- Простой велосипедный прицеп из бросовых материалов (без сварки)
- Велоприцеп (обзор рынка)
- Секты
- Велоприцеп на двуподвес
- Одноколесные велоприцепы
- Extrawheel
- Tout-terrain
- Topeak Journey Trailer and DryBag
- Coho XC
- Двухколесные велоприцепы
- Trenux
- Surly Bill Trailer
- Cyclone
- Burley Nomad
- Burley Flatbed
- Burley Travoy
- Велоприцеп “Пчелка”
- Трехколесные велоприцепы
- Carla Cargo
- Burley Kids
- Что купить?
- Самодельные велосипедные прицепы
Простой велосипедный прицеп из бросовых материалов (без сварки)
Велосипедный прицеп – отличая вещь, он значительно расширяет возможности велосипеда в плане грузоперевозок. Самый просто прицеп, конструкция которого описана в этой инструкции, оснащен платформой, на которой можно перевозить различные предметы, начиная от личных вещей, заканчивая песком, кирпичом и так далее. Что касается бортиков, то их можно тоже сделать, но это уже на ваше усмотрение.
Рассмотренный ниже велосипед изготовлен практически из бросовых материалов. В качестве рамы использовались запчасти от старой коляски для гольфа (или чего-то подобного). Платформа сделана из такого распространенного материала как дерево. Конечно, древесина прибавляет прицепу веса, зато это самый доступный материал.
Материалы и инструменты, которые использовал автор для самоделки:
Список материалов:
— старая коляска (или другие подобные запчасти);
— колеса от велосипеда (если их не было на выбранной коляске);
— деревянные доски;
— саморезы;
— стальные хомуты для труб;
— винты, болты, шайбы, гайки;
— два колесика от тележек (для изготовления крепежного устройства);
— старый тросик от велосипедных тормозов (или подобное);
— два отражателя (устанавливаются на прицеп);
— стальные крепежные петли.
Список инструментов:
— дрель (или шуруповерт) ;
— велосипедный насос;
— плоскогубцы и кусачки;
— отвертка;
— молоток;
— ножовка по дереву;
— линейка, маркер или карандаш;
— ножовка по металлу или болгарка (может понадобиться).
Процесс изготовления прицепа:
Шаг первый. Подготавливаем материалы
В первую очередь, что вам предстоит раздобыть, это велосипедные колеса. Найти их в хорошем состоянии порой бывает проблематично. Также для рамы вам понадобятся металлические трубки, их можно раздобыть в старых колясках, велосипедах и так далее. Кстати, ранее отличные алюминиевые трубки использовались в карнизах.
Также подготовьте доски, они должны быть прочными, но максимально тонкими и легкими, чтобы прицеп не было тяжело тянуть велосипедом.
Автор разбирает коляску, используя шуруповерт . Снимаем все не нужное.
Шаг второй. Приступаем к сборке рамы
У автора после разборки коляски остались оси с колесами, а также элемент в виде буквы «П». Эти компоненты нужно было соединить. Алюминий сварить не получится, можно только сверлить или поступить так, как автор. Просто берем стальные хомуты от труб и хорошенько стягиваем элементы между собой. Для надежности хомутов можно поставить побольше. Для упрочения конструкции автор просверлил в трубах отверстия и закрепил их дополнительно болтами с гайками. Теперь детали надежно соединены.
Чтобы решить такую проблему, автор приобрел два колесика от тележки. Каждое такое колесико может двигаться вокруг своей оси на угол 360 градусов. Просто снимите с них колесики, а потом соедините обе конструкции при помощи болта с гайкой. Вместо болта с гайкой автор использует специальный стержень. Этот узел важен, так как он позволит вам быстро отстегнуть прицеп от велосипеда при необходимости.
Закрепите одну деталь на раме велосипеда, автор крепит ее на задней вилке возле оси, там как раз есть два подходящих отверстия. Вторую часть закрепите на дышле прицепа, автор надежно стянул ее петлями с болтами и гайками. Подберите правильный угол крепления, чтобы прицеп мог менять угол в заданном диапазоне. Вот и все, мы получили отличный узел для крепления прицепа к велосипеду.
