- Карповые катушки с байтранером для фидера
- Как же работает байтранер на карповой катушке?
- Устройство катушки с байтраннером
- Рейтинг карповых катушек
- Фотографии лучших карповых катушек нашего рейтинга
- Примеры
- SHIMANO BAITRUNNER ST FB 2500
- SHIMANO BAITRUNNER XT RB 6000
- DAIWA Infinity-X 5000 BR
- Как настраивать катушку?
- Внешние признаки и принцип действия
- Как выбрать
- Что такое байтранер, для чего нужен
- Для чего нужна такая система на катушке?
- Как выбрать?
Карповые катушки с байтранером для фидера
Карповая катушка с байтранером, чем она выделяется и что это такое байтранер? Принцип работы катушки для ловли карпа ничем не отличается от обычной безынерционной: все та же шпуля, тот же стопор обратного хода ротора, та же тормозная система. Но, карповая катушка имеет одну важную деталь — тормозную систему — байтранер.
Выбирая ту или иную модель карповой катушки, в первую очередь, стоит присмотрется к катушкам от фирм Shimano и Daiwa, так как у них есть катушки любых любых размеров и возможностей.
Как же работает байтранер на карповой катушке?
Обычно байтранер на таких катушках выполнен в виде своеобразной скобки, которая при нажатии на нее включает дополнительный механизм тормозной системы.
Этот механизм дает ход шпули, что бывает очень полезно и удобно, а иногда и просто необходимо при ловле карпа.
Если байтранер выключен, шпуля работает за счет стандартного фрикциона, а если байтранер включен, то шпуля катушки вращается отдавая леску. Байтранер, так же, как и фрикцион, можно регулировать.
Обычно байтранер делают более мягким нежели фрикцион, чтобы быстро отдать леску при вываживании, но можно сделать и так, что фрикцион будет мягче чем сам байтранер, и в таком случае байтранер работать не будет, так как леска будет спускаться только за счет мягкости фрикциона.
Поэтому всегда настраивайте байтранер мягче чем фрикцион.
Если вас интересует тема катушек для спиннинга, советуем наш обзор — ссылка.
Такие катушки, чаще всего, применяют для ловли карпа, сазана, белого амура, и толстолобика. Так, если на катушке есть только система переднего тормоза, крупная рыба при поклевке сможет запросто утащить удилище вместе с катушкой, так как у фрикциона будет большое сопротивление, хотя его тоже можно настроить. Но если байтранер все-таки будет включен, то шпуля будет освобождается, и рыба будет снимать леску со шпули не утаскивая за собой удилища.
Вы, визуально, или на слух заметив поклевку, берете удилище и проворачиваете ручку катушки, выключая при этом байтранер.
Байтранер можно выключить и через скобку. Это дает рыболову-карпятнику возможность быстро переключиться после поклевки на обычную систему вываживания.
Устройство катушки с байтраннером
Байтраннер расположен в задней части корпуса изделия. Он имеет вид рычажка, который устанавливается в двух положениях. На фото ниже байтраннер выключен:
На этом изображении он в рабочем состоянии:
Перед началом рыбалки настройте фрикцион на определенное усилие. На карповых моделях он расположен спереди, или сзади. После заброса оснастки удочка устанавливается на подставку, а рычажок байтраннера переключается в рабочее положение. При желании рыболов выключает его, если ловит среднюю и мелкую рыбу.
Проблем с клёвом рыбы больше не имею!
Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте…
Принцип действия байтраннера следующий. Если он в рабочем состоянии, то фрикцион в это время выключен. При выключенном механизме на рыболовной катушке автоматически включается фрикцион. Удачное расположение рычажка позволяет рыболову переключать его большим пальцем во время вываживания.
При поклевке рыбы выполняется подсечка и начинается выматывание. После первого оборота ручки байтраннер автоматически выключается, и катушка начинает работать в стандартном режиме. Процесс вываживания в дальнейшем контролируется фрикционом.
Основное назначение байтранера – снять нагрузку с удилища и лески в момент мощной поклевки рыбы. Благодаря этому механизму рыба не сможет утянуть удочку в реку, и не порвет леску и поводок.
Байтранер, как и фрикцион, настраивается. В задней части корпуса катушки расположен небольшой барашек. Если крутить его против часовой стрелки, то мы ослабим шпулю, и леска будет сходить при небольшом усилии. Если закрутить регулятор по часовой стрелке, то мы увеличим усилие для сброса лески со шпули.
