- Как выбирать катер на воздушной подушке
- Судна на воздушной подушке — принцип работы и характеристики
- С чего начать
- Расход топлива
- Грузоподъемность
- Плавучесть
- Принцип работы
- Транспортировка
- Суда на воздушной подушке: что это, зачем они нужны и как устроены
- Лодка, которая парит над водой
- Кто придумал аэролодки
- Конструкция современных СВП
- Управление СВП
- Производство СВП в России
Как выбирать катер на воздушной подушке
Катер на воздушной подушке представляет собой транспортное средство, которое способно передвигаться по любому типу поверхности. Движение осуществляется за счет использования воздушной подушки и тяги, которую создает воздушный винт. При выборе такого средства необходимо знать несколько ключевых моментов. Речь пойдет о катере для личного использования, то есть массой до 5 тонн.
Одним из главных моментов является четкое виденье будущей эксплуатации транспортного средства и всех вытекающих отсюда последствий. В зависимости от того, как часто будут совершаться выезды, а также от типа поверхности (мелководье, песок, болото, снег) выбирается гибкое ограждение катера. Его предназначение заключается в удержании сдавленного воздуха (подушки) непосредственно под днищем судна. Закрепленное по периметру, оно контролирует неровности местности и не дает образовываться зазорам в воздушной подушке.
Основой для такого ограждения служит техническая ткань со специальным покрытием из полиуретана, ПВХ или неопрена. Перед окончательным выбором катера стоит уточнить стоимость не только самого ограждения, но и его замены. Несмотря на свою прочность и эластичность, оно со временем изнашивается. Возможны также повреждения, которые придется ликвидировать.
Вторым по важности узлом конструкции, на который следует обратить внимание при выборе, является силовая установка катера. Именно от нее зависит сила тяги при старте и скорость движения судна. На сегодняшний день можно выбирать между одновинтовой и совмещенной (два винта) системой. Безусловным плюсом одновинтовой системы является ее надежность.
Наличие одного винта, одного мотора и одной трансмиссии представляет собой цепь с минимальным количеством узлов. Чем их меньше, тем ниже вероятность выхода из строя одного из них. Вообще проблема поломки важна для катеров на воздушной подушке. Учитывая места, куда можно добраться на нем, эвакуацию неисправной техники можно провести только при участии вертолета.
Наличие одного винта способствует экономии палубного пространства. Уровень производимого шума будет ниже, чем при использовании совмещенной системы. Кроме того, для начинающих водителей одного винта, а, следовательно, одной ручки газа и руля будет вполне предостаточно. Езда при низких температурах чревата образованием многочисленных льдинок в непосредственной близости от корпуса судна. Они могут нанести непоправимые повреждения конструкции. Поэтому ременные передачи и винты (нагнетающие) должны быть защищены дополнительно.
Вопросом перевозки катера на воздушной подушке по автомобильным дорогам также следует озаботиться заранее. Самодеятельностью в данном случае заниматься не стоит. Хороший заводской трейлер убережет катер от возможных повреждений при транспортировке. Его четко выверенные размеры сохранят в полном порядке гибкое ограждение судна. Кроме того, не придется беспокоиться о надежном креплении и балансировке катера. Различные производители предлагают трейлеры с разными способами погрузки транспортного средства на платформу.
Экстремальные поездки требуют соответствующей подготовки. Для того чтобы обезопасить себя от возможных неожиданностей, нужно доукомплектовать судно некоторыми аксессуарами. К ним относится отопитель автономного типа. Его можно использовать в случае если основной агрегат откажет. Нелишними на борту катера станут запасной аккумулятор, лебедка, система радиосвязи, ремкомплект. Когда все укомплектовано, путешествовать можно без проблем!
Судна на воздушной подушке — принцип работы и характеристики
Однозначно сказать с чего начать выбор судна на воздушной подушке сложно. Тут все очень индивидуально и в отношении покупателя и в отношении судна. Помимо огромного количества явных параметров есть множество скрытых преимуществ и недостатков, которые могут знать только производители или люди профессионально занимающиеся воздушными подушками.
Знание таких моментов приходит только с опытом. Поэтому конечный ваш пункт при выборе катера это мы, люди профессионально занимающиеся судами на воздушной подушке. Изучайте характеристики, видео и фотоматериалы, но в итоге будет лучше, если вы проконсультируетесь со специалистом. Это сэкономит Вам время и деньги.
Наиболее интересными являются амфибийные суда на воздушной подушке и именно ими в основном занимается наша компания. В первую очередь обращайте внимание на вместимость и грузоподъемность судна. Потом дальность хода на одной заправке. Поинтересуйтесь эксплуатационными режимами техники. Остальное по вкусу.
