Встреча охотника с крестьянскими детьми таблица
Цели : познакомить учащихся с особенностями художественного мира Н. А. Некрасова, развивать умение выразительного чтения и анализа поэтического текста; воспитывать вдумчивого и внимательного читателя.
I. Организационный этап урока.
Создание эмоционального настроя, постановка целей.
II. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» * .
Исходя из уровня литературной подготовки класса учитель определит глубину знакомства с текстом.
Первичное знакомство с текстом стихотворения и обмен впечатлениями от услышанного.
Комментарий: желательно, чтобы текст стихотворения был прочитан учителем. В том случае если чтение будет доверено учащемуся, необходима подготовительная индивидуальная работа.
Учитель . Встречались ли вы когда-нибудь с этим стихотворением?
Дети непременно вспомнят о том, что в начальной школе они знакомились со стихотворением «Мужичок с ноготок» («Однажды в студеную зимнюю пору. »). Учитель говорит учащимся о том, что изученный ранее текст не отдельное стихотворение, а составная часть поэмы «Крестьянские дети».
III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети».
1. Беседа по вопросам .
– Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Найдите границы частей. (Текст состоит из двух больших частей, посвященных изображению светлой, «нарядной стороны» жизни (отрывки 1–6) и трудной, тяжелой стороны (отрывки 7–8). 9-й отрывок – кульминационное обращение к детям.)
– Рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей? (Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену:
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)
– Чем закончилось неожиданное представление?
– Каковы интонации рассказчика? К кому может быть обращен его рассказ, кто слушатели этой истории?
Примечание . На доске и в тетрадях можно начертить таблицу. Заполняется постепенно, по ходу анализа.
Встреча охотника с крестьянскими детьми
Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом
Читатель из дворян, из общества образованных
людей
Обращение к крестьянским детям
Гражданин,
который думает
о будущем народа
Встреча охотника с крестьянскими детьми
После того как таблица заполнена, учителю нужно сделать вывод о том, что первая и последняя часть как бы обрамляют все произведение. Это позволяет детям получить представление о таком композиционном приеме, как рассказ в рассказе.
2. Погружение в текст . (Комментированное чтение.)
Вопросы для анализа :
– Почему автор называет крестьянских детей милые плуты? (Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.)
– «О, милые плуты!» – с этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?
– В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке? (Первое, на что нужно обратить внимание: меняется адресат. В тексте он назван: читатель, причем читатель преимущественно из дворянского сословия, – автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого сорта».
Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «. Я все-таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им. ».)
– Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито. »?
– Кого автор называет балованными детками?
– Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»?
– О какой ситуации говорит нам автор в следующих строчках?
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать.)
– Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит!
Вологжанин – житель города Вологды.
Лудильщик – рабочий, который лудит (чинит) посуду.
Портной – мастер по шитью одежды.
Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.
– Понаблюдайте над длиной строки в стихотворении в тех случаях, когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, или рассказывает об отдыхе. (Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются.)
– Как вы думаете, почему?
– Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек? (Многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было лишь из газет, журналов, книг, а неграмотному человеку – только из рассказов путешествующих, странников.)
– Объясните смысл слов и выражений: «Чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела!», «Взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».
– Посчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка? (Из шести предложений четыре – восклицательные.)
– Найдите в тексте ответ на вопрос: что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.
– Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.
Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.
Навить сено – накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».
– Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется трудиться, и такой труд – не тягость, не наказание, а радость.)
– Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей? Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?
– Найдите противопоставление в строках стихотворения:
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
– Какие мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»? (Мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.)
– Как меняется образ рассказчика в конце стихотворения? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?
– Какое вековое наследство призывает хранить поэт? (Вековое наследство – это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)
– Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, то есть между началом и концом, и в нем рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми.
1. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.
2. Индивидуальное творческое задание: создать галерею портретов крестьянских детей – героев произведений русских писателей.
Урок — конспект Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети».
Тип урока: изучение нового материала.
Обучающие:
• учить школьников анализировать поэтическое произведение
• учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций
• формировать представление об историческом прошлом
• учить работать с произведением, ориентироваться в тексте
• учить рассуждать
• обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
• пробуждать интерес к истории своей Родины
• развивать познавательную активность детей
• развивать самостоятельность учащихся
• развивать устную речь учащихся
Воспитательные:
• формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины
• воспитывать патриотизм
• прививать интерес к книге, к чтению
• раскрыть нравственный смысл произведения
• воспитывать эстетические чувства
• прививать навыки умственного труда.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасова; выставка книг писателя; словари, компьютерная презентация «Творчество Некрасова»; компьютер;
II. Индивидуальные домашние задания.
Заранее предложим нескольким ученикам подготовить сообщение о детстве Н.А.Некрасова (слайд 2,3,4); творчество Н.А.Некрасова (слайд 5,6,7,8).
