Записки охотника образ русского мужика
ЗАПИСКИ ОХОТНИКА — ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН
В первом номере «Современника» за 1847 г., когда журнал только что перешёл от П. А. Плетнёва в руки Н. А. Некрасова и И. И. Панаева, был напечатан очерк Тургенева «Хорь и Кали-ныч», с пометкой после заглавия: «Из записок охотника». Исключительный успех этого очерка побудил Тургенева продолжать серию «охотничьих» рассказов. Позднее в «-Современнике» было напечатано ещё двадцать рассказов, а в 1852 г. «Записки охотника» вышли отдельной книгой.
«Записки охотника» стали крупнейшим событием не только литературной, но и общественной жизни своего времени. Тургенев дал в них широкую картину народно-крестьянского и помещичьего быта крепостной деревни и усадьбы, с длинной вереницей реалистически и мастерски зарисованных образов крестьян и помещиков на фоне среднерусского пейзажа, входившего существенно важным элементом в композицию почти всех рассказов.
Рассказы не были связаны единством сюжета. Но на протяжении всей книги явно выступало глубокое сочувствие автора к забитому и бесправному народу, убедительное и смелое разоблачение «дикого» барства, всевластного хозяина крепостных «душ».
«Стройным рядом нападений, целым батальным огнём против помещичьего быта» называли «Записки охотника» современники Тургенева. Увольнением цензора Львова за пропуск книги, ссылкой Тургенева ответило правительство Николая I на «опасное» сочинение о русском барине и русском мужике. В секретной бумаге министра народного просвещения сообщалось о книге: «Значительная часть помещённых в ней статей имеет решительное направление к унижению помещиков, которые представляются вообще в смешном и карикатурном или, ещё чаще, в предосудительном для их чести виде».
Иными, наделёнными духовной одарённостью и глубокой человечностью были показаны русские крестьяне. Таким образом, отчётливо выступало намерение автора показать моральное превосходство закрепощённого крестьянства над «культурным» и «благородным» рабовладельческим сословием.
ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН
Умный, хозяйственный, отвоевавший свою независиМость от барина Хорь и «мечтатель», «идеа-кре;тьян лист», «романтик» Калиныч («Хорь и Калиныч»); «странный», «удивительный» карлик-старик, правдоискатель, наделённый тонким ЧУВСТВОМ понимания красоты в природе, Касьян («Касьян с Красивой Мечи»); даровитый самородок-певец, впечатлительный и страстный, «художник во всех смыслах этого слова» Яшка-Турок, чьё пение в Притынном кабаке с такой лирической и красочкой силой описано в «Певцах»; крестьянские ребятишки в ночном у костра, стерегущие табун, коротающие время страшными рассказами и заставляющие автора невольно любоваться их доверчивой любознательностью, мечтательной грустью, смышлёностью, смелой удалью, милой детскостью их простых и наивных душ («Бежин луг»),- вот образы, которые рисовал Тургенев, показьшая «золото — сердце народное», таившееся в глубине тёмного крепостного мира.
Но здесь же проходила перед читателем вереница жертв крепостного насилия и удушья. Горько сложилась жизнь мельничихи Арины. У жены помещика Зверкова, «пухлой, чувствительной, слезливой и злой» петербургской барыни, было «положено правило: замужних горничных не держать». Арина же, любимая горничная, осмелилась проявить «чёрную неблагодарность» — нарушить «порядок в доме», не «постыдилась» пойти против воли своей госпожи. Она «возмутила» своего барина, помещика Зверкова, тем, что, полюбив, просила позволения выйти замуж. За такое ослушание она была наказана и сослана в деревню. Её жизнь была разбита. Горемычно доживает свой век «заброшенный» Стёпушка, один из «подданных» господ Шумихиных, ютясь в клети позади курятника летом и в предбаннике зимой, а в сильные морозы ночуя на сеновале. Всё его жалкое существование- один вечный страх перед голодной смертью («Малиновая вода»). Какой-то издевательской причудой была вся жизнь Сучка, который по барской капризной воле перебывал во множестве сяких должностей — «казачка», «фалетора», садовника, доезжачего, сапожника, повара, «кофишенка», «ахтёра», буфетчика, кучера. Его зовут Кузьма, но барыня «приказать изволила», чтобы его звали Антоном. Он не был женат, потому что барыня, будучи сама старой девой, «никому не позволяла жениться», считая женитьбу «баловством». Последняя должность Сучка — «господский рыболов». на реке, где нет рыбы («Льгов»).