Настраивать необходимое натяжение лески можно разными способами. Самый простой и надежный – при помощи рук. Одной рукой удерживаете рукоять удилища, а второй тянете леску со шпули. При определенном усилии она будет сходить. Если такого усилия достаточно, значит оставляете настройку байтранера в текущем положении. При недостаточном усилии закручиваете барашек влево или вправо.
Некоторые прибегают к способу настройки при помощи большой ёмкости с водой. В нее наливается определенное количество литров. Затем бутылка подвешивается на крючок и удерживается в вертикальном положении. Литры переводятся в килограммы, и удается настроить работу байтраннера на определенные усилия рыбы. Система сброса лески расположена на габаритных моделях с размерами шпуль от 6000 до 10000.
Рейтинг карповых катушек
- ESP Onyx — 120$
- FOX EOS 12000FS — 80$
- DAIWA EMCAST — 130$
- DAIWA WINDCAST BR — 130$
- Shimano Ultegra 5500 XTD — 170$
- FOX 12000 Xt — 440$
- Ultegra Ci4+ 14000 XTC — 270$
- Shimano Aero Technium 6000 XSC — 590$
Стоит отметить, что приведенные в рейтинге цены могут немного отличаться от реальных. Посмотреть и сравнить актуальные цены вы сможете в интернет-магазинах.
Фотографии лучших карповых катушек нашего рейтинга
Примеры
Рассмотрим несколько образцов таких катушек, которые можно приобрести в наших торговых точках:
SHIMANO BAITRUNNER ST FB 2500
Это не очень дорогая, но качественная катушка с байтранером, выполненная из композитных материалов. Ее вес составляет 378 грамм. Вполне подойдет для ловли не очень крупных экземпляров придонной рыбы.
SHIMANO BAITRUNNER XT RB 6000
Более дорогая катушка, корпус и шпуля которой выполнены из алюминия. Вес – 610 гр. Механизм байтранера регулируемый. Будет прекрасным помощником для вылова крупных трофеев на донные снасти.
DAIWA Infinity-X 5000 BR
Дорогая катушка для профессионалов. При ее изготовлении широко применены алюминиевые сплавы. Вес катушки – 765 грамм. Предназначена для вылова практически любых экземпляров придонной рыбы, обитающих в пресноводных водоемах. Требует особого ухода и соответствующей настройки при ловле.
Как настраивать катушку?
Регулируется фрикцион также, как и в обычной катушке, а именно: привязываем леску, к примеру, за дерево, натягиваем леску и постепенно начинаем затягивать фрикцион до тех пор, пока мы не ощутим сильное натяжение, немного отпускаем фрикционный тормоз – катушка готова к ловле трофейного карпа.
Намотанная на катушку леска при сильных рывках рыбы уже не порвется. Затем следует отрегулировать и байтранер, он находится в задней части катушки, и представляет из себя барабанчик, вращая который в ту или иную сторону вы регулируете мягкость байтранера по своим нуждам.
Шпуля катушки, при включенном байтранере, свободно вращается, карп снимает леску, после чего вы работаете с катушкой в обычном режиме. Дальнейшее вываживание карпа происходит при помощи фрикциона, так же, как и в поплавочной и спиннинговой ловле. Вот мы и разобрались в байтранере карповой катушки.
Байтранер является дополнительным элементом карповой катушки, который немного увеличивает ее вес, цену, и немного снижает ее надежность.
Но если учесть, что без него можно потерять и дорогостоящее карповое удилище, и катушку и трофейную рыбу, то можно с уверенностью говорить, что плюсы байтранера превышают его минусы. Так что если вы ловите действительно крупную рыбу – задумайтесь о приобретении катушки с байтранером.
Внешние признаки и принцип действия
Нужно заметить, что вам может встретиться только безынерционная катушка для спиннинга с байтранером, другие конструкции таким механизмом не оснащаются. Ведь что такое бейтранер в катушке? Это механизм, принцип действия которого основан на отключении фрикциона, что дает трофею на вашем крючке свободно сматывать леску со шпули. Когда байтранер включен, тормозной механизм фрикциона не задействован. И, наоборот – при его выключении, включается фрикцион.
Так что можно утверждать, что байтранер и безынерционка с фрикционным тормозом, это наиболее эффективное приспособление, которое обладает двойным тормозным механизмом, что очень помогает при поимке крупных трофеев.
