- Анализ рассказа Живые мощи Тургенева
- Вариант 2
- Анализ рассказа Живые мощи
- Несколько интересных сочинений
- Анализ произведения Тургенева Живые мощи
- Также читают:
- Картинка к сочинению Анализ произведения Живые мощи
- Популярные сегодня темы
- «Живые мощи», анализ рассказа Тургенева
- История создания
- Литературное направление и жанр
- Проблематика
- Сюжет и композиция
- Герои
- Барин-рассказчик
- Особенности стиля
Анализ рассказа Живые мощи Тургенева
Рассказ «Живые мощи» был написан не позднее 1852 года, но в первое издание «Записок охотника» не вошел. Впервые произведение увидело свет в литературном сборнике под названием «Складчина», состоящим из трудов русских литераторов. Подзаголовок к рассказу гласил – «Отрывок из ”Записок охотника”».
Эпиграфом к произведению автор выбрал цитату из стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селения». Поэт называет родной край – краем долготерпения, что перекликается с основной идеей произведения Тургенева. Образ народа, выраженный в образе смиренной страдалицы Лукерьи и есть символ покорности Божьей воли и духовного просветления.
Иван Сергеевич Тургенев включил в рассказ элементы автобиографии. Прообразом главной героини стали две женщины – одну из них, болеющую страшной болезнью звали Клавдия. Другая же – Евпраксия, была тайной любовью шестнадцатилетнего Тургенева.
Жанр произведения – реалистический рассказ, с элементами автобиографии самого писателя. Автор изображает происходящее без прикрас, так, как все могло быть на самом деле.
По сюжету рассказа, главный герой – барин-рассказчик, после неудавшейся из-за плохой погоды охоты заезжает на хутор своей матери. Гуляя по старому саду, он заметил странную женщину, больше похожу на мумию. К своему удивлению он узнал в ней Лукерью – первую красавицу, хохотушку и певунью, которую знал еще ребенком. Будучи подростком, он даже был в нее влюблен. Лукерья рассказала ему, как уже собиралась выйти замуж, но однажды упала с лестницы и тяжело заболела. С тех пор Лукерье становилось все хуже, и никто не мог ее вылечить. Жених бросил ее и женился на другой. Однако Лукерья не стала горевать и приняла свою долю. Работать она больше не могла и ее поселили на дальнем хуторе, где она проводила целый день без движения. Лукерья не жаловалась, ее единственным развлечением стало наблюдение за окружающим миром и редкое общение с людьми. Героине снились сны о смерти и вскоре, она, как и предполагала – умерла.
Основной темой произведения стал тема терпения и стойкости русского народа. Тема четко отражена в эпиграфе, предваряющем рассказ.
Главные герои рассказа Тургенева, это Лукерья и барин Петр Петрович. Лукерья – женщина двадцати девяти лет, которая уже шесть лет не встает с кровати из-за болезни. Раньше Лукерья была высокой, белолицей красавицей. Теперь, она была похожа на высохший лик иконы с бронзовой кожей. У Лукерьи характер настоящей праведницы, за что ее прозвали «живые мощи». Девушка смирилась с судьбой, и рада, что не может теперь грешить. Лукерья даже жалеет людей, которым гораздо хуже, чем ей.
Барин, он же рассказчик Петр Петрович, вначале был напуган видом несчастной Лукерьи, но позже, проникся жалостью к ней. Личность барина раскрывается как образ сострадательного человека. Ко всему прочему барин умел замечать все тонкости красоты природы.
Композиция рассказа рамочная. Повествование построено так, что рассказ Лукерьи о своей жизни заключен в рамки событий, происходящих на фоне.
Вариант 2
Пример бесконечного терпения, страдания и принятия божьей воли И.С.Тургенев показал в своём рассказе «Живые мощи». В образе главной героини Лукерьи автор отразил характер, силу духа и отношение к жизни русского народа.
