Записки охотника урок анализ

И.С. Тургенева «Записки охотника»
план-конспект урока по литературе на тему

Скачать:

Вложение Размер
И.С. Тургенев «Записки охотника» 15.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Тема урока: «Записки охотника» и их место в русской литератур (2ч)

Цели: познакомиться с жанровым понятием цикл, с циклом рассказов Тургенева; научить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков.

  1. Знакомство с книгой «Записки охотника»
  1. Слово учителя

Рассказы из цикла «Записки охотника» появились 1847 года в журнале Некрасова «Современник». Сам автор называл их «мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете».

  1. Особенности жанра «Записок охотника» и их оценка в критике
  1. Словарная работа.

Учащиеся записывают определения:

Цикл – не случайная подборка произведений одного жанра и общей тематики. Эта поэтический организм, клеточки которого, обладая относительной самостоятельностью, своей взаимосвязью друг с другом образуют «более широкое общее содержание, чем смысл отдельных вещей или механической совокупности, суммы. (П. Громов).

Цикл (от греч. «круг») – группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. Встречаются циклы стихотворений, рассказов, повестей, романов.

  1. Разбор особенностей «Записок охотника».

На то, что «Записки охотника» являются циклом указывает следующее:

  • Закрепленное за каждым рассказом его определенное место;
  • Общность героев: все рассказы цикла объединяет собой рассказчик, несколько раз встречается упоминание о Ермолае, два рассказа посвящены Чертопханову и Недопюскину;
  • Тематическое и идейное единство рассказов – все истории рассказывают о жизни помещиков и крестьян, о природе, о приключениях охотников.

Композиция рассказов – зеркальна. Небольшая предыстория, часто сопровождается пейзажем, затем знакомство с новым героем: его портрет, история жизни, затем беседа с ним. Концовка, как правило, неожиданная, никаких выводов, никакой морали мы не встретим: нам предоставляется право самостоятельно делать выводы.

  1. Человеческие типы в рассказах Тургенева. Аналитическая беседа.

— О чем книга «Записки охотника»? (Это книга о народе, их жизненные ситуации.)

— Как выражено авторское отношение к крестьянам?

(Глубокое сочувствие к угнетенному народу выражено в любовном изображении индивидуальности каждого крестьянина-героя.)

  1. Образ рассказчика в «Записках охотника»

— Какими качествами наделил Тургенев рассказчика? (Своего героя –рассказчика наделяет несколькими функциями: разговаривать и понять героя, почти бесстрастно рассказать об увиденном.)

— Что мы знаем о жизни самого рассказчика? (Общие биографические подробности ( упоминание о матери, о Спасском, о том, что жил за границей)).

Тургеневская книга «Записки охотника» полна поэзии и правды русской природы и народной жизни. Все здесь объемно, зримо, полно красками, звуками, запахами. «Записки охотника» и поныне остаются одной из самых светлых, поэтичных, художественных книг русской литературы.

  1. Прочитать рассказы из цикла «Записки охотника.
  2. Ответить на вопросы

Конспект урока литературы «И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов».
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

Конспект урока литературы в 10-м классе по творчеству И.С.Тургенева

Скачать:

Вложение Размер
zapiski_okhotnika.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

«И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов».

Цели: а) образовательные:

— познакомить с содержанием рассказов И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника»;

— раскрыть значение литературоведческих понятий — рассказ, цикл рассказов, образ рассказчика;

— обучать анализу рассказа;

— развивать память, воображение;

— воспитывать интерес к литературе, любовь к родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические технологии: проблемное обучение, элементы исследовательской технологии и интегрированных уроков.

Оборудование: сборник рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника», презентация , карточки с индивидуальными заданиями:

— Назовите имена писателей, творчество которых мы изучили (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Гончаров).

— Назовите литературные направления, которые вы знаете.

-Дайте краткую характеристику каждому направлению.

— В каких литературных направлениях творили эти писатели?

