Главные герои сборника Записки охотника Тургенева
Рассказчик – человек, который нам и поведал эти замечательные истории. Рассказчик очень мягкий, скромный, очень доброжелательный человек, любящий красоту природы. Он помещик, который странствует по российской средней полосе, со своей очень верной и преданной собакой. В своих странствиях путешественник встречает и с удовольствием общается, как с очень богатыми людьми, так и с простыми местными крестьянами.
Хорь – крестьянин, несмотря на то, что мужчина преклонного возраста, он очень сильный и крепкий. Благодаря невероятному трудолюбию Хоря, вся его семья не бедствует, они имеют налаженное хозяйство. Мужчина хоть неграмотный, но он обладает довольно широкими знаниями, благодаря своей наблюдательности и прозорливости. При общении с Хорем можно понять, что он довольно молчалив, но очень любит высказать свои рассуждения в ироничной форме о житейских и государственных делах. Старик очень любит пение своего друга Калиныча, Хорь обычно закрыв глаза подпевал очень жалостливо, будто жалуясь другу.
Калиныч – товарищ Хоря, очень веселый и добродушный человек. Чрезмерно доверчив к людям, готовый всегда любому пойти на помощь. Калиныч не имеет семьи, совершенно не хозяйственный, он завзятый романтик, особо тонко чувствующий природу.
«Добрый мужик», по словам Полутыкина, перед которым Калиныч благоговеет. Каждый день ходит с барином на охоту, наблюдает за ним, как за ребёнком. Полутыкин без него «шагу ступить не может».Любит и уважает Хоря.
Ермолай – крестьянин, добродушный мужчина, любящий выпить. Ермолай чрезвычайно ленив, дворовые считают его чудаком, из-за того что с ним вечно случаются передряги. Помещик мужчины прощает ему все его выходки, лишь потому, что у Ермолая есть талант к охоте и рыбалке. Ермолай женат, но своей жене он не уделяет времени и не помогает по хозяйству.
Никогда не кормит собаку. С женой обходится грубо и жестко.
Бирюк – Фома Кузьмич, работающий лесником, очень нравственный, честно исполняет свои служебные обязанности, несмотря на внешнюю суровость он добросердечный человек. Жена Фомы бросила его и двоих детей ради богатого мещанина. Фома Кузьмич, — убежденный в то, что даже бедность не дает нравственного права идти человеку на воровство.
Арина Тимофеевна – очень красивая и грамотная женщина, ранее была холопкой, затем у барина мельник выкупил ее и женился на ней. Арина стала жертвой своих господ, ведь только барин может решать за своего холопа.
Матрена – очень красивая девушка, крепостная крестьянка. Матрену полюбил помещик, но эти отношения для девушки стали серьезным испытанием. Матрена сбежала от своей хозяйки, но чтоб оградить любимого от преследований, возвратилась вновь к барыне.
Моргач – кучер у барина, бывший крепостной, который получил вольную и разбогател. Моргач был мужчиной не большого роста, полный и хромой. Семья мужчины состоит только из него и его сына.
Аркадий Павлович Пеночкин – помещик, бывший офицер, очень воспитанный, хороший и доброжелательный человек.
Вариант 2
Рассказчик — тонкая натура, внимательный и отзывчивый человек. С ним всегда верный друг, его собака. Уважительно относится и к простым местным крестьянам и богатым.
Хорь поселился на болотистом месте у помещика Полутыкина. Содержит большую семью. У него девять сыновей. Супруга постоянно конфликтует с невестками. Он не вмешивается. В хозяйстве порядок, оно приносит доход, семья оплачивает налог помещику. У старика сохранилась сила и выносливость. Он плотного телосложения, уже начал лысеть, с курчавыми волосами в бороде. Дети не все обучены грамоте, и он сам. Не спешит откупаться от «крепостной зависимости», так как «сумму налога» свою знает и доволен «хорошим хозяином». Постоянно что-то чинит, делает, очень работящи и дети «копии» его. Говорит мало и разумно, знает себе цену, с достоинством. Ему нравится голос Калиныча, может ему подпевать.
Друг Калиныч имеет весёлый нрав, простой, не отказывает в помощи. Без семьи, романтичная натура, сливается с природой. Дружит с Хорем (который не тяготится тем, что он беден). Часто участвует в увлечениях помещика (охоте).
Ермолай любит выпивать. Считают его лентяем. Из-за таланта к охоте и рыбалке помещик ему всё прощает. К жене относится плохо, ничего не делает по хозяйству. Собаке еду не даёт. К жене проявляет грубость, жестокость, приходит к ней редко.
