Записки охотника антикрепостнический пафос

Антикрепостнический пафос «Записок охотника» заключается в том, что к

Антикрепостнический пафос «Записок охотника» заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в «Записках охотника» — крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче своих жалких хозяев. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несопоставимое с нравственным достоинством русского человека. Дико и страшно выглядит тот официальный порядок, при котором сильными и одаренными людьми владеют жестокие, бесчеловечные и ограниченные самодуры-помещики. Вместе с тем в последующих повестях («Муму», «Постоялый двор») Тургенев отмечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли, гражданином, что русский крестьянин готов смириться перед злом. И это еще одна из причин обличения крепостничества.

Слайд 17 из презентации «Иван Сергеевич Тургенев»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Иван Сергеевич Тургенев.ppt» можно в zip-архиве размером 138 КБ.

Похожие презентации

«Полина Виардо» — П. Соколова. 1843 – 1845 гг. Умерла П.Виардо 17 мая 1910г. в Париже. Имение П.Виардо в Буживале. В 1840 году Полина знакомится с известной французской писательницей Жордж Санд. Мадам Виардо, действительно, очаровательная женщина, с нею интересно и весело. Тема: С.Васильев. «Дом Полины Виардо». Тут я живу покойно и уютно».

«Тургенев писатель» — Связь с русскими революционерами. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. Жизнь за границей. До августа 1839 Тургенев живет в Берлине. Что нового вы узнали из биографии писателя? ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич 28 октября (9 ноября) 1818 г. Юные годы писателя. Цели урока:

«Иван Тургенев» — Любимый дуб тургенева. Братья николай и иван тургеневы. Иван тургенев в возрасте 12 лет. Перед фасадом были разбиты пышные цветники с фигурными клумбами. Р о д о с л о в н а я. В з р о с л е н и е. От дома к пруду тянулись многочисленные «службы». Дед Тургенева выведен в рассказе «Однодворец Овсянников».

«Тургенев как писатель» — Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Титульный лист рукописи романа «Накануне» Автограф. 1860. Санкт-Петербург, Волково кладбище, «Литераторские мостки». «Современник». Жорж Санд. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Рудин на баррикаде. Титульный лист рукописи романа «Дым».

«История жизни Тургенева» — Настоящий день. В дороге. Л. Толстой. Литературное наследие Тургенева. Полина Виардо. Журнал «Современник». Петр Первый русской литературы. Блестящее образование. Мы еще повоюем. Знания учащихся. Иван Сергеевич Тургенев. Тургеневу идет 5-й год. Аннибалова клятва. Тургенев. Тургенев умер. Родители И.С. Тургенева.

«Тургенев литература» — Краткая биография. Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Любовь Тургенева. В студенческие годы Тургенев начал писать. Иван Сергеевич Тургенев «Записки охотника». После чего Тургенев вновь возвращается в Петербург. «Записки охотника». Полина Виардо. Начинающий писатель ищет свой путь.

И.С. Тургенев «Записки охотника». Обличительный пафос сборника.

В отличие от писателей революционно-демократического направления И.С. Тургенев никогда не отличался такими крайними взглядами. Дворянин и либерал, Тургенев всегда выражал более умеренные позиции по отношению к общественно-политическим вопросам. Многие проблемы интересовали его в первую очередь с точки зрения нравственной, и такая позиция не менее важна и значима для писателя. Цикл рассказов «Записки охотника» объединен общим героем – рассказчиком, страстным охотником.

Такое построение дает возможность автору показать множество героев, случайных знакомых, встреченных рассказчиком. И в результате этих встреч в представлении читателя складывается обобщенный собирательный образ русского народа, вызывающий сочувствие своей нелегкой долей. Образы крестьян оставляют в памяти читателя яркое впечатление.

Хорь – прагматик и рационалист, зажиточный хозяин, отец большого семейства. Он не выкупается из крепостной неволи, отговариваясь нехваткой денег, но в действительности его устраивает его независимое положение в отдалении. Калиныч, напротив, совершенно бескорыстная, поэтическая натура, любящая природу. Он многое знает, лечит, разводит пчел и, будучи преданным своему Барину, готов ухаживать за ним, как за ребенком.