Герой произведения после неудачной охоты в дождливый день, заезжает переночевать на хутор Алексеевка, который принадлежал его матушке. Прогуливаясь по знакомым местам и любуясь красотой природы, он доходит до пасеки, рядом с которой стоял небольшой сарайчик. Здесь он и встречается с главной героиней. Весь рассказ это описание разговора Петра Петровича и Лукерьи.
Лукерья, двадцати девятилетняя женщина, напоминает по внешнему виду скорее мумию, чем человека. Она вот уже многие годы прикована к кровати. Примерно семь или восемь лет назад, она и сама точно не помнит, с ней случилась беда, он по непонятной причине оступилась и упала. С тех пор физические силы её стали слабеть, а затем и вовсе покинули, внутри постоянно что-то болезненно ноет, движения женщины ограничены, так как доставляют тяжесть и боль. Многие врачи и бабки-знахарки пытались её лечить, но ничего не помогает, так как никто не может установить причину и определить болезнь. Так Лукерья осталась один на один со своей бедой. Она сильно похудела, обессилела, превратилась в старуху и всё время лежит. На хуторе её стали называть живые мощи. А ведь была когда-то она первая красавица на деревне, резвая, бодрая, певунья и плясунья, собиралась выходить замуж, но всё оборвалось в один миг.
Но как мы видим из текста, Лукерья не испытывает к себе жалости и сострадания. Она с благодарностью принимает то положение, в котором находится, старается найти хотя бы что-то хорошее в своей жизни. Женщина признательна всем тем, кто к ней заходит даже изредка, кто ухаживает за ней. Находясь прикованной к постели, она радуется тому, что Господь избавил её от грехов. Так как в таком состоянии, как говорил женщине священник, даже грехи от тебя отвернулись. Лукерья считает, что её болезнь это расплата за её грехи и грехи других людей. Героиня уверена, что она избавляет человечество от мук. Женщина всей душой радуется за бывшего своего жениха, который отказался от неё во время болезни и женился на другой женщине.
Больше всего Лукерья волнуется и переживает за обычных крестьян, потому что они очень бедные, у них мало земли. Она просит Петра Петровича, чтобы он поспособствовал в улучшении их условий жизни. Ещё женщине очень совестно перед своим собеседником за свою длинную и красивую косу, которою она отрезала из-за невозможности ухаживать за волосами. С каким восторгом и искренностью Лукерья рассказывает о красоте природы, которую она отдельными фрагментами видит, но больше всего слышит. Забежавший случайно зайчик, залетевшая ласточка, принесённые полевые цветы, всё это вызывает у женщины целую бурю эмоций и придаёт ей физические, моральные силы и желание жить, даже в таком состоянии.
Автор показал нам сильную духом русскую женщину, которая, несмотря на тяжесть судьбы, сумела мужественно нести эту ношу до конца своих дней.
Анализ рассказа Живые мощи
Несколько интересных сочинений
Для того чтобы понимать себя, надо хорошо представлять себя, свои возможности и желания и знать, какой цели ты хочешь достичь. Замечательным примером того, как научиться понимать себя, можно назвать образ Евгения Базарова
В произведении Гоголя под названием «Ревизор» существует два понятия, которые неразрывно связаны друг с другом. Хлестаков и хлестаковщина, которые со временем вышли за пределы простых литературных понятий
Конфликтом сказки, описанных писателем, является провинность зайца, который не остановился по зову более сильного животного, за что приговаривается волком к смертной казни, но при этом волк не стремится в ту же секунду уничтожить добычу
Данное произведение является одним из самых популярных и потрясающих произведений во всем мире. Сюжет «Ревизора» был подсказан самим Пушкиным. Не менее глубоко и пронзительно были раскрыты
Первоначально известный роман Льва Николаевича задумывался как повествование о жизни декабристов. Писатель хотел познакомить народ с этим людьми, их нравами, принципами и убеждениями.
