Охота первобытных людей – как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты
Первобытные люди питались за счет собирательства и охоты. Охотники добывали основную массу всей пищи, а также шкуры – ценные источники тепла, кости – материал для строительства и изготовления орудий труда и охоты.
В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов и мамонтов. Охота на небольших особей проводилась несколькими людьми с помощью дубинок, лука со стрелами или копья. При этом животное выбиралось либо раненое, либо отбившееся от стада. Также часто использовался способ приманки. К примеру, охотники привязывали пойманное животное и прятались. Как правило, к нему подходили другие особи и тут же попадали в засаду.
Гораздо тяжелей давалась первобытным людям охота на крупных животных: бизонов, слонов и мамонтов. Чаще всего для этой цели использовался загонный способ, в котором участвовала вся мужская часть племени. Выследив стадо крупных млекопитающих, первобытные люди начинали гнать его шумом, криками и пугать огнем, постепенно загоняя в заранее подготовленную ловушку. Как правило, это была очень глубокая яма, крутой обрыв или узкое ущелье. Одно или несколько животных, попадая в ловушку, разбивались, а еще живых особей племя добивало копьями, камнями и дубинами.
Смотрите на картинках и видео — как охотились древние люди:
Видео: 10 Охота на мамонта в Прииртышье Как охотились древние люди
Видео: Amazon Ya̧nomamö Indians hunting peccary, tapir, deer and monkey
Видео: Неизвестная Планета. Первобытные охотники
Видео: Desert of Skeletons. Hunting Day | Tribes — Planet Doc Full Documentaries
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Охотники за головами: власть до полиции, за ваш счет
25 декабря у Квентина Тарантино выходит «Омерзительная восьмерка», а кто-то уже всерьез увлекся Star Wars: Battlefront. Как связаны эти события? Элементарно! Один из героев Battlefront — легендарный авантюрист Боба Фетт, а в «Восьмерке» не последнюю роль исполнил Семюэл Джексон, который сыграл охотника за головами. Нет лучшего повода рассказать об этой замечательной профессии. Обратившись к этой теме, мы выяснили, что ремесло процветает, у него богатая и интересная история, а также смутное, но потенциально завораживающее будущее.
Томас Тейт Тобин — один из известнейших охотников за головами в истории.
Работа охотника за головами сводится к простой формуле: есть награда за поимку определенного человека (тот самый постер «Wanted d ead or alive» ), а значит, можно поймать его и даже сделать это своей постоянной профессией. Нашел преступника, не нарушив закон — получай свои деньги, вот и вся история. Именно поэтому крупных исследований по теме нам найти не удалось, только множество отрывочных фактов. Зато каких!
Тут существует много нюансов, особенно в наше время, когда институт баунти хантеров все еще актуален, но сопряжен с массой технологий наступившего будущего. Что будет, когда эти два мира окончательно найдут друг друга и сойдутся в счастливом союзе — это, как минимум, тема для кандидатской диссертации.
Охота за головами, начало
Охотники за головами в том или ином виде существовали всегда и были представлены в каждой культуре; не только в прямом смысле, конечно, хотя каннибалы, собирающие черепа — это тоже интересная тема. В историческом масштабе государственная система правосудия — это новейшее, молодое изобретение. Полиция, какой мы ее знаем, не существует и двух сотен лет — и все остальное время кому-то было необходимо поддерживать порядок и карать преступников.
Низший уровень — это так называемые watchmen, как в комиксах, фактически — городские дружинники. Если в на рубеже восьмидесятых-девяностых ваш батя работал на заводе, то скорее всего, в добровольно-принудительном порядке он должен был с такими же горемыками патрулировать улицы в качестве дружинника и как бы стоять на страже безопасности. В Лондоне до XIX века подобная обязанность лежала на каждом гражданине, но, само собой, для большинства это было слишком опасно и неприятно, и тогда жители какого-нибудь квартала вскладчину нанимали парней покрепче, которые делали всю работу и могли поймать преступника прямо на месте. В последнем случае такой дружинник мог получить в благодарность гинею — отличные деньги по тем временам, зарплата среднего работяги за целый месяц.
