Записки охотников литературное направление

Записки охотника и их место в русской литературе 10 класс Тургенев

Данное произведение является циклом небольших рассказов, посвященных простым русским людям, что было необычным для того исторического периода времени.

Рассказы, входящие в литературный цикл, являются достаточно яркими и необычными, а также характеризуются особым значением не только в русской, но и мировой литературе.

В первую очередь, рассказы отличаются глубоким общественным значением, поскольку автор изображает многочисленные народные типы, демонстрируя высоконравственных и умных простых русских людей, живущих в атмосфере унижения и бесправия, в зависимости от безграничного производи и самодурства господствующего класса. Соответственно, литературный цикл является своего рода пропагандой, чисто художественной, изображающей обыденную народную жизнь, будничные события людей, что отличает произведение от резкой пропаганды в соответствии с требованиями художественной меры.

Авторская цель при написании данного произведения заключается не изображении мрачных сторон крепостного права, а в демонстрации существования в обыкновенном мужицком теле настоящей искренней человеческой души посредством использования поэтического слога, способствующего превращению обыденной будничной обстановки в возвышенную картину.

Несмотря на небольшой размер отрывочных рассказов, связанных мыслительным единством, писатель демонстрирует наличие в стране богатых духовных сил, характеризующихся поэтическими и душевными чувствами.

Кроме того, литературный цикл отличается литературно-художественным значением, выражающимся в глубоком изображении народной жизни без использования едкого юмора, переходов настроения, преобладанием простонародных слов. Автор иллюстрирует русский быт чудесными описаниями природы и представлением гармонично развитых личностей, не лишенных мечтательности и романтики.

Своеобразием рассказов является использование писателем плавного, закругленного русского языка, способствующего полноте и ясности изображаемых картин и окружающей обстановки, представляя впечатляющие образы персонажей, не оставляющие равнодушными ни одного читателя. Манера использования богатства русского языка впоследствии названа тургеневской, поскольку ни одному писателю не удается именно в такой степени применить удивительные и неповторимые языковые возможности.

2 вариант

Этот цикл рассказов автор посвятил выходцам из простонародья. Это было очень необычно для произведений того временного периода. В основном писатели и поэты в описаниях крестьян допускали много лирики, как правило, не имеющей ничего общего с реальностью. Именно Тургенев заострил внимание на том, как живут в России простые бедные люди.

Это был своего рода призыв к читателям, попытка донести простым и понятным языком насколько тяжела в действительности жизнь низших слоёв общества того времени. В тоже время писатель, ярко раскрывая типажи и характеры своих персонажей, постарался показать, что простой русский человек может преодолеть все тяготы и невзгоды силой своего духа.

Ни один писатель или поэт до Александра Сергеевича не смог так глубоко проанализировать и раскрыть в своих произведениях душу русского мужика. Хотя такие попытки предпринимались в своё время, например, Пушкиным и Гоголем. Тургеневу же это удалось в полной мере. Он давал простой и ясный сигнал обществу, как бы говоря: “Люди, оглянитесь вокруг и посмотрите, насколько богат духовно может быть простой русский человек.” При этом все типажи героев его произведений взяты из личных наблюдений. То есть писатель сам был в той или иной степени очевидцем событий, которые описал в этом произведении.

Так же обращает на себя внимание и художественный стиль, в котором автор преподнёс своё творение на суд общественности. Его манера раскрывать всю глубину русского языка принесла ему признание читателей. Из чётко выверенных слов у Тургенева получилось, как у художника создать картину настоящей жизни простонародья в России во времена крепостного права. В этом отношении писатель выступил как непревзойдённый знаток истинно русской души простого человека. Образы героев впечатляют и не оставляют равнодушными всех прочитавших “ Записки”. Так же поражает, насколько глубоко раскрыты темы, затронутые в произведении. Именно это делает Александра Сергеевича классиком литературы и ставит его в один ряд с другими величайшими писателями и поэтами того времени. Доказательством его таланта также является то, что произведения до сих пор включены в школьную программу.

Также читают:

Картинка к сочинению Записки охотника и их место в русской литературе

Популярные сегодня темы

На картине изображен один из холодных зимних дней. Хмурое и неприветливое пасмурное небо нависает над полем, местами покрытым пожухлой прошлогодней травой, одинокими деревьями и снегом

Очень значимым произведением для страны начала 60-х годов 19 века оказалось произведение «Гроза» Островского. Произведение было написано об обновлении как души человека, так и природы

Можно сказать, что в творении своем Распутин говорит о «малой» Родине, которая останется в сердце каждой настоящей, живой личностей. Писатель считает, что эта самая земля способна дать человеку куда большее, чем он может представить.

