- Рыбалка на Волго-Донском канале, свои тонкости и хитрости
- Рыбалка в Волгоградской области
- Куда поехать
- Рыбалка на Дону
- Рыбалка на Волге
- Отчеты о рыбалке в Волгоградской области
- Базы отдыха
- Волго-Донской судоходный канал
- Волгодонский канал: характеристики и описание канала
- Первая попытка соединения двух рек
- Попытка Петра I
- Основные проекты
- Утверждение проекта
- Кто возводил канал
- Срок возведения и использованная техника
- Открытие канала, его протяженность и глубина
- Водохранилища и шлюзы Волгодонского канала
- Значение канала
- Основные достопримечательности
- Волгодонский канал сегодня
Рыбалка на Волго-Донском канале, свои тонкости и хитрости
При строительстве Волго-Донского канала, его будущую трассу прокладывали по руслам малых рек донского бассейна, богатых рыбой, да и канал соединяет две весьма рыбных реки России, поэтому не удивительно, что и сам канал является излюбленным местом у любителей рыбалки.
Итак, на канале очень охотно ловится карась, карп, лещ, плотва, голавль, линь, бычок, окунь, сазан щука и многие другие. Это основные. Если с хищником всё более менее стандартно – ловятся на спиннинг с различными блеснами, то с карповыми есть свои тонкости.
Побродив по берегам канала, и пообщавшись с разговорчивыми рыбаками на тему наживки и снастей я выяснил, что большинство ловит рыбу на классическую поплавочную удочку. На втором месте донные снасти, а именно фидер. А вот с наживкой у всех по-разному. На первом месте оказалась консервированная кукуруза, по словам рыболовов, на неё прекрасно идёт лещ и карась. На втором месте были черви. Самая универсальная наживка. На неё можно поймать практически любую рыбу, обитающую в канале. На третьем месте совершенно неожиданная наживка – сыр! Буквально на моих глазах дедушка, используя плавленый сырок, вытащил серьёзного такого леща. И те, кто использовал сыр, разделились на два лагеря. Одни использовали плавленый сыр, другие твёрдый, натуральный. По их словам, рыба не любит ничего искусственного, и сразу поймёт, что сыр ненастоящий. Ну и менее популярная наживка – это различные насекомые, в основном кузнечики. Этот вид сложнее всего добыть. Один весёлый рыболов рассказал, что перед рыбалкой садится в свою старенькую ниву и едет в поле. Там в окно он вытягивает сачок и ездит, тревожа кузнечиков и собирая их.
Я решил попробовать рыбалку на первые три варианта. Накопав червей, купив сырок и кукурузу и взяв донную снасть с кормушкой, отправился на каменистый берег канала.
Рыбалка рыбалкой, но канал работает
фото автора
Начал рыбалку с наживкой из сыра и классическим подсолнечным жмыхом в кормушке. За сорок минут ни одной поклёвки. Но я и не особо верил в успех. Второй вариант – черви. Рыбалка пошла заметно веселее. Радовал поклёвкой и окунь, и подлещик и плотва. Но крупных экземпляров не было.
Наконец пришло время кукурузы. Честно говоря, в успех этого способа я тоже не сильно то и верил, но первая же мощная поклёвка через несколько минут после заброса, и выловленный карась, быстро развеяли сомнения. Следующий час подарил мне очень динамичное времяпрепровождение, карась сменялся крупным подлещиком, лещом, затем, вновь карасем. В итоге до темноты было поймано шесть хороших экземпляром карася, лещ на полкило и пара хороших подлещиков. Мысленно поблагодарив рыбаков за дельные советы, собрав улов, я, в предвкушении вкусного ужина, поставил на огонь коптильню.
