- 1. Односоставное предложение — в строке А Ночь как год. Б На улице послышалось тарахтенье колес. В Лошадь привязали к столбу. Приведите пример назывного предложения. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Синтаксический разбор предложения в тексте
- Характеристика предложения
- О инструменте
- Какой вариант разбора выбрать?
- Часть речи сверху слова
- СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
1. Односоставное предложение — в строке
А Ночь как год.
Б На улице послышалось тарахтенье колес.
В Лошадь привязали к столбу.
Приведите пример назывного предложения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Определенно-личное предложение — в строке
А Слезами горю не поможешь.
Б Брошу в море сети частые, белый парус подыму.
В Ночью долго не спится.
Приведите пример определенно-личного предложения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Обобщенно-личное предложение — в строке
А Книге предназначено быть спутником человека.
Б Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом
на своем высоком креслице.
В Не хвали себя сам, пусть тебя другие похвалят.
Приведите пример обобщенно-личного предложения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Безличное предложение — в строке
А Уже заметно вечерело.
Б В степи под Херсоном высокие травы.
В Мне часто вспоминаются эти гордые слова Базарова.
Приведите пример безличного предложения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Неполное предложение в составе сложного — в строке
А Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.
Б За линейкой ехали охотники с собакой, за охотниками —кучер Игнат.
В Он оказался опять в том же сквере, но теперь было совсем
холодно.
Приведите пример неполного предложения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Предложение с пунктограммой «Тире в неполном предложении» — в строке
А Говорить с вами — только слова тратить.
Б Дети, старики, женщины — все смешалось в живом потоке.
В Золото добывают из земли, а знания — из книги.
Приведите пример неполного предложения, в котором на месте пропуска сказуемого ставится тире.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Определите тип односоставного предложения
1. Спи, младенец мой прекрасный, баюшки – баю (Л. «Казачья колыбельная песня»).
_______________________________________________________________________
2. Героя увезли от плачущих дружин (Л. «Последнее новоселье»).
_______________________________________________________________________
3. Вот арфа золотая (Л. «Еврейская мелодия»).
_______________________________________________________________________
4. «И верится, и плачется, и так легко, легко» (Л. «Молитва»).
_______________________________________________________________________
5. И скучно, и грустно, и некому руку подать… (Л.).
_______________________________________________________________________
6. «Не дрожи, моя красная калиночка. Отварите мне темницу, дайте мне сиянье дня» (Г. «Майская ночь» «Желанье»).
_______________________________________________________________________
7. Поехали отыскивать Маниловку (Г. «Мёртвые души»).
_______________________________________________________________________
8. «Что мне на родину следа не проложить уж никогда» (Л. «Мцыри»).
_______________________________________________________________________
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
§ 64. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ
Пунктуация (от лат. punktum — точка) — система правил постановки знаков препинания. Знаки препинания (препинание — остановка, перерыв) — это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.
«Знаки препинания — ноты при чтении» — так определил А. П. Чехов пунктуацию в одном из своих писем. Знаки препинания служат важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит её членение.
Пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Основные знаки препинания были предложены типографами братьями Мануцци в середине XV в. и затем были приняты в большинстве стран Европы.
В современном русском языке 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки. К знакам препинания условно можно отн?сти и кавычки. Кроме того, для удобства чтения используются пробелы между словами, красная строка (начало абзаца) и другие графические средства.
По своей функции знаки препинания делятся на две группы: разделительные (отделительные) и выделительные. К разделительным знакам препинания относятся: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире.
Эти знаки употребляются для отделения одних отрезков речи от других и выступают как одиночные знаки, например: Я видел всё, что было, (А. Тарковский)
Выделительные знаки препинания — это двойные (парные) знаки. К ним относятся скобки, кавычки, двойное
тире, двойные запятые. С помощью этих знаков выделяются различные отрезки и смысловые единицы речи, например: Ручей, бурля, бежал к ручью. (А. Фет)
Знаки препинания помогают расчленить речь на смысловые части, имеющие значение для выражения мыслей (смысловое членение), выделяют отдельные предложения и их части (синтаксическое членение), отражают интонационное оформление высказывания.
Таким образом, в основе правил русской пунктуации лежат три основных принципа: смысловой, структурный и интонационный.
378. Прочитайте фрагмент работы великого русского языковеда
Ф. И. Буслаева. Как учёный определяет назначение знаков пре
пинания? Подтвердите высказанные им положения своими при
мерами. Найдите в предложении архаизм.
Так как посредством языка одно лицо передаёт свои мысли и чувствования другому, то знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему.
379. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки
препинания. Укажите выделительные знаки препинания в этом
тексте. Каким принципам русской пунктуации подчиняется
употребление знаков в последнем предложении первого абзаца?
Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства.
Я подладил костёр. Он вспыхнул на минуту и тут(же) унялся. Дым откачнуло к воде туда(же) загнуло яркий гребень огонька. Придвинувшись к костру я выт..нул руки еж..мая и разж..мая пальцы будто срывал л..пестки с громадного сибирского жарка. Руки особе..о левая зан..мели по плечу и ниже его холодным пластом лежала вкра..чивая боль сказывалось долгое городское сидение и такая сразу нагрузка да и вчерашняя духотища.
Серебристым харюзком 1 м.,лькнул в вершинах леса месяц задел за остриё высокой ели и без всплеска сорвался в гущу. Сеево звёзд на небе ..густилось потемнела речка и те-
Уменьшительное название рыбы.
ни дерев об..явившееся при месяце опять и..чезли. Лиш(?) отблескивала в перекатах Опариха катясь по пропаха..ой бороздке к Енисею. (В. Астафьев)
380. Прочитайте стихотворение. Какая фигура речи лежит в ос
нове его построения? Проанализируйте знаки препинания во
второй строфе (укажите их тип и функции). С какими прин
ципами пунктуации связано употребление знаков в последней
строфе?
Я помню руки матери моей, Хотя её давно уж нет на свете. Я рук не знал нежнее и добрей, Чем жёсткие мозолистые эти.
Я помню руки матери моей, Что утирали слёзы мне когда-то, В пригоршнях приносили мне с полей Всё, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей, И я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете!»
381. Прочитайте. Найдите случаи ипользования авторских зна
ков препинания. С чем, на ваш взгляд, связано их употребление?
Какой знак препинания проявляет наибольшую активность?
1) Мать — творит, она — охраняет, и говорить при ней о разрушении — значит говорить против неё. Мать — всегда против смерти. (М. Г.) 2) Петербургская улица осенью — проницает; и леденит костный мозг, и щекочет. (А. Бел.) 3) Зори — свежей. Небо — в новом, осеннем, блеске, голубеет ясно. Ночами — черно от звёзд и глубоко-бездонно. (Шм.) 4) Где-то в городе горело — крупно, высоко, упорно. (Солж.) 5) Он [Кирша] молчал, — и чёрные глаза его горели тоскою и страхом. Подошёл к окну, смотрел, — и казалось, ждал чего-то. (Ф. Сологуб)
§ 65, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ,
В конце повествовательного и побудительного предложений, не сопровождаемых выражением сильного чувства, ставится точка, например: 1) Ночка сегодня морозная, ясная* (Н.) 2) Послушай, вольности ты лишней не бери. (Тр.) Если эти предложения сопровождаются выражением сильного чувства, то в конце их ставится восклицательный знак, например: 1) Воля и труд человека дивные дивы творят! (Н.) 2) Разворачивайтесь в марше! (Маяк.) В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак, например: Кто там? Чей конь во весь опор по грозной площади несётся? (П.)
Примечание. Для обозначения незаконченности высказывания, недоговорённости употребляется многоточие, например:
1) Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою. (Н.) При сочетании многоточия с восклицательным или вопросительным знаком ставится этот знак и две точки, например: 1) Стыдно робеть, закрываться перчаткою, ты уж не маленький. (Н.)
2) Слышишь ты пение. (Н.)
382. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Объясните, почему предложение признаётся основной формой общения.
Предложение — это гра..атически оформле..ая по законам данного целостная (т. е. неделимая далее на речевые ед..ницы с теми(же) основными признаками) ед..ница речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.
Язык как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения. Правила употребления слов в фу нкци.. пред л.. жений и правила соед.. нения слов и слов..соч..таний в предложении — ядро синтаксиса того или иного языка. На основе этих правил устанавливаются разные виды или типы предложений. (В. В. Виноградов)
383. Спишите, ставя в конце предложения нужный знак. Укажите повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Какие из них являются восклицательными? Подчеркните их. Сделайте синтаксический разбор 1-го и 5—7-го предложений п. I. Объясните употребление многоточий в 11-м предложении.
I. 1) Высоко над семьёю гор, Казбек, твой царственный шатёр сияет вечными лучами || 2) Над Невою резво вьются флаги пёстрые судов || 3) Чу, пушки грянули || 4) Пой, ямщик || Я молча, жадно буду слушать голос твой || 5) Мир опустел || Теперь куда же меня б ты вынес, океан || 6) Тесней, о милые друзья, тесней наш верный круг составим ||
7) Как изменилася Татьяна || Как твёрдо в роль свою вошла ||
8) Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей ||
9) Здравствуй, племя младое, незнакомое || 10) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы || 11) Итак, пошли тихонько внука с запиской этой к О. к тому. к соседу. да велеть ему, чтоб он не говорил ни слова, чтоб он
не называл меня.
