- Анализ рассказа Малиновая вода Тургенева
- Анализ рассказа Малиновая вода
- Несколько интересных сочинений
- Анализ произведения Тургенева Малиновая вода
- Также читают:
- Картинка к сочинению Анализ рассказа Малиновая вода
- Популярные сегодня темы
- «Малиновая вода», анализ рассказа Тургенева
- История создания
- Литературное направление и жанр
- Проблематика
- Сюжет и композиция
- Герои рассказа
- Стилистические особенности
- “Малиновая вода”, анализ рассказа Тургенева
- Related posts:
Анализ рассказа Малиновая вода Тургенева
Произведение относится к рассказам, вошедшим в прозаический сборник писателя «Записки охотника», и в качестве основной проблематики рассматривает особенности деревенской жизни в виде взаимоотношений крестьян и помещичьего сословия, а также жестокой сущности крепостничества.
Главным персонажем рассказа является Михайло Савельев, прозванный в народе Туманом, представленный писателем в образе вольноотпущенного семидесятилетнего высокого старика, ранее служившего в качестве дворецкого при почитаемом Михайло графе Петре Ильиче, который ныне числится покойным.
Повествование в рассказе ведется от авторского имени и заключается в описании случайной встречи охотника во старыми рыболовами в лице Михайло Савельева и его приятеля Степушки, бедного, безродного человека, не имеющего собственного жилья, отличающегося худобой и низким ростом.
В процессе беседы охотника со стариками последние предаются воспоминаниям о покойном барине, их которых автор делает выводы о назревших проблемах крепостного права в России.
Герои представляют графа в качестве самодура, бездеятельного помещика, страстно увлекающегося псовой охотой, а также частым проведением банкетов с фейерверками и приглашением представительниц женского пола из низших общественных сословий, поскольку Петр Ильич отличается любвеобильностью. В отношении собственных крепостных крестьян барин проявляется полнейшее безразличное равнодушие, иногда, пребывая в хорошем настроении, делая подношения в виде парижских угощений, а также предоставляя возможность послушать музыкальные произведения, исполняемые на званых вечерах его собственным музыкальным коллективом во главе с капельмейстером.
Впоследствии барин оказывается разоренным и умирает по глупой причине в питерском гостиничном номере.
Вспоминая в ностальгических нотках о жизни в барском поместье, Туман заикается и о несправедливости, царившей повсеместно в виде безмерных физических наказаний, направления на долгую солдатскую службу, а также увеличения размера и без того огромной подати.
Сюжетная линия рассказа вводит в повествовательное содержание еще одного персонажа в лице присоединившегося к разговору путников пожилого крестьянина Власа, возвращающегося в родную деревню из Москвы. Влас делится с собеседниками своей неразрешимой проблемой, заключающейся в установлении его барином непомерного оброка, при этом старик совсем недавно хоронит единственного сына, умершего от тяжелого заболевания, а хозяину наплевать на положение крепостного.
Смысловая нагрузка рассказа «Малиновая вода» заключается в изображении писателем безысходного, рабского положения простого русского народа, вынужденного своим здоровьем и жизнью жертвовать ради прихотей богатых собственников, существуя под постоянным угнетением, унижением, но при этом терпеливо и стойко перенося все тяготы крепостного права. Тем самым рассказ представляется произведением с явной антикрепостнической направленностью.
Анализ рассказа Малиновая вода
Несколько интересных сочинений
Я живу в городе в красивом городе. Мой город не очень большой. В нем живет около 450 тысяч человек.
Как говорят, человек такой же великий как велика его мечта. Вполне стоящее утверждение и, конечно, судя по мечте легко сказать о том, кем на самом деле является человек.
Данное произведение относится к такому жанру, как рассказ. Юрий Павлович поднимает ряд очень важные темы. Тему совести, тему ответственности, тему гордости, тему любви к другу, тему природы.
Речь пойдет о второстепенном персонаже – генерале Андрее Карловиче. Это типичный представитель губернатора Екатерининской эпохи, в котором очень четко отражаются такие качества
Главным произведением, созданным Гоголем являются «Мертвые души». Он писал его долгих 17 лет, часто переосмысливая и переписывая главы, менял персонажи. Только над первым томом трудился 6 лет
Анализ произведения Тургенева Малиновая вода
У каждого автора имеется большое количество произведений, которые помогают не только задумываться, но и порой менять что-то в своей жизни в другую сторону. Вот таким же писателем и является Тургенев и его произведение «Малиновая вода».