Читайте также:  Если не охота никуда идти

Несмотря на столь полярные их различия, Хорь и Калиныч – верные друзья, относящиеся друг к другу с трогательной заботой. Так же ярки и талантливы в рассказах и другие крестьяне. Известен своей неподкупностью и честностью Бирюк, которому не чуждо и сострадание. В мире поэзии, народных суеверий живут мальчики, герои рассказа «Бежин луг». Они все равные – уверенный в себе Федя, смелый и решительный Павлуша, трусливый Илюша. А певцы – герои одноименного рассказа – обладают таким незаурядным талантом исполнителей народной песни, что, слушая их, можно и пуститься в плясовую, и плакать искренними слезами. Однако наряду с образами крестьян Тургенев рисует и помещиков.

Господин Полутыкин, хозяин Хоря и Калиныча, мечтает выгодно жениться, обладает весьма поверхностным литературным вкусом и не обладает чувством юмора. Автор оправдывает необъективность рассказчика, для которого господин Полутыкин если охотник, то, «следовательно, отличный человек«. Но из авторской характеристики видно, что это довольно заурядная личность. Таковы же герои рассказа «Два помещика» – генерал Хвалынский, считающийся выгодным женихом, и Мардарий Аполлоныч Стегунов, тоже холостяк, живущий «на старый лад». Вячеслав Илларионович Хвалынский – щеголь, любит производить эффект и очень явно различает, с высшим или низшим по положению человеком ему приходится общаться.

«Перед лицами высшими Хвалынский большей частью безмолвствует», а низших попросту презирает, однако любит играть с ними в карты. Такое чинопочитание и лакейство не являются в дворянской среде чем-то выдающимся, поэтому ироническая авторская оценка достаточно нейтральна. Мардарий Аполлоныч тоже обычен, таких, как он, «ещё довольно много» на Руси: он гостеприимен и любезен до чрезвычайности, но по отношению к своим крепостным суров и скуп. Ни одной из своих привилегий он не поступится, ему не нужны нововведения в хозяйстве.

А барин из рассказа «Бурмистр», образованный помещик Аркадий Павлыч Пеночкин, не повышая голоса, держит в страхе своих дворовых, отдавая приказание «распорядиться» насчет провинившегося. Крестьяне идут к нему за защитой от жестокого бурмистра, прося помощи, но не находят понимания. Аркадий Павлыч целиком на стороне бурмистра.

Он не замечает, что бурмистр потихоньку забрал в свои руки все барские владения, распоряжаясь ими «как своим добром», нарушая все законы и отдавая в рекруты неугодных. Еще более абсурдна ситуация в рассказе «Льгов»: крестьянин Сучок по воле барыни поставлен «господским рыболовом» в реке, где нет рыбы. Упав с лошади на охоте, зашиб лошадь, а за это был выпорот и отдан в Москву, в ученье к сапожнику. И когда рассказчик, слушая это, изумляется, какое же ученье в двадцать с лишком лет, ответ Сучка поражает: «Стало быть, ничего, можно, коли барин приказал». Такому помещичьему самодурству нет границ.

Тургенев не говорит, что крепостное право – зло, он лишь объективно показывает нравственное превосходство крестьян над своими хозяевами. Причем крепостное право развращает и крестьян, также воспитывая в них рабскую покорность и терпение. Крепостное право не может не уродовать личность нравственно, лишая ее внутренней свободы.

Автор, не призывая к революции, без громких слов и лозунгов показывает нам, как необходимо, по его мнению, что-то сделать, чтобы легче жилось талантливому и щедрому душой русскому народу.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Анализ «Записок охотника» И.С. Тургенева

Анализ «Записок охотника» И.С. Тургенева для тех, кто сдает ЕГЭ по русскому языку и литературе.

«Записки охотника» (1847-1852). Хорь и Калиныч. Певцы. Бежин луг.

1. Антикрепостническая тема в «Записках охотника».
2. Черты русского национального характера в персонажах цикла.
3. Жанровое своеобразие рассказов.
4. Пейзаж и его роль в рассказах.

