Загонная охота каменный век

Охота первобытных людей – как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты

Первобытные люди питались за счет собирательства и охоты. Охотники добывали основную массу всей пищи, а также шкуры – ценные источники тепла, кости – материал для строительства и изготовления орудий труда и охоты.

В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов и мамонтов. Охота на небольших особей проводилась несколькими людьми с помощью дубинок, лука со стрелами или копья. При этом животное выбиралось либо раненое, либо отбившееся от стада. Также часто использовался способ приманки. К примеру, охотники привязывали пойманное животное и прятались. Как правило, к нему подходили другие особи и тут же попадали в засаду.

Гораздо тяжелей давалась первобытным людям охота на крупных животных: бизонов, слонов и мамонтов. Чаще всего для этой цели использовался загонный способ, в котором участвовала вся мужская часть племени. Выследив стадо крупных млекопитающих, первобытные люди начинали гнать его шумом, криками и пугать огнем, постепенно загоняя в заранее подготовленную ловушку. Как правило, это была очень глубокая яма, крутой обрыв или узкое ущелье. Одно или несколько животных, попадая в ловушку, разбивались, а еще живых особей племя добивало копьями, камнями и дубинами.

Смотрите на картинках и видео — как охотились древние люди:

Видео: 10 Охота на мамонта в Прииртышье Как охотились древние люди

Видео: Amazon Ya̧nomamö Indians hunting peccary, tapir, deer and monkey

Видео: Неизвестная Планета. Первобытные охотники

Видео: Desert of Skeletons. Hunting Day | Tribes — Planet Doc Full Documentaries

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Загонная охота у древних тюрков и индейцев

