- Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению, по делам о незаконной охоте
- Штрафы и наказания за незаконную охоту в 2021 году
- Штрафы и наказания за незаконную охоту в 2021 году
- Кто принимает решение об административной ответственности
- Особенности наказания за незаконную охоту
Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению, по делам о незаконной охоте
Ромадин А.Н.,
студент РАНХиГС при Президенте РФ,
кафедра конституционного и муниципального права
г. Брянск
Аннотация. В статье автор анализирует некоторые особенности организация расследования по делам о незаконной охоте, а именно стадию возбуждения уголовного дела. Рассматриваются основные группы обстоятельств, подлежащих установлению по делам о незаконной охоте.
Ключевые слова: незаконная охота, расследование, возбуждение уголовного дела, обстоятельства, подлежащие установлению.
Annotation. The author analyzes some features of investigation of illegal hunting cases, the stage of initiation of criminal proceedings. The main groups of circumstances to be identified in cases of illegal hunting are regarded.
Keywords: illegal hunting, investigation, initiation of criminal proceedings, circumstances to be identified.
Поводами возбуждения уголовного дела, по преступлению предусмотренного ст.258 УК РФ являются: заявления граждан, явка с повинной, сообщения о совершенном либо готовящемся преступлении получены от работников Росохотнадзора, лесников, охотников-промысловиков и охотников любителей, а также обнаруженные признаки состава преступления дознавателем или прокурором.
В соответствии со ст.150 УПК РФ, расследованием преступлений по делам о незаконной охоте, а именно по ч.1 ст.258 УК РФ занимаются органы дознания, по остальным частям проводится предварительное следствие. Помимо дознавателей, проверку проводят участковые уполномоченные и оперативные работники, нередко во взаимодействии с органами охотнадзора, лесниками и т.д.
Исходя из полученной информации, уголовное дело возбуждается сразу, если в результате производства незаконной охоты имели место следующие обстоятельства:
В результате незаконной охоты причинен крупный ущерб (учитывается следующее: количество добытых преступниками животных, их распространенность в природе, т.е численность популяции; категория животного, а именно исчезающий вид или редкий, насколько значим данный вид конкретному месту обитания, экологическая ценность зверя. В каждом случае следует учитывать стоимость добычи, критерии и экологический вред нанесенный животному миру. К примеру, при производстве незаконной охоты крупным ущербом признается отстрел лося, зубра, оленя).
Применение транспортных средств либо воздушных судов в процессе добычи животного (автомобили повышенной проходимости, снегоходы, вертолет);
Применение взрывчатых веществ;
Массовое уничтожение птиц и зверей;
Местом совершения преступления является: заказник, заповедник, зона экологического бедствия.
Для уточнения полученных данных о факте производства незаконной охоты, целесообразно произвести опрос заявителя и провести осмотр места происшествия для точного установления совершенного деяния, может ли идти речь о последующем возбуждении уголовного дела или имело место быть административное правонарушение.
Необходимо отметить, что нахождение на территории заповедника либо заказника, с ловчими птицами, собаками охотничьих пород, с оружием и охотничьими орудиями, даже в случаях если ничего не добыто уже образует состав преступления ст.258 УК РФ. Так в деле № 22-596 кассационном определении г.Владивосток 24 января 2012 г. Судебная коллегия по уголовным делам Приморского краевого суда рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы адвоката Шинкевича В.Г. и осужденного Мартыненко на постановление Хасанского районного суда Приморского края от 12.12.2011 года, которым приговор мирового судьи судебного участка № 91 Хасанского района Приморского края от 10.10.2011 года в отношении Мартыненко . ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , не судимого, оставлен без изменения, а апелляционные жалобы адвоката Шинкевича В.Г. и осужденного Мартыненко . – без удовлетворения. Приговором мирового судьи судебного участка № 91 Хасанского района Приморского края от 10.10.2011 года Мартыненко . осужден по ст.258 ч.1 п.«г» УК к штрафу в размере 10000 рублей. Как следует из приговора, Мартыненко 6 ноября 2010 г. незаконно охотился на особо охраняемой природной территории Государственного природного заказника федерального значения «№» в Хасанском районе Приморского края Мартыненко подошел к стоящим на берегу реки Барабашевка государственному инспектору ФГУ «Государственный природный биосферный заповедник «№» ФИО14 и свидетелю ФИО15, при этом от последних не прятался. Утверждая, что Мартыненко на территории заказника не охотился, что охотился он в охотхозяйстве Первичного охотколлектива № . и имел при себе все необходимые документы на охоту. Указывает, что он перешёл речку Барабашевка и вышел на дорогу, которая идёт вдоль берега реки, спасаясь от пожара. Утверждает, что действия госинспекторов и их помощников были незаконны, поскольку никакие документы ими не составлялись, не проверялся ствол ружья на задымленность, не составлялась карта-схема с привязкой к местности. Так же Мартыненко пояснил о своей неосведомленности о том, что находился на территории заказника.
Действия, осуществляемые в ходе проведения предварительной проверки:
Осмотр места происшествия. При осмотре следует обратить внимание на способ прибытия преступника на территорию заказника либо заповедника, преодоление им заграждений, видел ли он указатели, место задержания. Установление орудия преступления. Когда на месте происшествия обнаружен труп животного, целесообразно проводить осмотр со специалистом ветеринаром или зоотехником для установления причины гибели животного, описания и фиксации отдельных частей туши животного, а также имеющихся повреждений.
Опрос задержанных и лиц производивших их задержание (лучше, если это мероприятие проведет сам дознаватель, выясняя у задержанного: местный житель или приезжий; охотник ли он; имеет ли в своем владении оружие; способ проводимой им охоты на данной местности; где именно охотился; на кого охотился; знает ли он местность, ее особенности; была ли им добыт зверь, как он распорядился им; его поведение при появлении сотрудников охотнадзора и сотрудников полиции; оказывал сопротивление при задержании. Затем предоставить возможность задержанному написать объяснение собственноручно с отметкой, что со стороны работников ОВД на него давление не оказывалось. Это нужно для эффективного использования объяснения в последующих допросах задержанного, и склонение его к даче правдивых показаний).
Изучение изъятых у задержанных лиц документов, составление запросов в ЛРО ОВД, охотничьи сообщества, департамент природопользования на предмет выданных лицензий, охотничьих билетов и путевок.
Осмотр предметов и документов. Проведение осмотра единиц оружия либо орудий совершения преступления.
Назначение предварительного исследования оружия.
Истребование характеризующего материала. К характеризующим материалам относятся справки с: места работы, охотсообщества, места жительства.
Поручение проведения ОРМ (установление личности задержанного/задержанных, опрос лиц входящих в круг ближайших родственников и друзей/знакомых задержанного, обследование участков местности, помещений и транспортных средств в целях обнаружения следов преступления) [5] .
В соответствии со ст.144 УПК РФ, срок проверки устанавливается не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении, с возможностью по мотивированному ходатайству дознавателя, начальник органа дознания может продлить этот срок до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. На соблюдение сроков проверки влияет качество первичных данных (документы, протоколы, объяснения), они могут быть составлены неточно либо неполно отражать картину произошедшего. Как правило, виной этому являются недостаточные теоретические знания и знания действующего законодательства, как некоторых сотрудников ОВД, так и сотрудников государственных органов осуществляющих надзор в сфере природопользования (самое распространенное – установление различия вида правонарушения, административное или уголовное).
Во всех случаях, если установлены признаки преступления, предусмотренного ст.258 УК РФ, уголовное дело возбуждается безотлагательно.
Необходимо помнить, что личностные качества браконьеров далеки от идеалов и в частности, в составе группы между ними возникают разногласия, так что незаконная охота может быть сопряжена с совершением преступлений:
Статья 105. Убийство.
Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.
Статья 222. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов.
Статья 222.1. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Статья 223. Незаконное изготовление оружия.
Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений.
Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями.
Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти
Эффективность расследования дел по незаконной охоте в первую очередь зависит от собранного материала в ходе предварительной проверки, его применения в дальнейшем расследования, в зависимости от сложившийся следственной ситуации.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»
Баев О.Я. Основы методики уголовного преследования и профессиональной защиты от него. М., 2009.
Криминалистика для дознавателей: Учебник / Под ред. А.Г.Филиппова. М., 2011.
Криминалистика: Учебник / Под ред. А.П. Резван и др. М., 2006.
Штрафы и наказания за незаконную охоту в 2021 году
Охотник должен помнить, что за незаконную охоту или браконьерство в России предусмотрены разные штрафы и наказания. Ответственность может быть и административной, и уголовной.
В статье рассмотрим, какие штрафы и наказания могут ожидать нарушителей за незаконную охоту в 2020 году.
По разным оценкам в России насчитывается порядка трех миллионов охотников. Большинство из них законопослушные граждане, соблюдающие все законодательные нормы и правила, но есть и такие, которые их нарушают, а иногда совершенно осознанно, например, ведут охоту в заповеднике или добычу зверя вне сезона охоты.
В основе охотничьего права лежат следующие законы:
Чтобы стать охотником, необходимо знать:
Во время охоты, охотник обязан иметь при себе:
- паспорт;
- охотничий билет;
- разрешение на оружие;
- разрешение на добычу охотничьих ресурсов;
- путевку, в случае если охота происходит в частных охотничьих угодьях;
- разрешение, в случае необходимости, на содержание и разведение ловчих птиц.
Основными нарушениями закона считаются следующие действия:
- отстрел дичи без специального разрешения;
- охота в запрещенный период года;
- ловля и отстрел запрещенных видов животных;
- превышение установленных норм отстрела птиц и зверей – самоуправство недопустимо и даже имея соответствующую лицензию, необходимо следовать правилам.
Штрафы и наказания за незаконную охоту в 2021 году
За незаконную охоту в 2021 году могут привлекать к административной ответственности по статье 8.37 КоАП РФ. Она предусматривает такие штрафы и наказания:
Административная ответственность граждан в виде штрафа (КоАП РФ):
- Нарушение правил охоты.
Штраф: 500 — 4 000 руб. + возможна конфискация оружия либо лишение права на охоту до 2 лет (ст.8.37 ч.1).
Штраф для лиц, занимающих должности: 25 000 — 35 000 руб. + возможна конфискация оружия. - Неоднократное нарушение правил охоты.
Штраф: 4 000 — 5 000 руб.+ возможна конфискация оружия либо лишение права на охоту до 1- 3 лет (ст.8.37 ч.1.1).
Штраф для должностных лиц: 35 000 — 50 000 руб. + возможна конфискация оружия. - Нарушение сроков охоты и охота неразрешенными видами оружия.
Для граждан: лишение права на охоту до 1 — 2 лет (ст.8.37 ч.1.2).
Для должностных лиц штраф: 35 000 — 50 000 руб. + возможна конфискация оружия. - Непредставление путевки, разрешения или лицензии.
Для граждан: лишение права на охоту до 1 — 2 лет (ст.8.37 ч.1.3).
Для должностных лиц штраф: 25 000 — 40 000 руб. + возможна конфискация оружия. - Нарушение правил пользования объектами животного мира.
Для граждан: 500 — 1 000 руб. + возможна конфискация оружия (ст.8.37 ч.3).
Для должностных лиц: 2 500 — 5 000 руб. + возможна конфискация оружия.
Для юрлиц: 50 000 — 100 000 руб. + возможна конфискация оружия.
К уголовной ответственности за незаконную охоту могут привлекать по статье 258 УК РФ.
Уголовная ответственность:
- Незаконная охота с крупным ущербом природе, с применением газов, взрывчатых вещество и т. д., охота на запрещенных зверей, охота в охраняемых зонах, на территориях с чрезвычайной экологической ситуацией.
Штраф — 500 000 или менее, или в размере зарплаты и доходов за 2 года, или лишение свободы до 2 лет. - Незаконная охота с использованием должностных и служебных полномочий, а также по сговору, или с особо крупным ущербом.
Штраф — 500 000 — 1 000 000 рублей, или зарплата и иные доходы за 3 -5 лет, или лишение свободы до 3 — 5 лет + возможно лишение прав заниматься какими-то видами деятельности. - Охота на виды животного мира, включенные в Красную книгу. Актуальную Красную книгу животных можно скачать на официальном сайте Минприроды РФ.
Обязательные работы до 480 часов или исправительные работы до 2 лет + возможен штраф до 1 000 000 рублей или зарплата и доходы за 2 года + возможно или ограничение свободы до 1 года.
Свежую информацию о новых штрафах и наказаниях за нарушение правил охоты всегда можно узнать непосредственно из КоАП РФ и УК РФ. В КоАП РФ нет поименного списка штрафов за каждое конкретное нарушение, но есть общие формулировки, под которые попадают конкретные нарушения. Например, мера ответственности за охоту без лицензии на утку, или бобра, не предусмотрена, но есть общая статья — нарушение правил охоты.
В некоторых случаях, суд может сделать поблажки злоумышленнику. Об исключениях читайте подробно в статье 8.37 КоАП РФ, а также обращайте внимание на судебную практику.
Кто принимает решение об административной ответственности
В контроле над охотой в РФ участвует множество структур. Это и исполнительная власть субъектов, муниципалитетов, Министерство природных ресурсов, а также сами природоохранные организации.
Решение об административной ответственности может быть вынесено в суде. Все «споры в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов размешаются в судебном порядке». Об этом гласит статья 56 ФЗ-№209 «Об охоте».
Заметьте, что на месте правонарушения инспектор вправе оформить акт и соответствующие документы, собрать доказательства, обыскать вещи или транспортное средство браконьеров, но выписать квитанцию на штраф он не может.
Собрав все сведения, он направляет документацию в правоохранительные органы, в суд с просьбой привлечь нарушителя к административной или уголовной ответственности. Далее вопрос будет решаться на другом уровне.
Особенности наказания за незаконную охоту
Перед тем, как пойти на охоту, охотник должен помнить о правилах. Нарушение Правил охоты и действующих законов может повлечь непоправимые последствия. Вид и мера наказания в России определяется судом.
Как правило, суд обращает внимание на такие нюансы:
- Серьезность правонарушения.
- Особенности последствий, которые наступили в результате действий гражданина. Например, в какой мере был нанесен вред природе.
- Размер причиненного ущерба.
Что касается конфискации, то конфискация оружия или орудий охоты — первое дело инспекторов. У них есть полное право конфисковать у вас их за нарушенные Правила.
Штрафы и прочие виды наказания введены для того, чтобы у граждан не было желаний стать браконьером или незаконно поохотиться. Поэтому, отправляясь на охоту, рекомендуем иметь все необходимые разрешения и лицензии, и не отстреливать животных, занесенных в Красную книгу, какими бы привлекательными они не казались.