Записки охотника (сборник)
Иван Тургенев
Книга очерков «Записки охотника», в основном сложившаяся на рубеже 1840–1850-х годов, принесла И. С. Тургеневу, тогда начинающему литератору, широкую известность. В этом цикле, считающемся образцом русской классической прозы, воссоздана разноцветная картина национальной жизни, наполненная размышлениями автора о настоящем и будущем России. По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» положили начало «целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды», а Гончаров увидел в авторе очерков «истинного трубадура, странствующего с ружьем и лирой по селам, по полям».
Лучшая рецензия на книгу
5 ноября 2020 г. 09:51
4 «Дайте мне руку, любезный читатель, и поедем-те вместе со мной»
На чтение меня побудил не кто иной, как сам Жюль Верн. Он любил у Тургенева эту книгу, говорил, что «слышно запах степей в его прозе». Ну, как после такой рекомендации не прочесть!
Что ж ко мне в руки попали личные записи барыня-охотника. Его наблюдение за бытом и нравами обычного крепостного населения соседских помещиков, куда угораздило главного героя забраться поохотится.
Вообще занимательно, НО я словно побывала на уроке истории, где обсуждались времена крепостных и помещиков. И не скажу что это мой любимых период. Но написано хорошо и интересно. Рассказы разные и простые. Краткие заметки о запомнившемся.
Слышно ли было запах степей? Слышно. Но я надеялась на большую смысловую нагрузку в тексте. Здесь просто описания без какой либо морали от автора. Разве что читатель сам её разглядит.
Льгов — Иван Тургенев , рассказ
Бежин луг — Иван Тургенев , рассказ
Бурмистр — Иван Тургенев , рассказ
Контора — Иван Тургенев , рассказ
Бирюк — Иван Тургенев , рассказ
Два помещика — Иван Тургенев , рассказ
Лебедянь — И. С. Тургенев , рассказ
Смерть — Иван Тургенев , рассказ
Певцы — Иван Тургенев , рассказ
Свидание — Иван Тургенев , рассказ
Живые мощи — Иван Тургенев , рассказ
Стучит! — Иван Тургенев , рассказ
Лес и степь — Иван Тургенев , рассказ
Год издания: 2015
Твердый переплет, 448 стр.
Размер 126х200
Возрастные ограничения: 11 — 14 лет
Записки охотника — цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в 1847—1851 году в журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.
В эпоху СССР широко распространены были «детские» издания сборника, куда включались только избранные рассказы (менее половины канонического состава). Текстологический их анализ никогда не проводился. В полном своём составе «Записки охотника» печатались только в собраниях сочинений Тургенева (издававшихся, впрочем, колоссальными тиражами).
Наиболее исправными с точки зрения текстологии являются два советских академических издания «Записок охотника»:
Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах (тридцати книгах): Сочинения в пятнадцати томах. Т. 4. Записки охотника. 1847—1874. — М.: Наука, 1963. 616 с. 212 000 экз.
Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах: Сочинения в двенадцати томах. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. 3. Записки охотника. 1847—1874. — М.: Наука, 1979.
Окончательный свой состав сборник получил только в издании 1874 года: автор включил в него три новых рассказа, написанных на основе ранних замыслов, в своё время оставшихся нереализованными.
Ниже после названия рассказа указывается в скобках первая публикация.
Хорь и Калиныч (Современник, 1847, No 1, отд. «Смесь», с. 55-64)
Ермолай и мельничиха (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 130—141)
Малиновая вода (Современник, 1848, No2, отд. I, с. 148—157)
Уездный лекарь (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 157—165)
Мой сосед Радилов (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 141—148)
Однодворец Овсянников (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 148—165)
Льгов (Современник, 1847, No 5, отд. Г, с. 165—176)
Бежин луг (Современник, 1851, No 2, отд. I, с. 319—338)
Касьян с Красивой мечи (Современник, 1851, No 3, отд. I, с. 121—140)
Бурмистр (Современник, 1846, No 10, отд. I, с. 197—209)
Контора (Современник, 1847, No 10, отд. I, с. 210—226)
Бирюк (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 166—173)
Два помещика (Записки охотника. Сочинение Ивана Тургенева. М., 1852. Ч. I—II. С. 21-40)
Лебедянь (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 173—185)
Татьяна Борисовна и ее племянник (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 186—197)
Смерть (Современник, 1848, No 2. отд. I, с. 197—298)
Певцы (Современник, 1850, No 11, отд. I, с. 97-114)
Петр Петрович Каратаев (Современник, 1847, No 2, отд. I, с. 197—212)
Свидание (Современник, 1850, No 11, отд. I, с. 114—122)
Гамлет Щирговского уезда (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 275—292)
Чертопханов и Недопюскин (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 292—309)
Конец Чертопханова (Bестник Eвропы, 1872, No 11, с. 5-46)
Живые мощи (Складчина. Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов в пользу пострадавших от голода в Самарской губернии. СПб., 1874. — С. 65-79)
Стучит! (Сочинения И. С. Тургенева (1844—1874). М.: изд. братьев Салаевых, 1874. Ч. I. — С. 509—531)
Лес и степь (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 309—314)
Известно ещё 17 замыслов Тургенева, относящихся к циклу «Записки охотника», но оставшихся по разным причинам неосуществленными[1]. Разработку одного из них Тургенев начинал в 1847—1848 гг., сохранились два фрагмента: «Реформатор и русский немец» (6 страниц текста в современном собрании сочинений) и «Русский немец» (1,5 страницы текста)[2].