Кричащий на молодых повес мужчина с фонарем — и есть тот самый дружинник-watchman.
Но watchmen — это низшее звено, настоящими профессионалами были как раз охотники за головами. Англосаксонская система правосудия в принципе на них и держалась: жертва преступления или даже государство объявляло награду за поимку злоумышленника, а уж кто его приведет в суд (да, именно напрямую в суд, полиции же не было) — дело десятое.
В Британии таких парней называли thief-takers, то есть «теми, кто хватает воров», а в американских колониях и затем США — собственно, «баунти хантерами». Понятно, что у жертвы ограбления и так было туго с деньгами, но на этот случай существовали страховки от преступников, так что чаще всего охотников за головами нанимали не столько пострадавшие, сколько компании-страховщики, которые не желали терять крупных сумм, да и просто рады были поддержать свой престиж, перевешав пару-тройку грабителей.
В ранних Штатах система осложнялась тем, что существовали еще и шерифы и федеральные маршалы, да и просто истинно народные суды Линча. Маршалы были чем-то вроде полиции с нечеткими полномочиями и обязанностями, а самосуд в США всегда вносил свои поправки в правосудие.
Кроме этого прижилась отдельная каста охотников за головами — ловцы рабов, которые по понятным причинам отличались своей спецификой, методами работы и оружием. Баунти хантер имел полное право пристрелить злоумышленника, отрубить его голову в качестве доказательства (серьезно, не мог же он тогда сделать фото трупа) и спокойно прискакать к заказчику.
У охотников за беглыми рабами такой роскоши не было, и их орудиями были не «Кольты» и «Винчестеры», а лассо, плети, охотничьи псы и цепи. Такие профессионалы получали более стабильный и даже крупный доход. По своеобразным стандартам тех времен охотники на людей поддерживали закон и порядок, и в сознании среднего обывателя казались неплохими парнями.
Билет на просмотр повешения Джонатана Уайлда. Его единственный портрет.
Самым показательным примером того, какими авантюристами и даже прохвостами были охотники за головами, стала жизнь Джонатана Уайлда, величайшего баунти хантера и мошенника в Англии XVIII века.
Поимка бандитов всегда была связана с необходимостью вращаться в преступном мире, и Уайлд решил совместить оба ремесла. Поняв, что сбывать краденное даже труднее, чем воровать, он воровал, а потом нанимался к жертвам, возвращая им же украденные вещи и деньги за вознаграждение.
Схема оказалась настолько действенной, что со временем Уайлд организовал крупную контору, подмял под себя целый сектор преступного мира Лондона, а воров, которые не работали на него, честным образом ловил и отдавал под суд. Разумеется, в долю вошли и государственные чиновники, так что Уайлд стал кем-то вроде Аль Капоне тех лет. Что характерно, его также не смогли осудить за реальные преступления и в результате повесили за содействие в краже мотка пряжи — настоящая ирония, когда речь идет о человеке, который воровал столько, что сбывал краденное целыми кораблями.
Современные охотники за головами
В США институт охотников за головами до сих пор актуален — как архаичный отголосок Дикого Запада и ранней англосаксонской судебной системы. Кроме Америки, сейчас такое совершенно легально и полностью официально практикуется только на Филиппинах. Настоящие баунти хантеры существуют как в старину, разве что они больше не убивают, а просто доставляют преступника в суд или полицейский участок.
Суть работы сохранилась, но в значительной степени поменялась ее форма. Теперь практически все подобные парни называются «агентами по залоговому правонарушению» и действуют несколько не так, как прежде.
В США развита система освобождения под залог, так что человек может не дожидаться судебного решения в застенках, а делать это дома, с соблюдением требования явиться в суд на заседание. По понятной причине многие из выкупившихся немедленно сбегают, и тут в дело вступают охотники — они получают деньги из оставленного злодеем залога и пускаются в преследование.
Так выглядит объявление для баунти хантеров в наши дни.
Это может показаться странным и даже неправдоподобным, но охотники за головами в конечном итоге стандартно разыскивают и ловят больше 90% всех сбежавших. Особенно удивительно то, что им, как правило, запрещено пользоваться огнестрельным оружием, и вообще они стеснены законом больше, чем полиция. Поэтому многие из современных баунти хантеров — это не самые быстрые стрелки на Западе, как в былые времена, а бывшие борцы, боксеры и рестлеры.