Шаг шестой. Страховка
На всякий случай нужно сделать страховку, которая будет удерживать прицеп, если вдруг основной крепежный узел отсоединится. Для этих целей автор использовал велосипедную тормозную систему. Снимите с одного конца ту часть, на которой находятся тормозные колодки. На конце тросика сделайте надежную петлю. Что касается тормозной ручки, то ее можно оставить.
Закрепите тормозную ручку на раме прицепа, а тросик протяните внутри дышла. В итоге кончик троса с петлей должен вылезти возле задней вилки велосипеда. Прикрепите его к раме любым доступным способом. Теперь, если основной крепежный узел откажет, ваш прицеп будет удерживаться тросиком до аварийной остановки.
Шаг седьмой. Изготовление и крепление деревянной платформы
Подготавливаем доски, режем их в зависимости от размера прицепа и шлифуем, чтобы платформа легко мылась и не рвала пакеты, если вы их будете возить. Крайне рекомендуется также покрасить дерево, чтобы оно не впитывало влагу.
Шаг девятый. Рекомендации по использованию
Этот прицеп не предназначен для больших нагрузок, так как рама изготовлена из алюминиевых труб. К тому же, для облегчения веса автор не делал бортики для прицепа, груз крепится с помощью ремней.
Еще один момент касается колес, они закреплены не на вилке, а лишь в одной точке. В связи с этим такая конструкция не выдерживает больших нагрузок, если сильно нагрузить прицеп, оси могут согнуться.
Впрочем, если прикинуть на глаз, такой прицеп вполне может везти груз весом 20-30 кг по ровной дороге.
Велоприцеп (обзор рынка)
Использование велосипеда для перевозки грузов началось с момента массового распространения этого вида транспорта. Велоприцеп – штука хорошая, но нужна не многим. Давайте рассмотрим кому он может быть полезен, а кому нет и что нам предлагают разработчики и торговцы.
Секты
В велотуризме есть три секты. Первая исповедует байкпакинг (барахло распределяется по нарульным, внутрирамным и подседельным велосумкам). Как они отправляют свои религиозные потребности смотрите в отдельной статье.
Вторая секта монотеистическая. Ее представители возлагают все свои надежды и чаяния на так называемые велоштаны (рюкзак в форме буквы “П” устанавливаемый на велобагажник).
Третья – прицепопоклонники. Прицепопоклонники не едины по своим убеждениям. Еще в XIX веке они разделились на три ветви: отдноколесников, двуколесников и трехколесников. И начались религиозные войны продолжающиеся до нынешних времен.
Помимо велотуристов (которые по сути есть скрытые мазохисты, пробовали мы это дело…) прицепы нужны хозяйственным людям. Дров из леса привезти, забраконьеренного до смерти кабана без шума вывезти, лодку до водоема и обратно упереть.
Третьей многочисленной группой пользователей велоприцепов являются родители, которых угораздило родить двойню, или не дай бог тройню. Двух-трех одновозрастных детей очень трудно в одиночку конвоировать от мест заключения к местам выпаса. В процессе этапирования они разбегаются. А заточив их в прицепе, есть шанс не растерять.
При изучении темы про велоприцепы в русскоязычном интернете нужно учитывать, что большая часть их пользователей купили дерьмо, эксплуатировали дерьмо и пишут о дерьме. Впечатления о эксплуатации различных типов и моделей серийных прицепов нужно изучать в англо- и немецко-язычном интернете. Цена на китайские ноунеймы, российско-украинские гаражные поделки и бюджетные тележки от известных брендов различается не так уж и сильно.
Мир меняется. Последние годы рынок велоприцепов несколько подгрызли грузовые электровелосипеды.
