- Деепричастные обороты в произведении И.С.Тургенева Записки охотника
- Деепричастные обороты в произведении И.С.Тургенева Записки охотника
- Деепричастные обороты в произведении И.С.Тургенева Записки охотника
- Примеры предложений с деепричастным оборотом из художественной литературы
- Примеры предложений
- Деепричастный оборот: как не ошибиться
Деепричастные обороты в произведении И.С.Тургенева Записки охотника
1)/ Проезжая через деревню/, г-н Полутыкин велел кучеру остановиться у низенькой избы и звучно воскликнул: «Калиныч!» — «Сейчас, батюшка, сейчас, — раздался голос со двора, — лапоть подвязываю».
2) Ходил он нескоро, но большими шагами, /слегка подпираясь длинной и тонкой палкой/.
3) Хорь присел на скамью и, /преспокойно поглаживая свою курчавую бороду/, вступил со мною в разговор.
4) Корова подошла к двери, шумно дохнула раза два; собака с достоинством на нее зарычала; свинья прошла мимо, /задумчиво хрюкая/; лошадь где-то в близости стала жевать сено и фыркать..
5) — Вон один, пострел, не женится, — отвечал он,/ указывая на Федю/, который по-прежнему прислонился к двери.
6) Он бы легко мог на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но ни разу даже не подумал о подобной покупке и продолжал заряжать свое ружье по-прежнему,/ возбуждая изумление зрителей искусством/, с каким он избегал опасности просыпать или смешать дробь и порох.
7) Бывало, вся губерния съезжалась у него, плясала и веселилась на славу, при оглушительном громе доморощенной музыки, трескотне бураков и римских свечей; и, вероятно, не одна старушка, /проезжая теперь мимо запустелых боярских палат/, вздохнет и вспомянет минувшие времена и минувшую молодость.
8) Долго пировал граф, долго расхаживал, /приветливо улыбаясь/, в толпе подобострастных гостей; но именья его, к несчастию, не хватило на целую жизнь.
9) Кузнечики трещали в порыжелой траве; перепела кричали как бы нехотя; ястреба плавно носились над полями и часто останавливались на месте,/ быстро махая крылами и распустив хвост веером/.
10) — А чем плохо? Не. (У Власа голос прервался.) Эка жара стоит, — продолжал он,/ утирая лицо рукавом/ .
Деепричастные обороты выделены /. / и жирным шрифтом.
Деепричастные обороты в произведении И.С.Тургенева Записки охотника
1)/ Проезжая через деревню/, г-н Полутыкин велел кучеру остановиться у низенькой избы и звучно воскликнул: «Калиныч!» — «Сейчас, батюшка, сейчас, — раздался голос со двора, — лапоть подвязываю».
2) Ходил он нескоро, но большими шагами, /слегка подпираясь длинной и тонкой палкой/.
3) Хорь присел на скамью и, /преспокойно поглаживая свою курчавую бороду/, вступил со мною в разговор.
4) Корова подошла к двери, шумно дохнула раза два; собака с достоинством на нее зарычала; свинья прошла мимо, /задумчиво хрюкая/; лошадь где-то в близости стала жевать сено и фыркать..
5) — Вон один, пострел, не женится, — отвечал он,/ указывая на Федю/, который по-прежнему прислонился к двери.
6) Он бы легко мог на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но ни разу даже не подумал о подобной покупке и продолжал заряжать свое ружье по-прежнему,/ возбуждая изумление зрителей искусством/, с каким он избегал опасности просыпать или смешать дробь и порох.
7) Бывало, вся губерния съезжалась у него, плясала и веселилась на славу, при оглушительном громе доморощенной музыки, трескотне бураков и римских свечей; и, вероятно, не одна старушка, /проезжая теперь мимо запустелых боярских палат/, вздохнет и вспомянет минувшие времена и минувшую молодость.
8) Долго пировал граф, долго расхаживал, /приветливо улыбаясь/, в толпе подобострастных гостей; но именья его, к несчастию, не хватило на целую жизнь.
9) Кузнечики трещали в порыжелой траве; перепела кричали как бы нехотя; ястреба плавно носились над полями и часто останавливались на месте,/ быстро махая крылами и распустив хвост веером/.
10) — А чем плохо? Не. (У Власа голос прервался.) Эка жара стоит, — продолжал он,/ утирая лицо рукавом/ .
Деепричастные обороты выделены /. / и жирным шрифтом.
Деепричастные обороты в произведении И.С.Тургенева Записки охотника
1)/ Проезжая через деревню/, г-н Полутыкин велел кучеру остановиться у низенькой избы и звучно воскликнул: «Калиныч!» — «Сейчас, батюшка, сейчас, — раздался голос со двора, — лапоть подвязываю».
2) Ходил он нескоро, но большими шагами, /слегка подпираясь длинной и тонкой палкой/.
3) Хорь присел на скамью и, /преспокойно поглаживая свою курчавую бороду/, вступил со мною в разговор.