Читайте также:  Такса была выведена для охоты

Рассказ «Хорь и Калиныч» – первый из будущего цикла – появился в первом номере журнала «Современник» за 1847 год. Это был первый номер, подготовленный новыми владельцами журнала, Некрасовым и Панаевым. Тогда редакция не сумела по достоинству оценить рассказ Тургенева: он был напечатан мелким шрифтом в разделе «Смесь» с подзаголовком «Из записок охотника» (таким образом название цикла подсказано Тургеневу журналом). Большой успех рассказа у читателей вдохновил автора, и в течение 1847 года, находясь за границей, он написал еще 13 рассказов. Над циклом Тургенев работал с 1847 по 1851 годы, а к 1852 подготовил отдельное издание «Записок охотника».

«Записки охотника» дают картину деревенского и усадебного быта, раскрывают отношения помещиков и крепостного крестьянства. Но пристальное внимание современников прежде всего обеспечила их антикрепостническая направленность. Власти также отреагировали на их появление, увидев в рассказах опасную общественную тенденцию. Николай I повелел отправить в отставку пропустившего «Записки охотника» цензора кн. Львова «за небрежное исполнение своей должности». Тургенев был отдан под полицейский надзор. Общественная значимость рассказов и очерков цикла заключалась не только в разоблачении помещиков-крепостников (один из высокопоставленных чиновников говорил, что помещики «представлены вообще в смешном и карикатурном или, еще чаще, в предосудительном для их чести виде»), но и в изображении крестьянских типов. К людям из народа автор испытывает симпатию, бедственное положение русского народа вызывает его сочувствие.

«Записки охотника» – антикрепостническое произведение. Тургенев разоблачает крепостное право как уродливую систему, порождающую жестоких или никчемных помещиков, развращающую душу, тормозящую экономическое и духовное развитие России. Сам автор так определял главную идею «Записок охотника»: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться. ».Рассказы связываются в цикл единством идейного содержания и композиционным приемом – образом рассказчика, проходящего через все рассказы. Рассказчик – охотник, местный помещик, хорошо знающий свой край, а самое главное – глубоко интересующийся жизнью встречающихся ему в охотничьих странствиях людей.

«Хорь и Калиныч» – программное произведение цикла, в котором намечены его основные идеи, опробована форма тургеневского «охотничьего» рассказа. Сюжет в нем носит очерковый характер: точно указывается и описывается место действия – Волховский и Жиздринский уезды Орловской и Калужской губернии. Рассуждения в начале рассказа о типах орловских и калужских мужиков, построенные по принципу антитезы, как будто не связанные с сюжетом рассказа, имеют не только этнографическое, чисто очерковое значение. В них задается актуальная социальная тема – различие между барщинным и оброчным крестьянством.В «Хоре и Калиныче» нет событийного развития действия. В рассказе показаны встречи героя-рассказчика с помещиком Полутыкиным и его крепостными крестьянами Хорем и Калинычем. Образ рассказчика играет в рассказе активную роль: рассказчик комментирует поведение героев, выражает свое отношение к ним. Именно в диалоге с ним раскрываются социально значимые типические характеры. Иногда для создания характера автору достаточно минимальных художественных средств. Так характер Полутыкина совершенно определенно проясняет его фамилия – он, действительно, никудышный бестолковый хозяин, разоряющийся помещик.

Основной интерес для рассказчика представляют крестьяне Хорь и Калиныч, сравнительная характеристика которых позволяет автору раскрыть два типа русского крестьянина, показать разные грани русского национального характера. Образы помещика и его крепостных противопоставлены: прямого конфликтного столкновения между ними нет, но очевидно глубокое различие нравственного мира, жизненной позиции. И не в пользу помещика. Крестьяне – незаурядные люди. Один – прекрасный практик, другой – натура поэтическая. Публицистическое начало рассказа – рассуждения о барщинных и оброчных крестьянах – получает свое развитие в образах центральных персонажей.