Безысходную крестьянскую нищету приоткрывает Тургенев в бегло нарисованных, но запоминающихся образах: мужика Власа, безуспешно ходившего к сердитому барину в Москву с просьбой вызволить из горькой нужды («Малиновая вода»), старика Антипа с сыном, разорённых и замученных бурмистром и униженно просивших заступничества у своего барина Пеноч-кина («Бурмистр»), и того задавленного «голодухой» мужика, который срубил в барском лесу дерево и был пойман суровым лесником («Бирюк»).
Глубоким драматизмом проникнут образ Бирюка («Бирюк»)- угрюмого, честного подневольного слуги своих господ. Бирюк сознаёт, что на нём лежит тяжёлое бремя долга. «Справляя» свою должность крепостного лесника, он обязан стеречь барское добро: он не хочет «даром господский хлеб есть», он знает, что «воровать никому не след» и «баловать воров не приходится». Но вот однажды Бирюк увидел крепостного крестьянина, укравшего дерево в барском лесу. Он поймал «вора» — бедняка-мужика, погибающего с «голодухи». Бирюк должен его наказать, но он хорошо понимает, чем вызвано «воровство», и в глубине души сочувствует «преступнику». В конце концов Бирюк его отпускает. Это вызвало у лесника великую нравственную муку, и сцена, где показан происходящий в душе Бирюка конфликт между чувством долга и чувством высшей правды, полна истинного, волнующего драматизма, корни которого в жестоком укладе крепостных отношений.
Из среды дворовых крестьян, развращённых близостью к барской жизни, и крестьянской «администрации» взяты Тургеневым такие образы, как камердинер Виктор, отвратительный в своём самодовольстве и бессердечии («Свидание»), бурмистр Софрон, «зверь», «пёс», «мошенник беспардонный» — по словам крестьян, и «молодец», «государственный человек» — по оценке его барина Пеночкина. На разорении крестьян, которых он жестоко эксплуатирует, и на обмане помещика, которому он умеет подобострастно льстить, строит Софрон своё благополучие — богатеет, промышляя и «скотом, и дёгтем, и маслом, и пенькой, и чем-чем. » («Бурмистр»).
В замыслы автора «Записок охотника» входило желание показать не только забитость и покорность крепостного крестьянства, но и вспышки его протеста против помещичьего гнёта. Был, например, задуман Тургеневым рассказ «Землеед» — о расправе крестьян с жестоким помещиком. «В этом рассказе,- писал Тургенев,- я передаю совершившийся у нас факт, как крестьяне уморили своего помещика, который ежегодно урезывал у них землю и которого они прозвали за то «землеедом», заставив его скушать фунтов семь хорошего чернозёма». Но тема крестьянского протеста могла остаться, разумеется, только в замыслах автора: рассказа на эту тему не пропустила бы цензура.
Образ русского народа в цикле рассказов «Записки охотника» И.С.Тургенева
Ватаманюк Аурика Ивановна
Старший преподаватель кафедры «Общеобразовательные дисциплины», Приднестровский государственный университет имени Т.Г.Шевченко, Бендерский политехнический филиал, kuli123461@gmail.com
Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу образа русского народа в цикле рассказов «Записки охотника». Раскрываются сущностные черты национального характера русского народа. Особое внимание уделяется нравственному аспекту, теме душевной красоты и одаренности людей из народа. Итогом работы является выявление ряда характеристик, которые создают собирательный образ русского народа.
