- Тургенев «Записки охотника». Проверочная работа учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока литературы «И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов». план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Проверочные вопросы по рассказам из цикла «Записки охотника» И.С. Тургенева (10 класс)
- Урок 2. Рассказы цикла «Записки охотника»
- Просмотр содержимого документа «Урок 2. Рассказы цикла «Записки охотника»»
Тургенев «Записки охотника». Проверочная работа
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме
Проверочная работа по расказам «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тургенев «Записки охотника» проверочная | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по рассказам Тургенева
«Хорь и Калиныч», «Ермолай и Мельничиха»
- Вставьте недостающие слова. Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был — ________ _________. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, с чем я решил бороться до конца. Это была моя Аннибаловская клятва.
- Определите, о Хоре или Калиныче идет речь:
а) пел довольно приятно и поигрывал на балалайке;
б) административная голова;
в) склад его лица напоминал Сократа;
г) выражался иногда мудрено, должно быть из осторожности;
д) заговаривал кровь, испуг, бешенство;
е) возвышался даже до иронической точки зрения на жизнь;
ж) человек самого веселого, самого кроткого нрава;
з) услуживал мне без раболепства, но за барином наблюдал, как за ребенком.
и) телегу чинит, забор подпирает, сбрую пересматривает;
к) не любил рассуждать и всему верил слепо.
- Какое собственное утверждение доказывает г.Зверков рассказом об Арине?
- Эпизод рассказа об Арине заканчивается словами: « И г.Зверков, не докончив речи, отворотил голову и завернулся плотнее в свой плащ, мужественно подавляя невольное волнение. » Какое средство художественной выразительности используется в этом предложении? Каким словом оно выражено?
- Кратко охарактеризуйте г.Зверкова и подумайте, почему именно из его уст читатель узнает историю Арины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Две проверочные работы «Амеба», «Эвглена зеленая».
Веселова Татьяна Андреевна, учитель географии ГБОУ лицея №150 Калининского района Санкт-Петербурга.Данная методическая разработка позволит учителю подготвоить учащихся 11-х классов к итоговой ат.
Предназначение работы.Данная проверочная работа предназначена для закрепления изученного материала по теме «На какой Земле мы живём» (§2-4, к учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николи.
Предназначение работы. Данная проверочная работа предназначена для закрепления изученного материала по теме «Планета Земля» (§5-7, к учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К.
Проверочные вопросы по музыке для школьной комплексной проверочной работы.
Проверочные вопросы по музыке для школьной комплексной проверочной работы.
Проверочные вопросы по музыке для школьной комплексной проверочной работы.
Конспект урока литературы «И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов».
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме
Конспект урока литературы в 10-м классе по творчеству И.С.Тургенева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapiski_okhotnika.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
«И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов».
Цели: а) образовательные:
— познакомить с содержанием рассказов И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника»;
— раскрыть значение литературоведческих понятий — рассказ, цикл рассказов, образ рассказчика;
— обучать анализу рассказа;
— развивать память, воображение;
— воспитывать интерес к литературе, любовь к родине.
Тип урока: изучение нового материала.
Педагогические технологии: проблемное обучение, элементы исследовательской технологии и интегрированных уроков.
Оборудование: сборник рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника», презентация , карточки с индивидуальными заданиями:
— Назовите имена писателей, творчество которых мы изучили (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Гончаров).
— Назовите литературные направления, которые вы знаете.
-Дайте краткую характеристику каждому направлению.
— В каких литературных направлениях творили эти писатели?
— К каким литературным жанрам мы обращались? (стихотворение, поэма, повесть- сборник повестей, драма (трагедия), роман.
— Романы тоже делятся на жанры. Роман «Обломов» — социально-психологический роман. Попробуйте объяснить значение этих слов (работа со словарем)
-Объясните, почему роман «Обломов» Гончарова – социально-психологический?
2. Изучение новой темы.
— Итак, что же такое рассказ? (работа со словарем).
— Что такое цикл рассказов? К какому литературному направлению относятся «Записки охотника» И. С. Тургенева? Почему сборник называется «Записки охотника»? Какой предстает Россия в рассказах И. С. Тургенева? На эти вопросы мы должны будем ответить в конце урока.