1935 — Бежин луг — фильм С. Эйзенштейна, утрачен
1971 — Жизнь и смерть дворянина Чертопханова (по мотивам рассказов «Чертопханов и Недопюскин» и «Конец Чертопханова»)
1977 — Бирюк
Записки охотника
Иван Тургенев
«Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство», — восхищался «Записками охотника» Ф.И.Тютчев. В «Записках охотника» Тургенев воссоздает тонкую, разноцветную материю национальной жизни: поэзия и проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах, а природа оказывается необходимым фоном едва ли не каждого очерка. Описания картин жизни дореволюционной России перерастают в «Записках охотника» в размышления о загадках русской души.
Лучшая рецензия на книгу
5 ноября 2020 г. 09:51
4 «Дайте мне руку, любезный читатель, и поедем-те вместе со мной»
На чтение меня побудил не кто иной, как сам Жюль Верн. Он любил у Тургенева эту книгу, говорил, что «слышно запах степей в его прозе». Ну, как после такой рекомендации не прочесть!
Что ж ко мне в руки попали личные записи барыня-охотника. Его наблюдение за бытом и нравами обычного крепостного населения соседских помещиков, куда угораздило главного героя забраться поохотится.
Вообще занимательно, НО я словно побывала на уроке истории, где обсуждались времена крепостных и помещиков. И не скажу что это мой любимых период. Но написано хорошо и интересно. Рассказы разные и простые. Краткие заметки о запомнившемся.
Слышно ли было запах степей? Слышно. Но я надеялась на большую смысловую нагрузку в тексте. Здесь просто описания без какой либо морали от автора. Разве что читатель сам её разглядит.
Год издания: 2018
Твердый переплет, 448стр.
Тираж: 8000
Формат: 13×21
Возрастные ограничения: 11 — 14 лет
Записки охотника — цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в 1847—1851 году в журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.
В эпоху СССР широко распространены были «детские» издания сборника, куда включались только избранные рассказы (менее половины канонического состава). Текстологический их анализ никогда не проводился. В полном своём составе «Записки охотника» печатались только в собраниях сочинений Тургенева (издававшихся, впрочем, колоссальными тиражами).
Наиболее исправными с точки зрения текстологии являются два советских академических издания «Записок охотника»:
Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах (тридцати книгах): Сочинения в пятнадцати томах. Т. 4. Записки охотника. 1847—1874. — М.: Наука, 1963. 616 с. 212 000 экз.
Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах: Сочинения в двенадцати томах. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. 3. Записки охотника. 1847—1874. — М.: Наука, 1979.
Окончательный свой состав сборник получил только в издании 1874 года: автор включил в него три новых рассказа, написанных на основе ранних замыслов, в своё время оставшихся нереализованными.
Ниже после названия рассказа указывается в скобках первая публикация.
