Закрытые зоны для охоты
В числе таких зон: места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; участки лесов вокруг глухариных токов; полосы лесов по берегам рек или иных водных объектов, заселённых бобрами[2].
Границы зоны охраны охотничьих ресурсов обозначаются на местности специальными информационными знаками, на которых содержатся сведения о вводимых в целях защиты охотничьих ресурсов ограничениях охоты, названии охотничьего угодья (иной территории), где устанавливается зона охраны охотничьих ресурсов.
Специальные информационные знаки устанавливаются по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, на въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов, в местах предполагаемого проезда (прохода) людей, а также внутри зон охраны охотничьих ресурсов[3].
Создание в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов относится к биотехническим мероприятиям, проводимым в целях предотвращение гибели охотничьих ресурсов[4].
↑ Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
↑ Приказ МПР РФ от 06.02.2008 N 31 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции»
↑ Приказ Минприроды РФ от 12.11.2010 N 503 «Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов»
↑ Приказ Минприроды РФ от 24.12.2010 N 560 г. Москва «Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов»
В любом случае, да же если эта зона есть, то привлечь нарушителя можно лишь за охоту без разрешения охотресурсов.
Чем регулируются зоны охраны охотничьих ресурсов?
В редакцию поступило обращение охотников с Кубани: «У многих наших охотников возникают вопросы по поводу такого понятия, как «зона охраны», которое предусмотрено в Законе «Об охоте» и Правилами охоты.
Фото Антона Журавкова
А вот таких понятий, как «воспроизводственный участок» и «внутрихозяйственный заказник», нет ни в законе, ни в правилах. Многие сейчас на свое усмотрение пишут на трафаретах то одно, то другое, что больше похоже на «колхозное право». Что вы думаете об этом? Хотелось бы услышать мнения ваших юристов. Возможно, где-то есть по этому вопросу статьи, комментарии, разъяснения… Все положения о ранее существующих воспроизводственных участках были еще при СССР и давно устарели. Я, как юрист, смотрю и трактую это так, другие — по-своему».
Поднятые в письме вопросы, думается, могут быть интересны и другим нашим неравнодушным читателям.
Начнем с того, что вспомним основные требования базового закона об охоте, прежде всего статьи 46 и 51, в которых установлены понятия «воспроизводство охотничьих ресурсов» и «зоны охраны охотничьих ресурсов».
Статья 46 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» (далее — ФЗ-209) устанавливает, что воспроизводство охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания или увеличения численности охотничьих ресурсов и в целях, установленных статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона.
Само же воспроизводство охотничьих ресурсов осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного воспроизводства охотничьих ресурсов.
Статья 51 ФЗ-209 постановила, что зоны охраны охотничьих ресурсов в целях их сохранения создаются в соответствии с Лесным кодексом РФ и другими ФЗ.
Касаясь ЛК РФ, надо помнить Приказ МПР РФ от 06.02.2008 № 31 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции».
В статье 51 ФЗ-209 приведен закрытый перечень этих зон — особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых использование охотничьих ресурсов ограничивается. Часть 2 этой статьи установила требование о том, что обозначение на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Теперь, для того чтобы разобраться с тем, есть ли в данных охотугодьях и законны ли «воспроизводственные участки», «зоны покоя» и т.д. и т.п., надо посмотреть на пункты 17 и 24 статьи 32, подпункт 1 пункта 1 и подпункт 10 пункта 4 статьи 33, пункт 1 статьи 34 и статью 39 ФЗ-209.
Из этих установлений можно сделать соответствующие выводы, а также узнать, к кому обращаться за защитой своих прав на охоту. «РОГ» и другие охотничьи СМИ регулярно сообщают о «шалостях» иных охотпользователей, которые ограничивают охоту под надуманными предлогами, в частности, путем установления в своих хозяйствах «воспроизводственных участков» и «внутрихозяйственных заказников».
Столкнувшись с этим, надо попросить этих охотпользователей и (или) иных должностных лиц представить вам должным образом заверенную схему использования и охраны охотничьего угодья. Это, как определено пунктом 12 статьи 39 ФЗ-209, является документом внутрихозяйственного охотустройства. Именно в схеме использования и охраны охотничьего угодья определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры (пункт 13 статьи 39 ФЗ-209).
Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения за счет собственных средств в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункты 11 и 14 статьи 39 ФЗ-209). Кроме того, законодательство требует устанавливать по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, на въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов, в местах предполагаемого проезда (прохода) людей, а также внутри зон охраны охотничьих ресурсов специальные информационные знаки. Это осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 12.11.2010 № 503 «Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов».
