- Большая игра в охоту: почему люди убивают животных ради развлечения?
- Демонстрация власти
- Легальная охота и браконьерство
- Цена вопроса
- Мотивы трофейной охоты
- Финансирование работы по сохранению видов
- Здоровье популяции
- Вопросы сохранения природы
- Ослабление генофонда
- Охота — это узаконенное убийство
- Доводы охотников
Большая игра в охоту: почему люди убивают животных ради развлечения?
Прошли сотни лет с тех пор, как охота была необходима для выживания человека, но многие люди до сих пор отправляются в дикие места по всему миру с оружием в руках. Самым популярным из таких развлечений, пожалуй, можно назвать сафари в Африке. Такие люди даже получают разрешение для охоты, несмотря на то что многие животные, к примеру леопарды, львы и слоны, находятся под угрозой исчезновения.
Но такой «спорт» является рискованным и для самого охотника. К примеру, 19 мая этого года охотник в Зимбабве был убит слоном после того, как в животное выстрелил другой член этой группы. Так что же мотивирует людей охотиться на диких животных ради удовольствия и с гордостью показывать тела своих жертв в качестве драгоценных трофеев?
Демонстрация власти
Убийство крупных, опасных животных в качестве развлечения происходило тысячи лет, о чем свидетельствуют записи времен Ассирийской империи. В них описаны правители, которые хвастались тем, что смогли убить слонов, козлов, страусов, диких быков и львов. Эти данные были опубликованы в 2008 году в журнале «Бюллетень американской школы восточных исследований».
Такая охота была тщательно организованной и проводилась для развлечения правителей, а также в качестве демонстрации их силы. Это значит, что подданные могли наблюдать за такой демонстрацией королевской власти со стороны. Успешной охота считалась в том случае, если правителю удавалось убить необузданное дикое животное.
Даже сегодня получение трофейных животных – это способ отображения власти. В некоторых африканских странах охота и демонстрация трофея является дорогим развлечением, которое могут позволить себе преимущественно белые люди. Однако такая охота остается частью идеологии, которая глубоко укоренились в колониализме и патриархальности.
Легальная охота и браконьерство
Охота на крупных животных не обходится без денег. К примеру, легальная охота, которая проводится под контролем государственных органов и официальных руководств, не обходится без получения дорогостоящих разрешений и ограничивается конкретными популяциями животных в определенных областях. Браконьеры, с другой стороны, не обращают внимания на правила и убивают животных, независимо от их возраста, пола или статуса находящихся под угрозой исчезновения.
Цена вопроса
Стоимость законной охоты может быть внушительной, особенно если вы учитываете в нее расходы на проезд и проживание, покупку или аренду оборудования, услуги местных гидов и само разрешение на охоту. В некоторых африканских странах санкционированная правительством охота является процветающим бизнесом: охотники тратят примерно 200 млн долларов в год, согласно информации, опубликованной в The New York Times в 2015 году. К примеру, известно, что американский стоматолог Уолтер Палмер потратил только около 54 тысяч долларов, чтобы получить разрешение на охоту, во время которой он подстрелил 13-летнего льва по имени Сесил в Зимбабве в июле 2015 года.
Другими словами, люди, которые охотятся и обмениваются фотографиями своих трофеев, попросту хотят заявить всем, что они могут позволить себе такие дорогие развлечения.
Мотивы трофейной охоты
В исследовании современного поведения трофейной охоты, результаты которого были опубликованы в марте 2016 года в журнале Biology Letters, ученые хотели выяснить, может ли эволюционная антропология дать ответ о мотивах этого вида охоты. Они пришли к выводам, что мужчины используют охоту, чтобы сообщать о своей власти соперникам и потенциальным партнершам. Более того, ученые отмечают, что даже те охотники, которые убивают животных ради еды, пытаются подстрелить более опасное животное только для того, чтобы дать другим знать, что они могут пойти на этот риск. Ученые делают вывод, что такие люди имеют физические и психические характеристики, которые позволяют им вести дорогостоящий образ жизни и не обращать внимания на эти расходы.
Публикуя изображений своих трофеев в социальных медиа, охотники тем самым посылают сообщения глобальной аудитории о личном благосостоянии и социальном статусе.
