Geum.ru
Вид материала | Рассказ |
Подобный материал:
- И. С. Тургенева «Бежин луг» Цели урок, 32kb.
- Конспект открытого урока по литературе в 6-в классе по теме: «Мир детства в рассказе, 95.69kb.
- И. С. Тургенева «бежин луг» Учитель моу «Средняя школа №1» г. Сухиничи Грабежная Людмила, 136.75kb.
- Чепкасова Ольга Григорьевна, учитель русского языка и литературы моу «Большекустовская, 35.01kb.
- Интернет-конкурс, посвящённый 190 со дня рождения И. С. Тургенева. Для знатоков жизни, 38.74kb.
- Рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг», 7.52kb.
- А. С. Пушкин «Барышня крестьянка» И. С. Тургенев «Бежин луг», 7.16kb.
- В. М. Васнецова и И. Я. Билибина. Сопоставьте своё представление о героине сказки, 30.32kb.
- Урок в 6 классе по литературе на тему: «Бежин луг», 38.92kb.
- И. С. Тургенева «муму» И. С. Тургенев замечательный русский писатель. Рассказ, 37.81kb.
СЛУЧАЙ НА ОХОТЕ
В охотничьем рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» повествуется об интересном случае на охоте с самим Тургеневым.
Возвращаясь с охоты, Тургенев сбился с дороги. Вечерняя заря догорала, и в воздухе, не озаренном ни одним лучом закатившегося солнца, стали разливаться вечерние тени.
Охотник, измученный ходьбой в течение дня, решил вернуться домой. Он добрался до ближайшей опушки леса, но там никакой дороги не оказалось. Перед незадачливым охотником простерлось пустынное поле, за которым расстилалась нескончаемая чащоба из невысокой поросли ольшаника.
Из-за туч выглянул серебряный серп. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Ночная темнота и тишина вступали в свои незыблемые права. Слабый шорох кустов казался тихим, сдавленным шепотом. В застывшем, недвижимом воздухе глухо отдавались шаги охотника. Заблудившийся с трудом различал отдаленные предметы. В изнеможении и тяжелом раздумье он побрел по полю заросшей бурьяном межой.
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Интерактивные технологии в образовании
Сочинение–рассуждение по тексту И. С. Тургенева
Исходный текст:
(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. (4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти.
(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало о ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
(8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) и всё-таки он не мог усидеть на свое высокой, безопасной ветке… (10) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (11) Мой Трезор остановился, попятился… (12) Видимо и он признал эту силу. (13) Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея. (14) Да, не смейтесь. (15) Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. (16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (По И. С. Тургеневу)
Сочинение – рассуждение:
Передо мной известное стихотворение в прозе «Воробей», написанное И. С. Тургеневым. В этой миниатюре автор рассказывает о том, как старый черногрудый воробей спасает своё детище от собаки охотника. Эпитеты («взъерошенный», «искажённый», «отчаянным и жалким писком») и глаголы «камнем упал», «ринулся», «заслонил», «трепетал от ужаса», «замирал, жертвовал собою») передают самоотверженность, героизм воробья. Таким образом, на мой взгляд, писатель поднимает проблему родительской любви.
Эта актуальная проблема вечна, поскольку взаимоотношения отцов и детей волнуют каждого неравнодушного человека. Вопрос о родительской любви часто становится предметом обсуждения на радио, телевидении, он волнует писателей, психологов, политиков, педагогов. В произведении И. С. Тургенева эта проблема звучит особенно лирично, поскольку автор словно бы сопоставляет мир человеческих отношений и мир природы.
Повествование ведется от первого лица, и отношение рассказчика к происходящему ярко выражается в словах «благоговея», «благоговел». Таким образом, вырисовывается авторская позиция: родители готовы на любую жертву ради благополучия своих детей, их любовь «сильнее смерти и страха смерти».
Невозможно не согласиться с мыслями И. С. Тургенева. Хорошие родители могут отказаться от карьеры, рисковать жизнью, они всегда придут на помощь, обогреют лаской и добротой, поймут и простят. Так, Николай Ростов из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», проиграв большую сумму денег Долохову, ищет поддержки у почти разорившегося отца, и граф Ростов понимает, что карточный долг – это дело чести всей семьи.