Главными героями здесь стали не только крестьяне, но и помещики, которые хотят жить по-другому, но вынуждены подчиняться и выполнять все, что им прикажут.
«Малиновая вода» — это ручей, который бьет из земли. Именно сюда и приходили многие крестьяне и помещики для того чтобы утолить свою жажду, а также чтобы хотя бы немного обмыться и не было так жарко. Охотник решил подойти к этому ручью и попить. И там же подошли еще два человека.
Сначала обо всем рассказывает Степушка. Никто даже толком не может вспомнить как он здесь появился и как и кто разрешил ему остаться. Много лет назад в этой деревне сгорел дом, а когда сюда приехал Степушка, то этот дом разобрали и построили новый. Но вот почему ему одному делаются такие поблажки и привилегии никому не понятно. Если он начинал разговаривать, то никому ничего не было понятно, и оставалось только додумываться что он имеет ввиду. Кушал он только то, что дадут его соседи или то, что он сможет выпросить у всех жителей.
А потом и Туман. По-настоящему его зовут Михаил. Он всегда разговаривал немного в нос. А вот дела делал неторопливо и потихоньку. В перерыве ему нравилось нюхать табак, а также сморкаться в платочек. Он мог поддержать любую тему и по любому вопросу знал ответа. Раньше он работал на барина и поэтому никогда ни в чем себе не отказывал. Но когда барин ушел, то и ему пришлось немного поменять положение. Больше всего на свете ему хочется вернуться обратно, но для этого потребуется очень много трудиться.
Из всего услышанного можно понять, как непросто живется мирным людям в таких условиях и что их ожидает, если они не выполнят во время все указания и приказы. Помимо всего этого автор старается описать как можно тщательно и подробно погоду, которая не жалеет никого и жарит.
Немного погодя появляется еще один герой по имени Влас. Он рассказывает о том, что недавно потерял сына и теперь поэтому поводу очень сильно грустит. Но вот работа ему скучать и переживать не дает. А ведь при нынешнем правителе они еще спокойно живут, а вот когда был предыдущий, то было намного сложнее, да и условия были страшнее.
В конце совсем неясно, что происходит со всеми этими героями. А только грустная музыка заставляет додумывать читателей самостоятельно.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Малиновая вода
Популярные сегодня темы
Более десяти лет, поэт создавал эту повесть. Так как она была одной из самых первых его произведений. По объему она была довольно немаленькой, в ней он достаточно красочно
В вымышленном и реальном пространстве люди одинаково переживают радостные и грустные события. Пройти через подобные моменты помогают им мечты. Стремление, чтобы в реальность воплотилось задуманное, присутствует в душе каждого.
Есть много смыслов в сказке Снежная королева, но, когда речь идет о противодействии между Гердой и Снежной королевой, то Герда одерживает Победу благодаря своей доброте, чистоте и непорочности.
Большое количество своих коротких рассказов Шукшин посвятил тематике взаимоотношения городского и деревенского типа сознания. Он рассматривал эти отношения в самых разнообразных ипостасях.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Именно такие мысли, повторяющие строки известного стихотворения, приходят в голову, когда смотришь на осенний пейзаж из окна своей квартиры.
«Малиновая вода», анализ рассказа Тургенева
История создания
Рассказ «Малиновая вода» был опубликован в журнале «Современник» № 2 за 1848 г. В нём соединены замыслы двух очерков, которые Тургенев называл в планах «Туман» и «Степушка». Рассказ написан в Париже осенью 1847 г.
В первой журнальной публикации рассказ подвергся значительной цензурной правке. В издании «Записок охотника» 1852 г. первоначальный текст был восстановлен.
Литературное направление и жанр
Рассказ «Малиновая вода» реалистический, имеет антикрепостническую направленность. Читатель наблюдает ряд типичных образов крестьян и помещиков. По своей описательности рассказ похож на очерк, в нём нет ярко выраженной кульминации. По насыщенности персонажами и событиями рассказ приближается к повести.
Проблематика
Основная проблема рассказа связана с крепостным правом, которое делает и крестьян, и помещиков по-своему несчастными и лишает их не только достоинства, но и человеческого облика.
