Загон для стрелка: что такое вольерная охота и зачем ее разрешили в России
По меньшей мере 200 человек стоят в очереди в приемную президента, чтобы сдать свои обращения Владимиру Путину. В них они просят не подписывать закон о вольерной охоте. Большой вопрос: помогут ли повлиять на ситуацию именно обращения? Но сам по себе такой массовый выход на акцию, которую не нужно согласовывать — хороший способ привлечь внимание.
В одной очереди и зоозащитники, и просто те, кто считает любую охоту негуманной. Что уж говорить о вольерной. Обращения у всех одинаковые. На бланках уже предзаполненный текст, с которым все согласны. Нужно просто внести свои данные — ФИО, контактную информацию — и подписать.
Глава «Альянса защитников животных» Юрий Корецких с инициативой думского комитета по природным ресурсам борется с конца 2018 года. С того момента существует и интернет–петиция, которую уже подписали почти полмиллиона человек.
Юрий Корецких, председатель правления «Альянса защитников животных»: «На фоне этого пошла первая волна обсуждения, начали писать СМИ, и депутатам пришлось как-то прикрываться, потому что они увидели, что их раньше времени обнаружили».
Законопроект — это поправки к федеральному закону «Об охоте». И, по сути, они выводят из-под ограничений вольерную охоту. В вольере можно убивать животных любым оружием и в любое время года. Вытащить из берлоги спящего медведя, к примеру. А лимиты и квоты не учитываются, потому что животные — собственность предпринимателя, заключившего соглашение с властями.
Николай Валуев, депутат Государственной Думы, фракция «Единая Россия»: «Не забывайте о том, что законопроект, прежде всего, об экономике».
С думской трибуны инициаторы поправок убеждали коллег из других фракций, что масштабное разведение животных в вольерах поможет увеличить популяции некоторых видов, создаст новые рабочие места и принесет прибыль в казну. Один из авторов законопроекта, депутат Николай Николаев проводит аналогию с аквакультурой — арендой водоемов для разведения рыб. Ну и последующей рыбалки.
Николай Николаев, депутат Государственной Думы, фракция «Единая Россия»: «Это новая отрасль. Никто почему-то не говорит, что, например, животноводство — это плохо. Речь идет об отрасли, которую можно было бы назвать „дичеразведение“. Это деятельность, за которую тот же самый охотпользователь платит государству. И если мы поставим на поток и сделаем систему, которая бы финансировала работы по сохранению природы, по сохранению биоразнообразия, что в этом плохого?»
Что плохого, говорят инициаторы нововведений, в том, что теперь заядлые охотники не пойдут в лес, не будут вредить дикой природе, а начнут отстреливать животных строго за деньги и в ограниченном пространстве? Многие охотники, впрочем, в вольер не собираются — это для них скучно, да и недешево. Куда привычнее и интереснее уходить в глухой лес и выслеживать дикого зверя «по-честному».
Вольер — это, конечно, не клетка как зоопарке, а территория с естественными условиями в несколько десятков и сотен гектаров. Конкретно этот — 600. Но животные все равно живут здесь довольно скученно, их прикармливают, да и выстрелов они не боятся. Залезай на вышку и выбирай того, кто больше понравится.
У нас на глазах охотник убивает кабана. Шанса на спасение у животного не было. Зоозащитники опасаются, что так будет выглядеть вся новая индустрия.
Андрей Корабельников, зампредседателя центрального совета Военно-охотничьего общества: «Вольерная охота — это бизнес. Здесь скрывать нечего. Причем бизнес, рассчитанный на людей, которые могут себе позволить выехать на природу, в вольер, отстрелять животное, которое они хотят, и при этом сделать это быстро и результативно. Если люди ценят время и если у них есть деньги, и они готовы заплатить, то они поедут».
Вольерная охота не как отрасль существует давно и полулегально. В интернете легко найти туры в Карелию или на Алтай, где во время отдыха турист может, например, поохотиться на лося. Мясо убитого зверя любезно отправят домой транспортной компанией.
Юрий Корецких, председатель правления «Альянса защиты животных»: «Животное даже не может спрятаться. Это просто какой-то тир, когда человек будет стоять на месте, вокруг него будут бегать в ужасе животные, а он по ним будет стрелять. Им нужно прийти, сесть в какое-то удобное кресло, взять винтовку с прицелом и спокойно сидеть, и стрелять в животных».
Андрей Корабельников, зампредседателя центрального совета Военно-охотничьего общества: «Что такое скрыться от охотника? Вы возьмите леса. Особенно в европейской части, которые около мегаполисов. В Подмосковье есть небольшие. Там вокруг дачные участки. Куда он убежит? На дорогу? Зверь никуда не убежит. Вольер еще больше предоставит ему возможностей скрыться, нежели то, что он имеет сейчас в так называемой дикой природе».