Родители, как им кажется, стараются всё делать на благо детям. Марфа Игнатьевна Кабанова из пьесы А. Островского «Гроза» говорит о том, что дети должны почитать своих родителей, но на самом деле она пытается заставить своих домочадцев жить по её грубым законам, подавляет волю Тихона, Катерины, контролирует их каждый шаг, что приводит к трагической гибели Катерины и разрушению всей семьи.
В заключение хотелось бы сказать, что произведение И. С. Тургенева заставляет нас, своих читателей, задуматься о том, что родительская любовь, с одной стороны, бывает самоотверженной, героической, несущей добро своим детям. С другой стороны, слепая любовь, необдуманные поступки взрослых людей губят лучшее, что может быть в отношениях между отцами и детьми.
Охотник Иван Тургенев
Охотник — Иван Сергеевич Тургенев.
«…на тысячу верст кругом
Россия — родной край».
И.С.Тургенев «Деревня».
Охота – это волшебное слово, многих из нас заставляет забывать обо всем. Быстрее вырваться на просторы родных полей, побродить по таинственному сумраку леса, ощутить пленительный трепет охотничьего волнения, ожидания и азарта, всей этой гаммой эмоций мы обязаны своему увлечению, выражающегося простым и емким словом охота.
И в ряду увлеченных этой страстью немало имен русских классиков — С.Аксаков, Н.Некрасов, Л.Толстой, И.Тургенев, А.Фет. Особое место, конечно, принадлежит Ивану Сергеевичу Тургеневу, порой целыми сезонами не выпускавшего ружья из рук, исходившего тысячи верст по многим губерниям Центральной полосы России. Любовь к природе, к познанию окружающего мира, вот истоки его литературного вдохновения и творчества.
«Русские люди, говорил он, с незапамятных времен любили охоту. Это подтверждают наши песни, наши сказания, все предания наши. Да где же охотиться, как не у нас: кажется, есть где и есть по чем. Витязи времен Владимира стреляли белых лебедей и серых уток на заповедных лугах… Вообще охота свойственна русскому человеку: дайте мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху, и пойдет он бродить, в одних лаптишках, по болотам да по лесам, с утра до вечера. И не думайте, чтобы стрелял одних уток: с этим же ружьем пойдет он караулить медведя на «овсах», вобьет в дупло не пулю, а самодельный, кое-как сколоченный жеребий – и убьет медведя, а не убьет, так даст медведю себя поцарапать, отлежится, полуживой дотащится до дому и, коли выздоровеет, опять пойдет на того же медведя с тем же ружьем».
Охоту почитал Тургенев «одним из главнейших занятий человека». И именно она привела его к литературной известности. С «Записками охотника» он вошел в большую литературу, где были и острые социальные обличения эпохи и потрясающие по своей поэтичности описания природы. Вот, из рассказа «Ермолай и мельничиха», описание тяги:
— «Но, может быть, не все мои читатели знают, что такое тяга. Слушайте же господа.
За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше, переходит от нижних, почти еще голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам…Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. Птицы засыпают — не все вдруг- по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки. В лесу все темней и темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы; На синем небе робко выступают первые звездочки. Все птицы спят. Горихвостки, маленькие дятлы одни еще сонливо посвистывают. Вот и они умолкли. Еще раз прозвенел над вами звонкий голос пеночки; где-то печально прокричала иволга, соловей щелкнул в первый раз. Сердце ваше томится ожиданьем, и вдруг – но одни охотники поймут меня, — вдруг в глубокой тишине раздается особого рода карканье и шипенье, слышится мерный взмах проворных крыл, — и вальдшнеп, красиво наклонив свой длинный нос, плавно вылетает из-за темной березы навстречу вашему выстрелу.
Вот что значит стоять на тяге».
Охота и литература- два любимых занятия Тургенева, неразрывно связанные между собой, и которым, он преданно служил всю свою жизнь. Но откуда подобная увлеченность охотой в дворянском сословии? Сделаем небольшой экскурс в охотничью историю России.