Читайте также:  Емеля охотник мамин сибиряк как звали собаку

Однажды мама принесла домой котенка. Это был маленький, грязный кочек с больными глазками. Я была очень удивлена появлению этого комочка грязи, ведь мама очень любила чистоту. Вечером за ужином мама рассказала одну историю.

Иван Андреевич Крылов известный русский баснописец. Несмотря на то, что многие сюжеты для своих произведений он заимствовал у древних авторов, критики высоко оценили его талант и оригинальность.

Сборник рассказов «Записки охотника» Ивана Тургенева — новая страница русской литературы

Рассказы сборника «Записки охотника» Тургенева были написаны в период с 1847 по 1851 гг. и печатались по очереди в журнале «Современник». Единым сборником «Записки охотника» вышли в 1852 году.

Исторический контекст

Середина XIX века – время назревания в российском обществе значительных перемен. И одновременно время реакции властей на эти приближающиеся перемены, судорожные попытки цензуры запретить и спрятать от людских глаз и умов любые намеки на удручающее положение вещей в России.

Крепостное право, как социальное явление, разделило российское общество того времени на два лагеря: одни считали его обыденным и естественным явлением, другие же не могли мириться с тем, что человек угнетает человека. И особенно удивительным было то, что за судьбу крепостных вступались люди состоятельные, имевшие дворянское звание, во владении которых была не одна сотня крестьян. Иван Тургенев был одним из таких людей.

Взгляды Тургенева

Иван Сергеевич родился и провел ранние годы жизни в родовом имении Спасское-Лутовино в Орловской губернии. Во владении его матери Варвары Петровны было более 5000 душ крепостных крестьян, и Иван с самого детства был тесно связан с жизнью простого народа. Он много общался с дворовыми людьми, многих из них полюбил всей душой и видел немало сложных и даже откровенно поломанных судеб среди крестьян. Кроме того, его матушка Варвара Петровна отличалась властным характером и самоуправством, и Иван Сергеевич не раз мог наблюдать, что ей просто нравилось «вершить судьбы» крестьян: наказывать и миловать, по своему хотению выдавать замуж и женить, переселять на другое место жительства, не говоря уж о насмешках и словесных издевательствах.

Все это вызывало отвращение и протест Тургенева, который выдел, что крепостные – такие люди, как и их хозяева, а зачастую даже более добрые, умные и чуткие. Писатель понимал, что не может в одночасье изменить существующее положение вещей, но и молчать не мог. Именно поэтому он писал свои произведения в надежде, что сможет достучаться до людских сердец и умов и открыть глаза на противоестественность крепостного права.

История создания сборника «Записки охотника»

Лето и начало осени 1846 года Иван Тургенев, которому тогда было 29 лет, провел в имении своей матери Спасское-Лутовиново. Он почти не брался за перо в эти дни, зато много охотился. С ранней юности Иван Сергеевич пристрастился к охоте и старался каждый год уделить любимому занятию время. В тот год его постоянным спутником на охоте был егерь Афанасий Алифанов. Тургенев объезжал большие расстояния во время охоты, часто ночевал в близлежащих деревнях и лесных сторожках, и во время этих отлучек много общался с местными жителями. Лето и осень 1846 года оказались богатыми на знакомства: в течение последующих пяти лет автор напишет 25 рассказов на основе впечатлений этого времени.

  • Титульный лист первого издания. 1852

В октябре 1846 года Иван Сергеевич вернулся в Петербург и тут узнал, что журнал «Современник» возглавили его товарищи по литературному цеху Николай Некрасов и Иван Панаев. Редакция обратилась с просьбой к Тургеневу прислать новые сочинения для наполнения первого номера обновленного журнала.

Тогда и появился рассказ «Хорь и Калиныч», который был опубликован в «Современнике» в январе 1847 года. Рассказ вызвал столь большой резонанс и так полюбился читателям, что эта реакция заставила Ивана Тургенева продолжить поднятую им тему. Летом 1847 года Тургенев в компании своего друга Виссариона Белинского уехал в город Зальцбрунн, где писатель и продолжил сочинять новые рассказы будущего сборника.

Пётр Петрович Соколов. Иллюстрация 1890-х к рассказу «Пётр Петрович Каратаев».

Заголовок

Интересно, что название сборника появилось почти случайно. Когда Иван Панаев готовил первый рассказ «Хорь и Калиныч» к печати, он дал ему подзаголовок «Из записок охотника», чтобы уже в заглавии ввести читателя в курс дела и дать настрой на все произведение. В итоге, когда Тургенев написал остальные рассказы и решил объединить их в единую книгу, он остановился на названии «Записки охотника».

