Ремонт телескопических удилищ своими руками + Видео
В данном материале рассмотрим самые распространенные поломки телескопических удилищ и простые способы их ремонта.
Наиболее часто встречающаяся неисправность в стеклопластиковом телескопическом удилище — выпадение одного из колен. В этом случае разбираем удилище, зачищаем шероховатый конец выпадающего колена, промываем бензином, просушиваем и наносим очень тонкий слой эпоксидного клея. Затем, пользуясь шкуркой, подгоняем колена друг к другу.
Другая неприятность — поломка колена. Как правило, у таких удилищ изломы происходят по спирали, Расскажем о двух способах ремонта подобных повреждений телескопических удилищ своими руками.
Первое, что нужно сделать, — это зачистить излом и промыть его бензином. Затем смазать эпоксидным клеем, поверху плотно обмотать в один слой капроновой или «газовой» полоской шириной 2-3 см, просушить и слегка зачистить наждачной шкуркой. Если в отремонтированный участок легко входит соответствующее колено, нужно намотать еще один слой ткани.
Второй способ ремонта состоит в следующем. Излом так же, как и в первом случае, зачищаем, промываем бензином и смазываем тонким слоем клея. Очень жесткую полихлорвиниловую трубку, длина которой на 5 см больше излома, диаметр — на 3-3,5 мм меньше диаметра ремонтируемого участка, а толщина стенки — примерно 0,8-1 мм помещаем в емкость с ацетоном или растворителем для нитрокрасок на 30-40 мин.
После того как трубка заметно увеличится в диаметре и станет эластичной, натягиваем её на поврежденный участок удилища. Через сутки, когда ацетон испарится трубка очень плотно сожмет место излома. Для надежности, если позволяет диаметр, обмотайте трубку тонкой капроновой нитью.
Такой ремонт телескопического удилища несложен, его можно запросто выполнить своими руками, а главное он позволяет заметно продлить срок службы вашего удилища.
В следующих видео роликах о ремонте телескопических удилищ своими руками вы увидите ещё несколько техник ремонта:
РЕМОНТ УДИЛИЩ В «ДОМАШНИХ» УСЛОВИЯХ
Сломанное любимое удилище – это всегда большое расстройство. Ведь после поломки рыболов теряет «рабочий инструмент».
Во многих, но не во всех случаях, можно провести сносный по качеству ремонт непосредственно дома, своими силами.
Прежде чем приступить к ремонту, нужно оценить как техническую возможность самого ремонта, так и его целесообразность. Сначала нужно оценить именно целесообразность. Может получиться так, что материальные и трудовые затраты на ремонт превысят стоимость самого удилища. Если вы проживаете в крупном городе, в котором функционирует несколько рыболовных магазинов, то приобрести недорогую удочку вместо поломанной не составит большого труда, да и не нанесет ощутимого финансового удара. Иное дело, если вы поломали длинное маховое или штекерное удилище, приобретенное на выставке, по каталогу или по случаю и за приличные деньги. Тогда первым вопросом становится замена сломанного колена.
Теоретически это возможно, но только если сильно повезет. Во-первых, повезет, если вы приобрели удилище непосредственно у производителя, который позаботился о запчастях. Во-вторых, может повезти, если вдруг удастся подобрать колено от другого удилища. Даже если брать колена от одного удилища и заменять ими колена другого удилища, сделанного на одном и том же производстве, то все равно должно повезти, чтобы они стыковались. Хотя такие случаи и бывают.
Прежде чем приступить к ремонту, нужно точно оценить его возможность. Для того чтобы помочь это сделать, рассмотрим несколько наиболее распространенных типов поломок поплавочных удилищ и методов
ремонта.
На первом месте, безусловно, стоят поломки, которые произошли из-за неаккуратного обращения с удилищем.