Не надо забывать и о том, что создание в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов относится к биотехническим мероприятиям, проводимым в целях предотвращения гибели охотничьих ресурсов. Делается это в порядке, определенном в Приказе Минприроды РФ от 24.12.2010 № 560s «Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов».
А обращаться с жалобами следует в суд, так как статьей 56 ФЗ-209 установлено, что все споры в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов разрешаются в судебном порядке.
Чтобы не нарушить законодательство о зонах охраны и воспроизводственных участках охотничьих ресурсов, не будет лишним освежить в памяти и пункты 10, 12, 16.6, 36, 51.1 и Раздел 9 действующих Правил охоты.
Тем более что судебная практика о наказании охотников, случайно попавших в такие места, уже есть.
К примеру, можно ознакомиться с размещенным в интернете постановлением судьи мирового участка № 41 Перемышльского района Калужской области от 24 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.37 часть 1 КоАП РФ в отношении гражданина А.
Правила охоты с изменениями от 2020 года
Несмотря на то, что федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ » Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов ” — главный документ, регламентирующий всю охоту в нашей стране, большинство охотников-любителей никогда его не читали, и знают о основных положениях лишь понаслышке, от друзей, родственников, или егерей.
Само собой, со временем эти положения обросли всевозможными мифами и нелепицами, аналогичными мифу о прикручивании сейфа к стене. Ну а всевозможные изменения, вносимые в ФЗ чуть ли не каждый год и без того усложняют изучение этого важного документа.
Основные изменения коснулись промысловой охоты — там исправлено множество формулировок. Для охотников-любителей же изменения коснутся в первую очередь разрешением на использование охотничьих луков и арбалетов, расширением сроков охоты на медведя и изменением срока осенней охоты (сроки открытия осенней охоты 2020 по разным регионам смотрите здесь).
Основные положения
Начнем с самого важного — ключевых элементов права, вокруг которых и строится весь закон:
Охотничьи ресурсы — объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. Говоря просто — ресурсы это дичь;
Охотничье хозяйство — сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты. Грубо говоря, охотничьим хозяйством называется вся индустрия, поддерживающая охоту, а не конкретное охотхозяйство;
Сохранение охотничьих ресурсов — деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства. Это значит запрет на добычу дичи выше квоты;
Добыча охотничьих ресурсов — отлов или отстрел охотничьих ресурсов. Тут все просто и однозначно;
Охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Важно понимать, что под охотой не обязательно подразумевается убийство животного, отлов и перемещение тоже будут считаться охотой с юридической точки зрения;
Орудия охоты — огнестрельное, пневматическое, охотничье метательное стрелковое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии», а также боеприпасы, метаемые снаряды к охотничьему метательному стрелковому оружию , капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты. Вот тут нас ждут первые изменения — включение луков и арбалетов в список охотничьего оружия, которое начнет действовать с 31.01.2020 года. Подробнее об этом читайте в нашей статье ;
Способы охоты — методы и приемы, применяемые при осуществлении охоты, в том числе с использованием охотничьих сооружений, собак охотничьих пород, ловчих птиц;
Сроки охоты — сроки, определяемые периодом, в течение которого допускается добыча охотничьих ресурсов. О сроках осенней охоты в 2020 годах читайте здесь ;
Продукция охоты — отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. Для нас это просто любая добыча, в том числе и заготовленная на месте;
Промысловая охота — охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты.
Услуги в сфере охотничьего хозяйства — услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг. Под это понятие попадает все, от сопровождение егерем до платы за парковку у границ угодий, если таковая есть;
Лимит добычи охотничьих ресурсов — объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов. Лимит может определяться каждым регионом самостоятельно. О лимитах по регионам читайте тут ;
Квота добычи охотничьих ресурсов — часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья. Тот же самый лимит, только определенный для каждого конкретного охотугодья;
Охотничьи угодья — территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
Разрешение на добычу охотничьих ресурсов — документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов.
Так или иначе, все доступные охотугодья вы можете посмотреть на этом сайте .
Все угодья делятся на :
- Закрепленные охотничьи угодья — которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- Общедоступные охотничьи угодья — в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты;
По закону общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.