Хорь – «человек положительный, практический, административная голова, рационалист». Он добивался разрешения перейти на оброк и по сути экономически самостоятелен. Хорь – тип умного, деятельного, предприимчивого русского человека, способного смело идти навстречу новому, правда, его возможности ограничены уродливой крепостнической системой. В раскрытии образа Хоря основную роль играют авторские описания его усадьбы, избы. Выразительны предметные детали, вещный мир. Они показывают крепость его хозяйства, надежность, устойчивость быта, позволяют увидеть в Хоре созидательные творческие начала русского национального характера. Портрет Хоря существенно дополняет наше представление о нем. В его фигуре автор подчеркивает основательность. Этот «плечистый и плотный» человек крепко стоит на ногах. А сравнение его лица с лицом Сократа («такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос») выражает уважение и симпатию автора и одновременно усиливает антикрепостнический пафос рассказа. Но этот умный, сильный человек Хорь находится в положении раба. Такова реальность российской действительности.

Читайте также:  Какого питомцы лучше всех для охотника

Калиныч – полная противоположность Хорю внешне и внутренне. Он «человек самого веселого, самого кроткого нрава», возвышенная натура. Находясь в полной зависимости от помещика, каждый день должен сопровождать его на охоту. Он совсем забросил собственное хозяйство. Калиныч близок к природе, трогателен в своей привязанности к Хорю: принес ему букетик земляники. Противопоставляя героев, автор видит в каждом из них замечательные черты народного характера.

Рассказ «Певцы», написанный в начале 50-х годов, соединяет очерковые и новеллистические черты. И хотя повествование ведется от лица рассказчика и содержит очерковые элементы, в основе сюжета рассказа – событие. Состязание певцов – центральная часть повествования. В рассказе помимо главных персонажей – Якова-Турка и рядчика из Жиздры – множество других героев, составляющих живописную многофигурную композицию. Обогащаются художественные средства раскрытия характера. Кроме выразительных портретных деталей, авторских характеристик, Тургенев дает рассказ о прошлом героев (такова история жизни Могарыча, Оболдуя). Представление о персонажах углубляется и с движением сюжета. Эпический фон основного события несет важную идейную нагрузку.

Тургенев показал в рассказе необычайную талантливость русского человека. Творческое духовное начало в «лучшем певце околотка» Якове-Турке побеждает вокальное мастерство самоуверенного рядчика. Показывая замерших в волнении слушателей, рассказчик как бы сливается с ними и передает в своих словах переживания и чувства, охватившие всех: «Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас. Русская, правдивая, горячая душа хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». Выбор песни многозначителен. Песня «Не одна во поле дороженька пролегала. » действительно созвучна судьбе русского народа. В ней – «и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательнобеспечная грустная скорбь».

Тургенев – реалист, он не идеализирует героя: в заключительной части рассказа автор видит безобразное всеобщее пьянство. И Яков, совсем недавно воспарявший духом, потрясший всех своим дивным пением, как и все, погрузился в мрак тяжелого разгула. Писатель не уходит от снижающих образ героя подробностей: «С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым голосом какую-то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары. Мокрые волосы клочьями висели над его странно побледневшим лицом». Ничего не осталось от его одухотворенного волнения. Безобразная действительность разрушительно воздействует на судьбу таланта в России, и в этом еще один приговор крепостничеству.

«Бежин луг» – поэтичный рассказ о русской природе и детской душе. В этом рассказе очерковое начало уступает место лирическому повествованию. Тургенева интересует нравственный мир людей из народа. С большой симпатией автор воссоздает образы пяти крестьянских мальчиков, собравшихся июльской ночью у костра и рассказывающих друг другу страшные истории. Природа в «Бежином луге» перестает быть фоном действия, она становится средством косвенной характеристики героев. Картины летней природы, обрамляющие рассказ, полны лирической выразительности и как бы одухотворяют характеры мальчиков. А их фантастические истории, легенды, поверья полны яркой образности, поэтичности. Таинственный мир их фантазий, мир природы и реальный мир сливаются в единое целое в душах мальчиков. Душа народа, сродни природе, поэтична и таинственна.

В «Записках охотника» И.С.Тургенев выступил как художник острой социальной антикрепостнической проблематики и раскрыл в живых крестьянских типах особенности национального характера. Велика роль описаний природы в рассказах. Природа является средством раскрытия характера, внутреннего мира и душевного состояния персонажей.

Оцените статью
Adblock
detector