Рыбалка в Волгоградской области
Навигация по странице
Волгоградская область — это отличный регион для любителей хорошей рыбалки. Рыбные ресурсы области обеспечило уникальное природное положение. Здесь протекают Волга и Дон, расположен Волго-Донской судоходный канал, есть несколько водохранилищ и уникальный природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», а также множество других мест. Рыбалка в Волгограде и Волгоградской области может быть не только «дикой», но и вполне комфортабельной — в регионе работают сотни баз отдыха.
Водоемы области можно отнести к двум бассейнам: Волжско-Каспийскому и Азово-Черноморскому. Для каждого бассейна определены свои условия, касающиеся допустимого веса, размеров улова, запрещенных снастей, штрафов за нарушения. Рассказываем об этих особенностях и о том, где получится удачная рыбалка в Волгоградской области.
Куда поехать
Волгоградская область привлекает своей широкой географией. Здесь находится огромное количество мест, где можно хорошо порыбачить, отдохнуть от городской суеты и трудовых будней.
Рыбалка на Дону
Хутор Вертячий. В этой местности водятся судаки, хищные щуки, жерех. Чтобы порадовать себя хорошим уловом нужно приезжать в утреннее время или после захода солнца. Днем здесь активно плавают окуни, которые начинают охоту на плотву.
Место, где пересекается река Дон и Иловля. Сюда приезжают люди с других регионов и ближайших областей. Здесь можно поймать судака. Из трофейных экземпляров удается поохотиться на щуку, жерех, сазана, подлещика. Более опытные рыбаки советуют брать поплавочные удочки, усиленные спиннинги, а также закидушки.
Притоки Медведицы и Хопры. Сюда приезжают люди, которые хотят поймать настоящих хищников. Для успешного улова нужно взять с собой приманку и наживу.
На реке Дон есть и другие места, где можно хорошо и продуктивно провести время. Это — Вилтов, хутор Стародонский, остров Разинский.
Рыбалка на Волге
Рыбалка на Волге в Волгоградской области приобретает уже не только южную, но и «морскую» специфику. Климат жаркий, следовательно, актуальным становится хотя бы приблизительный прогноз погоды – и клёва рыбы, которой насчитывается до 80-ти видов. Водохранилище, более двух сотен малых притоков, и ощутимая уже близость Каспия создают суммарно уникально сложную и интересную экосистему.
Старая Ахтуба и окружающие её ерики Чапурники и Могущевск. Однии из лучших мест для ловли. Карась и подлещик, крупные густера с плотвой здесь буквально ходят табунами, а приглядывают за ними щука, судак и окунь. Каждую обнаруженную ямину и омут стоит проверить на наличие 3-5 килограммовых сомиков, песчаные же отмели изобилуют сазаном и линем.
Район Знаменска. Традиционное место лова очень крупных карасей и судаков. При впадении рек Цимла и Аксай можно встретить довольно редкую, но тем более желанную для опытного рыбака добычу – рыбца и синца.
Волгоградское водохранилище. В его водах встречаются белый амур и толстолобик, рекордных размеров сомы и сазаны, а особо удачливым достанутся пресноводный угорь и даже стерлядь.
Отчеты о рыбалке в Волгоградской области
Актуальные отчеты 2021 года о рыбалке в Волгоградской области можно найти на региональных группах во ВКонтакте, посвященных рыбалке, а также на специальных форумах:
Базы отдыха
Название | Расположение | Цена, руб/сут |
---|---|---|
База отдыха Дон | Вертячий | от 300 |
Турбаза Рай-Город | Красноармейский район | от 1000 |
База отдыха Лада | Средняя Ахтуба | от 1500 |
База отдыха Жемчужина Дона | Вертячий | от 2000 |
База отдыха Ахтуба Вилладж | Средняя Ахтуба | от 1500 |
Турбаза Каршевитое | село Каршевитое | 3500-7500 |
КОЦ Касатка | Паньшино | 1500-25000 |
Турбаза Донские зори | район Серафимовичский | 250-1600 |
Турбаза Частная дача | Красноармейск | 2000-7000 |
При выборе базы также учитывайте дополнительные расходы (аренда лодок, услуги егеря/проводника и т. д.).
