Вертолетами ми 28н ночной охотник

Ми-28 – беспощадный «Опустошитель»

Российский ударный вертолет Ми-28 выполнил первый взлет еще в эпоху расцвета СССР, но в серию попал в 2005 году. Машина предназначена для участия в активных боевых действиях против бронетехники и живой силы вероятного противника в условиях плохой видимости, а также в ночное время. Вооружение вертолета позволяет вести борьбу с воздушными целями, движущимися с небольшими скоростями полета.

По классификации НАТО машине Ми-28 присвоили код Havoc (Опустошитель), что в полной мере олицетворяет способности вертолета. Среди российских летчиков машину называют «летающий танк».

История создания

В годы Великой Отечественной войны большую роль стала играть штурмовая авиация. Опробованные в ходе боевых действий самолеты продолжили совершенствоваться и в послевоенное время. Вплоть до конца 50-х годов костяк советской штурмовой авиации составляли машины Ил-10, хотя уже существовали серийные вертолеты, способные нести боевую нагрузку.

В начале 60-х годов в производство пошла машина Ми-8, оснащенная газотурбинными двигателями. Из-за этого высвободилось значительное число вертолетов Ми-4 с поршневой силовой установкой, на базе которых появились боевые Ми-4АВ. Именно этот вертолет стал фундаментом для создания полноценного армейского Ми-24.

При выдаче технического задания на эту машину оговаривалась необходимость постройки штурмовой версии, обладавшей увеличенной скоростью полета. Именно это задание, увидевшее свет в 1968 году, и является стартом биографии вертолета Ми-28.

Разработка Ми-28 началась только через два года, проект получил рабочее название «изделие 280».

На начальных этапах рассматривался вариант двухвинтовой компоновки, с разнесенными в поперечной плоскости винтами. Подобная конструкция обеспечивала значительный вес боевой нагрузки и возможность использования катапультируемых кресел пилотов. Но изменение тактики использования вертолетов поставило на наработках жирный крест.

Обновленная концепция предусматривала полет в режиме огибания поверхности и нанесение ударов с небольших высот, что вынудило отказаться от катапультируемых кресел. Вместо этого стали использоваться усиленные стойки шасси, допускавшие посадку с высокой вертикальной скоростью. Параллельно с КБ Миля свой проект разрабатывали сотрудники КБ Камова. В машине предполагалось использование соосного винта и одноместной кабины.

Официальный конкурс на создание вертолета объявили в 1976 году, к участию привлекались КБ Миля и Камова. Невооруженный прототип Ми-28 впервые взлетел осенью 1982 года. Второй экземпляр испытывался с вооружением. По результатам полетов был получен ряд замечаний, в результате чего появилась серия прототипов под обозначением Ми-28А. Машины демонстрировались на ряде выставок и принимали участие в учениях.

Из-за сложной ситуации в стране доводка вертолета затянулась, и первый годный к производству вариант Ми-28Н показали только летом 1996 года. Официальные испытания стартовали в 2005 году, а завершились спустя три года. В 2009 году машину официально приняли на вооружение, хотя заказ на 67 вертолетов Министерство Обороны разместило еще в 2005 году.

Описание конструкции

Боевой вертолет Ми-28 имеет классическую компоновку с одним несущим винтом и неубирающимися опорами шасси. Фюзеляж имеет смешанную конструкцию, выполнен из легких сплавов на основе алюминия и композитов, соединенных сваркой, склеиванием и клепкой. Конструктивно фюзеляж машины разбит на переднюю и центральную части, а также балку киля и хвоста. Соединения разъемные, чем обеспечивается ускоренный ремонт техники.

Экипаж машины расположен в носовой секции в двух разделенных кабинах.

Спереди установлено место штурмана, позади – пилота. Кресла экипажа оснащены амортизацией и преднатяжителями ремней безопасности. Между кабинами имеется алюминиевая защитная переборка. Металлические части кабин прикрыты титановыми и керамическими пластинами.

Для установки элементов брони на вертолете Ми-28 применен клей. Остекление выполнено из силикатного многослойного бронестекла. Защита выдерживает удары снарядов калибром до 23 мм, а также бронебойных пуль из крупнокалиберного пулемета (кроме боковых стекол). Для обеспечения аварийной высадки из кабин имеются надувные трапы, исключающие удары людей о стойки шасси.

