- Украшения древних людей
- Раскраска тела
- Браслеты и серьги
- Орнаменты
- Украшения воинов и охотников
- «Зачем людям украшения.» презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Разработка урока «Зачем людям нужны украшения» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Украшения древних людей
Яркие камешки, гладкие раковины, рыбьи кости, кусочки рога, деревянные палочки, семена и орехи — всё это использовалось людьми каменного века в качестве украшений. Это были ожерелья и подвески, а затем и бусы. Бусины из обожжённой глины, полудрагоценные камешки с дырками (их делали острыми камнями или сверлили с помощью лучковой дрели) нанизывались на узкую полоску кожи или верёвку из волокон растений. Украшали не только шею и грудь, но и руки — носили браслеты из костяных пластинок, часто с нанесённым на них орнаментом. Женщины пользовались гребнями из рога.
Раскраска тела
Среди способов украшений была и раскраска тел в разные цвета. Часто это делалось во время обрядов и ритуалов. Отголоски этого мы наблюдаем и в настоящее время у аборигенов Австралии, жителей Тихоокеанских островов, например в Папуа — Новой Гвинее. Раскраска лица и тела там по-прежнему сопровождает проведение церемоний. Австралийские аборигены раскрашивают себя разноцветной глиной, нанося ею разные узоры на лице и теле. Интересно, что, например, подведение глаз чёрным, окраска губ, т.е. все элементы, которые мы сейчас считаем макияжем и используем в декоративной косметике, не имели украшательского смысла, а были способом отпугивания злых духов и защитой.
Браслеты и серьги
Эти украшения из ракушек и обожжённой глины с рисунком были сделаны между 2300 и 1750 гг. до нашей эры. Их родина — город Хараппа (сейчас территория Пакистана). Во время археологических раскопок там были найдены не только эти украшения, но и многочисленные лавки, которые ими торговали.
Орнаменты
Орнамент в виде спирали и другие геометрические орнаменты известны со времён неолита, ими украшали камни, орудия труда и оружие, погребальные камеры. Орнаменты наносили и на тело. Возможно, тогда и зародилась традиция делать татуировки. Со временем орнаменты стали носить отличительные черты какого-то рода, приобрели сакральный смысл, а затем элементы искусства.
Украшения воинов и охотников
Голову и шею воина с островов Индонезии украшают клыки дикого кабана и ожерелье из ракушек и зубов животных. Возможно, как и люди каменного века, эти украшения считались защитными и магическими и, по представлениям, наделяли охотника и воина силой и мужеством того животного, которому они принадлежали.
«Зачем людям украшения.»
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Презентация на тему «Зачем людям украшения?» для урока в 5 классе. В материале находится информация о том как появились украшения, что они означали в разное время.Очень интересные факты о таких украшениях как кольца, серьги. Интересно то, что тату тоже является своего рода украшением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_lyudyam_ukrasheniya.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем человеку украшения . Подготовила учитель ИЗО МБОУ «ООШ № 14» города Троицк Челябинской обл. Лоскут О.А.
Что такое украшение? явление, предмет или результат действия, воспринимаемые человеком или социумом в качестве гармоничного дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью. Являясь, наряду с искусством, абсолютно субъективной формой деятельности . (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона )
Какие украшения вы знаете? Кольцо Серьги Браслет Колье Диадема
Кольцо Впервые кольцо появилось в Древнем Египте . Их задачей было подчеркнуть статус тех, кто обладал властью. Кольцами и перстнями украшали руки фараоны. В Древней Греции кольца носили представители знати. Кольцо было знаком высокого сословного положения. И только со временем кольца превратились в светские украшения. На ношение колец августейшие особы выдавали особые разрешения. Так, например, в Древнем Риме император Август разрешил носить кольца медикам, а Септимий Север — воинам. По кольцам древнеримских воинов можно было определить, из какого они легиона.