Волго-Донской судоходный канал
Волго-Донской канал — судоходный канал, расположенный на территории Волгоградской области (Россия), соединяющий реку Волгу с рекой Дон. Канал был построен в 1948 — 1952 годах. Он является важным звеном Единой глубоководной системы Европейской части России, связывая Азовское и Черное море с Каспийским, а через Волго-Балтийский канал и Беломорско-Балтийский — с Балтийским и Белым морем.
Длина Волго-Донского канала — 101 км, из них 45 км приходится на водохранилища. Гарантированная глубина канала — 4 метра, ширина — от 80 метров. Всего на канале построено около 100 гидротехнических сооружений, в том числе: 13 однокамерных шлюзов, три насосные станции, 22 участка судоходного канала, два ремонтных заграждения, три плотины, 17 дамб, 11 лотков.
Уровень Дона на 44 метра выше уровня Волги, поэтому канал питается донской водой, которая подается в водораздельные водохранилища канала — Карповское, Береславское и Варваровское, а оттуда поступает в канал.
Канал берет свое начало в городе Волгограде, где расположен шлюз №1 и шлюз №2, а с рекой Дон соединяется на западе Волгоградской области, в районе поселка Пятиморск, где расположен шлюз №13. Также в состав канала входят два шлюза, расположенные на реке Дон: шлюз №14 и шлюз №15 в городе Волгодонск Ростовской области.
В составе шлюзов канала можно выделить Волжскую лестницу, по которой суда поднимаются от Волги к водоразделу с Доном на высоту в 88 метров (шлюзы №1 — №9), а в составе нее — Чапурниковскую лестницу шлюзов (9 км), которая включает в себя шесть шлюзов (№4 — №9) в которых суда поднимаются на 50 метров.
Архитектурное оформление объектов канала
Тематика оформления судоходных шлюзов и гидротехнических сооружений канала посвящена победе в Великой Отечественной войне, а также прославлению советского народа и СССР. Авторы архитектурной обработки сооружений канала: Поляков Л. М. — руководитель; Бирюков С. М., Борис Г. Г., Демидов С. В., Ковалев А. Я., Мусатов В. В., Паньков М. В., Рочегов А. Г., Топунов Ф. Г., Якубов Р. А.; скульптор Мотовилов Г. И.; инженеры: Жук С. Я., Марсов В. А., Осколков А. Г., Шахов Н. В., Савиных Е. А.
Судоходство и навигация на Волго-Донском канале
Грузоперевозки и круизы по Волго-Донскому каналу
80% трафика судов приходится на грузовые перевозки. Местных пассажирских перевозок водным транспортом нет. По каналу проходят маршруты круизных судов в Ростов-на-Дону из Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Волгограда и Перми.
История строительства Волго-Донского канала
Волго-Донской судоходный канал соединяет Волгу и Дон в той точке, где они максимально приближены друг к другу. Это удобное положение не раз приковывало внимание правителей, строить здесь канал замышлял и турецкий султан Селим Второй в 1569 году, и царь Петр I в 1697-м. До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном, но против строительства выступали владельцы железных дорог, не желавшие терять грузопоток.
В 1920 году по плану ГОЭЛРО вопрос о строительстве был снова поднят, но итогом стало начало строительства Манычской шлюзованной системы — через реку Дон, реку Маныч, озеро Маныч-Гудило и ряд рек построить искусственный канал до Каспийского моря, трасса которого проходила бы южнее ныне существующего канала.
Во второй половине 1930-х и начале 1940-х западный участок Манычской системы был сдан в эксплуатацию, но реализовать его до конца помешала Великая Отечественная война. После её окончания было принято решение о строительстве канала по существующему месторасположению.