-И. С. Тургенев приходит в литературу как поэт, автор поэмы и стихотворений. Но В. Г. Белинский, друг Тургенева, его литературный учитель, увидел гигантский талант молодого автора, посоветовал писать о том, что хорошо знает.
— А что хорошо знал Тургенев? (жизнь крестьян, деревню, природу его родных мест –села Спасского и села Тургенева)
— В январе 1847 года в первом номере журнала «Современник» был напечатан очерк из крестьянской жизни «Хорь и Калиныч». Это произведение стало украшением этого номера «Современника».
-Анализ рассказа «Хорь и Калиныч». Перескажите рассказ. Дайте характеристику Хорю. Дайте характеристику Калинычу. Определите тему рассказа. Проблему. Идею. Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах?
— Рассмотрите героев на иллюстрациях художника Н. Устинова. расскажите о героях по иллюстрации.
-Что можете сказать о барине Полутыкине? Как к нему относится Федя? Что общего между Полутыкиным и Пеночкиным? Приведите примеры образов крестьян близких Калинычу? (Степушка, Сучок, Ермолай). Чем они похожи? К каким героям литературы они близки? (Обломов). Докажите это.
-Анализ рассказа «Ермолай и мельничиха». Перескажите. Расскажите о Ермолае. О мельничихе. Зачем И. С. Тургенев включил этот образ в своё произведение. Тема. Идея .Проблема. (тема счастья).
— Рассмотрите иллюстрации художника Н. Устинова. К каким эпизодам эти иллюстрации? Какой вы видите мельничиху?
— Анализ рассказа «Бежин луг». Перескажите рассказ. Тема. Идея. Проблема.
— Рассмотрите мальчиков на иллюстрациях художника Н. Устинова. Как вы думаете, кто из них Федя, Костя, Илюша, Павлуша, Ваня? Докажите текстом
-Анализ рассказа «Бирюк». Кратко перескажите рассказ. Дайте характеристику социальному положению Бирюка. Как он относится к своей работе. Определите тему, проблему и идею рассказа. В чем смысл сцены с крестьянином. Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.
— Рассмотрите иллюстрацию Н. Устинова к рассказу «Бирюк»? Какие качества характера Бирюка отразил художник в портрете?
— Анализ рассказа «Певцы». Перескажите произведение. Опишите пение героев. Назовите тему, проблему, идею рассказа. Перескажите описания природы. Сравните описание природы с пением героев. Назовите тему, проблему, идею рассказа.
— Рассмотрите иллюстрации Н. Устинова к рассказу «Певцы». К каким эпизодам эти иллюстрации? Какие эпизоды вы хотели бы проиллюстрировать? Используя устное словесное рисование создайте иллюстрацию к рассказу того эпизода, который вам запомнился.
3. Выводы (записываются в тетради).
— Что и кто объединяет эти рассказы? (образ охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы).
— Почему же эти рассказы представляют собой цикл?
— Сравните с циклом «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя (объединяет образ петербурга).
— Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ).
-Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника?
— Каким вы видите русское крестьянство в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками, бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)
-Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)
— Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж)
— Какую роль играет пейзаж в рассказах?
— Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную, крестьянскую, с достоинствами и с недостатками).
-И. А. Гончаров скажет, что в русской природе явился «истинный трубадур, странствующий с ружьем и лирой по селам и полям». Прокомментируйте слова И. А. Гончарова.
— Что такое рассказ?
-Что такое цикл рассказов?
— Почему этот цикл рассказов писатель назвал «Записки охотника»?
— Назовите литературное направление, к которому относится творчество И. С. Тургенева?
— Какой мы видим Россию в рассказах писателя?
5. Домашнее задание.
Читать первые пять глав романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Задания: 1) прочитайте пейзаж в 3 главе, дайте ему характеристику;
2) почему И. С. Тургенев указывает точное время действия в романе?
3) соотнесите время действия и пейзаж;
4) прочтите портреты героев романа, по портретам определите характеры этих героев.
Карточки с индивидуальными заданиями
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».
Задание. 1) Кратко перескажите рассказ;
2) Дайте характеристику социальному положению Бирюка;
3)Как он относится к своей работе.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».