Читайте также:  Товары для охоты хольстер

Под носовой частью вертолета Ми-28 установлен прицельный модуль и 30 мм пушечная установка 2А42 с боекомплектом 250 выстрелов. Станция оснащена лазерным измерителем расстояний и целеуказателем с выводом данных на экраны в кабине летчика. Часть электроники прицельной станции и пилотажного оборудования размещена под полами кабин экипажа.

Хвостовая балка Ми-28 приспособлена для установки радиооборудования, а также для перевозки различного аэродромного оснащения. Допускается перевозка трех человек. Безопасность перелета обеспечена невозможностью контакта балки и лопастей несущего винта. Килевая балка машины оборудована хвостовым винтом и стабилизатором с управляемой плоскостью. Приводы управления тросовые, проложены внутри балок.

По бокам фюзеляжа смонтировано крыло с размахом 4880 мм, оборудованное четырьмя пилонами для боевой нагрузки или топливных баков.

Крыло Ми-28 имеет кессонную схему с частичным использованием композитных материалов. В конструкции имеется пиропатрон, отстреливающий плоскость. Подобные действия выполняются при покидании экипажем машины на большой высоте.

На машинах под крыльями может устанавливаться вооружение:

  • неуправляемые ракеты типов С-8 или С-13;
  • противотанковые управляемые ракеты комплексов «Штурм» или «Атака»;
  • ракеты класса «воздух-воздух» типа «Игла-В»;
  • контейнеры с 30 мм пушкой НППУ-28, пушка может дистанционно управляться летчиком;
  • контейнеры для перевозки грузов или для постановки минных преград.

Силовая установка ранних машин Ми-28 состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117ВМА с автоматической регулировкой мощности. Дополнительно применяется система впрыска воды, обеспечивающая работу установки в момент запуска неуправляемых ракет. Впоследствии на вертолет установлены российские моторы ВК-2500, созданные на базе предшественника.

В моторном отсеке установлен дополнительный двигатель, приводящий компрессор. Сжатый воздух необходим для пуска основных двигателей. Топливные баки расположены в центральной секции, оборудованы системой заполнения пенополиуретаном по мере выработки топлива. На вертолете применен 5-лопастный несущий винт и 4-лопастный рулевой. Для изготовления лопастей применены композитные материалы, выдерживающие попадание 23 мм снаряда.

На вертолетах Ми-28Н применена радиолокационная станция (установлена выше несущего винта), обеспечивающая обнаружение целей на дистанциях до 20 км и позволяющая выполнять полет с огибанием рельефа местности.

Питание бортовой электроники машины обеспечивают два генератора, установленных на двигателях. Там же размещены гидравлические и пневматические компрессоры.

Модификации и боевое применение

Название Ми-28 имели первые два прототипа, созданные в рамках «проекта 280». С учетом результатов испытаний и замечаний заказчиков на свет появился «проект 286». Машины обозначались как Ми-28А и были оснащены газовыми турбинами ТВ3-117 и видоизменными винтами.

В серию вертолет не попал, поскольку не отвечал требованиям эксплуатации в ночное время. На основе 28А была разработана версия Ми-28Л, предназначенная для ВВС Ирака. Машина создавалась в 1990 году, но из-за изменившейся ситуации дело не дошло даже до постройки прототипа, хотя предполагалось изготовление машин по лицензии.

Первый по настоящему серийным вариантом стал Ми-28Н, запущенный в производство только в 2006 году. «Ночной охотник» комплектовался улучшенной трансмиссией на основе редуктора ВР-29, а также модернизированным бортовым оборудованием.

На борту установлена специальная станция ночного видения, обеспечивающая обнаружение подвижных целей на дистанциях до 10 км. К 2018 году российские ВВС получили не менее 108 экземпляров Ми-28Н, из которых 5 машин разбито полностью или частично. Жертвами происшествий стали 4 человека.

Для поставок на экспорт предназначен вариант Ми-28НЭ.

Партия машин была поставлена в Ирак и Алжир (15 и 2 вертолета соответственно). Предполагалась поставка техники в Индию, но заказчик забраковал предложенные образцы и контракт расторгли. Обучение пилотов предполагается вести на вертолетах Ми-28УБ, оснащенных дублированным управлением.