Работы по сооружению канала начались в 1948 году. 31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина, хотя изначально предлагалось дать каналу имя Сталина, но на это он не дал одобрения.
Описание и фотографии шлюзов Волго-Донского канала:
Шлюз №1 (Волгоград)
Шлюз №2 (Волгоград)
Шлюз №3 (Волгоград)
Шлюз №4 (поселок Имени XIX партсъезда)
Шлюз №5 (поселок Южный, Волгоград)
Шлюз №6
Шлюз №7 (поселок Соляной, Волгоград)
Шлюз №8 (поселок Соляной, Волгоград)
Шлюз №9
Шлюз №10 (поселок Пархоменко)
Шлюз №11 (поселок Комсомольский)
Шлюз №12 (поселок Октябрьский)
Шлюз №13 (поселок Пятиморск)
Шлюз №14 (река Дон, Волгодонск)
Шлюз №15 (река Дон, Волгодонск)
Водохранилища, расположенные на Волго-Донском канале:
Мосты, расположенные на Волго-Донском канале (от шлюза №1 к шлюзу №13):
Насосная станция №31 (поселок Пятиморск)
Насосная станция №32 (поселок Комсомольский)
Насосная станция №33 (поселок Пархоменко)
Паромная автомобильная переправа №311 (посёлок отделения №2 совхоза «Волго-Дон»)
Паромная автомобильная переправа №312 (поселок Береславка)
Паромная автомобильная переправа №313 (поселок Чапурники)
Населенные пункты и города, расположенные на Волго-Донском канале:
— город Волгоград
— поселок Береславка
— поселок Имени XIX партсъезда
— поселок Комсомольский
— поселок Октябрьский
— поселок Пархоменко
— поселок Пятиморск
— село Червлёное
— сельское поселение Чапурники
Волго-Донской канал на карте:
( увеличить )
Волгодонский канал: характеристики и описание канала
Волгодонской судоходный канал соединяет Дон и Волгу в месте, где они максимально сближаются друг с другом. Он находится неподалеку от Волгограда. Волгодонской канал, фото и описание которого вы найдете в статье, является частью глубоководной транспортной системы, функционирующей на европейской части нашей страны.
Первая попытка соединения двух рек
Еще в середине 16 века была предпринята первая попытка соединить Дон и Волгу в месте их максимального сближения. В 1569 году Селим II, турецкий султан, который прославился благодаря своему походу на Астрахань, приказал направить 22 тысячи солдат вверх по Дону. Они должны были прорыть канал, соединяющий две реки. Но уже через месяц туркам пришлось отступить. По словам летописцев, они заявили, что даже всем народом здесь ничего не сделать и за 100 лет. Однако следы этой попытки соединить две реки сохранились до наших дней. Это глубокая канава, которая называется Турецким валом.
Попытка Петра I
Через 130 лет вторую попытку строительства Волгодонского канала предпринял Петр I. Однако и она оказалась неудачной. К концу 1701 года строительство было частично завершено, а несколько шлюзов были полностью построены. Однако в самый разгар работ вышел приказ о разрушении канала, поскольку началась война со Швецией. Кстати, этот проект тоже оставил след – Петров вал, который находится рядом с одноименным городом.
Строительство канала между Волгой и Доном было перенесено в другое место – в район Иван-озера. Сооруженный здесь Ивановский канал соединил реку Дон с рекой Цной (притоком Оки) через Иван-озеро и реку Шат, вытекавшую из него. По нему через 5 лет после начала строительства прошло примерно 300 судов. Однако эта система оказалась маловодной.
Основные проекты
Более 30 проектов соединения Дона с Волгой было создано до 1917 года. Основная их часть делилась на следующие три группы:
- южную, намечавшую соединение непосредственно Азовского и Каспийского морей или устьев Дона и Волги;
- среднюю, которая объединяла проекты сооружения канала в месте наибольшего сближения Волги и Дона;
- северную, к которой относились проекты соединения притоков Дона с притоками Оки.