Сюжет и композиция
Рассказ «Малиновая вода» входит в цикл «Записок охотника», объединённых героем-рассказчиком. Название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался «Малиновая вода», бьющему из расселины речки Истры.
Небывалая августовская жара, сопровождающая героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. Экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков — Стёпушку и Тумана.
Рассказав о Стёпушке, охотник подходит поближе и узнаёт другого старика, Тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. Таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о Стёпушке) и диалог (с Туманом) читатель узнаёт о жизни не только этих крестьян, но и барина Петра Ильича.
Рассказ как будто завершается этим диалогом. Но за ним следует пейзаж, в котором ещё усиливается ощущение жары и духоты. Он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин Влас.
Из диалога Тумана с подошедшим Власом, недавно потерявшим сына, читатель узнаёт, что жизнь при сыне графа, Валериане Петровиче, ещё более тяжела.
Унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. Финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.
Герои рассказа
Стёпушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.
Только рассказав о жизни Стёпушки, автор описывает его внешность, подчёркивая, что Стёпушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: «Лицо у него маленькое, глазки жёлтенькие, волосы вплоть до бровей. » Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Стёпушка запинаясь, «словно пуды языком ворочал».
Стёпушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Стёпушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нём, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мёртвой душой.
Стёпушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Стёпушку с муравьём, который хлопочет только ради пропитания. Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.
Туман – прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, «добродушно и величаво», всё делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приёмах, одежде и даже господской морали. Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.
Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запылённая дорожная одежда и котомка выдают в нём человека, проделавшего дальний путь. Влас очень пострадал от крепостного права. Он потерял сына и не мог больше платить оброк «девяносто пять рублёв с тягла». Поэтому он пошёл в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича. Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идёт о другом.
Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Пётр Ильич, «вельможа старого века», проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием. Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.
Читатель узнаёт подробности жизни графа из рассказа его дворецкого. Туман восхищается пышностью барских банкетов. В пример доброй души графа Туман приводит обыкновенную, видимо, историю: «Побьёт, бывало, тебя – смотришь, уж и позабыл».
Туман считает мудростью самодурство барина, который выгнал капельмейстера из немцев, захотевшего кушать с господами за одним столом, потому что музыканты (а их было 40 человек, целый оркестр) и так «своё дело понимают». По словам Тумана, барина разорили матрески (любовницы), имевшие над ним власть.
Рассказчик – выразитель авторского отношения к крепостному праву. Если мужики не понимают во всей полноте трагедии своего подневольного существования, оправдывают господ, то рассказчик искренне сочувствует крепостным. Это отражается в деталях: он называет крестьянина «мой бедный Влас», задаёт Туману неудобные вопросы о строгости покойного барина.
Тургенев осуждает систему, выпавший из которой человек (Стёпушка) вообще перестаёт быть человеком.
Стилистические особенности
Рассказ поэтичен и даже музыкален. С помощью психологического параллелизма Тургенев описывает внутреннее состояние героев. Усиливающаяся жара соответствует нагнетанию эмоций крестьян: совершенно равнодушного Стёпушки, робко возмущающегося Тумана и отчаявшегося Власа.
Детали в рассказе важны для психологической характеристики героев. Туман смущается, когда рассказчик вынуждает его признать, что нынешние порядки лучше прежних, потому что скучает по «хорошему времечку». Влас смеётся и бодрится, но лицо выдаёт горе от потери сына, обиду на барина: на глазах его слезинки, губы подёргивает, голос срывается.
Крестьяне у Тургенева – яркие индивидуальности. Они даже говорят по-разному: Стёпушка нечленораздельно, Туман правильно и разумно, по-господски поддерживает беседу, Влас – кратко, сдерживая обиду.
“Малиновая вода”, анализ рассказа Тургенева
История создания
Рассказ “Малиновая вода” был опубликован в журнале “Современник” № 2 за 1848 г. В нем соединены замыслы двух очерков, которые Тургенев называл в планах “Туман” и “Степушка”. Рассказ написан в Париже осенью 1847 г.
В первой журнальной публикации рассказ подвергся значительной цензурной правке. В издании “Записок охотника” 1852 г. первоначальный текст был восстановлен.
Литературное направление и жанр
Рассказ “Малиновая вода” реалистический, имеет антикрепостническую направленность.
