Все что касается охоты

Кое-что по новым Правилам охоты

Сделать обзор всех новых Правил охоты, которые начнут действовать с 1 января, я не решусь, но на некоторые пункты обратил внимание.

В пункте 5 Статьи 1 (Глава 1) ФЗ «Об охоте…» дается такое определение охоты: охота – деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Пункт 3 новых Правил охоты повторяет, а следующий, пункт 4, конкретизирует это несколько расплывчатое определение, поясняя, что к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами. На мой взгляд, этот пункт может вызвать разные толкования одних и тех же действий охотником и представителем контролирующего органа. Во всяком случае потребуются разъяснения по поводу того, распространяется ли понятие «охотничьи угодья» на дороги общего пользования и жилые строения (СНТ и поселки), находящиеся на территориях угодий. Боюсь, для принятия решения о более корректной формулировке потребуется правоприменительная практика.

Действующий сегодня документ требует соблюдения только федеральных правил, а в новых Правилах появился пункт 5.1, который требует соблюдения охотниками также параметров охоты, устанавливаемых субъектом. Этот пункт доработан в соответствии с предложениями с мест, поскольку практика показала, что неподкрепленные документально на федеральном уровне региональные параметры работают далеко не всегда.

Привести в нерабочее состояние самоловы не только по окончании сезона охоты, как требуют действующие правила, но и раньше окончания, если добыто количество животных, соответствующее выделенной квоте, обязывает охотников-трапперов пункт 5.6.

Пункты 8 с подпунктами в действующих правилах возлагают на лицо, ответственное за осуществление охоты, немало обязанностей, но не требует его присутствия на охоте – это как бы подразумевается. В новых Правилах пункты 8, 9 и 10.1 обязывают лицо, ответственное за осуществление коллективной охоты на копытных, медведей, волка, шакала и получившее разрешение с путевкой, присутствовать на коллективной охоте. В этом просматривается попытка устранить возможность неоднократного использования разрешения (просто не закрывая его после добычи зверя). Может быть, попытка окажется не слишком эффективной, но это уже шаг в логичном направленье.

Впервые вслед за странами Европы и Северной Америки пунктом 12 новых Правил вводится обязательность использования на коллективной охоте сигнальной одежды, что несомненно приведет к снижению трагических случаев на охоте.

Необходимость использования сигнальной одежды с полосами световозвращающего материала в темное время суток на коллективной охоте, оговоренное в пункте 13, может показаться избыточным. Однако окончание охот порой происходит в сумерках, и световозвращающие полосы – это гарантия от выстрела по охотнику из ружья с подствольным фонарем, ПНВ или тепловизором.

Не вполне понятно, почему у охотников вызвал негативную реакцию пункт 19 новых Правил, который гласит, что «незаконно добытые охотничьи животные и продукция охоты, а также транспортные средства и орудия незаконной добычи охотничьих животных, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». То есть как раз понятно, почему вызвал – этот пункт дает мощный рычаг давления контролирующим органам на охотников, совершивших то или иное нарушение. Но дело в том, что пункт 19 именно в таком виде прописан и в действующих сейчас правилах (там он идет под номером 15), поскольку полностью соответствует части 1 статьи 59 ФЗ «Об охоте…». То есть здесь как раз ничего не менялось. И если уж выражать недовольство, то по отношению к закону, а не подзаконному документу.

К сожалению, из финального документа ушел пункт, носивший в проекте №22. Он предусматривал возможность для производственных охотничьих инспекторов носить личное охотничье оружие при осуществлении производственного охотничьего контроля в течение всего года в закрепленных охотничьих угодьях. Лично мне кажется, что этот пункт требует дальнейшего обсуждения.

В пункте 23 уточняется признак ранения животного, чего не было в действующих правилах, и это нелишне, поскольку позволяет избежать препирательств организаторов охоты с охотником-клиентом по поводу того, ранено животное или нет.

Пункт 27 проекта Правил допускался добор раненного животного на территории ООПТ, что должно было быть согласовано с администрацией ООПТ. Но в финальном документе решили оставить прежнюю формулировку, поскольку природоохрана у нас видит мир только в черно-белом свете и не готова различать полутона.

Пункт 29 увеличил время на добычу раненого медведя с двух до трех суток, не считая дня ранения. Если подранка не удастся добрать, то за трое суток он или дойдет, или оправится от небольшой раны. Вполне разумное увеличение срока.