Чаще всего на удилище наступают. Наступают обычно на середину колен. Если сломано одно колено, то проще, а вот если наступили и продавили несколько колен, то дешевле удилище выбросить и купить новое. Очень часто удилище придавливают дверью автомобиля. Такие случаи характерны, когда рыбалка плавно перетекает в расслабленный отдых, а сборы домой проводятся уже в темноте. Я лично видел колено удилища, сломанное в семи местах. Колено никак не хотело «залезать» в автомобиль и его постепенно пропихивали, каждый раз пытаясь закрыть дверь. И так – семь раз.
На втором месте стоят поломки, которые произошли во время перегруза удилища. Перегруз удилища возникает тогда, когда используются очень тяжелые оснастки, когда длинным и недостаточно мощным удилищем пытаются забросить оснастку против сильного ветра, а также во время попытки заброса оснастки с зацепленным за кусты крючком и во время попыток оборвать оснастку после «мертвого» зацепа с помощью удилища.
Во время перегруза излом колена происходит обычно в нижней его трети. Такие поломки подлежать достаточно простому ремонту. Для этого алмазным инструментом (любой другой инструмент не режет углеродное волокно, а ломает его) торцуют срез. Получают укороченную нижнюю часть колена. Верхнюю часть сломанного колена вставляют в нижнюю часть и подгоняют заход. Заход подгоняют, укорачивая нижнюю часть верхнего обрезка до тех пор, пока длина сопряжения не будет составлять три диаметра в месте стыка. Так стыковать сломанное колено можно даже на рыбалке.
В том случае, если колено сломано практически в середине, есть одна тонкость в ремонте. Для того чтобы максимально снизить вес колена после ремонта, нужно торцевать тонкий обломок и уже после этого обрезать торец толстого обломка до тех пор, пока заход обломков не станет нужной длины.
После подгонки обрезков их лучше склеить между собой капелькой водостойкого клея, но можно и не клеить.
Отремонтированное таким образом удилище имеет несколько другой строй, но ловить им можно неограниченно долго, то есть до второго непредвиденного случая.
Хуже обстоит дело, если произошло расщепление колена в верхней его части, с торца колена или если сломано комлевое колено. В этом случае применяется бандаж. Бандажирование сломанного колена также применяется при ремонте колен штекерных спиннингов и матчевых удилищ.
Провести самостоятельный ремонт в домашних условиях можно по следующей технологии. Сломанное колено нужно насадить на какую-либо оправку. Реально это может быть более тонкое колено удилища.
Для того чтобы потом отремонтированное колено снять с оправки, ее следует покрыть разделительным слоем.
В качестве такого слоя можно использовать полиэтиленовую пленку, но лучше воспользоваться смазкой.
Наилучшие результаты получаются, когда используется воск. Но достать натуральный воск относительно сложно, намного проще запастись восковой натиркой для полов. Смазка наносится на оправку по всей длине. На оправку со смазкой одевается колено, и можно приступить к ремонту. Берется тонкая, не толще 0,12 мм, стеклоткань. Можно взять кусочек стеклоткани, которая используется как электроизоляция или как теплоизоляция. Стеклоткань нужно обязательно отжечь на электроплите. Во время отжига происходит удаление парафиновых замасливателей с поверхности стеклоткани. Отжигать можно и на открытом огне, нужно только не перегреть стеклоткань, чтобы стекловолокна не начали плавиться. Если вы все же нечаянно прожгли ткань, то ее нужно заменить, иначе прочность бандажа будет низкой. После подготовки ткани можно приступить к изготовлению связующего. В качестве такового лучше использовать эпоксидную смолу, причем смолу, которая рассчитана на полимеризацию в течение не менее 10–12 часов. Чем медленнее пойдет полимеризация, тем прочнее будет соединение. Смола смешивается с отвердителем в той пропорции, которая рекомендуется в инструкции к ней. Смешивать очень удобно в крышечках из полиэтилена, которые используются для закрывания банок. Смолу тщательно перемешивают. Делать это лучше, поставив крышечку на теплую батарею отопления. Подогретая смола будет иметь меньшую вязкость и лучше пропитывать стеклоткань.
