Записки охотника женские образы

Своеобразие портретных характеристик в «Записках охотника» И.С. Тургенева

Знакомство читателя с героями «Записок охотника» И.С. Тургенев часто начинает с представления их внешнего облика. Такой приём введения героя в ткань художественного текста наиболее часто используется в «Записках охотника». Понятие внешний облик – довольно широкое, оно подразумевает характеристику человека по многим параметрам (многообразные физические особенности, жесты, манеры, одежда и т.д.). Для того, чтобы дать портретную характеристику героя, автор отбирает наиболее существенные, на его взгляд, детали. Чему же И.С. Тургенев отдаёт приоритет при описании внешности своих героев? Обратимся к портретным характеристикам героев «Записок охотника».

В самом начале рассказа «Хорь и Калиныч», открывающего весь цикл удивительных по содержанию и мастерских по форме изложения «Записок охотника», даётся противопоставление мужика Орловской и Калужской губерний: «…орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм …»; «…калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом , глядит смело и весело…». Привлекает внимание тот факт, что описание внешности в обоих случаях начинается с указания на рост жителя определённой местности – особенность, на первый взгляд, не очень важную и не самую главную. Для И.С. Тургенева же, как показывает анализ, рост – одна из существенных черт в подаче образа героя.

Отмеченная в начале рассказа особенность внешнего облика жителей двух соседних губерний подтверждается и далее в тексте произведения, где Хорь – старик – лысый, низкого роста, плечистый и плотный, Калиныч же – человек лет сорока, высокого роста, худой.

Интересно заметить, что дети Хоря явно пошли не в отца: «Кругом телеги стояло человек шесть молодых великанов… Всё дети Хоря». О них же в тексте читаем: рослый народ.

Соотношение по росту между отцом ( низкого роста ) и детьми ( рослый народ ), представленное в рассказе «Хорь и Калиныч», также наблюдается и в рассказе «Бурмистр»: «…вошёл бурмистр… человек был роста небольшого, плечист, сед и плотен… », а сын его – в косую сажень ростом.

Обращает на себя внимание не только одинаковое соотношение по росту между отцом и сыновьями. Хоря и бурмистра объединяет и то, что они оба – мужики по своему социальному положению, примерно одного возраста (имеют женатых сыновей), зажиточные, хотя и достигли своего относительного благополучия разными путями, – очень похожи по своему внешнему облику. Видимо, неслучайно И.С. Тургенев употребляет для описания их внешности синонимичные слова, словосочетания, формы одних и тех же слов, ср.:

Хорь – низкого роста, плечистый , плотный … поглаживая свою курчавую бороду

Бурмистр – роста небольшого , плечист , плотен , сбородой в виде веера.

Что касается бороды, то И.С. Тургенев делает очень точное замечание: «…с тех пор, как Русь стоит, не бывало ещё на ней примера раздобревшего и разбогатевшего человека без окладистой бороды » . Это наблюдение можно отнести не только к бурмистру, но и к Хорю.

Нельзя не отметить, что, подобно тому как при описании внешности отцов (Хоря и бурмистра) писателем используются совпадающие и близкие по значению слова и выражения, при описании детей Хоря и сына бурмистра употребляются лексические единицы, тождественные в плане передачи степени выражаемого ими признака (очень высокий) и отличающиеся образностью, экспрессивностью ( трёхаршинный староста, рослый народ, мужик в косую сажень ростом и др.).

Читайте также:  Запишите имена художников иллюстраторов записок охотника

Противопоставление героев по внешнему виду, в том числе по росту, мы встречаем не только в двух рассмотренных выше рассказах, где это проявляется по линии орловский – калужский, отцы – дети и относится к группе лиц , но и в других рассказах, где сопоставляются по росту два человека и это сопоставление идёт параллельно с иными характеристиками героев.

Так, в рассказе «Малиновая вода» различное социальное положение находит отражение во внешнем виде героев, отличие касается не только их одежды, но и физической характеристики, ср.: «У залива… сидели… два старика. Один довольно плотный и высокого роста, в тёмно-зелёном опрятном кафтане и пуховом картузе, удил рыбу; другой, худенький и маленький, в мухояровом заплатанном сюртучке и без шапки, держал на коленях горшок с червями…». Безусловно, рост не является социально значимой характеристикой, но в данном контексте он является значимым: человек высокого роста – это вольноотпущенный, бывший дворецкий графа Петра Ильича, Михайло Савельев, по прозвищу Туман; худенький, маленький – Стёпушка, которого «нельзя было считать ни за человека вообще, ни за дворового в особенности».

В рассказе «Два помещика» противопоставление по росту является средством характеристики людей одинакового социального положения, но разных по своим взглядам и жизненным позициям. Важно заметить, что знакомство читателя с героями своего повествования И.С. Тургенев и в этом рассказе начинает с указания на рост человека. Вот генерал-майор Хвалынский: «Представьте себе человека высокого и когда-то стройного…». Мардарий Аполлоныч Стегунов – «Он ни в чём не походил на Хвалынского… Мардарий Аполлоныч старичок низенький, пухленький, лысый…».