Велоприцеп на двуподвес
Это хардтейлы легко использовать в качестве ослов. С двуподвесами такое не прокатит, поскольку с грузоподъемными багажниками полный пролет…
У диванных велотуристов распространено мнение, что цеплять прицеп за ось колеса двуподвеса нельзя. Якобы перестает работать подвеска, критически увеличивается торсионная нагрузка на задний треугольник и велосипед становится не управляем. Я своего мнения не имею, но катальцы использующие велоприцепы с двуподвесами говорят, что это чушь. Единственно с чем соглашаются, так это с наличием дополнительной нагрузки на задний треугольник. Но к каким негативным последствиям она может привезти, никому на практике выяснить не удалось.
Одноколесные велоприцепы
– Можно ездить по узким тропинкам.
– Меньше колес – меньше проблем с ремонтом.
– У прицепа нет поперечной болтанки на ухабах.
– Модели от известных производителей имеют качественную подножку делающую прицеп устойчивым при загрузке/разгрузке.
– По отзывам некоторых пользователей при поворотах нагруженный велоприцеп старается завалить велосипед. При креплении на подседельный штырь это наиболее ощутимо. Динамика везде, за пределами “прямо по асфальту” – крайне плоха.
– При неретаскивании велосипеда через брёвна нужно держать его вертикально, чтобы прицеп не заваливался набок.
– Дешевые модели без хорошей подножки неудобно грузить т.к. прицеп все время пытается завалиться.
– В сравнении с двухколесными и четырехколесными наименее грузоподъемны.
Extrawheel
Польская компания Extrawheel – не новичок на рынке велотележек. Ассортимент аж из 9 моделей. Но все они устроены на удивление просто: основой является железяка в которую вставляется обычное стандартное колесо под эксцентрик. Ломаться там вообще нечему. На раму навешиваются боковые сумки, которые и вмещают багаж. Из-за близкого расположения к велосипеду прицеп в точности повторяет траекторию заднего колеса (смещение не более чем на полпокрышки).
Tout-terrain
Компания Tout-terrain специализируется на разработке одноколесных велоприцепов для перевозки грузов и детей по пересеченной местности.
Topeak Journey Trailer and DryBag
Популярный одноколесный прицеп от компании Topeak. Хорошее инженерное решение. Грузоподъемность: 32 кг.
Coho XC
Одноколесный грузовой велоприцеп Coho XC от компании Burley рассчитан на перевозку грузов весом до 32 кг. Использовать его можно, как на асфальте, так и в условиях загородных перемещений. Инженерные решения с креплением позволяет использовать эту тележку с самыми разными велосипедами. Наличие подножки снимает все проблемы с процессом загрузки/разгрузки.
Двухколесные велоприцепы
– Есть складные модели, которые можно легко закрепить на багажник или превратить в рюкзак.
– Трудно опрокинуть.
– Легко разгружать/нагружать.
– Большая грузоподъемность (часто используются в велотуризме и электровелосипедистами для размещения солнечных батарей).
– Много моделей рассчитанных на перевозку детей и домашних животных.
– Не предназначены для использования на узких тропинках.
– Менее грузоподъемны, чем трех-четырех колесные.
– У прицепа есть поперечная качка на ухабах.
Trenux
Двухколесный велоприцеп Trenux имеющий механизм складывания на багажник велосипеда. Интересное инженерное решение. Практично.
Surly Bill Trailer
Самый грузоподъемный велоприцеп из тех, что мне известны – это Surly Bill Trailer. Удобен для использования в хозяйстве, в частности для перевозки дров или пьяных друзей. На него можно грузить до 136 кг.
Cyclone
Велосипедные прицепы Cyclone производятся уже почти двадцать лет. За это время тысячи владельцев простых, трёхколёсных, складных и лежачих велосипедов пользовались этими прицепами во всех частях мира. Модели Cargo (для грузов) и Skeleton (рама без сумки) идеально подойдут курьерам, пользующимся велосипедами. На них можно установить свою сумку, корзину, алюминиевый кейс Zargas или что-то иное. Модель Cyclone IV Trekking Bicycle Trailer – прекрасное решение для использования в городе и пригороде.