Из стеклоткани вырезается раскрой. Размеры раскроя делаются такими, чтобы бандаж перекрывал трещину колена по длине на 3–4 сантиметра с каждой стороны. Ширина стеклоткани должна быть такой, чтобы обернуть колено в месте излома приблизительно четыре раза. Раскрой ткани пропитывают подготовленной смолой и аккуратно обматывают излом. На следующем этапе стеклоткань нужно закрепить и уплотнить. Для этого используется лавсановая пленка. Удобно использовать старую магнитофонную ленту, причем узкую. Ленту нужно обязательно класть на стеклоткань той стороной, на которой нет магнитного слоя, иначе потом ее будет очень трудно снимать. Лента кладется виток к витку, причем с нахлестом и при постоянном натяжении. При этом избыток смолы будет выдавливаться на поверхность. После обмотки, которая называется опрессовкой, избыток смолы снимают тряпкой. На следующий день, прежде чем снять ленту, имеет смысл прогреть отремонтированное место. Для этого можно использовать фен или другой источник горячего воздуха. После прогрева прочность соединения возрастет. Можно поступить и по другому. Снять ленту, просто смотав ее, прогреть ремонтное место. В этом случае колено можно греть уже до температуры 100–120 градусов в течение получаса. При более высокой температуре смолы бытового назначения могут поменять прочностные характеристики, и лучше не рисковать.
Нужно отметить, что ремонт колена в домашних условиях не обеспечит полного восстановления прочности материала. Смолы холодного отверждения боятся воздействия влаги, поэтому придется после каждой рыбалки колено сушить. Но в целом такой способ ремонта обеспечивает нужную прочность и надежность.
Отдельные проблемы возникают, когда происходит излом самого верхнего колена. Если кончик не пустотелый, то его следует или заменить, или укоротить до места излома. Попытки ремонтировать с помощью бандажа приносят удовлетворительные результаты лишь в тех случаях, если удается состыковать обломки с помощью кусочка очень тонкостенной и легкой трубки. Но, как правило, ничего хорошего из такого ремонта не получается.
Все дело в той дополнительной массе, которая заключена в самой трубке. Каждый грамм лишнего веса на конце удилища очень сильно изменяет строй. Если происходит слом кончика спиннинга, а обычно место слома находится близко к тюльпану, лучше всего укоротить спиннинг до места излома и переставить тюльпан. Очень редко требуется еще переставить и следующее, ближнее к тюльпану пропускное кольцо. То же можно сказать и об удилищах с кольцами.
Ремонт телескопическогo удилища
Как и спиннинговые, телескопические и штекерные удилища имеют несколько характерных типов поломок, в соответствии с которыми выбирается определенный вид ремонта. Рассмотрим их по порядку.
Ремонт хлыста удилища
Нередкое явление – поломка пустотелого по всей длине хлыстика обычной маховой удочки. Чаще всего хлыстик лишается верхней трети длины. Исправление заключается в подборке и установке нового коннектора. Несколько реже случается поломка в месте выхода хлыста из второго колена. В этом случае помогает подмотка бандажа из стеклоткани с последующей подгонкой по диаметру и конусу зацепления. Конечно, и в том и в другом случае удилище станет немного короче, но несколько сантиметров на результате ловли вряд ли скажутся.
Практически не ломаются так называемые «спортивные» хлысты с монолитной углепластиковой вставкой. Благодаря более равномерному распределению сил по длине хлыста он гораздо лучше воспринимает нагрузку и не перегружает последующее колено. Редко при неаккуратном использовании ломается тонкая верхняя часть углепластиковой вставки, но несложно подровнять ее алмазным надфилем и приклеить новый коннектор.