Финансирование работы по сохранению видов
Но есть и другая сторона охоты ради удовольствия. Некоторые охотники утверждают, что деньги, потраченные ими на охоту, финансируют важную работу по сохранению видов. Когда они платят государственным органам тысячи долларов за право охоты на определенные виды диких животных в специально отведенных зонах, часть этих расходов может быть инвестирована в федеральные программы по сохранению животных, живущих в охраняемых районах, и даже их защиту от браконьерства.
Научные данные показали, что в некоторых ограниченных и строго контролируемых случаях, в том числе для находящихся под угрозой исчезновения видов, трофейная охота может быть эффективным инструментом сохранения природы в рамках широкого сочетания стратегий.
Поскольку легальная охота обеспечивает рабочие места и доход, она может выступать сдерживающим фактором против браконьерства и помогать сохранять экосистемы. Положительный экономический эффект разрешенной охоты могут почувствовать землевладельцы, а также компании по защите животных и среды их обитания.
Показывая, что дикая природа имеет экономическую ценность, охота может активно привлекать местные общины к усилиям по прекращению браконьерства и сохранению диких пространств, которые иначе могли быть потеряны.
Здоровье популяции
Охота, которая контролируется правительством, может также сохранить здоровье популяции животных в дикой природе, так как она помогает отсеивать слабых особей. К примеру, черные носороги, обитающие в Намибии, находятся под угрозой исчезновения, поскольку в дикой природе осталось всего лишь 5000 особей. Тем не менее правительство страны поддерживает ежегодную квоту отстрела пяти старых племенных самцов, чтобы стимулировать рост популяции, позволяя молодым размножаться.
Таким образом, охота на старых и больных самцов черного носорога способствует выживанию популяции, но при этом она также обеспечивает доход в сотни тысяч долларов, который, в соответствии с законом, должен пойти на сохранение носорогов в Намибии. Как видим, охота обеспечивает прямую денежную выгоду для сохранения носорогов, которую не смог бы обеспечить обычный туризм.
Вопросы сохранения природы
Однако недавние исследования показывают, что современные охотники могут переоценивать свой вклад в сохранение природы. Не все страны, которые поддерживают рекреационную охоту, используют этот доход для поддержки природоохранных программ. В докладе, опубликованном в июне 2016 года, было выдвинуто предположение, что доход от охоты в таких африканских странах, как Зимбабве, Танзания, Южная Африка и Намибия, не удовлетворяет потребности программ по сохранению видов.
Ослабление генофонда
Другие эксперты также подвергли сомнению успешность охоты как средства сохранения видов. В самом деле, когда дело доходит до львов, трофейная охота только прибавляет проблем. Дело в том, что она ослабляет генофонд африканских львов, так как наиболее желательным трофеем являются молодые, здоровые самцы.
Исчезновение этих животных из популяции означает, что их ДНК не будет передано следующему поколению львов. Убийство молодых самцов также дестабилизирует их прайды и может привести к большему количеству жертв, поскольку другие самцы начинают борьбу за освободившееся место лидера.
Охота — это узаконенное убийство
Охота является одним из самых подлых деяний человека по отношению к животным, поскольку при современном арсенале оружия она не оставляет жертвам никакого шанса выжить. Поработив всю планету, человек ежедневно убивает миллионы живых существ ради получения пищи, одежды, научных данных и пр.
Однако, и после всего этого, не терзаемый муками совести, он находит удовольствие в развлечении, преследуя и убивая беззащитных животных в местах их естественного обитания — тех жалких резервациях, в которых они ещё сохранились на планете.
Охота возникла в ледниковый период как способ добычи пищи и, по мере развития человечества, утратила своё первоначальное значение. Однако, часть людей не захотела лишать себя острых ощущений, получаемых при преследовании и запугивании жертвы. Сегодня большинство людей охотятся ради удовольствия, спортивного интереса и из снобизма. Традиционно охота ведётся с помощью огнестрельного оружия, капканов или травли собаками. При этом сразу гибнут только 40 процентов животных. Остальные — подранки — обречены на медленные мучения, пока их не добьют охотники или они сами не умрут от ран. Лисята, волчата, медвежата и др детёныши убитых на охоте родителей, не способные себя прокормить, обречены на смерть. Жертвами охотников в лесах нередко становятся люди, а также домашние животные.