Ключевые слова: Тургенев, русский народ, крепостное право, нравственность, талант
The image of the Russian people in the series of stories «The Hunting Sketches» by I.S Turgenev
Vatamanyuk Aurica Ivanovna
Transnistrian State University by T.G. Shevchenko, Bendery Polytechnic Branch, kuli123461@gmail.com
Abstract: This article is devoted to the analysis of the image of the Russian people in the series of stories «The Hunting Sketches.» The essential features of the national character of the Russian people have been revealed. Special attention is paid to the moral aspect, the theme of spiritual beauty and talent of the poor people. The result of the work is the collecting of some peculiarities that create a collective image of the Russian character.
Keywords: Turgenev, Russian people, serfdom, morality, talent
Западное философское учение о естественном человеке, как части природного мира Джона Локка, его последователя Ж.–Ж. Руссо, ведет к суждению о свободной личности, о народе, как хранителе нравственных и духовных ценностей. В трактате «Об общественном договоре» Ж.–Ж. Руссо писал: «Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах». В результате фокусируется внимание на национальных традициях, народных верованиях, а также сохраняется сопротивление природной, естественной жизни, безрассудному мироустройству современного общества.
В эпоху, когда определялись нравственные принципы и убеждения Тургенева, когда формировались его гражданские позиции, на первый план уже выдвигался вопрос об освобождении крестьян от крепостного права. Все чаще раздавались голоса, поначалу намекавшие на необходимость такой реформы, затем и категорично требовавшие ее введение. В цикле рассказов «Записки охотника» заключён социальный конфликт эпохи, сталкиваются и спорят две России: господская, крепостническая и народная, крестьянская. Крестьяне – люди крепостные и зависимые, однако, они не превратились в рабов. Существование сильных, мужественных народных характеров доказывало, что крепостное право – позор и унижение России, явление, несовместимое с нравственным достоинством человека. Не случайно, официальные власти затеяли секретное следствие о цикле «Записки охотника», увидев в нем опасность для правящего режима. Как известно, затем последовал надзор тайной полиции, арест и ссылка «политически неблагонадежного» писателя.
Талантливый художник русского пейзажа, проходя с сумой охотника по различным уголкам России, знакомит читателя со многими типажами и характерами. «Записки охотника» — это цикл, состоящий из 25 очерков о жизни крепостных крестьян и помещиков. Основная тема в них — судьба крестьянства в эпоху социального самоволия крепостного права. Тургенев показал, что крестьянам также свойственны сложные душевные процессы и присуща многосторонняя нравственная жизнь. Цель данной книги – обличение крепостного права, а главная мысль – о человеческом достоинстве и гуманности. Крестьянину приходилось собственными силами, в своей среде, искать ответы на вопросы духовного порядка. Вокруг него были равнодушие и враждебность помещиков, а рядом с ним «униженные и оскорбленные», такие, как он сам. Тот, кто преодолевал этот замкнутый круг и вырывался из темной среды, зачастую сталкивался с нестерпимым одиночеством. Не с кем было отвести душу, некому было доверить глубокие чувства и мысли.
Охотник проходит по многим местам Орловской и Калужской губернии, встречается с людьми разных сословий и повествует о событиях на основе личных впечатлений. В книге задействовано множество лиц, она пестрит большим количеством диалогов, сцен, жизненных историй и бытовых случаев. На первый взгляд рассказы не имеют общей композиционной связи, тем не менее, они создают впечатление крепко спаянного единства. Очерки связаны общим настроением, образом рассказчика и идейным антикрепостническим пафосом. В них звучит острая боль, связанная с переживанием автора из-за невыносимого положения народа, из-за бесчеловечной несправедливости. Каждый рассказ наполнен уникальностью речи, яркими пейзажными картинами и глубоким смыслом. Как в жемчужной нити, каждый очерк оригинален сам по себе, но вместе они создают неповторимый образ России, по которому так скучал Тургенев во время пребывания за границей. Такая композиция дает возможность автору показать множество героев, случайных знакомых, и в результате складывается собирательный образ русского народа, вызывающий сопереживание и сочувствие к своей тяжёлой судьбе.
