Правильная рыбацкая лодка
Ученого учить…
Наши рыболовы используют для рыбалки разные виды лодок: долбленки, дощатые, фанерные челноки, секционные и складные, резиновые и ПВХ, байдарки и даже водные велосипеды. Загляните в любую лодку — почти в каждой увидите как минимум поплавочную удочку, а чаще спиннинг с кучей блесен, джиг-головок и воблеров. И если вы решили серьезно заняться рыбалкой, то и оборудованием лодки надо заняться основательно. Лодка настоящего рыбака сильно отличается от «обычной» лодки, в ней нет мелочей, все очень тщательно продумано.
У каждого рыбака свои хитрости в компановке рыбацкой лодки и мы попытались обобщить опыт.
Мы отправимся на рыбалку, чтобы определить минусы неподготовленной лодки.
Подготовка
На причале лежат спиннинги, подсак, ящик с рыболовными снастями, садок, два якоря, провизия, теплая одежда, канистра с бензином, термос. Все это необходимо уложить в лодку, но кроме тесного носового отсека в ней ничего нет: ни полочек, ни ящиков, не спиннингодержателей, ни отсека для канистр. Будем рассовывать по углам и вот уже и без того тесный кокпит оказывается загроможденным. Попробуйте при этом запомнить, где что лежит, чтобы в нужный момент иметь все необходимое под рукой!
Разместились, сели, поехали
Нужно первым занять «заветное» место, тут два выхода: либо раньше вставать, либо иметь более быстрый/мощный мотор. Но при сильном ветре, даже с мощным мотором только на хорошем катере можно быстро и безопасно идти по волнам. Так что если ваш водоем славиться частыми и внезапными волнами (как наша «Рыбинка») и Вы любитель дальних переходов, вам подойдет не каждая лодка.
Продолжим нашу «рыбалку». Мы пришли на «заветное» место, промокшие от брызг и уставшие от тряски. Правда здесь уже выстроилась вереница лодок. Надо бросать якорь. На вытягивание и разматывание якорного фала уходит драгоценное время. У нас нет ни вьюшек, ни лебедок, ни роульсов. Кормовой якорь отдать легко, а вот с носовым сложнее, надо перелезть через лобовое стекло и, балансируя на скользящей палубе, пробираться вперед (надо сказать, что рыболову эти стекло и носовая палуба только мешают — до носа не добраться).
Закидывай
Лов начался: спиннинги собраны, пора сделать заброс. Сидя неудобно, вы обязательно за что-нибудь зацепитесь, надо приподняться, но шум и раскачивания лодки при этом неизбежны.
Но вот поклевка и большая рыба натягивает леску, бросается то влево, то вправо, но вы не можете следовать за ее рывками: слишком тесно, мешают вещи под ногами. Подтягиваем рыбу к борту, теперь надо, не выпуская из рук спиннинга действовать подсаком. Осторожнее! Перегибаться через борт не стоит.
Большая щука и полосатые окуни бьются в лодке. Теперь рыбу надо положить в садок, чтобы она не уснула до возвращения домой. А при переезде с места на место придется вынимать садок в лодку. А там и так места нет…
Вот такая получилась у нас «рыбалка». Теперь постараемся сделать вашу лодку удобной и чтоб в ней всё было на своих местах.
Как правильно
Если лодка покупается для рыбалки, то ее размеры, оборудование, комплектация и т. п. должны соответствовать своему целевому назначению.
Корпус и мотор
Итак, первые требования, которые на наш взгляд можно предъявлять к рыболовной лодке — это высокая скорость, грузоподъемность из расчета три человека плюс запас горючего и рыболовное снаряжение, высокая остойчивость, достаточная мореходность (под ней понимается возможность поддерживать высокую скорость хода при движении на волне, в непогоду).
Носовой палубы нет, но и нос лодки полностью в распоряжении рыболова. Пост управления оборудован в виде консольного пульта, расположенного у одного из бортов, так, чтобы обязательно остался необходимый рыболовам свободный проход от кормы до носа.