Фома Кузьмич (Бирюк), служит лесником. В его хозяйстве красть боятся. В любой момент может появиться. Супруга ушла. Ему пришлось заниматься воспитанием двоих детей одному. В рассказе трудно пришлось вору, рубившему дерево. «Бедный воришка» просил пощады, пожалеть бедных детей и вернуть лошадь. Удивительным образом поступает «лесник», он выталкивает «вора» и грозит не попадаться у него на пути.
Арина Тимофеевна отличается красотой и разумностью речи. Ей не повезло, она забеременела от Петруши. Им не суждено быть вместе, по приказу хозяев её отправили в деревню, а возлюбленного в армию. Она понравилась неказистому мельнику. Он женился на ней.
Матрена интересная девица. Понравилась Коротееву. Против желания барыни выкрал из деревни. Чтобы защитить возлюбленного от судебной тяжбы, она возвращается к барыне.
Аркадий Пеночкин наказывает «ради собственного блага» своих крепостных. Раньше был офицером. Воспитан, рассудителен, не женат, образован.
Все рассказы объединяет мнение рассказчика. Именно с его слов происходит описание каждого героя. Мы видим трудности, с которыми сталкиваются крепостные люди и невежество «господ», а также влияние природы на «души» людей.
Главные герои сборника Записки охотника
Несколько интересных сочинений
Жанровая направленность произведения представляет собой свободный перевод шиллеровского творения с акцентом поэта на конкретный предмет в виде кубка, который изображается в балладе в виде желаемой награды
Быть честным с самим собой – это значит быть верным своему слову не перед кем-то, а прежде всего перед самим собой. Почему это так важно? Такое отношение к жизни необходимо прежде всего самому человеку.
Самое лучшее время – детство. И практически все приятные воспоминания связаны со школой. Это самая беззаботная пора. Ты уже вырос и начинаешь соображать, а жизненных проблем еще нет.
Наше життя складається з наших дій і взаємодій з навколишнім світом. Природа складає важливу роль в навколишньому середовищі. Вона — є нашою матір’ю. Це не просто красивий вираз. Людини походить від природи та є її частинкою
«Барышня-крестьянка» — это одно из лёгких произведений А. С. Пушкина, в котором простенькая и даже игривая история заканчивается свадьбой главных героев.
Герои рассказов «Записки охотника»
Кто же главные герои рассказов «Записки охотника»?
«Хорь и Калиныч» — так называется первый рассказ в «Записках охотника». Перед нами два крестьянина, два различных типа, люди противоположных темпераментов. Вот она, коренастая фигура Хоря, крестьянина-практика. У него большая семья, ее надо прокормить, обуть и одеть и после смерти оставить благоустроенное хозяйство. С большими усилиями, тяжелым упорным трудом дается все это: очистить лес от пней и обратить очищенное место в пахотную землю, иссушить болото.
Хорь, а за ним вся семья, не жалеют сил и трудов. Изо дня в день, с раннего утра до захода солнца они в поле и тщательно обрабатывают каждый свою полосу. Правда, земля далеко не плодородная, но чего только не сделают упорный и непрерывный труд! Постепенно урожай улучшается, Хорь с семьей начинает жить лучше. Хорь домовитый и опытный хозяин. От его острого хозяйского глаза ничто не ускользает: надо ли подправить избу, накормить скот и пр.
Семья большая, но в ней чувствуется сильная рука Хоря, умеющего внушить всем уважение друг к другу и мысль о том, что все работают для одного и того же: для благосостояния всех и каждого в отдельности. Нет обычных в большой семье ссор. Хорь умен и понимает других людей. Он знает и хорошо понимает своего барина и метко определяет других людей. Болотистое место он предпочел более плодородному также неспроста: вдали от барина он будет менее зависим и лучше устроит собственное хозяйство.
Словом, перед нами не мечтатель, не фантазер, задающийся несбыточными планами, а практик, реалист до мозга костей, человек, олицетворяющий ум, здравый смысл, стойкость и энергию русского крестьянина-пахаря — качества, созданные веками упорного труда.
Но близость к природе, полная зависимость от нее и века испытанных страданий создали в крестьянстве и другие качества: любовь к матери-природе, дающей жизнь всему, любовь к каждому творению Божьему, будь до травка или человек, едва заметная букашка, соловей, наполняющий лес своим пением.