Непосильная, а подчас и трагическая жизнь простого мужика не идеализировалась и не приукрашивалась Тургеневым, он писал правду об этой жизни. В его произведениях звучало понимание крестьянской жизни, чувствовалась глубокая вера в духовную силу и нравственную мощь русского народа. Тургеневские крестьяне отражают суть русского национального характера. В рассказе «Хорь и Калиныч» писатель сравнивает мужиков Орловской и Калужской губерний и пытается раскрыть тайну характера русской души. Внешне – два абсолютно разных человека, но вблизи можно рассмотреть две стороны одной медали. Хорь «понимал действительность, обустроился, накопил деньжонку, ладил с барином», которого видит насквозь. Платит ему сто рублей оброка, а во всем остальном сам себе голова. Рассказчик – охотник говорил: «Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика. Его познания были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел; Калиныч – умел» [3, с. 24]. У него добротный дом, зажиточное хозяйство, сыновья смотрят открыто – признак собственного достоинства. И непроизвольно напрашивается мысль: если единичные мужики – однодворцы смогли встать на ноги и найти место под солнцем, то как бы раскрылся народ, если бы оказался свободным? Не случайно автор сравнивает Хоря с Петром Великим по своим преобразованиям и смелости в обновлении жизни.
Друг Хоря, Калиныч – романтик, идеалист, нежная и возвышенная душа. Своего хозяйства у него нет, не потому что ленив, а потому что чувствителен к природной красоте, ему необходимо постоянное общение с ней. Любовь к природе наделило Калиныча чуткостью, душевной отзывчивостью, теплотой. Как «посол природы», он приходит в гости к своему другу Хорю с пучком полевой клубники, оригинальным символом дружбы и деликатности. Речь Калиныча мелодичная, глаза имеют кроткое выражение, рядом с ним приятно находиться, и человек будто душой отдыхает. Сравнивая этих персонажей, можно отметить, что Калиныч был воплощением природной поэзии жизни, а практичный Хорь лучше разбирается в людях. Тем не менее, это не мешало настоящей дружбе между ними. Перечитывая «Записки охотника», мы гордимся талантливой и одухотворенной натурой их создателя. В богатстве личности писателя и высоте его идеала – гарантия бессмертия выдающегося произведения искусства. В красоте души русского народа отразилась тонко чувствующая душа самого писателя, он разглядел «искру Божию» в другом человеке, потому что имел ее сам.
Рядом с Калинычем можно поставить и образ Лукерьи из рассказа «Живые мощи». Это пример долготерпения русского человека, его способности вынести любые тяготы даже в экстремальных условиях. Крестьянская девушка, увядающая от долгой болезни, семь лет лежит в одиночестве в заброшенном сарае. А кажется, что она лежит в сердце самой земли, чистая и безгрешная как осеннее небо над ней, жертвуя за всех и за вся. Будучи совершенно одинокой, но имея крест — залог благодатной любви Бога, Лукерья сливается в гармонии с этим миром и средой. «Послал он мне крест – значит, он меня любит». «Многим хуже бывает» [3, c. 68], казалось, куда еще хуже? В таком самоотречении прослеживается невероятное мужество и стойкость души.