4) Корова подошла к двери, шумно дохнула раза два; собака с достоинством на нее зарычала; свинья прошла мимо, /задумчиво хрюкая/; лошадь где-то в близости стала жевать сено и фыркать..
5) — Вон один, пострел, не женится, — отвечал он,/ указывая на Федю/, который по-прежнему прислонился к двери.
6) Он бы легко мог на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но ни разу даже не подумал о подобной покупке и продолжал заряжать свое ружье по-прежнему,/ возбуждая изумление зрителей искусством/, с каким он избегал опасности просыпать или смешать дробь и порох.
7) Бывало, вся губерния съезжалась у него, плясала и веселилась на славу, при оглушительном громе доморощенной музыки, трескотне бураков и римских свечей; и, вероятно, не одна старушка, /проезжая теперь мимо запустелых боярских палат/, вздохнет и вспомянет минувшие времена и минувшую молодость.
8) Долго пировал граф, долго расхаживал, /приветливо улыбаясь/, в толпе подобострастных гостей; но именья его, к несчастию, не хватило на целую жизнь.
9) Кузнечики трещали в порыжелой траве; перепела кричали как бы нехотя; ястреба плавно носились над полями и часто останавливались на месте,/ быстро махая крылами и распустив хвост веером/.
10) — А чем плохо? Не… (У Власа голос прервался.) Эка жара стоит, — продолжал он,/ утирая лицо рукавом/ .
Деепричастные обороты выделены /……../ и жирным шрифтом.
Примеры предложений с деепричастным оборотом из художественной литературы
Деепричастный оборот составляет деепричастие с зависимыми словами. Приведем примеры предложений, в которых писатели используют деепричастный оборот, как средство выразительности и образности художественной речи.
Как известно, основу предложения составляют подлежащее и сказуемое. Если в предложении имеются только главные члены предложения, такое предложение является нераспространенным.
Чтобы сделать художественную речь выразительной и яркой, писатели и поэты в своем творчестве используют распространённые предложения, в которых фигурируют второстепенные члены предложения:
определения, дополнения и обстоятельства.
Такие предложения называются распространенными. В роли обстоятельства часто выступает деепричастный оборот. Писатели широко использовали его в своем творчестве.
Примеры предложений
Откроем «Записки охотника» И.С. Тургенева и убедимся, что писатель охотно использовал в своем творчестве деепричастные обороты.
Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор.
Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой.
Толкуя с Хорём, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика.
Калиныч запел вполголоса, подпрыгивая на облучке, и всё глядел да глядел на зарю…
Он бы легко мог на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но ни разу даже не подумал о подобной покупке и продолжал заряжать свое ружьё по-прежнему, возбуждая изумление зрителей искусством, с каким он избегал опасности просыпать или смешать дробь и порох.
В поисках деепричастных оборотов обратимся к творчеству Н.В. Гоголя. Классик русской литературы не обошел их своим вниманием. Перелистаем страницы сборника «Петербургские повести».
До самого полудня пролежал он, желая заснуть…
Все откинувши, все позабывши, сидел он с сокрушенным, с безнадёжным видом, полный только одного сновидения.
Взглянувши на офицера, он припомнил, как в мутном сне, происшествие вчерашнего дня.
Отметим наличие деепричастных оборотов в повести «Собачье сердце» М.Н. Булгакова.
Женщина посвистала, пощёлкала пальцами, и пёс, немного поколебавшись, последовал за ней.
Тотчас бесшумно исчез, а Филипп Филиппович, распростерши полы халата, сел за громадный письменный стол и сразу сделался необыкновенно важным и представительным.
Пес дремал, уложив голову на передние лапы.
— Я — красавец. Быть может, неизвестный принц-инкогнито, — размышлял пес, глядя на лохматого кофейного пса с довольной мордой, разгуливающего в зеркальных далях.
Оценив ошейник по достоинству, пес сделал первый визит в то главное отделение рая, куда до сих пор вход ему был категорически запрещен — именно в царство поварихи Дарьи Петровны.
Деепричастный оборот: как не ошибиться
Ошибка в предложении с деепричастным оборотом — одна из самых распространённых. Но есть простой способ поверить, правильно ли употреблён деепричастный оборот. Берите на заметку и больше не ошибайтесь!
ЧТО НАДО ПОМНИТЬ О ДЕЕПРИЧАСТИИ
Деепричастие — это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие. Эта часть речи объединяет признаки глагола и наречия. Основное действие в предложении выражается глаголом-сказуемым. А вот добавочное, дополнительное — деепричастием, например: Заблудившись, мы долго бродили по лесу (Бродили почему? Заблудившись); Прихрамывая, он шёл нам навстречу (Шёл как? Прихрамывая). Глагол описывает основное действие, а деепричастие уточняет, как, каким образом, почему, зачем совершается действие.
Деепричастия характеризуют основное действие и отвечают на вопросы «как?» «когда?» «каким образом?» «почему?» «с какой целью?», а также вопросы «что делая?» «что сделав?»
Оба действия — и основное, и добавочное — равноправны . То есть деепричастие в этих примерах легко заменить на глагол и получить предложение с однородными сказуемыми. Сравните: Мы заблудились и долго бродили по лесу. Он прихрамывал и шёл нам навстречу.