Интересно, что противопоставленными по росту оказываются и два приятеля Обалдуй и Моргач, показанные в рассказе «Певцы». Писатель, знакомя читателей с этими героями, обращает внимание на их рост, одежду, начинается же повествование о них с одного и того же глагола, ср.: . показался мужчина высокого роста, без шапки, во фризовой шинели . – Обалдуй, . показался человек низенького роста, толстый и хромой. На нём была довольно опрятная суконная чуйка. высокая остроконечная шапка . – Моргач. Параллелизм в представлении героев здесь сочетается с противопоставлением их по росту, одежде, что передаётся прежде всего антонимичными сочетаниями высокого роста – низкого роста.

Как видим, указание на рост является особенно значимым, «весомым» при противопоставлении двух лиц, связанных между собой ситуацией («Малиновая вода»), социальным положением («Два помещика»), приятельскими, дружескими отношениями («Певцы»). Оппозиция высокий – низкий (о росте) выступает одним из средств индивидуализации и создания портретной характеристики героев.

В целом же количество героев, выделяющихся своим высоким или небольшим ростом в рассказах примерно одинаково. Наблюдается разнообразие социального состава людей, чей рост является средством портретной характеристики, т.к. в той или иной степени отклоняется от общепринятых норм.

Многочисленность героев высокого роста проявляется в разнообразии социального состава людей этой группы: мужик – «человек лет сорока, высокого роста, худой…» («Хорь и Калиныч»), «Вошёл мужик огромного роста, лет тридцати» («Контора»); лесник – «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу» («Бирюк»); мельник – «человек высокого роста» («Ермолай и мельничиха»); барышник – «человек уже не молодой, высокий и толстый» («Лебедянь»); камердинер – «человек высокого роста, худощавый» («Контора»); лакей – «Юшка, высокий и худощавый старик, лет восьмидесяти» («Два помещика»); дворовой – мужчина высокого роста («Певцы»), князь – «…князь Козельский – вон этот высокий мужчина с бородой» («Гамлет Щигровского уезда»); помещик – «…человек высокого роста, с усами, вышел из чащи…», «Я здешний помещик Радилов» («Мой сосед Радилов»), разорившийся помещик – «А вот это, – подхватил Радилов, указывая мне на человека высокого и худого…» («Мой сосед Радилов»), «. какой-то господин высокого роста с правильным лицом и благородной осанкой» («Лебедянь»).

Читайте также:  Периоды охоты у кобыл

Не менее разнообразен и социальный состав героев, обращающих на себя внимание невысоким ростом: зажиточные мужики Хорь и бурмистр; бывший дворецкий вольноотпущенный по прозвищу Туман; отставной поручик Виктор Хлопаков, маленький, смугленький и худенький человек . («Лебедянь»); Конторщик .. . человек лет пятидесяти, толстый, низкого росту. .. («Контора»); Уездный лекарь , человек небольшого роста, худенький и черноволосый («Уездный лекарь»); бывший кучер, приказчик, отпущенный на волю, мещанин Моргач («Певцы»); рядчик – невысокого роста плотный мужчина лет тридцати («Певцы»), помещики – Мардарий Аполлоныч Стегунов . старичок низенький , пухленький, лысый. . молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, Аркадий Павлыч Пеночкин. . Роста он небольшого , сложен щеголевато. («Бурмистр»).

Особого внимания заслуживает описание внешнего облика однодворца Овсяникова. Вот первое знакомство с ним в рассказе «Мой сосед Радилов»: «…вошёл в комнату старик высокого росту , плечистый и плотный, однодворец Овсяников». В рассказе «Однодворец Овсяников» читаем: «Представьте себе, любезные читатели, человека полного, высокого , лет семидесяти… И жену он сыскал по себе. Татьяна Ильинична Овсяникова была женщина высокого росту , важная, молчаливая… племянник его – Митя, малый лет двадцати восьми, высокий , стройный и кудрявый…». Во всех приведённых отрывках подчёркивается высокий рост однодворцев – в прошлом помещиков, дворян, переселённых или переселившихся сюда, на южные земли Русского государства, из Москвы и других городов центра.

Хочется обратить внимание ещё на одну особенность портрета Овсяникова. Характеризуя его внешний вид, И.С. Тургенев пользуется теми же словами, что и при описании Хоря и бурмистра: ср. Хорь – плечистый, плотный, б урмистр – плечист, плотен, Овсяников – плечистый, плотный, только Хорь и бурмистр низкого роста (как и подобает орловскому мужику), Овсяников же – высокого роста (потомок приезжих на службу людей). Плечистый , то есть с широкими плечами, плотный, то есть крепкого сложения – именно таким, по всей видимости, представлялся И.С. Тургеневу русский мужик. Вспомним в связи с этим слова рассказчика о Хоре: «Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика».