Таков Калиныч, таков Касьян. Оба они — восторженные идеалисты, мечтатели, готовые «зажечь мир своими мечтами». «Чуден Божий мир», говорят они. Как все хорошо в нем: греет солнышко и тепло от него всему живущему; пойдет дождик и свежо все в природе, свежо на душе, и пьют живительную влагу травка и деревце. Войдешь в лес: там все шумит, слышно жужжание, слышны чудные напевы птичек, все добывают себе пищу, и все живет. Все живет и чувствует так же, как и человек, а потому нельзя трогать это живое, нельзя убивать птичек и мучить насекомых. Чудно в Божьем мире, пусть человек проникнется этим и станет таким же «чудным», не надо злобы друг к другу, не надо терзать друг друга!
И Калиныч, и Касьян незлобивы. Их жизнь не избаловала, но к другим они не питают никакой злобы, напротив, всегда рады помочь. Они незлобивы и к судьбе, ни на что не жалуются и с необычайной покорностью несут свой крест бедных, обездоленных рабов. Они любят людей, но в то же время чуждаются их, потому что «в человеке справедливости нет». Бессильные уничтожить эту «несправедливость», они уходят от окружающих и не могут приспособиться к ним. Так поступают Касьян, Калиныч и Лукерья («Живые мощи»).
Лукерья и Касьян обладают еще и другими качествами, присущими издавна нашему крестьянству: религиозностью, долготерпением и полным отсутствием эгоизма. Они совершенно забывают о своих страданиях и готовы их сносить, ни на кого и ни на что не жалуясь. Отсюда только один шаг и до подвижничества. Касьяна, например, так и называют «юродивым»; он, действительно, обладает всеми качествами «юродивых», которых народ наш любит и уважает …
Красоту крестьянской души дополняет еще Бирюк («Бирюк»). Эта мрачная фигура — олицетворение сурового долга. Как бы мы ни смотрели на те обязанности, к которым так строго относился герой рассказа, — ведь Бирюк был «врагом» для крестьян, — но нас трогает честность этого человека, который к тому же далеко не плохой человек. Напротив, за суровой внешностью скрывалось и теплое сердце, и душевная отзывчивость. Когда крестьянин, арестованный Бирюком, стал его укорять, он переживал минуты сильного душевного разлада: в нем боролся человек сурового долга и просто человек с теплым сердцем. Последний победил!
Цепи рабства не убили в крестьянстве лучших сторон человеческой души. Это прекрасно обрисовано автором в рассказе «Певцы». Крестьянство умело ценить и понимать мир возвышенный. Сцена происходит в деревенском кабаке. Слушатели — простые, неграмотные крестьяне, «певцы» из тех же крестьян, без всякого музыкального образования. Безграмотный самоучка-музыкант сумел овладеть своей аудиторией, и как тонко поняла она все то, что хотел излить в своей рыдающей песне замученный, забитый талант. Больше того, слушатели прекрасно сумели отличить искреннее, неподдельное чувство от неискреннего. Очевидно, в рабе жила тонкая, глубокая душа.
На этом красивом фоне тем резче вырисовывались те, кто «убил свою душу» либо потому, что порвал связь с землей. Таковы, например, алчный Софрон, бурмистр; таковы все эти «мироеды-кулаки»; таков конторщик Николай Еремеич и вообще почти вся барская прислуга. Но все эти лица далеко не характерны для крестьянства в целом: это только болезненный нарост на здоровом теле. Нарост, который не в состоянии подточить здоровый, сильный организм …
Своеобразие портретных характеристик в «Записках охотника» И.С. Тургенева
Знакомство читателя с героями «Записок охотника» И.С. Тургенев часто начинает с представления их внешнего облика. Такой приём введения героя в ткань художественного текста наиболее часто используется в «Записках охотника». Понятие внешний облик – довольно широкое, оно подразумевает характеристику человека по многим параметрам (многообразные физические особенности, жесты, манеры, одежда и т.д.). Для того, чтобы дать портретную характеристику героя, автор отбирает наиболее существенные, на его взгляд, детали. Чему же И.С. Тургенев отдаёт приоритет при описании внешности своих героев? Обратимся к портретным характеристикам героев «Записок охотника».
В самом начале рассказа «Хорь и Калиныч», открывающего весь цикл удивительных по содержанию и мастерских по форме изложения «Записок охотника», даётся противопоставление мужика Орловской и Калужской губерний: «…орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм …»; «…калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом , глядит смело и весело…». Привлекает внимание тот факт, что описание внешности в обоих случаях начинается с указания на рост жителя определённой местности – особенность, на первый взгляд, не очень важную и не самую главную. Для И.С. Тургенева же, как показывает анализ, рост – одна из существенных черт в подаче образа героя.
