Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языку (6 стр.)
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
1. Он был так серьезен, так строг, что многим казался инфантильным.
2. В канун праздника в палатах госпиталя состоялся гала-концерт для больных детей.
3. Вся псарня мчалась впереди охотников.
4. Сын Буша впервые баллотируется в президенты.
5. В музейной экспозиции представлена амуниция русских солдат.
5. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи:
О подготовке Х Конгресса МАПРЯЛ.
1. Подтвердить сроки проведения Х Конгресса «Русское слово в мировой культуре» в Санкт-Петербурге 30 июня – 5 июля 2003 г. на базе Санкт-Петербургского университета.
2. Внести изменения в структуру секций и направлений с учетом замечаний Президиума.
3. Утвердить квоты участников: российские – 300 чел.; дальнее зарубежье – 300 чел.; ближнее зарубежье – 100 чел.
4. Создать Оргкомитет для проведения конгресса.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Оплатить за обучение можно в 3 кассе.
2. Писатель изобразил взгляды передовых людей того времени в образе Базарова.
3. Творчество Толстого завоевало мировую признательность.
4. В творчестве Некрасова одной из важнейших является тема о счастье народа.
5. В Донецкой области под эгидой местного руководства состоялся референдум о придании русскому языку статуса второго государственного языка.
7. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Получивший тяжелую рану солдат был госпитализирован.
2. Ученая степень «доктор философии» присваивается магистру как гуманитарных, так и естественных наук.
3. Описывая российскую действительность, Пушкину удалось всесторонне раскрыть ее.
4. О том, что состоится эта пресс-конференция, было указано заранее.
5. С большим интересом прошла встреча жителей микрорайона с их депутатом.
8. В предложении допущена следующая ошибка:
Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек, со стриженной головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высокой жабо и в коричневом фраке.
9. В предложении допущена следующая ошибка:
В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоменал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху, да обилие багульника.
1. Ударение неправильно поставлено в слове:
1) наглядными средствами
2) провести досуг
3) ты мне позвонишь
4) физкультурный диспансер
5) мизерный вклад
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
1) основать выводы
2) разъяснять ошибки
3) беспокоиться за родителей
4) оплатить за проезд
5) мириться с недостатками
3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
1. Брифинг – краткая встреча официальных лиц с представителями печати.
2. Абитуриент – человек, окончивший школу.
3. Адаптация – приспособление к условиям.
4. Хоспис – специальная клиника для безнадежно больных.
5. Апелляция – удаление волос.
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
1. Он испытывал ностальгию по детям, оставшимся с отцом.
2. От души поздравляем первого российского кутюрье.
3. Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Днепр»
4. Надо ввести мораторий на военные конфликты.
5. Кворум собрался в большие очереди за избирательными бюллетенями уже к двенадцати часам
5. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Мне посчастливилось встретиться с этим человеком.
2. Была проведена беседа с трехстами студентами.
3. Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой.
4. Эта девушка была полной невежей в вопросах искусства.
5. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Работа ведется в соответствии и на основе утвержденного графика.
2. Тяжкие лишения вынесли на своих плечах русские люди во время Великой Отечественной войны.
3. Выпукло выведен в романе образ середняка Майданникова.
4. В своем сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги.
5. Его успех доставил мне огромную радость.
7. В предложении допущена следующая ошибка:
Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они как правило являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.
8. В предложении допущена следующая ошибка:
Старый граф Болконский – обладатель колоссального состояния, имел большое влияние при дворе, но оставил службу и удалился в свое загородное имение, так как не был согласен с проводимой в то время внешней и внутренней политикой.
9. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст: 1) разговорному; 2) художественному; 3) газетно-публицистическому; 4) официально-деловому; 5) научному:
Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния. Регистрация брака устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. Права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния.
10. Укажите, как называется стилистическая фигура, основанная на пропуске некоторых членов предложения:
11. Укажите номера аббревиатур, которые относятся к женскому роду:
11. Укажите номера слов, в которых произносится сочетание [шн]:
1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:
1) облегчить, торты
2) крапива, кухонный
3) щавель, баловать
4) ходатайствовать, танцовщица
5) партер, сливовый
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
1) вступила на борьбу
2) гордиться за успехи
3) внушать страх для врага
4) убежденность в правоте
5) преклонить колени
3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
1. Аутсайдер – спортсмен, занимающий одно из последних мест в соревнованиях.
