Проблемы осуществления охоты на особо охраняемых природных территориях
К вопросу о снятии запрета охоты на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) – государственных природных заказников Курганской области в целях предупреждения случаев браконьерства среди местного населения (в продолжение статьи Н.А. Лопана «Размышления о «местах общего пользования»).
Опыт прошлых лет, безусловно, очень интересен, но не всегда имеет возможность на реализацию в условиях современного законодательства. На сегодняшний день у специалистов в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий сложилось отрицательное мнение по вопросу «смягчения» режима особой охраны государственных природных заказников путем разрешения охоты на неохраняемые виды на их территориях. Данное мнение обосновывается достаточно существенными причинами:
1) Правовые проблемы осуществления охоты на особо охраняемых природных территориях регулярно поднимаются уполномоченными органами субъектов Российской Федерации. В прошлом году (17 ноября 2014 года) доклад с аналогичной тематикой был представлен Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия на Парламентских слушаниях, проводимых Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
С приведенными предложениями в докладе нельзя не согласиться. Вопрос «быть или не быть охоте в заказниках?» — неоднозначный, что в первую очередь, связано с правовыми пробелами действующего законодательства, как в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, так и в области особо охраняемых природных территорий.
Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон «Об охоте») все охотничьи угодья подразделяет на общедоступные охотничьи угодья и закрепленные охотничьи угодья (часть 2 статья 7). При этом, понятие «охотничьи угодья» этот же закон трактует, как «территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства». Таким образом, особо охраняемые природные территории, где режимом особой охраны не запрещается осуществление видов деятельности в сфере охоты, являются охотничьими угодьями.
О подобных ООПТ идет речь в пункте 1 части 1 статьи 31 закона «Об охоте», а именно: выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется не только на общедоступных и закрепленных охотничьих угодьях, но и на особо охраняемых природных территориях.
Во исполнение пункта 5 статьи 31 Федерального закона № 209-ФЗ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 апреля 2010 года № 121 утверждены Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее – Порядок) и форма бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Согласно Порядку выдача разрешений охотнику на добычу охотничьих ресурсов осуществляется:
— на особо охраняемых природных территориях – природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Любительская и спортивная охота осуществляется на особо охраняемых природных территориях в соответствии с Федеральным законом «Об охоте» и законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Если следовать размышлениям автора «о местах общего пользования», то для того чтобы «местное население могло иметь, как минимум, справедливый доступ к охоте на неохраняемые виды животных» на территориях заказников регионального значения необходимо исключить из их режима особой охраны запрет на осуществление охоты. При этом вполне станет уместным вопрос о возможности закрепления охотничьих угодий внутри заказников за юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Второй вопрос — это выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а именно, дальнейший порядок их распределения. Из статьи вытекает, что льготы при получении разрешений на добычу охотресурсов должны иметь те охотники, которые участвовали в ЗМУ, содействовали в охране заказника и биотехнических мероприятиях. В первом и третьем случае можно предположить возможность заключения договора гражданско-правового характера на выполнение работ с последующим составлением актов выполненных работ, но во втором случае механизм подтверждения выполнения работ по содействию — не совсем понятен. Кроме того, остается неясным порядок распределения разрешения между иными охотниками, т.е. «нельготниками».
И, самое главное «но» — осуществление охоты на ООПТ.
Основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются Правила охоты (статья 23 Федерального закона № 209-ФЗ). Согласно пункту 10 Правил, охота на ООПТ и иных территориях, на которых установлен особый режим природопользования, осуществляется с соблюдением указанных Правил, в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и режимом природопользования, установленным на этих территориях.
Но в указанных Правилах имеются правовые пробелы, связанные с осуществлением охоты на ООПТ.
Так, согласно подпункту «д» пункта 3.2 Правил, при осуществлении охоты охотник обязан соблюдать данные Правила, а также в случае осуществления охоты на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих животных, иметь, в том числе иметь при себе разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами государственной власти или природоохранными учреждениями в установленном порядке.
Однако, пунктами 3.3. и 3.3.1. не установлена норма о предъявлении документов, указанных в пункте 3.2 Правил, а также орудий охоты, продукции охоты по требованию должностных лиц природоохранных учреждений.