Задание. 1) Определите тему, проблему и идею рассказа;
2) В чем смысл сцены с крестьянином;
3) Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».
Задание. 1) Перескажите рассказ
2) Расскажите о Хоре.
3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».
Задание. 1) Перескажите рассказ
2) Расскажите о Калиныче.
3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».
Задание. 1) Определите тему, проблему, идею рассказа;
2) Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».
Задания. 1) Перескажите рассказ;
2)Дайте характеристику Ермолаю;
3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг».
Задание.1) Перескажите рассказ;
2) Определите тему, идею, проблему рассказа.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».
Задания. 1) Перескажите рассказ;
2)Дайте характеристику мельничихе.
3) Зачем И. С. Тургенев включил этот образ в своё произведение.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».
Задание. 1) Перескажите произведение;
2) Опишите пение героев;
3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».
Задание. 1) Перескажите описания природы;
2) сравните описание природы с пением героев;
3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова «Анна на шее».
Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом.
Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит.
Цель: 1. Развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета.
Материал может пригодиться для проведения урока литературы (6 класс).
Конспект урока литературы «А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов», 10 класс.
Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». 5 класс.
Проверочные вопросы по рассказам из цикла «Записки охотника» И.С. Тургенева (10 класс)
Задания по циклу рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»
1. Каково отношение героя-рассказчика к помещику Пеночкину (рассказ «Бурмистр»)? Почему оно возникает?
2. Почему герой-рассказчик говорит о Хоре (рассказ «Хорь и Калиныч»): «Крепок ты на язык и человек себе на уме»?
3. Какой тип крестьян показал автор в образе камердинера Виктора (рассказ «Свидание»)? Какое отношение вызывает к себе этот герой?
Задания по циклу рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»
1. Через какие поступки мы узнаем истинный внутренний мир помещика Пеночкина (рассказ «Бурмистр»)? Каков этот мир?
2. Как показана жизнь крестьян в рассказе «Бирюк»? Чей образ ее наглядно иллюстрирует?
3. Как воспринимает герой-рассказчик персонажей «Свидания» (Акулину и Виктора)? На чьей стороне его симпатии? Почему?
Задания по циклу рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»
1. Образ Бирюка из одноименного рассказа воспринимается неоднозначно. Каков он на самом деле (по вашему мнению)? В чем проявляется его истинная сущность?
2. Есть ли среди главных героев рассказа «Два помещика» положительный персонаж? Докажите свое мнение.
3. Какие качества русского народа показал автор в образе Лукерьи в рассказе «Живые мощи»?
Задания по циклу рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»
1. В цикле «Записки охотника» автор показывает разные крестьянские типы, среди них есть и отрицательные персонажи. Расскажите об одном из таких персонажей (Название рассказа и имя героя обязательно). В чем его отрицательные черты?
2. Что объединяет, а что является различным в образах двух помещиков (Вячеслава Илларионовича Хвалынского и Мардария Аполлоновича Стегнова) в одноименном рассказе?
3. Как относится герой-рассказчик к «долготерпению» Лукерьи (рассказ «Живые мощи»)? Что это, по его мнению, сил или слабость?
Урок 2. Рассказы цикла «Записки охотника»
Цели урока: познакомиться с жанровым понятием цикл, с циклом рассказов Тургенева; научить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков.
Ход урока
I. Знакомство с книгой «Записки охотника»
1. Слово учителя.
Тургенев с детства наблюдал, жестокие капризы и самодурство своей властной матери, угнетающей крепостных крестьян, дворовых и собственных детей. Но, будучи по натуре человеком мягким, лирическим, писатель писал о жизни помещиков, крепостном праве, расколе русского общества на господ и рабов языком впечатлительного певца природы и народной жизни, как неравнодушный знаток и заступник угнетенного и униженного человека. Автор книги «Записки охотника» был деревенским жителем с детских лет, увлеченным охотником и путешественником, просвещенным дворянином и заботливым помещиком.
Просмотр содержимого документа
«Урок 2. Рассказы цикла «Записки охотника»»
Урок 2. Рассказы цикла «Записки охотника»
Цели урока: познакомиться с жанровым понятием цикл, с циклом рассказов Тургенева; научить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков.
