Анализ рассказа Смерть Тургенева
Произведение относится к особым сочинениям писателя, поскольку в качестве основной тематики рассматривает отношение человека к собственной смерти.
Главными персонажами рассказа становятся обыкновенные русские люди, на примере жизненных судеб которых автор демонстрирует принятие ими своей кончины.
Отличительной особенностью рассказа является изображение смертей героев произведения, представителями которых представляются не только простые крестьяне, но и людей из дворянских родов и русской интеллигенции, имеющие внешне разрозненные жизненные судьбы.
В качестве основного персонажа рассказа писатель представляет бригадира подрядчиков Максима, смерть которого наступает от упавшего на него ствола дерева. При этом, умирая и тяжело перенося боль от полученного ранения, Максим не падает духом, а старается из последних сил раздать подчиненным необходимые в дальнейшей работе указания.
Также не теряет самообладания и выдержки местный мельник, который, приехав в фельдшерский пункт, узнает о своей смертельной болезни. Понимая собственное безнадежное состояние, он отказывается от госпитализации в больницу, а отправляется домой для окончания всех начатых им дел и дачи последних распоряжений работникам и близким.
Писатель изображает и смерть патриархальной старухи-помещицы Татьяны Борисовны, умирающей на собственном одре, но желающей собственноручно оплатить услуги приглашенного священника. В момент, когда рука старушки тянется к целковому, помещица испускает последний вздох.
Наблюдает автор и за постепенным уходом из жизни знакомого нищего студента по имени Авенир Сорокоумов, заболевшего чахоткой и неспособного более продолжать обучение. Осознавая приближение скорой смерти, Сорокоумов не вздыхает, не сокрушается о своем положении, а продолжает вести с навестившими его товарищами беседы об искусстве, литературном кружке, вспоминая студенческие посиделки, шутя о проделках товарищей и всячески выражая благодарность собственной судьбе, при этом словно забыв о тяжелой жизни у злобного барина Крупянникова, преподавателем детей которого он является.
Смысловая нагрузка рассказа «Смерть» заключается в изображении писателем истинной, цельной, простой и правдивой русской души, которая, несмотря на различия в происхождении, имеет одинаковое отношение к наступлению смерти, не проявляя эгоистическую сосредоточенность собой и своими чувствами, а демонстрируя озабоченность дальнейшей жизнью близких и родных людей. Герои принимают собственную кончину, выражая безропотность и бесстрашие, осознавая ее наступление в качестве одной из составных частей земной жизни, тем самым писатель выражает авторское восхищение данной необыкновенной способностью русских людей.
Анализ рассказа Смерть
Несколько интересных сочинений
Манилов – беспечный мечтатель. В его образе присутствуют не самые приятные человеческие качества. Он слащав, сентиментален, ведет праздный образ жизни, создает невероятные проекты, которые не имеют смысла для реально жизни.
В сказке «Медной горы Хозяйка» Павла Петровичи Бажова Степан – крепостной крестьянин, работающий на одном из местных горных заводов. Перед читателем он постает как один из центральных персонажей.
Одна из самых узнаваемых картин об осени – картина Левитана «Золотая осень». Каждый знает, что на ней изображено: тонкая река
Пьеса «Гроза « была написана в 1859-м году. В ней А.Н. Островский на протяжении всего произведения поднимает разные нравственные проблемы. В пьесе описан маленький провинциальный городок Калинова
За многие века существования человечества написано бесчисленное количество произведений на тему любви. И это неспроста. Ведь любовь в жизни каждого человека занимает огромное место, придавая ей особый смысл.
«Смерть», анализ рассказа Тургенева
История создания
Рассказ Тургенева «Смерть» был опубликован в «Современнике № 2 за 1848 г. Рассказ вошел в цикл «Записок охотника» и отразил истории, случившиеся с Тургеневым во время охотничьих странствий, семейные предания Тургеневых. Например, речка Зуша, упоминаемая вначале, протекает недалеко от Спасского-Лутовинова. У барыни, собиравшейся заплатить священнику за отходную молитву, есть прототип.
Это бабушка Тургенева Катерина Ивановна Сомова.
Литературное направление и жанр
Тургенев как реалист исследует
особенности русского характера, выделяя простое и холодное отношение к смерти как национальную черту. Психологический рассказ имеет признаки философского эссе, это своеобразная ода смерти и тем, кто достойно ее принимает.
