Дидактический материал по теме «Деепричастие» 7 класс
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ» 7 класс
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните члены предложения, сделайте морфологический разбор деепричастия.
1)Парашютист прыгнул и благополучно приземлился.
2)Приземлившись он радостно осмотрелся вокруг.
3)Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
4)Из дома вышел человек и направился к машине.
5)Выйдя из дома человек направился к машине.
6)Человек вышедший из дома направился к машине.
Устраните ошибки в употреблении деепричастий.
1)Посетив зоопарк, он нам понравился.2) Закончив покосы, началась уборка урожая. 3)Открывая книгу, из неё выпал листок. 4)Послышались радостные возгласы, подъезжая к дому.5) Увидев лебедей, они нам понравились.6) Катаясь на санках, у меня заболела голова.7)Сидя у окна, в комнату влетел воробей.8) Закончив чертеж, у меня сломался карандаш.9) Прочитав рассказ, он показался нам интересным.
Образуйте деепричастия от глаголов по образцу: глядеть – глядя, сложить – сложив, сложивши.
Отнять, баловаться, просмотреть, чувствовать, замереть, выкрасить, узнать, заметить. Стремиться, запереть, любить, удивляться, замирать, устроиться, знать, плакать.
(Не) прекращая, (не) завидуя, (не) навидя, (не) разговаривая. (Не) годуя, (не) зная, (не) увлекаясь, (не) досыпая.
Записать, заменив один из глаголов деепричастием.
1) Лопата наткнулась на какую-то преграду, высекала искры и не шла дальше. 2) Они за -кончили свои ряды и вышли один за другим на дорогу. 3) Ребята выкупались и стали загорать. 4) Всадник поравнялся с толпой и спрыгнул с лошади. 5)Волчьими тропами шли охотники и несли на носилках раненого товарища. 6) Стая журавлей тянулась к югу, оглашала воздух резкими криками и медленно исчезла вдали. 7) На дворе блестит радостное весеннее солнце и отражается в лужицах между камней. . 8) Вода вышла из берегов и затопила низкие места.9) На крышах плотным покрывалом лежит снег и сверкает на солнце.10) Море все еще не успокоилось после ночной бури и глухо рокотало. 11) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.12) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.13) Фонарь мигал и тускло освещал улицу. 14)Снежинки кружатся и падают с небес, словно звёзды.15)Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.16)Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.
Расставить знаки препинания .
1) Подъезжая к лесной караулке Денисов остановился вглядываясь в лес.
2) Солдат постояв секунды две удалился.
3) Он завтракал не обращая ни на кого внимания.
4) Пугачев увидев меня в толпе, кивнул мне головою и подозвал к себе.
5) Солнце послав на землю последний луч скрылось за горизонтом.
6) Оставшись один я погрузился в размышления.
7) Капитан перегнувшись через перила смотрел вниз.
8) Люди шли полем недоверчиво оглядываясь.
Раскройте скобки, заменив инфинитив глаголом сказуемым в прошедшем времени; затем – причастием, образованным от этого инфинитива; затем – деепричастием
Моя мама (преподавать) литературу в лицее, часто проверяла тетради по ночам. Альпинисты (покорить) Эверест, с триумфом вернулись на базу. Ребята (разъехаться) на каникулы, скучали по дому. Экипаж (показаться) из-за поворота, остановился. Тучи (рассеяться) очень быстро, уступили место солнцу.
1.(Не) обнаружил ошибку, (не) скрывая зависти, (не) годовал от злобы.
2.(Не) волнуясь о друге, (не) проверенная работа, (не) желая идти.
3.(Не) жертвуя собой, (не) серебряное кольцо, (не) глубокая река.
4.(Не) прощая обиды, урожай (не) собран, (не) приветливый взгляд.
Задание: списать, раскрыть скобки, подчеркнуть лишнее словосочетание в каждой строчке.
Списать пословицы, раскрыть скобки .
1.(Не) зная броду, (не) суйся в воду.
2. (Не) работая, сыт не будешь.
3. (Не) учась, и лаптя не сплетёшь.
4. Держи голову высоко, (не) поднимая носа.
В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно?
1.(не) надеясь; решение (не)проверено; (не)годовал
2.(не) погасший костер; (не) забыл; (не) оборачиваясь
3.(не) решаясь сказать; дома (не) заселены; (не) заметил
4.(не)сделанная работа; (не) раздумывая; (не) затворенная дверь.
Задание: вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания, объяснить лексическое значение подчеркнутых слов.
После к..роткой отт..пели ра..правив свои л..дяные плечи наступила з..ма. Закруж..ла она к..лючими снегами ворвавшись в чащу. Лес выгл..дит наря..но. Эту ска..ку сделала искусная рука скульптора, имя которому – природа.
Оттепель – теплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда.
Искусная – умело, хорошо сделанная работа.
Скульптура – искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки или отливки.
Скульптор – художник, занимающийся скульптурой.
.Объяснительный диктант с творческим заданием. Объяснить написание орфограмм и пунктограмм; продолжить текст, употребив деепричастия или деепричастные обороты.