По насыщенности персонажами и событиями рассказ приближается к повести.
Проблематика
Основная проблема рассказа связана с крепостным правом, которое делает и крестьян, и помещиков по-своему несчастными и лишает их не только достоинства, но и человеческого облика.
Сюжет и композиция
Рассказ “Малиновая вода” входит в цикл “Записок охотника”, объединенных героем-рассказчиком. Название рассказа посвящено источнику, ключу, который
Небывалая августовская жара, сопровождающая героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. Экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков – Степушку и Тумана.
Рассказав о Степушке, охотник подходит поближе и узнает другого старика, Тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. Таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о Степушке) и диалог (с Туманом) читатель узнает о жизни не только этих крестьян, но и барина Петра Ильича.
Рассказ как будто завершается этим диалогом. Но за ним следует пейзаж, в котором еще усиливается ощущение жары и духоты. Он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин Влас.
Из диалога Тумана с подошедшим Власом, недавно потерявшим сына, читатель узнает, что жизнь при сыне графа, Валериане Петровиче, еще более тяжела.
Унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. Финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.
Герои рассказа
Степушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.
Только рассказав о жизни Степушки, автор описывает его внешность, подчеркивая, что Степушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: “Лицо у него маленькое, глазки желтенькие, волосы вплоть до бровей…” Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Степушка запинаясь, “словно пуды языком ворочал”.
Степушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Степушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нем, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мертвой душой.
Степушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Степушку с муравьем, который хлопочет только ради пропитания.
Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.
Туман – прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, “добродушно и величаво”, все делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приемах, одежде и даже господской морали.
Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.
Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запыленная дорожная одежда и котомка выдают в нем человека, проделавшего дальний путь.
Влас очень пострадал от крепостного права. Он потерял сына и не мог больше платить оброк “девяносто пять рублев с тягла”. Поэтому он пошел в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича.
Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идет о другом.
Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Петр Ильич, “вельможа старого века”, проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием.
Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.
Читатель узнает подробности жизни графа из рассказа его дворецкого. Туман восхищается пышностью барских банкетов. В пример доброй души графа Туман приводит обыкновенную, видимо, историю: “Побьет, бывало, тебя – смотришь, уж и позабыл”.
Туман считает мудростью самодурство барина, который выгнал капельмейстера из немцев, захотевшего кушать с господами за одним столом, потому что музыканты (а их было 40 человек, целый оркестр) и так “свое дело понимают”. По словам Тумана, барина разорили матрески (любовницы), имевшие над ним власть.
Рассказчик – выразитель авторского отношения к крепостному праву. Если мужики не понимают во всей полноте трагедии своего подневольного существования, оправдывают господ, то рассказчик искренне сочувствует крепостным. Это отражается в деталях: он называет крестьянина “мой бедный Влас”, задает Туману неудобные вопросы о строгости покойного барина.
Тургенев осуждает систему, выпавший из которой человек (Степушка) вообще перестает быть человеком.
Стилистические особенности
Рассказ поэтичен и даже музыкален. С помощью психологического параллелизма Тургенев описывает внутреннее состояние героев. Усиливающаяся жара соответствует нагнетанию эмоций крестьян: совершенно равнодушного Степушки, робко возмущающегося Тумана и отчаявшегося Власа.
Детали в рассказе важны для психологической характеристики героев. Туман смущается, когда рассказчик вынуждает его признать, что нынешние порядки лучше прежних, потому что скучает по “хорошему времечку”. Влас смеется и бодрится, но лицо выдает горе от потери сына, обиду на барина: на глазах его слезинки, губы подергивает, голос срывается.
Крестьяне у Тургенева – яркие индивидуальности. Они даже говорят по-разному: Степушка нечленораздельно, Туман правильно и разумно, по-господски поддерживает беседу, Влас – кратко, сдерживая обиду.
Related posts:
Краткое содержание рассказа Тургенева “Малиновая вода”В жаркий августовский день случилось мне быть на охоте. С трудом добрался я до ключа под названием “Малиновая вода”, бьющего из высокого берега Исты, напился и прилег в тени. Недалеко от меня сидели два старика и удили рыбу. В одном из них, худеньком, маленьком, в заплатанном сюртучке, я узнал Степушку. Степушка обитал в селе Шумихоно […].