Американский учёный Айзек Азимов в книге «Ближний Восток» пишет: «Приблизительно 9 тыс. лет назад человечество столкнулось с большими переменами. В течение многих тысяч лет люди добывали пищу там, где могли ее найти. Они охотились на диких животных, собирали плоды и ягоды, искали съедобные корешки и орехи. Если им везло, то удавалось выжить. Зимы всегда были голодным временем. Затем постепенно люди научились сохранять пищу впрок. Вместо того чтобы охотиться на животных и убивать их на месте, человек научился беречь их и заботиться о них. В специальном загоне животные плодились и размножались. Человек убивал их время от времени для пропитания. Так он получал не только мясо, но и молоко, шерсть. Животных нужно пасти, а это означало, что время от времени необходимо было искать свежие зеленые пастбища».
В последние годы археологи на различных территориях обнаружили «монументальные сооружения» — постройки, требующие долговременной организации и кооперации сотен, если не тысяч, людей. Изучив эти древнейшие постройки, учёные пришли к выводу эти сооружения, связаны с одним из древнейших занятий рода человеческого — охотой. Одним из наиболее интересных типов подобных сооружений являются гигантские загоны для дичи — называемые «desert kites» — «пустынные воздушные змеи». Они представляют из себя две сложенных из камней стены сходящиеся под углом. В месте пересечения находится загон округлой формы, размером в несколько десятков метров. Общая длина стен могла достигать нескольких километров. Они использовались для загона больших стад газелей, диких коз и овец. Они строились весьма искусно: высота стен у «хвостов» подобного змея была небольшой, чтобы не препятствовать свободному проходу стада, но достаточной, чтобы в момент опасности и погони животные предпочитали бежать вдоль стены, не пересекая её. Ближе к загону высота стен увеличивалась, и перепрыгнуть их было всё труднее, наконец, стадо оказывалось загнанным в узкое пространство с высокими стенами, из которого оно уже было не в состоянии выбраться. Сотни остатков таких сооружений обнаружено в пустынных районах Ближнего востока. Такие загоны появились по крайней мере около 6000 лет до н.э., и использовались в течении сотен, если не тысяч, лет.
Lenta.ru: «До последнего времени считалось недоказанным, что древние люди применяли те же методы массовой охоты на газелей, которые привели к почти полному их уничтожению на Ближнем Востоке в конце XIX — начале XX века. Тогда использовались огромные каменные загоны, некоторые из которых достигали десятков километров в длину. Подобные загоны возрастом несколько тысяч лет ученые обнаруживали и раньше, однако доказать, что они использовались для охоты, не могли. Теперь исследователи провели анализ костей газелей (2631 фрагмента), обнаруженных на северо-востоке Сирии, и установили, что они принадлежали животным всех возрастов — от детенышей до уже взрослых. Кроме этого, недалеко от захоронения были найдены загоны и наскальная живопись, которая демонстрирует охоту. Из этого ученые заключили, что 5,5 — 5,1 тысячи лет назад в данной местности люди устраивали массовую охоту на газелей. Исследователи подчеркивают, что результатом подобной охоты могла стать низкая численность животных, а также, возможно, истребление новых видов. Кроме этого, археологи отмечают, что, судя по возрасту костей, охота происходила в то время, когда уже началось одомашнивание животных. Из этого они заключили, что подобные события имели важное социальное значение — они сплачивали общины древних людей вместе, поскольку требовали координированных действий больших групп людей». Далее С.П.Толстов пишет: «Огузы X — начала XI в. выступают перед нами как народ, сохранивший старые оседлые традиции и комплексное, скотоводчески-земледельчески-рыболовное хозяйство своих предков, близкое по типу к хозяйству хазар. Ал-Идриси и наиболее осведомленный писатель конца XI в. Махмуд Кашгарский подчеркивают обилие городов в земле огузов. «Города гузов многочисленны, они тянутся друг за другом на север и восток», — говорит ал-Идриси. Махмуд Кашгарский, не ограничиваясь перечислением ряда огузских городов на Сыр-дарье, на своей карте обозначает бассейн Нижней Сыр-дарьи как область «городов гузов». В обстановку напряженной борьбы с огузами вводят нас археологические памятники северо-западной окраины Хорезма, открытые и обследованные нами в 1946 г. Вдоль всей окаймляющей долину нижней Аму-дарьи с запада могучей пятидесятиметровой стены «Чинка (обрыва) плато Устюрта расположена цепь хорезмийских укреплений, выстроенных в X в. и закрывающих все спуски с Устюрта в долину. Эти укрепления сочетаются со своеобразной системой сигнальных башен-маяков, видимо пунктов световой сигнализации. Каждая такая башня, сложенная из тесаного камня, стоит на краю Устюрта, над спуском. Все башни взаимно хорошо проглядываются, являясь и сейчас великолепными ориентирами в этой местности. Цепь их начинается от мыса Урга; далее они тянутся вдоль Чинка на юг с дистанцией около 20 километров одна от другой, составляя единую систему, по которой световой сигнал о появлении враждебных степняков на плато мог бы быть передан в Ургенч с любого пункта Чинка в течение какого-нибудь получаса. Небольшие каменные форты расположены на равнине или на скалах, фланкирующих спуск со стороны долины».