Один из самых безобразных способов охоты — отлов животных капканами. Стальные зубья капкана мёртвой хваткой захлопываются на лапе, морде, хвосте, крыле и т.д. животного, дробя кости, мышцы, ткани и вызывая невыносимую боль. В таком состоянии животное может пребывать до нескольких дней, мучаясь от голода, жажды, температурных перепадов, нападений других животных. Боль бывает настолько нестерпимой, что животное отгрызает себе лапу, чтобы вырваться из капкана. Охотники не стреляют в своих жертв, чтобы не повредить мех. Животных бьют по голове, забивают палками, раздавливают им грудь, сворачивают шею или наступают на горло и душат их.
Детёнышей тюленя (бельков) охотники-промысловики забивают дубинками. Другой пример «мужественного» спорта, практикуемого сегодня — это охота с машин. Она обычно проводится ночью, чтобы ослеплённые прожекторами животные не могли убежать. Мечущихся в испуге животных охотники расстреливают в упор или перерезают им горло.
Ещё более кровавой по масштабам, позволяющей истреблять животных стадами, является охота с вертолётов и самолётов. У обессиленных животных после продолжительного преследования нет шансов на выживание…
Доводы охотников
Среди аргументов в защиту охоты чаще всего приводят следующие: воспитание силы, воли и мужественности; регулирование численности животных в лесах; защита стад и сельхозугодий; радость общения с природой.
Смелость и мужество, называемые главными достоинствами охоты, на самом деле не нужны при современной охоте, поскольку она не сопряжена ни с какой опасностью для жизни и, наоборот, жесткость направлена против жертвы, которая не может защититься от мучителей.
«Доблесть» охотников очень хорошо показана на примере ярких литературных образов. Например, состарившийся Портос, не находя удовлетворения своим звериным инстинктам, стрелял по цыплятам, мирно разгуливающим во дворе. Тартарен из Тараскона (А. Доде), вообразив себя самым великим охотником за львами, убил старого слепого ручного льва, прослужившего в цирке.
Не многим отличались от известных персонажей и охотники из числа привилегированных особ, ради которых организовывалась охота в заповедниках нашей страны. При этом виде охоты отсутствует даже азарт погони и борьбы: стрельба по прикормленным животным ведётся с двухметровой вышки над землёй или из бетонных укрытий.
Отстрел животных для регулирования их численности — малонаучный метод, который не только не решает проблему перенаселённости животных в лесах, но и усугубляет её. Именно охотники нарушают биологическое равновесие в природе. Они, в отличие от хищников — санитаров леса, убивают не слабых и больных, а любых животных, устраняя конкуренцию в стае. При этом создаются идеальные условия для всплеска рождаемости.
Опыт работы национального парка «Гранд парадизо» (Италия), где охота запрещена в течение 80 лет, показал, что если человек не вмешивается в естественные природные механизмы, то вступают в силу процессы саморегуляции, поддерживающие численность животных на одном уровне.
Слухи о масштабах вреда, наносимого определенными животными хозяйству человека, в большинстве случаев имеют сильное преувеличение. Так, например, в России в 1991 году были застрелены 51 тыс. тюленей, которые, как предполагалось, хищнически истребляют рыбные запасы. В Канаде с этой же целью были убиты 250 тыс. тюленей. А стремительное уменьшение рыбных запасов, по-прежнему, происходит, и виноват в этом варварский промышленный отлов с помощью траловых и дрифтерных сетей.
Защита новорожденных ягнят от лис с помощью истребления их охотниками в Англии, оказалась надуманным аргументом в защиту охоты. В ведущем спортивном журнале «Филд» («Поле»), издающемся в Великобритании, были опубликованы результаты опроса 1000 фермеров, которые показали, что потери ягнят из-за лис составляют всего 1%! Основные же потери происходят из-за аномалий, свойственных промышленному животноводству. Всё дело в том, что овцы являются очень чувствительными к условиям среды, и очень уязвимыми. Для них подходит только сухая каменистая земля в гористой местности. так как они подвержены ножным заболеваниям, если держать их на сырых низменностях. Овцы абсолютно не приспособлены для житья в неволе. При промышленном разведении овец в тесном помещении здоровье отары ухудшается с появлением таких болезней, как копытная гниль, кишечные инфекции, слепота, мастит, вирусные заболевания.