1) Под лучами утреннего солнца заискрился снег, и птичий мир, дружно проснувшись, возвестил о себе.
2) О наступлении зимы напоминают снегири, прилетевшие из лесов севера.
3) В морозные зимы без помощи человека не обойтись пернатым друзьям.
4) Что сделали вы, ребята, чтобы помочь зимующим птицам?
Объяснительный диктант ,графически обозначить деепричастный оборот.
1. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.
2.Лошадь, доскакав до оврага, вдруг кинулась в сторону.
3.Уважая собеседника, уважаешь и себя.
4.Сделав зло, не жди добра.
5.Не имея терпения, ничему не научишься.
Задание: выписать из предложений деепричастные обороты.
1) Марья Кирилловна сидела в своей комнате, вышивая на пяльцах, перед открытым окном.
2) Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.
3) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
Цифровой диктант.(Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).
1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома.
2) Много тайн хранят леса, опалённые войной.
3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.
4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.
5) Потрескивая, горел костёр.
6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.
7) Дробясь о мрачные скалы ,шумят и пенятся валы.
Код проверки: 3, 5,6,7.
Задание: в каждом примере выберите правильное продолжение предложения
Приехав в деревню…А)весь сад был в снегу;Б)я застал весь сад в снегу.
Возвращаясь домой…А)я попал под снегопад;Б)начался снег.
Выйдя на улицу…А)ему стало холодно;Б)он почувствовал холод
Закончить предложение, добавив деепричастный оборот:
……………………., радуга занимала полнеба
Кто быстрее? Восстановим в памяти некоторые пословицы.
Не давши слова, крепись,……………………(а давши, держись).
Не считай себя мастером,…………………….(не изучив ремесла).
Что имеем, не храним,………………………….(потерявши, плачем).
Не суйся в воду,……………………………………..(не зная броду).
Предложения для взаимодиктанта по теме «Знаки препинания при деепричастном обороте»
1) Теплоход, выходя из гавани, дал гудок.
2) Мы устроили привал ,дойдя до реки.
3) Лошадь, доскакав до оврага ,кинулась в сторону.
4) Дятлы приносят пользу, очищая леса от вредителей.
5) Шофёр, подъехав к перекрёстку , затормозил машину.
6) Я обрадовался, получив хорошую оценку
7) Приехав в город, я направился в гостиницу.
8) Оставив белый след ,самолёт исчез в синеве неба.
9) Поезд, приближаясь к станции , замедлил ход.
10) Выйдя на опушку леса, я остановился.
11) Грянул гром ,нарушив тишину ночи.
12) Над водой ,описывая круги, парила чайка
13) Она , замедлив шаг ,перешла на другую сторону.
14) Гуси, прилетев на место, опускаются на воду
Урок -контрольная работа Деепричастие»
Контрольная работа по теме «Деепричастие».
Задание 1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений.
1. Подходя к деревне он резко св..стел давая знать о своём пр..ближении.
2. Лес ум..рая задумался и см..трел в бледное небо безнадёжным взором пр..слушиваясь ко всему.
3. Старик посм..трел на меня опуская одну седую бровь и подн..мая другую поднял очки на лоб вынул огромный синий носовой платок и ут..рая им нос с важностью сказал…
4. Бронтозавры описав полукруг по воде опять выл..зли на берег и пр..должали бежать по пляжу.
5. Нетор..пливо сняв заплечный мешок пр..слонив ружьё к стволу сосны сделав мне условный знак он стал г..товиться.
6. Всадники двинулись дальше пр..бираясь в густых зар..слях осоки уже поникшей по-осеннему.
Задание 2. Образовать от глаголов деепричастия. Указать вид и суффиксы деепричастий.
Задание 3. Запишите, заменив один из глаголов деепричастием.
1) Волчьими тропами шли охотники и несли на носилках раненого товарища.
2) Стая журавлей тянулась к югу, оглашала воздух резкими криками и медленно исчезла вдали.
Задание 4. Выполните морфемный разбор деепричастий.
Скидывая, извиваясь, прислонившись, выжидая.
Задание 5.Выполнить синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены).
Мальчик увлекаясь все больше и больше следил за каждым его движением.
Задание 6. Раскройте скобки:
(Не)говоря (ни)слова; громко (не)годуя; (не)стараясь (ни)кого убедить; (не)умея довести дело до конца; (не)уговорившись на берегу, (не)езди за реку; (не)видевши медведя, следов его (не)бойся.
Задание 7. Выполнить морфологический разбор деепричастия из предложения 5 задания № 1.
Задание 8. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.
1. Очутившись в темноте, на меня пахнуло холодом и сыростью.
2. Решая одну задачу, появляются ответы на другие.
3. Добравшись до берега, было уже темно.
4. Вернувшись из поездки в Кижи, с ним произошёл удивительный случай.
Контрольная работа по теме «Деепричастие».
Задание 1.Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений.
1. Сухой лист тр..петал на ветках и оп..дая крутился в воздухе уст..лая колею пёстрым ковром.
2. Он [Печорин] л..жал в первой комнате на постел.. подл..жив одну руку под затылок а в другой д..ржа погасшую трубку.
3. Женщины с детьми прятались а мужчины схв..тив оружие окружали белого человека и гр..зились убить.
4. Все в доме бесп..коились перех..дили к окнам и протаивая дыханием лёд на стёклах з..гляд..вали на улицу.
5. Дядя Яков стоя на морозе в одной рубахе т..хонько п..смеивался моргая в синее х..лодное небо.
6. Чудовища шли медленно обрывая молодые листья с в..рхушек пальм и пап..ротников по временам ост..навливаясь возле дерева казавшегося особенно вкусным.
Задание 2. Образовать от глаголов деепричастия. Указать вид и суффиксы деепричастий.
Задание 3. Запишите, заменив один из глаголов деепричастием.
1) На дворе блестит радостное весеннее солнце и отражается в лужицах между камней.
2) Тихий плес манил к себе, обещал прохладу и покой.
Задание 4.Выполните морфемный разбор деепричастий.
Взвешивая, прислушиваясь, задержавшись, прочитав.
Задание 5. Выполнить синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены).
Снег падал на землю покрывая ее пушистым ковром.
Задание 6. Раскройте скобки:
(Не)сомкнув глаз; (не)решаясь сказать об этом; (не)навидя всех и вся; (не)причиняя (ни)кому зла; (не)поворчав, кошка куска (не)съест.
(не)проверивши слуха, (не)доноси его до чужого уха.
Задание 7. Выполнить морфологический разбор деепричастия из предложения 5 задания № 1.
Задание 8. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.
1. Прочитав дневники писателя, возникло желание перечитать роман.
2. Расставляя в квартире новую мебель, в ней стало уютно и весело.
3. Возвращаясь домой, дождь промочил меня до нитки.
4. Рассматривая репродукции картин, меня заинтересовала история создания этих шедевров.
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Номер материала: ДБ-1505996
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Пожалуйста, Русский язык 7 класс срочно!!
1) Перестрой предложения, заменяя один глагол деепричастием. Расставь знаки препинания.
Пример:
Мама улыбнулась и села за рояль. — Мама, улыбнувшись, села за рояль.
1. Игорь посмотрел рекламу фильма по телевизору и решил сходить его посмотреть.
2. Волчьими тропами шли охотники и несли на носилках раненого товарища.
2)Реши пунктуационные задачи.
(Не забудь поставить завершающий знак препинания в конце предложения.)
1. Бразды пушистые взрывая летит кибитка удалая.
2. Клён ты мой опавший клён заледенелый что стоишь нагнувшись под метелью белой?
3. Ни на что не обращая внимания Гришка продолжал грызть семечки.
Выбери предложени (-е, -я), в котор (-ом, -ых) есть ошибка в использовании деепричастного оборота.
Сделав неудачный ход, шахматисту расхотелось играть
Мужики, увидев помещика, сняли шапки
Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану
4)Расставь, где необходимо, знаки препинания.
1. И пошёл
домой журавель
от лисицы
несолоно хлебавши.
2. Опаздывая
в театр
я лихорадочно набирал
её номер телефона.
3. Набуянившись
за ночь
лес опустился и затих
поникнув мокрыми ветвями сосен.
5)Исправь ошибки в употреблении деепричастного оборота. Порядок слов в предложении не меняй; употребляй глаголы мужского рода, если нет указания на пол человека!
Пример:
«Подходя к лесу, мне стало холодно». — «Когда я подходил к лесу, мне стало холодно».
«Возвращаясь домой, мне стало грустно». — «Возвращаясь домой, я загрустил».
1. Узнав эту прекрасную новость, радости его не было предела. —
2. Придя в лес, солнце село. —
6)Реши пунктуационные задачи.
(Не забудь поставить завершающий знак препинания в конце предложения.)
1. Грушницкий увидев меня издали подошёл ко мне.
2. Ни на что не обращая внимания Гришка продолжал грызть семечки.
3. Не развязав мешок не узнаешь что в нём.
7)Выбери предложени (-е, -я), в котор (-ом, -ых) есть ошибка в использовании деепричастного оборота.
Разложив игрушки, детям нравилось играть
Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь
Придя домой, у мамы не было ужина
8)Поставь деепричастный оборот в нужное место в предложении, расставь знаки препинания.
Пример:
«Шаляпин рассвирепел и водворил ящик на прежнее место (не говоря ни слова)». — «Шаляпин рассвирепел и, не говоря ни слова, водворил ящик на прежнее место».
1. Он наклонился вперёд и попробовал ползти (упираясь руками в землю).
2. Кирила Петрович сел ужинать и тогда только хватился о нём (возвратясь с гостями со псарного двора; не видя Дубровского).
1)
1. Игорь, посмотрев рекламу фильма по телевизору, решил сходить его посмотреть.
2. Волчьими тропами шли охотники, неся на носилках раненого товарища.
2)
1. Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая.
2. Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
3. Ни на что не обращая внимания, Гришка продолжал грызть семечки.
3)
Сделав неудачный ход, шахматисту расхотелось играть.