I. Знакомство с книгой «Записки охотника»
Тургенев с детства наблюдал, жестокие капризы и самодурство своей властной матери, угнетающей крепостных крестьян, дворовых и собственных детей. Но, будучи по натуре человеком мягким, лирическим, писатель писал о жизни помещиков, крепостном праве, расколе русского общества на господ и рабов языком впечатлительного певца природы и народной жизни, как неравнодушный знаток и заступник угнетенного и униженного человека. Автор книги «Записки охотника» был деревенским жителем с детских лет, увлеченным охотником и путешественником, просвещенным дворянином и заботливым помещиком.
Рассказы из цикла «Записки охотника» появились 1847 года в журнале Некрасова «Современник». Сам автор называл их «мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете».
При появлении в журнале «Современник» некоторых очерков Тургенева, критике и читателям сразу вспомнилось совсем другое имя — Гоголь, автор «Мертвых душ». Гоголь ведь тоже был замечательным лириком в своей прозе, и особенно в знаменитых авторских отступлениях «Мертвых душ». Тургенев писал свои «охотничьи» рассказы о русском народе в основном во Франции, книга Гоголя о путешествии Чичикова по России создана в Италии. Композиции этих произведений можно назвать одинаковыми. В произведениях очерки и типы русских людей скреплены воедино образом путешествующего по родной земле рассказчика. Но Тургеневский герой не одержимый бесцельной деятельностью пройдоха, как Чичиков, а орловский помещик на охоте, пространство сужено до границ черноземной губернии и в основном включает знакомые места писателя. А авторское отношение выражается с замечательной лирической смелостью, что и делает тургеневскую прозу столь поэтичной. Но это очевидное сходство говорит и о понятном родстве главной идеи Гоголя и Тургенева, о том, что их цель — создать новый образ России и ее народа, расколотого, угнетенного сверху донизу, не поступившись при этом реализмом и художественностью и соединив лирику с острой социальной сатирой.
2. Краткий пересказ рассказов книги «Записки охотника»
II. Особенности жанра «Записок охотника» и их оценка в критике
Учащиеся записывают определения:
Цикл — не случайная подборка произведений одного жанра и общей тематики. Эта поэтический организм, клеточки которого, обладая относительной самостоятельностью, своей взаимосвязью друг с другом образуют «более широкое общее содержание, чем смысл отдельных вещей или механической совокупности, суммы». (П. Громов).
Цикл (от греч. «круг») — группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. Встречаются циклы стихотворений, рассказов, повестей, романов.
2. Разбор особенностей «Записок охотника».
На то, что «Записки охотника» являются циклом, а не «случайной подборкой» рассказов указывает следующее:
— закрепленное за каждым рассказом его определенное место;
— общность героев: все рассказы цикла объединяет собой рассказчик, несколько раз встречается упоминание о Ермолае, два рассказа посвящены Чертопханову и Недопюскину;
— тематическое и идейное единство рассказов все истории рассказывают о жизни помещиков и крестьян, о природе, о приключениях охотников.
Композиция рассказов — зеркальна. Небольшая предыстория, часто сопровождаемая пейзажем, затем знакомство с новым героем: его портрет, история жизни, затем беседа с ним. Концовка, как правило, неожиданная, никаких выводов, никакой морали мы не встретим: нам предоставляется право самостоятельно делать выводы.
3.Слушаем доклад учащего об оценке «Записок охотника» в критике (см. дополнительный материал к уроку).
III. Человеческие типы в рассказах Тургенева. Аналитическая беседа
— О чем книга «Записки охотника»? Каких героев вы увидели?
(«Записки охотника» — это книга о народе, его социологическое описание в характерных типах и жизненных ситуациях. Это портреты, воспроизведенные с фотографической точностью.)
— Как достигается точное изображение героев и жизни?
(Этой точности писатель добивается в прозе, подобно художнику, и уходит при этом очень далеко от «физиологических» описаний натуральной школы и от сентиментальных деревенских рассказов своей учительницы Жорж Санд. Вся поэзия и музыка тургеневской лирической прозы связана с русским простым народом, представленным в рассказах разнообразно, но одинаково самобытно и привлекательно. Каждое лицо здесь появляется продуманно и для читателя становится новым открытием, ведущим его к вполне определенным выводам и обобщениям.)