Мощный подвесной мотор необходим при переходе к месту ловли. Дополнительный, маленький мотор (лучше электромотор) — для троллинга. Электромотор можно установить на носу.
Если нахватает денег на хороший катер, мотор и оборудования — купите хороший катер и мотор, а подкопите денег и докупите дополнительное оборудование. Многие рыболовы приносят комфорт в жертву скорости и маневренности.
Оборудование
Сиденья. Мягкие, удобные, вращающиеся, легко переставляются со штатного места на нос и корму. При их наличии рыболовы не будут мешать друг другу. С такого кресла очень удобно «облавливать» все пространство вокруг лодки, а если сделать его регулируемым по высоте, то можно увеличить дальность забросов.
Дно кокпита должно представлять собой сплошной горизонтальный настил. Покрытие этого настила не должно скользить, легко убираться и не бояться бензина и масел.
Швартовые утки должны иметь такую форму и расположение, чтобы за них ничего не цеплялось. Очень быстро можно достать якорь из якорного ящика и аккуратно положить в воду через установленный на носу роульс.
Шкафчики вдоль бортов в специальных скобах держателях. Все под рукой, ничего не мешает.
Бензобак, аккумулятор (в боксе), инструменты разместить в отдельном отсеке (в лодке не будет пахнуть бензином). Отсек этот должен быть где-то рядом с мотором.
В центре лодки целесообразно оборудовать живорыбный садок. Был бы полезен и холодильник, вернее термоящик.
Навигация и эхолот (и рыбу «покажет», и об отмели предупредит) должны быть под рукой и хорошо видны.
P. S. Примеры правильных рыбацких лодок:
Вот такая получилась лодка для рыбалки
Самодельная лодка из фанеры (мастер-класс, фото, пошагово)
Вот и дошли руки до осуществления давней мечты, принялся строить лодку. Для первого раза выбрал лёгкий проект, ну так сказать для тренировки. Съездил на производство аналогичных лодок в Череповец и там кое что подсмотрел и прикупил недостающих материалов, за что отдельное спасибо хозяину верфи.
Вот такая должна получиться лодка:
Сегодня раскроил листы фанеры и приступил к самому важному и сложному на мой взгляд процессу- это заусовка и склейка листов фанеры. Т.к. длина лодки превышает длину стандартных листов фанеры, то их приходится сращивать, для этого существует много способов, но я выбрал самый технически сложный, но и более эстетичный вариант склейки «на ус».
Обрабатываем листы фанеры сначала при помощи рубанка, а потом шлифмашиной.
Вот так выглядит это в процессе обработки.
Вот так листы должны прилегать и склеиваться.
После подгонки деталей склеил их и поместил под пресс.
Вот пока все подготовительные работы по лодочке, после того как листы склеятся приступлю к разметке и раскрою деталей.
Сначала соединение «на ус» отрабатывал на обрезках фанеры и на это страшно было взглянуть, но опыт пришел при работе на «чистовом» варианте 🙂 Надеюсь и дальше все осилю.
Основные данные:
Длина наибольшая. 2,64 м
Ширина наибольшая. 1,28 м
Высота борта. 0,38 м
Масса корпуса. 30 кг
Грузоподъемность. 180 кг
Экипаж . 2 чел.
Допустимая мощн. п/мотора. 2,5 л.с
Сегодня был день плодотворной работы и больших продвижений 🙂
Вытащил листы из под пресса и удалил планки между которыми они были зажаты. Стык получился ровный и очень крепкий(пробовали потом ломать обрезки от дна, лопает не по стыку листов). Таким образом получили заготовки нужной длинны для изготовления лодки.
Начинаю разметку с набивки осевой линии, от нее потом пойдут все размеры.
Вот начертил дно лодки, вроде красиво получилось:
Начинаю резать. Лобзик желательно брать с большими оборотами, пилки применять для фигурного реза фанеры, чтобы не рвать края листов.
Ведем строго по разметке 🙂
Вот половина дна готова.