Крайне редкий вариант поломки – разъединение вставки и пустотелой нижней части хлыста, однако это скорее брак производителя. Лечится вклейкой хлыстика обратно; для надежности стоит подмотать место стыка тонкой капроновой ниткой с пропиткой обмотки эпоксидной смолой или сделать микробандаж из стеклоткани. Можно попробовать поискать подходящий хлыст в магазине, но необходимо подобрать точно такой же (желательно от одинаковой модели), по жесткости и массе примерно соответствующий сломанному.
Один из вариантов – заменить пустотелый хлыст на «спортивный», но ни в коем случае не наоборот, иначе более жесткий пустотелый хлыст сломает второе колено даже при небольшой нагрузке. Такие поломки встречаются довольно часто.
Гораздо проще ситуация со штекерным удилищем для ловли с укороченной оснасткой. Здесь поломка хлыста довольно редкое явление, поскольку почти все нагрузки берет на себя резиновый амортизатор, но даже если она произошла, то всего лишь требуется переставить или подобрать новую тефлоновую втулку. Небольшой потерей длины можно пренебречь. При подборе нового хлыста лучше выбирать максимально жесткий и подходящий по посадочному диаметру. Часто в продаже бывают необрезанные хлысты большой длины, которые можно использовать как запасные части для штекерных удилищ разных моделей. Подгоняют их обрезанием алмазным надфилем под нужные диаметр и длину.
Ремонт верхних и средних колен
Ремонт данных колен зависит от места поломки. Если колено сломалось в верхней части, то простой и действенный способ – это нарастить заходную часть более тонкого колена таким образом, чтобы стык переместился на целый участок колена. Само место поломки подравнивают и обязательно накладывают на длину, равную двум-трем диаметрам сломанного колена, бандаж из стекло- или углеткани, который предотвратит поперечное растрескивание верхнего края колена. Такой ремонт очень прост, но требует аккуратности при подгонке конуса зацепления.
Еще проще, если поломка произошла в нижней части колена. По стандартной схеме накладывают бандаж длиной, равной шести-восьми диаметрам колена в месте поломки. Выкройку из стеклоткани (для этого необязательно использовать углеткань) делают прямоугольной формы. При подмотке желательно отступить на 1- 2 см от места поломки для удобства работы, а затем наждачной бумагой сначала грубой, а потом со средней зернистостью притереть конус зацепления. Более сложен ремонт при поломке примерно посередине колена. Конечно, можно воспользоваться одним из выше-описанных способов, но тогда длина удилища уменьшится почти наполовину колена.
Возможны следующие варианты действий. При достаточной конусности колен верхний обломок вставить телескопически в нижнюю часть, предварительно подровняв место поломки. Оптимальная длина зацепления должна быть равной пяти-семи диаметрам колена в месте поломки, минимальная – не менее трех диаметров. При меньшей длине зацепления соединение не сможет выдержать нагрузку. Место соединения обязательно зачищают наждачной бумагой снаружи колена от лака, а внутри – для удаления специальной смазки, которая не дает достаточной адгезии при склейке. Обычно используется эпоксидный клей. При склейке необходимо следить, чтобы не образовывалось наплывов и капель смолы на внутренней поверхности колена; их убирают тампоном, смоченным растворителем.
После того как смола полимеризуется, снаружи, непосредственно на стыке крайне желательно сделать неширокий (длиной в один-два диаметра колена) усиливающий бандаж, который предотвратит продольное растрескивание бланка. Для этого достаточно двух-трех слоев тонкой стеклоткани.
По такой же схеме ремонтируются верхние и средние колена (со второго до пятого, а иногда и шестого) штекерных удилищ для ловли с укороченной оснасткой. У них почти всегда имеется достаточная конусность, позволяющая произвести подобный ремонт с минимальной потерей длины.