Книпович Николай Михайлович
Зоолог, гидробиолог. Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.
Важно! Перед каждой рыбалкой, карповые катушки с байтранером нуждаются в правильной настройке фрикционного тормоза. Учитывая силу этого вида рыбы, фрикцион не должен быть затянут до конца, иначе, при отключении байтранера, может произойти обрыв лески.
Внешне безынерционные катушки с байтранером отличаются наличием сзади ее корпуса дополнительной скобы или, реже – дополнительного рычажка сбоку. С их помощью производится включение и отключение этого механизма.
Фрикционный механизм на таких безынерционках, как правило, находится спереди. Также нужно заметить, что карповые катушки с байтранером, изначально идут с большой шпулей. Это обусловлено необходимостью использования в карповой снасти особо прочной лески (шнура).
Как выбрать
Ассортимент катушек с байтранером просто огромен. Сегодня в продаже можно встретить сотни различных моделей, которые отличаются материалом, конструкцией, ценой и пр. В среднем стоимость карповой катушки с байтранером составляет от 5 до 13 тысяч рублей. Есть варианты и дешевле, и дороже.
Обзора конкретных моделей мы делать не будем. Однако расскажем, на что следует обратить внимание при покупке катушки с байтранером:
- Отдайте предпочтение проверенному и надёжному производителю – Shimano, Salmo, Daiwa, BANAX, Ryobi и т. д. Ведь катушка с байтранером – это сложное механическое устройство, в котором важна каждая мелочь. Тогда как малоизвестные производители стараются экономить и использовать дешёвые материалы. Это чревато тем, что катушка прослужит недолго.
- Хороший вариант, если корпус и составные детали изготовлены из металла, а не из пластмассы. Предпочтительнее всего – алюминий, латунь и пр.
- Не менее пяти подшипников (а лучше семи) в конструкции катушки.
- Большой размер шпули, чтобы можно было поместить 150-300 м лески.
- Передаточное число должно быть в диапазоне – от 4,5:1 до 5,5:1. Первая цифра – это количество оборотов рукоятки, вторая – шпули.
- Покрытие – большинство опытных рыболовов рекомендуют нитрид титана.
Что такое байтранер, для чего нужен
Байтранер — это механизм, отключающий фрикционный тормоз катушки, только не основной, а дополнительный. Им комплектуются только фрикционные безынерционные катушки. Конструктивно он выполняется обычно в виде рычажка на тыльной стороне корпуса катушки. Возможен вариант с небольшим переключателем в верхней части катушки, над шпулей. У него есть два положения — «закрыто» и «открыто», механизм выключен и включен соответственно. В обычном положении он отключен. Но если вы передвинете рычажок после заброса, то когда крупная рыба клюнет и, поняв, что попала на крючок, резко дернется, байтранер позволит ей смотать некоторое количество лески.
Грубо говоря, он дает возможность шпуле вращаться в обе стороны — на размотку и смотку. При ловле мелкой рыбы вроде уклейки, плотвы, карасиков особенной необходимости в этом нет, но при целенаправленной охоте на трофейный экземпляр байтранер может уберечь леску от обрыва, а удилище — от падения в воду.
Обратите внимание: байтранер — это не устройство, отключающее тормоз катушки. Это самостоятельный дополнительный тормоз, который настраивается самим рыбаком на определенное усилие, и самостоятельно деблокируется, когда катушка начинает работу на смотку лески.
Основное его предназначение – именно в защите лески от обрыва, особенно если вы применяете негибкий «телескоп» или спиннинг с жестким строем. Резкий рывок, который ничем не амортизируется, может привести к тому, что леска просто лопнет. Байтранер самортизирует этот рывок и даст возможность рыболову взять ситуацию в свои руки.
Для чего нужна такая система на катушке?
Эта система способна значительно облегчить процесс рыбной ловли. Более того, у вас появится возможность избежать втягивания спиннинга в толщу воды в процессе сильнейшего клева рыбы.
Если правильно настроить байтраннер и передний фрикцион, механизм будет работать в фиксированном режиме. В этом случае ничего сложного вам не придется делать.
Изначально сам механизм требует регулировки.
Организуйте заброс, расположите удилище аккуратно на специальную подставку и включите байтраннер.
