Записки охотника деепричастные обороты

Деепричастные обороты в произведении И.С.Тургенева Записки охотника

1)/ Проезжая через деревню/, г-н Полутыкин велел кучеру остановиться у низенькой избы и звучно воскликнул: «Калиныч!» — «Сейчас, батюшка, сейчас, — раздался голос со двора, — лапоть подвязываю».
2) Ходил он нескоро, но большими шагами, /слегка подпираясь длинной и тонкой палкой/.
3)
Хорь присел на скамью и, /преспокойно поглаживая свою курчавую бороду/, вступил со мною в разговор.
4) Корова подошла к двери, шумно дохнула раза два; собака с достоинством на нее зарычала; свинья прошла мимо, /задумчиво хрюкая/; лошадь где-то в близости стала жевать сено и фыркать..
5) — Вон один, пострел, не женится, — отвечал он,/ указывая на Федю/, который по-прежнему прислонился к двери.
6) Он бы легко мог на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но ни разу даже не подумал о подобной покупке и продолжал заряжать свое ружье по-прежнему,/ возбуждая изумление зрителей искусством/, с каким он избегал опасности просыпать или смешать дробь и порох.
7) Бывало, вся губерния съезжалась у него, плясала и веселилась на славу, при оглушительном громе доморощенной музыки, трескотне бураков и римских свечей; и, вероятно, не одна старушка, /проезжая теперь мимо запустелых боярских палат/, вздохнет и вспомянет минувшие времена и минувшую молодость.
8) Долго пировал граф, долго расхаживал, /приветливо улыбаясь/, в толпе подобострастных гостей; но именья его, к несчастию, не хватило на целую жизнь.
9) Кузнечики трещали в порыжелой траве; перепела кричали как бы нехотя; ястреба плавно носились над полями и часто останавливались на месте,/ быстро махая крылами и распустив хвост веером/.
10) — А чем плохо? Не. (У Власа голос прервался.) Эка жара стоит, — продолжал он,/ утирая лицо рукавом/ .

Деепричастные обороты выделены /. / и жирным шрифтом.

Деепричастные обороты в произведении И.С.Тургенева Записки охотника

1)/ Проезжая через деревню/, г-н Полутыкин велел кучеру остановиться у низенькой избы и звучно воскликнул: «Калиныч!» — «Сейчас, батюшка, сейчас, — раздался голос со двора, — лапоть подвязываю».
2) Ходил он нескоро, но большими шагами, /слегка подпираясь длинной и тонкой палкой/.
3)
Хорь присел на скамью и, /преспокойно поглаживая свою курчавую бороду/, вступил со мною в разговор.
4) Корова подошла к двери, шумно дохнула раза два; собака с достоинством на нее зарычала; свинья прошла мимо, /задумчиво хрюкая/; лошадь где-то в близости стала жевать сено и фыркать..
5) — Вон один, пострел, не женится, — отвечал он,/ указывая на Федю/, который по-прежнему прислонился к двери.
6) Он бы легко мог на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но ни разу даже не подумал о подобной покупке и продолжал заряжать свое ружье по-прежнему,/ возбуждая изумление зрителей искусством/, с каким он избегал опасности просыпать или смешать дробь и порох.
7) Бывало, вся губерния съезжалась у него, плясала и веселилась на славу, при оглушительном громе доморощенной музыки, трескотне бураков и римских свечей; и, вероятно, не одна старушка, /проезжая теперь мимо запустелых боярских палат/, вздохнет и вспомянет минувшие времена и минувшую молодость.
8) Долго пировал граф, долго расхаживал, /приветливо улыбаясь/, в толпе подобострастных гостей; но именья его, к несчастию, не хватило на целую жизнь.
9) Кузнечики трещали в порыжелой траве; перепела кричали как бы нехотя; ястреба плавно носились над полями и часто останавливались на месте,/ быстро махая крылами и распустив хвост веером/.
10) — А чем плохо? Не. (У Власа голос прервался.) Эка жара стоит, — продолжал он,/ утирая лицо рукавом/ .

Читайте также:  Охотник с вепрь хантер

Деепричастные обороты выделены /. / и жирным шрифтом.