Анализ произведения Тургенева Живые мощи
Произведение по жанровой направленности относится с реалистичному рассказу, имеющему автобиографические черты и вошедшего в прозаический сборник русских писателей под названием «Складчина».
В качестве основной тематике в рассказе рассматриваются вопросы о долготерпении русских людей, стойко и терпеливо переносящего жизненные страдания.
Главной героиней рассказа является двадцатидевятилетняя девушка по имени Лукерья, имеющая тяжелое заболевание, ранее бывшей белокожей красавицей, хохотушкой и певуньей, а в настоящее время ставшей мумией.
Композиционная структура произведения представляет собой рамочную схему, заключающаяся в рассказе Лукерьей истории собственной прошлой жизни, которую на бумаге излагает повествователь, барин, случайно встретивший девушку, укрывшись от ливня на ближайшем хуторе.
Сюжетная линия рассказа отображает отношение главной героини к испытаниям, выпавшим на ее долю, которые она воспринимает как должное, не жалуясь на жизнь, сочувствуя другим окружающим людям. Даже желает счастья собственному жениху Василию Полякову, который понимая, что невеста доживает последние дни, заключает брак с доброй женщиной Аграфеной из соседней деревни.
Отличительной особенностью жизненной философии Лукерьи заключает в необременении своим положением окружающих, а свои умения пытается максимально передать девочке, являющейся круглой сиротой, обучая ее пению. Единственным неприятным моментом девушки является необходимость обрезать красивейшую косу, а также желание убедить барыню снизить налоговое бремя для крепостных крестьян. Для рассказчика Лукерья является похожей на святых мучеников, терпя тяжелые физические мучения, заключающиеся даже в отсутствии сна.
Среди средств художественной выразительности в рассказе присутствуют литературный прием в форме оксюморона, а также многочисленные сравнения, раскрывающие образ главной героини поэтично и в то же время нежно в виде описания ее окаменелого, неподвижного лица и колеблющегося голоса. Кроме того, в качестве смысловой и образной нагрузки писатель использует описания снов Лукерьи, отображающие прекрасный и чистый характер героини.
Повествовательное содержание рассказа демонстрирует авторский замысел, заключающийся в представлении терпеливой русской женщины, не падающей духом, с радостью ожидающей приход собственной смерти.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Живые мощи
Популярные сегодня темы
Михаил Юрьевич Лермонтов — один из наиболее известных русских поэтов и писателей, чьё творчество нашло отклик в сердцах миллионов людей по всему миру. Ещё в годы его жизни вокруг гения ходили кучи сплетен и пересудов
Мою маму практически все уважительно называют Светлана Владимировна. Она работает учителем русского языка и литературы в школе. Воспитав не одно поколение учеников, которые пошли по ее стопам
Рассказ «Без языка» написан русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко. Анализ данного произведения приведен в этой статье.
В школе мы изучаем множество предметов. Каждый из них, конечно, важен по-своему. Но мне очень нравится окружающий мир. Я люблю этот урок потому, что узнаю много нового о нашем мире: почему идет дождь, как связан человек с природой
Шукшин написал огромное количество разных произведений и каждое из них достойно внимания. В этой статье будет рассказано об одном произведении «Гринька Малюгин».
«Живые мощи», анализ рассказа Тургенева
История создания
Рассказ Тургенева «Живые мощи» был напечатан в литературном сборнике «Складчина», составленном из трудов русских литераторов в пользу голодающих Самарской губернии, в 1774 г. У рассказа был подзаголовок — «Отрывок из «Записок охотника»».
Замысел рассказа относится к периоду до 1852 г., но он не вошёл в первое издание «Записок охотника». В рассказе есть автобиографические черты. Действие происходит в Алексеевке, одном из имений матери Тургенева. Прототипа героини рассказа Лукерьи звали Клавдией, с ней Тургенев встречался в первой половине 40-х гг. Другой прототип Лукерьи – калека Евпраксия, которая была красавицей, когда с ней был близок 17-летний Тургенев.