— Как выражено авторское отношение к крестьянам?
(Глубокое сочувствие к угнетенному народу в «Записках охотника» выражено в любовном изображении индивидуальности каждого крестьянина-героя. Духовное богатство тургеневских героев раскрывается с разных сторон. Здесь и хозяйственная сообразительность и дальновидность Хоря, и поглощенность Касьяна исканиями справедливости, и мечтательность тонко чувствующего красоту природы Калиныча, здоровая чарующая непосредственность ребятишек из «Бежина луга» глубокая человечность долготерпения страдающей Лукерьи. Показывает Тургенев и разные формы протеста крестьян против крепостного права.)
— Какие еще характеры крестьян вы увидели в рассказах?
(Тургенев видел в крестьянской среде не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей, смирившихся со своим рабским положением, духовно искалеченных и развращенных, перенявших привычки и понятия своих господ.)
Заполнить таблицу. Учащиеся делятся на 4 группы и каждая группа заполняет столбцы для 3 (4) героев. При ответе представителя каждой группы, учащиеся заполняют незаполненные столбцы.
П. Е. Чертопханов
IV. Образ рассказчика в «Записках охотника»
— Какие сходства и различия вы отметили между автором и героем-рассказчиком?
(Между рассказчиком и автором много общего. Но, поскольку автор— реальный человек, он шире и глубже выдуманного им героя.)
— Какими качествами наделил Тургенев рассказчика?
(Своего героя-рассказчика Тургенев наделяет несколькими функциями: разговорить и понять героя, почти бесстрастно рассказать об увиденном. Тургенев решил, что подходящим героем может стать молодой мужчина, который много путешествовал, свободный, хорошо воспитанный барин, увлекающийся охотой. Он должен уметь располагать к себе людей, а значит быть хорошим психологом.
Из уст героя-рассказчика мы ближе узнаем жизнь героев книги, мы наблюдаем их непосредственно. Он просто и естественно внедряется в различные «миры», потому что такой же русский человек, как и те, о которых повествует. Он доверчив, открыт, понятен.)
— Что мы знаем о жизни самого рассказчика?
(Автор сообщает нам о жизни рассказчика только некоторые факты: общие биографические подробности (упоминание о матери, о Спасском, о том, что жил за границей), которые ни к чему не обязывают и не хуже любых других. Зато они очень достоверны.)
— Какими идеальными чертами наделил автор героя?
(Рассказчик у Тургенева — носитель добра, он лишен индивидуальных черт характера, свойственных каждому человеку, которые могли бы помешать ему рассказать о происшедшем, могли бы увести в сторону от главной мысли повествования.)
— Какие еще приемы, помимо героя-рассказчика, Тургенев использовал для передачи главной мысли своей книги?
(Помимо образа рассказчика, автор пользуется другими приемами для передачи главной мысли произведения. Это и прямое обращение к читателю, и выбор героев, и композиция рассказов, и особенности жанра «Записок…».)
Тургеневская книга «Записки охотника» полна поэзии и правды русской природы и народной жизни. Все здесь объемно, зримо, полно красками, звуками, запахами. Автор этой великой книги о русском народе лучше нас понимал ее социальный смысл и звучание, ее историческое значение: «Бывают эпохи, где литература не может быть только художеством а есть интересы высшие поэтических интересов». И все же его «Записки охотника» и поныне остаются одной из самых светлых, поэтичных, художественных книг русской литературы. И произошло это потому, что героем книги стал не только русский народ, но и русский язык.
1. Читать роман «Отцы и дети» (гл. I-II) и ответить на вопросы:
— Почему точно указано начало действия?
— Рассказать о прошлом Н. П. Кирсанова (гл. 1, 3-5).
— Встреча отца с сыном (гл. 2).
— Хозяйство Н. П. Кирсанова (гл. 3).
— Положение крестьян (гл. 3).
— Почему биографические сведения Базарова даны скупо, без подробностей?
— С какой целью Аркадий рассказывает Базарову историю жизни дяди? Как этот рассказ характеризует самого Аркадия?
— Павел Петрович с первых минут знакомства испытывает к Базарову антипатию, которая выливается в спор (гл. 6). Чем можно объяснить это отношение?