2. Фиаско – ария в опере.
3. Генезис – обобщение, возведение частного в общее.
4. Превентивный – предупреждающий что-либо, предохранительный.
5. Аспираты – придыхательные согласные.
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
1. Его моцион составляли только овощи и фрукты.
2. Мы сели в подъехавший кортеж и отправились на вокзал.
3. Самые яркие произведения буржуазной художественной культуры относятся к периоду декаданса.
4. Акции нефтяных компаний высоко котируются на бирже.
5. Я не сделал задание, но у меня есть алиби.
5. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.
2. Молодежь осталась довольна концертом, они просили почаще устраивать такие встречи с артистами.
3. Он не только теряет вес, но и прежнюю мышечную силу.
4. ФРГ заключила договор о перемирии.
5. Разведчик не раз побывал в тылу у врага.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.
2. Мой брат – человек очень практический, он не выбрасывает старые вещи.
3. Из-за болезни студентка не сумела явиться на экзамены.
Контрольная работа: Лексическое значение слов Фразеологизмы
Неправильное значение слова, аннулировать — признать — признавать недействительным; отменить — отменять действие чего-либо. Аннотировать — составить краткое изложение содержания книги.
2) Елей — масло, употребляемое в церковном обиходе.
3) Послушник — ребенок, беспрекословно подчиняющийся взрослым.
Неправильное значение, послушник — прислужник в монастыре, готовящийся стать монахом.
4) Легитимный — непризнанный, не допускаемый законом.
Неправильное значение, правильное — легитимный – законный.
5) Закоснелый — консервативный.
6. Определите значения выделенных слов. Отметьте слова, употребленные в несвойственном значении
1) Он был так серьезен, так строг, что многим казался инфантильным.
Инфантильный — Сходный с поведением, чертами характера или мировосприятием ребёнка. Слово «инфантильный» употреблено в несвойственном значении.
2) В канун праздника в палатах госпиталя состоялся гала-концерт для больных детей.
Гала-концерт — большой праздничный концерт.
3) Вся псарня мчалась впереди охотников.
Псарня — помещение для охотничьих собак. Слово «псарня» употреблено в несвойственном значении.
4) В музейной экспозиций представлена амуниция русских солдат.
Амуниция — Снаряжение военнослужащего (кроме оружия и одежды).
7.Проанализируйте употребление выделенных слов. В случае неправильного выбора слова исправьте предложения
1) Лихачей неизменно встречает авария.
Исправленное: Лихачей непременно ждет авария.
Логическая ошибка: слово «неизменно» указывает на то, что действие повторяется каждый раз; слово «встречает» не сочетается со словом «авария»: встречать может человек.
2) Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом.
Исправленное: Наш район известен своей промышленностью, его продукция ценится в России и за рубежом.
3) Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков.
Исправленное: Наша область славится производством хороших оренбургских платков. Слово «возделывание» означает обработку сельско-хозяйственных растений, земли и не сочетается со словом «платок».
4) В транспортировке кормов участвует семь подвод.
8.Объедините в словосочетания слова из первой и второй колонок, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Запишите эти словосочетания в третью колонку. Укажите возможные варианты.
Античный язык, античная мифология, классический язык, классическая мифология
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Милюк А. В.
Книга «Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языку»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
1. Аннулировать – составить краткое изложение содержания книги.
2. Елей – масло, употребляемое в церковном обиходе.
3. Послушник – ребенок, беспрекословно подчиняющийся взрослым.
4. Легитимный – непризнанный, не допускаемый законом.
5. Закоснелый – консервативный, реакционный.
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
1. Он был так серьезен, так строг, что многим казался инфантильным.
2. В канун праздника в палатах госпиталя состоялся гала-концерт для больных детей.
3. Вся псарня мчалась впереди охотников.