Ремонт нижних колен
Труднее всего ремонтировать нижние колена телескопических и штекерных удилищ. У достаточно дорогих и качественных изделий эти колена почти цилиндрические, ремонтировать их описанным выше методом невозможно, и приходится делать полноценный ремонт с вклейкой втулки и накладыванием бандажа. В отличие от спиннинга, более серьезные требования предъявляются к втулке: она должна быть из углепластика, а еще лучше от удилища примерно того же класса, что и ремонтируемое. Ведь помимо центровки обломков колен ей приходится воспринимать приличную нагрузку, так как одним внешним бандажом обойтись трудно (или его придется делать слишком толстым). Длина втулки должна быть равной пяти-семи диаметрам колена в месте слома. При этом более тонкое колено должно свободно проходить во втулке, располагающейся в более толстом.
Довольно часто, особенно в так называемых «мини-телескопах», такое условие выполнить невозможно, и приходится формировать новую заходную часть. Кстати, отремонтированные комлевые колена штекерных удилищ рыболов вынужден возить отдельно именно из-за бандажа и внутренней втулки, которые препятствуют складыванию колен одно в другое. Однако это не мешает сборке удилища для приведения его в рабочее состояние.
Разумеется, бандаж для углепластиковых удилищ, а тем более для штекеров, необходимо выполнять из углеткани; он должен иметь толщину, равную примерно 1,2-1,4 толщины стенки удилища в месте поломки. Только в самом безвыходном положении можно сделать бандаж из стеклоткани, при этом для сохранения достаточной несущей способности он должен быть в 1,5-2 раза толще, чем стенка колена. Крайне неприятна поломка штекерного удилища в стыке.
Такой ремонт обычно настолько сложен, что даже в условиях мастерской зачастую проще заменить весь стыковочный узел, чем ремонтировать раздробленный. Наличие отремонтированного участка на штекере вообще не сказывается на его рабочих характеристиках. Может быть, только немного ухудшает внешний вид.
Общие случаи ремонта
Независимо от типа удилища износ стыковочных узлов неизбежен. Безусловно, рыболов может его существенно затормозить, следя за чистотой узлов и очищая их при необходимости. Но существуют такие виды ловли (например, летняя мормышка), когда удилище раскладывается за рыбалку десятки раз, причем нередко абразив попадает на удилище. Мне доводилось видеть удилища, которые буквально за один сезон разваливались на составные части. Между тем усилить стыковочный узел очень просто, достаточно наложить бандаж из пары слоев тонкой стеклоткани, а затем сделать подгонку захода. Такую работу можно произвести, когда узел уже изрядно износился.
Временная, но довольно эффективная мера усиления стыковочного узла – обматывание предварительно обезжиренного захода двумя-тремя слоями широкого скотча. Скотч следует приклеивать максимально ровно, без пузырей и складок. Такой защиты часто хватает на несколько рыбалок, а при необходимости ее легко заменить.
Удилища с кольцами
Все вышесказанное касалось удилищ без колец. Последние, к сожалению, сильно затрудняют ремонтные работы, поскольку, чтобы добраться до сломанного колена, приходится их демонтировать, а затем вновь устанавливать. Изредка удается обойтись полумерами: снимать кольцо только с верхнего колена, например при формировании заходной части. Но работать в этом случае очень неудобно, да и вероятность новой поломки сильно возрастает, ведь удилище может попросту выскользнуть из рук. Особенно много проблем возникает при работе с современными болонскими удилищами, в которые производители вклеивают внутренние пробки из микропористой резины для того, чтобы не разбивались края колен о пропускные кольца. Удалить их можно, но такая операция часто превосходит по трудоемкости сам ремонт.
Поэтому самый лучший вариант – максимально аккуратно обращаться с удилищем, стараясь не допускать поломок. Грамотный и качественный ремонт маховой удочки не слишком влияет на ее строй, массу и прочность и зачастую убирает потенциально слабое место. Многочисленные ремонты «боевого» удилища не влияют на его строй и прочность.