В целом ряде рассказов, как и в рассказе «Однодворец Овсяников», писатель непосредственно обращается к читателю, призывая его представить себе того или иного нового героя: «Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого , худого» («Ермолай и мельничиха»), «представьте себе человека высокого и когда-то стройного» («Мой сосед Радилов») и др. Как видим, и здесь при актуализации внимания на внешнем облике обязательно даётся указание на рост персонажа.

Существительное человек – одно из самых частотных в портретных характеристиках героев: (стоял) человек уже не молодой, высокий и толстый («Лебедянь»), (заговорил) человек высокого роста («Контора»), (догнал нас) человек лет сорока, высокого роста, худой («Хорь и Калиныч», человек высокого роста, с усами, вышел из чащи («Мой сосед Радилов»).

Конкретизация портретной характеристики осуществляется за счёт существительных, указывающих на половую, социальную принадлежность, возраст героев рассказов: «высокий мужчина » («Гамлет Щигровского уезда»), « женщина высокого росту» («Однодворец Овсяников»); «рослый мужик » («Стучит»), « мужик огромного роста» («Контора»), «. князь Козельский – вон этот высокий мужчина с бородой. » («Гамлет Щигровского уезда»); « старик высокого росту» («Мой сосед Радилов»), «высокий и худощавый старик» («Два помещика»), « старичок низенький, пухленький» («Два помещика»), « старушка небольшого росту» («Мой сосед Радилов»), «маленькая жёлтая старушонка» («Пётр Петрович Каратаев»), « малый лет двадцати восьми, высокий, стройный» («Однодворец Овсяников»), «дюжий парень» («Чертопханов и Недопюскин»), « молодец… высокого роста, плечист и сложен на славу» («Бирюк»). Каждое из приведённых агентивных существительных одновременно указывает на несколько признаков: мужчина , женщина , старик, старушка, старушонка, малый, молодец, парень – пол и возраст, мужик , князь – пол, возраст, социальное положение. Употребление таких существительных, включающих в свое лексическое значение несколько разноплановых агентивных сем, одновременно с указанием на рост создаёт довольно яркий портрет героя.

Читайте также:  Тетерев охота с подхода весной

Несмотря на частотность, даже некоторую обязательность оценки того или иного героя по росту при самом первом знакомстве с ним, при чтении рассказов такая особенность представления героев не только не бросается в глаза, но и не вносит элемента повторяемости, некой шаблонности – всё это свидетельствует о большом мастерстве писателя, о глубоком знании им языка и умении использовать различные языковые средства для передачи своих мыслей. Для выражения одного и того же (или очень близкого) содержания, одной и той же личностной характеристики по росту И.С. Тургенев включает в текст своего повествования имена прилагательные – высокий, рослый, трёхаршинный / маленький, низенький , синонимичные им устойчивые словосочетания – высокого роста (росту), огромного роста / невысокого роста, небольшого роста (росту), низкого росту, низенького роста, маленького роста, фразеологизм в косую сажень ростом, имена существительные – великаны, карлик. Кроме разнообразия лексического выражения определяемых (человек, мужчина и под.) и определяющих ( высокий, низенький и под.) компонентов в характеризующих по росту синтаксических конструкциях, писатель активно использует порядок данных компонентов как одно из средств передачи тончайших оттенков при описании внешности героев, ср. Юшка, высокий и худощавый старик лет восьмидесяти, вошел с рюмкой водки на тёмном крашеном подносе. («Два помещика»), Митя, малый лет двадцати восьми, высокий , стройный и кудрявый, вошёл в комнату. («Однодворец Овсяников»); . старушка небольшого росту . («Мой сосед Радилов») и . роста он небольшого , сложен щеголевато. («Бурмистр»).

Обращает на себя внимание почти полное отсутствие стилистически маркированных лексических единиц и устойчивых словосочетаний в структуре характеризующих по росту синтаксических конструкций, в то время как и в общенародном языке, и в орловских говорах абсолютное большинство лексических и фразеологических единиц, оценивающих человека по росту, являются стилистически окрашенными (употребляются в разговорной речи, просторечии). И.С. Тургенев предпочитает спокойные, нейтральные в стилистическом плане характеристики, не репрезентируя таким образом авторское отношение, давая возможность читателю самому определить своё отношение к герою рассказа.

Приведённая нами особенность в изображении портретов героев подтверждает слова В.Б. Шкловского, который назвал «Записки охотника» книгой «с минимальным показом рассказчика».

Выявленное своеобразие в портретных характеристиках является ещё одним доказательством того, что несмотря на определённую автономность отдельных рассказов, «Записки охотника» представляют собой художественное эпическое единство.

Оцените статью
Adblock
detector