Skiptrace — еще одна сторона современной охоты за головами. Эти термины обычно смешивают и используют как синонимы, что не совсем верно. Скиптрейсинг — это скорее выслеживание людей и сбор информации о них по тем или иным причинам. Как правило, речь идет о сборе данных о неуплате алиментов или налогов, или же о конкуренте в бизнесе и его окружении. В современных условиях необходимость поиска по базам данных, социальным сетям, плюс классическая слежка делают эту сферу чем-то скорее хакерско-детективным, нежели ухабисто-вестерновым. Возможно, в будущем подобная работа станет чем-то вроде переднего края киберпанковой реальности, кто знает.
Реальные баунти хантеры и поп-культура
Охотники за головами — это почти такой же клад для сюжетов, как и герои комиксов, тем более, что всегда можно объединить все вместе — как, например, в случае с Дэдпулом. Кроме него, Бобы Фетта и других известных персонажей, существует довольно много поп-культурных личностей. Номер один в списке — это Дуэйн Чепмен, реальный охотник за головами, который отсидел за убийство сутенера и наркоторговца, а пока мотал срок, узнал, что жена ушла от него к лучшему другу.
После выхода на волю он здорово поднаторел в поимке уклоняющихся от суда преступников и даже втянул в бизнес несколько родственников. Естественно, у Чепмена в запасе много классных историй — из них состоит его автобиография You Can Run but You Can’t Hide, которая вышла в 2008 году. Кроме того, Чепмен сделал собственное шоу с пафосом и крутыми парнями. Так весь мир узнал о современной охоте за головами и патологической тяге Чэпмена к черным очкам, реднековским прическам и бусам в волосах.
Другой пример реально занимательной истории — это история Домино Харви, роковой красотки и охотницы за головами. Девчонка с детства мечтала стать фотомоделью, но для начала ей пришлось зарабатывать на жизнь отловом преступников. Оказалось, что в этой сфере ее таланты гораздо более весомы и многочисленны, так что в результате ее назвали «Королевой охотников за головами».
В какой-то момент охотница начала появляться в кино и в конце концов исполнила эпизодическую роль в биографической ленте «Домино», где ее роль исполнила Кира Найтли. Харви умерла от передозировки опиоидами в 35 лет, и это по-своему последовательное завершение карьеры: быть звездой ей понравилось меньше, чем баунти хантером, а новая жизнь вызывала у нее смертную тоску.
Кроме очевидных реальных прототипов, охотники за головами плотно засели в современной культуре: герои Клинта Иствуда, главный герой из «Бегущего по лезвию», «Джанго», ведьмак Геральт, в конце концов. Эти герои стандартно круты, узнаваемы и часто подвергаются сатире — но теперь вы знаете, что реальность еще круче, забавнее, а иногда по иронии даже больше похожа на анекдот, чем кино или игры.
Охотники за трупами
Во все времена существовали охотники за трупами, выкапывавшие из могил тела мертвых людей. Зачем они это делали, и кому могут быть нужны трупы?
Оказывается, желающих предостаточно! Это и черные маги, и ученые-медики, и так называемые коллекционеры, мечтающие заполучить экзотические «экспонаты» для своих «коллекций». Нельзя забывать и о некрофилах, а также о тех, кто раскапывает захоронения с целью наживы.
Пожиратели мертвечины
Большие опасения вызывает использование человеческих останков в магических и оздоровительных целях. Еще древние «знахари» предлагали от различных недугов рецепты, в состав которых входили различные части человеческого тела. В Средние века считалось, что порошок из кости человеческого бедра, растертой с вином, излечивает ревматизм, а порошок из черепа мертвеца помогает при эпилепсии.
Это мракобесие сохранилось до сих пор. Наиболее широко оно распространено в странах Африки. В южноафриканской нетрадиционной медицине существует целое направление — «мути», в котором части тела и внутренние органы мертвецов используются для приготовления различных снадобий.