Характерной особенностью учебных машин является полностью сохраненный боевой потенциал. Разработка модификации началась в 2010 году, заводские тесты завершились только в прошлом году. В 2018 году ожидается поставка первой партии машин (24 вертолета).

Читайте также:  Водоемы где запрещена подводная охота

В 2009 году стартовали работы по созданию усовершенствованной версии Ми-28НМ. На вертолете применена новая радиолокационная станция с расширенным радиусом действия. Для повышения надежности использовано дублирующее управление. Первый тестовый полет состоялся летом 2016 года. В настоящее время ведется доработка машины.

Из-за сравнительно недавнего поступления вертолетов на вооружение, их боевое применение носит ограниченный характер. Единственным конфликтом, в котором официально задействованы ударные вертолеты Ми-28Н, стала война в Сирии.

Первые машины поступили в Авиационную группу ВВС России осенью 2015 года.

Техника принимали участие в освобождении ряда городов от подразделений террористов. В апреле 2016 года была зарегистрирована первая потеря – вертолет был разбит из-за ошибки пилота. Весь экипаж погиб.

Летные и технические характеристики в сравнении с зарубежными аналогами

В таблице приведено сравнение основных технических характеристик российского вертолета Ми-28Н и американских аналогов.

Отечественная техника имеет наибольший взлетный вес среди конкурентов, что является объектом критики.

С другой стороны, вертолет позволяет нести максимальную боевую нагрузку, что является плюсом в боевых действиях. Но для маневренных полетов и контртеррористических операций машины Ми-28Н подходят мало. Американский аналог AH-1Z имеет заметно большую скорость полета, но заметно отстает по боевому радиусу.

Ми-28Н AH-64DApache Longbow Bell AH-1Z Viper
Длина, мм 17010 17730 17800
Высота, мм 3820 4050 4370
Диаметр несущего винта, мм 17200 14630 14630
Масса взлетная (допустимая), кг 11700 8006 8390
Запас топлива, л 3500 4641 1561
Модель двигателя ТВ3-117ВМА General Electric T700-GE-701C General Electric T700-GE-401C
Мощность установки, л.с. 3320 2834 2680
Максимальная скорость, км/час 324 276 411
Дальность полета, км 500 480 231
Потолок, м 5700 4465 6100
Экипаж, чел 2 2 2
Вооружение 1*30 мм 2А42, до 1605 кг боевой нагрузки 1*30 мм М230, до 771 кг боевой нагрузки 1*20 мм М197, 6 точек подвески

Вертолет Ми-28 относится к числу машин, способных выполнять некоторые фигуры высшего пилотажа. К их числу относится мертвая петля, иммельман и бочка. Конструкция несущих винтов и систем управления позволяет выполнять движение вбок или назад со скоростью до 100 км/ч.

Огромным плюсом российских вертолетов является возможность перевозки транспортными самолетами.

Несмотря на недостатки, вертолет Ми-28Н постепенно поступает на вооружение российской армии.

Доработка вертолетов ведется заводом в сложной обстановке, без государственной поддержки. Из-за этого предприятие испытывает трудности с выходом на внешние рынки, поскольку заказчики требуют полностью готовую и проверенную в реальной эксплуатации машину.

Без активной поддержки дальнейшее развитие зайдет в тупик, а ведь Ми-28Н является уникальной боевой машиной, способной вести автоматический полет с огибанием рельефа и поддержанием высоты полета в интервале 5…15 м. На подобное не способна ни одна другая винтокрылая машина.

Видео

Ночной дозор: ударный боевой вертолет Ми-28Н

На этот раз в объективе программы «Полигон» телеканала «Т24» — ударный боевой вертолет нового поколения Ми-28Н. Эти военные машины прочно заняли свое место в армейской авиации России. При любой погоде и времени суток они готовы, как настоящие охотники, скрытно вести поиск и уничтожать противника. Ми-28Н может летать на одном двигателе и с поврежденными лопастями, в воздухе ему подвластны элементы сложного пилотажа с высокими перегрузками, доступные лишь боевым самолетам. Вертолет может взять на борт почти 3 тонны вооружения и применить его в любое время суток, даже в кромешной тьме.