Учитель предлагает детям карточки с текстами. Задание может варьироваться в зависимости от уровня литературного развития ученика.
- Пересказать текст, соблюдая стилистические особенности.
- Пересказать текст.
- Прочитать текст выразительно.
III. Первичное знакомство с текстом. (Слайд 9)
Стихотворение читает учитель. После небольшой паузы предложим детям высказать свои первые впечатления. Важно прояснить, что они поняли, что не поняли; что заставило улыбнуться, что задуматься; какими вами можно охарактеризовать интонации стихотворения (доверительные, восторженные, торжественные); что интересного заметили ребята в стихотворении. Если школьники приучены к подобной рефлексии, то они уже после первого прочтения делают множество наблюдений, что весьма способствует качественному анализу текста.
Анализ стихотворения «Крестьянские дети»
Анализ стихотворения начнем с композиции: выяснение ее особенностей поможет понять содержание.
— Мы уже с вами заметили, что «Однажды, в студеную зимнюю пору…» является частью большого произведения «Крестьянские дети». Подумайте, из каких же частей состоит это стихотворение. (Если ученики затрудняются, поможем им вопросами).
— С чего начинается стихотворение?
(Рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на охоте).
— До каких слов идет рассказ об этом?
(«…Так рядом с Гаврилой…-т «Услышит. Молчи!»)
— Это значит, что со слов после черты «О, милые плуты! Кто часто их виде…» идет совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?
(Дети ответят, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».)
Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись барина, но постепенно осмелели.
— Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?
(Собака рассказчика по кличке Фингал стала выполнять команды не только хозяина, но и крестьянских детишек, и сарай сразу превратился в цирковую арену.
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)
-Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.
— Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?
Важно, чтобы ребята представили себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные истории, которые приключались с ними в жизни и на охоте. Для чего это необходимо? Чтобы уяснить позицию рассказчик – слушатели.
На доске или в тетрадях можно оформить таблицу. Будем заполнять ее по ходу анализа.
Встреча охотника с крестьянскими детьми.
Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом
Читатель из дворян, из общества образованных людей.
Обращение к крестьянским детям
Гражданин, который думает о будущем народа.
Встреча охотника с крестьянскими детьми
— История встречи с детьми – как красивая рама большой картины. Как вы думаете, с чем еще можно сравнить строение этого стихотворения?
Дети могут предположить, что стихотворение похоже на матрешку или сравнить с домиком, где начало и конец – стены, а в нутрии есть комнаты. Мы рассмотрим образ дома. У нас есть стены дома – начало и конец. Посмотрим, что же внутри этого дома.
Попросим выступить учеников, выполнявших индивидуальные домашние задания.
Их сообщения дадут ребятам толчок к дальнейшему осмыслению содержания стихотворения.
- Дети читают текст.(Слайд 11)
— Почему автор называет крестьянских детей «милые плуты»?
(Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.)
— «О милые плуты!»- этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?
— В первом отрывке рассказчик- охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке?
Первое, что заметят дети, — меняется адресат. В тексте он назван: «читатель», причем читатель, скорее всего, из привилегированного сословия – автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого рода».
Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист. С публицистическим пафосом обращающихся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «…Я все-таки должен сознаться открыто, // Что часто завидую им…»
— Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «в их жизни так много поэзии слито»? (Слайд 12)
— Кого автор называет «балованными детками»?
— Как вы понимаете строки: « Счастливый народ! Ни науки, ни неги // Не ведают в детстве они»?
2.Читаем следующий отрывок со слов: «Я делывал с ними грибные набеги…» до слов: «Должно быть, за подвиги славы мы ждали».
— Кто «делывал с ними грибные набеги»?
( Рассказчик, когда он был мальчиком. Сделать этот вывод нам помогают прозвучавшие рассказы о детстве Некрасова.)
— Что значит «грибные набеги»? Почему автор употребляет слово «делывал»? Какой у него смысловой оттенок?
— О какой ситуации говорится в первых четырех строчках этого отрывка? (Слайд 10)
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян: они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик нет.)
— Савося – уменьшительное имя. Как будет звучать это имя полностью?
— Почему дети клали змей на перила моста?