— К каким литературным жанрам мы обращались? (стихотворение, поэма, повесть- сборник повестей, драма (трагедия), роман.

— Романы тоже делятся на жанры. Роман «Обломов» — социально-психологический роман. Попробуйте объяснить значение этих слов (работа со словарем)

-Объясните, почему роман «Обломов» Гончарова – социально-психологический?

2. Изучение новой темы.

— Итак, что же такое рассказ? (работа со словарем).

— Что такое цикл рассказов? К какому литературному направлению относятся «Записки охотника» И. С. Тургенева? Почему сборник называется «Записки охотника»? Какой предстает Россия в рассказах И. С. Тургенева? На эти вопросы мы должны будем ответить в конце урока.

-И. С. Тургенев приходит в литературу как поэт, автор поэмы и стихотворений. Но В. Г. Белинский, друг Тургенева, его литературный учитель, увидел гигантский талант молодого автора, посоветовал писать о том, что хорошо знает.

— А что хорошо знал Тургенев? (жизнь крестьян, деревню, природу его родных мест –села Спасского и села Тургенева)

— В январе 1847 года в первом номере журнала «Современник» был напечатан очерк из крестьянской жизни «Хорь и Калиныч». Это произведение стало украшением этого номера «Современника».

-Анализ рассказа «Хорь и Калиныч». Перескажите рассказ. Дайте характеристику Хорю. Дайте характеристику Калинычу. Определите тему рассказа. Проблему. Идею. Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах?

— Рассмотрите героев на иллюстрациях художника Н. Устинова. расскажите о героях по иллюстрации.

-Что можете сказать о барине Полутыкине? Как к нему относится Федя? Что общего между Полутыкиным и Пеночкиным? Приведите примеры образов крестьян близких Калинычу? (Степушка, Сучок, Ермолай). Чем они похожи? К каким героям литературы они близки? (Обломов). Докажите это.

-Анализ рассказа «Ермолай и мельничиха». Перескажите. Расскажите о Ермолае. О мельничихе. Зачем И. С. Тургенев включил этот образ в своё произведение. Тема. Идея .Проблема. (тема счастья).

— Рассмотрите иллюстрации художника Н. Устинова. К каким эпизодам эти иллюстрации? Какой вы видите мельничиху?

— Анализ рассказа «Бежин луг». Перескажите рассказ. Тема. Идея. Проблема.

— Рассмотрите мальчиков на иллюстрациях художника Н. Устинова. Как вы думаете, кто из них Федя, Костя, Илюша, Павлуша, Ваня? Докажите текстом

-Анализ рассказа «Бирюк». Кратко перескажите рассказ. Дайте характеристику социальному положению Бирюка. Как он относится к своей работе. Определите тему, проблему и идею рассказа. В чем смысл сцены с крестьянином. Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

— Рассмотрите иллюстрацию Н. Устинова к рассказу «Бирюк»? Какие качества характера Бирюка отразил художник в портрете?

— Анализ рассказа «Певцы». Перескажите произведение. Опишите пение героев. Назовите тему, проблему, идею рассказа. Перескажите описания природы. Сравните описание природы с пением героев. Назовите тему, проблему, идею рассказа.

— Рассмотрите иллюстрации Н. Устинова к рассказу «Певцы». К каким эпизодам эти иллюстрации? Какие эпизоды вы хотели бы проиллюстрировать? Используя устное словесное рисование создайте иллюстрацию к рассказу того эпизода, который вам запомнился.

3. Выводы (записываются в тетради).

— Что и кто объединяет эти рассказы? (образ охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы).

— Почему же эти рассказы представляют собой цикл?

— Сравните с циклом «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя (объединяет образ петербурга).

— Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ).

-Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника?

— Каким вы видите русское крестьянство в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками, бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)

-Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)

— Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж)

— Какую роль играет пейзаж в рассказах?

— Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную, крестьянскую, с достоинствами и с недостатками).

-И. А. Гончаров скажет, что в русской природе явился «истинный трубадур, странствующий с ружьем и лирой по селам и полям». Прокомментируйте слова И. А. Гончарова.