Российский исследователь Александр Таиров в статье «Кочевники Арало-Каспия и Хорезм в V – IV вв. до н.э.» пишет: «Процесс освоения номадами Восточного Прикаспия района Узбоя, начавшийся не ранее середины I тыс. до н.э. и связанный с изменением экологической обстановки, привел к тому, что на рубеже V;IV вв. до н.э. здесь появляются отдельные памятники, а в IV в. до н.э. складывается своеобразная культура скотоводческого населения…Прослеживаются тесные связи скотоводов этого региона и с оседлым населением Хорезма и подгорной равнины Копетдага, а также с более отдаленными областями Ирана и Закавказья».
Цель строительства аранов-это приручение диких животных. Для того, чтобы просто убивать животных нет необходимости строить сложные трудоемкие многокилометровые загоны. Достаточно иметь лук и стрелы (у современных охотников дальнобойные мощные винтовки с оптическим прицелом). Используя араны древние тюрки доместицировали, обитающих в горах Кавказа горных козлов и горных баранов.
Араны-каменные охотничьи загоны древних тюрков. На Южном Кавказе до сих пор сохранились остатки каменных охотничьих загонов. Древние тюрки называли эти загоны аранами, а заградительные камни этих загонов — гошундашами, то есть — каменными охотниками или каменным войском. На сегодня некоторые гошундаши-араны сохранились во многих регионах Евразии. При изучении наскальных рисунков в разных местах Евразии от Закавказья до Алтая, археологи обнаружили множество рисунков сцен загонной охоты и загонов-ловушек. Например, Несколько лет тому назад археологами на плато Устюрт были найдены следы огромной системы загонных сооружений древних тюрков — аранов. Протяженность системы измеряется многими десятками километров и ее фрагменты с высоты птичьего полета напоминают загадочные стреловидные знаки, указывающие куда-то в глубь пустыни. Учёные определили, что выявленные на Устюрте араны — стреловидные загоны предназначались для отлова джейранов, муфлонов и сайгаков.
Как известно, на территории Кавказа древними историками не раз упоминается древнетюркское Аранское/Албанское государство (груз. Рани; парф. Aran; сир. Аран; араб. Арран).
В Закавказье до сих пор сохранились следующие топонимы: «Аран-дагы (гора Аран), Аран дюзу (равнина Аран), Аран гала (крепость Аран), село Аран, Аран тепелери (Аранские холмы), Йазы-Аран (Степь Аран), Бёюк Аран (Большой Аран), Аран булаг (Родник Аран) и другие. В Крыму на берегу реки Бурульча сохранились развалины села Кой Аран – «овечий загон». Лаки Дагестана страну, заселенную кумыками, называли аран или ариян. (184а)
В казахском языке древнетюркское слово аран сохранило несколько значений:
— (ловушка из наклонных остроконечных — деревянных, железных — кольев, старинный способ ловли зверей); аран;а ;рыну ; напороться на колья (ловушки); а;ды аран;а айдау ; загонять зверя в ловушку;
— воен. рожон; заостренный кол;
— загон (для скота, обставленный кругом вбитыми в землю кольями); мал аранда т;р ; скот находится в загоне.
Мусульманский учёный и писатель, филолог, путешественник, историк и географ Якут аль-Хамави (1178-1229) в своём знаменитом топонимическом «Словаре стран» («Муджам аль-булдан») пишет: «АРРАН — неарабское название обширной области со многими городами, в числе которых Джанза, а народ ее называет Ганджа, Барда, Шамкур и Байлакан. Между Азербайджаном и Арраном протекает река под названием Аррас (Аракc). Все, что находится западнее и севернее этой реки, относится к Аррану, а что находится восточнее ее, к Азербайджану… АЛ-КУРР (Кура) — река в Арране. Она протекает через город Тифлис и находится в двух фарсахах от Барды. Ниже ее ал-Курр сливается с рекой ар-Расе, а затем впадает в Хазарское или Табаристанское море».
Член-корр. АН СССР К. В. Тревер в статье «К вопросу о культуре Кавказской Албании» пишет: «Происхождение названия «Албания» до сих пор окончательно не установлено… Допустимо предположение, именно что греки и римляне придавали названием «Албания» близкое к их языкам звучание местному самоназванию — «Аран». Это предположение подтверждается, как мне кажется, и тем фактом, что в надписях царя Шапура и жреца Картира (III в. н. э.) на Кааба-и Зардушт в Накш-и Рустаме слову «Албания» в греческой версии соответствуют в парфянском тексте и в парсик слово «Аран». Как известно, это же название, в форме «Арран» носит страна со времени завоевания ее арабами».
Слово аран – «загон, ограждённое место», можно предположить, возникло в древнетюркском языке в период вхождения предков древних тюрков (прототюрков) в ностратическую общность. В языке современных осетин слово ар;н означает «граница». Часть ностратов (предки прототюрков), став скотоводами, заселили территорию Южного Кавказа и сопредельные территории Передней Азии. Некоторые другие скотоводческие ностратические племена заселили равнинные и предгорные территории Западной Европы. В дальнейшем часть из них, видимо, вынуждена была переселиться на Британские острова, а другая часть на — территорию Северной и Южной Америки (предки индейцев).