Деепричастные обороты в произведении И.С.Тургенева Записки охотника

1)/ Проезжая через деревню/, г-н Полутыкин велел кучеру остановиться у низенькой избы и звучно воскликнул: «Калиныч!» — «Сейчас, батюшка, сейчас, — раздался голос со двора, — лапоть подвязываю».
2) Ходил он нескоро, но большими шагами, /слегка подпираясь длинной и тонкой палкой/.
3)
Хорь присел на скамью и, /преспокойно поглаживая свою курчавую бороду/, вступил со мною в разговор.
4) Корова подошла к двери, шумно дохнула раза два; собака с достоинством на нее зарычала; свинья прошла мимо, /задумчиво хрюкая/; лошадь где-то в близости стала жевать сено и фыркать..
5) — Вон один, пострел, не женится, — отвечал он,/ указывая на Федю/, который по-прежнему прислонился к двери.
6) Он бы легко мог на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но ни разу даже не подумал о подобной покупке и продолжал заряжать свое ружье по-прежнему,/ возбуждая изумление зрителей искусством/, с каким он избегал опасности просыпать или смешать дробь и порох.
7) Бывало, вся губерния съезжалась у него, плясала и веселилась на славу, при оглушительном громе доморощенной музыки, трескотне бураков и римских свечей; и, вероятно, не одна старушка, /проезжая теперь мимо запустелых боярских палат/, вздохнет и вспомянет минувшие времена и минувшую молодость.
8) Долго пировал граф, долго расхаживал, /приветливо улыбаясь/, в толпе подобострастных гостей; но именья его, к несчастию, не хватило на целую жизнь.
9) Кузнечики трещали в порыжелой траве; перепела кричали как бы нехотя; ястреба плавно носились над полями и часто останавливались на месте,/ быстро махая крылами и распустив хвост веером/.
10) — А чем плохо? Не… (У Власа голос прервался.) Эка жара стоит, — продолжал он,/ утирая лицо рукавом/ .

Деепричастные обороты выделены /……../ и жирным шрифтом.

Примеры предложений с деепричастным оборотом из художественной литературы

Деепричастный обо­рот состав­ля­ет дее­при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний, в кото­рых писа­те­ли исполь­зу­ют дее­при­част­ный обо­рот, как сред­ство выра­зи­тель­но­сти и образ­но­сти худо­же­ствен­ной речи.

Как извест­но, осно­ву пред­ло­же­ния состав­ля­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Если в пред­ло­же­нии име­ют­ся толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся нераспространенным.

Чтобы сде­лать худо­же­ствен­ную речь выра­зи­тель­ной и яркой, писа­те­ли и поэты в сво­ем твор­че­стве исполь­зу­ют рас­про­стра­нён­ные пред­ло­же­ния, в кото­рых фигу­ри­ру­ют вто­ро­сте­пен­ные чле­ны предложения:

опре­де­ле­ния, допол­не­ния и обстоятельства.

Такие пред­ло­же­ния назы­ва­ют­ся рас­про­стра­нен­ны­ми. В роли обсто­я­тель­ства часто высту­па­ет дее­при­част­ный обо­рот. Писатели широ­ко исполь­зо­ва­ли его в сво­ем творчестве.

Примеры предложений

Откроем «Записки охот­ни­ка» И.С. Тургенева и убе­дим­ся, что писа­тель охот­но исполь­зо­вал в сво­ем твор­че­стве дее­при­част­ные обороты.

Хорь при­сел на ска­мью и, пре­спо­кой­но погла­жи­вая свою кур­ча­вую боро­ду, всту­пил со мной в разговор.

Ходил он неско­ро, но боль­ши­ми шага­ми, слег­ка под­пи­ра­ясь длин­ной и тон­кой палкой.

Толкуя с Хорём, я в пер­вый раз услы­шал про­стую, умную речь рус­ско­го мужика.

Калиныч запел впол­го­ло­са, под­пры­ги­вая на облуч­ке, и всё гля­дел да гля­дел на зарю…

Он бы лег­ко мог на день­ги, выру­чен­ные им за про­дан­ную дичь, купить себе патрон­таш и суму, но ни разу даже не поду­мал о подоб­ной покуп­ке и про­дол­жал заря­жать свое ружьё по-прежнему, воз­буж­дая изум­ле­ние зри­те­лей искус­ством, с каким он избе­гал опас­но­сти про­сы­пать или сме­шать дробь и порох.

