Александр Зацепин
Советский кинематограф, да и весь 20-й век невозможно представить без песен композитора Александра Зацепина. Его музыка играет в популярных фильмах и входит в культурный код каждого человека, родившегося в нашей стране. В 2016 году Александр Сергеевич отметил свой 90-летний юбилей.
Александр Зацепин родился в 1926 году в Новосибирске, его отец был хирургом, мать – учительницей. Отца в 1941 году арестовали по 58-й «политической» статье и приговорили к 10-летнему сроку, после тюрьмы он в семью не вернулся.
После школы Зацепин поступил в Новосибирске в институт и начал учиться на инженера-железнодорожника. В марте 1945 года он был отчислен и призван в армию, где научился играть на нескольких музыкальных инструментах. В 1947 году Александра Зацепина позвали работать в Новосибирскую филармонию. На очередных гастролях в Алма-Ате будущий композитор решил пойти учиться в музыкальное училище, однако ему посоветовали подавать бумаги сразу в консерваторию. В 1956 году он закончил консерваторию и пошел работать музыкальным оформителем на «Казахфильм», тогда же была написана музыка к первому фильму под названием «Наш милый доктор». В Алма-Ате не было необходимых условий для студийной работы, и Зацепин перебирается в столицу.
Сначала Зацепину было сложно найти работу в Москве, и он какое-то время подрабатывал музыкантом в ресторанах, пока не появился Леонид Гайдай, снимавший в то время «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика». Сотрудничество оказалось успешным, далее Зацепин написал музыку и для других фильмов Гайдая – «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев».
В 1965 году Александр Зацепин начал работать с поэтом-песенником Леонидом Дербеневым, с которым было написано более 100 песен. Среди них, например, «Есть только миг» из фильма «Земля Санникова».
В 1970-е годы Зацепин познакомился с Аллой Пугачевой и записал многие ее известные песни, в том числе, большую часть композиций для фильма «Женщина, которая поет». Еще одним большим успехом композитора была подготовка музыкального сопровождения к фильму «31 июня», вышедшему в 1978 году. Для СССР тех времен это была революционная музыка, в которой смешивались различные стили, а также использовались модуляционные эффекты и синтезатор Роберта Муга.
Советская бюрократия доставляла Зацепину массу хлопот, она вмешивалась в творческий процесс и не позволяла выполнять заказы, поступавшие от кинокомпаний США. В 1982 году композитор уехал во Францию, а его творчество на родине подверглось нещадной критике. Однако вскоре началась перестройка, и в 1986 году Зацепин вернулся в СССР, и продолжил писать музыку для фильмов. В общей сложности музыка Александра Зацепина звучит более чем в 120 фильмах и мультфильмах.