Записки охотника бирюк пейзажи

Роль пейзажа в цикле рассказов Тургенева «Записки охотника»

Муниципальное казенное учреждение Управление образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан

X районная и городская научно-практическая конференция

«Лаборатория XXI века»

« Роль пейзажа в цикле рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника»

Выполнила Луговая Екатерина Викторовна обучающаяся 7 класса МОБУ СОШ №6 им.М.А.Киняшова г.Благовещенска РБ

Руководитель Якупова Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №6 им.М.А.Киняшова г.Благовещенска РБ

I . Обоснование выбора темы

II . Роль пейзажа в художественном произведении

III. Своеобразие пейзажа в цикле рассказов И.С.Тургенева «Записки

1. Богатство красок и звуков в рассказе «Бежин луг»

2. Описание грозы как средство раскрытия характера главного героя

3. Красота родной земли в рассказе «Лес и степь»

IV . Практическая значимость работы

I. Обоснование выбора темы

2013 год в России объявлен годом экологии. Мы считаем важной заботу о природе, о её богатствах и красоте, поскольку природа важна для человека не только как материальный источник, но и источник нравственного духовного очищения и эстетического удовлетворения.

Нетрудно заметить, что в русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовало бы изображение природы . У признанного мастера пейзажа, И.С.Тургенева, она занимает важное место во всем цикле рассказов «Записки охотника» .

Я полагаю, что важным аспектом «Записок охотника» является пейзаж, описание природы. Мне кажется, что в решении данной творческой задачи И.С.Тургенев выступил новатором, он сумел на основе продолжения традиций А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя значительно расширить возможности описания природы.

Для того чтобы доказать это утверждение, я решила провести исследовательскую работу и определить роль пейзажа в цикле рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника».

Целью работы является определение роли пейзажа в цикле рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника».

Объектом исследования являются средства и приемы изображения пейзажа в рассказах И.С.Тургенева.

Предметом исследования являются рассказы И.С.Тургенева: «Бежин луг», «Бирюк», «Лес и степь».

Работа основана на теоретических методах: теоретический анализ (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений), метод обобщения полученных данных.

II . Роль пейзажа в художественном произведении

Виды природы поражают своей красотой, вдохновляют на творчество. Неудивительно, что запечатлеть их человек стремился с давних времен. Так появился особый жанр искусства – пейзаж.

Слово «пейзаж» произошло от французского «pays» – местность, страна. Это жанр изобразительного искусства, передающий реальные или воображаемые виды природы.

Что такое пейзаж в литературе, зачем он нужен?

Пейзаж в литературе является одним из самых мощных средств для создания воображаемого мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.

Практически в каждом художественном произведении русской литературы присутствует пейзаж. Писатели стремились включать этот элемент в свои произведения с самыми разными целями.

Часто именно через изображение различных природных явлений писатели показывают душевное состояние героев. Причем это не всегда происходит по принципу аналогии. Используется и противопоставление для усиления эмоционального воздействия.

Кроме того, пейзаж служит для передачи отношения автора к происходящему, помогает раскрыть его позицию, замысел произведения. Писатели по-разному включают описания природы в свои произведения:

— уделяя пейзажу многостраничные описания;

— выделяя лишь его детали;

— выступая в роли спокойного созерцателя;

— буквально вторгаясь в природу;

— представляя явления природы живыми действующими лицами;

— используя или не включая эпитеты, метафоры, сравнения или

Пейзаж у писателей выполняет многообразные функции, которые можно свести к следующим:

1) Создание эмоционального фона, на котором развёртывается

2) Внесение более глубокого смысла.

3) Придание сцене зримой, чувственной убедительности, заменяя

рассказ «показом» и вызывая определенные ассоциации с

внутренним состоянием героя.

4) Эстетическая функция — природа в произведениях часто поэтична и

5) Функция ориентира мировосприятия.

6) Функция возврата к истокам, к природному началу,

к нравственной опоре.

Можно с уверенностью сказать, что этот вид искусства породила именно тесная взаимосвязь человека и природы. Поэтому пейзаж в художественном произведении помогает глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

III. Своеобразие пейзажа в цикле рассказов И.С.Тургенева

1. Богатство красок и звуков в рассказе «Бежин луг»

Читайте также:  Брезентовый рюкзак для охоты ссср

В первых очерках и рассказах «Записок охотника» картины природы чаще всего являются или фоном действия, или средством создания местного колорита. При этом явления природы Тургенев воспроизводит чуть ли не научной точностью естествоиспытателя. Он мастерски использует даже различные оттенки, световые краски: и солнечные блики, и вечерний сумрак, и ночные тени. Советский писатель И. А. Новиков удачно назвал это «тургеневской светотенью». Как художник-пейзажист Тургенев прославился первыми же очерками своего охотничьего цикла. Он любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную, русскую природу. Тургенев утверждал: «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей; он сын ее».

Пейзажная живопись Тургенева восхищала современников. «Одно, в чем он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, — это природа. Две-три черты, и пахнет», — поражался Л.Н.Толстой.