В поис­ках дее­при­част­ных обо­ро­тов обра­тим­ся к твор­че­ству Н.В. Гоголя. Классик рус­ской лите­ра­ту­ры не обо­шел их сво­им вни­ма­ни­ем. Перелистаем стра­ни­цы сбор­ни­ка «Петербургские пове­сти».

До само­го полу­дня про­ле­жал он, желая заснуть…

Все отки­нув­ши, все поза­быв­ши, сидел он с сокру­шен­ным, с без­на­дёж­ным видом, пол­ный толь­ко одно­го сновидения.

Взглянувши на офи­це­ра, он при­пом­нил, как в мут­ном сне, про­ис­ше­ствие вче­раш­не­го дня.

Отметим нали­чие дее­при­част­ных обо­ро­тов в пове­сти «Собачье серд­це» М.Н. Булгакова.

Женщина посви­ста­ла, пощёл­ка­ла паль­ца­ми, и пёс, немно­го поко­ле­бав­шись, после­до­вал за ней.

Тотчас бес­шум­но исчез, а Филипп Филиппович, рас­про­стер­ши полы хала­та, сел за гро­мад­ный пись­мен­ный стол и сра­зу сде­лал­ся необык­но­вен­но важ­ным и представительным.

Пес дре­мал, уло­жив голо­ву на перед­ние лапы.

— Я — кра­са­вец. Быть может, неиз­вест­ный принц-инкогнито, — раз­мыш­лял пес, гля­дя на лох­ма­то­го кофей­но­го пса с доволь­ной мор­дой, раз­гу­ли­ва­ю­ще­го в зер­каль­ных далях.

Оценив ошей­ник по досто­ин­ству, пес сде­лал пер­вый визит в то глав­ное отде­ле­ние рая, куда до сих пор вход ему был кате­го­ри­че­ски запре­щен — имен­но в цар­ство пова­ри­хи Дарьи Петровны.

Деепричастный оборот: как не ошибиться

Ошибка в предложении с деепричастным оборотом — одна из самых распространённых. Но есть простой способ поверить, правильно ли употреблён деепричастный оборот. Берите на заметку и больше не ошибайтесь!

Читайте также:  Снежок за охотниками 3 полная версия

ЧТО НАДО ПОМНИТЬ О ДЕЕПРИЧАСТИИ

Деепричастие — это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие. Эта часть речи объединяет признаки глагола и наречия. Основное действие в предложении выражается глаголом-сказуемым. А вот добавочное, дополнительное — деепричастием, например: Заблудившись, мы долго бродили по лесу (Бродили почему? Заблудившись); Прихрамывая, он шёл нам навстречу (Шёл как? Прихрамывая). Глагол описывает основное действие, а деепричастие уточняет, как, каким образом, почему, зачем совершается действие.

Деепричастия характеризуют основное действие и отвечают на вопросы «как?» «когда?» «каким образом?» «почему?» «с какой целью?», а также вопросы «что делая?» «что сделав?»

Оба действия — и основное, и добавочное — равноправны . То есть деепричастие в этих примерах легко заменить на глагол и получить предложение с однородными сказуемыми. Сравните: Мы заблудились и долго бродили по лесу. Он прихрамывал и шёл нам навстречу.

Деепричастный оборот образуется, когда у деепричастия появляются зависимые слова (то есть слова, к которым мы задаем вопрос от деепричастия), например: Лида, отвернувшись, смотрела на проносящийся поезд. — Лида, отвернувшись (от кого?) от меня, смотрела на проносящийся поезд; Дед, щурясь, внимательно разглядывал гостя. — Дед, щурясь (от чего?) от яркого солнца, внимательно разглядывал гостя.

Деепричастный оборот всегда обособляется, то есть выделяется запятыми. В предложении деепричастия и деепричастные обороты выполняют синтаксическую функцию обстоятельств.

КОГДА МЫ ОШИБАЕМСЯ

Когда вы строите предложение с деепричастным оборотом, важно помнить, что и основное и добавочное действие должны относиться к одному субъекту/совершаться одним лицом . Если действие, которое описывает сказуемое, относится к одному лицу или предмету, а добавочное действие, выраженное деепричастием, — к другому, то возникает ошибка.

