- История. Первобытные собиратели и охотники
- Древнейшие люди
- Охота и собирательство – что это?
- На пути эволюции
- Первые общины
- Распределение ролей
- Зарождение искусства
- Особенности преподавания темы
- Проверочная работа
- Охота первобытных людей – как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты
- Тема урока: «Первобытные собиратели и охотники»
История. Первобытные собиратели и охотники
Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.
Древнейшие люди
Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.
Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.
Охота и собирательство – что это?
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.
Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:
- использование примитивных орудий труда;
- овладение огнем.
И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
На пути эволюции
С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.
Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.
Добычей нередко становились следующие представители фауны:
Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.
Первые общины
На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:
- Наличие родственных связей.
- Четкая внутренняя иерархия.
- Общность жилища, пищи, запасов.
- Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.
Распределение ролей
Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.
Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.
Зарождение искусства
В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.
Особенности преподавания темы
Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.
Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.
Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.
Проверочная работа
Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:
- Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
- Как называется ученый, который занят раскопками?
- Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.
Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.
Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:
- Чем отличался древнейший человек от животного?
- По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?
Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.
Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.
Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.
Охота первобытных людей – как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты
Первобытные люди питались за счет собирательства и охоты. Охотники добывали основную массу всей пищи, а также шкуры – ценные источники тепла, кости – материал для строительства и изготовления орудий труда и охоты.
В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов и мамонтов. Охота на небольших особей проводилась несколькими людьми с помощью дубинок, лука со стрелами или копья. При этом животное выбиралось либо раненое, либо отбившееся от стада. Также часто использовался способ приманки. К примеру, охотники привязывали пойманное животное и прятались. Как правило, к нему подходили другие особи и тут же попадали в засаду.
Гораздо тяжелей давалась первобытным людям охота на крупных животных: бизонов, слонов и мамонтов. Чаще всего для этой цели использовался загонный способ, в котором участвовала вся мужская часть племени. Выследив стадо крупных млекопитающих, первобытные люди начинали гнать его шумом, криками и пугать огнем, постепенно загоняя в заранее подготовленную ловушку. Как правило, это была очень глубокая яма, крутой обрыв или узкое ущелье. Одно или несколько животных, попадая в ловушку, разбивались, а еще живых особей племя добивало копьями, камнями и дубинами.
Смотрите на картинках и видео — как охотились древние люди:
Видео: 10 Охота на мамонта в Прииртышье Как охотились древние люди
Видео: Amazon Ya̧nomamö Indians hunting peccary, tapir, deer and monkey
Видео: Неизвестная Планета. Первобытные охотники
Видео: Desert of Skeletons. Hunting Day | Tribes — Planet Doc Full Documentaries
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Тема урока: «Первобытные собиратели и охотники»
Тема урока: «Первобытные собиратели и охотники»
Цель урока: познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего человека, объяснить, чем занимается, какими орудиями труда пользовался, объяснить причину появлений верований, религий, рассказать о возникновении первобытного искусства
Обучающая: Обеспечить усвоение учащимися понятий «собирательство», «стадо», «люди разумные», «верования», «первобытные люди» причины их появления.
Развивающая: Продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты, познакомиться с решением познавательных задач по истории.
Воспитательная: формировать устойчивый интерес к истории Древнего мира.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах
Оборудование: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, доска
На экране записаны понятия: иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяные грамоты, палеография, герб, флаг, гимн, штандарт
Обратите внимание на записи, сделанные на экране
Самостоятельно составить кроссворд с данными понятиями по группам.
Для проверки результатов к доске идут работать два ученика
Поочередно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь.
Сравнивают результат, работая в парах.
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формирование основ социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося
Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов, загадочные письмена
2. Создание проблемной ситуации (10 минут)
Предлагает по двум рисункам сравнить древнейшего человека и разумного человека; сравнить рисунки на странице 8 и 9 и проанализировать, найти сходства и различия, сделать выводы
Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения
Формирование социальных и культурных компетенций.
Умение самостоятельно определять и оценивать уровень знаний, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Усвоение базовых ценностей современного общества: гуманистических и культурных ценностей.
Умение строить поиск решения, анализировать результаты
3.Стадия изучения нового материала и открытие нового знания (15 — 20 минут).
Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника
Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки
Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Смысловое чтение; умение определять понятия, создавать обобщения, строить умозаключение и делать выводы.
Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию
4. Стадия рефлексии (10 — 15 минут)
2.Прочитайте предложения, вставив пропущенные слова.
Первыми жилье людей были…
Каменный век – это …
3.Какой год был раньше и на сколько?