Литературное направление и жанр
Рассказ «Живые мощи» принадлежит к реалистическому направлению. В нём отразилась психология человека, переносящего страдания с терпением.
Проблематика
Проблема отношения человека к собственным страданиям и к страданиям других. Истоки силы и слабости человека, сочувствие и сострадание к ближним.
Основная проблема – долготерпение русского народа.
Сюжет и композиция
Эпиграфом к рассказу стала цитата из стихотворения Тютчева о том, что русскому народу свойственно долготерпенье.
Рассказ имеет рамку. Барин попадает на хутор случайно, из-за дождя, мешающего охоте. Большая часть рассказа – разговор с Лукерьей, в котором есть и ретроспекция о её прошлом. Конец – повествование о её скорой смерти.
Герои
Лукерья – 29-летняя женщина, за 6 лет болезни превратившаяся из высокой, полной белокожей красавицы, хохотуньи, плясуньи и певуньи в мумию.
Лукерья принимает как должное все выпавшие на её долю испытания. В её голосе рассказчик не слышит жалоб. Лукерья в её положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей. К таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахов. Она радуется за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, потужив, женился на Аграфёне из Глинного, доброй женщине.
Лукерья благодарна тем добрым людям, которые за ней ходят, но не ждёт помощи: «Кто кому помочь может? Кто ему в душу войдёт? Сам себе человек помогай».
Рассказчика больше всего поражает, что Лукерью даже радует её положение, потому что она лишена возможности грешить. Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной от церкви (священник исповедует её). Лукерья также чувствует себя частью всей природы.
Положение Лукерьи делает её подобной святым. К этой мысли отсылает название-оксюморон. Лукерья внешне похожа на умерших святых. Как многие мученики, она терпит физические страдания, так что даже не всегда может спать. Её жизнь — полноценная жизнь христианской души.
Она совсем не может читать, хотя и умеет, потому что не может удержать книгу, только молится.
Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не обременить. Даже свечку она не жжёт, потому что жалко, даже Богу много не молится, чтобы не наскучить.
Лукерья чувствует свою пользу: она передаёт девочке-сиротке, которая ходит к ней, своё умение петь песни, а знает она их множество.
Единственное, о чём просит Лукерья – уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. Жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать.
Восхищения рассказчика её терпением она отвергает, вспоминая о подвигах Симеона Столпника, Иоанна Затворника и Жанны д’Арк (последних двух по именам не знает).
Барин-рассказчик
Рассказчик называет Лукерью несчастным, полумёртвым существом. Проникнувшись сочувствием к Лукерье, он хочет везти её в больницу, потому что она там «будет не одна». Он старается «для её же пользы», рассуждая так же, как доктор, который обследовал Лукерью и не велел ей противиться: «Я для вас же, дураков, стараюсь».
Постепенно ужас перед несчастным существом сменяется в рассказчике несказанной жалостью.
Единственное полезное дело, которое барин может сделать для Лукерьи, — достать ей лекарство от бессонницы.
Особенности стиля
Лукерья описана очень поэтично. То, что должно бы внушать страх и отвращение, красиво, почти божественно. Её лицо окаменелое, голос поющей женщины бедный, колеблющийся, как струйка дыма. Её крохотные пальчики холодны, а тёмные веки, опушённые золотистыми ресницами, похожи на веки древних статуй. Во всём образе Лукерьи есть какое-то окаменение, окостенение, так что рядом с ней каменеет и рассказчик. Эта неподвижность контрастирует с движением жизни вокруг.
Особую смысловую и образную нагрузку несут сны Лукерьи. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал причиной её болезни. Последний её сон, в котором Смерть предсказывает ей время её кончины, сбывается. Надо думать, что правдивы и остальные сны, в которых Иисус забирает её в Царство Небесное и родители благодарят за молитвы.