Грозный «двадцать восьмой»

Российские вертолеты семейства «Ми» знают и уважают во всем мире. Военные и гражданские машины создаются в конструкторском бюро Михаила Миля. Одно из основных производств находится в Ростове-на-Дону. Поначалу для нового вертолета многое заимствовали у Ми-24. Последний был участником многих вооруженных конфликтов и войн, прошел суровую школу Афганистана, претерпел множество разных модификаций и не раз был модернизирован. Но в то же время боевые действия в Афганистане показали, что армии нужен новый вертолет с возможностью его применения против вражеской бронетехники. Советским конструкторам была поставлена конкретная задача — научить новый вертолет бороться с танками. И уже в 1996 году появился Ми-28Н – первый российский вертолет, который мог действовать в любое время суток и при любой погоде, за что и получил грозное прозвище «Ночной охотник».

На Ми-28Н стоит комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, который отвечает требованиям пятого поколения. Именно он позволяет вертолету вести боевые действия круглосуточно и в сложных метеоусловиях. Комплекс также решает пилотажные и навигационные задачи на предельно малых высотах. В отличие от машин предыдущего поколения лопасти Ми-28Н сделаны не из алюминия, а из композиционных материалов, а лонжероны, основы лопастей, изготавливают из очень прочной стеклоленты. Все эти и другие нововведения позволили не только увеличить скорость боевой машины, но и снизить уровень шума, что очень важно для скрытных действий «Ночного охотника».

Помимо этого, модернизации подверглась и кабина экипажа, выполненная из листов алюминия с наклеенными поверх кармическими плитками. Последние, при попадании в них пули или осколков, раскалываются и при этом гасят энергию снаряда, останавливая поражающий элемент. Также покрыты броней самые важные узлы и системы вертолета.

Еще одним нововведением стало расположение двух двигателей мощностью 2200 л.с. каждый по бокам фюзеляжа. Между ними находится главный редуктор и вспомогательная силовая установка. Такая схема расположения исключает возможность поражения сразу обоих двигателей. А если один выйдет из строя, то вернуться на базу можно будет на втором.

Управляя полетами

На вертолете предусмотрена система спасения экипажа в условиях аварийной посадки – это специальные кресла пилотов и шасси, которые могут амортизировать удары. Экипаж Ми-28Н состоит из двух человек – штурман-оператор и летчик. Первый производит поиск, обнаружение и поражение целей, второй – полностью контролирует управление. Причем место пилота находится выше места стрелка, такое расположение обеспечивает отличный обзор. При возникновении нештатной ситуации или катастрофического разрушения конструкции, автоматически отстреливаются двери обеих кабин, затем надуваются специальные трапы – баллонеты, которые дают экипажу возможность максимально быстро и безопасно покинуть машину с помощью парашютов.

Впрочем, конструкция Ми-28Н подразумевает кабину и для «спецпассажиров». В небольшом отсеке с дверью по левому борту может разместиться до трех человек. Это может быть техник вертолета или бойцы спецназа, эвакуируемые с зоны боевых действий.

Летающий танк

Ми-28Н носит название летающего танка, что весьма заслужено. Управляемые ракеты «Атака» — главная сила «Ночного охотника». Против такого оружия не выстоит ни один современный танк с динамической защитой. Кроме того, воздушный боец оснащен встроенным стрелково-пушечным вооружением – 30 миллиметровой пушкой 2А42, предназначенной как для поражения воздушных целей, так и для легкобронированной техники и живой силы врага. Также машина может быть оборудована для установки минных заграждений. Для обнаружения целей и наведения на них управляемых ракет и пушки Ми-28Н использует обзорно-прицельную станцию с тремя каналами: телевизионным, тепловизионнным и лазерным. Компьютерный «мозг» может удержать цель в перекрестье прицела даже когда вертолет совершает маневры.

Ми-28Н обладает уникальными пилотажными характеристиками, именно на этой машине впервые были выполнены «Мертвая петля» и «Бабочка». Радиолокационная станция «Арбалет» позволяет вертолету летать и маневрировать на сверхмалых высотах. Он может скрываться за складками местности и таким образом, незаметно подкрадываться к позициям противника и нанести удар. Воздушный боец может летать хвостом вперед и боком со скоростью 100 км/ч, выполнять вращение вокруг своей оси и при этом продолжать движение, а также совершать противоракетные маневры. Также в распоряжении пилотов специальная система для управления вертолета ночью. Вертолеты Ми-28Н способны с легкостью отследить колонны боевиков, которые все чаще стали передвигаться под покровом ночи, надеясь остаться незамеченными.

Оцените статью
Adblock
detector