Обручальное кольцо Обручальное кольцо — символ, подтверждающий супружеский статус. Обряд обручения впервые появился у римлян: жених дарил родителям невесты простое металлическое кольцо, как символ обязательств и способности содержать невесту. Традиция же надевать кольцо во время помолвки на палец невесты тесно связана с обычаем покупать женщину. Кольцо являлось как бы коммерческим обязательством, подтверждающим, что соглашение будет выполнено. Кроме того, давало знак другим мужчинам, что эта женщина уже «не продается».
Серьги Серьги изначально являлись не женским, а мужским украшением. Их начали делать еще 7 тыс. лет назад в древней Азии. У древних египтян и ассирийцев серьга являлась символом принадлежности к высшему обществу. В древнем Риме серьги носили только рабы.
В средневековой Европе мужские серьги то становились крайне популярными, то переживали периоды забвения. Католическая церковь в XIII в. ввела запрет на прокалывание ушей. Это было связано с тем, что людям не разрешалось изменять свое тело, сотворенное «по образу и подобию». Носить серьги продолжали в основном только воры, пираты и цыгане. Эти слои населения вкладывали в ношение сережек разные смыслы. Воры, таким образом, выражали презрение обществу и показывали свою принадлежность к преступному миру. Цыгане продевали в ухо серьгу тому мальчику, который родился после смерти предыдущего ребенка или является единственным сыном в семье. В среде пиратов серьга в ухе означала захваченный корабль.
Мореплаватели надевали серьгу после того, как обогнули Мыс Доброй Надежды. Казаки тоже придавали особое значение серьгам. Серьгу в левом ухе должен был носить единственный сын матери-одиночки. В правом — единственный сын в семье. В обоих ушах серьги носил последний в роду, который являлся кормильцем и продолжателем рода. Такого человека должен был оберегать атаман или есаул. Его не подвергали смертельному риску даже в военное время.
Браслет История возникновения браслетов уходит в древнейшие времена. Мистическое мировоззрение наших древнейших предков приписывало браслетам мистическую силу. Основным предназначением браслета была защита своего владельца. Боевой браслет воина и охотника защищал в бою, придавал силу и меткость руке. Женские браслеты оберегали семью от болезней и сглаза, защищали красоту и плодородие своей хозяйки. Украшенные особой резьбой браслеты наделялись мистической силой, в зависимости от верований передавались из поколения в поколение или сопровождали своего хозяина в мир иной. Дорогие, массивные браслеты из золота всегда были символом богатства и могущества
Колье История возникновения колье начинается в глубокой древности. Известно, что ещё во втором веке до нашей эры это украшение было очень популярным. Например, древние египтяне носили кулоны с именем, в последствии такие кулоны хоронили вместе с владельцем. А фараоны и их жёны носили ожерелья из отполированных золотых пластин. К этим ожерельям сзади подвешивали противовес, так как по-другому их невозможно было носить.
А вот в Испании по количеству колье можно было определить статус вельможи. Первой в обиход колье из отборного жемчуга ввела жена принца Уэльского, а тех, кто носил такое колье, прозвали любительницей «душащих» драгоценностей, так как оно плотно охватывало горло. В 11 веке на Руси колье было лишь привилегией знатных личностей, но уже к 13 веку его стали носить и более широкие слои населения.
Диадема Диадема — в сущности, разновидность короны — изначально мужское украшение. Диадему носили азиатские правители, еврейские первосвященники и древнеримские жрецы. Само слово диадема образовано от греческого «DIA» и пришло к нам из Древней Греции, где диадемой называли головную повязку древнегреческих жрецов.
Алмазный фонд Коллекция начала формироваться ещё в XVIII веке, когда Пётр I издал специальный указ о сохранении вещей, «подлежащих государству», тем самым признав, что наиболее значительные из них должны быть собственностью не одной лишь царской фамилии, но и всего Российского государства. Драгоценные предметы государственных регалий, орденские знаки и светские украшения многих поколений российских самодержцев до 1914 года хранились в специальном Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца (Императорская Рентерия ).