В проекте Правил был хороший пункт 42, который разрешал любительскую и спортивную охоту на волка, шакала, лисицу и енотовидную собаку при осуществлении охоты на любой вид охотничьих животных без каких бы то ни было дополнительных документов. К сожалению, кому-то он показался слишком революционным, и в финальном документе (пункт 36) эту «вольность» свели к нолю – все равно нужно иметь разрешение на добычу перечисленных хищников.

Пункт 37 проекта Правил перечислял варианты охоты на медведей: «с подхода, загоном, с применением собак, с вышки или из укрытия». Разумеется, многие охотники и охотпользователи были расстроены, не увидев в перечне охоту на берлоге в то время как численность медведя уже второй десяток лет стремительно растет. В результате этот пункт из финального документа вообще изъяли, но при этом перенесли срок окончания охоты на косолапого с 30 ноября на 31 декабря. Кому-то не понятен смысл этих изменений?

Если действующие правила запрещают использование петель практически повсеместно, за исключением ловли зайца-беляка или волка в определенных районах, то с нового года возможность использования петель для ловли волка, шакала и зайца-беляка, белой и тундряной куропаток, рябчика и глухаря будут определять высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации (пункт 39). Они же устанавливают требования к таким петлям, а охотник обязан будет перед установкой петель и их снятием сообщить любым доступным способом охотпользователю или органу государственной власти субъекта местоположение и дату установки/снятия петель (пункты 40 и 41). Это положение должно снять вопросы «зеленых» к легитимизации новыми Правилами петельного лова.

Читайте также:  Охотники за бриллиантами обложка

Для промысловиков будет интересно то, что выдру и ондатру исключили из списка пушных животных, которых разрешалось добывать только самоловами – по факту их уже давно стреляют из мелкашек.

За весеннюю охоту, на которой сломано едва ли не больше всего копий, отвечает в финальном документе пункт 46. Конечно же досадно, что десятидневка осталась десятидневкой, но… Высшие должностные лица субъектов не только вправе провести разделение территории своего субъекта на зоны, но и имеют право установить различные сроки весенней десятидневки в том числе, в каждой из зон – отдельно на боровую дичь (плюс вальдшнеп) и отдельно на перелетную. Другими словами, в формулировке пункта предусмотрена возможность для широкого маневра на региональном уровне, и грамотное охотничье руководство субъекта вполне может подготовить соответствующее предложение для администрации.

Новизной Правил стал пункт 49, который определяет время суток и тип охоты по перу весной, чего нет в действующих правилах. Это полезно для начинающих охотников и исключает разные трактовки правил охотником и охотинспектором.

В отношении охотничьих собак было немало предложений, в том числе и предложение считать таковыми только тех, что зарегистрированы в РФОС. Но тогда охота с полукровкой уже не считалась бы охотой. Поэтому в новых Правилах к собакам охотничьих пород отнесли любых собак, используемых при осуществлении охоты.

Пунктом 62.2 впервые введен запрет на прижизненную срезку пантов у дикого северного оленя. До сих пор не считалась охотой варварская срезка пантов у переплывающих реки оленей, которые после такой экзекуции гибли в большом количестве. В результате спрос Китая на панты привел к тому, что гигантская в обозримом прошлом популяция северных оленей на Таймыре серьезно сократилась. Теперь подобное деяние – браконьерство со всеми вытекающими.

Пункт 62.4 исправил действующий запрет (за исключением подбора добытой дичи) на использование любых плавательных средств в период осуществления весенней охоты. В соответствии с реалиями разрешили пользоваться плавающим укрытием, не находящимся в движении, а также плавательным средством для транспортирования добытой дичи, что по нынешним правилам вопреки здравому смыслу можно приравнять к браконьерству.

Использование картечи при охоте на кабана разрешено впервые (по действующим правилам с картечью можно охотиться только на косулю, кабаргу и северного оленя). Точнее – повторно разрешено, как это было раньше. При этом картечь должна быть не менее 7,5 мм. Если в проекте правил была указана минимальная картечь 8 мм, то в финальном документе – 7,5. И это разумно, поскольку снаряд патрона 12 калибра с картечью 7,5 весит 30 г, а с картечью 8 – 24 г из-за меньшего количества картечин в пыж-контейнере (8 против 12).

Пункт 62.9 новых Правил запрещает применение на охоте световых устройств, тепловизоров и ПНВ, как и соответствующий пункт действующих правил. Но последние делают исключение для охоты на волка, а также на копытных и медведей с вышки, тогда как новые Правила расширяют этот список. В него попали теперь шакал, лисица, енотовидная собака, барсук и бобр. Замечу, что действующие правила ограничивают использование упомянутых приборов охотой с вышек высотой не менее 2 м, чего нет в новых Правилах. Поэтому не упоминается, что весь этот оптико-технический арсенал можно использовать при доборе подранка, о чем действующие правила вынужденно сообщают.