Охота, как определяет В.Даль, это страсть, слепая любовь к занятию, забаве; также — ловля, травля и стрельба диких животных, как промысел и как забава; и, наконец, старорусское обозначение охоты, наполненное ароматом древности, это — полеванье, лесованье, лешня, полешня.
Охотиться человек стал с незапамятных времен, и она стала неизменным развлечением аристократии во многих странах. Одна из форм светского досуга, охота становится частью придворного ритуала. В средневековой Руси бытовала поговорка, подчеркивавшая социальную иерархию того времени, что «охота соколиная- забава боярская, псовая- дворянская, прочая- холопская».
Период расцвета соколиной охоты — правление царя Алексея Михайловича, знатока и страстного ее поклонника. Охота с белым кречетом считалась самой красивой и престижной из соколиных охот. Его книга « Урядник или Новое уложение и устранение чина «Сокольничьи пути» стала основополагающим трудом 17 века, и положившего начало охотничьей тематике в русской беллетристике.
Но со времен царя-подростка Петра II ( умер в 15-летнем возрасте), и царицы Елизаветы Петровны, охотившихся как с соколами и ястребами, так и с помощью вошедших в моду английских собак на зайцев и лисиц, наметилась явное преобладание псовой охоты над ловчими птицами. К середине 19 века увлечение псовой охотой среди дворянского сословия, особенно в провинции, достигает своего апогея. Она стала не просто забавой, а некой сословной привилегией и ритуалом, свидетельствовавшим о дворянской принадлежности. Содержание псарни становится традицией барских усадеб.
Иван Сергеевич Тургенев, родившийся в 1818 году в г.Орле, детство свое проводит в имении своей матери Спасское-Лутовиново, Мценского уезда Орловской губернии, где сейчас располагается государственный мемориальный музей-заповедник писателя. Мать его, Варвара Петровна, сама неоднократная участница псовых охот, старательно прививает сыну любовь к дворянскому занятию, дарит ему борзых и гончих. Предаваясь в молодые годы конной псовой охоте, Тургенев, позднее о ней скажет, что «она не лишена привлекательности, но слишком много в ней шума, отчего он предпочитает охотиться с легавой». Но увлечение псовой охотой, ее поэзия и терминология, оставила свой след во многих рассказах.
Вот как он описывает в «Малиновой воде» графскую охоту:
— «Покойный граф – царство ему небесное! – охотником отродясь, признаться не бывал, а собак держал и раза два в год выезжать изволил. Соберутся псари на дворе в красных кафтанах с галунами и в трубу протрубят; их сиятельство выйти изволят, и коня их сиятельству подведут; их сиятельство сядут, а главный ловчий им ножки в стремена вденет, шапку с головы снимет и поводья в шапке подаст. Их сиятельство арапельником этак изволят щелкнуть, а псари загогочут да и двинутся со двора долой. Стремянной-то за графом поедет, а сам на шелковой сворке двух любимых барских собачек держит и этак наблюдает, знаете…И сидит-то он, стремянной-то, высоко, высоко, на казацком седле, краснощекий такой, глазищими так и водит…И забава и почет соблюден…».
Охотничьи тропы Тургенева, в годы проживания в России, пролегали в основном в Орловской и прилегающей к ней губерниях, Тульской, Калужской, Курской и др. Центральная полоса в прошлом веке представляла собой еще девственную, не тронутую технической цивилизацией природу. Обилие дичи хоть и радовало сердце охотника, но бездумное ее истребление поражает и сейчас. Это отражается и в тургеневской прозе: «и зайцев сотнями травили» — стихотворение «Старый помещик»; «к обеду лодка наша через край наполнилась дичью» рассказ «Льгов» из «Записок охотника» и т. д.
И хотя земли были все частные, в большинстве случаев, на охотников «по перу» смотрели как на чудаков, а на дичь как на «божье создание» принадлежащее всем. Хотя иногда и случались неприятности. Вот описание подобной встречи в рассказе «Чертопханов и Недопюскин»:
— «Мы въехали в кусты. «Э,- заговорил он, — да здесь должны быть тетерева…..Собака моя наткнулась на выводок. Я выстрелил и начал было заряжать ружье, как вдруг позади меня поднялся громкий треск, и, раздвигая кусты руками, подъехал ко мне верховой. «А па-азвольте узнать, — заговорил он надменным голосом, — по какому праву вы здесь а- ахотитесь, мюлсвый сдарь?»