После начала Первой мировой войны ценности были спешно эвакуированы в Московский Кремль, где в подвалах находились почти восемь лет. В 1922 году комиссия по выявлению и экспертизе предметов декоративно-прикладного и ювелирного искусства подтвердила уникальную историческую и художественную ценность предметов бывшего Бриллиантового кабинета и определила необходимость изучения и сохранения коллекции в неприкосновенности в составе Государственного хранилища ценностей (Гохран СССР). Выставка Алмазного фонда открылась в 1967 году.
Тату Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 60000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.
У разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только «дикарями». В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте
Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.
Разработка урока «Зачем людям нужны украшения»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Технологическая карта к уроку «Зачем людям нужны украшения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_izo_v_5_klasse_na_temu_zachem_lyudyam_ukrasheniya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 5 классе
Учитель ИЗО: Мюсова Алевтина Александровна (МБОУ «Кырлыкская СОШ»
Зачем людям украшения.
Познакомить учащихся с понятием украсить , значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль хозяина. Воспитывать любовь к истории, к народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (краски «аквагрим», кисти).
Урок изучения новых знаний.
Планируемые результаты (предметные ПР)
Понимать какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям.Уметь характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
— Уважительно относиться к культуре народного искусства;
— понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
— уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
УУД Метапредметные (МПР)
— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
— овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
— использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.
— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;
— уметь организовать место занятий.
Основное содержание темы, понятия, термины.
Предметы ДИ несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит… Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени и т.д.
Учебник. Презентация «Зачем людям украшения». Иллюстрации с изображениями украшений и росписей тела. Краски по телу «Аквагрим», кисти
-проверка готовности к уроку;
— мотивация к учебной деятельности.
1СЛслайд1 Звучит музыка (песня
— Добрый день, ребята. Надеюсь, что сегодняшний урок поможет каждому из вас раскрыть внутри себя художника.
Ребята, а вы любите рисовать?
А с каким настроением вы рисуете?
Давайте, с вами определим наше настроение. Предлагаю небольшое творческое задание. У вас на столах лежат листы. Пока они совершенно чистые. Наполните этот лист своим настроением, с которым вы пришли на урок. Для этого наберите на кисть краску, цвет которой вам нравиться. Капните краску на лист, с помощью трубочки раздуйте получившуюся кляксу. У меня вот такое замечательное, радужное настроение. Покажите всем какое у вас настроение.
Положите рисунки на край стола.
Психологический настрой к уроку.
Выполняют вместе с учителем
П — Развитие мыслительной активности
К — Создание ситуации успеха
К — Умения слушать и слышать.
Р — Волевая саморегуляция
СЛАЙД . К нам пришел необычный гость, отгадайте загадку.
М ы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Сегодня мы работаем в группах.
Снеговик прислал вам зашифрованное задание. Откройте конвертики и выполните задание.
-Что у вас получилось?
3 СЛАЙД . (По щелчку — колье, серьги, колье)
— Каким одним словом можно назвать эти предметы? (украшения)
Объясните значение слова украшение? — если мы обратимся к толковому словарю русского языка Сергею Ивановича Ожегова найдем такое определение:
4 СЛАЙД . Украшение – это предмет, украшающий собой кого-то или что-то. (словарь Ожегова)
3.Постановка учебной задачи.3 мин.
— А вы можете назвать тему урока?
5 СЛАЙД . Верно тема нашего урока «Зачем людям украшения»
6 СЛАЙД . Продолжите…
1. Я хочу узнать… что такое украшение и зачем они людям
2. Я хочу научиться… красиво и творчески украсить что-либо. )
3. Работать командой: дружно, активно.
Фронтальная работа с учителем. Диалог.
.( спрашиваю у 1й группы)
П – Выявление логических связей
Классификация объектов, анализ.
П — Постановка цели, учебной задачи
К — Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Решение учебной задачи
Предлагаю вам побыть искусствоведами и ответить на вопрос «Зачем людям украшения»
— Откройте сто шестую страницу и найдите ответ.
НА ДОСКЕ. «Зачем людям украшения?»
( Украшения – это работа
Это социальный статус, это особое положение
Это сила, достоинство и могущество
-А теперь ребята вы должны выяснить ЧТО И КАК УКРАШАЛИ ЛЮДИ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ. У каждой группы задания в конвертиках №2
1 группа: Как и для чего украшал свою одежду? Какую ошибку допустил Снеговик в этих рисунках?