Не важно, для каких целей будет использоваться этот специфический транспорт. Важно то, что судно на воздушной подушке, принесет пользу и огромное количество положительных эмоций его владельцу. Младшие суда отлично подходят для рыбалки на небольших водоемах или для активного отдыха.
Часто такие суда приобретают люди, которые находятся в труднодоступных местах и весной или осенью добраться до них можно разве что на вертолете. По ощущениям передвижение на небольших судах можно сравнить с водным мотоциклом, который может перемещаться не только по воде. Но воздушная подушка гораздо интересней, так как водных мотоциклов позволяющих осуществлять боковое скольжение на скорости 40-50 километров в час мы не встречали.
Для охоты и рыбалки «по взрослому» младшие суда на воздушной подушке не подходят. В судно на 6-12 мест можно дополнительно загрузить снаряжения и топлива весом от 500 до 2000 килограмм. На такой машине вы уже спокойно можете вернуться с тушей лося или кабана. Крупные суда менее чувствительны к бортовой волне, а некоторые могут эксплуатироваться даже на морском побережье.
Российский рынок достаточно развит в этом направлении. Есть несколько отечественных производителей, так же имеются дилеры зарубежных конструкторских и судостроительных компаний. Общего понимания обычно достаточно, для того что бы определиться в соотношении цена-качество.
С чего начать
Судно на воздушной подушке (СВП) — судно с динамическим принципом поддержания, способное развивать большую скорость и над твёрдой поверхностью, и над водой на небольшой высоте над ней, при помощи, так называемой воздушной подушки, которая образуется благодаря нагнетаемому под днище воздуху.
Если же Вам захочется прокатиться по густой траве, то скорость будет и того меньше: 50-60 км/ч. Причем передвижение по зарослям камыша или очень высокой траве вообще невозможно, так как судно подминает под себя траву, которая поднимает его над землей и подушка теряет давление. Заранее интересуйтесь о скоростных характеристиках катера на различных поверхностях.
Расход топлива
Например, для небольшие модели предполагают расход топлива от 8 до 12 литров в час. Это 1-4 местные катера. Но в зависимости от объема и количества двигателей, размера судна, типа подушки эти показатели могут различаться. Крупный судна типа Marina или Hover Shuttle сжигают до 70 литров в час.
Грузоподъемность
Небольшие модели способны перевозить от 200 до 500 килограмм, представители среднего класса на 6-12 мест способны оторвать от земли вес от 500 до 1000 килограмм. Суда промышленного класса позволяют перевозить грузы весом в десятки тонн. Во избежание неприятных сюрпризов стоит заранее изучить грузоподъемность выбираемой модели.
Плавучесть
Достаточно важный момент. Существуют модели, которые, при заглушенном двигателе, уходят под воду. Они способны выдержать вес 1-2 человек, но если помимо двух пассажиров у вас имеется груз, то этого может быть достаточно для того, что бы потопить судно при выключенном двигателе.
Для нормальной плавучести под борт катера вешают специальные емкости заполненные любым из плавучих материалов. На моделях выше среднего класса это практически всегда является базовым оборудованием. На не крупных СВП такие баллоны могут отсутствовать и ставятся они как дополнительная опция. Но даже если вы обеспечили катер необходимой непотопляемостью есть еще один нюанс связанный с выходом на подушку нагруженного судна. Катер может банально не выйти на нужную высоту, а следовательно вы не сможете начать движение, пока не разгрузите катер.
Если вы заякорились где-то посередине озера Байкал, то осуществить разгрузку-загрузку будет довольно проблематично. Не стоит об этом забывать.
Принцип работы
Подробно эта тема раскрыта в соответствующей статье свп принцип работы
В двух словах принцип работы воздушной подушки можно описать примером, который все помнят еще со школы, когда вы кладете тетрадный лист на парту и после этого опускаете рядом учебник или книгу. Поток воздуха от книги попадает под лист бумаги и он начинает скользить к краю стола.
Принцип тот же. Функция и скеговой и сегментной схемы в том, что бы поднять катер над землей и тем самым нивелировать силу трения. Этот процесс называется «выход на подушку» и обычно это временная характеристика. Не крупные суда выходят на подушку за 5-20 секунд, средний класс обычно укладывается в полминуты. Промышленные суда могут нагнетать воздух до нескольких минут для достижения нужного уровня давления. Далее можно начинать движение.
На 2-4 местных судах воздух в подушку осуществляется простым делением потока от тягового двигателя при помощи элементарных воздухозаборников. Движение начинается практически сразу после выхода на подушку, что не всегда удобно, ведь задней передачи часто нет даже на судах среднего класса, не говоря уже о младших СВП. Это неудобство обходится на 6-12 местных судах дополнительным маршевым двигателем, который отвечает только за давление воздуха в подушке.