-Я не знал, то здесь запрещено стрелять, отвечал я.
— Вы здесь, милостивый государь, на моей земле.
— Извольте, я уйду.
— А па-азвольте узнать, — возразил он, — я с дворянином имею честь объясняться?
Я назвал себя.
— В таком случае извольте охотиться. Я сам дворянин, и буду рад услужить дворянину».
Среди охотников были не только дворяне, но и крепостные крестьяне. Частым спутником Тургенева на охоте бывал крепостной егерь помещика П.И.Черемисинова, чье поместье было недалеко, в Чернском уезде Тульской губернии, Афанасий Алифанов, «соловьятник», с которым в округе никто не мог сравняться в ловле, в полую воду, рыбы, доставать руками раков, отыскивать по чутью дичь, вынашивать ястребов, добывать соловьев с «лешевой дудкой», с «кукушкиным перелетом». Он послужил прообразом Ермолая, описанного в рассказах «Записок охотника». Писатель привязался к Алифанову, выкупил его за тысячу рублей (по тем временам большие деньги); Афанасий поселился в лесу, недалеко от Спасского, в пяти верстах. К нему, нередко, посидеть за чашкой чая, поговорить об охоте, приходил Тургенев. Афанасий обладал необыкновенным даром рассказчика охотничьих историй. Рассказ Тургенева «О соловьях» записан им со слов Алифанова.
Спутниками писателя на охоте были Лев и Николай Толстые, Н.Некрасов, А..Фет, Л.Виардо, Г.Лессинг, К.Мюллер. Он охотился и с представителями царствующих домов России и Германии — Великим князем Николаем Николаевичем и принцем Гессенским.
Охотничий диапозон И.Тургенева – от охоты «по перу» до стрельбы медведей, на которых принимал неоднократное участие и его близкий друг Луи Виардо. Чаще всего, конечно, Тургенев охотился с ближайшими соседями по имениям. Ближайшее имение Лобаново, принадлежало родственнику писателя — Льву Васильевичу Кривцову, описавшего в своих воспоминаниях охоты с Тургеневым. Любимыми местами охоты И.Тургенева были Бежин луг, Парахинские кусты. Сегодня Бежин луг входит в охранную зону музея-заповедни-ка, а Парахинские кусты еще в конце 19 века были распаханы.
В молодые годы И.Тургенев охотился с соседом Н.Г.Ермоловым, державшего стаю борзых, с Д.И.Трубицыным, владевшего гончими.
Занимаясь охотой, пристально всматриваясь в окружающую жизнь, Тургенев также живо интересовался и вопросами зоологии, орнитологии. Любил читать охотничью литературу, разбор которой, стал популярен в толстых журналах того времени. На его книжных полках представлены книги от трудов Ж.Бюффона до А..Черкасова «Записки охотника Восточной Сибири», и доныне не потерявшей своей актуальности.
И.С.Тургенев написал три работы, посвященные охоте:
— «О записках ружейного охотника Оренбургской губернии С.Т.Аксакова», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Пятьдесят недостатков ружейного охотника или пятьдесят недостатков легавой собаки».
Первые две работы являются рецензией на книгу С.Т.Аксакова, получившего заслуженное признание за глубокое чувство природы в своих произведениях, посвященным охоте:
«…вы будете смеяться, но я вас уверяю, что когда я прочел статью о тетереве, мне, право, показалось, что лучше тетерева жить невозможно…», — так восторженно пишет И.С.Тургенев в рецензии на его работу.
«Пятьдесят недостатков ружейного охотника…..» и сегодня не утрачивает своего значения, и с интересом может быть прочитана для понимания охотничьей этики. Вот например, отдельные недостатки, указуемые И.С.Тургеневым:
1. Не любит вставать рано.
2. Скоро устает на охоте.
3. Нетерпелив, легко раздражается, досадует на себя, теряет хладнокровие и неизбежно начинает дурно стрелять.