А вот дно целиком 🙂
Борт размечаем один, потом накладываем две заготовки друг на друга и скрепляем струбцинами, после чего вырезаем оба борта сразу.
Размечаю и выпиливаю транец.
В местах стыка листов фанеры снимаем фаску шлифмашиной и приступаем к шитью лодки скрепками из медной проволоки.
Работы ведем от кормы к носу.
В таком деле без помошника не обойтись.
Я тоже усердно стараюсь сшить все красиво 🙂
Вот такие швы получаются.
Вот лодка и готова 🙂
Примерка под себя 🙂
Сегодня реально продвинулся к финальной стадии завершения проекта 🙂
Первым делом протянул все скобы посильнее. Проверил геометрию лодки. Потом зубилом обсадил скобы на внутренних стыках бортов. После всего этого вырезал временные распорки и закрепил их в местах установки шпангоутов.
Занимаясь этими делами в новом помещении постоянно чувствовал на себе взгляд. Вот кстати вид расправленной лодки с кормы.
Для более ровного формирования швов решил набить линии малярным скотчем, вроде получилось красиво.
Склеивать решил вечером, а пока расчертил шаблоны шпангоутов и начал их сборку.
Вот готовые шпангоуты, собраны на эпоксидном клею и саморезах.
Наконец то приступил к проклейке внутренних швов, не думал что это такая кропотливая работа 🙂 Для первого раза вроде все отлично получилось. Смола нормально пропитала стеклоткань, пузырей нигде нет.
Вот такой получается шов, ровный и прозрачный. На фото видно что через три слоя стеклоленты просвечивает структура дерева, значит все в норме.
Вот что было сделано в прошлый раз: подогнаны шпангоуты и прикручены привальные брусья.
Сегодня установил шпангоуты на место и закрепил на клею и саморезах, вырезал усиливаюшие накладки на транец.
После этого перевернул лодку, удалил все скрепки из проволоки и приступил к скруглению стыков шва.
И вот когда все подготовленно приступил к оклейке внешних швов.
Швы получились ровные и хорошо пропитались, даже самому нравится.
Сегодня закончил работы по формированию корпуса лодки, в следующий раз установлю скамейки и приступлю к подготовке к окраске.
Борта скреплены не только клеем, а еще армированы тремя слоями стеклоленты с каждой стороны, это получается уже стеклопластик. Саморезы из шпангоутов можно вообще вывернуть, они там после склейки уже не нужны будут. Некоторые кстати так и делают. Такую лодку можно собрать вообще без единого шурупа в корпусе.
Сегодня пошел делать лодку только под вечер, т.к. ждал когда клей хорошо схватится. Проверил наружние швы, очень понравилось как сделано, получился крепкий стеклопластик. После этого решил сделать планки под скамейки. Так же вырезал и подогнад форштевень на нос лодки.
Вот приделаны рейки передней скамьи.
Вот средняя скамья.
Еще вырезал рейки и на заднюю скамью, но их пока еще рано устанавливать.
Видимо растягивая удовольствие от процесса, а может из желания сделать все качественно, делаю лодку не торопясь и понемногу 🙂
Сегодня закупился клеем, саморезами и качественными пилометериалами без сучков. Все это предназначалось для установки киля и наружних стрингеров. Эти необходимые элементы придадут большую прочность дну, а так же защитят лодку во время швартовки к берегу, предохранят от царапин лакокрасочное покрытие.
Вырезал рейки, отшлифовал и установил их на место при помощи клея и саморезов.
Так же сегодня установил форштевень и носовой рым болт для привязки веревки или якорного каната.
На сегодня работу пришлось остановить, т.к. все это дело должно прочно схватиться, для этого применил еще дополнительные грузы.
Еще кстати вырезаны уже заготовки скамеек, но они будут устанавливаться после покраски лодки изнутри.
Чем крупнее лодка, тем меньше выездов на рыбалку. Почему так
«Когда у меня была ПВХ-шка длиной 3,2 метра и старенькая Yamaha 8, я рыбачил два раза в неделю. Два года назад поменял комплект «на побольше». Теперь у меня мотор-пятнашка (раздушенный Suzuki 9,9) и лодка 3,9. Веришь-нет, рыбачу всего два раза в месяц. И то, если напарник может поехать». Так жаловался в прошлом году, один мой приятель.