Собственноручный рисунок Тургенева к рассказу «Гамлет Щигровского уезда»

Цензура

Когда рассказы выходили по отдельности в течение нескольких лет в разных номерах журнала «Современник», особых препятствий со стороны Цензурного комитета они не встречали. Однако, когда в 1852 году рассказы вышли единым сборником, чиновник цензурного ведомства Владимир Львов, которые дал разрешение на его публикацию, лишился должности. А его коллеги получили строжайшее распоряжение впредь читать произведение целиком до печати, так как даже если статьи не кажутся предосудительными в разрозненном состоянии, то собранные воедино могут представать в невыгодном государю свете. Стало очевидно, что основная тема этих рассказов – не только и не столько охотничьи заметки, сколько описание тяжелой жизни крепостных крестьян и просто народа в целом.

Читайте также:  Нео 12 мир охоты

Цикл «Записки охотника» — состав сборника

Сборник состоит из 25 рассказов. «Хорь и Калиныч», «Ермолай и Мельничиха», «Малиновая вода», «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсяников», «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «Бурмистр», «Контора», «Бирюк», «Два помещика», «Лебедянь», «Татьяна Борисовна и ее племянник», «Смерть», «Певцы», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит», «Лес и степь».

«Хорь и Калиныч». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883

Влияние на литературу и историю

По единодушному мнению многих литературоведов «Записки охотника» Ивана Тургенева открыли новую страницу русской литературы. До выхода этих рассказов никто так откровенно, ярко и просто не описывал быт простого народа. Иван Сергеевич приоткрыл для светского общества ту сторону жизни, которую сам он знал с самого детства, но о которой как-то не принято было говорить в высшем обществе. Здесь же писатель вывел обычного земледельца, крестьянина, бедняка в главные герои. И, описывая случаи из их жизни, исподволь подводил читателя к однозначному выводу: жизнь русского народа в том виде, какая она сейчас есть – недопустимое явление, которое нужно искоренять.

Последующее развитие истории показало, что Ивану Сергеевичу удалось оказать нужное воздействие на умы соотечественников. В 1861 году в Российской империи был выпущен указ об отмене крепостного права. Император Александр II, который и подписал этот указ, просил передать Ивану Сергеевичу Тургеневу, что его «Записки охотника» сыграли большую роль при принятии решения об освобождении крестьян.

«Бурмистр». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883

Природа и язык

Нельзя не отметить и высокую художественную ценность рассказов и очерков Тургенева. Его произведения полны прекрасных пейзажных зарисовок русской природы. Автор через эти зарисовки показывает читателю, как сильно можно любить родную природу и людей, живущих на ней. Тургенев, близко общавшийся с крестьянами, хорошо знал их язык и многие говоры разных местностей, поэтому персонажи его рассказов имеют колоритную речь и образный народный язык.

«Записки охотника» были переведены на всей европейские языки.

Конспект урока литературы «И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов».
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

Конспект урока литературы в 10-м классе по творчеству И.С.Тургенева

Скачать:

Вложение Размер
zapiski_okhotnika.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

«И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов».

Цели: а) образовательные:

— познакомить с содержанием рассказов И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника»;

— раскрыть значение литературоведческих понятий — рассказ, цикл рассказов, образ рассказчика;

— обучать анализу рассказа;

— развивать память, воображение;

— воспитывать интерес к литературе, любовь к родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические технологии: проблемное обучение, элементы исследовательской технологии и интегрированных уроков.

Оборудование: сборник рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника», презентация , карточки с индивидуальными заданиями:

— Назовите имена писателей, творчество которых мы изучили (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Гончаров).

— Назовите литературные направления, которые вы знаете.

-Дайте краткую характеристику каждому направлению.

— В каких литературных направлениях творили эти писатели?

— К каким литературным жанрам мы обращались? (стихотворение, поэма, повесть- сборник повестей, драма (трагедия), роман.

— Романы тоже делятся на жанры. Роман «Обломов» — социально-психологический роман. Попробуйте объяснить значение этих слов (работа со словарем)

-Объясните, почему роман «Обломов» Гончарова – социально-психологический?

2. Изучение новой темы.

— Итак, что же такое рассказ? (работа со словарем).

— Что такое цикл рассказов? К какому литературному направлению относятся «Записки охотника» И. С. Тургенева? Почему сборник называется «Записки охотника»? Какой предстает Россия в рассказах И. С. Тургенева? На эти вопросы мы должны будем ответить в конце урока.

-И. С. Тургенев приходит в литературу как поэт, автор поэмы и стихотворений. Но В. Г. Белинский, друг Тургенева, его литературный учитель, увидел гигантский талант молодого автора, посоветовал писать о том, что хорошо знает.