Отмеченная в начале рассказа особенность внешнего облика жителей двух соседних губерний подтверждается и далее в тексте произведения, где Хорь – старик – лысый, низкого роста, плечистый и плотный, Калиныч же – человек лет сорока, высокого роста, худой.
Интересно заметить, что дети Хоря явно пошли не в отца: «Кругом телеги стояло человек шесть молодых великанов… Всё дети Хоря». О них же в тексте читаем: рослый народ.
Соотношение по росту между отцом ( низкого роста ) и детьми ( рослый народ ), представленное в рассказе «Хорь и Калиныч», также наблюдается и в рассказе «Бурмистр»: «…вошёл бурмистр… человек был роста небольшого, плечист, сед и плотен… », а сын его – в косую сажень ростом.
Обращает на себя внимание не только одинаковое соотношение по росту между отцом и сыновьями. Хоря и бурмистра объединяет и то, что они оба – мужики по своему социальному положению, примерно одного возраста (имеют женатых сыновей), зажиточные, хотя и достигли своего относительного благополучия разными путями, – очень похожи по своему внешнему облику. Видимо, неслучайно И.С. Тургенев употребляет для описания их внешности синонимичные слова, словосочетания, формы одних и тех же слов, ср.:
Хорь – низкого роста, плечистый , плотный … поглаживая свою курчавую бороду …
Бурмистр – роста небольшого , плечист , плотен , с … бородой в виде веера.
Что касается бороды, то И.С. Тургенев делает очень точное замечание: «…с тех пор, как Русь стоит, не бывало ещё на ней примера раздобревшего и разбогатевшего человека без окладистой бороды » . Это наблюдение можно отнести не только к бурмистру, но и к Хорю.
Нельзя не отметить, что, подобно тому как при описании внешности отцов (Хоря и бурмистра) писателем используются совпадающие и близкие по значению слова и выражения, при описании детей Хоря и сына бурмистра употребляются лексические единицы, тождественные в плане передачи степени выражаемого ими признака (очень высокий) и отличающиеся образностью, экспрессивностью ( трёхаршинный староста, рослый народ, мужик в косую сажень ростом и др.).
Противопоставление героев по внешнему виду, в том числе по росту, мы встречаем не только в двух рассмотренных выше рассказах, где это проявляется по линии орловский – калужский, отцы – дети и относится к группе лиц , но и в других рассказах, где сопоставляются по росту два человека и это сопоставление идёт параллельно с иными характеристиками героев.
Так, в рассказе «Малиновая вода» различное социальное положение находит отражение во внешнем виде героев, отличие касается не только их одежды, но и физической характеристики, ср.: «У залива… сидели… два старика. Один довольно плотный и высокого роста, в тёмно-зелёном опрятном кафтане и пуховом картузе, удил рыбу; другой, худенький и маленький, в мухояровом заплатанном сюртучке и без шапки, держал на коленях горшок с червями…». Безусловно, рост не является социально значимой характеристикой, но в данном контексте он является значимым: человек высокого роста – это вольноотпущенный, бывший дворецкий графа Петра Ильича, Михайло Савельев, по прозвищу Туман; худенький, маленький – Стёпушка, которого «нельзя было считать ни за человека вообще, ни за дворового в особенности».
В рассказе «Два помещика» противопоставление по росту является средством характеристики людей одинакового социального положения, но разных по своим взглядам и жизненным позициям. Важно заметить, что знакомство читателя с героями своего повествования И.С. Тургенев и в этом рассказе начинает с указания на рост человека. Вот генерал-майор Хвалынский: «Представьте себе человека высокого и когда-то стройного…». Мардарий Аполлоныч Стегунов – «Он ни в чём не походил на Хвалынского… Мардарий Аполлоныч старичок низенький, пухленький, лысый…».
Интересно, что противопоставленными по росту оказываются и два приятеля Обалдуй и Моргач, показанные в рассказе «Певцы». Писатель, знакомя читателей с этими героями, обращает внимание на их рост, одежду, начинается же повествование о них с одного и того же глагола, ср.: . показался мужчина высокого роста, без шапки, во фризовой шинели . – Обалдуй, . показался человек низенького роста, толстый и хромой. На нём была довольно опрятная суконная чуйка. высокая остроконечная шапка . – Моргач. Параллелизм в представлении героев здесь сочетается с противопоставлением их по росту, одежде, что передаётся прежде всего антонимичными сочетаниями высокого роста – низкого роста.