Объекты охоты
Под объектами охоты подразумеваются вполне конкретные животные, и вот их список:
Помимо этого списка каждый регион может разрешать охоту на каких-то специфичных животных-эндемиков, например для крайнего севера разрешена добыча чаек, крачек и прочих морских птиц.
Разумеется, запрещена добыча животных и птиц занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в Красные книги регионов.
Охотники поневоле
Напомним, до этого пристреливать оружие можно было только на специально оборудованных стрельбищах. А еще раньше, лет двадцать назад, — в любых удобных местах. Главное, чтобы расстояние до ближайшего жилья было не менее ста метров, а пули или дробь ложились в естественный, так сказать, пулеуловитель — стенку оврага или холм, а не летали по открытому пространству. Теперь, кстати, расстояние от жилья увеличили до 200 метров.
С одной стороны, такая поправка вызвана самой жизнью. В стране около 4 миллионов владельцев оружия. Теоретически каждый из них вправе ходить на охоту и предварительно проверять и пристреливать свое оружие, тем более что тот же закон запрещает охотиться с неисправным оружием. Потому что это не только небезопасно, но и чревато появлению подранков. Но где на всех напасешься этих самых оборудованных стрельбищ и площадок? Тем более все они — платные. Не проще ли пойти в ближайший овраг и пострелять? Вот и разрешили охотникам ходить в этот самый овраг. Но только если этот овраг — в охотугодьях и у стрелка есть документы на право здесь охотиться.
И вот тут, с другой стороны, хождение с оружием в охотугодьях высветило многочисленные вопросы.
Не будем вдаваться в чисто охотничьи нюансы — когда какую дичь и каким калибром можно брать. Будем считать, что чиновникам минприроды это виднее. А вот новые правила нахождения в охотугодьях с оружием явно пересекаются с компетенцией Росгвардии. И не всегда совпадают. Неудивительно, что форумы переполнены недоуменными и критическими комментариями.
Так, теперь почему-то считается, что любой человек, оказавшийся в охотугодьях с оружием, даже зачехленным и разобранным, уже охотник. И подлежит проверке инспекторами. И если, не дай Бог, у него нет путевки на охоту именно здесь и сейчас, то у него могут изъять оружие и документы.
Но как быть, если человек идет с оружием самообороны в свою деревню через лес или поле, которые считаются охотугодьями? Тем более, если эти угодья вплотную примыкают к его населенному пункту. Или, скажем, пересекает «чужие» охотугодья, чтобы попасть в «свои», где он имеет право стрелять. Человека могут остановить и досмотреть даже в машине на дороге, которая пролегла через эти угодья. Право на хранение и ношение длинноствольного оружия у человека есть. Люди не понимают, почему они должны позволять себя досматривать егерям, а не полицейским или росгвардейцам? Да и вообще, кто вправе остановить машину, кроме сотрудников ГИБДД? А если владелец оружия откажется подчиняться?
Участники форумов удивлены внезапным расширением полномочий различных проверяющих. Охотничьи инспекторы, а также все должностные лица, уполномоченные на проверку, при предъявлении документа могут потребовать у вас разрядить и передать на осмотр оружие, показать любые документы, проверить ваши личные вещи и транспорт. Отказ от проверки может повлечь за собой решение о нарушении правил охоты и последующую конфискацию оружия и средств охоты. Вот только есть опасения, что не все вооруженные люди и не помышлявшие об охоте, но подвергнувшиеся проверке, с этим согласятся. Ведь если человек не охотился, то и никаких правил охоты не нарушал. А это значит, что возможны конфликты. Насколько известно, Росгвардия своими полномочиями по контролю за оборотом гражданского оружия ни с кем не делилась. А если и есть какие-то административные нюансы, то их надо людям разъяснять и закреплять законодательно. Возможно, именно это в скором времени произойдет — появятся новые обновления в законы и подзаконные акты.
Многих участников форумов удивляют и другие, вполне абсурдные с точки зрения здравого смысла, позиции. Например, вас могут обвинить в незаконной охоте, если вы выгуливаете в охотугодьях собачку охотничьей породы, даже не имея оружия. Или жарите там шашлык. А вдруг на мангале дичь, которую вы здесь незаконно добыли? И это при том, что люди могут даже не подозревать, что они в охотничьих угодьях. Ведь многие зоны отдыха вплотную к ним прилегают. Получается, что меры, призванные приструнить браконьеров, прежде всего ударят по законопослушным гражданам и, как это у нас обычно бывает, только подстегнут коррупцию — у чиновников появится дополнительная «статья доходов».