В рассказе «Бежин луг» несколько зарисовок описания природы, но наиболее значимыми из них являются описания в начале и в конце произведения. Я считаю, что это не случайно. Таким образом «обволакивая» свое произведение, автор не оставляет нам повода усомниться в реальности происходящего в рассказе.

Пейзаж, как было уже сказано, выполняет функции, помогающие развитию сюжета. В «Бежином луге» можно выделить несколько таких функций. Первая функция — психологическая. Картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира рассказчика; посредством пейзажа передается эмоциональное состояние не только рассказчика, но и мальчиков, рядом с которыми ему выпало провести ночь. В начале произведения мы погружаемся в прекрасный июльский день, где и приветливое солнце, и легкий небосклон — все благоволит хорошему настроению рассказчика. Но чем ближе ночное время, чем больше осознание рассказчика, что он заблудился, тем больше сгущаются краски и начинают преобладать темные тона в описании. К тому времени, когда человек уже встречает мальчиков, царит ночь, и лишь костер и разговоры ребятишек оживляют мглу. Величавая тургеневская ночь пронизана разными звуками: «Кругом не слышалось почти никакого шума. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной. Одни огоньки тихонько потрескивали». Или: «Вдруг, где-то в отдалении раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушиваешься — и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке».

А вот как весело и шумно пробуждается у Тургенева ясное летнее утро: «Все зашевелилось, проснулось, запело, словно. обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола». Какое богатство цвета дает Тургенев в картине раннего утра: «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня. сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света. всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы. »

Любит Тургенев говорить и о запахах изображаемой им природы. К запахам природы писатель вообще неравнодушен. Описывая летний день в рассказе «Бежин луг», он замечает: «В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости».

Изображая ночь, писатель говорит и о ее особом запахе: «Темное, чистое небо торжественно и необъятно — высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах — запах русской летней ночи».

В рассказе «Бежин луг» русская природа показана с большой выразительностью. Пейзаж Тургенева лиричен, он согрет глубоким чувством любви. Природа у Тургенева дана в богатстве ее красок, звуков и запахов.

2. Описание грозы как средство раскрытия характера главного героя рассказа «Бирюк»

Читайте также:  Защитная накидка для охоты

Пейзаж в рассказе «Бирюк» начинается с описания леса и надвигающейся грозы. Обратимся к первой пейзажной зарисовке «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели». «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями «. Это описание можно условно разделить на две части: первая часть- приближение грозы, вторая-гроза разразилась. Они отличаются тем, что в первом описании преобладают прилагательные-эпитеты, присутствует цветовая гамма, красочность, яркость. Во втором описании краски цвета исчезли, главное место занимают глаголы, передающие движение, динамичность этого явления. Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово «внезапно» , подчеркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку. Описание грозы в рассказе символично. Во-первых, «гроза» произойдет в доме лесника. Во-вторых, Бирюк — гроза леса. В-третьих, он сам похож на грозовую тучу, он является выразителем справедливости. Он суров и грозен, как сама гроза. Причиной этой суровости является нелёгкая жизнь Бирюка. Гроза – и психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, перешедшее в гнев.

Если рассказчик чувствует себя неуютно во время грозы, то главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: «словно привидение», при вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, «словно выросла из земли», из тьмы. Несмотря на усиление грозы («белая молния осветила его с головы до ног», «дождик хлынул с удвоенною силою» ), он спокоен. Он так силен, что без труда «сдернул с места» испуганную лошадь, которая, в отличие от этого могучего человека, «шлепала по грязи, скользила, спотыкалась» , а он даже в конце этого сложного пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен. Герой рассказа – нелюдимый и замкнутый. Его сделала таким жизнь: положение лесничего, ненависть мужиков, одиночество. Тургенев считает, что человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее, не может озлобиться. Именно близость к природе, слитность с ней, природную красоту героя и подчеркивает автор. Бирюк «словно вырос из земли»: «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная, курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». Портрет героя помогает нам понять авторский замысел, идею произведения: человек — единое целое с природой. Здесь используется особый тургеневский приём: человек у него приближен к природе, он как бы является её составляющей. И.С.Тургенев считал, что красота – единственная бессмертная вещь, она разлита всюду, простирает свое влияние даже над смертью, но нигде она не сияет с такой силой, как в человеческой душе. Душой человека наделял Тургенев и природу. Метафорические образы (гроза надвигалась, ракиты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя зашлепали по листьям) и другие олицетворения в рассказе одушевляют лес. Он показан в живых изменениях, мы слышим и чувствуем его дыхание, «душный жар», а потом – «влажный холод». Красоте и гармонии природы противопоставлена зловещая сила, враждебная и человеку – крепостное право. Но эта сила не способна уничтожить душу и человечность . В рассказе «Бирюк» пейзаж является отражением душевного состояния героя.