Специалисты-гидрологи считают, что северные проекты не могли представлять интереса, поскольку предполагали слияние мелководных рек, которые являются непригодными для прохождения по ним современных судов. Не были бы удачными и южные проекты, поскольку трасса каналов в этом случае была бы слишком растянутой, из-за чего стоимость строительства оказалась бы очень большой. Инженеры признали, что самыми рациональными являются проекты средней группы.
Однако ни один из них не реализовался до середины 20 века. Два обстоятельства препятствовали этому. Во-первых, у железных дорог были частные владельцы, которые оказывали сопротивление. Во-вторых, даже в случае постройки канала движение судов могло осуществляться только весной, поскольку лишь тогда реки были полноводными. О полноценной навигации без их масштабной реконструкции не могло идти речи. Тем не менее нужно отметить большой вклад, который внес Пузыревский Нестор Платонович, русский гидротехник, в изучение междуречья Дона и Волги. Он выбрал трассу, которая подошла бы для будущего канала.
Согласно плану ГОЭЛРО, в 1920 году правительство страны вновь возвратилось к проблеме строительства канала. Проект его, однако, был создан только в середине 1930-х годов. Великая Отечественная война помешала его осуществлению.
Утверждение проекта
В 1943 году после окончания Сталинградской битвы работы возобновились. Руководил ими Жук Сергей Яковлевич, опытный гидротехник и строитель. Под его руководством к тому времени уже были сконструированы и построены канал Москва-Волга и Беломорско-Балтийский. Схема Волгодонского комплекса была утверждена в феврале 1948 г. на заседании Совета Министров Советского Союза. После этого начали осуществлять земельные работы.
Кто возводил канал
Отметим, что строительством Волгодонского канала занимались так называемые враги народа, то есть политзаключенные, которые были осуждены по 58 статье Уголовного Кодекса, действовавшего в то время. Тяжелые физические работы, которые вынуждены были осуществлять зэки, засчитывались им как сутки за двое-трое отбывания заключения. Однако при пронизывающем зимнем холоде и изнуряющей летней жаре смертность людей, которые проживали в глинобитных саманных хижинах и землянках, была очень большой. Жука Сергея Яковлевича, руководившего строительством канала, историки Гуверовского института сравнивают с Адольфом Эйхманом, нацистским деятелем, который использовал рабский труд.
Срок возведения и использованная техника
Всего за 4,5 года был сооружен Волгодонский канал. Это уникальный срок во всей истории мирового гидростроительства. К примеру, Панамский канал, длина которого составляет 81 км, строился 34 года при этом же объеме работ. 164-километровый Суэцкий канал возводился 11 лет.
При строительстве было уложено 3 млн м 3 бетона и вынуто около 150 млн м 3 земли. В работах участвовали 8 тысяч машин и механизмов: землеройные снаряды, многоковшовые и шагающие экскаваторы, автосамосвалы, бульдозеры, мощные скреперы.
Открытие канала, его протяженность и глубина
Иностранные инженеры были настроены скептически по отношению к этому грандиозному проекту. Они предсказывали, что водосливная плотина не сможет выдержать напор воды и произойдет грандиозная техногенная катастрофа. Но Жук был уверен в том, что все пройдет успешно. Он лично следил за укладкой бетона, чтобы не допустить воровства и штурмовщины.
31 мая 1952 г. в 13:55 воды Дона и Волги слились между первым и вторым шлюзами. С 1 июня суда уже начали двигаться по каналу. 27 июля 1952 г. этому сооружению было присвоено имя Ленина В.И.
Длина Волгодонского канала составляет 101 км. Из них по водохранилищам проходит 45 км. Глубина канала составляет не менее 3,5 м.