Правда, оговаривается, что субъект может запретить использование всех этих устройств.

Пунктом 62.19 запрещено охотиться (речь о любительской и спортивной охоте) на птицу с нарезным оружием за исключением охоты на рябчика, тетерева и глухаря с оружием под патрон бокового огня калибра 5,6 мм. В проекте шла речь о любом патроне калибра 5,6 (в том числе и о центробоях .222, .223 калибров), но в окончательном варианте оказался только патрон бокового огня. По этому поводу многие охотники высказывали недовольство. Не хочу бросать в их сторону камень, но при нынешнем уровне браконьерства приходится прибегать и к таким ограничениям. Так что тем, кто зачем-то тащит в лес карабин под «крепкий» калибр, имея путевку на рябчика, конечно же такое нововведение придется не по вкусу.

Ограничения по калибрам при охоте на зайцеобразных, грызунов и пушных хищников даны в пункте 62.20.

В дополнение к ограничениям пункта 39 по петельному лову пунктом 62.24 запрещено применение петель для добычи всех видов охотничьих животных на территориях, являющихся ареалами амурского тигра, дальневосточного и переднеазиатского леопардов, ирбиса (снежного барса), манула, дальневосточного лесного кота, камышового кота, лесной кошки и каракала. И здесь же эти территории перечислены.

Действующие правила запрещают весеннюю охоту на двух островах Северного Ледовитого океана – на Колгуеве и Вайгаче. Пунктом 62.32 новые Правила запрещают осуществление охоты на водоплавающую дичь в охотничьих угодьях, являющихся местами ее гнездования, расположенных на островах морей Северного Ледовитого океана. То есть на всех островах.

Что касается материкового берега, то запрещена охота (пункт 62.33) на водоплавающую дичь в общедоступных охотничьих угодьях, расположенных на расстоянии не менее 15 километров вглубь материка от установленной береговой линии морей Северного Ледовитого океана и Берингова моря на территориях Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, Красноярского края, Республики Саха (Якутия). Запрещена всем, кроме коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лиц, постоянно проживающих в этих местах, для которых охота является основой существования. На самом деле они это делали и будут делать, кто бы и что бы не запрещал – такая ситуация не только в России.

Читайте также:  Что обязан знать охотник

В новых Правилах появился раздел «Иные параметры охоты», которого в действующих нет. По сути это совсем уж краткий «охотминимум», основное содержание которого – техника безопасности на охоте.

В нашем журнале была большая статья о необходимости пристрелки оружия в охотничьих угодьях перед охотой. И вот пункт 73 теперь легализовал пристрелку в угодьях: «Проверка боя охотничьего оружия и приведение его к нормальному бою (далее – пристрелка) должна производиться на специально оборудованных стрельбищах или площадках, либо в охотничьих угодьях только в период охоты при наличии у охотника документов на право осуществления охоты. При пристрелке охотник обязан соблюдать меры безопасности, исключающие возможность причинения вреда человеку, имуществу физических лиц и объектам животного мира».

В таблицах сроков охоты читатели могут найти немало отличий того, что будет, от того, что есть сейчас.

Так, например, увеличены сроки охоты на европейскую и сибирскую косулю и летом, и зимой. То же касается лосей и оленей (за исключением северного – на него срок охоты сокращен на полтора месяца из-за резкого падения численности, о чем я упоминал выше). О сроках охоты на медведя уже сказал. Что же касается сроков охоты на горных копытных, то они не изменились, поскольку были прописаны вполне обоснованно.

Сожаление вызывает разве что тот факт, что охота на волка и шакала не круглогодичная, а лишь с 1 августа по 31 марта.

Правила охоты 2021 и грань понимания

С наступлением Нового 2021 года вступили в силу и Новые Правила охоты принятые Приказом МПР РФ от 24.07.2020г. за №477. Плохие они или хорошие сейчас уже поздно рассуждать, они приняты и будут действовать как минимум десять лет. Что-то будет вноситься в них с дополнениями, изменениями и уточнениями.

фото: Семина Михаила

Так уж принято сейчас, что кучка так называемых управленцев сбившихся в комиссию формально согласовывают якобы с общественностью свои проекты, а на деле игнорируют то, что «эта общественность» предлагает…

Здесь и сейчас я хотел бы выставить на обсуждение свои размышления, так как нас ранее учили – думать, анализировать, излагать понятным русским языком, а не казённым словоблудием, в котором сложно разобраться не только читателям, гражданам для кого принимаются законы, но и самим законодателям.