При этом не стоит бояться, что рыба утянет ваш спиннинг. Даже сильный клев вам теперь не страшен.
Перед тем как приступить к подсеканию улова, необходимо выключить байтраннер и начать вываживание.
В том случае, когда вы почувствуете мощный рывок, моментально сработает фрикцион. Это просто неотъемлемое условие рыбалки на крупную особь, особенно сома, леща, карася и карпа.
Следовательно, байтраннер снабдит катушку двумя режимами работы — ожиданием и вываживанием.
Достоинства байтраннера:
- этот механизм значительно упрощает процесс ловли на хищника и крупную особь мирной рыбы;
- благодаря байтраннеру вам не стоит переживать о том, что удилище в процессе сильного и мощного клева рыба утянет в водоем;
- катушка с байтраннером отличается плавностью хода и отличной сбалансированностью. Она полностью исключается вибрацию в процессе своей работы;
- если дополнительно оснастить катушку с байтраннером маркированным поплавком, вы сможете проводить исследовательские замеры рельефа поверхности дна водоема.
Недостатки байтраннера:
- механизм байтраннера значительно увеличивает вес самой катушки;
- уменьшается надежность системы;
- байтраннер — удовольствие не самое дешевое. Поэтому вам придется выложить кругленькую сумму денег за систему;
- в процессе рыбной ловли на реке или небольшом озере для обеспечения дальнего заброса, вам можно пользоваться байтраннером. Хотя вначале будет работать исключительно основной тормоз, который необходимо затягивать перед каждым забросом до упора.
После заброса снастей советуют включить байтраннер и немного ослабить основной тормоз. Иначе после поклевки механизм отключится, рыба оборвет леску на затянутом тормозе и скроется. Из этого следует, что рыбаку важно изучить все тонкости работы байтраннера и только потом им пользоваться.
Как выбрать?
При выборе сматывающего устройства с байтранером следует руководствоваться следующими факторами:
- бренд. Не стоит выбирать недорогую катушку ноу-неймового производителя из Поднебесной. Это сложное, причем чисто механическое устройство, надежность которого напрямую зависит от качества использованных материалов, стойких к трению и физическим нагрузкам. Качество не может стоить слишком дешево;
- на катушку должна быть гарантия;
- рекомендованное покрытие — цирконий или нитрид титана;
- на катушке должна быть указана силовая характеристика. Она не может быть меньше 7 кг;
- в составе конструкции должны быть шарикоподшипники — без них благодаря силе трения она быстро выйдет из строя. Количество подшипников — не менее 5;
- корпус и основные детали должны быть сделаны из металла, а не пластмассы. Помним, что это устройство рассчитано на вываживание крупной, сильной добычи;
- передаточное число катушки — т. е. количество оборотов ручки по соотношению к оборотам шпули — должно быть в диапазоне 4,5:1 — 5,5:1. Это значит, что на один полный оборот рукоятки приходится от четырех с половиной до пяти с половиной оборотов ручки.
Стоит определиться, на что вы собираетесь сделать упор. Дело в том, что катушки с меньшим передаточным числом — силовые, выдерживают большую нагрузку. С большим — скоростные, допустимая масса возможного улова на крючке у них меньше.
Чтобы понять, чем различаются дорогие и дешевые модели, можно в качестве примеров для сравнения привести две серии катушек с байтранером. Например, Salmo от компании Diamond Baitfeeder. Это бюджетная, но достаточно качественная серия металлических катушек специально для донной ловли, с передним расположением основного фрикциона. У нее 3 или 4 шариковых и 1 роликовый подшипник, покрытие из нитрида титана и стандартное передаточное число 5,2:1. Ручка устанавливается по выбору рыбака как слева, так и справа, и закрепляется винтом. В комплекте идут две шпули – алюминиевая и графитовая. Стоимость начинается от 2200 р., в зависимости от конкретной модели.
К более дорогим катушкам, принципиально иного класса, относится, к примеру, Daiwa Emcast BR. Стоимость ее начинается от 6-7 тысяч рублей. За эти деньги предлагается специальная «карповая» катушка, на трофейного карпа. 7 шариковых подшипников плюс 1 роликовый, передаточное число 4,6:1 (т. е. это устройство по классу ближе к силовым), «бесконечный» винт, запасная шпуля из алюминия и двойная ручка в комплекте. Эта катушка значительно прочнее предыдущего представителя из бюджетного класса.