Вы можете вывести судно на подушку и самостоятельно оттолкать или развернуть в нужном направлении. Вот основная информация, которая является общей для всех судов.
Хочется отдельно отметить 4 местное судно, которое все же умеет направлять воздушный поток в противоположную к движению сторону. Это Neoteric Hovertrek в комплектации с реверсивными ушами. Работу ушей можно посмотреть на видео в верху этой странице или в специальном разделе, который посвящен этой модели Neoteric Hovertrek.
На руле у этого катера имеются две ручки для управления «ушами». Зажав оба уха можно осуществлять движение задним ходом или торможение без противохода, что невероятно удобнее и безопаснее. Так же именно реверсивные зслонки позволяют крутится вокрук своей оси и при этом на солидной скорости двигаться в строго определенном направлении.
В случае, когда нужно экстренно затормозить, это судно быстрее всех существующих судов на воздушной подушке позволит вам развернуть судно в положение противохода. Для этого нужно кратковременно зажать одно ухо. Катер сразу начнет вращение и в этот же момент можно давать полный газ, что обеспечит максимально быструю остановку.
Транспортировка
Транспортировка судов на воздушной подушке осуществляется при помощи автомобильных прицепов подходящих размеров и грузоподъемности. Бортовые прицепы подходят для этого больше. На такой прицеп судно может заехать самостоятельно. Помним, что на прицепы грузоподъемностью более 750 килограмм нужно открывать дополнительную категорию в водительском удостоверении.
Суда на воздушной подушке: что это, зачем они нужны и как устроены
С приходом зимы для большей части рекреационного флота навигация закрывается, лодки ставят на берег и приводят в порядок, готовясь к следующему сезону. Лед сковывает водные пути и делает невозможной навигацию. Да же с приходом весны реки освобождаются не сразу. Когда времени теплого сезона недостаточно и так хочется выйти на воду независимо от погоды и обстановки вокруг, можно рассмотреть покупку судна на воздушной подушке. Суда на воздушной подушке (СВП), или аэролодки, способны передвигаться по отмелям, болотам и льду. Их часто используют специальные службы для снабжения и пассажирских перевозок в труднодоступных регионах.
Лодка, которая парит над водой
Судно на воздушной подушке (коротко СВП) — это судно с динамическим поддержанием плавучести. Это означает, что судно держится на плаву за счет нагнетания под корпус воздуха с избыточным давлением.
Фактически, СВП в ходу не касается поверхности, а парит в нескольких миллиметрах от среды по которой двигается, что позволяет передвигаться по разным типам поверхностей.
Эти суда пришлись по вкусу как военным и спасателям, охотникам и рыбакам, а также применяются в пассажиро- и грузоперевозках в труднодоступных районах, в том числе на рейсовых линиях. Их успешно применяют там, где другие транспортные средства попросту не пройдут, а авиация экономически невыгодна.
Кто придумал аэролодки
Идея создания судна, в котором воздух будет закачиваться под днище, была предложена шведским философом Эммануилом Сведенборгом еще в 1716 году. После него над этой идеей работали британцы Уильям Фруд и Джон Торникрофт, швед Густав Лаваль, австрийский инженер Дагоберт фон Томамюль, француз Шарль Терик и советский ученый Константин Циолковский. Но недостаточного развития технологий того времени воплотить идею в жизнь удалось только в 1915 году. Австриец Дагоберт Мюллер фон Томамюляв сконструировал экспериментальный торпедный глиссер с нагнетанием воздуха под корпус. Главным преимуществом этого катера должна была стать скорость, однако на испытаниях нагнетание воздуха под корпус дало незначительный эффект и проект закрыли.
Работа над СВП продолжалась, но скорость все так же оставалась главной целью в развитии флота.
Первые в мире опытные катера на воздушной подушке скегового типа были построены в 1934–1939 годах под руководством советского конструктора Владимира Левкова.
Обратите внимание, насколько просто четыре человека разворачивают судно вручную, при его весе в 8,6 т.
В 1955 году британский изобретатель Кокерелл Кристофер подал заявку на патент конструкции СВП соплового типа. Было предложено использование гибкого ограждения (из прорезиненной ткани) для удержания воздуха под судном. Сперва эта идею восприняли несерьезно, но практика показала обратное и «юбка» стала новым витком в развитии СВП и используется по сегодняшний день.
Конструкция современных СВП
Прошло более полувека, технология отточена и теперь это не нечто экзотическое, а вполне понятное транспортное средство, которое состоит из корпуса, сделанного из алюминиевых сплавов и композитных материалов, морской силовой установки, маршевых и нагнетающих винтов.