Классический пример из юмористического рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга» строится как раз на этом несоответствии: Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа. Это предложение построено неверно, писатель намеренно прибегает к такому стилистическому приёму, чтобы показать малограмотность персонажа.

Читайте также:  Прирожденные охотники скрытные хищники

Что получается? Подлежащее в этом предложении — шляпа , сказуемое (основное действие) — слетела , деепричастие (добавочное действие) — проезжая . Шляпа (что сделала?) слетела, слетела (когда?) проезжая . Выходит, это шляпа самостоятельно проезжала и слетела, хотя понятно, что мимо станции проезжала не шляпа, а герой рассказа! Основное действие в этом предложении относится к одному субъекту, а добавочное — к другому.

Исправить ошибку несложно, заменив деепричастный оборот на придаточное обстоятельственное предложение: Когда я проезжал мимо станции, с меня слетела шляпа.

Разберем ещё несколько примеров.

Размышляя над этой проблемой, мне вспоминается рассказ Л.Н. Толстого «После бала».

Ищем грамматическую основу: рассказ — подлежащее, вспоминается — сказуемое. Получается, что деепричастие размышляя относится к существительному рассказ: рассказ вспоминается и рассказ размышляет , хотя ясно, что размышляет автор сочинения. Основное и добавочное действие относятся к разным субъектам. Исправляем: Когда я размышляю над этой проблемой, мне вспоминается рассказ… Я размышляю, рассказ вспоминается — всё правильно.

Потеряв надежду на встречу, у меня не было желания возвращаться домой.

В этом предложении нет подлежащего, то есть нет лица, производящего действие, предложение односоставное безличное, грамматическая основа — не было . Надо перестроить эту конструкцию так, чтобы в предложении появилось подлежащее — лицо, которое совершает и основное, и добавочное действие. Исправляем: Потеряв надежду на встречу, я не хотел возвращаться домой. Я потерял и я не хотел возвращаться — теперь верно.

Употребить деепричастный оборот в безличном предложении можно, только если сказуемое строится по схеме модальное слово (нужно, следует, можно, нельзя, необходимо) + инфинитив:

Покидая рабочее место, необходимо гасить свет.

Садясь в кресло, следует пристегнуть ремни безопасности.

Входя на территорию заповедника, нужно соблюдать установленные правила.

Во всех остальных случаях использовать деепричастный оборот в безличных предложениях — это ошибка.

Итак, чтобы проверить, что в предложении с деепричастным оборотом нет ошибки, необходимо:

  • найти грамматическую основу;
  • убедиться, что оба действия — и основное, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное, выраженное деепричастием, — относятся к одному подлежащему (совершаются одним лицом).

Исправить ошибку можно двумя способами:

  • Перестроить предложение так, чтобы оба действия относились к одному лицу: Находясь вдалеке от родных, мне часто снился дом. — Находясь вдалеке от родных, я часто видел во сне дом (я находился и я видел).
  • Заменить простое предложение, осложненное деепричастным оборотом, на сложное с придаточным обстоятельственным: Находясь вдалеке от родных, мне часто снился дом. — Когда я находился вдалеке от родных, мне часто снился дом (я находился, дом снился).

Попробуйте перестроить предложения так, чтобы деепричастный оборот был употреблен верно.

Просматривая электронную почту, которая скопилась в моем ящике за неделю, мое внимание привлекло одно письмо.

Снег падал крупными хлопьями, мы ускорили шаг и, подходя к воротам фабрики, прозвучал первый гудок.

Осень – удивительное время, когда, медленно кружась в осеннем прозрачном воздухе, устилая землю шуршащим мягким ковром, земля покрывается опавшими листьями.

Но, улегшись у ног и даже не глядя на своего хозяина, а глядя в вечереющий сад, псу сразу стало понятно, что хозяина его постигла беда.

Выходя из-за стола, гостям было неловко смотреть хозяйке в глаза.

Открывая забытые или вовсе неизвестные страницы отечественной истории, исключительно важная работа выполняется специалистами региональных музеев.

Оцените статью
Adblock
detector