— Ваше отношение к Базарову, Аркадию, Павлу Петровичу.
2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему: «Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа «Отцы и дети». Художественное своеобразие романа».
Дополнительный материал к уроку
Жанровое своеобразие первых же отрывков из «Записок охотника» было отмечено читателями «Современника»: «Хорошо, очень хорошо: только что ж это такое — повесть не повесть, путешествие не путешествие. ». Форма рассказов и очерков Тургенева определена как «очень удачная», поскольку она дала писателю «свободу. исходить вдоль и поперек пространное русское царство и на пути знакомиться с разными лицами и явлениями той сферы жизни». С появлением отдельного издания книги «Записки охотника» в 1852 г. о ней заговорили как о «книге, которая после «Мертвых душ» произвела самое сильное впечатление на читателей». В критике появились прямые сравнения тургеневской книги о «живых душах» России с «Мертвыми душами» Гоголя — «явлением аналогическим по материалу и строю с «Записками охотника».
Л. Толстой назвал автора «Записок охотника» «создателем новых форм», так как он полагал, что «каждый большой художник, открывающий новое в жизни, неизбежно должен создавать и свои формы. ».
«Записки охотника» — не подборка «пестрых» рассказов, механически собранных в книгу и внешне скрепленных общим заглавием, а органическое единство, внутри которого действуют особые закономерности, порожденные образным взаимодействием, взаимосвязью рассказов. Эта взаимосвязь создает поэтический контекст, бесконечно расширяющий в книге художественную емкость составляющих ее очерков». (Ю. Лебедев)
«В «Записках охотника» следует видеть цикл сближенных самим автором произведений, стремившимся самим сближением их выразить то «дополнительное» содержание, которое возникает сверх «суммы» отдельных значений элементов, входящих в цикл, и реализуется в связях и отношениях, в образной перекличке, в контрастах и параллелях, в развитии «сквозных» мотивов». (С. Е. Шаталов)
«Ощущение переменчивости жизни создается еще с помощью «открытых» концовок и «подхватывающих» начал тургеневских рассказов.
Концовки тургеневских очерков не приостанавливают нужного художнику ощущения переменчивости жизни, они постоянно движутся к началам новых и новых встреч, порождая тяготение одного рассказа к другому, «рифмуя» кадры в изменяющейся картине мира.
Эта рифма усиливается тем, что разомкнутое окончание очень часто подхватывается началом следующего очерка». (Ю. Лебедев)
«Опыт физиологического очерка был учтен и использован Тургеневым в построении сюжета: острая динамика действия, характерная для новеллы, порой сменяется уточняющим описанием явления, портрета, пейзажа. Самозначимая увлекательная интрига вытесняется бытовыми коллизиями реальной повседневности людей». (Э. А. Шубин)
«Рассказ — более сложный жанр, основывающийся на физиологическом очерке, но предлагающий оттенки типа, характера героя. Для воспроизведения характера нужна система поступков, нужен сюжет, т. е. определенная последовательность эпизодов, выполняющая художественные задачи. Меняется природа портрета. Возникают проблемы диалога, психологизма. Рассказ — это то, что было, это изображение в «снятом виде». (В. И. Кулешов)
В 1840-е годы В. Г. Белинский, проявляя огромный интерес и значение малой прозе, писал, что «малые прозаические жанры должны знакомить именно с Россией низов. В 1840-е годы эта роль первоначально отводилась физиологическому очерку, что объясняется не только особенностями развития литературы, спецификой данного жанра, но и отношением к народной массе, взглядом на нее. Она воспринималась как неподвижная. Жанр очерка предполагал характеристику, классификацию типов, он был описательным и мог выполнять роль жанра-ознакомителя до тех пор, пока господствовало представление о русской жизни как неподвижной, как о некой совокупности сословий, профессий, занятий. Назначение малых жанров в этих условиях литература видела в характеристике народных типов, в накоплении материала для синтетических форм «большой» повести и романа.»
И. Тургенев предполагал, что отдельные рассказы должны были являться фрагментами целого. Неслучайно так вдумчиво отбирал он рассказы для сборника: некоторые по цензурным соображениям так и остались незаконченными, некоторые показались ему «недостаточно интересными или нейдущими к делу».