— Что такое рассказ?

-Что такое цикл рассказов?

— Почему этот цикл рассказов писатель назвал «Записки охотника»?

— Назовите литературное направление, к которому относится творчество И. С. Тургенева?

— Какой мы видим Россию в рассказах писателя?

5. Домашнее задание.

Читать первые пять глав романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Задания: 1) прочитайте пейзаж в 3 главе, дайте ему характеристику;

2) почему И. С. Тургенев указывает точное время действия в романе?

3) соотнесите время действия и пейзаж;

4) прочтите портреты героев романа, по портретам определите характеры этих героев.

Карточки с индивидуальными заданиями

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Кратко перескажите рассказ;

2) Дайте характеристику социальному положению Бирюка;

3)Как он относится к своей работе.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Определите тему, проблему и идею рассказа;

2) В чем смысл сцены с крестьянином;

3) Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Хоре.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Калиныче.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Определите тему, проблему, идею рассказа;

2) Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику Ермолаю;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг».

Задание.1) Перескажите рассказ;

2) Определите тему, идею, проблему рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику мельничихе.

3) Зачем И. С. Тургенев включил этот образ в своё произведение.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите произведение;

2) Опишите пение героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите описания природы;

2) сравните описание природы с пением героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова «Анна на шее».

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом.

Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит.

Цель: 1. Развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета.

Материал может пригодиться для проведения урока литературы (6 класс).

Конспект урока литературы «А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов», 10 класс.

Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». 5 класс.

Урок литературы 10 класс по теме И.С.Тургенев «Записки охотника»

Система уроков по творчеству И.С.Тургенева 10 класс.

1. И.С.Тургенев «Записки охотника»

2. Жизнь и творчество писателя.

3. Трилогия о любви.

4. Тургенев –«золотой мастер прозы»..Писатель и русский реалистический роман.

5. Роман «Отцы и дети».История создания романа, проблематика.

6. «Преобразования необходимы…»Образы « отцов» в романе И.С.Тургенева.

7. «Демократ до конца ногтей».Споры, схватка,дуэль-основные сцены конфликта.

8. «Испытание любовью». Базаров и Одинцова.

9. «Страстное, грешное, бунтующее сердце Базарова»

10. Споры вокруг романа «Отцы и дети». Писарев о романе.

11. Стихотворение в прозе.

Объективность, принципы, правозвестник,самосознание, общественная обстановка,кризис крепостнической системы ,конфликт поколений,нигилизм,нигилист, аристократ,плебей,

идеалист,материализм,авторский замысел, страсть, грех, бунт, дружба,любовь,обязанность,долг,дилетант, роман.

1.Мое любимое поизведение И.С.Тургенева.

2. «Торжество демократии над аристократией…»

3. «Я нужен России…Нет, видно, не нужен…»

4. « От нигилиста к рьяному хозяину» (Аркадий)

5. Трагическое одиночество Базарова.

6. Чем интересен роман «Отцы и дети» и его герой современному читателю?

Литературный диктант по творчеству И.С.Тургенева.

1.Где и в какой семье родился И.С.Тургенев?

2.Какое образование получил будущий писатель?

3. Какие общественно-политические взгляды выражал И.С.Тургенев?

4.Почему 1843 год стал значимым в жизни писателя?

5.Какое произведение принесло известность писателю? Где оно было опуликовано?

6. Назовите основные темы сборника «Записки охотника».

7.Назовите повести, раскрывающие тему любви в творчестве писателя.

8. Назовите романы И.С.Тургенева .

9. Когда был написан роман «Отцы и дети»?

10.Дайте определение жанру «Стихотворение в прозе».

Урок литературы 10 класс.

Тема: И.С.Тургенев «Записки охотника»(1847-1874)

Цель: познакомиться с жанровым понятием «цикл», с циклом рассказов Тургенева;

учиться сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;

Эпиграф: «Точно и сильно воспроизвести истину,

реальность жизни – есть высочайшее счастие для литератора,

даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями»(И.С.Тургенев)

2.Мотивация.Цели и задачи урока.