Проблематика
Рассказ посвящен одной черте русского народа — отношению к смерти как к чему-то обыденному и привычному. Тургенев анализирует разнообразные случаи и приходит к обобщению: необычное отношение к смерти — особенность русского менталитета. «Удивительно умирает русский мужик… Удивительно умирают русские люди».
Внимательный читатель увидит за описаниями разных
смертей социальные причины такого отношения, но рецензенты-современники их не увидели.
Сюжет и композиция
Экспозицией рассказа становится посещение рассказчиком леса, в котором он гулял в детстве с гувернером-французом. Лес пострадал от морозов в 1840 г. Прием контраста позволяет сопоставить прежний живой и прохладный лес и нынешний мертвый.
Рассказчик называет дубы и ясеня старыми друзьями и описывает их, как больных или умерших людей: «Засохшие, обнаженные, кое-где покрытые чахоточной зеленью… безжизненные, обломанные ветви… мертвые сучья… повалились и гнили, словно трупы, на земле».
Экспозиция настраивает читателя на рассуждения о человеческой смерти, такой же тихой, как и смерть деревьев. Тургенев выбирает разные смерти: несчастные случаи , болезни и смерть от старости. Описывается смерть людей разных сословий и профессий: подрядчика, крестьянина, мельника, учителя, помещицы.
Смерть помещицы — кульминация, своеобразная притча с моралью: «Да, удивительно умирают русские люди». Этот рефрен — основная мысль рассказа.
Герои рассказа
Автора в рассказе интересует встреча героя со смертью. Поводом к размышлению стала смерть подрядчика Максима, которого в лесу убил падающий ясень, срубленный крестьянами. В смерти Максима нет ничего безобразного.
Несмотря на то, что ветки падающего дерева переломали Максиму руки и ноги, он почти не стонал, покусывал посиневшие губы, глядел вокруг «словно с удивлением». Дрожащий подбородок, прилипшие ко лбу волосы, неровно поднимающаяся грудь делают его похожим на романтического героя в сильном волнении. Он и правда волнуется перед встречей со смертью, которая, как он чувствует, подступает.
Но для Тургенева важно не то, как выглядит герой, а то, что он думает и чувствует в момент смерти. Первая мысль Максима о том, что он сам виноват в своей смерти: Бог наказал его за то, что он велел мужикам работать в воскресенье. Дальше Максим распоряжается насчет имущества, не забыв купленную вчера лошадь, за которую дал задаток, просит прощения у мужиков.
Рассказчик так охарактеризовал смерть русского мужика: «Он умирает, словно обряд совершает: холодно и просто», — но не тупо или равнодушно, как может показаться со стороны.
Другой мужик, мужественно ждущий смерти — обгоревший крестьянин соседа. Рассказчика поражает не столько поведение мужика, сколько его жены и дочери, которые в гробовом молчании сидят в избе и тоже ждут смерти, так что рассказчик «не вытерпел и вышел». При этом другие члены семьи относятся к подступающей к родственнику смерти как к чему-то обыденному, даже не прекращают повседневных дел.
Лыбовшинский мельник Василий Дмитрич, у которого случилась грыжа, только на 10 день пришел к фельдшеру за помощью: «И умирать мне из-за этакой дряни?» Мельник произносит почти анекдотическую фразу о том, что умирать лучше дома, где в его отсутствие «господь знает что приключится». Никакой паники перед лицом смерти у мельника нет, по дороге домой он со встречными раскланивается, и это за 4 дня до смерти!
Рассказчик описывает смерть приятеля Авенира Сорокоумова, учившего детей помещика Гура Крупяникова. Сорокоумов обладал младенчески чистой душою. Он радовался успехам товарищей, не знал зависти и самолюбия.
Авенир наслаждается отведенными ему днями: читает любимые стихи, вспоминает с гостем Москву, Пушкина, говорит о литературе и театре и жалеет умерших друзей. Сорокоумов доволен прожитой жизнью, уезжать и лечиться не хочет, потому что «все равно, где умирать». Крупяников известил о смерти Сорокоумова в письме, добавив, что тот скончался «с таковою же бесчувственностью, не изъявляя никаких знаков сожаления».
То есть Сорокоумов принял смерть как должное.
Совсем уж анекдотической выглядит ситуация смерти старушки-помещицы, которая пыталась заплатить попу за собственную отходную и была недовольна тем, что священник сократил положенную молитву.
Стилистические особенности
Рассказ полон абсурдов и парадоксов. У кузины соседа рассказчика было отличное сердце, но не было волос. В ответ на французский стишок по случаю открытия барыней красногорской больницы в альбоме, в котором кто-то подобострастно назвал больницу храмом, некто Иван Кобылятников, подумав, что речь идет о природе, написал, что тоже ее любит.