Burley Nomad
Burley Nomad от компании Burley имеет вынесенное одноточечное крепление к велосипеду (ставится на заднюю ось с левой стороны где нет тросиков, кассет и т.п.). Его можно ставить как под зажимную ось, так и под гайку, т.е. крепление универсальное. Загруженный 30кг идёт очень легко, нет никаких люфтов и толчков. По европейским дорогам эксплуатируется без нареканий. В нашем Оркленде от цепляния за кочки и траву протирается до дыр ткань на днище и особенно по углам передней выступающей вниз части. Нежно колхозить усилитель дна.
К прицепу можно докупить фэт-колеса и алюминиевую перекладину позволяющую крепить больше вещей.
Burley Flatbed
Не могу не отметить дешевый и сугубо утилитарный прицеп Burley Flatbed. Это не столь могучая телега, как Surly Bill Trailer, но 45 кг барахла на нее навалить можно.
Burley Travoy
Концепция Burley Travoy довольно оригинальна. Эта тележка удобна для городского использования. Велоприцеп можно цеплять к любому “ашан-байку”, бросать его на входе в магазин и вместе с прицепом идти за покупками. Его огромным преимуществом является складная конструкция. В сложенном состоянии почти не занимает места и раскладывается за 1 минуту.
Велоприцеп “Пчелка”
Довольно популярные (из-за низкой цены) шайтан-тележки для цепляния к велосипеду производятся на Саранском механическом заводе. Называются Пчелка-2 и Пчелка-3. Цена: от 3700 руб.
Трехколесные велоприцепы
– Наиболее грузоподъемный тип велоприцепов.
– Можно использовать на складах и для доставки товара.
– Трудно опрокинуть.
– Легко разгружать/нагружать.
– Имеют большие габариты и занимают много места при хранении.
– У прицепа есть поперечная болтанка на ухабах.
– Не располагают к мыслям о том, что много барахла возить с собой не обязательно.
Carla Cargo
Супер-прицеп Carla Cargo снабжен мотор-колесом. Поэтому возить на нем тяжелые грузы не составляет никакой проблемы.
Burley Kids
У компании Burley семь моделей велоприцепов имеющих третье (переднее) колесо. Все они разработаны для перевозки детей. Но переднее колесо используется только на парковке и когда прицеп задействуют, как детскую коляску. Обычно такие прицепы приобретают семьи родившие двойню.
Что купить?
Из тех моделей, что перечислены выше можно покупать любую (кроме Trenux (это стартап)) ориентируясь на свои субъективные предпочтения. Рынок велосипедных прицепов уже пол века среда весьма конкурентная. Производители дорожат своей репутацией. Цена соответствует качеству. Ситуация, когда производитель выпускает какую-то дерьмотележку и не разоряется попросту невозможна.
Если вы нацелились купить велосипедный прицеп малоизвестного производителя или собираетесь использовать качественный, но городской девайс для поездок по корням и ямам, будьте готовы к тому, что деньги окажутся продолбанными впустую.
Не забывайте о том, что не все поездки начинаются прямо от подъезда дома. До места старта ещё нужно добраться и часто на общественном транспорте. Если прицеп тяжелый и громоздкий это может стать неприятной проблемой.
Самодельные велосипедные прицепы
Я допускаю, что самодельный велосипедный прицеп может быть более качественным и дешевым, чем самый лучший из серийных. Но я таких не встречал. Подозреваю, что причина тут не в бесталанности кустарей, а в том, что у известных контор производящих эти тележки, сотни тысяч тестеров, которыми являются сами покупатели. Прицепы эксплуатируют в самых разнообразных условиях, их пытаются сломать и ломают всеми возможными способами. Информация о поломках, недоделках и слабых узлах льется на производителей неиссякаемым потоком в виде рекламаций и запросов комплектующих из сервисных центров. В результате производители адаптируют конструкции к недружелюбной им реальности. Если они не будут этого делать, то прогорят. Все удержавшиеся на рынке модели велоприцепов дорабатывались годами и имеют не надуманное, а реальное соотношение цена/качество.
Текст: Дмитрий Константинов
Видео: производителей