Действующими положениями о заказниках разрешено регулирование в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется на основании решений, в которых в первую очередь устанавливается срок и способ такого регулирования. Таким образом, срок проведения регулирования ограничен и может быть контролируемым со стороны должностных лиц природоохранного учреждения, тогда как при открытии охоты, например, на кабана, согласно Правилам охоты заказники будут доступны для охоты девять месяцев в году (установленные сроки охоты с 1 июня – 28 (29) февраля). При открытии охоты на другие виды – сроки охоты будут еще продолжительнее, в таком случае о резерватной функции заказников не приходится говорить.
Из истории образования сети заказников Курганской области (не зная прошлого – не построишь будущего…). «Первые заказники в области появились после выхода Закона РСФСР от 27 октября 1960 года «Об охране природы в РСФСР», так, в 1961 году был учрежден заказник в Юргамышском районе, в связи с выпуском бобров, для их разведения. Он включал три озера – Боровое, Долгое и Тинное, километром в окружности около каждого из них. На озерах было запрещено производство охоты, рыбной ловли и содержание лодок личного пользования. В том же году были организованы Сафакулевский (на все виды зверей и птиц) и Мокроусовский (по водоплавающей дичи) заказники местного значения. Следующим шагом стало образование в 1963 году Белозерского и Звериноголовского заказников местного значения в целях охраны всех видов зверей и птиц.
В 1967 году в области был организован ряд государственных охотничьих заказников сроком на 3 года. На границах заказников устанавливаются аншлаги, а районным обществам охотников поручалось организовывать охрану, не допуская никакой охоты, кроме добычи ондатры, егеря должны были проводить комплекс биотехнических мероприятий в целях интенсивного размножения полезных птиц и зверей. Спустя четыре года в области действовал уже 21 заказник. При этом функции по охране заказников и проведению биотехнических мероприятий были возложены также на районные общества охотников и рыболовов.
В 1976 году сеть заказников была пересмотрена и решением Курганского облисполкома сохранены с закрытием всех видов охоты только 16 комплексных государственных заказников областного значения.
После выхода типового положения о государственных зоологических заказниках, утвержденного Постановлением Госплана СССР и ГНКТ (от 27.04.1981 г. №77/106), в 1983 году Решением Областного Совета народных депутатов утверждаются положения о 15 государственных зоологических (охотничьих) заказниках областного значения, в которых уже содержится режим особой охраны, в том числе запрет охоты. Функции по охране, контролю и проведению биотехнических мероприятий были возложены на Областное управление охотничье – промыслового хозяйства Курганской области.
В середине 90-х годов с изданием Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» государственным зоологическим (охотничьим) заказникам присваивается статус ООПТ – государственные природные заказники регионального значения, режим их сохраняется. В современную сеть заказников регионального значения входят 16 зоологических и 2 ландшафтных государственных природных заказников.» (из рукописи А.Н. Мурзина «Охотничье хозяйство Курганской области).
2) Исторически сложилось, что в Курганской области заказники выполняли и продолжают выполнять функции сохранения, воспроизводства и восстановления основных охотничьих видов путем уменьшения опосредованного негативного влияния охоты на их популяции. В подтверждение данного высказывания не могу не привести слова, Владимира Михайловича Глушкова из статьи «Страсти по «бумажным» лосям», которые очень точно дают представление о ценности закрытых для охоты территорий в сохранении репродукционного ядра популяций диких животных: «На пути миграции или при активной охоте он (лось) постоянно перемещается и подвергается большому риску встречи с охотником. Но замечено, что эти животные прекрасно помнят места расположения безопасных участков и после гона, еще по черной тропе уходят туда. Сброшенные рога указывают на то, что крупные взрослые особи уже к середине ноября приходят на эти территории. Представьте себе: в некоторых местах зимняя плотность населения лося может превышать летнюю в 10 раз. Лось идет на охраняемую территорию. А там все съедено, как в европейском лесу. Даже остается ярус выедания, как после половодья. Звери четко определяют границу охраняемой территории. И слабеют зимой, и гибнут там в многоснежье и наст, особенно старые быки. Но все равно идут прятаться от человека…».