Больных укрощает в больнице сумасшедший резчик Павел, кухаркой работает сухорукая баба, которая еще более безумна, чем Павел, бьет его и заставляет стеречь индюшек. Абсурд на сюжетном уровне — поведение умирающей помещицы. Но самое абсурдное — правдивость всех невероятных историй.
«Смерть». Анализ рассказа Тургенева
Замечателен рассказ «Смерть», где автор изобразил, как умирает русский человек. Он встречает смерть спокойно и просто, без внутренней борьбы, тревог и колебаний, без отчаяния и страха. В этом сказывается здоровая цельность, простота и правдивость русской души.
Умирает подрядчик Максим, пришибленный деревом. — Батюшка, заговорил он едва внятно (обращаясь к наклонившемуся к нему помещику): — за попом … послать … прикажите … Господь меня наказал … ноги, руки, все перебито. Он молчал. Дыханье ему спирало.
— Да деньги мои жене дайте … за вычетом … вот, Онисим знает … кому я … что должен. — Простите мне, ребята, коли в чем … – Бог тебя простит, Максим Андреич, глухо заговорили мужики : прости и ты нас.
Столько же самообладания, если не более, выказывает мельник, приехавший смертельно больной к фельдшеру полечиться. Когда он узнает безнадежность своего положения, он не хочет оставаться в больнице, а едет домой распорядиться и дела устроить. «Ну, прощайте, Капитон Тимофеич (говорит он фельдшеру, не слушаясь убеждений того
остаться): «не поминайте лихом, да сироток не забывайте, коли что». На четвертый день он умер». Так умирают простые русские люди, мужики. Но замечательно, что в рассказе «Смерть» автор рассказывает о подобном же спокойном отношении к кончине и людей барской и интеллигентной среды — старушки помещицы, недоучившегося студента Авенира Сорокоумова.
Старушка хотела сама заплатить священнику за свою отходную и, приложившись к поданному им кресту, засунула было руку под подушку, чтобы достать приготовленный там целковый, да не успела «и испустила последний вздох». Бедняк учитель Сорокоумов, больной чахоткой и зная о близкой смерти, «не вздыхал, не сокрушался, даже ни разу не намекнул на свое положение» …
Тургенев рассказывает, что когда он посетил его, то бедняк, «собравшись с силами, заговорил о Москве, о товарищах, о Пушкине, о театре, о русской литературе; вспоминал наши пирушки, жаркие прения нашего кружка, с сожалением произнес имена двух-трех умерших приятелей».
Он даже шутил перед смертью, даже высказал довольство своей судьбой, забыв, по сердечной доброте, как неприглядна была его жизнь в доме тяжелого шутника помещика Гура Крупянникова, детей которого Фору и Зезу учил он русской грамоте. — Все бы ничего (сказал он своему собеседнику после мучительного приступа кашля) … кабы трубочку выкурить позволили — прибавил он, лукаво подмигнув глазом.
Слава Богу, пожил довольно; с хорошими людьми знался … » Одинаковое отношение к смерти и простого мужика и образованного человека свидетельствует, по указанию Тургенева, что в русском обществе живы народные начала, что нету нас на Руси страшной внутренней розни между простым народом и культурными его слоями, по крайней мере, тем из них, который стоит ближе к народу, живет в деревне, или сочувствует народному быту, народной нужде.
«Смерть», анализ рассказа Тургенева
История создания
Рассказ Тургенева «Смерть» был опубликован в «Современнике № 2 за 1848 г. Рассказ вошел в цикл «Записок охотника» и отразил истории, случившиеся с Тургеневым во время охотничьих странствий, семейные предания Тургеневых. Например, речка Зуша, упоминаемая вначале, протекает недалеко от Спасского-Лутовинова. У барыни, собиравшейся заплатить священнику за отходную молитву, есть прототип.
Это бабушка Тургенева Катерина Ивановна Сомова.
Литературное направление и жанр
Тургенев как реалист исследует
Проблематика
Рассказ посвящен одной черте русского народа — отношению к смерти как к чему-то обыденному и привычному. Тургенев анализирует разнообразные случаи и приходит к обобщению: необычное отношение к смерти — особенность русского менталитета. «Удивительно умирает русский мужик… Удивительно умирают русские люди».
Внимательный читатель увидит за описаниями разных
Сюжет и композиция
Экспозицией рассказа становится посещение рассказчиком леса, в котором он гулял в детстве с гувернером-французом. Лес пострадал от морозов в 1840 г. Прием контраста позволяет сопоставить прежний живой и прохладный лес и нынешний мертвый.