30 г. к н.э. или 30 г. н. е (отметить на линии времени)
4.Занятиями древнейших людей были:
а) охота, гончарство, ткачество;
б) собирательство и охота.
5.Объясни выражение “человек разумный”.
6.Письменность возникла 5 тыс. лет тому. За сколько тысячелетий до н.э. она возникла?
7.Мог ли древний человек использовать следующие орудия труда: железный топор, дубину, электрическое сверло, каменный топор, лук и стрелы, кремень для добывания огня? Почему ты так считаешь?
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
5. Первичное закрепление знаний (15-20 минут)
Организует работу по закреплению первичных знаний
Организует фронтальную работу по учебнику страница 10-11
Организует работу в парах по рабочим тетрадям страница 4-5, задание №2 вписать недостающие слова, задание №3 заполнить контурную карту «Древнейшие люди на Земле»
Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам
Отвечают на вопрос №3 страница 11
Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.
Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности.
6. Самоанализ (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону) (8-10 минут) Учащиеся оценивают свою деятельность по алгоритму:
Какое было задание? (Учимся вспоминать цель задания).
Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью).
Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки).
Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).
Какую себе поставишь отметку?
Ответы показываются на доске после выполнения работы
1. Впишите недостающие слова.
— Древнейшие люди жили на Земле более. лет назад.
— Главным отличием древнейших людей от животных было.
— У древнейших людей было два главных способа добывания пищи.
2. Двухвариантные тесты
(ответьте «Да» или «Нет»)
1. Древнейшие люди жили группами, которые ученые называют «человеческое стадо».
2. Родовая община сменилась соседской, образовались племена, члены которых совместно выполняли общественные работы под руководством вождя.
3. Самым страшным наказанием для первобытною человека было охранять сон своих сородичей.
4. Главным занятием первобытных людей на протяжении многих тысячелетий была охота.
5. В эпоху неолита человек научился плавить металл, строить лодки, начал вести оседлый образ жизни, заниматься земледелием и разведением животных.
3. Разгадайте путаницу
Переставьте буквы в словах, и у вас получится
1. Возникшее из собирательства занятие, надежно обеспечивающее людей растительной пищей «ДЕЗЕЛЕМЛИЕ» — .
2. Занятие древних людей, позволявшее добыть в основном растительную пищу «ВОЛЬТЕСТБИРАСО» — .
4. Заполните пропуски в предложениях
Заполнить пропуски в предложениях, используя предложенные ниже слова
А) Первый коллектив людей — это (1. ), затем появилась (2. ) община. Главным занятием первобытных людей были (3. ) и (4. ). Овладев (5. ) и научившись изготавливать разнообразные (6. ), первобытные люди заселили значительные территории Азии, Африки и Европы.
(охота, человеческое стадо, собирательство, родовая, орудия труда, огнем).
Б) В период неолита (около 6-7 тысяч лет назад) люди перешли к занятиям, которые помогли им перестать зависеть от природы: (1. ) сменилась (2. ), (3. ) и (4. ). Так (5. ) хозяйство сменилось (6. ) хозяйством. От (7. ) образа жизни люди перешли к (8. ). (кочевого, охота, собирательство, скотоводством, присваивающее, земледелием, производящим, оседлому).
7. Включение нового знания в систему мировоззрения учащихся (6-8 минут)
Игра “Да” или “Нет”.
Учитель: Самым страшным наказанием для первобытною человека было охранять сон своих сородичей. . (нет.)
Древнейшие люди жили группами, которые ученые называют «человеческое стадо». . (да.)
Главным занятием первобытных людей на протяжении многих тысячелетий была охота. (Да.)
Главным отличием человека от животных является приспособленность к условиям природы. (Да.)
Самооценка успешности овладения новыми знаниями
7. Домашнее задание (1-2 минуты)
Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; п. 1-3 с 8-17 раб.тетр. стр.3-14
Задают вопросы по тексту заданий
Рабочий лист урока
Задание № 1. страница 4-5, задание №2 вписать недостающие слова
Задание № 2рабочие тетради страница 4-5, задание №2 вписать недостающие слова, задание №3 заполнить контурную карту «Древнейшие люди на Земле»
Задание № 3.Найди и подчеркни ошибки в тексте.
Возникшее неравенство в Индии было закреплено религией. Жрецы в Индии составили Сборник правил бога Яхве, в котором говорилось, что с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из трёх каст. Индийцы верили, что каста жрецов произошла из рук Брахмы, каста воинов – из уст, каста земледельцев – из бёдер, слуги – из запылённых ступней ног. Неравенство между кастами казалась индийцам противоестественным и не вечным. Но некоторые мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Например, Будда учил, что главное – личные достоинства человека.