Хорь и Калиныч (Современник, 1847, No 1, отд. «Смесь», с. 55-64)
Ермолай и мельничиха (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 130—141)
Малиновая вода (Современник, 1848, No2, отд. I, с. 148—157)
Уездный лекарь (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 157—165)
Мой сосед Радилов (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 141—148)
Однодворец Овсянников (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 148—165)
Льгов (Современник, 1847, No 5, отд. Г, с. 165—176)
Бежин луг (Современник, 1851, No 2, отд. I, с. 319—338)
Касьян с Красивой мечи (Современник, 1851, No 3, отд. I, с. 121—140)
Бурмистр (Современник, 1846, No 10, отд. I, с. 197—209)
Контора (Современник, 1847, No 10, отд. I, с. 210—226)
Бирюк (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 166—173)
Два помещика (Записки охотника. Сочинение Ивана Тургенева. М., 1852. Ч. I—II. С. 21-40)
Лебедянь (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 173—185)
Татьяна Борисовна и ее племянник (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 186—197)
Смерть (Современник, 1848, No 2. отд. I, с. 197—298)
Певцы (Современник, 1850, No 11, отд. I, с. 97-114)
Петр Петрович Каратаев (Современник, 1847, No 2, отд. I, с. 197—212)
Свидание (Современник, 1850, No 11, отд. I, с. 114—122)
Гамлет Щирговского уезда (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 275—292)
Чертопханов и Недопюскин (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 292—309)
Конец Чертопханова (Bестник Eвропы, 1872, No 11, с. 5-46)
Живые мощи (Складчина. Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов в пользу пострадавших от голода в Самарской губернии. СПб., 1874. — С. 65-79)
Стучит! (Сочинения И. С. Тургенева (1844—1874). М.: изд. братьев Салаевых, 1874. Ч. I. — С. 509—531)
Лес и степь (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 309—314)
Известно ещё 17 замыслов Тургенева, относящихся к циклу «Записки охотника», но оставшихся по разным причинам неосуществленными[1]. Разработку одного из них Тургенев начинал в 1847—1848 гг., сохранились два фрагмента: «Реформатор и русский немец» (6 страниц текста в современном собрании сочинений) и «Русский немец» (1,5 страницы текста)[2].
1935 — Бежин луг — фильм С. Эйзенштейна, утрачен
1971 — Жизнь и смерть дворянина Чертопханова (по мотивам рассказов «Чертопханов и Недопюскин» и «Конец Чертопханова»)
1977 — Бирюк
Рецензии на книгу « Записки охотника » Иван Тургенев
замечательная книга, очень понравилась
не понравился шрифт совсем, поэтому не выкупила, большие буквы, но близко посаженные, уж лучше бы поменьше размер и побольше межбуквенные промежутки
Книгу я покупала ради иллюстрация Николая Устинова. Конечно, это далеко не полное собрание рассказов из цикла «Записки охотника«, но для первого ознакомления очень хороший вариант. Твердый переплёт, прекрасная бумага, хороший размер шрифта — всё понравилось. Прикрепляю изображения.
По словам Белинского, подготовившего обзорную статью «Взгляд на русскую литературу 1847 года», рассказы из цикла «Записки охотника» неравноценны по художественным достоинствам; среди них есть более сильные, есть — менее. В то же время критик признал, что «между ними нет ни одного, который бы чем-нибудь не был интересен, занимателен и поучителен».
Салтыков-Щедрин отмечал, что «Записки охотника» положили начало «целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды».
Гончаров увидел на страницах книги «истинного трубадура, странствующего с ружьём и лирой по сёлам, по полям».
Прекрасный сборник рассказов, включающий в себя 10 рассказов из знаменитого тургеневского цикла. Иллюстрации Николая Устинова.
Сама книга, как по качеству оформления, так и по содержанию, отменная. Отличное подарочное издание для поклонников классической детской литературы и живописи. Ориентировочный возраст читателя 10+
Книга очень понравилась. Твёрдый переплёт , формат средний. Шрифт хороший, достаточно крупный. Иллюстраций умеренно. Качество отличное. По содержанию без комментариев , классика)))
Отличное издание, классика русской прозы, рекомендую.
Полагаю, про содержание можно не писать. Единственное, на что нужно обратить внимание: в сборник включено всего 10 рассказов Тургенева из цикла «Записки охотника«.
О самой книге. Книга приятная, формата А4, в твёрдой обложке, с красивыми иллюстрациями художника Николая Устинова. Бумага плотная, тонированный офсет (цвет тонировки страничек книги совпадает с тоном обложки). Шрифт достаточно крупный для школьника среднего возраста или взрослого человека, читать удобно.
К иллюстрациям в книгах я отношусь довольно равнодушно, очень часто моё вИдение персонажей не совпадает с тем, как их видит художник. Но иллюстрации Николая Устинова очень душевные, выполненные в спокойной манере, они не вызывают желания «поспорить», стилистически совпадают с духом рассказов И.С. Тургенева.
Очень понравилось, что непонятные современному читателю (особенно неискушённому, школьнику) слова, встречающиеся в тексте, разъяснены в примечаниях.
На мой взгляд, книга удалась. Спасибо издательству.
Выкладываю несколько фотографий, в основном, снимала иллюстрации. К сожалению, некоторые из страниц оказались сняты боком.