Рассказчик называет дубы и ясеня старыми друзьями и описывает их, как больных или умерших людей: «Засохшие, обнаженные, кое-где покрытые чахоточной зеленью… безжизненные, обломанные ветви… мертвые сучья… повалились и гнили, словно трупы, на земле».
Экспозиция настраивает читателя на рассуждения о человеческой смерти, такой же тихой, как и смерть деревьев. Тургенев выбирает разные смерти: несчастные случаи , болезни и смерть от старости. Описывается смерть людей разных сословий и профессий: подрядчика, крестьянина, мельника, учителя, помещицы.
Смерть помещицы — кульминация, своеобразная притча с моралью: «Да, удивительно умирают русские люди». Этот рефрен — основная мысль рассказа.
Герои рассказа
Автора в рассказе интересует встреча героя со смертью. Поводом к размышлению стала смерть подрядчика Максима, которого в лесу убил падающий ясень, срубленный крестьянами. В смерти Максима нет ничего безобразного.
Несмотря на то, что ветки падающего дерева переломали Максиму руки и ноги, он почти не стонал, покусывал посиневшие губы, глядел вокруг «словно с удивлением». Дрожащий подбородок, прилипшие ко лбу волосы, неровно поднимающаяся грудь делают его похожим на романтического героя в сильном волнении. Он и правда волнуется перед встречей со смертью, которая, как он чувствует, подступает.
Но для Тургенева важно не то, как выглядит герой, а то, что он думает и чувствует в момент смерти. Первая мысль Максима о том, что он сам виноват в своей смерти: Бог наказал его за то, что он велел мужикам работать в воскресенье. Дальше Максим распоряжается насчет имущества, не забыв купленную вчера лошадь, за которую дал задаток, просит прощения у мужиков.
Рассказчик так охарактеризовал смерть русского мужика: «Он умирает, словно обряд совершает: холодно и просто», — но не тупо или равнодушно, как может показаться со стороны.
Другой мужик, мужественно ждущий смерти — обгоревший крестьянин соседа. Рассказчика поражает не столько поведение мужика, сколько его жены и дочери, которые в гробовом молчании сидят в избе и тоже ждут смерти, так что рассказчик «не вытерпел и вышел». При этом другие члены семьи относятся к подступающей к родственнику смерти как к чему-то обыденному, даже не прекращают повседневных дел.
Лыбовшинский мельник Василий Дмитрич, у которого случилась грыжа, только на 10 день пришел к фельдшеру за помощью: «И умирать мне из-за этакой дряни?» Мельник произносит почти анекдотическую фразу о том, что умирать лучше дома, где в его отсутствие «господь знает что приключится». Никакой паники перед лицом смерти у мельника нет, по дороге домой он со встречными раскланивается, и это за 4 дня до смерти!
Рассказчик описывает смерть приятеля Авенира Сорокоумова, учившего детей помещика Гура Крупяникова. Сорокоумов обладал младенчески чистой душою. Он радовался успехам товарищей, не знал зависти и самолюбия. Авенир наслаждается отведенными ему днями: читает любимые стихи, вспоминает с гостем Москву, Пушкина, говорит о литературе и театре и жалеет умерших друзей. Сорокоумов доволен прожитой жизнью, уезжать и лечиться не хочет, потому что «все равно, где умирать».
Крупяников известил о смерти Сорокоумова в письме, добавив, что тот скончался «с таковою же бесчувственностью, не изъявляя никаких знаков сожаления». То есть Сорокоумов принял смерть как должное.
Совсем уж анекдотической выглядит ситуация смерти старушки-помещицы, которая пыталась заплатить попу за собственную отходную и была недовольна тем, что священник сократил положенную молитву.
Стилистические особенности
Рассказ полон абсурдов и парадоксов. У кузины соседа рассказчика было отличное сердце, но не было волос. В ответ на французский стишок по случаю открытия барыней красногорской больницы в альбоме, в котором кто-то подобострастно назвал больницу храмом, некто Иван Кобылятников, подумав, что речь идет о природе, написал, что тоже ее любит.
Больных укрощает в больнице сумасшедший резчик Павел, кухаркой работает сухорукая баба, которая еще более безумна, чем Павел, бьет его и заставляет стеречь индюшек. Абсурд на сюжетном уровне — поведение умирающей помещицы. Но самое абсурдное — правдивость всех невероятных историй.