Многие специалисты охотничьего хозяйства утверждают, что определенную положительную роль в увеличении численности копытных на рубеже 1980 – 1990-х годов, в частности косули сибирской, сыграли 16 действующих на тот момент заказников. На сегодняшний день «заказные» территории также имеют большое значение в сохранении охотничьих видов животных, а также редких и находящихся на грани исчезновения.
В заключение – несколько слов о природопользовании на ООПТ…
Небольшая ремарка в части уровня браконьерства на ООПТ: на территории Свердловской области в 11 зоологических охотничьих заказниках из действующих 54 (!) заказников областного значения разрешено добывание некоторых охотничьих ресурсов в целях любительской и спортивной охоты, при этом уровень браконьерства на их территориях остается высоким…
Соглашусь, что заказник – это не заповедник. Действительно, все заказники в Курганской области образованы без изменения целевого назначения земель, без выделения земельных участков и изъятия их из хозяйственного использования, оборота у собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земель. Земли в границах ООПТ используются в соответствии с их целевым назначением, но с соблюдением установленного особого правового режима. С появлением нового Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ на территориях государственных природных заказников действуют различные природопользователи. В связи с этим наиболее актуальными сегодня являются вопросы осуществления эффективного надзора за обеспечением режима особой охраны ООПТ.
Чем регулируется охота на территории заповедника?
Разрешена ли охота на территории заповедника?
Каким образом регулируется посещение заповедника?
Какие ограничения установлены во время пребывания в заповеднике?
Ответы юристов ( 1 )
На территории заповедника запрещена охота. За такого рода действия предусмотрена уголовная ответственность.
УК РФ Статья 258. Незаконная охота
1. Незаконная охота, если это деяние совершено:
г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, — наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Порядок посещения заповедника Вы можете найти на официальном сайте заповедника, либо непосредственно возле входа в заповедник.
Правила посещения оговариваются также в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ.
В ЗК РФ есть такие ограничения:
ЗК РФ Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Заповедники и заказники на нашем пути
Чем отличаются заказники от заповедников? Можно ли проехать по их территории? Как себя вести при встрече с инспекторами?
Довольно часто в своих квадропоходах наш маршрут пролегает по территориям граничащим с заказниками, заповедниками или другими особо охраняемыми территориями и мы должны понимать законность своего нахождения в данных местах.
Заповедник — это территория, на которой запрещена любая хозяйственная деятельность человека, на территории охраняется природа в любом ее виде. По режиму некоторые заповедники более «строже» чем другие.
Заказники — это менее строгий режим при котором кое-что разрешено, некоторые действия ограничены частично, что именно надо смотреть в положении о заказнике или заповеднике. Заказники обычно сегментированы по видам, например бывают охотничьи, где введен запрет на охоту некоторых видов животных. Бывают ландшафтные, где охраняются природные образования горы, леса, почвы. В ботанических заказниках охраняются определенные растения и их природная среда.
Если подытожить все характеристики то получится следующее:
Заповедники – это строго охраняемые государством территории. В заповедниках запрещены какие-либо виды хозяйственной и промышленной деятельности, строго ограничено передвижение и любые действия, угрожающие сохранению целостности природного комплекса и способные привести к гибели животных, птиц, обитателей водоемов и растительности. В отличие от заказников, где охранные меры предусмотрены относительно отдельных видов животных и растений, заповедники сохраняют нетронутым весь природный комплекс как динамичную структуру, отражающую приспособляемость живых организмов к среде обитания.
Заказники — создаются для сохранения и развития отдельных видом природного разнообразия. На территории заказников действуют частичные или временные ограничения. Человек принимает активное участие в природных процессах заказников-подкармливают животных, создают условия для роста растений. В заповедниках это запрещено-цель заповедника сохранить все в нетронутом виде без участия человека.