Чтение воспоминаний,сочинений о Тургеневе.

-В чем же сила этих рассказов, в чем их суть?

3.Работа над темой урока.

1)Запись в тетрадь определения

Цикл (от греч. «круг») — группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. Встречаются циклы стихотворений, рассказов, повестей, романов.

-Можно ли считать «Записки охотника» циклом, а не случайной подборкой рассказов? Почему?

2)История создания сборника «Записки охотника»( сообщение учащегося-опережающее задание.)

Лето и часть осени 1846 года Тургенев провёл в Спасском-Лутовинове . Писатель почти не прикасался к перу, зато много охотился; его постоянным спутником был егерь Чернского уезда Афанасий Алифанов. Выехав в середине октября в Петербург, писатель узнал, что в «Современнике» произошли изменения: журнал приобретён Некрасовым и Иваном Панаевым . Новая редакция попросила Тургенева «наполнить отдел смеси в 1-м номере».

Рассказ «Хорь и Калиныч», написанный для первого номера, вышел в январском выпуске «Современника» (1847). Подзаголовок «Из записок охотника», давший название всему циклу, был предложен Панаевым. Поначалу Тургенев не слишком отчётливо видел ракурс будущего произведения: «кристаллизация замысла» шла постепенно:

Наблюдения, вынесенные писателем за время пребывания в деревне, были так обильны, что материала этого ему хватило потом на несколько лет работы, в результате которой сложилась книга, открывшая новую эпоху в русской литературе.

Летом 1847 года Тургенев и Белинский уехали в Зальцбрунн . Там работа над «Записками охотника» была продолжена. Когда Тургенев прочитал друзьям рассказ «Бурмистр», Белинский, по воспоминаниям присутствовавшего в помещении Анненкова , отреагировал на один из эпизодов эмоциональной фразой: «Что за мерзавец с тонкими вкусами!» Этот рассказ стал единственным, под которым автор указал место и время написания: «Зальцбрунн, в Силезии , июль, 1847».

В 1852 году «Записки охотника» вышли отдельной книгой. Очень скоро книга была переведена на французский, потом на английский и немецкие языки. И всюду она воспринималась как необычно цельная, яркая художественная вещь, имеющая своё неповторимое лицо. «Ваши крестьяне, — сообщала Тургеневу знаменитая французская писательница Жорж Санд, — Ваши помещики предстают перед нами с исключительной рельефностью… Ни один исторический памятник не может раскрыть Россию лучше, чем эти образы».

За антикрепостническую направленность правительство решило выслать писателя, правда, в собственную деревню (Спасское-Лутовиново Орловской губернии, 1852 год), без права появления в обеих столицах в течение двух лет.

Окончательно цикл сформировался в 1874 году, когда в него вошли три новых рассказа: «Конец Чертопханова», «Живые мощи» и «Стучит!» Так определился полный состав «Записок охотника».

3. Аналитическая беседа по рассказу «Бурмистр»:

— Почему лакей не сказал ни слова?

-Что самое страшное в поведении помещика?

-Чтение отрывков «Письмо Белинского к Гоголю», «Тургенев о себе»

-Какова позиция автора? (писатель дает клятву бороться против крепостного права)

— Каким предстает перед вами характер и образ И.С. Тургенева?

— Продолжите фразу: «Книга И.С. Тургенева «Записки охотника» — это. »

6. Домашнее задание:Подготовить пересказ -анализ одного из рассказов (на выбор учащихся) по плану.

План анализа рассказа из сборника «Записки охотника»

1) Каков сюжет рассказа?

2) Как рисует писатель русского крестьянина?

3) Какова авторская позиция в рассказе?

4) Что поразило вас в этом произведении?

5) Как отразилось творческое кредо писателя в нем?

Читайте также:  Не охота было вставать
Оцените статью
Adblock
detector