К примеру, колдун из Лимпопо (ЮАР) варил микстуру из костей покойников для лечения душевных болезней. По данным Интерпола, сегодня части трупов можно запросто приобрести на черных рынках Африки, Азии и даже Европы.
Добывают «мертвечину», как правило, раскапывая могилы. Доходит до полной дикости. Так, 30-летнего Суманто из Индонезии приговорили к 5-летнему заключению за то, что он вырыл из земли труп своей 80-летней соседки и съел некоторые его части.
Людоед заявил полиции, что сделал это, чтобы обрести сверхъестественную силу. Многие верования также утверждают, что если съедаешь части тела другого человека, то получаешь его лучшие качества — например, силу, смелость и т.д.
Чтобы заполучить «сырье», колдуны и их помощники часто идут и на убийство живых людей. Например, в 1989 г. в Зимбабве подручные магов убили двух девушек и вырезали им часть внутренностей, языки и гениталии, чтобы изготовить амулеты «на счастье». А несколько лет назад один из африканских колдунов был осужден за убийство 11-летнего мальчика с целью изъятия органов.
Человеческая же кожа используется африканскими магами для изготовления амулетов, якобы придающих их обладателям сверхъестественные качества. Причем содрана она должна быть с еще живого человека.
Так, два жителя Танзании — 25-летний Мартин Калунга и 31-летний Нико Бенсон умертвили 9-летнего мальчика, содрав с него заживо кожу, которую затем продали за 20 тыс. шиллингов (18 американских долларов) местному колдуну.
А у жителей Танзании весьма ценится кожа альбиносов, которые здесь рождаются чаще, чем в других местах. По поверью, альбиносы приносят несчастье, поэтому к ним тут относятся как к изгоям: не хотят принимать в школу, на работу.
Зато амулеты из частей тела людей, чья кожа лишена пигментации, имеют высокий спрос: считается, что они защищают от злых сил, помогают находить клады и способствуют удачной рыбной ловле.
Власти государств «третьего мира» постоянно борются с подобным мракобесием, но искоренить древние верования никак не удается. В результате происходят жестокие убийства людей и животных, а также многочисленные инциденты, связанные с осквернением могил.
А ведь и на Руси человеческие останки знахарки иногда применяли для целительства. Вот одна из историй, рассказанная на сетевом форуме работницей морга.
«В одно солнечное утро входит посетительница, начинает совать нам деньги и заявляет: “Мне нужен труп мужского пола!” Ну, мы подумали, грешным делом, что она за каким-то своим родственником пришла. Начинаем выяснять Ф.И.О., когда преставился и т.д. Бабка в ответ: “Мне все равно, мне нужен труп любого мужчины”. На наш отказ начинает сыпать проклятиями, матюгаться и фырчать что-то непонятное.
На наше счастье в кабинете появился заведующий, к нему-то бабка и кинулась со своей просьбой. Короче, она поведала ему следующую историю. У нее смертельно больна внучка. В какой-то окрестной деревушке нашли знахарку, которая, по свидетельствам очевидцев, вылечивает онкологические заболевания на все сто процентов.
После лечения знахарка сказала, что теперь для гарантированного выздоровления нужно совершить следующий ритуал. Купить хозяйственное мыло, провести этим мылом по всему телу покойника противоположного пола, а затем с этим мылом искупать больного, чтоб даже кусочка не осталось, и успеть это сделать до того, как покойник будет предан земле.
Разумеется, просьбу старушки никто не выполнил. Но заведующий моргом впоследствии признался сотрудницам, что этот случай далеко не первый в его практике. Действительно, есть такой магический ритуал, и считается, что все болезни покойник забирает с собой. »
Между тем, даже если не упоминать об этической или магической стороне дела, «целительные» свойства останков весьма сомнительны. Отведав внутренностей покойника или постоянно соприкасаясь с амулетом, изготовленным из останков, вы просто-напросто рискуете заразиться трупным ядом или болезнями, которыми страдал усопший — полагают специалисты.
Лекарство из мумий?