Деепричастный оборот образуется, когда у деепричастия появляются зависимые слова (то есть слова, к которым мы задаем вопрос от деепричастия), например: Лида, отвернувшись, смотрела на проносящийся поезд. — Лида, отвернувшись (от кого?) от меня, смотрела на проносящийся поезд; Дед, щурясь, внимательно разглядывал гостя. — Дед, щурясь (от чего?) от яркого солнца, внимательно разглядывал гостя.
Деепричастный оборот всегда обособляется, то есть выделяется запятыми. В предложении деепричастия и деепричастные обороты выполняют синтаксическую функцию обстоятельств.
КОГДА МЫ ОШИБАЕМСЯ
Когда вы строите предложение с деепричастным оборотом, важно помнить, что и основное и добавочное действие должны относиться к одному субъекту/совершаться одним лицом . Если действие, которое описывает сказуемое, относится к одному лицу или предмету, а добавочное действие, выраженное деепричастием, — к другому, то возникает ошибка.
Классический пример из юмористического рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга» строится как раз на этом несоответствии: Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа. Это предложение построено неверно, писатель намеренно прибегает к такому стилистическому приёму, чтобы показать малограмотность персонажа.
Что получается? Подлежащее в этом предложении — шляпа , сказуемое (основное действие) — слетела , деепричастие (добавочное действие) — проезжая . Шляпа (что сделала?) слетела, слетела (когда?) проезжая . Выходит, это шляпа самостоятельно проезжала и слетела, хотя понятно, что мимо станции проезжала не шляпа, а герой рассказа! Основное действие в этом предложении относится к одному субъекту, а добавочное — к другому.
Исправить ошибку несложно, заменив деепричастный оборот на придаточное обстоятельственное предложение: Когда я проезжал мимо станции, с меня слетела шляпа.
Разберем ещё несколько примеров.
Размышляя над этой проблемой, мне вспоминается рассказ Л.Н. Толстого «После бала».
Ищем грамматическую основу: рассказ — подлежащее, вспоминается — сказуемое. Получается, что деепричастие размышляя относится к существительному рассказ: рассказ вспоминается и рассказ размышляет , хотя ясно, что размышляет автор сочинения. Основное и добавочное действие относятся к разным субъектам. Исправляем: Когда я размышляю над этой проблемой, мне вспоминается рассказ… Я размышляю, рассказ вспоминается — всё правильно.
Потеряв надежду на встречу, у меня не было желания возвращаться домой.
В этом предложении нет подлежащего, то есть нет лица, производящего действие, предложение односоставное безличное, грамматическая основа — не было . Надо перестроить эту конструкцию так, чтобы в предложении появилось подлежащее — лицо, которое совершает и основное, и добавочное действие. Исправляем: Потеряв надежду на встречу, я не хотел возвращаться домой. Я потерял и я не хотел возвращаться — теперь верно.
Употребить деепричастный оборот в безличном предложении можно, только если сказуемое строится по схеме модальное слово (нужно, следует, можно, нельзя, необходимо) + инфинитив:
Покидая рабочее место, необходимо гасить свет.
Садясь в кресло, следует пристегнуть ремни безопасности.
Входя на территорию заповедника, нужно соблюдать установленные правила.
Во всех остальных случаях использовать деепричастный оборот в безличных предложениях — это ошибка.
Итак, чтобы проверить, что в предложении с деепричастным оборотом нет ошибки, необходимо:
- найти грамматическую основу;
- убедиться, что оба действия — и основное, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное, выраженное деепричастием, — относятся к одному подлежащему (совершаются одним лицом).
Исправить ошибку можно двумя способами:
- Перестроить предложение так, чтобы оба действия относились к одному лицу: Находясь вдалеке от родных, мне часто снился дом. — Находясь вдалеке от родных, я часто видел во сне дом (я находился и я видел).
- Заменить простое предложение, осложненное деепричастным оборотом, на сложное с придаточным обстоятельственным: Находясь вдалеке от родных, мне часто снился дом. — Когда я находился вдалеке от родных, мне часто снился дом (я находился, дом снился).
Попробуйте перестроить предложения так, чтобы деепричастный оборот был употреблен верно.
Просматривая электронную почту, которая скопилась в моем ящике за неделю, мое внимание привлекло одно письмо.
Снег падал крупными хлопьями, мы ускорили шаг и, подходя к воротам фабрики, прозвучал первый гудок.
Осень – удивительное время, когда, медленно кружась в осеннем прозрачном воздухе, устилая землю шуршащим мягким ковром, земля покрывается опавшими листьями.
Но, улегшись у ног и даже не глядя на своего хозяина, а глядя в вечереющий сад, псу сразу стало понятно, что хозяина его постигла беда.
Выходя из-за стола, гостям было неловко смотреть хозяйке в глаза.
Открывая забытые или вовсе неизвестные страницы отечественной истории, исключительно важная работа выполняется специалистами региональных музеев.