Герои Тургенева убеждают нас в том, что для подавляемой властью личности, пространством свободы служит православная вера. Писатель показал, что крепостное право – рабство только внешнее, оно не убило в русском народе внутреннюю свободу души и духа. Художественная логика тургеневского цикла настойчиво ведет к выводу о том, что люди не должны быть рабами избранных господ. Что люди вообще не рабы, а дети Божии: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» [11]. Живое Божие присутствие ощутимо и в жизни, и на устах русского человека. «Господи, Владыко живота моего!» [3, с. 37]; «ах, Господи, твоя воля!» [3, с. 16]; «прости, Господи, мое прегрешение!», – то и дело произносят с трепетом герои тургеневских рассказов. Наслушавшись страшных историй о нечистой силе и домовых, маленькие герои рассказа «Бежин луг» осеняют себя крестом, именем Божием. Все герои молятся, божатся, призывают «Господа Бога в свидетели» [3, с. 182], просят «ради Самого Господа Бога нашего» [3, с. 42], уповают на силу крестную, на то что «Бог милостив» [3, с. 78]. Это не просто речевые обороты, а духовная составляющая русского человека, словесное выражение духа народа, его христианской языковой среды обитания. «В начале было слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог» [12]. Таким образом, Тургенев утверждает богоподобное достоинство личности, её духовную независимость. Он показал русских крестьян как искателей и носителей истины, Божией правды. Автор подчеркивает губительное воздействие крепостнического самодурства на психологию человека, его пагубное влияние на жизнь всей русской нации. Человек перестает быть хозяином своей судьбы, он привыкает к неестественному порядку вещей. Так, одна крестьянская судьба цепляется в книге Тургенева за другую, и вместе образуют единую судьбу народа в беззаконных, крепостнических условиях страны.
Важную роль в книге играет тема музыкальной одаренности русского народа. Поет Калиныч, а Хорь ему подпевает; бойко и виртуозно поет рядчик, в рассказе «Певцы», изумительно показано мастерство Якова Турка, от которого «закипают на сердце и поднимаются слезы к глазам». Известно, что искусство народа – это его душа. Такая сильная, лихая и страстная русская душа вылилась в пении Якова. Вот только голос его «был слегка разбит и звенел как надтреснутый» [3, с. 22], да и выглядел он совсем бледным. Песня объединяет и роднит людей, сквозь отдельные судьбы она ведет к общерусской судьбе. Проникновенное пение Якова Турка собирает лучшие душевные порывы Калинычей, Касьянов, Власов, Ермолаев и их подрастающую смену – ребятишек из «Бежин луга». Тургенев показывает, какие удивительные артисты и художники встречаются среди простого народа. Но также явно и прозрачно дает понять, что прекрасный дар сам себя погубит, ведь состязание певцов заканчивается пьяным разгулом. Писатель разглядел в этих героях красоту души, талант, «Божий дар», но в таких условия эта искра погаснет без пламени.
Жизнеутверждающий образ народной России венчает в книге живописная природа. В.Г. Белинский писал: «Тургенев любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную, русскую природу. » [2, с.79] Лучшие герои рассказов «Записки охотника» не просто изображаются на фоне природы, а представлены как продолжение ее стихий, где происходит их духовная кристаллизация. Они неожиданно появляются перед охотником: из миража света и тени в березовой роще рождается робкая Акулина в «Свидании», из грозовых ненастий является загадочная фигура Бирюка. Подлинное искусство возвышает и очищает человека. И действительно, замученные жизнью крестьяне раскрываются именно через пение, через общение с природой, через единение с миром и средой. За неприглядной внешностью и убогими формами бытия писатель сумел рассмотреть многие истинно человеческие качества. Тургенев заглядывает в души крестьян, пытается увидеть нечто сокровенное и поведать о многих благостных качествах русского народа. И оказалось, что «мужик» –действительно человек, а не забитое существо. Даже больше человек, чем «покорный раб», обладающий правильным восприятием мира, который не сыскать порой и у образованных людей. При этом Тургенев не идеализирует крестьян – в них есть, что называется, и беспечность, и раболепие; они часто бывают склонны к выпивке, суеверны и «темны». Тургенев писал Полине Виардо: «Я продолжу моё изучение русского народа, самого странного и самого удивительного народа на свете» [10, с. 156]. Все это результат их тяжелой изнурительной жизни, но тем удивительнее, что при таких условиях многие крестьяне не растратили ни здравомыслия, ни достоинства, ни надежды на лучшие времена.