Охота на волков во имя спасения оленей, получившая широкое распространение на севере Канады в 50-е года 20 века, также оказалась абсурдом. Предполагалось, что именно волки виноваты в гибели большого количества оленей. Однако, канадский биолог Фарли Моуэт в книге «Не кричи «волки!» раскрыл настоящую причину резкого падения численности оленей. В своём научном отчёте, лёгшим в основу книги, он привел данные о том, что главная причина гибели оленей – варварская охота, в т.ч. и с вертолетов. Охотхозяйства шли на намеренную фальсификацию данных, наживаясь на кровавом промысле. Моуэт, прожив несколько лет в канадской тундре, бок о бок с волчьей стаей, раскрыл миру сенсационные данные о природе волка, изменившие отношение к нему.
Убийство слонов на кофейных плантациях происходит всё по тем же абсурдным мотивам…
Ссылки охотников на радость общения с природой легко опровергаются одной короткой фразой Тургенева, который, будучи страстным охотником, честно признал однажды: «Природой на охоте я любоваться не могу — всё это вздор… Охота — страсть, и я, кроме какой-нибудь куропатки, которая сидит под кустом, ничего не вижу и не могу видеть.» Если бы охота на самом деле являлась только поводом для того, чтобы побывать в лесу, то большую популярность снискала бы себе фотоохота, в которой отсутствует только азарт убийства и ощущение победы над слабым.
Бездумное и безжалостное истребление миллиардов живых существ привело к тому, что мы никогда не увидим дронта, бескрылую гагарку, зебру квагга, странствующего голубя и других животных. Охота ставит на грань исчезновения многие другие виды. Попытка приостановить этот процесс введением понятия разумной охоты, разрешённой в определённое время и по особым правилам, не приносит результата.
По мере развития духовности мы стараемся избавляться от низменных пристрастий и предрассудков, тормозящих развитие цивилизации. Накал страстей в мире вокруг охоты нарастает с каждым днём. Есть надежда, что требования запрещения охоты со временем станут призывом для всей прогрессивной части человечества. Людей, получающих удовольствие от причинения боли и страданий другим живым существам, заслуженно поставят в один ряд с теми, кого общество отвергает и осуждает.
Пол Маккартни
«В нашей стране празднуется День рождественских подарков. Многие отметят этот праздник на охоте — на лошадях и с собаками они будут гнаться за дикими животными, мучая их из спортивного интереса. Мы не хотим жить в стране, где животным причиняют боль, охотясь за ними с собаками. Как и большинство британцев, мы считаем это жестоким, бессмысленным, неприемлемым и уже давно устаревшим видом охоты». (Из письма Пола Маккартни и его дочерей премьер-министру Великобритании Тони Блэру)
Адриано Челентано
В канун нового 1988 года, во время демонстрации по первой государственной программе РАИ эстрадного шоу «Фантастика» его автор и ведущий эстрадный певец и киноактер Адриано Челентано неожиданно обратился с телевизионного экрана к многомиллионной аудитории с взволнованными словами, выражая протест против охоты на зверей и птиц.
«. Каждый год, — сказал Челентано, — два миллиона охотников убивают два миллиарда птиц, а государство платит им за это деньги. Я спрашиваю: кто же убийцы, государство или охотники? Я обращаюсь к вашим детям: животные такие же, как и мы. Они играют, как мы, плачут и страдают, как мы. У каждого есть отец и мать, как и у нас. Они приносят радость людям, гармонию природе. А мы эту гармонию хотим разрушить. Можете ли вы, юные охотники и дети тюленихи, которая плачет, потеряв детенышей, написать главе государства и немедленно: «Мы, дети тюленихи, не хотим, чтобы наша мать плакала!»
Разразился скандал. Ведь на следующий день миллионы итальянцев должны были принять участие в референдуме по проблемам ядерной энергетики и судопроизводства в Италии.
Магия этих слов была так велика, что на следующее утро 14 миллионов голосующих написали на бюллетенях слова, предложенные Челентано: «Мы против охоты, за любовь. »