Какое важное качество объединяет все рыбацкие лодки?
Не важно, из чего сделанные. Надувные ПВХ-шки или корпусные (алюминий, дюраль, пластик). Новые или старые.
Лодка не должна мучить своего хозяина. Не должна тянуть из вас деньги — как дорогая, мощная машина — за которую надо много лет выплачивать кредит. Не должна срывать вам спину — когда корячите её на высокий берег, по мокрой глине.
С максимально большой и тяжелой лодкой, вы поедете на рыбалку только с напарником. И не на один день (а то и на пол-дня). Ну, не возиться же с лодкой, из-за трёх часов рыбалки.
*** Спасибо всем, кто нажал «палец вверх» ***
Какой размер лодки и мощность мотора — самые удобные для рыбака?
Как всегда в жизни, одного — самого точного ответа нет. Но есть 3 простых правила, которых следует придерживаться, выбирая размер лодки для рыбалки (а уже по лодке — мощность мотора).
Ниже — они перечислены. Затем — вывод.
1. Размер (а главное вес) лодки должен позволять вам — ездить на рыбалку одному. Многие предпочитают рыбачить с напарником — так веселее, безопаснее и удобнее. Но если у вас появится желание порыбачить одному (или напарник не сможет поехать) — для вас не должно быть проблемой: разгрузить, накачать, спустить на воду вашу лодку.
А после рыбалки — всё в обратном порядке.
Для рыбацких ПВХ лодок, считаю 3,4 — 3,6м. с моторами от 8 до 9,9 л.с. Но это личное мнение. Для моих условий.
Но уже давно ушел от надувных лодок — к корпусным.
У меня небольшая, лёгкая, алюминиевая лодка «Крым». Иногда появляется мысль — купить что то покрупнее. С мотором помощнее. Но тогда я уже не смогу, вот так — за 15 минут, скинуть лодку на воду (из гаража на лодочной станции) и порыбачить пол-дня, недалеко от города. Тяжелую лодку придётся ворочать вдвоём.
2. Скорость — ничто. Удобство — всё! Лодка вам нужна для рыбалки, а не для рекордов скорости. Для скорости нужны узкая лодка с максимально мощным мотором. Для рыбалки — пошире, посвободнее. Мотор такой мощности — чтоб уверенно выводил вашу лодку в режим глиссирования (а мощнее. — мощнее можно, но только если вас не напрягает вес мотора) . Удобство и радость от рыбалки — важнее.
3. Не покупайте лодку новой, неизвестно фирмы. Особенно, по интернету — даже по самой сладкой цене. Покупайте лодку от производителя, которого проверили и советуют ваши знакомые. Или люди, которым вы доверяете.
Это невеста не нужна — которую все попробовали и хвалят. А модель лодки, как и машины — должна быть проверенна другими. Неизвестная, загадочная экзотика тут ни к чему. Надёжность на воде — важнее.
Итог: Лодка для рыбалки — должна быть удобной, лёгкой, надёжной. Ошибка, думать что чем крупнее лодка — тем лучше. Это счастье, когда ты можешь выехать на реку, даже на пол-дня. С напарником или один. Быстро накачать и сбросить на воду свою ПВХ-шку. И дойти до ближайших коряг со злыми щуками.
Если по дороге к этим корягам, мимо пролетит шикарная пятиметровая лодка с мотором мощнее чем у твоей машины — это не вызывает зависти в душе рыбака. Ну — есть у человека свободные деньги и стоянка на воде — так и дай ему бог здоровья! Пусть радуется.
А завидовать рыбак может только тому — кто поймал судака, килограмм на 12. Да и то так, не очень. Рыбаки, люди добрые и не завистливые. Всем добра и приятных трофеев на рыбалке!
Заходите, общайтесь — канал «Лодочник» ВКонтакте.