Наряду с образами крестьян, Тургенев изображает и помещиков. Жестокие притеснители распоряжаются судьбами крепостных, физически губят их непосильным трудом, голодом, нуждой, телесными наказаниями и методически убивают живую душу. Изощренный истязатель помещик Пеночкин и его помощник бурмистр Софрон, Хвалынский и Стегунов, господин Зверков, с говорящей зоологической фамилией и внешностью, господин Полутыкин, гостеприимный и любезный Мардарий Аполлоныч, в том числе матушка охотника, в которой узнаваемы черты матери писателя, Варвары Петровны. Они стремятся свести подневольных людей к рабскому животному состоянию, доводят крестьян до самоубийства, иных до сумасшествия. При сопоставлении крестьян и их господ следует вывод, что русский народ умен и талантлив, добр и честен, а кто им владеет? Тщеславные, жестокие люди, «баловни судьбы», считающие себя вправе распоряжаться чужой жизнью, не неся за это никакой ответственности. Тему катастрофического последствия крепостного права для крестьянского хозяйства дополняет тема оскудения и упадка помещичьего хозяйства. Помещичьи бесчинства в отношении крепостных пересекаются с рассказами о дворянских междоусобицах, об издевательствах богатых дворян над мелкопоместными.
В итоге можно отметить ряд характеристик, которые создают собирательный образ русского характера. Крестьянам свойственны сложные душевные процессы и присуща многосторонняя нравственная жизнь, это талантливые и одухотворенные натуры. Они – носители духовной истины, а пространством свободы служит православная вера. Отрицательные черты являются результатом непосильной, каторжной жизни крепостных. Следует отметить, что писатель не стремится изобразить жизнь русского крестьянина и помещика во всех неприглядных особенностях его быта, материального положения и нравственного состояния. Его интересует то общее, что может быть выявлено между ними. Лучшие черты русского крестьянина Тургенев открывает и во многих представителях дворянской среды. Устремленность к справедливой, свободной, гармоничной жизни обнаружена в разных сословиях. В книге неоднократно показывается, что крепостное право враждебно как человеческой природе мужика, воспитывает в них рабскую покорность и терпение, так и нравственному достоинству дворянина. Это общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь людей того и другого сословия, но автор все же находит «живые» силы, способные преобразовать и обновить этот мир. Любуясь деловитостью и поэтической одаренностью русского человека, Тургенев, не призывая к революции, без громких слов и лозунгов, направляет читателя к идее объединения «живых» сил России против общенационального врага – крепостного права.
«Записки охотника» сыграли ключевую роль в творчестве И.С. Тургенева и в развитии всей русской литературы. Данной книгой были положены пути, ведущие к «Войне и миру», романам Достоевского, поэмам Некрасова, сатирическому эпосу Салтыкова-Щедрина, да и в целом, к тем формам общественного сознания, которые породили демократические движения второй половины XIX века.
1. Антонова М.В. «Юродивец» с Красивой Мечи // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3. С.159-163.
2. Белинский В.Г. Полное собр. соч.: В 13т., М., 1953-1959. Т. 10. С. 346.
3. Тургенев И.С. Записки охотника. М. «Художественная литература», 1984.
4. Горький А.М. История русской литературы. М.: Гослитиздат, 1939. С. 180.
5. Карамзин Н.М. Избранные сочинения. М.,1884. Ч.1. С.350-351.
6. Карташова И.В. Философско-эстетические воззрения Тургенева 40-50-х годов и немецкий романтизм // И.С. Тургенев и русская литература. Курск, 1982. С. 52-53.
7. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. М.: Советская Россия, 1984. С. 17.
9. Лебедев Ю.В. И.С. Тургенев, Биография писателя. М., Просвещение, 1989.
10. Наумова Н.Н. Биография писателя. И.С. Тургенев. Л., 1976.
11. Новый завет. Послание апостола Павла Галатам 4:7.
12. Новый завет. Евангелие от Иоана 1:1.