“Малиновая вода” краткое содержание рассказа ТургеневаПовествование ведется от первого лица. В один из очень жарких августовских дней автор, устав на охоте, добрел до реки Исты. На берегу находился известный в округе родник под названием “Малиновая вода”. Охотник утолил жажду и лег отдохнуть. Недалеко от него ловили рыбу двое мужиков. Один из них, худенький и маленький, был в изношенной и латаной […].
Краткое содержание Записки охотника Малиновая вода в сокращении (Тургенев И. С.)Довелось мне охотиться в жаркий денек августа. Еле-еле смог добраться я до берега реки Исты. Здесь можно было вдоволь напиться из ключа с красивым названием “Малиновая вода”, что я и сделал, а после решил немного отдохнуть в тени деревьев. Неподалеку я заметил двух рыбачивших стариков. Одного я узнал. Это был Степушка из Шумихино, живший у […].
“Смерть”, анализ рассказа ТургеневаИстория создания Рассказ Тургенева “Смерть” был опубликован в “Современнике № 2 за 1848 г. Рассказ вошел в цикл “Записок охотника” и отразил истории, случившиеся с Тургеневым во время охотничьих странствий, семейные предания Тургеневых. Например, речка Зуша, упоминаемая вначале, протекает недалеко от Спасского-Лутовинова. У барыни, собиравшейся заплатить священнику за отходную молитву, есть прототип. Это бабушка Тургенева […].
“Хорь и Калиныч”, анализ рассказа ТургеневаРассказ “Хорь и Калиныч” И. С. Тургенева является одним из самых известных произведений автора, входящих в цикл его рассказов “Записки охотника”. Причин для этого, как минимум, две. Во-первых, именно с этого рассказа, опубликованного в 1847 году в журнале “Современник”, и начался цикл. Рассказ размещался среди объявлений о продаже различных хозяйственных вещей, в разделе “Смесь”, и […].
Анализ рассказа И. С. Тургенева “Бежин луг”1) История создания сборника И. С. Тургенева “Записки охотника”. В 1845 году И. С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности. За два года до этого Иван Сергеевич знакомится с известным критиком В. Г. Белинским, который и явился идейным вдохновителем будущего сборника “Записки охотника”. Летние месяцы И. С. Тургенев проводил в деревне, где все свободное […].
Анализ рассказа И. С. Тургенева “Бирюк”1) Сборник И. С. Тургенева “Записки охотника” как цикл. Сборник И. С. Тургенева “Записки охотника” состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки (“Хорь и Калиныч”, “Однодворец Овсяников”, “Малиновая вода”, “Лебедянь”, “Лес и степь”), как правило, не имеют разработанного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную характеристику нескольких […].
“Бирюк”, анализ рассказа Ивана Сергеевича ТургеневаОснову литературного произведения составляет сюжет – последовательность событий, в ходе развития которых проявляется характер героев. Сами же основные события автор подбирает, исходя из личных представлений о взаимоотношениях людей и опираясь на логику жизни, которую и стремится раскрыть читателям. Когда в ходе развития действия сталкиваются интересы героев, их чувства, жизненные принципы, характеры, в литературоведении это столкновение […].
“Ермолай и мельничиха”, анализ рассказа ТургеневаИстория создания Весь цикл “Записок охотника” был задуман еще в 1842 г., когда Тургенев изъявил желание написать несколько замечаний “о русском хозяйстве и о русском крестьянине”. Рассказ “Ермолай и мельничиха” был написан в 1847 г., вторым после рассказа “Хорь и Калиныч”, и напечатан еще с тремя рассказами цикла в журнале “Современник” № 5. Некоторые герои […].
“Часы”, анализ рассказа ТургеневаИстория создания Рассказ “Часы” был написан Тургеневым в 1875 г. в Париже и напечатан в “Вестнике Европы” № 1 за 1876 г. Тургенев писал рассказ в общей сложности больше года. Он начал в Спасском, затем уехал в Москву, Петербург и за границу. Литературное направление и жанр Реалистический рассказ “Часы” по времени действия и количеству действующих […].