Читайте также:  Подводная охота с луком

Отлов чилийскими индейцами викуний.
Викунья — вид парнокопытных млекопитающих семейства верблюдовых.
Обитает в высокогорных районах Анд (Южная Америка. Чили). Викуньи также распространены в Андах Эквадора, Перу, Боливии и Аргентины. Встречаются на высоте от 3500 до 5500 метров. Викуньи живут в родовых стадах с чётко ограниченными ареалами и ведомых главным самцом. Помимо них существуют группы молодых самцов-холостяков, которые в силу своего незрелого возраста ещё не в состоянии защищать собственную территорию. Также встречаются одинокие старые самцы, изгнанные из стада младшими соперниками.
Отлов викуний осуществляется с помощью портативных ловушек (mangas). Ловушка состоит из раструба и загона (кораля, серко).
Ограждения раструба изготавливаются из сетки. Они имеют высоту 2 м и базовую длину от 500 до 1000 м. Ограждения ставятся под углом приблизительно 35°. Раструб снабжен двумя поперечными сетями, которые лежат на земле и поднимаются, когда животные их пересекают. Вторая сеть предназначена для того, чтобы при необходимости можно было разделить животных на подгруппы.
Перед установкой ловушек изучается передвижение викуний, чтобы раструб разместить входом в сторону того места, откуда должны появиться животные.
Для того чтобы загнать викуний в ловушку, поступают следующим образом, где · – люди, V – викуньи). Часть загонщиков выстраивается по обе стороны раструба, как бы становясь его продолжением. Другая группа людей образует барьер позади стада викуний. Она и гонит животных к ловушке. Люди объединены веревкой с цветными лентами, которые отпугнут викуний, если те попытаются убежать. С криками «Чаку! Чаку!» викуний гонят в загон (кораль). В заповеднике Пампа-Галерас применяют свою собственную систему отлова викуний. В ней люди, объединенные веревкой с цветными лентами, образуют лишь половину круга. Вторую половину круга составляет ограждение. Животные, убегая от людей, натыкаются на это ограждение, следуют вдоль него в поисках выхода и неизбежно попадают в раструб ловушки. В основном викуний стригут, а затем их отпускают обратно в горы.

Читайте также:  Ирландский волкодав для охоты

Загонная охота каменный век

На стоянке Торрельба (Испания) археологи обнаружили скелеты нескольких десятков древних слонов; между ребер одного из них торчало деревянное копье. Втора я подобна я находка была сделана в Нижней Силезии. И там среди ребер гигантского слона застряло деревянное копье длиной 215 см. О том, что люди в древности занимались охотой, известно всем, но далеко не каждый знает, какого высокого уровня достиг первобытный человек в охотничьем искусстве. Гигантский слон — и охотник, вооруженный деревянным копьем. Сотни тысяч лет назад произошла эта схватка — и победил человек.

Люди древнего каменного века могли выжить только за счет собирательства и охоты, причем именно охота стала основным способом существования. Она требовала совершенствования оружия, методов добычи животных. Первобытный человек, уступающий в одиночку крупным животным, только в коллективе мог добиться успеха.

На древних стоянках археологи находят в большом количестве скелеты крупных животных. Так, на стоянке Кударо-1 в Южной Осетии было обнаружено около 30 тыс. обломков костей таких крупных животных, как олень, лошадь, дикий осел. И эта находка — не единственная. Несомненно, что на стоянках древнего человека мы видим результат многолетней охоты, поэтому там и накопились такие груды костей. Но уже само проживание на одном месте прямо говорит об удачных охотах, так как люди могли жить лишь в местах, изобилующих животными, и уходили только тогда, когда охота переставала кормить их.

Каким же способом можно было добыть необходимое количество животных, чтобы прокормить род? Наиболее результативной была загонная охота. Большой коллектив охотников, растянувшись полукругом, гнал животных к естественной западне — крутому оврагу или скалистому обрыву. Сорвавшихся животных добивали. Этот наиболее древний способ охоты возник еще в шелльский период, то есть около 800 тыс. лет назад. И просуществовал он очень долго: даже в XVIII в. в Скандинавии охотники добывали зверя точно так же. Но развитие человека, накопленный опыт привели к созданию и других методов. Человек все шире использует различные ловушки, а вооруженный луком и копьем, вступает в единоборство с крупными животными. На скалах реки Выг (Карельская АССР) были обнаружены рисунки (петроглифы), дающие полное представление о такой охоте.

Читайте также:  Касим девлеткильдеев башкир охотник

. Три охотника на лыжах преследуют трех лосей. У крутого поворота лыжни один из охотников останавливается и стреляет из лука в отставшего лося. А лыжня идет дальше. Теперь по ней движутся два охотника. Один из них, преследующий самого крупного лося, сходит с общей лыжни, настигает животное и бьет его копьем. Другой охотник проделывает самый длинный путь. Описав полукруг и выйдя наперерез головному лосю, он поражает его тремя стрелами.

При любом способе охоты главным для охотника будет оружие, от которого в конечном итоге и зависит результат. Прежде от оружия во многом зависела и жизнь человека. Поэтому к оружию, к материалам для него относились с огромным вниманием.