— А что хорошо знал Тургенев? (жизнь крестьян, деревню, природу его родных мест –села Спасского и села Тургенева)

— В январе 1847 года в первом номере журнала «Современник» был напечатан очерк из крестьянской жизни «Хорь и Калиныч». Это произведение стало украшением этого номера «Современника».

-Анализ рассказа «Хорь и Калиныч». Перескажите рассказ. Дайте характеристику Хорю. Дайте характеристику Калинычу. Определите тему рассказа. Проблему. Идею. Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах?

— Рассмотрите героев на иллюстрациях художника Н. Устинова. расскажите о героях по иллюстрации.

-Что можете сказать о барине Полутыкине? Как к нему относится Федя? Что общего между Полутыкиным и Пеночкиным? Приведите примеры образов крестьян близких Калинычу? (Степушка, Сучок, Ермолай). Чем они похожи? К каким героям литературы они близки? (Обломов). Докажите это.

-Анализ рассказа «Ермолай и мельничиха». Перескажите. Расскажите о Ермолае. О мельничихе. Зачем И. С. Тургенев включил этот образ в своё произведение. Тема. Идея .Проблема. (тема счастья).

— Рассмотрите иллюстрации художника Н. Устинова. К каким эпизодам эти иллюстрации? Какой вы видите мельничиху?

— Анализ рассказа «Бежин луг». Перескажите рассказ. Тема. Идея. Проблема.

— Рассмотрите мальчиков на иллюстрациях художника Н. Устинова. Как вы думаете, кто из них Федя, Костя, Илюша, Павлуша, Ваня? Докажите текстом

-Анализ рассказа «Бирюк». Кратко перескажите рассказ. Дайте характеристику социальному положению Бирюка. Как он относится к своей работе. Определите тему, проблему и идею рассказа. В чем смысл сцены с крестьянином. Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

— Рассмотрите иллюстрацию Н. Устинова к рассказу «Бирюк»? Какие качества характера Бирюка отразил художник в портрете?

— Анализ рассказа «Певцы». Перескажите произведение. Опишите пение героев. Назовите тему, проблему, идею рассказа. Перескажите описания природы. Сравните описание природы с пением героев. Назовите тему, проблему, идею рассказа.

— Рассмотрите иллюстрации Н. Устинова к рассказу «Певцы». К каким эпизодам эти иллюстрации? Какие эпизоды вы хотели бы проиллюстрировать? Используя устное словесное рисование создайте иллюстрацию к рассказу того эпизода, который вам запомнился.

3. Выводы (записываются в тетради).

— Что и кто объединяет эти рассказы? (образ охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы).

— Почему же эти рассказы представляют собой цикл?

— Сравните с циклом «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя (объединяет образ петербурга).

— Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ).

-Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника?

— Каким вы видите русское крестьянство в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками, бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)

-Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)

— Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж)

— Какую роль играет пейзаж в рассказах?

— Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную, крестьянскую, с достоинствами и с недостатками).

-И. А. Гончаров скажет, что в русской природе явился «истинный трубадур, странствующий с ружьем и лирой по селам и полям». Прокомментируйте слова И. А. Гончарова.

— Что такое рассказ?

-Что такое цикл рассказов?

— Почему этот цикл рассказов писатель назвал «Записки охотника»?

— Назовите литературное направление, к которому относится творчество И. С. Тургенева?

— Какой мы видим Россию в рассказах писателя?

5. Домашнее задание.

Читать первые пять глав романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Задания: 1) прочитайте пейзаж в 3 главе, дайте ему характеристику;

2) почему И. С. Тургенев указывает точное время действия в романе?

3) соотнесите время действия и пейзаж;

4) прочтите портреты героев романа, по портретам определите характеры этих героев.

Карточки с индивидуальными заданиями

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Кратко перескажите рассказ;

2) Дайте характеристику социальному положению Бирюка;

3)Как он относится к своей работе.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Определите тему, проблему и идею рассказа;

2) В чем смысл сцены с крестьянином;

3) Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Хоре.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Калиныче.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Определите тему, проблему, идею рассказа;

2) Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику Ермолаю;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг».

Задание.1) Перескажите рассказ;

2) Определите тему, идею, проблему рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику мельничихе.

3) Зачем И. С. Тургенев включил этот образ в своё произведение.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите произведение;

2) Опишите пение героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите описания природы;

2) сравните описание природы с пением героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова «Анна на шее».

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом.

Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит.

Цель: 1. Развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета.

Материал может пригодиться для проведения урока литературы (6 класс).

Конспект урока литературы «А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов», 10 класс.

Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». 5 класс.

Оцените статью
Adblock
detector