“Два помещика”, анализ рассказа ТургеневаИстория создания Рассказ “Два помещика” из цикла “Записки охотника” должен был быть напечатан в “Современнике” № 10 за 1847 г., но не был пропущен цензурой. Так что он появился только в отдельном издании “Записок охотника” (1852). Первоначальное название – “Два соседа”. Рассказ был отклонен цензурой еще дважды в 1851 г. в “Иллюстрированном альманахе” и в […].
Анализ рассказа И. С. Тургенева “Муму”Жанр произведения – рассказ. Главные герои: дворник Герасим, собачка Муму, барыня. Второстепенные персонажи: дворецкий Гаврила, прачка Татьяна, башмачник Капитон. Эпизодические персонажи: дворня, приживалки-компаньонки старой барыни. Завязка произведения начинается с рассказа о том, что в Москву к старой барыне из деревни привезен дворник Герасим. Развитие действия продолжается до встречи барыни и собачки, найденной Герасимом и выкормленной […].
“Свидание”, анализ рассказа Тургенева, сочинениеРассказ “Свидание” написан в 1879 году и относится к циклу И. С. Тургенева “Записки охотника”. “Свидание” – тонко-поэтическое кружево о несчастной любви крестьянки к молодому человеку, недостойному, по мнению автора, ее любви. Рассказ небольшой по объему и по своей композиции совпадает с предыдущими произведениями цикла. В экспозиции – описание времени года и состояния природы в […].
Анализ рассказа Е. И. Носова “Кукла”1) Особенности жанра произведения. Произведение Е. И. Носова “Кукла” относится к жанру рассказа. 2) Тематика и проблематика рассказа. Основная тематика рассказа “Кукла”, как и большинства произведений Е. И. Носова, жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, к природе и ко всему современному бытию. – Какие проблемы поднимаются писателем в рассказе “Кукла”? (отношение […].
“Бежин луг”, анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева“Бежин луг” – это рассказ классика русской литературы И. С. Тургенева, неизменно входящий в состав программных школьных произведений. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, “Бежин луг” является частью большого и многолетнего цикла малых по форме произведений писателя, объединенных общим названием “Записки охотника”. А сам цикл известен в русской литературе как выдающийся и по своим художественным средствам, […].
Анализ рассказа А. П. Чехова “Страх”Рассказ А. П. Чехова “Страх” имеет подзаголовок – “Рассказ моего приятеля”. Тем самым, я думаю, автор сразу настраивает нас, что описанная им история является будничной и весьма распространенной. И действительно, герои “Страха” – самые обычные люди, обыватели, о которых так любит рассказывать Чехов. Волею рассказчика мы оказываемся погружены в личные дела семьи Дмитрия Петровича Силина, […].
Анализ стихотворения Пушкина “Вода и вино”Александр Пушкин с благодарностью и волнением вспоминал годы, проведенные в Царскосельском лицее. Именно здесь у него появились первые настоящие друзья и были написаны первые стихи, которые принесли юному поэту среди лицеистов славу литературного гения. Темы для творчества находились чуть ли не каждый день, однако Пушкин, увлекающийся античной культурой, во всем хотел подражать своим кумирам. Поэтому […].
“Горе”, анализ рассказа ШукшинаЖанровые особенности Рассказ “Горе” описывает то, что переживает каждый человек. Это не просто “рассказ-судьба” по классификации Шукшина, но это рассказ о судьбе каждого. Читатель или был на месте одного из героев, или понимает неизбежность горя в своей судьбе. Отдельная судьба, которую читатель надеется не повторить – судьба шофера Миколая Игринева. Проблематика Основная проблема рассказа “Горе” […].
Анализ стихотворения Бунина “Бушует полая вода…”Период работы Ивана Бунина в Орле был непродолжительным, однако именно тогда молодой поэт научился ценить природу родного края. Все свободное время он проводил за городом, наслаждаясь красотой лесов и лугов, подмечая каждую мелочь и впоследствии пытаясь выразить свои ощущения словами. Бунин не переставал удивляться, насколько переменчивым может быть окружающий мир, и эти перемены приводили его […].
“Ермолай и мельничиха” краткое содержание рассказа ТургеневаПовествование ведется от первого лица. Герой-рассказчик отправился с охотником Ермолаем на особую охоту, которая называется “тяга”. Охота состояла в том, чтобы сразу после заката затаиться в лесу и ждать, когда уснут все птицы, проснется соловей, а потом покажется вальдшнеп, на которого и охотились. Ермолай был человеком лет 45, высоким и худым. Нос у него был […].