На протяжении многих тысяч лет оружие делали из дерева, камня и кости. Первое место занимал все-таки камень, и первобытный человек создал множество способов его обработки. Люди постепенно научились обкалывать, стесывать, ретушировать, полировать, пилить, сверлить и обтачивать камень. Для оружия использовали кремень нефрит, обсидиан, змеевик, гранит и т, д. Кусок камня оббивали, получая необходимые пластины с острыми сторонами. Для улучшения режущей кромки с нее снимали тонкие чешуйки, в результате чего орудие становилось более острым. На больших полировальных плитах с помощью песка шлифовали топор, затем полой костью, подсыпая под нее песок, просверливали отверстие для рукоятки. Таким топором можно срубить дерево диаметром 25 — 30 см за 15 минут.

В ходе создания новых орудий труда человек все шире использует различные материалы, причем особое значение приобретает оружие из кости, которое даже потеснило камень. О том, какого совершенства добились люди в обработке кости, свидетельствуют два колья из бивней мамонта, найденные в Сунгирях (Владимирская обл.). Древний мастер распрямил бивень и обработал его, получив из одного куска копье длиной около 2 м. Это и сегодня трудная работа.

Мы видим, что первобытные мастера добились высоких результатов в обработке камня, кости и, конечно, дерева. Первым собственно охотничьим оружием было деревянное копье с заостренным концом. Позже человек научился сначала обжигать конец копья, а потом прикреплять к нему каменный наконечник. Он вставлялся в специально сделанную трещину и прикручивался куском кожи или сухожилием животного. Брошенное умелой рукой, такое копье летело на расстояние до 40 м. Изображение этого оружия можно видеть среди петроглифов и на стенах пещер. Но при охоте трудно подойти к животному на расстояние в 30 — 40 м. И человек создает копьеметалку. Это длинная плоская палка с крючком на конце. На нее укладывали копье, упирая конец в крючок, и, широко размахнувшись, метали в цель. Сначала копьеметалка летит вместе с копьем, а затем падает на землю. Брошенное таким способом копье может поразить животное на расстоянии до 80 м.

Наряду с копьем люди широко использовали и другое оружие — болас. На стоянках охотников периода мустье (30 — 100 тыс. лет назад) находят шары, сделанные из камня. Как правило, они лежат следующим образом: три шара — вместе, два — недалеко от них. Связанные длинным ремнем, эти шары и носят название боласа. Раскрученные над головой и брошенные вслед бегущему животному, шары наносили раны, а ремень опутывал зверя. Каменный шар использовали и как кистень. Длинный ремень с шаром на конце прикрепляли к деревянной рукоятке. Вооруженные таким образом, южноамериканские индейцы охотились даже на пуму.

Другим метательным оружием была праща. Временную петлю вкладывали каменный шарик и, раскрутив над головой, отпускали один конец. Камень вылетал с такой силой, что поражал небольшое животное насмерть.

Когда сегодня мы слышим слово «бумеранг», то сразу вспоминаем далекую Австралию. Но около 10 ты с. лет назад бумеранг был хорошо известен и в Европе, и в Азии. При раскопках стоянок древнего человека на Урале были найдены серповидные куски дерева длиной до 75 см и даже до 2 м. Это и есть бумеранг, который является ударным оружием. Вот как описывает бросок бумеранга русский путешественник Э. Р. Циммерман, побывавший в Австралии в 80-х годах XIX в.: «Австралиец швырнул свое деревянное плоское оружие, по форме напоминающее серп, а величиной около аршина (71 см — И. А.). Бумеранг, крутясь, пролетел высоко по воздуху шагов 300 вперед и. стал было спускаться, но не дошел шагов на 20 до земли, вдруг перевернулся в воздухе и полетел назад; описав параболу, он, наконец, упал к ногам туземца». На этот раз оружие не попало в цель и вернулось к владельцу. Но, понятно, так было не всегда. Вернуться может только специально сделанный бумеранг, брошенный умелой и опытной рукой.

Человек постоянно стремился увеличить дальность действия охотничьего оружия. Такая сложная задача была разрешена только около 12 ты с. лет назад, в мезолите (среднекаменный век). В это время резко изменились природные условия: началось потеплениe, стали вымирать крупные стадные животные, такие, например, как мамонты. Человек стал охотиться преимущественно на мелких животных. Для этого было необходимо дальнобойное и достаточно скорострельное оружие. Им и стал лук, которому была суждена долгая жизнь: еще в 1814 г. отряды башкирской конницы входили в Париж, вооруженные луками.

Журнал «Охота и охотничье хозяйство» № 6, 1978 г.

Оцените статью
Adblock
detector