И так, Новые правила действуют, хотя новыми их можно назвать с натяжкой. Большинство статей тупо перенесли из старого текста. К ним и тогда возникали вопросы, они и сейчас остались. В частности взяли и внесли в правила часть 2 из Закона об охоте статьи 57:

— в целях настоящей статьи к охоте приравнивается нахождение граждан с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами…

Хотя норма изложенная статьёй 57 Закона доступна для понимания, читая часть 1-ю, то есть:

— лица виновные вы нарушение Закона об охоте несут ответственность в соответствии с КоАП РФ и УК РФ.

То есть, наступает именно за нарушителя в сфере охоты, но ни как в сфере оборота оружия, если есть наличие оружия огнестрельного. Нарушение в сфере оборота оружия может возникнуть позже, если ружье, карабин не зарегистрированы.

Но, согласно 3-го пункта Правил: «Охотой признается деятельность связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, переработкой, транспортировкой…».

То есть, нарушение может наступить при осуществлении самой охоты, либо одного из составных элементов, определяющих охоту:

— поиск – стремление субъекта (охотника) найти место, и зверя, птицу…

— выслеживание – определение мест отдыха, передвижения, кормёжки зверей, птиц…

— преследование – движение, скрадывание к зверю, птице…

— добыча – приобретение в собственность с возможностью распоряжаться и использовать…

— транспортировка – перемещение субъектом объекта каким-либо способом – пешим, гужевым, авто и прочим транспортом.

А в целом это деятельность, которая определена нашим русским языком, как осознанная активность человека, и направлена на потребность человека, то есть субъекта на объект. И эта деятельность может и должна состоять из совокупных компонентов:

— субъект, то есть физическое лицо-человек (охотник),

— объект, то есть естественная среда обитания животных, сами животные,

— потребность, то есть добыча, изъятие из среды обитания животных,

— мотив, то есть желание достичь цели,

— цель, то есть стремление к достижению результата,

— средства, то есть приёмы, методы, способы, инструменты (оружия),

— действия, то есть приложение усилий, энергии, физического воздействия,

— результат – выраженный в качестве и количестве достигнутого.

Из сказанного следует, что ответственность наступает только при выявлении нарушений Привил охоты, а не сам факт охоты, либо нахождение на охотничьих угодьях.

Законодательство РФ не предусматривает административную ответственность за покушение, приготовление либо неоконченное правонарушение.

Что касается конкретного нахождения в охотничьих угодьях с оружием, то должен быть нарушен пункт 62.15 Правил охоты, где говорится о расчехлении, либо заряженном оружии, либо наличии при охотнике продукции охоты, её сомнительная законность добычи, разделки, транспортировки.

Наличие или отсутствие разрешительных документов на оружие, охотничьих билетов, разрешений на добычу, и путёвок от охотпользователя.

Из всего сказанного следует риторический вопрос, как можно приравнять то, что приравнять невозможно.

Согласно русскому словарю, слово «приравнивается» должно означать равенство, идентичность, быть равным либо подобным чему-либо. То есть, где элементы охоты и деятельности. Если нет даже намёка на нарушение Правил охоты, значит — нет ответственности!

Если бы в статье, либо пункте Правил охоты относящихся к ограничениям или запретам прямо указывалось – «Запрещено находиться в охотничьих угодьях физическим лицам с орудиями (оружием) охоты, добычей, собаками, ловчими птицами», вот тогда, Да, за этим следовала бы ответственность за нарушение Правил охоты.

Но этого нет. Оно и понятно, что выглядело бы глупо и несуразно. Ведь охотники выезжают на охоту в поля, леса, горы, водоемы не по часам, а на день, два, либо на неделю, а весной и на 10 дней. С проживанием и пребыванием в угодьях в полевых условиях.

Читайте также:  Задание охота начинается kingdom

Вот поэтому на такую глупость и не сподобились наши творцы Правил охоты. Однако совершили ошибку. Тупо переписав пункт статьи 57 закона в Правила охоты, не удосужившись правильно истолковать их.

Николай Григорьев 25 марта 2021 в 15:29

Белорусским охотникам напомнили тонкости новых правил весенней охоты

Депутаты придэ и в охоте порядок навидэ

В новый 2021 год с новыми Правилами охоты

Спасти доброе имя охотника

Утверждены новые Правила охоты

Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во «Вконтакте» или на «Facebook».