(В русских народных сказках богатыри сражаются со змеем Горынычем. Может быть, дети губили змей под впечатлением сказок, желая подвигов и славы.)
3. Третий отрывок со слов: «У нас же дорога большая была…» до слов: «Что новый прохожий, то новый рассказ…»
— Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит?
(Вологжанин – житель города Вологды. Лудильщик – рабочий, который лудит(покрывает специальным сплавом олова) посуду. Портной – мастер по шитью одежды. Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.) (Слайд 13)
— Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то строки становятся короче. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются. Как вы думаете, почему?
— Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?
Этот вопрос может показаться излишним, но ответ на него должен обязательно прозвучать: многие современные дети с трудом представляют, что когда – то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и дорога была единственным способом узнать о мире и о жизни.
— Как вы понимаете такие строки: «Иной подгуляет, так только держися — // Начнет с Волочка, до Казани дойдет!»?
(Если человек «подгуляет» (выпьет вина, но не напьется!), то в кураже он рассказывает обо всем, что видел, о народах, населяющих города и веси России: «начнет с Волочка» ( с жителей Вышнего Волочка Тверской губернии), затем с шутками расскажет о всех народах Поволжья до Казани.)
— Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?
4. Следующий отрывок со слов: «Ух, жарко. До полдня грибы собирали» до слов: «… Бояться смиреной лошадки своей?»
Мы видим, что автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы.
— Чем закончился поход за грибами?
— Что делают дети, вернувшись домой?
5.От «Грибная пора отойти не успела…» до «Живого в деревню тащат с торжеством…».
— Объясните смысл слов и выражений: «чернехоньки губы у всех, // Набили оскому: черница поспела!», «взлетит ли тетеря // Закокав птенцам».
— Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации.
(Из шести предложений четыре – восклицательные.)
— Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?
6.От «- Довольно, Ванюша! гулял ты немало…» до «Ванюша в деревню въезжает царем…».
— Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.
— Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.
(Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы. Навить сено – накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и « в деревню въезжает царем».)
-Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»?
(Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай…)
7. Читаем следующий отрывок, в котором вновь звучит голос публициста.
От «Однако же зависть в дворянском дитяти…» до «Зато ему рано знакомы труды…»
— Как вы понимаете выражение «в дворянском дитяти»? С какой интонацией надо произнести это выражение: серьезно, любовно, иронично?
— Автор хочет сказать , что, прочитав описание крестьянского детства, дворянский ребенок может позавидовать крестьянам. Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только нарядную сторону жизни крестьянских детей?
— Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?
— Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует.
— Поставьте логические ударения в строках:
«… Но вырастет он, если Богу угодно, // А сгибнуть ничто не мешает ему».
8. От « Однажды, в студеную зимнюю пору…» до «В которых так много любви!».
— Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового?
— Почему рассказчику сначала кажется, что « как будто все это картонное было», что он попал в детский театр?
— Почему рассказчик убеждается в том, что «все настоящее русское было»?
-Как вы понимаете выражения «зимнего солнца холодный огонь», «что русской душе так мучительно мило»? Какой литературный прием использован в этих выражениях?
Если дети еще не знают термина антитеза, можно использовать понятное им слово противопоставление.
-Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка.
…Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
— Как вы думаете , что за мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»?
Важно, чтобы ученики поняли, что мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.
9.Читаем и комментируем последний отрывок. (Слайд 14,15,16)
От «…Играйте же, дети! Растите на воле. » до «…Проводит вас в недра землицы родной. »
— К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого еще?
— Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства?
-Как вы думаете, какое «вековое наследство» призывает хранить поэт?
(«Вековое наследство»- это лучшие традиции народа: любовь к родине, к родной земле, ощущение ее красоты, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)
— Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего «дома», то есть между началом и концом, где рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми. Мы увидели, что этот текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? На каком приеме они построены?
Предыдущая работа поможет ребятам увидеть две большие части(можно сказать – «комнаты», если продолжать метафору дома): светлую, «нарядную» сторону жизни и трудную, тяжелую сторону.
Светлая сторона: 1-6-й отрывки.
Трудная сторона: 7-8-й отрывки.
Девятый отрывок- кульминационное обращение к детям- в этом контексте можно сравнить с крышей, которая венчает наш дом.
Разделим между учениками девять прочитанных отрывков и предложим каждому приготовить выразительное чтение. Четырем сильным ученикам поручим подготовить выразительное чтение и комментарии к первой и четвертой частям стихотворения: по два ученика на каждый отрывок.