Как видим, указание на рост является особенно значимым, «весомым» при противопоставлении двух лиц, связанных между собой ситуацией («Малиновая вода»), социальным положением («Два помещика»), приятельскими, дружескими отношениями («Певцы»). Оппозиция высокий – низкий (о росте) выступает одним из средств индивидуализации и создания портретной характеристики героев.
В целом же количество героев, выделяющихся своим высоким или небольшим ростом в рассказах примерно одинаково. Наблюдается разнообразие социального состава людей, чей рост является средством портретной характеристики, т.к. в той или иной степени отклоняется от общепринятых норм.
Многочисленность героев высокого роста проявляется в разнообразии социального состава людей этой группы: мужик – «человек лет сорока, высокого роста, худой…» («Хорь и Калиныч»), «Вошёл мужик огромного роста, лет тридцати» («Контора»); лесник – «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу» («Бирюк»); мельник – «человек высокого роста» («Ермолай и мельничиха»); барышник – «человек уже не молодой, высокий и толстый» («Лебедянь»); камердинер – «человек высокого роста, худощавый» («Контора»); лакей – «Юшка, высокий и худощавый старик, лет восьмидесяти» («Два помещика»); дворовой – мужчина высокого роста («Певцы»), князь – «…князь Козельский – вон этот высокий мужчина с бородой» («Гамлет Щигровского уезда»); помещик – «…человек высокого роста, с усами, вышел из чащи…», «Я здешний помещик Радилов» («Мой сосед Радилов»), разорившийся помещик – «А вот это, – подхватил Радилов, указывая мне на человека высокого и худого…» («Мой сосед Радилов»), «. какой-то господин высокого роста с правильным лицом и благородной осанкой» («Лебедянь»).
Не менее разнообразен и социальный состав героев, обращающих на себя внимание невысоким ростом: зажиточные мужики Хорь и бурмистр; бывший дворецкий вольноотпущенный по прозвищу Туман; отставной поручик Виктор Хлопаков, маленький, смугленький и худенький человек . («Лебедянь»); Конторщик .. . человек лет пятидесяти, толстый, низкого росту. .. («Контора»); Уездный лекарь , человек небольшого роста, худенький и черноволосый («Уездный лекарь»); бывший кучер, приказчик, отпущенный на волю, мещанин Моргач («Певцы»); рядчик – невысокого роста плотный мужчина лет тридцати («Певцы»), помещики – Мардарий Аполлоныч Стегунов . старичок низенький , пухленький, лысый. . молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, Аркадий Павлыч Пеночкин. . Роста он небольшого , сложен щеголевато. («Бурмистр»).
Особого внимания заслуживает описание внешнего облика однодворца Овсяникова. Вот первое знакомство с ним в рассказе «Мой сосед Радилов»: «…вошёл в комнату старик высокого росту , плечистый и плотный, однодворец Овсяников». В рассказе «Однодворец Овсяников» читаем: «Представьте себе, любезные читатели, человека полного, высокого , лет семидесяти… И жену он сыскал по себе. Татьяна Ильинична Овсяникова была женщина высокого росту , важная, молчаливая… племянник его – Митя, малый лет двадцати восьми, высокий , стройный и кудрявый…». Во всех приведённых отрывках подчёркивается высокий рост однодворцев – в прошлом помещиков, дворян, переселённых или переселившихся сюда, на южные земли Русского государства, из Москвы и других городов центра.
Хочется обратить внимание ещё на одну особенность портрета Овсяникова. Характеризуя его внешний вид, И.С. Тургенев пользуется теми же словами, что и при описании Хоря и бурмистра: ср. Хорь – плечистый, плотный, б урмистр – плечист, плотен, Овсяников – плечистый, плотный, только Хорь и бурмистр низкого роста (как и подобает орловскому мужику), Овсяников же – высокого роста (потомок приезжих на службу людей). Плечистый , то есть с широкими плечами, плотный, то есть крепкого сложения – именно таким, по всей видимости, представлялся И.С. Тургеневу русский мужик. Вспомним в связи с этим слова рассказчика о Хоре: «Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика».