(Из произведений А. Пушкина)
П. 1) Поэма Лермонтова — создание мужественное, зрелое || 2) Какая верная картина || Какая точность в выражении || 3) Не менее превосходна «Казачья колыбельная песня» || Где, откуда взял поэт эти простодушные слова, эту умилительную нежность тона, эти кроткие и задушевные звуки, эту женственность и прелесть выражения || 4) О, как глубоко поучительна эта повесть, как сильно потрясает она душу ||
§ 66. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДВУСОСТАВНЫЕ
384. Продолжите предложения. Запишите их.
1) Двусоставное предложение — это. .
2) Подлежащим называется. .
3) К главным членам предложения относятся. .
4) Неполные предложения — предложения. .
385. Дайте определение односоставного предложения. Заполните таблицу.
Тип односоставного предложения | Способы выражения главного члена | Примеры |
Определённо-личное | Формы глагола 1-го и 2-го лица настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, форма 2-го лица повелительного наклонения | Буду поступать в институт. Принеси мне эту книгу. |
Неопределённо-личное | ||
Обобщённо-личное | ||
Безличное | ||
Назывное |
386. Прочитайте текст. Определите тип речи. Выпишите из текста односоставные предложения. Определите их тип. Какую роль играют эти предложения в тексте?
Стал вспоминать. Деревня. Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла. Попадаются ещё небольшие озерки; вечерами вода в них гладкая-гладкая, и вся заря как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озёр, думать. В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет в ухо: подожди, подожди, дружок.
Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, повиснет над дорогой, в воздухе полоска пыли и долго держится. И опять тихо. Что за тишина такая на земле! (В. Шукшин)
В неполных предложениях пропуск членов предложения может обозначаться на письме с помощью тире, например: Дела булочной шли хорошо, лично мои — всё хуже. (М. Г.)
387. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой. Какой тип предло
жения в нём использован? Объясните постановку знаков препина
ния в тексте. Назовите фигуру речи, к которой обратился автор.
Зверю — берлога, Страннику — дорога, Мёртвому — дроги, Каждому — своё.
Женщине — лукавить, Царю — править, Мне — славить Имя твоё.
388. Прочитайте, укажите односоставные предложения (в том
числе и в составе сложных), назовите их вид. Подчеркните непол
ные предложения.
1) Без конца еду, а погода не унимается. Всё залило, мосты разнесло. 2) Начинаем ехать по озёрам. 3) Виден голый, угрюмый берег Иртыша. 4) Мутная вода. Белые волны хлещут по глине. 5) Темнеет. Ямщик молчит. 6) Вот и паром. Надо переправляться на ту сторону. 7) Холодно ехать. На мне полушубок, по ногам зябко. Кутаю их в кожаное пальто — не помогает. 8) К рассвету страшно утомляешься от холода. Пока меняют лошадей, прикорнёшь где-нибудь в уголке. 9) Завтра я еду в Иркутск отдохнуть.
(Из писем А. Чехова)
389. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Не
полные предложения подчеркните.
1) Вон запестрели цветы в садике вон дальше видны аллеи лип и акаций и старый вяз левее яблони вишни груши. (Гонч.) 2) Из садика на балкон вбежала Вера за ней Сергей прыгавший через три ступеньки позади шёл Никита. (А. Н. Т.) 3) С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой широкие поля обработанные и пустые. С третьей стороны видны сёла деревни и часть города. (Гонч.) 4) За линейкой ехали охотники с собаками за охотниками кучер Игнат. (Л. Т.) 5) Я один. Рядом море на сотни миль. (Пауст.) 6) В одном таком словаре можно собрать слова имеющие отношение к природе в другом хорошие и меткие местные слова в третьем слова людей разных профессий. (Пауст.)
390.Прочитайте и укажите предложения, в которых пропуск
членов предложений (главных или второстепенных) является
ошибкой. Спишите, исправляя такие предложения.
1) «Скажите, пожалуйста, — спросили мы дежурного по станции, — когда придёт поезд?» — «Через 15 минут». 2) В слободке начались обыски, скоро добрались до дома Власовых, но не нашли ничего. 3) Дед всё больше беднел, и пришлось идти в люди. 4) Данко бросил радостный взор, а затем упал и умер. 5) Отец рассказывал, что несколько раз видел на сцене Качалова, первый раз ещё до революции. 6) Поездка наша за город не состоялась, так как шёл ремонт. 7) Нельзя сказать, что у Манилова есть запросы.
391.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объ
ясните (устно) их употребление. Укажите подлежащее и сказуе
мое в первых двух предложениях.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет