Проводка зимней блесны
С первого взгляда, зимнее блеснение выглядит довольно просто и отчасти это — правда. В этом виде ловли нет прикармливания и сложного снаряжения, рыболов находится один на один с рыбой, а связывает их лишь короткая удочка, блесна и… мастерство.
То, без чего успех не придет, и рыбалка не состоится, несмотря даже на терпение и труд, которые в данном случае, без искусства владения этой простой снастью, абсолютно бесполезны.
Много написано и рассказано у костра о волшебных блеснах, которые, являясь «секретным оружием», в конечном итоге решали все. Звучит это порой вполне правдоподобно, но смешно предполагать, что новичок, прикупив десяток самых уловистых приманок, вдруг в одночасье станет мастером и тут же начнет бить рекорд за рекордом. Это может и получиться, но один раз и волей случая. Трудовая рыбалка, а для зимы другое определение подобрать сложно, не подразумевает случайностей и неточностей, а любая, самая лучшая блесна без умения вселить в нее жизнь правильной игрой, будет просто дорогим куском металла, безжизненно повисшим на леске.
Первое и, пожалуй, самое главное, с чего следует начинать, это выбор правильного горизонта ловли, а вернее, проверка всех уровней на предмет нахождения рыбы.
Конечно, первое, что приходит в голову, что вся рыба стоит на глубине, и вряд ли будет находиться вполводы и у нижней кромки льда. Это – самая распространенная ошибка, как начинающих, так и опытных блеснильщиков, которые в горячке быстрого поиска и сверления лунок и в погоне за покрытием как можно большей площади, забывают об этом простом правиле.
Дело в том, что подо льдом начинается другое, трехмерное измерение и рыба может пойти не только вправо или влево, вперед и назад, но с таким же успехом и вверх и вниз. Эти передвижения, которые происходят со сменой горизонта, могут быть связаны со многими факторами, такими, например, как более богатые кислородом слои воды, разность температуры и движения кормовой рыбешки и так далее. Причем, на одном и том же водоеме хищник с одинаковым успехом может находиться и на дне, и вполводы и у поверхности. Соответственно, рыболов, который пытается поймать рыбу только на дне, ровно в три раза снижает свои шансы на результативную поклевку. Самое интересное во всей этой истории, что тот же окунь, стоящий вполводы, не будет стремглав кидаться на нечто, копошащееся на дне — зима все-таки.
Следующий фактор, на который следует обратить внимание – это ритм игры. Как во всяком музыкальном произведении (мы не зря упоминали слово «искусство»), без ритма нет музыки. Хотя, в данном контексте точнее было бы выразиться, «без сбоя ритма» нет поклевки. Монотонные взмахи удильником, конечно имеют успех, и вся активная рыба отзывается на такую игру практически сразу. Но это бывает редко. В большинстве случаев, монотонные и однотипные движения блесны лишь собирают вокруг нее интересующихся, и, как показывает практика, это зрелище интересует хищника не очень долго и в итоге, после безучастного разглядывания, рыба расходится по своим делам. Здесь необходим толчок, провокация.
С появлением камер подводного наблюдения, некоторые вопросы, связанные с поведением приманки под водой и реакция на нее рыбы, стали более понятны. В сети есть много видеороликов подобного содержания (например: Братья Щербаковы — Подводное расследование: Зимние блесны и балансиры и Ловля окуня — взгляд из подо льда) и основное, на что стоит обратить внимание, это – момент атаки того же окуня. Вначале, на однотипные движения блесны окуни собираются вокруг незнакомого предмета в небольшой кружок и наблюдают. Ключевое слово здесь – «незнакомого». Если бы блесна была мальком, окунь атаковал бы ее немедленно и без проволочек. Но блесна лишь привлекает окуня, а на хватку его провоцирует пауза, остановка, смена ритма подбрасывания блесны или медленный ее подъем. С чем это связано – не понятно, но факт остается фактом – амплитуду движения и ритм необходимо менять, причем делать это в одной и той же лунке и на разных горизонтах проводки.
Остановимся немного поподробнее на паузах. Пауза в игре вовсе не обозначает, что игра закончена. Для человека, привыкшего ловить на червяка, покажется глупостью остановить игру и ждать, пока рыба клюнет на неподвижный кусок металла. Это кажущееся противоречие. Блесна, зависшая на одном месте и без взмахов удильником, продолжает играть, медленно поворачиваясь вокруг своей оси. Если блесна снабжена к тому же подвесным тройником, это действие усиливается так же отдельными колебаниями тройника и всем тем, что на нем подвешено – люрексом, цветными нитками и бусинками. Для того, чтобы увидеть поклевку на этом этапе, удочку снаряжают кивком – прикосновение, особенно окуневое зачастую «в руку» не передается. Это, кстати, даже немного в большей степени относится и к балансирам, у которых на этих остаточных движениях и основано их магическое действие. Поэтому, пауза, прерывистый ритм и правильно выбранный горизонт – вот слагаемые успеха, с которыми необходимо постоянно экспериментировать.
Кроме этих, основных принципов правильной игры зимней блесны есть понятие амплитуды, или частоты движения блесны вверх и вниз. В идеале, вся игра должна происходить под стук невидимого метронома и под счет. Конечно, может показаться, что отсчитывать секунды и разы больше напоминает действия бухгалтера, нежели рыболова, но это не совсем так. Довольно трудно, не посчитывая количество взмахов, одинаково качественно обловить все, с трудом насверленные лунки. Можно отвлечься, задуматься и либо сняться с перспективного места раньше, чем нужно, либо попусту потратить драгоценное светлое время суток, облавливая заведомо пустоту. К счету довольно быстро привыкаешь и через некоторое время, эти секунды и разы практически не замечаешь.
Количество взмахов, которые необходимы для того, чтобы качественно обловить место, определяются опытным путем и для каждого водоема и времени суток может быть различным. Хотя, если проанализировать самые разные рыбалки, на самых разных водоемах, более 80-ти взмахов – это уже много. Активная рыба за это время себя в любом случае проявит. А в среднем, 30-40 взмахов в одном горизонте достаточно.
Итак, подводя итог этому небольшому материалу, алгоритм действий при игре блесной со льда должен быть примерно таким: отпускаем блесну на дно, слегка приподнимаем, делаем 30-40 взмахов удочкой, с интервалом 3-4 секунды. Во время этих равномерных взмахов, даем блесне спокойно повисеть на каждом десятке взмахов, например, секунд по 10-15. Равномерные взмахи в конце облова горизонта полезно сменить на более медленный подъем блесны, или провести серию резких рывков, 2-3 раза, после чего опять дать паузу и так далее, с каждым новым горизонтом. Леску подматываем, например, на 50 см каждый раз, вплоть до того момента, когда блесну уже будет видно в лунке.
Это, конечно, не инструкция по эксплуатации лунки с гарантированным результатом, а лишь пример, как можно ловить. Кроме этого «можно» есть несколько десятков различных комбинаций и все, в конечном итоге, зависит только от рыболова, его руки, настроения и, конечно, удачи. Как не бывает двух одинаковых автографов, так нет и аксиомы блеснения. У всех она своя, разная и неповторимая. Поэтому, сложив все эти слагаемые, скомбинировав их по-своему, вы и получаете то, за что с зимним блеснением можно потом не расставаться всю жизнь – неповторимость и постоянный креатив. Ну, а если прибавить к этому многообразие конструкций зимних блесен, то в целом скучать точно не придется.
По материалам: club-fish.ru
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Основы проводки в зимнем блеснении
Казалось бы — чего проще! Особенно в зимнем блеснении. Опустил блесну под лед и начал равномерными махами приманивать рыбу, вынуждать ее на поклевку. Если бы все было так просто.
От умения подобрать правильную проводку в данном водоеме в конкретное время напрямую зависит количество выловленной рыбы. В моем багаже есть несколько десятков различных способов проводки вертикальных блесен. Описать все их в рамках одной статьи не получится, да и смысла нет. А вот об основных принципах игры и на что следует обращать внимание — поговорить стоит.
Фиксация
Это первый и наиважнейший параметр при любой проводке. Почему-то большинство блеснильщиков считают, что, как бы ты не подкидывал блесну, хищник все равно на нее позарится. Поэтому рыболовы держат удильники на весу, могут легко во время паузы изменить горизонт зависания приманки, делают при этом массу лишних телодвижений, нарушающих момент «абсолютного» покоя приманки. В результате — там, где можно было поймать несколько десятков окуней, ловятся один или два, а там, где стоит единичный окунь, поклевки можно вообще не дождаться.
Любая проводка должна жестко фиксироваться в завершающей фазе. Например, вы делаете цикл игры на подъем. При этом проверяете горизонт до метра над дном. После каждого маха поднимаете приманку на 2-3 см. Если начинать работать от дна, сначала фиксируйте удильник на вытянутой ноге, и во время очередного маха поднимайте, сгибая ногу в колене на эти самые 2-3 см. Когда высоты начинает не хватать, вытягивайте вперед левую руку и перекладывайте удильник на нее. Весь остальной подъем фиксируйте уже рукой. Это позволяет постоянно контролировать приманку и чувствовать ритм (о нем мы поговорим чуть позже). Если делаете проводку на опускание, то повторяйте движения с точностью до наоборот.
Фиксация блесны в момент ее перехода из состояния движения в состояние покоя — один из самых важных элементов в зимнем блеснении. Именно в этот период малоактивный хищник может решиться на бросок.
При фиксированной проводке вы точно определяете горизонт, на котором хищник «тронул» вашу приманку, а значит, остановив подъем, можете некоторое время поработать в одной плоскости над дном, что немаловажно при ловле пассивной рыбы.
Вторая основная составляющая. Фиксируя блесну и делая правильную (на ваш взгляд) проводку, можно добиться определенных успехов. Но если вы при этом не будете уделять должное внимание ритму, то часть рыбы определенно «потеряете».
Умение держать ритм — залог вашей успешности на рыбалке. Ибо, как это ни странно прозвучит, именно его соблюдение и своевременное нарушение позволяют «собрать в пакет» всю рыбу, стоящую под лункой.
Хищник крайне раздражительно относится к однотипным ритмичным движениям приманки. Если не нарушать ее игры лишними подрагиваниями и нелогичными изменениями горизонта, наиболее активные особи достаточно быстро проявят себя поклевками и будут выловлены. А вот пассивную рыбу можно будет взять именно с помощью микроизменений в ритме проводки. Допустим, вы делаете проводку в одном горизонте, махи через каждые четыре секунды, вся активная рыба уже выловлена. При очередном опускании блесны в нужный горизонт и после 3-4 фиксированных махов попробуйте сделать паузу 6-7 секунд.
То же самое можно совершить и просто при очередной проводке, когда рыба себя еще никак не проявила.
Поначалу это кажется очень сложным — держать один и тот же ритм. Все зависит от тренировки. Когда я начинал осваивать этот метод, просто считал про себя. Впоследствии однотипные ритмичные движения стали так же естественны, как дыхание, и я об этом больше не задумываюсь.
Пауза
Об этом стоит поговорить отдельно. Наряду с фиксацией и ритмом, пауза играет не менее важную роль в правильной проводке. Она подбирается уже конкретно на водоеме в момент рыбалки и напрямую зависит от активности хищника. При выходе на лед стоит начинать проводку с классической паузы. Если говорить об окуне — это 3-4 секунды между махами. Щука или судак «любят» паузы более протяженные — от 6 до 15 секунд.
Изменять паузы в начале ловли стоит уже с первых лунок. Сделайте классическую проводку, а во время следующего цикла попробуйте увеличить время покоя блесны на 1-2 секунды. В какой-то момент вообще остановите проводку на десяток секунд. В течение получаса, получив первые поклевки рыбы, вы уже поймете, какая пауза на данный момент нужна рыбе, и займетесь очередными поисками только в случае немотивированного прекращения клева.
Горизонт
Даже искушенные рыболовы-блеснильщики имеющие за спиной многолетний стаж нередко забывают проверять во время ловли толщу воды. Это непростительная ошибка. Могу с уверенностью сказать, что чуть ли не каждую рыбалку я часть рыбы вылавливаю в горизонте от полводы до входа в лунку. При этом рыбалка вполне спокойно может проходить на глубинах 4-5 м и более. Чтобы на это действие терялось меньше времени, я в случае затухания клева на фиксированных глубинах при переходе на очередную лунку начинаю делать проводку на опускание прямо от лунки. Этот способ не только экономит время, но и быстрее находит новый рабочий горизонт.
Фиксирую удочку на вытянутой вверх левой руке и равномерными махами начинаю опускать блесну. Опустив руку до лунки, быстрым движением, стараясь не изменить горизонт, отматываю метр лески и при этом опять поднимаю левую руку вверх, для фиксации приманки. Продолжаю это делать до тех пор, пока блесна не коснется дна или не случится поклевка.
Еще одним важным моментом является смена горизонта при проводке после вялой поклевки или в перспективном участке толщи воды. Например, однотипно и ритмично после очередного маха и фазы покоя блесны опускаете или поднимаете приманку на несколько миллиметров. Иногда только такая проводка вынуждает пассивного хищника на хватку.
Донная проводка
Я считаю, что умение играть блесной на дне — одна из вершин мастерства рыболова-блеснильщика. Во-первых, именно при работе приманкой на грунте наличие окуня под лункой выявляется быстрее всего, а значит, вы не тратите время на лишние циклы. Во-вторых, и такие случаи бывают очень часто, окуня можно поймать только со дна. На игру в толще воды он просто не реагирует. В первую очередь, на мой взгляд, это зависит от резких перепадов давления. Как бы то ни было факт остается фактом.
Еще пару лет назад я считал, что для донной игры единственно возможны и правильны блесны с впаянным крючком. Теперь, с накоплением опыта, могу смело утверждать, что и приманки с подвесным тройником можно смело опускать на дно и правильно ими там работать. Единственное неудобство — тройник собирает на себя донный мусор, и чаще случаются зацепы.
Варианты игры различны. От запускания планирующей приманки с помощью широкого маха на несколько десятков сантиметров в сторону от просверленного отверстия и медленного ритмичного подтаскивания, до простого шевеления блесной на дне под лункой. Только не забывайте про однотипность и паузы.
Послесловие
Отработав на практике вышеназванные элементы, вы можете легко закладывать их в основу любой придуманной вами проводки. Но без этих основ ни одна проводка не будет полноценной и эффективной. При этом нельзя не упомянуть о том, что все это может быть выполнено в полной мере только при наличии сбалансированной снасти с чутким кивком,
даже если в вашем водоеме водится только крупный окунь (как нередко утверждают в разговорах рыболовы) и поклевки у него резкие и решительные. Это происходит в момент активизации хищника, а активным он бывает не всегда. Рыбу же надо ловить при любом выезде на водоем.