3. Красота родной земли в рассказе «Лес и степь»

В отдельном издании 1852 года Тургенев завершает книгу «Записки охотника» поэтическим очерком «Лес и степь», проникнутым оптимистическим, жизнеутверждающим настроением, чувством восхищения перед красотой родной земли. Это картины природы в разное время года: весна, лето, осень.

Степной пейзаж кажется у Тургенева реалистичным и конкретным: холмы, овраги, небольшие рощи, узкие дорожки. Эта реалистичность, может быть, достигается тем, что читатель вместе с писателем осязаемо видит и чувствует степь. В этом отрывке я ощущаю себя спутником охотника, Тургенев пишет: « едете вы, глянешь с горы». Именно поэтому в тексте почти отсутствуют тропы. И порою только кажется, что холмы разбегаются, овраги вьются, рощи разбросаны, дорожки бегут (олицетворения). Он сравнивает холмы с разбегающимися волнами. Наверное, так писатели передают необозримость, необъятность степи.
Тургеневская степь полна движения. В тексте особый синтаксис: длинные бессоюзные предложения, такие же длинные, монотонные, как сама дорога в степи. Отсюда и повторы: « далее, далее. и вновь в степь далее и далее , холмы все мельче и мельче».
У Тургенева при взгляде на степь — восторг: « какой вид!»; «безграничная, необозримая степь! » Картины бескрайней русской степи, далеко раскинувшегося леса Тургенев также создает как выражение могучих непочатых сил своей родины, русского народа, его богатырского прошлого.

Читайте также:  Приборы ночного видения для подводной охоты

Природа в очерке «Лес и степь» неразрывно слита с жизнью человека, рождая в нем не только чувство красоты, но и философские размышления о грандиозности мироздания. Тургенев воспринимает точность и верность Пушкина в описаниях явлений природы; он, как и Пушкин, отбирает самое существенное, характеризующее данное явление. Но по сравнению с пушкинским тургеневский пейзаж более психологичен.

Большинство рассказов «Записок охотника» Тургенев писал за границей, вдали от родины. И ему были дороги даже мелкие черточки и детали, переносившие его в родные места, воссоздававшие национальный колорит. Его рассказы проникнуты русским духом. Прекрасен простой русский народ, прекрасна русская природа.

Многое видел и наблюдал любознательный и проницательный охотник, бродя с ружьем по лесам и полям средней русской полосы. Но из богатого запаса своих охотничьих встреч и наблюдений Тургенев отбирает для художественного воплощения те, которые в своей совокупности давали читателю широкое и целостное представление о народном характере, о крестьянской среде, о горестях и чаяниях народных. Это и создает внутреннее единство всего цикла «Записок охотника». Для Тургенева природа – главная стихия, она подчиняет себе человека и формирует его внутренний мир. Русский лес, в котором «лепечут статные осины», «могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы», да необозримая степь – это главные стихии, определяющие в «Записках охотника» национальные черты русского человека. Это совершенно соответству­ет общей тональности цикла. Подлинным спасением для людей оказывается природа. Если в первом очерке-прологе повествователь просил обратить внимание на мужиков, то заключительный рассказ является лирическим признанием автора в любви к природе.

I V . Практическая значимость работы

Как видно из проведенного исследования, пейзаж играет важную роль в раскрытии характеров персонажей, помогает понять идейный замысел автора. Подлинное мастерство И.С.Тургенева заключается в том, что его пейзаж психологичен. Ему присущи живописность, «акварельность» и лёгкость.

Подводя итоги, заметим, что данное исследование имеет вполне конкретную практическую ценность.

Компьютерная презентация исследования может быть использована на уроках литературы при изучении творчества И.С.Тургенева.

К тому же материалы исследования могут послужить – хорошим подспорьем для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Данное исследование – лишь этап нашей исследовательской работы. На следующем этапе мы будем анализировать средства художественной выразительности, используемые И.С.Тургеневым для создания пейзажа в цикле рассказов «Записки охотника». Иными словами наша перспективная цель – комплексный лингвистический анализ рассказов «Записки охотника».

В современном мире, когда люди перестают чувствовать связь с природой, очень важно не забывать, что она влияет на наше сознание, напоминает нам о вечном. Рядом с природой человек острее чувствует радость и горе, любовь и ненависть, надежды и разочарования, поэтому, читая произведения великого русского писателя И.С.Тургенева, мы получаем огромное удовольствие.

В.В. Виноградов «О языке художественной литературы». М., 1959,

В.В.Голубков «Художественное мастерство И.С.Тургенева». М.,1955.

В.Г. Белинский. Собрание сочинений в 3-х томах. Том 3. М., 1948, с. 883

И.А. Новиков «Тургенев — художник слова». М., 1954.

И.С. Тургенев «Записки охотника». М., 1975.

П.В.Анненков «Литературные воспоминания». М., 1960, с.338.

С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка». М.,1992.

С.М.Петров « И.С.Тургенев. Творческий путь». М.,1961.

Ю.Г.Оксман «От «Капитанской дочки» к «Запискам охотника». Саратовское книжное издательство, 1959, с.246-307.

Оцените статью
Adblock
detector