“Смерть” краткое содержание рассказа ТургеневаРассказчик с молодым соседом Ардалионом Михайлычем, недавно вступившим во владение имением, доставшимся от тетки, поехал охотиться в “мелоча” (молодые рощи). Сосед взял с собой десятского Архипа, толстого невысокого мужика, и недавно нанятого управителя, молодого человека лет девятнадцати. Охотники не нашли ни одного выводка и отправились в лес. Этот лес рассказчик помнил с детства, потому что […].
Анализ рассказа Горького ЧелкашРассказ “Челкаш” это раннее творчество М. Горького. Работу над рассказом Горький закончил летом 1894 года. Но творение увидело свет только в 1895 году, было напечатано в журнале “Русское богатство” в июньском номере. Толчком для написания рассказа послужила история, услышанная автором в больничной палате в городе Николаев. М. Горький в этом рассказе затрагивает главную проблему того […].
Анализ рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”, планЖанр произведения – рассказ. Рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудившийся на пять дней в тайге. Главный герой – мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи – Мама, дед, отец, рыбаки. Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязанность, которую он сам себе придумал, – снабжать рыбаков кедровыми орешками, […].
Анализ рассказа Пришвина Лисичкин хлебВ рассказе Михаила Михайловича Пришвина рассказывается об охотнике и девочке по имени Зиночка. Мужчина специально приходит с охоты и рассказывает Зиночке, как зовут то одну птицу, как другую. Показывает ей различные ягоды и грибы. Прочитав данный рассказ, возникает ощущение как будто сам побывал в лесу на охоте. Настолько автор детально все описывает, что представить картину […].
Анализ рассказа Горького Старуха ИзергильМаксим Горький особенно любил путешествовать по родным просторам. Много чего было взято из данных путешествий, и автор создал собрание очерков. Именно это стало основой написания рассказа “Старуха Изергиль”. Рассказ был написан в 1884 году. Автор очень гордится данным произведением и подчеркивает это. В основе рассказа лежит история цыганки, которая уже много видела в жизни. Горький […].
Анализ рассказа Чехова Дом с мезонином“Дом с мезонином” – рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о своем счастье, о том времени, когда он был влюблен, и как прошла эта влюбленность. Начинается рассказ с описания зарождения любви, а заканчивается рассказом о потере Мисюсь. В начале рассказа герой чувствует себя раздраженным, сетует, что […].
Анализ рассказа Бунина МузаРассказ ведется от первого лица немолодого помещика, который хотел учиться живописи. Он так был увлечен этой идеей, что провел весь зимний период, в Москве, забросивши свое имение. Помещик брал уроки живописи у весьма посредственного, но всем известного художника. Он проводит свои вечера в дешевых ресторанах с различными новыми знакомыми, живя на “Арбате”. И жизнь его […].
Анализ рассказа Бунина ЛаптиРассказ И. А. Бунина актуален для современных читателей благодаря проблематике, которую рассматривает автор. Бунин на примере простой истории показывает одно из важнейших нравственных качеств человека: умение сострадать. По первым строкам рассказа читатель уже может понять настроение всего произведения: мрачное, печальное и угнетенное. Автор говорит про продолжительную непроглядную вьюгу, которая не прекращается пять дней. В одиноком […].
Значение рассказа “Тоска” для нашего времениНазвание рассказа точно передает ощущение, которое остается у читателя после знакомства с грустной историей Ионы Потапова. Брат Чехова Александр Павлович, прочитав заключительную сцену рассказа, написал: “…В этом месте твоего рассказа ты – бессмертен”. Рассказ учит быть внимательным к людям, видеть человеческое страдание. Мы понимаем, что каждый из нас может оказаться в ситуации, когда ему потребуется […].
Анализ рассказа А. П. Чехова “Размазня”Рассказ А. П. Чехова “Размазня” был написан в 1888 году – в тот период, когда писатель начинал переходить от “мелкой” работы в жанре юморески в “область серьеза”. Данный рассказ, на мой взгляд, наглядное тому подтверждение. Действительно, незначительный, казалось бы, эпизод из жизни хозяина и гувернантки его детей превращается под пером Чехова в клубок важных нравственных […].