4. Сын Буша впервые баллотируется в президенты.
5. В музейной экспозиции представлена амуниция русских солдат.
5. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи:
О подготовке Х Конгресса МАПРЯЛ.
1. Подтвердить сроки проведения Х Конгресса «Русское слово в мировой культуре» в Санкт-Петербурге 30 июня – 5 июля 2003 г. на базе Санкт-Петербургского университета.
2. Внести изменения в структуру секций и направлений с учетом замечаний Президиума.
3. Утвердить квоты участников: российские – 300 чел.; дальнее зарубежье – 300 чел.; ближнее зарубежье – 100 чел.
4. Создать Оргкомитет для проведения конгресса.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Оплатить за обучение можно в 3 кассе.
2. Писатель изобразил взгляды передовых людей того времени в образе Базарова.
3. Творчество Толстого завоевало мировую признательность.
4. В творчестве Некрасова одной из важнейших является тема о счастье народа.
5. В Донецкой области под эгидой местного руководства состоялся референдум о придании русскому языку статуса второго государственного языка.
7. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Получивший тяжелую рану солдат был госпитализирован.
2. Ученая степень «доктор философии» присваивается магистру как гуманитарных, так и естественных наук.
3. Описывая российскую действительность, Пушкину удалось всесторонне раскрыть ее.
4. О том, что состоится эта пресс-конференция, было указано заранее.
5. С большим интересом прошла встреча жителей микрорайона с их депутатом.
8. В предложении допущена следующая ошибка:
Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек, со стриженной головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высокой жабо и в коричневом фраке.
9. В предложении допущена следующая ошибка:
В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоменал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху, да обилие багульника.
1. Ударение неправильно поставлено в слове:
1) наглядными средствами
4) физкультурный диспансер
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
1) основать выводы
2) разъяснять ошибки
3) беспокоиться за родителей
4) оплатить за проезд
5) мириться с недостатками
3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
1. Брифинг – краткая встреча официальных лиц с представителями печати.
2. Абитуриент – человек, окончивший школу.
3. Адаптация – приспособление к условиям.
4. Хоспис – специальная клиника для безнадежно больных.
5. Апелляция – удаление волос.
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
1. Он испытывал ностальгию по детям, оставшимся с отцом.
2. От души поздравляем первого российского кутюрье.
3. Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Днепр»
4. Надо ввести мораторий на военные конфликты.
5. Кворум собрался в большие очереди за избирательными бюллетенями уже к двенадцати часам
5. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Мне посчастливилось встретиться с этим человеком.
2. Была проведена беседа с трехстами студентами.
3. Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой.
4. Эта девушка была полной невежей в вопросах искусства.
5. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Работа ведется в соответствии и на основе утвержденного графика.
2. Тяжкие лишения вынесли на своих плечах русские люди во время Великой Отечественной войны.
3. Выпукло выведен в романе образ середняка Майданникова.
4. В своем сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги.
5. Его успех доставил мне огромную радость.
7. В предложении допущена следующая ошибка:
Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они как правило являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.
8. В предложении допущена следующая ошибка:
Старый граф Болконский – обладатель колоссального состояния, имел большое влияние при дворе, но оставил службу и удалился в свое загородное имение, так как не был согласен с проводимой в то время внешней и внутренней политикой.
9. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст: 1) разговорному; 2) художественному; 3) газетно-публицистическому; 4) официально-деловому; 5) научному:
Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния. Регистрация брака устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. Права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния.
10. Укажите, как называется стилистическая фигура, основанная на пропуске некоторых членов предложения:
11. Укажите номера аббревиатур, которые относятся к женскому роду:
11. Укажите номера слов, в которых произносится сочетание [шн]:
1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
1) вступила на борьбу
2) гордиться за успехи
3) внушать страх для врага
4) убежденность в правоте
5) преклонить колени
3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
1. Аутсайдер – спортсмен, занимающий одно из последних мест в соревнованиях.
2. Фиаско – ария в опере.
3. Генезис – обобщение, возведение частного в общее.
4. Превентивный – предупреждающий что-либо, предохранительный.