Размеры вольеров в законе не прописывали. Решили, что для каждого вида животных и региона нужны свои нормативы. Их будут устанавливать местные власти. Однако биологи считают, что любой вольер губителен для экосистем. Разводить будут, в основном, копытных, а им сложно существовать в ограниченных пространствах.
Татьяна Королева, биолог: «Для дикой природы это глубоко неестественная ситуация. И конечно же пострадает вся флора в этой местности. Будут нанесены непоправимые уроны молодняку леса. Та поросль, которая растет, всё это будет съедаться. Трава будет вытаптываться. Ну и плюс еще будут выбиваться все хищники — это рыси и волки. И на этой территории, и на близлежащих».
В конце декабря группа ученых биологов направила обращение в адрес спикера Госдумы Вячеслава Володина с просьбой снять законопроект с рассмотрения. Но документ был в итоге принят. Причем «за» голосовали только депутаты из «Единой России». Все остальные фракции выступили против. Не помогла и акция у администрации президента. Владимир Путин закон подписал.
Екатерина, протестующая: «Есть просто заказ у определенной прослойки людей на такие развлечения. Есть потребность. Насколько я знаю, среди наших депутатов очень много поклонников таких развлечений».
Как минимум двое депутатов из числа авторов законопроекта, опытные охотники: это Николай Валуев и Владислав Резник. Последний в 2018 году предлагал разрешить трофейную охоту на животных из Красной Книги. Якобы, большие суммы за разовый отстрел редких животных пойдут на их же защиту.
Сергей Ястржембский, пресс-секретарь Бориса Ельцина (1996-1997), охотник: «В мире существует масса примеров того, что именно благодаря охотникам сохраняются многие виды, которые, в том числе, занесены в Красную книгу. Потому что Красная книга сама по себе мало, что может защитить, а вот охотники защищают дикую природу, скажем, от браконьеров. Те средства, которые мы платим за охоту, идут на охрану охотничьих угодий, идут на охрану целых видов».
Убивать редких зверей в России пока не разрешено. А вот вольерная охота, несмотря на все протесты, — уже реальность. Такая же, как и для некоторых стран Африки, Аргентины и США, где в некоторых штатах охотиться в вольерах разрешено.
Президент подписал закон о вольерной охоте
Президент России Владимир Путин подписал закон, легализующий охоту в полувольных и искусственно созданных условиях, так называемую вольерную охоту. Документ с поправками в законы об охоте и о животном мире размещен на официальном портале правовой информации.
Закон устанавливает правовые основания и особенности использования добычи охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях, при осуществлении любительской и спортивной охоты. Ранее проведение данных видов охоты не было прописано в законодательстве.
Документом, на основании которого ведется любительская и спортивная охота, будет являться путевка (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), выдаваемая охотнику от лица охотпользователя, на территории которого расположен вольер.
Также предусмотрено, что на отношения, связанные с использованием охотничьих ресурсов, являющихся собственностью охотпользователей и содержащихся в вольере, не будут распространяться правила охоты и требования закона об охоте, касающиеся лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов.
При этом Минприроды России могут быть установлены ограничения охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях.
Законом также регламентировано, что требования к земельным и лесным участкам, предназначенным для осуществления любительской охоты и спортивной охоты в полувольных условиях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Закон о вольерной охоте 2020 года – текст
В России легализовали любительскую и спортивную охоту в полувольных условиях (вольерах). Несмотря на протесты защитников животных, соответствующие поправки в федеральные законы «Об охоте» и «О животном мире» были приняты Государственной думой и подписаны Президентом РФ Владимиром Путиным 20 февраля 2020 года.
Министерству природы осталось установить требования к размерам объектов охотничьей инфраструктуры и необходимые ограничения для охотников и юридических лиц, которые будут предоставлять соответствующие услуги. По мнению авторов, закон о вольерной охоте 2020 года должен дать толчок для развития охотничьего бизнеса в России. Критики проекта считают, что новый закон будет способствовать истреблению животных, которых будут отлавливать в естественной среде и впоследствии отстреливать в вольерах. Петиция против принятия нового закона о легализации вольерной охоты на сайте change.org набрала 200 000 подписей. Далее читайте полный текст нового закона.
Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!
Вольерная охота – текст закона
Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 26-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О животном мире»
Принят Государственной Думой 11 февраля 2020 года
Одобрен Советом Федерации 12 февраля 2020 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; 2013, N 27, ст. 3477; 2016, N 26, ст. 3875) следующие изменения:
1) часть 3 статьи 4 изложить в следующей редакции:
«3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с содержанием и разведением охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.»;
2) часть 3 статьи 8 изложить в следующей редакции:
«3. Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.»;
3) дополнить статьей 141 следующего содержания:
«Статья 141. Особенности осуществления любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания
1. Любительская и спортивная охота в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях физическими лицами, указанными в частях 1 и 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства).
2. Земельный участок и (или) лесной участок в границах закрепленного охотничьего угодья, предназначенные для осуществления любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, предоставляются в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона. Требования к земельному участку и (или) лесному участку, предназначенным для осуществления любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Оказание услуг и иная деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, осуществляются на основании охотхозяйственных соглашений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и имеющими разрешения на осуществление деятельности, предусмотренной статьей 49 настоящего Федерального закона.»;
4) статью 22 дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. Ограничения любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, могут устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;
5) часть 3 статьи 23 изложить в следующей редакции:
«3. Правила охоты обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, за исключением деятельности, указанной в статье 141 настоящего Федерального закона.»;
6) статью 24 дополнить частью 13 следующего содержания:
«13. Положения настоящей статьи не распространяются на охотничьи ресурсы, находящиеся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.»;
7) статью 49 изложить в следующей редакции:
«Статья 49. Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания
1. Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются в целях обеспечения их воспроизводства, размещения охотничьих ресурсов в среде их обитания, а также их реализации.
2. Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, которые выдаются на срок действия охотхозяйственных соглашений.
3. Для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания создаются питомники диких животных, вольеры, иные необходимые объекты охотничьей инфраструктуры, в том числе ограждения.
4. В полувольные условия и искусственно созданную среду обитания могут помещаться охотничьи ресурсы, изъятые из среды их обитания и находящиеся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 2 настоящей статьи.
5. Бланк разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер.
6. В разрешении на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются сведения о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе, которым оно выдано, и цели осуществления деятельности по содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
7. При содержании и разведении охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускается осуществлять те виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства с использованием объектов охотничьей инфраструктуры, которые указываются в разрешении на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
8. В разрешении на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются условия их содержания и разведения.
9. В разрешении на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются условия доставки охотничьих ресурсов заказчику или размещения их в среде обитания, порядок размещения охотничьих ресурсов в среде обитания.
10. Заявление о получении разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и прилагаемые к нему документы рассматриваются в течение десяти дней со дня их подачи. По результатам этого рассмотрения принимается решение о выдаче такого разрешения или об отказе в его выдаче. Основания и порядок принятия решения об отказе в выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания устанавливаются в соответствии с частями 13 и 14 настоящей статьи.
11. Разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания является действительным с момента его регистрации в государственном реестре разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
12. Выданное юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания аннулируется в случае:
1) несоответствия данного лица требованиям частей 1 и 2 настоящей статьи;
2) подачи данным лицом заявления об аннулировании такого разрешения;
3) ликвидации юридического лица или смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
13. В решении об аннулировании разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 12 настоящей статьи. В течение одного рабочего дня со дня принятия решения об аннулировании такого разрешения копия данного решения направляется лицу, разрешение которого в соответствии с данным решением аннулировано.
14. Разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный реестр разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
15. Лицо, которому отказано в выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания или разрешение которого было аннулировано, вправе обжаловать соответствующее решение в судебном порядке.
16. Порядок подачи заявления о получении разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, перечень документов, представляемых одновременно с ним, порядок принятия решений о выдаче такого разрешения или об отказе в его выдаче, порядок аннулирования такого разрешения, ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, форма такого разрешения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;
в части 6 статьи 50 слова «частей 5 — 10 статьи 49» заменить словами «частей 10 — 15 статьи 49»;
9) статью 53 изложить в следующей редакции:
«Статья 53. Охотничья инфраструктура
1. К охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, объекты благоустройства, другие объекты охотничьей инфраструктуры. Перечень объектов охотничьей инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации.
2. На земельных участках и лесных участках, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры в случае, если такие участки предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения.
3. В целях обеспечения безопасности граждан доступ на земельные участки и (или) лесные участки, которые расположены в границах закрепленного охотничьего угодья и на которых расположены объекты охотничьей инфраструктуры, созданные для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, осуществляется только с разрешения юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1462; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 21; N 50, ст. 6246; 2008, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 17; N 30, ст. 3735; 2011, N 30, ст. 4590; 2013, N 19, ст. 2331; 2015, N 29, ст. 4359; 2016, N 27, ст. 4282; 2018, N 53, ст. 8401) следующие изменения:
1) в части второй статьи 3 второе предложение изложить в следующей редакции: «Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, регулируются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.»;
2) абзац восьмой части первой статьи 6 изложить в следующей редакции:
«выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;»;
а) дополнить новой частью второй следующего содержания:
«Особенности содержания и разведения объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, устанавливаются законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.»;
б) часть вторую считать частью третьей.
Президент Российской Федерации В. Путин
Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!