Водохранилища и шлюзы Волгодонского канала
Суда для прохождения пути из Волги в Дон должны миновать 13 шлюзов (первый представлен на фото выше), которые разделены на Донскую и Волжскую шлюзовые лестницы. Высота последней составляет 88 м. Она состоит из 9 однониточных однокамерных шлюзов. Высота Донской шлюзовой лестницы составляет 44 м. В ее состав входят 4 шлюза той же конструкции.
Волгодонский канал соединяет Дон у г. Калач-на-Дону с Волгой у Волгограда. В его состав входят Карповское, Береславское и Варваровское водохранилища. Весь путь занимает примерно 10-12 часов. Вода, поступающая из Цимлянского водохранилища, питает Волгодонский канал, поскольку Дон лежит на 44 метра выше Волги. Благодаря системе, состоящей из 3 насосных станций (Варваровской, Мариновской и Карповской), вода поступает на водораздел, а затем самотеком подается на донской и волжский склоны. Первый и тринадцатый шлюзы имеют триумфальные арки. Рабочие, которые обслуживают канал, живут в поселках, созданных вдоль его трассы.
Значение канала
Волгодонской судоходный канал имени В.И. Ленина соединил следующие 5 морей: Каспийское, Черное, Азовское, Белое и Балтийское. Он связал между собой пути Днепровского, Донского, Северо-Западного и Волжского бассейнов. Путь этого канала пролегает по засушливым степям. Он принес влагу полям Ростовской и Волгоградской областей.
Основные достопримечательности
Туристов очень впечатляет Волгодонской канал. Волгоград сегодня сложно себе представить без этого сооружения. Каждый гость города считает своим долгом полюбоваться им. Популярна не только рыбалка на Волгодонском канале, здесь действительно есть на что посмотреть.
Начало движения по каналу осуществляется от Сарептского затона реки Волги, который защищен от течений, а также от ледохода по долине реки Сарпы. В черте Волгограда находятся первые три шлюза.
На Сарпинском острове (у входа в канал) в 1953 году был установлен маяк, высота которого составляет 26 метров. На его стенах находятся чугунные ростры, на них изображены носовые части различных старинных кораблей. Автором проекта является архитектор Якубов Р.А.
Если вы пройдете по набережной от первого шлюза, то вскоре увидите монумент Ленина (на фото выше). При открытии канала был установлен другой памятник – И.В. Сталину, находящийся на высоком постаменте. Этот монумент был возведен в кратчайшие сроки. Самородная медь пошла на отливку фигуры народного вождя. Памятник (фото его представлено ниже) находился на месте несколько лет, на 40 метров возвышаясь над уровнем Волги. Однако в результате процесса десталинизации, который был начат в 1961 году на XX съезде, этот монумент убрали. От него остался только железобетонный постамент, который переходит в свайное монолитное основание набережной.
Было решено установить на пьедестале новый памятник, теперь уже В.И. Ленину. Он выполнен из монолитного железобетона. Высота скульптуры составляет 27 м, а постамента – 30 м. Архитектор Делин В.А. и скульптор Вучетич Е.В. являются авторами памятника. Интересно, что монумент Ленину вошел в «Книгу рекордов Гиннесса». Он является самым большим памятником в мире, установленным в честь реально жившего человека.
Волгодонский канал сегодня
Через гидроузел спустя 60 лет проходят более 19 тысяч судов в год. В настоящее время стоит вопрос о постройке еще одной нитки Волгодонского канала, благодаря которой можно было бы нарастить его грузопотоки. Возможно, ее возведение состоится уже в ближайшие годы, хотя из-за кризиса этот вопрос, по всей видимости, придется отложить на некоторое время. Однако президент планирует расширять Волгодонский канал, построив еще одну нить, о чем он сообщил еще в 2007 году. Строительство второй ветки, как ожидается, в два раза увеличит пропускную способность канала – до 30-35 млн тонн грузов ежегодно. Правда, в настоящее время действующая нить Волгодона загружена только наполовину.