В целом ряде рассказов, как и в рассказе «Однодворец Овсяников», писатель непосредственно обращается к читателю, призывая его представить себе того или иного нового героя: «Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого , худого» («Ермолай и мельничиха»), «представьте себе человека высокого и когда-то стройного» («Мой сосед Радилов») и др. Как видим, и здесь при актуализации внимания на внешнем облике обязательно даётся указание на рост персонажа.
Существительное человек – одно из самых частотных в портретных характеристиках героев: (стоял) человек уже не молодой, высокий и толстый («Лебедянь»), (заговорил) человек высокого роста («Контора»), (догнал нас) человек лет сорока, высокого роста, худой («Хорь и Калиныч», человек высокого роста, с усами, вышел из чащи («Мой сосед Радилов»).
Конкретизация портретной характеристики осуществляется за счёт существительных, указывающих на половую, социальную принадлежность, возраст героев рассказов: «высокий мужчина » («Гамлет Щигровского уезда»), « женщина высокого росту» («Однодворец Овсяников»); «рослый мужик » («Стучит»), « мужик огромного роста» («Контора»), «. князь Козельский – вон этот высокий мужчина с бородой. » («Гамлет Щигровского уезда»); « старик высокого росту» («Мой сосед Радилов»), «высокий и худощавый старик» («Два помещика»), « старичок низенький, пухленький» («Два помещика»), « старушка небольшого росту» («Мой сосед Радилов»), «маленькая жёлтая старушонка» («Пётр Петрович Каратаев»), « малый лет двадцати восьми, высокий, стройный» («Однодворец Овсяников»), «дюжий парень» («Чертопханов и Недопюскин»), « молодец… высокого роста, плечист и сложен на славу» («Бирюк»). Каждое из приведённых агентивных существительных одновременно указывает на несколько признаков: мужчина , женщина , старик, старушка, старушонка, малый, молодец, парень – пол и возраст, мужик , князь – пол, возраст, социальное положение. Употребление таких существительных, включающих в свое лексическое значение несколько разноплановых агентивных сем, одновременно с указанием на рост создаёт довольно яркий портрет героя.
Несмотря на частотность, даже некоторую обязательность оценки того или иного героя по росту при самом первом знакомстве с ним, при чтении рассказов такая особенность представления героев не только не бросается в глаза, но и не вносит элемента повторяемости, некой шаблонности – всё это свидетельствует о большом мастерстве писателя, о глубоком знании им языка и умении использовать различные языковые средства для передачи своих мыслей. Для выражения одного и того же (или очень близкого) содержания, одной и той же личностной характеристики по росту И.С. Тургенев включает в текст своего повествования имена прилагательные – высокий, рослый, трёхаршинный / маленький, низенький , синонимичные им устойчивые словосочетания – высокого роста (росту), огромного роста / невысокого роста, небольшого роста (росту), низкого росту, низенького роста, маленького роста, фразеологизм в косую сажень ростом, имена существительные – великаны, карлик. Кроме разнообразия лексического выражения определяемых (человек, мужчина и под.) и определяющих ( высокий, низенький и под.) компонентов в характеризующих по росту синтаксических конструкциях, писатель активно использует порядок данных компонентов как одно из средств передачи тончайших оттенков при описании внешности героев, ср. Юшка, высокий и худощавый старик лет восьмидесяти, вошел с рюмкой водки на тёмном крашеном подносе. («Два помещика»), Митя, малый лет двадцати восьми, высокий , стройный и кудрявый, вошёл в комнату. («Однодворец Овсяников»); . старушка небольшого росту . («Мой сосед Радилов») и . роста он небольшого , сложен щеголевато. («Бурмистр»).
Обращает на себя внимание почти полное отсутствие стилистически маркированных лексических единиц и устойчивых словосочетаний в структуре характеризующих по росту синтаксических конструкций, в то время как и в общенародном языке, и в орловских говорах абсолютное большинство лексических и фразеологических единиц, оценивающих человека по росту, являются стилистически окрашенными (употребляются в разговорной речи, просторечии). И.С. Тургенев предпочитает спокойные, нейтральные в стилистическом плане характеристики, не репрезентируя таким образом авторское отношение, давая возможность читателю самому определить своё отношение к герою рассказа.
Приведённая нами особенность в изображении портретов героев подтверждает слова В.Б. Шкловского, который назвал «Записки охотника» книгой «с минимальным показом рассказчика».
Выявленное своеобразие в портретных характеристиках является ещё одним доказательством того, что несмотря на определённую автономность отдельных рассказов, «Записки охотника» представляют собой художественное эпическое единство.