“Певцы” краткое содержание рассказа ТургеневаРассказ И. С. Тургенева “Певцы” начинается с описания сельца Колотовка Орловской губернии, прозванного в народе Стрыганихой в память о прежней помещице, которая славилась своим “лихим нравом”. Сложный рельеф местности автор сравнивает с зияющей бездной. На самом краю оврага стоит “Притынный” дом, в который любит съезжаться местный народ. Особый нрав Николая Ивановича, целовальника “Притынной”, придает этому […].
“Перевал”, анализ рассказа БунинаОдно из лучших ранних произведений И. Бунина, рассказ “Перевал” был написан в 1899 году. Сам автор поставил эту лирическую миниатюру эпиграфом к своему творчеству. “Перевал” представляет собой небольшое аллегорическое стихотворение в прозе, отражающее бунинское восприятие жизни и своего места в ней. По Жанру рассказ является лирико-созерцательной новеллой. Она бесфабульна, а в центре композиции стоит авторское […].
Анализ рассказа “Старуха Изергиль” Горького М. ЮРанний романтический рассказ Горького “Старуха Изергиль” – поэтическое размышление о свободе и человечности. Две притчи – о Ларре и Данко. Один рассказ о человеческой жизни – история самой старухи о ее долгой жизни. Повествование развивается на фоне прекрасной степной природы Бессарабии, для описания которой автор находит слова, будто напоенные ароматом трав. Ларра из рассказа “Старуха […].
Герой рассказа Тургенева “Хорь и Калиныч”Герой рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч” из цикла ” Записки охотника “. Это один из наиболее интересных крестьянских типов русской литературы. Он олицетворяет собой здоровое практическое начало: будучи оброчным крестьянином, Хорь живет независимо от своего помещика, Полутыкина, хозяйство его налажено, много детей. Автор особенно отмечает деятельный ум своего героя как неотъемлемую часть его […].
“Бежин луг” краткое содержание рассказа ТургеневаГерой-рассказчик “Бежина луга” – дворянин, увлекающийся охотой, – в один из жарких июльских дней отправился в Чернский лес Тульской губернии пострелять тетеревов. После хорошей охоты в хорошем настроении герой продвигался к дому, но уже вечерело, и он сбился с пути. Грозовой тучей приближалась ночь, а путник все плутал и чуть не угодил в бездну. Но […].
Пересказ рассказа “Хорь и Калиныч” Тургенева И. СПлан пересказа 1. Орловские и калужские мужики. 2. В усадьбе Хоря. 3. Знакомство с Калинычем. 4. Сравнительная характеристика Хоря и Калиныча. Пересказ Повествование ведется от лица повествователя-охотника. “Кому случалось из Волховского уезда перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в Орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, […].
Анализ рассказа “Матренин двор” Солженицына А. ИВ 1963 в “Новом мире” был опубликован рассказ Солженицына “Матренин двор”. И в этом случае писателю пришлось изменить первоначальное название – “Не стоит село без праведника”. Слово “праведник” вызывало религиозно-христианские ассоциации, а Русь уже давно была советской. Прототипом главной героини – Матрены – стала крестьянка Матрена Васильевна Захарова, в доме которой поселился Солженицын по окончании […].
Анализ рассказа “Чистый понедельник” Бунина И. А. из сборника “Темные аллеи”“Чистый понеделыник” Вошедший в сборник “Темные аллеи” рассказ И. А. Бунина “Чистый понедельник” написан в 1944 году. Он совмещает в себе трагическое и лирическое начала. В центре сюжета произведения – любовная история. При этом для И. А. Бунина важны не столько сами события, столько чувства, эмоции героев рассказа. В этом и состоит основная особенность большинства […].
Характеристика главных героев рассказа Ивана Тургенева “Бежин луг”Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием. В произведениях Тургенева поэтически запечатлены картины русской природы, красота подлинных человеческих чувств. Автор умел глубоко и тонко постигать современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизводя ее […].
Анализ рассказа Бунина Холодная осеньРассказы Ивана Бунина всегда отличались проникновенностью и своеобразной тонкостью повествования. Это произведение – рассказ женщины, которая описывает свою жизнь. В частности, она описывает один вечер своей молодости, когда она чувствовала себя почти счастливой и ярко проживала каждый момент. Сюжет рассказа прост – главная героиня повествует о начале Первой Мировой войны и о знаковом вечере, который […].