30. Не стыдится стрелять в лежачего зайца или лежачую птицу.
36. Когда долго ничего не попадается, стреляет по галкам, по маленьким птичкам, по ласточкам – бесполезная жестокость!
45. Слишком много ест и пьет на охоте.
50. Не дает товарищам хвастаться или даже прилыгать в своем присутствии — негуманная черта.
Расскажем о собаках и охотничьях ружьях И.С.Тургенева. Конечно, его привязанности, во многом отражались и модой. Уже в рецензии «О записках ружейного охотника…» он пишет: «….французские, курляндские собаки не пользуются прежней известностью, ….английские пошли в гору, особенно пойнтеры».
Недаром становится любимейшей собакой английский пойнтер Диана, английский сеттер Пегас. За почти полувековой охотничий стаж у Тургенева были десятки собак, в основном, чистокровные.
Но тот же Пегас, которому посвящен замечательный рассказ «Пэгаз», и с которым Тургенев охотится в Шварцвальде (Германия) в 70-х годах 19 в. на фазанов, зайцев, лисиц, являет помесь английского сеттера с немецкой овчаркой. Любимейшей собакой была Диана, которую писатель похоронил под собственноручно посаженным дубом в Спасском. Пойнтеры Наполитан-1, Наполитан-2, с ними Тургенев охотится в молодые годы, и о них упоминает в письмах его мать; пойнтер Дон-Дан, подарок Некрасова; легавая Султан, с которой он охотится вместе с Л.Виардо во Франции; а также Фламбо, Пиф, Зима, Ночка, Осень, Шамиль и др.
Законодательницей охотничьей моды, как и во многом другом, в начале Х1Х в. была Франция, и прошло немало времени, чтобы это положение начало меняться. И какая охотничья страсть без оружия.
«….английские ружья Мантона, Мортимера, Пордея заменили Мон-генротов и Штарбусов, но даже Лепажей; немецкие, венские и пражские ружья совсем вышли из употребления,…….но если не наши тульские, то варшавские, Беккера, стоят, конечно, выше их».(«О записках ружейного охотника…»). Можно с гордостью констатировать, что уже в то время, наши «туляки» ставились Тургеневым намного выше многих зарубежных фирм. Единственное, дошедшее до нас ружье, принадлежавшее И.Тургеневу – раннее курковое шомпольное ружье пражского оружейного мастера А.В.Лебеды, с длинным стволом, свыше 760 мм., с солидным весом 4 кг., и достаточно распространенным в те времена «10» калибром, что позволяло увеличивать дробный заряд. Изделия этого мастера были популярны в России. Ружье фирмы «Лепаж» Тургенев дарит, после одной из охот на тетеревов, возле источника «Малиновая вода», в 1852 г. Д. Колбасину. Также у Тургенева были ружья французского мастера
К. Лефоше, изобретателя казнозарядного устройства; немецкого мастера Нагеля, и, конечно же, высококлассного английского Мортимера.
По отзывам современников Тургенев бывал часто нервным на охоте, и частенько давал промах. «Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я – довольно плохо, по обыкновению» (из рассказа «Льгов»). Но за этой самокритикой, здесь больше уважения к товарищу, чем истинное положение дел. Иногда он обстреливал и всех спутников по охоте.
Охота помогала Тургеневу проникать в тайны природы, тайны жизни. И хочется закончить эту небольшую заметку об охотничьем увлечении И.С.Тургенева, словами одного из его героев (рассказ «Хорь и Калиныч»): «…был он страстным охотником, следовательно, отличным человеком».
Е.Ванькин
________________________
При написании статьи использовались отдельные сведения из статьи В.Шапочки «Мое любимое занятие»
Фотографии автора.
1. Усадьба Спасское-Лутовиново ( Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново»).
2. Картина художника Н.Дмитриева «И.С.Тургенев на охоте» (из экспозиции музея Спасское-Лутовиново»).
3. Ружье И.С.Тургенева мастера А.Лебеды, и охотничьи принадлежности писателя – пороховница, ягдташ (из экспозиции музея Спасское-Лутовиново).
4. Незабываемый «Бежин луг» — одно из любимых мест охот И.С.Тургенева.