С похищением трупов связывают и знаменитое чудодейственное мумие. Состав так называемой иллирийской смолы неоднороден и может представлять собой продукт мумификации или медленного разложения трупов животных и насекомых; продукты жизнедеятельности диких пчел и растений, преимущественно лишайников; древесную смолу, переносимую водой, или окаменевшие экскременты мелких животных, преимущественно грызунов и летучих мышей. Наконец, вещество может образовываться из минералов с участием микроорганизмов.
Название «мумие» придумали арабы. Но первоначально лекарство называлось по-персидски — «мум». И это не случайно. В Древнем Египте чудесную смолу применяли для бальзамирования мумий. Однако еще с давних времен ходили предания об удивительных свойствах мумие. Считалось, что оно излечивает буквально от всех хворей. Алхимики же считали, что это вещество является основным компонентом эликсира бессмертия.
Именно за целебным «мумом» охотилось большинство грабителей пирамид, как считает египтолог и писатель Петер Элебрахт. Известно, что каирские и александрийские купцы специально нанимали египетских крестьян для раскопок некрополей.
Поначалу мумие просто соскабливали с костей мумий. По свидетельству лекаря Абд-эль-Лятифа, датированному примерно 1200 г., «иллирийская смола», полученная с трех человеческих черепов, продавалась на черном рынке за баснословную цену — 100 дирхемов. В те времена дирхем представлял собой серебряную монету весом почти 300 г.
Однако соскобленной с костей смолы не хватало на всех желающих. И тогда, по некоторым сведениям, для изготовления зелья начали использовать не только мумии, но и самые обычные трупы. Тела только что похороненных людей похищали из могил, расчленяли и варили до тех пор, пока мясо не отделялось от костей.
Полученную маслянистую жидкость отводили из котла по системе специальных трубок и разливали по склянкам для продажи за бешеные деньги. Об этом неоднократно упоминается в архивах.
Власти пытались, как могли, бороться с похитителями трупов. Например, в 1420 г. в Каире арестовали нескольких человек, подозревавшихся в разграблении могил и изготовлении снадобья из мертвечины. Поскольку прямых доказательств не было, городской судья приказал сечь преступников до тех пор, пока они не признаются в своих мерзких деяниях.
В 1564 г. французский врач Ги де Лафонтен видел в Александрии на складе, принадлежавшем торговцу мумие, сваленные в кучу тела мертвых рабов. В 1585 г. одна турецкая торговая компания поручила своему агенту Джону Сандерсону переправить в Англию 600 фунтов высушенных частей человеческих тел, предназначавшихся для изготовления мумие. Несмотря на жесткие законы, принятые египетскими властями, контрабандные рейсы в Европу продолжались.
В XVII веке, когда увлечение мумие достигло своего апогея, одним из самых удачных рецептов его изготовления считался рецепт Кроллиуса. Действие входящих в него благовоний многократно усилено за счет ингредиента, максимально близкого к жизни — тела молодого человека, умершего насильственной смертью.
Согласно Кроллиусу, необходимо обзавестись трупом казненного преступника — молодого и желательно рыжего, поскольку рыжина есть символ жизненной силы. Затем отделить мясистые части, вытопить жир, хорошо промыть винным спиртом и держать под солнечными и лунными лучами два дня и две ночи, чтобы очистить содержащиеся в плоти жизненные принципы.
Далее натереть их миррой, шафраном и алоэ и, наконец, подвесить над огнем, как это делают с бычьими языками и свиными окороками, которые подвешивают над очагом, чтобы они приобрели восхитительный аромат.
Что же касается мумий, то в старину их нередко использовали еще и для различных других целей. Так, средневековые лекари давали больным порошок из истолченных мумий, утверждая, что он исцеляет от всех недугов. Правда, при этом торговцы часто подсовывали им фальшивки. Порошок из мумий использовался также в магии. К примеру, его добавляли в приворотное зелье.
Король Англии Карл II втирал в кожу порошок из праха мумий. Он считал, что это сделает его таким же великим правителем, как древние фараоны. В эпоху Возрождения живописцы добавляли этот порошок в краску. Они полагали, что тогда на картине не возникнет трещин.
Мумие продолжает пользоваться огромной популярностью у сторонников нетрадиционных методов лечения. Однако официальная медицина пока не может дать заключения, полезна ли «иллирийская смола» на самом деле.