Цель российских правил охоты — превратить охотника в ничтожество.

В Беларуси — всё для людей:

3. Не признается охотой нахождение лица:

в охотничьих угодьях или иных местах обитания охотничьих животных с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками в случае следования к месту (из места) охоты при наличии у указанного лица охотничьей путевки и (или) разрешения и охотничьей путевки к разрешению. При этом указанные орудия охоты, находящиеся у данного лица, должны соответствовать разрешенным для охоты по этим охотничьей путевке и (или) разрешению и охотничьей путевке к разрешению орудиям охоты согласно приложению 3;

в охотничьих угодьях с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками в случае ожидания разрешенного для охоты времени при наличии охотничьей путевки и (или) разрешения и охотничьей путевки к разрешению. При этом указанные орудия охоты, находящиеся у данного лица, должны соответствовать разрешенным для охоты по этим охотничьей путевке и (или) разрешению и охотничьей путевке к разрешению орудиям охоты согласно приложению 3;

в охотничьих угодьях с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками после проведения охоты на охотничьих животных нормируемых видов с назначением руководителя охоты до окончания срока действия охотничьей путевки к разрешению, в соответствии с которой осуществлялась данная охота, а также в течение шести часов после окончания срока действия указанной охотничьей путевки в целях разделки продукции охоты и (или) отдыха;

в охотничьих угодьях с разряженным зачехленным охотничьим оружием и (или) патронами после проведения охоты на охотничьих животных нормируемых видов (кроме бобра и выдры) без назначения руководителя охоты до окончания срока действия охотничьей путевки к разрешению, в соответствии с которой осуществлялась данная охота, а также в течение шести часов после окончания срока действия указанной охотничьей путевки в целях разделки продукции охоты и (или) отдыха;

в охотничьих угодьях с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками после проведения охоты на бобра и (или) выдру без назначения руководителя охоты в течение шести часов после закрытия последнего разрешения в целях разделки продукции охоты и (или) отдыха;

на автомобильных дорогах общего пользования, проходящих через охотничьи угодья или иные места обитания охотничьих животных, с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками в целях их перемещения, перевозки (транспортировки), в том числе следования к месту охоты и обратно;

на дорогах, проходящих через охотничьи угодья или иные места обитания охотничьих животных, определенных решением пользователя охотничьих угодий, а в фонде охотничьих угодий, не переданных в аренду и (или) безвозмездное пользование для ведения охотничьего хозяйства (далее – фонд запаса охотничьих угодий), и запретных для охоты зонах вокруг населенных пунктов, зон массового отдыха и (или) иных объектов (далее – запретные для охоты зоны) – решениями местных исполнительных и распорядительных органов, согласованными с территориальным органом Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками в целях следования к местам временного проживания охотников (дома охотника, агроусадьбы и другое) или к местам их сбора (в охотничьих угодьях непосредственно перед проведением охоты) и обратно. Принятые решения в пятидневный срок подлежат опубликованию в средствах массовой информации и направлению в территориальный орган Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Сведения о таких дорогах размещаются в информационных системах в глобальной компьютерной сети Интернет;

на дорогах, проходящих через охотничьи угодья или иные места обитания охотничьих животных, определенных решением пользователя охотничьих угодий, а в фонде запаса охотничьих угодий и запретных для охоты зонах – решениями местных исполнительных и распорядительных органов, согласованными с территориальным органом Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, с разряженным зачехленным охотничьим оружием и (или) патронами в целях следования к специально отведенным местам для пристрелки охотничьего оружия, выделенным в соответствии с настоящими Правилами, и обратно. Принятые решения в пятидневный срок подлежат опубликованию в средствах массовой информации и направлению в территориальный орган Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Сведения о таких дорогах размещаются в информационных системах в глобальной компьютерной сети Интернет;

в охотничьих угодьях или иных местах обитания охотничьих животных с собакой и (или) ловчей птицей, не работающими по дикому животному;

в охотничьих угодьях или иных местах обитания охотничьих животных с собакой и (или) ловчей птицей, участвующими в испытаниях, соревнованиях, в процессе тренировки в соответствии с пунктами 86 и (или) 88 настоящих Правил, а также подготовки их к данным мероприятиям;

в охотничьих угодьях или иных местах обитания охотничьих животных с боевым, служебным или спортивным оружием в связи с выполнением указанным лицом своих должностных обязанностей либо участием в спортивных мероприятиях;

в охотничьих угодьях с патронами, за исключением случаев, когда оружие заряжено данными патронами.

Оцените статью
Adblock
detector