СВП — э то штучное изделие и найти два одинаковых судна невозможно. Они делаются не просто под заказ, а с детальной проработкой с заказчиком.
Фантазию заказчика ограничивает только бюджет и правила классификационного общества, проект и все комплектующие придется согласовать и если изменения конструкции будет влиять на живучесть судна, то их могут не пропустить на стадии проектирования.
Учитывая, что СВП работает в экстремальных условиях, насыщению судна уделяется особое внимание. Все комплектующие должны быть не только надежными, но и легкими в ремонте, и взаимозаменяемыми, ведь если вы заглохнете посередине замерзшей реки, то пока сделанная под заказ импортная деталь придет, река успеет растаять. Поэтому большая часть деталей добывается в ближайшем автомагазине.
Среди рекреационного и коммерческого флота широко распространились суда с воздушной подушкой соплового типа, где воздух удерживает юбка. Такая конструкция достаточно надежная и даже при разрыве отдельных элементов у нее хорошая ремонтопригодность (как пример, при отрыве сектора юбки пробивается новое отверстие и он крепится на место).
Самое главное, что сопловый СВП имеет амфибийные свойства и в отличие от скеговых СВП, где воздушная подушка ограждена жесткими баллонами-скегами, может передвигаться не только по воде, но и по грунту, льду, болотам.
Излишек давления поднимает его на некоторое расстояние от поверхности, тем самым сводя трение при движении к минимуму, а от высоты юбки, на которую поднимется судно, зависит высота препятствия, которое может преодолеть катер. В основном это не более 1 м. Благодаря эффекту «скольжения» по воздуху подушки развивают внушительные скорости, но это также сказывается и на их управлении, контакта с поверхностью фактически нет.
Если конструкция подушки предусматривает баллоны, то давление в них шкипер регулирует, как давление шин на автомобиле. Для воды, как для хорошей дороги, нужно подкачать посильнее, а вот если есть преграды, то давление уменьшают и тогда баллон легче обтекает неровности.
Само по себе гибкое ограждение — это один из расходников, при находе на коряги, постоянным переходам по торосам она периодически рвется либо просто стирается со временем о грунт.
Но даже после серьезных повреждений СВП продолжает движение.
Возможно под кренами, с меньшей отзывчивостью, СВП все равно будет идти.
Управление СВП
На месте капитана аэролодки с корее чувствуешь себя за рулем автомобиля с довольно знакомой приборной панелью. Однако такое визуальное сходство очень обманчиво. Приглядевшись, обнаруживаем дополнительные органы управления. Одним газом и рулем тут уже не отделаешься, ведь не стоит забывать, что СВП немного самолет и парит над поверхностью, хоть и на очень малой высоте.
Для того, чтобы поехать вперед, нужно не только добавить газу, но и отрегулировать шаг винта, а повороты на СВП — целое искусство.
Учитывая, что у судна нет прямого контакта с поверхностью, просто повернув руль, вы скорее всего продолжите движение в том же направлении — только боком. Для того, чтобы развернуться, нужно накренить судно в сторону поворота, в некоторых случаях отдифферентовать и точно рассчитать скорость, на которой вы делаете маневр, а также при перекладке рулей добавить газу. Скорость катеров на воздушной подушке, конечно, нужно уточнять согласно ТТХ конкретной модели, но 100 км/ч для большинства представителей — это не предел.
отсутствия контакта с поверхностью СВП чувствительны к боковому ветру и их начинает сносить, а встречный ветер будет тормозить катер. Также СВП не могут преодолевать длинные подъемы, хотя выход на берег с коротким крутым подъемом не составляет труда опытному капитану, который схитрит и зайдет не четко носом, а немного под углом.
Как такового тормоза на СВП нет и тормозной путь немалый крайне малого трения с поверхностью.
Самым эффективным способом остановиться является разворот судна на 180° и остановка маршевыми винтами, но также это можно сделать, изменив угол лопастей на отработку заднего хода, а на воде для сброса скорости можно сдуть подушку и лечь днищем на воду — это как выйти из режима глиссирования на обычном катере.
Производство СВП в России
Найти компанию, строящую СВП в России, не составляет труда. Интернет пестрит сайтами производителей и большинство из них собирают катера из отечественных материалов и оборудования. Ниже представлен перечень основных СВП и как видно, есть из чего выбрать. Такое количество производителей обусловлено спросом на эти вездеходы. География страны и условия работы транспорта на севере сформировали рынок услуг с привлечением транспорта на воздушной подушке.
Компании-производители судов на воздушной подушке