статью
Adblock
detector