Теперь о движении на квадроцикле или снегоходе, что нас больше всего интересует. Здесь все просто с небольшими отклонениями ,которые указаны в положении о конкретном заказнике или заповеднике. Но в основном в заказниках запрещено движение на транспорте вне дорог общего пользования-это официальные дороги указанные на карте заповедника, а не кажущиеся вам направления. Движение по территориям заповедников запрещено полностью, за редким исключением, редко некоторые заповедники разрешают передвигаться по дорогам общего пользования, опять же это надо смотреть в положении.
Надо помнить ,что территорией заповедника или заказника охранный режим не ограничивается. Тут как раз и возникают проблемы с инспекторами чаще всего. Так вот знайте-существуют охранные зоны вдоль границ заповедника! Охранная зона-это территория, прилегающая к заповеднику, в пределах которой запрещены любые действия, нарушающие характерный для нее природный режим, например, вырубка деревьев, стоянка транспорта и прочее. Если ваше квадропутешествие проходит недалеко от границ заповедника, то вам необходимо знать и границы его охранных зон. Передвижение на квадроцикле по дорогам общего пользования в таких зонах разрешено, а вот стоянка, мойка и прочее запрещены, поэтому лучше проехать этот участок не останавливаясь. Вы думаете, что ваша колонна квадроциклов припарковалась и мирно обедаете не нарушая запретных границ, вы срубили парочку деревьев, разожгли костер и вроде проблем у вас нет, но тут появляются инспектора, которые тоже давно уже имеют и квадроциклы и снегоходы и подготовленные внедорожники и начинают предъявлять вам нарушения. Знайте, инспектор имеет право остановить вас и вашу колонну и досмотреть на предмет наличия запрещенных предметов — обычно это оружие. И для этого ему не нужен в напарники сотрудник полиции, как думают многие. Вести себя надо миролюбиво и выполнять все законные указания, тогда 100% проблем не будет, если вы ничего не нарушили. Даже если и нарушили незначительно , то при правильном поведении всегда можно мирно договориться, если не начать «качать права». Помните — вы тут гость, это не мегаполис, где вы можете «кем то быть» , инспектора у себя дома они тут хозяева по большому счету и конфликтовать на ровном месте не в ваших интересах. Я знаю отличных инспекторов которые выполняя свою работу запросто «заворачивали ласты» и изымали орудия незаконного природопользования у зарвавшимся «функционеров» и «особо приближенных». А в большинстве происходивших со мной таких встреч, все проходило достойно и спокойно. Даже если изначально инспектор ведет себя не церемонясь (разные бывают люди и с разных ног встают поутру) все сглаживается при нормальном человеческом разговоре, признании вины при наличии небольших нарушений и расставались мы всегда на хорошей ноте. Повторю — лес это не мегаполис, тут все по-другому!
Вот прописанные законом (Статья 34 ) права государственных инспекторов:
-проверять у лиц, находящихся на территории заповедника документы на право пребывания на этой территории, а также разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение оружия;
-проверять документы на право осуществления деятельности в области природопользования и иной деятельности на прилегающей к территории заповедника территории его охранной зоны;
-составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определение о проведении административного расследования;
-задерживать лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и охране окружающей среды, на территории заповедника, его охранной зоны и доставлять указанных лиц с целью составления протокола об административном правонарушении в правоохранительные органы, в помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в служебное помещение заповедника;
-беспрепятственно посещать любые предприятия, учреждения, организации, гидротехнические сооружения и иные объекты, расположенные в границах заповедника и его охранной зоны, в том числе режимные объекты в установленном порядке, для проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, производить осмотр принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям помещений, территорий и находящихся там вещей и документов;
-производить на территории заповедника, его охранной зоны досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного и растительного мира, полученной от них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки;
-производить арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения;
-изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и охране окружающей среды продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке;
-применять в установленном порядке физическую силу, служебных собак и специальные средства — наручники, резиновые палки, средства принудительной остановки автотранспорта и электрошоковые устройства;
-направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима заповедника, его охранной зоны к административной ответственности.
Так же государственным инспекторам в области охраны окружающей среды при осуществлении возложенных на них настоящим Федеральным законом задач и при исполнении служебных обязанностей разрешены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, хранение, ношение и применение служебного огнестрельного оружия. К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия.