Вот вам три охоты потому что если схема

Проект урока русского языка 9 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22

г. Ульяновска имени Василия Тезетева

с углубленным изучением иностранных языков

Проект урока русского языка

«Разделение запятой рядом стоящих союзов»

Автор: учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

Ульяновск 2014 год

— сформировать у учащихся

а) знание пунктограммы на стыке союзов при разрыве предложений;

б) знание отличий одиночных и двойных союзов;

в) умение находить место разрыва в предложении и определять границы придаточных предложений;

г) умение находить место разрыва предложения в речи;

д) умение выделять запятыми границы придаточных предложений на письме;

е) умение интонационно выделять при чтении место разрыва в предложении.

а) устную и письменную речь;

б) логическое мышление;

в) умение использовать сложные конструкции в речи.

— воспитывать чуткое отношение к языку писателей.

Актуализация изученных знаний по теме «Сложное предложение с разными видами связи»

Проверка домашнего задания:

1 уровень сложности: № 544 (1 человек у доски выполняет упражнение).

2 уровень сложности. № 544, Составить таблицу по теме «Знаки препинания в бессоюзных предложениях», привести примеры. (1 человек отвечает с места по таблице).

3 творческий уровень. Сочинение-миниатюра с использованием предложений с разными видами связи. (1 человек с мета зачитывает сочинение).

Актуализация изученных знаний по теме «Двоеточие и тире в бессоюзном предложении»

Графический диктант. Учитель читает предложение. Учащиеся чертят схему предложения в тетради.

1. Буревестник – интересная птица.

2. При взлёте буревестник напоминает самолёт: он не может сразу оторваться от воды, ему нужен разбег.

3. Обтекаемые и прямые в полёте крылья делают его похожим на истребитель – техника полёта у него просто изумительная.

4. А на воде он совсем другой: тут он похож на большого смирного голубя.

5. Увидит буревестник в небе добычу – смирный голубь превратится в хищника.

Учащиеся сверяют свои работы с написанным на доске. Сами определяют свой уровень.

Актуализация изученных знаний по теме «Сложное предложение с разными видами связи»

У доски отвечает 3 ученика.

1 уровень сложности. Вставить пропущенные буквы, объяснит орфограммы и знаки препинания. Найти грамматические основы, объяснить знаки препинания.

Солнце спряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчика.

( Повествовательное, невосклицательное, сложное состоит из 3 частей, с разными видами связи, союзное, 1,2 сложносочиненное, одновременность, 1-2, 3 – сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным времени;

1 – простое, двусоставное, личное, распространенное, полное, неосложненное;

2- простое, двусоставное, личное, распространенное, полное, неосложненное;

3 — простое, двусоставное, личное, распространенное, полное, осложнено однородными подлежащими).

Читайте также:  Особенности композиции пьесы утиная охота

2 уровень сложности. Составить схему, дать характеристику этого же предложения.

3 творческий уровень. Составить схему по условию:

1. 3 части и 1 запятая.

2. 2 части и ни одной запятой.

3. 2 части «опасный союз» и 1 запятая.

4. 2 части и 2 запятые.

Все остальные учащиеся в это время повторяют орфограмму «Чередование гласных в корне». Словарный диктант с объяснениями.

Загорелый, озарять, коснуться, склонять, располагать, вымокнуть, сровнять (с землёй), равнение ( в рядах), росток, зарастал, запереть, постилать, начинать.

Изучение нового материала по теме «Разделение запятой рядом стоящих союзов и союзных слов и (но) если, и (но) когда, что если…»

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы или 2 подчинительных союза.

Нужно ли ставить между ними запятые? При каких условиях? На доске записаны 2 пары предложений. Рассмотрим первую пару. В чем их сходство и различие с точки зрения построения? Понаблюдайте за интонацией.

1. По небу носились тучи, и, хотя шёл третий час дня, было темно.

2. По небу носились тучи, и хотя шёл третий час дня, но было темно.

В этих предложениях по три части. В этих предложениях разная последовательность частей: в 1- третья часть разрывает вторую; во 2 – части следуют друг за другом. В 1-м предложении есть запятая между союзами, во втором нет. В 1-м предложении два одиночных союза, а во втором один двойной.

Попробуйте сделать вывод: на стыке союзов при разрыве предложения запятая ставится, если нет второй части двойного союза.

Можно использовать прием проверки: приём перестановки (переставить придаточное предложение).

Проверка: 1. По небу носились тучи, и было темно, хотя шёл третий час дня.

Во 2 предложении этого не получится.

Рассмотрим вторую пару предложений:

1. Он сказал, что, если будет свободен, вечером придёт ко мне.

2. Он сказал, что если будет свободен, то вечером придёт ко мне.

Анализируем по той же схеме.

Первичное закрепление (для всех уровней № 547).

1. Списывание с грамматическим заданием: сделать анализ предложения, используя алгоритм, составить схему. (Отвечают два ученика с места).

Вывод: при разрыве предложения на стыке союзов, если есть вторая часть двойного союза, будем ставить запятую.

2. Отвечаем на вопрос из упражнения № 548.

Чтобы проверить, нужно ли ставить запятую между двумя рядом стоящими подчинительными союзами, исключим придаточное, которое начинается со второго союза.

Если предложение исключается, ставим запятую.

3. 3. А материале № 545 ( 4 предложение) докажем, что запятой не нужно, с помощью перестановки придаточного предложения.

Вторичное закрепление (проходит по уровням).

1 уровень сложности: № 547 (3, 4, 5). Осложнённое списывание: списать, расставить знаки препинания, графически выделить грамматические основы предложений, союзы, указать номера частей. Сделать орфографический разбор.

Читайте также:  Охота заяц беляк без собаки

2 уровень сложности6 № 547 (3,4,5). Списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические, основы, составить схемы предложений.

3 творческий уровень: № 547 (3, 4, 5). Составить схемы предложений, не записывая предложения в тетрадь. К одной из них придумать своё предложение.

Проверка задания проходит у доски. Отвечают по одному ученику с каждого уровня. Один ученик – 3-е предложение, второй – 4-е предложение, третий – 5-е предложение.

Комплексное применение знаний с использованием дидактического материала.

1 уровень. Поработайте редактором. Перепишите предложения, поставив недостающие знаки и обозначив «потерявшиеся» основы.

1). Потом я простился сказал что если можно завтра снова зайду и ушёл.

2). Горничная была сирота которая чтобы кормиться должна была поступить в услужение.

2 уровень. Мысленно делая графический разбор, расставьте знаки препинания и определите, к какому предложению относится эта схема.

1) Николай то умолял мать простить его и Моню и согласиться на их брак то угрожал матери тем что ежели Соню будут преследовать то он сейчас же женится на ней тайно. (Л.Толстой).

2) Так вот она говорила что с жёлтыми цветами в руках вышла в тот день чтобы я наконец её нашёл и что если бы этого она отравилась бы потому что жизнь её пуста. (М.Булгаков).

3 уровень. Выпишите только те элементы предложения, которые влияют на пунктуацию. Не забудьте поставить знаки препинания!

Ключ к заданию с обратной стороны карточки.

1) Шёл крупный пушистый снег и красил в белое мостовую лошадиные спины шапки извозчиков и чем больше темнел воздух тем белее становились предметы. (А.Чехов).

2) Мело весь месяц в феврале

Свеча горела на столе

Свеча горела. (Кто автор?)

1. Мы знаем, что, когда берёшь грибы, лучше их срезать ножом, нежели выдирать с корнем, потому что грибница разрушается. 2. Растение живет и размножается под землёй, так что, если вы увидите стайку ландышей в лесу, надо иметь в виду, что вы видите одно растение. 3. Сходство между цветами дополняется ещё и тем, что, когда солнце уходит надолго или на ночь, одуванчики закрывают свои цветы и гаснут.4. Вот вам три охоты потому, что если называть охоту собирание грибов, то чем хуже земляника и орехи. 5. Потом начали разрастаться деревья и кусты, которые, как редко я их ни сажал, через три года перепутались, образовали густоту. (В.Солоухин).

1. [- = ], (что, (когда…), …), (потому что…).

2. [- = ], (так что, (если…), …), (что…).

Читайте также:  Охотники за приведениями перец

4. [- = ], (что если …), то (…).

5. [- = ], (которые, ( как …), …).

Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать. (Л.Толстой).

Домашнее задание: Подобрать 3 примера на изученное правило.

Упражнение 1.
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
1) Мы знаем что когда берёшь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается. 2) Растение живёт и размножается под землёй так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение. 3) Сходство между цветами дополняется ещё и тем что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут. 4) Вот вам три охоты потому что если называть охотой собирание грибов то чем хуже земляника и орехи! 5) Потом начали разрастаться деревья и кусты которые как редко я их ни сажал через три года перепутались образовали густоту. (В. Солоухин)

Упражнение 2.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
1) Когда стих грохот колес на каменной мостовой Кипренский услышал свежий шум воды в городских фонтанах вода журчала и пела наполняя ночь усыпительным плеском (Паустовский). 2) Весь сад нежно зеленел первою красою весеннего расцветания не было еще слышно летнего сильного гудения насекомых молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве да куковала кукушка перемещаясь всякий раз да издалека из-за мельничного пруда приносился дружный грачиный гам подобный скрипу множества тележных колес (Тургенев). 3) Ветер гнал волны огня прямо на Кремль точно хотел чтобы огонь истребил чужеземцев забравшихся в русскую святыню Наполеон попробовал выйти на балкон но до чугунных перил нельзя было дотронуться так они накалились несмотря на то что пожар был довольно далеко от дворца (Раковский). 4) А взглянешь на бледно-зеленое усыпанное звездами небо на котором ни облачка ни пятна и поймешь почему теплый воздух недвижим почему природа настороже и боится шевельнуться ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни (Чехов). 5) Если он не хотел чтобы подстригали деревья деревья оставались нетронутыми если он просил простить или наградить кого-либо заинтересованное лицо знало что так и будет он мог ездить на любой лошади брать в замок любую собаку рыться в библиотеке бегать босиком и есть что ему вздумается

Оцените статью
Adblock
detector