2 группа: Как и для чего украшал предметы? Чтобы ответить на вопрос сравните игрушки.
МАТРЕШКА ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
3 группа: Как и для чего человек украшал свое тело? Сравните
РОСПИСИВ ДРЕВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Знакомство с новой терминологией. Формирование первичных знаний для работы на уроке.
Первичная проверка знаний
1 группа исследователей, вы готовы? ( по одежде определяют статус, положение в обществе) СЛАЙД .( вождь и царь)
2 группа ваш ответ. СЛАЙД (матрешка и дымковская игрушка)
3 группа СЛАЙД (АБОРИГЕН И ДЕВОЧКА). Слушаем вас
ЭТО ИНТЕРЕСНО. А знаете ли вы, что на всемирной выставке в Брюселе, нашей матрешке присуждена золотая медаль как самой красивой игрушке. Ребята, существуют музеи игрушек, например, в Новосибирске, Санкт-Петербурге.
— А какие игрушки из Республики Алтай мы отправим, в Музей игрушек? (ответы детей)
А я хотела отправить игрушки наших мастеров, которые сделаны из кости. Посмотрите, какие они красивые.
( Разумеется, в цивилизованном мире, роспись по телу утратила свои первоначальные функции. Теперь, нанося на тело рисунки, люди не стремятся напугать кого-либо или похвастаться своим положением. А в современном мире – для красоты, привлечения к себе внимания. )
— Ребята, знакомы ли вы с таким искусством как «Боди-арт»?
13 СЛАЙД. Боди — арт (англ. body art — «искусство тела») — одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека
Фейс арт – это одна из подгрупп боди — арта. В отличие от остальных, он работает исключительно с лицом, не касаясь остальных частей тела.
14 СЛАЙД. Физминутка: А сейчас давайте отдохнем. Повторяем движения за Снеговиком. (1 мин ) .
Диалог с учителем. Вопрос-ответ.
П — Поиск и выделение необходимой информации.
П — Повышения мотивации учебной деятельности.
Р — Структурирование знаний
Практическая работа. Постановка художественной задачи.
— методические указания к работе.
(Стук в дверь). Посылка от Снеговика.
— Что за краски прислал нам Снеговик! Посмотрите! РАЗДАЮ ГРУППАМ
-Так это не просто краски, а еще и приглашения! (К краскам аквагрим с обратной стороны прикреплены приглашения)
Кто желает прочитать? Прочитайте: «Доброго времени суток, дорогие Друзья! Я несказанно рад сообщить вам, что вы приглашены в Новогодний бал-маскарад. Чтобы попасть на маскарад, вам достаточно прийти в образе сказочных зверей»
-2-я группа, а вы в каком образе? (супер герои, )
3-я группа? (феи и эльфы)
Ребята, значит Снеговик прислал эти краски не просто так, а мы чтобы попасть на карнавал, создаем какой-то образ. Правильно?
В начале урока мы с вами провели тест на аллергию. Посмотрите есть ли у вас покраснение.
Кто-то из вас будет мастером по гриму, а кто-то моделью, т.е. работа в паре.
Этапы работы, а также все необходимое: кисточки и эскизы у вас на столах.
15 СЛАЙД . Работа над имитацией боди – арта на лице (руках).
16 СЛАЙД . Аквагрим для начинающих. Этапы работы:
Убрать волосы с лица
Проверка на аллергию: нанести краску на небольшую область кожи и подождать пару минут. Если нет реакции, то продолжайте.
1.Выбрать эскиз и тоненькой кисточкой наметить границы.
2.Нанесение тона. Можно губкой. Смочите и отожмите губку; потрите ее о краску. Равномерно распределите тон по лицу, если вам он необходим.
3.Для прорисовки контуров возьмите тонкие и толстые кисти.
Желаем вам фантазии и творческого вдохновения.
ЗАКРЫТЬ СЛАЙД. ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ. УБРАТЬ ЛИШНЕЕ НА ПАРТАХ.